Дополнительная общеразвивающая программа «Усть-Кут в живописи и графике»
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5, 6, 7, 8, 9, 10 класс)

        Одной из приоритетных задач «Концепции модернизации Российского образования» является задача создания системы специализированной, профильно-ориентированной подготовки, направленной на индивидуализацию и социализацию обучения.

В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

Изобразительное искусство является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все виды искусства: живопись, графику, скульптуру, декоративно-прикладное искусство, архитектуру, дизайн, зрелищные и экранные искусства.

В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом. Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности подростка через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dorab._ust-kut_v_zhivopisi_2019_04.2_1.docx130.24 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации  

Министерство образования Иркутской области

Управление образованием

Усть-Кутского муниципального образования

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Лицей

Дополнительная общеразвивающая программа

«Усть-Кут в живописи и графике»

для обучающихся: 11-16 лет

срок реализации: 2 года

Бантыш Нина Анатольевна,

педагог дополнительного образования,

высшей  квалификационной категории

         

Усть- Кут

2020

Пояснительная записка

         Настоящая дополнительная общеразвивающая программа «Усть-Кут в живописи» » разработана с учетом Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.1012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; Концепции развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года№17-26-р), Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Постановления « Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно – эпидемиологических требований к устройству, содержанию, и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденным Главным государственным санитарным врачом РФ 4 июля 2014 года № 41;  Письма Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи от 18.11.2015 года  № 09-3242 « О направлении информации. Методические рекомендации по проектированию  дополнительных общеразвивающих  программ (включая разноуровневые программы)», Методических рекомендаций по проектированию  дополнительных общеразвивающих  программ; Устава МОУ Лицея УКМО; Лицензии МОУ Лицея УКМО на образовательную деятельность;  Программы развития МОУ Лицея  УКМО на 2016 – 2021г.г. 

Направленность программы: художественная, уровень сложности программы: базовый.

               Актуальность и педагогическая целесообразность программы.

        Одной из приоритетных задач «Концепции модернизации Российского образования» является задача создания системы специализированной, профильно-ориентированной подготовки, направленной на индивидуализацию и социализацию обучения.

В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

Изобразительное искусство является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все виды искусства: живопись, графику, скульптуру, декоративно-прикладное искусство, архитектуру, дизайн, зрелищные и экранные искусства.

В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом. Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности подростка через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого.

В соответствии с Концепцией развития дополнительного образования детей в Российской Федерации,  утвержденной распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 года № 1726-Р, содержание дополнительной образовательной программы ориентировано на: создание необходимых условий для личностного развития  учащихся, позитивной социализации; удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии; формирование и развитие творческих способностей учащихся, выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся; обеспечение духовно-нравственного, гражданского, патриотического, трудового воспитания учащихся.

Отличительные особенности программы.  В дополнении всего сказанного,  в целях воспитания патриотизма  и была создана  дополнительная общеразвивающая программа  художественной направленности   «Усть-Кут в живописи». Программа  направлена  на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству, воплощает в себе новый подход к художественно-творческому развитию обучающихся, который заключается в постановке и реализации принципиально новых задач художественной педагогики, из которых ведущая - формирование художественной культуры как неотъемлемой части культуры духовной.

       Адресат программы – программа предназначена для обучающихся 11-16 лет,    учитываются потребности и интересы подростков, их возрастные психологические и познавательные возможности.

                        Срок освоения программы: 2  года обучения,72 недели, 18 месяцев

                      Форма обучения – очная. 

                       Режим занятий: первый год обучения  является вводным и направлен на      

                первичное    знакомство учащихся  с изобразительным искусством, 2 раза в неделю

                по два учебных часа.

        Второй год обучения закрепляет у обучающихся знания, полученные на первом году обучения,  даёт базовую подготовку , 2 раза в неделю по 2 учебных часа. Перерыв между занятиями 10 минут.

                    Цель программы: 

приобщение  подростков через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение, воспитанию патриотизма.

    Задачи: 

  •  освоение практических приемов и навыков

изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).

  •  формирование эмоционально-ценностного

отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества –  как основу  приобретения личностного опыта;

  • развития творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру  цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей.

Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

    Объем программы 

                Всего 288 часов, 2 года обучения,   (144 часа в год).

Содержание программы

Первый год обучения

Название  раздела и тем

Основные узловые моменты

I

Введение в программу (4 часа)

1.1

Вводное занятие

Собеседование (входной контроль).

1. Ознакомление с работой детского объединения  «Юный художник» Проведение вводного инструктажа по Т.Б.

2. Рассказ с элементами беседы по теме: «Изобразительное искусство в жизни человека». Тест (приложение1, первая часть)

1.2  

Источники наших знаний об изобразительном искусстве.

1.Инструменты,  необходимые для работы на занятиях.

2. Рисование на свободную тему.

Практическая работа:  Рисунок.

II

Основы рисунка. Изобразительные средства рисунка(12 часов)

2.1  

Знакомство с материалами для занятий изобразительным  искусством.  

1.Правила. Законы. Умение познавать мир через рисунок.

2.Знакомство с произведениями художников, выполненных в разнообразных техниках.

Практическая работа:  Гуашь, масло

2.2.

Все о графике: правила, законы, приемы.

1.Материалы и инструменты. Краска как вид рисовального материала. Бумага.

2.Один инструмент на разных основаниях.

3.Выполнение рисунка на разных основаниях; картоне, оберточной бумаге, ватмане.

2.3.  

 Изображение  пятном. От точки к фигуре в пространстве. Контрасты. Линии объемного характера.

1.Изучение природного материала.

2.Бережное отношение к красоте природы  через изображение, рисунок.

Практическая работа:  Рисунок.

2.4.

Линия горизонта. Силуэт дерева.

1.Передача в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов.

2.Развитие интереса к познанию окружающего мира через наблюдение природных явлений.

Практическая работа:  Пленэр.

2.5.

Изображение в объеме. Принципы ограничения пространства.

1.Работа с природным материалом, сравнение, анализ.

2. Беседа

Практическая работа: Фотосессия.

III.

Основы  цветоведения.  Живопись – искусство цвета(12 часов)

3.1

Первичные цвета. Цветовая гамма.

1.Цветоведение. Живописные техники.

2.Беседа. Цвета и оттенки в природе.

Практическая работа: Цветовой круг.

3.2  

Красоту нужно уметь замечать. Природа цвета.

1.Изучение фактуры природных форм.

 2.Картины русских художников.

Практическая работа: Монотипия.

3.3.

Монохромная живопись. Свет, цвет, форма.

Практическое выполнение задания отмывкой.

3.4.

Декоративное чувство фактуры. Плоская и объемная фактура.

Практическое выполнение заданий : зарисовка квадратного формата мелким растром, контрастные линии, зигзагообразные линии, волнистые линии.

3.5.    

Рисуем дерево тампованием. Силуэты в рисунке. Контрасты между силуэтами.  

1.Творческие работы на основе собственного замысла.

2.Экскурсия «Здравствуй, мир!» на «Домашний» остров.

Практическая работа: Тампование. Тонирующие линии. Отмывка.

3.6.

Бабочки. Узоры на крыльях. Контурная линия. Тонирующая линия. Увеличение. Негатив.

1.Рассказ о бабочках. Выбор выразительных средств.

2. Природные связи, анализ, выводы.

Практическая работа: Изображение с натуры, по памяти и воображению бабочки.

IV.

Изображение растительного мира. Изображение животного мира

(12 часов)

4.1

Выполнение линейных рисунков трав. Перекрывающее положение линий. Штриховка.

1.Правила рисования с натуры, по памяти и представлению.

2.Развитие наблюдательности за растительным  миром через сравнения, анализ, просмотр иллюстраций, альбомов.

Практическая работа: Выполнение рисунка в цвете

4.2

В гостях у осени. И.Грабарь. И. Левитан. И.Шишкин. Осень в поэзии. Современные поэты о временах года.

1.Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции.

2. Знакомство с отдельными композициями выдающихся художников: И. И. Левитан «Золотая осень»

Практическая работа: Рисование с натуры простых по очертанию и строению объектов.

4.3

Изображение осеннего букета. Контрастные цвета.

Малые голландцы. Русские художники. И. Хруцкий,  К. Петров-Водкин., В.Стожаров.

1.Изображение на заданную тему.

2. Взаимосвязь изобразительного искусства с  музыкой, литературой. Виды и жанры изобразительных искусств.

Практическая работа: Создание композиции рисунка  осеннего букета гуашью, маслом.

4.4  

Красивые рыбы. Графика. Тушь. Отмывка. Живопись.

1.Правила рисования с натуры, по памяти и представлению.

2. Выбор и применение выразительных средств, предназначенных    для реализации собственного замысла в рисунке.

Практическая работа: Выполнение набросков рыб в цвете, в графике.

4.5.

Пленэр. Река Лена. Экскурсия. Фотосъемка.

Анализ наблюдений. Работа по фотографиям. Изображение воды.

4.6.

Природа в изображении русских художников (И.Шишкин,А. Куинджи,А.Саврасов, Н. Ромадин,А.Герасимов, И.Левитан)

1.Анализ произведений. Приемы изображений.

2.Выполнение практических заданий по мотивам произведений русских художников.

V.

Основы композиции. Взаимосвязь элементов в произведении

(12 часов)

5.1    

Понятие композиции.

1.Знание основных законов композиции

2. Выбор главного композиционного центра.

Практическая работа: Упражнение на  заполнение свободного пространства на листе

5.2  

Композиция в рисунке. Изображение осенних плодов.

1.Ознакомление с творчеством художников-аниматоров.

 2.Отработка навыков в изображении предметов сложной формы.

Практическая работа: Наброски корзины с грибами и овощами  по памяти или по представлению, с натуры.

5.3  

 Виды композиции. Открытая и замкнутая композиция.

1.Правила рисования с натуры, по памяти и представлению

 2.Восприятие и передача красоты.

Практическая работа: Выполнение рисунка в цвете

5.4.

Статичная и динамичная композиция. Ритм.

1.Горизонталь. Вертикаль. Диагональ. Приемы построения композиций.

2.Выполнение практических заданий на статику и динамику.

5.5.

Другие виды композиции. Квадрат. Овал. Треугольник. Прямоугольник.

1.Ознакомление с произведениями современных художников в России.

2.Практическое выполнение заданий по построению композиции.  

5.6.

Геометрические композиции. Практическое применение.

1. Рисование узоров и декоративных элементов по образцам.

2.Выполнение заданий по построению геометрических орнаментов на предметах быта. 

Практическая работа: Освоение различных  приемов  работы  гуашью, отмывка акварелью.

 

VI

Орнамент. Стилизация (10 часов).

6.1.  

Орнамент из цветов, листьев и бабочек 

1.Законы построения орнаментов: симметрия, чередование элементов;

2.Цветовое решение. Понятие «стилизация», переработка природных форм  в декоративно-обобщенные.

Практическая работа: Самостоятельное составление орнаментов.

6.2.  

Орнамент из геометрических фигур.

1.Художественные техники и материалы в аппликации.  Техника безопасности. 2.Знакомство с материалами для выполнения аппликации.

Практическая работа: Выполнение орнамента из различных геометрических фигур.

6.3.  

Русское народное творчество в декоративном прикладном искусстве.

1. Произведения современных художников в России.

2 Рисование узоров и декоративных элементов по образцам.

Практическая работа:  Выполнение узора на предметах декоративно-прикладного искусства.

6.4.

Аппликация. Рисунки. Панно. Коллаж.

1. Обсуждение темы и композиции панно.

2. Практическое применение. Выполнение панно на тему.

VII.

Основы декоративно-прикладного искусства. Приобщение к истокам(12 часов)

7.1    

Сказка в декоративном искусстве.

1. Особенностями декоративно-прикладного искусства.

2. Образцы русского народного декоративно-прикладного искусства: русские матрешки, Хохлома, Городец, Полхов-Майдан.

Практическая работа: Составление эскизов и выполнение росписей на заготовках.

7.2  

Волшебные листья и ягоды.  Хохломская роспись.

1.Освоение основ декоративно-прикладного искусства.

2  Произведения народных художественных промыслов в России.

Практическая работа: Самостоятельное выполнение в полосе  растительных узоров.

7.3  

Узоры, которые создали люди. Дымковская игрушка.

1.Современные художники  в России.

2. Рисование узоров и декоративных элементов по образцам.

Практическая работа: Самостоятельное выполнение растительных и геометрических узоров.

7.4.

Жостовская роспись. Рисунки по мотивам росписи.

1.Обсуждение сюжета росписи.

2. Практическое выполнение рисунка , вписанного в круг, овал.

7.5  

Тема: Рисование кистью элементов Городецкого  растительного узора.

1.Основы декоративно-прикладного искусства.

2.Произведениями народных художественных промыслов в России.

Практическая работа: Рисование узоров и  декоративных элементов по образцам..

7.6.

Национальные мотивы. Связь времен.

Мастера  села Полхов-Майдан. Русская матрешка. Беседа на тему.

2. Зарисовки по национальным мотивам.

VIII

Жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет,

 натюрморт(16 часов)

8.1  

«Выдающиеся русские художники – И. Репин, И. Шишкин».

1.  Произведениями русского, советского и зарубежного изобразительного искусства

2.Виды и жанры искусства,  крупнейшие художественные музеи.

Практическая работа: Выполнение простейшего пейзажа по памяти и с репродукций.

8.2  

Родные просторы в произведениях русских художников и поэтов.

1.Красота окружающего мира. Взаимосвязь  литературы и изобразительного искусства.  2.Произведения живописи русских художников.

Практическая работа: Рисование на основе наблюдений или по представлению.

8.3  

Городские и сельские пейзажи.

1. Навыки последовательной работы над тематическим рисунком.

2.Историческое прошлое нашей Родины.

Практическая работа: Рисование на основе наблюдений или по представлению.

8.4  

Фигуры человека.

1.Первичные навыки рисования с натуры человека. Тест (приложение 1, вторая часть)

Практическая работа: Рисование с натуры.

8.5    

Основы натюрморта. Рисование с натуры натюрморта

1.Передача настроения в творческой работе.

2.Работа над развитием чувства композиции.

Практическая работа: Рисование с натуры: кувшин и яблоко.

8.6.

Линейная перспектива. Воздушная перспектива. Угловая перспектива.

1. Повторение приемов построения перспективы. Законы перспективы.

2.Выполнение заданий на построение перспективы.

8.7.

Пейзаж в перспективе.

1.Обсуждение задания. Выбор времени года.

2. Выполнение пейзажа . Живопись.

8.8.

Графика. Объем средствами светотени.

1. Графические методы построения окружающих предметов.

2. Практическое задание на построение объема. Карандаш.

IX

Тематическое рисование (34 часа)

9.1.  

Красота родной природы.

1.Красота сибирской природы.  

 2.Развитие эстетического восприятия  мира.

Практическая работа: Выполнение  эскиза Усть-Кутского пейзажа по памяти и представлению. Аппликация.

9.2.

Составление мозаичного панно «Спящий город».

1.Работа над выразительными средствами в рисунке, аппликации.

2.Передача настроения в творческой работе с помощью  цвета, композиции, объёма.

Практическая работа: Передача настроения в творческой работе с помощью  цвета, композиции, объёма.

9.3.

Рисование на тему «Закат солнца».

1.Элементарные основы живописи  2.Совершенствование навыков рисования в цвете.

Практическая работа: Рисование на основе наблюдений или по представлению.

9.4.

Рисование на тему «Восход  солнца».

1.Основы воздушной перспективы.  2.Совершенствование навыков рисования в цвете.

Практическая работа:  Рисование на основе наблюдений или по представлению.

9.5.

Рисование на тему:  «Пейзаж с радугой».

1.Особенности художественного творчества: художник и зритель.

2. Освоение основ рисунка.

Практическая работа: Рисование на основе наблюдений или по представлению.

9.6.

Рисование на тему: «Времена года в Приленье»

1.Основы воздушной перспективы.  2.Совершенствование навыков рисования в цвете.

Практическая работа: Рисование на основе наблюдений или по представлению.

9.7

Рисование на тему: «Сибирская тайга»

1.Элементарные основы живописи.

2. Основы воздушной перспективы.  Навыки рисования в цвете.

Практическая работа: Рисование на основе наблюдений или по представлению.

9.8.

Рисование на тему: «Городские пейзажи».

1.Элементарные основы живописи. Основы воздушной перспективы.

2. Совершенствование навыков рисования в цвете.

Практическая работа: Рисование на основе наблюдений или по представлению.

9.9.

Обобщение знаний по изображению пейзажей

1. Повторение сведений о приемах и методах построения пейзажей.

2. Обучение умению простейшими средствами  передавать движение воды

Практическая работа: Передача настроения в творческой работе с помощью  цвета, композиции, объёма.

X.

Оформительские, творческие и выставочные работы (6 часов).

10.1.  

 Мы – юные дизайнеры.

1.Дизайн как область искусства предметного мира. 2.Критерии, ценности дизайнерских разработок.

Практическая работа: Дизайнерское оформление работ.

10.2.

Знакомство с различными гарнитурами шрифтов.

1.Изучение типов шрифтов.

2. Выполнение отдельных видов шрифтов. Графика.

10.3.

Искусство оформления книги

1.Книга в нашей жизни.

2. Оформляем титульный лист.

10.4

Промежуточная аттестация.

Защита  творческих проектов.

XI.

Наработки навыков и умений и их практическое применение в оформлении работ и творческих выставок (14 часов) .

11.1.

Виды изобразительного искусства  и архитектуры.

Живопись. Графика.

1.Виды живописи. Графика. Архитектура.

2.История русской живописи.

Практическая работа:  Просмотр фильмов о художниках, иллюстраций, знакомство с книгами о художниках и живописи в изостудии и в библиотеках..

11.2.

Дизайнерское оформление работ.

1.Обобщение знаний по дизайну

2. Дизайнерское оформление работ

Практическая работа: Оформление выставок.  Работа с багетами, изготовление и грунтовка холстов.

11.3.

Итоговое занятие

Подведение итогов. Обсуждение итогов года. Планирование мероприятий.

Итого:

144 часа

Содержание программы

Второй  год обучения

Название  раздела и тем

Основные узловые моменты

I

Введение в программу(4 часа)

1.1

Вводное занятие

1. Ознакомление с работой детского объединения  «Юный художник» Проведение вводного инструктажа по Т.Б.

2. Рассказ с элементами беседы по теме: «Изобразительное искусство в жизни человека»

1.2  

Источники наших знаний об изобразительном искусстве.

1.Инструменты,  необходимые для работы на занятиях.

2. Рисование на свободную тему.

Практическая работа:  Рисунок.

II

Основы рисунка. Изобразительные средства рисунка (12 часов)

2.1  

Знакомство с материалами для занятий изобразительным  искусством.  

1.Правила. Законы. Умение познавать мир через рисунок.

2.Знакомство с произведениями художников, выполненных в разнообразных техниках.

Практическая работа:  Гуашь, масло

2.2.

Все о графике: правила, законы, приемы.

Рисунок графитным карандашом, рисунок ластиком, цветными мелками.

1.Материалы и инструменты. Краска как вид рисовального материала. Бумага.

2.Один инструмент на разных основаниях. Инструменты и техника рисунка.

Практическая работа:  Выполнение рисунка на разных основаниях; картоне, оберточной бумаге, ватмане.

2.3.  

 Изображение  пятном. От точки к фигуре в пространстве. Контрасты. Силуэт и линия. Линии объемного характера. Рисование основных геометрических форм.

1.Изучение природного материала.

2.Бережное отношение к красоте природы  через изображение, рисунок.

Практическая работа:  Рисунок.

2.4.

Линия горизонта. Силуэт дерева. Природная форма.

Измерения.

1.Передача в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов.

2.Развитие интереса к познанию окружающего мира через наблюдение природных явлений.

Практическая работа:  Пленэр.

2.5.

Изображение в объеме. Принципы ограничения пространства. Основные двухмерные фигуры. Основные трехмерные формы.

1.Работа с природным материалом, сравнение, анализ.

2. Беседа

Практическая работа: Рисунки в карандаше.

III.

Основы  цветоведения.  Живопись – искусство цвета(12 часов)

3.1

Первичные цвета. Цветовая гамма. Восприятие цвета. О природе цвета.

1.Цветоведение. Живописные техники.

2.Беседа. Цвета и оттенки в природе.

Практическая работа: Цветовой круг.

3.2  

Красоту нужно уметь замечать. Пространственные свойства цвета.

1.Изучение фактуры природных форм.

 2.Картины русских художников.

Практическая работа: Монотипия.

3.3.

Монохромная живопись. Свет, цвет, форма. Светлотный и цветовой контрасты.

Практическое выполнение задания отмывкой.

3.4.

Декоративное чувство фактуры. Плоская и объемная фактура. Как свет определяет фактуру.

Практическое выполнение заданий : зарисовка квадратного формата мелким растром, контрастные линии, зигзагообразные линии, волнистые линии.

3.5.    

Рисуем дерево. Силуэты в рисунке. Контрасты между силуэтами.  Силуэт и иллюзия объема.

 Плэнер.

1.Творческие работы на основе собственного замысла.

2.Экскурсия «Здравствуй, мир!» на «Домашний» остров.

Практическая работа: Тампование. Тонирующие линии. Отмывка.

3.6.

Бабочки. Узоры на крыльях. Контурная линия. Тонирующая линия. Увеличение. Негатив. Контурный рисунок.

1.Рассказ о бабочках. Выбор выразительных средств.

2. Природные связи, анализ, выводы.

Практическая работа: Изображение с натуры, по памяти и воображению бабочки. Рисунок пером, кистью, капиллярной ручкой, фломастером.

IV.

Изображение растительного мира. Изображение

животного мира (12 часов)

.

4.1

Выполнение линейных рисунков трав. Перекрывающее положение линий. Штриховка. Детальный набросок.

1.Правила рисования с натуры, по памяти и представлению.

2.Развитие наблюдательности за растительным  миром через сравнения, анализ, просмотр иллюстраций, альбомов.

Практическая работа: Выполнение рисунка в цвете. Рисуем на природе.

4.2

В гостях у осени. И.Грабарь. И. Левитан. И.Шишкин. Осень в поэзии. Современные поэты о временах года.

Осенняя палитра.

1.Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции.

2. Знакомство с отдельными композициями выдающихся художников: И. И. Левитан, И.Шишкин, И. Грабарь. Анализ композиции и цветового решения по репродукциям.

Практическая работа: Рисование с натуры натюрморта.

4.3

Изображение осеннего букета. Контрастные цвета.

Малые голландцы. Русские художники. И. Хруцкий,  К. Петров-Водкин., В.Стожаров. Натюрморты художника Ильи Машкова.

1.Изображение на заданную тему.

2. Взаимосвязь изобразительного искусства с  музыкой, литературой. Виды и жанры изобразительных искусств.

Практическая работа: Создание композиции рисунка  осеннего букета, осеннего натюрморта  гуашью, маслом.

4.4  

Красивые рыбы. Графика. Тушь. Отмывка. Живопись.

Матисс  «Красные рыбы».

Художники – анималисты.

Творчество Василия Ватагина, Михаила Кукунова.

1.Правила рисования с натуры, по памяти и представлению.

2. Выбор и применение выразительных средств, предназначенных    для реализации собственного замысла в рисунке.

Практическая работа: Выполнение набросков рыб в цвете, в графике, отмывке.

4.5.

Пленэр. Река Лена. Фотосъемка. Городские и сельские пейзажи.

Анализ наблюдений. Работа по фотографиям. Правила  изображение воды. Отражение.

4.6.

Природа в изображении русских художников. Двенадцать месяцев в творчестве художника – пейзажиста Бориса Щербакова.

1.Анализ произведений. Приемы изображений.

2.Выполнение практических заданий по мотивам произведений русских художников.

Пейзажи.

V.

Основы композиции. Взаимосвязь элементов

в произведении(10 часов)

5.1    

. Пять составляющих композиции (край, линия, тон, цвет, фактура).

1.Знание основных законов композиции. Линейная композиция.

2. Выбор главного композиционного центра.

Практическая работа: Упражнение на  заполнение свободного пространства на листе.

5.2  

Композиция  в рисунке.

Композиционная схема.

1.Ознакомление с творчеством художников-аниматоров.

 2.Отработка навыков в изображении предметов в различных композиционных схемах.

Практическая работа: Наброски корзины с грибами и овощами. Осенний натюрморт по памяти или воображению.

5.3  

 Виды композиции.

Открытая и замкнутая композиция. Композиция вертикальная и горизонтальная, в форме прямоугольника или квадрата.

1.Значение композиции.

 2.Восприятие и передача красоты при помощи геометрии.

Практическая работа: Выполнение  рисунков на закрепление темы «Композиция»

5.4.

Статичная и динамичная композиция. Ритм. Тональная композиция.

1.Горизонталь. Вертикаль. Диагональ. Приемы построения композиций. Четыре типа линейной композиции.

2.Выполнение практических заданий на статику и динамику.

5.5.

Другие виды композиции.

1.Ознакомление с произведениями художников  мира с точки зрения композиции.

2.Практическое выполнение заданий на построение композиционных схем.

5.6.

Виды композиции на  художественных примерах. Рисунки, живопись.

1. Композиционные схемы.

2.Выполнение заданий по теме «Композиция»

Практическая работа: Освоение различных  приемов  в построении композиции.

 

VI

Орнамент. Стилизация (12 часов)

6.1.  

Орнамент из цветов, листьев и бабочек. Орнамент шаг за шагом. 

1.Законы построения орнаментов: симметрия, чередование элементов;

2.Цветовое решение. Понятие «стилизация», переработка природных форм  в декоративно-обобщенные.

Практическая работа: Самостоятельное составление орнаментов.

6.2.  

Орнамент из геометрических фигур. Ритм.

Керамика. Южная Туркмения.

Балхарская керамика. Дагестан.

1.Художественные техники и материалы.  Техника безопасности.

2.Знакомство с материалами для выполнения аппликации.

Практическая работа: Выполнение орнамента из различных геометрических фигур.

6.3.  

Русское народное творчество в декоративном прикладном искусстве.

Красота орнамента из растительных форм. Художественные элементы орнамента.

1. Произведения современных художников в России.

2 Рисование узоров и декоративных элементов по образцам.

Практическая работа:  Выполнение узора на предметах декоративно-прикладного искусства. Тарелка. Кувшин.

6.4.

Аппликация. Бумага. Картон. Ткань. Рисунки. Панно. Коллаж. Городские и сельские мотивы.

1. Обсуждение темы и композиции панно.

2. Практическое применение. Выполнение панно на тему.

VII.

Основы декоративно-прикладного искусства. Приобщение к истокам (16 часов)

7.1    

Сказка в декоративном искусстве. От наброска до сказки.

1. Особенностями декоративно-прикладного искусства.

2. Образцы русского народного декоративно-прикладного искусства: русские матрешки, Хохлома, Городец, Полхов-Майдан.

Практическая работа: Составление эскизов и выполнение росписей на заготовках.

7.2  

Волшебные листья и ягоды.  Хохломская роспись. Отличительные особенности хохломской росписи. История промысла.

1.Освоение основ декоративно-прикладного искусства.

2  Произведения народных художественных промыслов в России.

Практическая работа: Самостоятельное выполнение в полосе  растительных узоров.

7.3  

Узоры, которые создали люди. Дымковская игрушка. Современное применение.

1.Современные художники  в России.

2. Рисование узоров и декоративных элементов по образцам.

Практическая работа: Самостоятельное выполнение растительных и геометрических узоров.

7.4.

Жостовская роспись. Рисунки по мотивам росписи. Роспись по металлу. История. Живая форма. Декоративная обобщенность.

1.Обсуждение сюжета росписи.

2. Практическое выполнение рисунка, вписанного в круг, овал. Цветы: крупные садовые, мелкие полевые.

7.5  

Тема: Рисование кистью элементов Городецкого  растительного узора. Бубенчик. Купавка. Розан.

1.Основы декоративно-прикладного искусства.

2.Произведениями народных художественных промыслов в России.

Практическая работа: Рисование узоров и  декоративных элементов по образцам..

7.6.

Национальные мотивы. Связь времен. Жизнерадостная Городецкая. Злато -солнечная Хохлома. Красавица Гжель. Мезенская роспись – мировосприятие славян.

1.Мастера  села Полхов-Майдан. Русская матрешка. Беседа на тему.

2. Зарисовки по национальным мотивам.

Тест (приложение 2)

VIII

Жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт(12 часов)

8.1  

Мировое художественное наследие в жанрах изобразительного искусства.

1.Знакомство с  произведения русского, советского и зарубежного изобразительного искусства

2.Виды и жанры искусства,  крупнейшие художественные музеи.

Практическая работа: Выполнение простейшего пейзажа по памяти и с репродукций.

8.2  

Родные просторы в произведениях русских художников и поэтов.

Жизнь природы в творчестве художника –пейзажиста Николая Ромадина

1.Красота окружающего мира. Взаимосвязь  литературы и изобразительного искусства.  2.Произведения живописи русских художников.

Практическая работа: Рисование на основе наблюдений или по представлению.

8.3  

Городские и сельские пейзажи в разное время года. Природа в разное время суток на картинах художников. А. Куинджи. И.Левитан.

1. Навыки последовательной работы над тематическим рисунком.

2.Историческое прошлое нашей Родины.

Практическая работа: Рисование на основе наблюдений или по представлению.

8.4  

Фигуры человека. Фигура в перспективе.

1.Первичные навыки рисования с натуры человека.

Практическая работа: Рисование с натуры.

8.5    

Основы натюрморта. Рисование с натуры натюрморта. Голландские и Фламандские художники. Натюрморт в русской живописи.

1. Анализ картин. Передача настроения в творческой работе.

2.Работа над развитием чувства композиции.

Практическая работа: Рисование с натуры: кувшин и яблоко.

8.6.

Линейная перспектива. Воздушная перспектива. Угловая перспектива. Обратная,  сферическая, тональная,  перцептивная перспектива.

1. Повторение приемов построения перспективы. Законы перспективы.

2.Выполнение заданий на построение перспективы.

8.7.

Пейзаж в перспективе. Развитие пейзажа в Европейском искусстве. Пейзаж в русской и советской живописи.

1. Пейзаж в мировом искусстве. Фильмы. Слайды. Презентации.

Обсуждение задания. Выбор времени года.

2. Выполнение пейзажа . Живопись.

8.8.

Графика. Объем средствами светотени. Тональный контраст.

В.Фаворский. А. Дюрер.

1. История графики. Графические методы построения окружающих предметов.

2. Практическое задание на построение объема. Карандаш.

IX

Тематическое рисование (34 часа)

9.1.  

Красота родной природы.

Порыв ветра, звук дождя, плеск волны и кисть художника. Творчество русских художников.

1 Творчество русских художников Иллюстрации.  Презентация.  Красота сибирской природы.  

 2.Развитие эстетического восприятия  мира.

Практическая работа: Выполнение  эскиза Усть-Кутского пейзажа по памяти и представлению. Аппликация.

9.2.

Составление мозаичного панно «Спящий город». Смешанные техники.

1.Работа над выразительными средствами в рисунке, аппликации.

2.Передача настроения в творческой работе с помощью  цвета, композиции, объёма.

Практическая работа: Выполнение панно.

9.3.

Рисование на тему «Закат солнца». Контражур. Световая перспектива.

1.Элементарные основы живописи  2.Совершенствование навыков рисования в цвете.

Практическая работа: Рисование на основе наблюдений или по представлению.

9.4.

Рисование на тему «Восход  солнца». Контражур. Эффектное выразительное освещение. Снег. Вода. Деревья.

1.Основы воздушной перспективы.  Перспектива линейная. Построение.

2.Совершенствование навыков рисования в цвете.

Практическая работа:  Рисование на основе наблюдений или по представлению.

9.5.

Рисование на тему:  «Пейзаж с радугой», «Дождливый день», «Город под снегом»

1.Особенности художественного творчества: художник и зритель.

2. Основы рисунка. Живопись. Закрепление.

Практическая работа: Рисование на основе наблюдений или по представлению.

9.6.

Рисование на тему: «Времена года в Приленье»

Плэнер.

1.Основы воздушной перспективы.  2.Совершенствование навыков рисования в цвете.

Практическая работа: Рисование на основе наблюдений или по представлению.

9.7

Рисование на тему: «Сибирская тайга».

Пленэр.

1.Пейзажи. Перспектива.

2. Основы воздушной перспективы.  Рисования в цвете.

Практическая работа: Рисование на основе наблюдений или по представлению.

9.8.

Рисование на тему: «Городские пейзажи». Город в разное время года.

1. Основы живописи. Основы воздушной перспективы.

2. Совершенствование навыков рисования в цвете.

Практическая работа: Рисование на основе наблюдений или по представлению.

9.9.

Обобщение знаний по изображению пейзажей.

Пейзаж как жанр изобразительного искусства.

1. История.  Повторение сведений о приемах и методах построения пейзажей.

2.Повторение способов  изображения воды.

Практическая работа: Передача настроения в творческой работе с помощью  цвета, композиции, объёма.

X.

Оформительские, творческие и выставочные работы (8 часов)

.

10.1.  

 Мы – юные дизайнеры.

Дизайн – искусство XX века.

1.Дизайн как область искусства предметного мира. 2.Критерии, ценности дизайнерских разработок.

Практическая работа: Дизайнерское оформление работ.

10.2.

Знакомство с различными гарнитурами шрифтов. Графика букв. Модификация шрифта.

1.Изучение типов шрифтов.

2. Выполнение отдельных видов шрифтов. Графика.

10.3.

Искусство оформления книги. Книжная графика.

1.Книга в нашей жизни.

2. Оформляем титульный лист.

XI.

Наработки навыков и умений и их практическое применение в оформлении работ и творческих выставок (12 часов) .

11.1.

Виды изобразительного искусства  и архитектуры.

Живопись. Графика.

1.Виды живописи. Графика. Архитектура.

2.Фрагменты из истории русской живописи.

Практическая работа:  Просмотр фильмов о художниках, иллюстраций, знакомство с книгами о художниках и живописи в изостудии и в библиотеках..

11.2.

Дизайнерское оформление работ. Дизайн как среда жизни человека.

1.Обобщение знаний по дизайну

2. Дизайнерское оформление работ

Практическая работа: Оформление выставок.  Работа с багетами, изготовление и грунтовка холстов.

11.3.

Итоговое занятие

Итоговая аттестация: выставки творческих работ.

Итого:

  1.  часа.

Планируемые результаты:

     Дети, в процессе усвоения программных требований получают опыт  формирования живописного восприятия реальной действительности,  развивают ассоциативное мышление, навыки ориентации в пространстве, проецирования на плоскости,  все это является  ведущим ключом  к пониманию математических, физических моделей и освоению других значимых дисциплин.

 Обучающийся первого года обучения должен  знать:

  • отличительные особенности основных видов и жанров изобразительного искусства;
  • ведущие элементы изобразительной грамоты – линия, штрих, тон в рисунке и в живописи, главные и дополнительные, холодные и теплые цвета;
  • основы  цветоведения,  манипулирование  различными мазками, азы рисунка, живописи и композиции.

Уметь:

  • передавать на бумаге форму и объем предметов, настроение в работе;
  • понимать, что такое натюрморт,  пейзаж, светотень (свет, тень,

полутон, падающая тень, блик, рефлекс), воздушная перспектива, освещенность, объем, пространство, этюд с натуры, эскиз, дальний план, сюжет;

  • понимать, что такое линейная перспектива, главное, второстепенное,

композиционный центр;

  • передавать геометрическую основу  формы предметов, их соотношения

в пространстве и в соответствии с этим – изменения размеров;

  • выполнять декоративные и оформительские работы на заданные темы;

Обучающийся  сможет решать следующие жизненно-практические задачи:

  • владеть гуашевыми, акварельными (отмывка), масляными  красками,

графическим материалом, использовать подручный материал;

  • проявлять интерес к первым творческим успехам товарищей;

Обучающийся второго  года обучения должен  знать:

  • Особенности художественных средств различных видов и жанров

изобразительного искусства.

  • Отдельные произведения выдающихся мастеров русского

 изобразительного искусства прошлого и настоящего.

  • Закономерности конструктивного строения изображаемых предметов,

основные закономерности наблюдательной, линейной и воздушной перспективы, светотени, элементов   цветоведения, композиции.

  • Различные приёмы работы карандашом, акварелью (отмывка), гуашью,

маслом.

  • Деление изобразительного искусства на жанры, понимать специфику

их изобразительного языка.

  • Роль изобразительного искусства в духовной жизни человека,

обогащение его переживаниями и опыт предыдущих поколений.                                        

Уметь:

  • применять на практике законы цветоведения, правила рисунка,

живописи и композиции, чувствовать и уметь передать гармоничное сочетание цветов, тональные и цветовые отношения;

  • правильно определять размер, форму, конструкцию и пропорции

предметов и грамотно изображать их на бумаге;

  • передать в работе не только настроение, но и собственное отношение

к изображаемому объекту;

  • передавать в рисунке, живописи и сюжетных работах объем

и пространственное положение предметов средствами перспективы и светотени;

  • наблюдать в природе и передавать в сюжетных работах влияние

воздушной перспективы;

  • в сюжетных работах передавать движение;
  • искать наилучшее композиционное решение в эскизах, самостоятельно

выполнять наброски и зарисовки к сюжету;

  • приобретет навыки творческого видения и корректного обсуждения выполненных работ.

Метапредметные  результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;
  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;

работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления
  • Выявлять причины и следствия простых явлений.
  • осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить логическое  рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
  • создавать схематические модели с выделением  существенных

характеристик объекта.

Коммуникативные УУД:

  • Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве

необходимую взаимопомощь.

  • Уметь работать в группе – устраивать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Комплекс организационно- педагогических условий:

Учебно-тематический план 1 год обучения

№ п/п

Название разделов и тем

Общее кол-во

часов

Теория

Практика

Форма организации  занятий

Практика

Форма аттестации

I.

Введение в программу

4

2

2

1.1.

Вводное занятие

2

2

Беседа

Собеседование

1.2

Источники наших знаний об изобразительном искусстве

2

2

Беседа

Работа с карточками. Тест(приложение. 1, 1я часть)

II.

Основы рисунка. Изобразительные средства рисунка.

12

6

6

2.1

Знакомство с материалами для изобразительного искусства

4

4

Рассказ  преподавателя

2.2.

Все о графике: правила, законы, приемы.

2

2

Граф.

упражнения

2.3.

Изображение  пятном. От точки к фигуре в пространстве.

2

2

Граф.

упражнения

2.4.

Линия горизонта. Силуэт дерева.

2

2

Граф. упражнения

2.5.

Изображение в объеме. Принципы ограничения пространства.

2

2

Граф. упражнения

Самостоятельная работа

III.

Основы цветоведения.  Живопись – искусство цвета.

12

6

6

3.1.

Первичные цвета. Цветовая гамма.

2

2

Комбинированное занятие

3.2.

Красоту нужно уметь замечать.

2

2

Беседа

3.3.

Монохромная живопись. Свет, цвет, форма.

2

2

Комбинированное занятие

Работа гуашью

3.4.

Декоративное чувство фактуры. Рельефный рисунок. Процарапанный и перфорированный рисунок.

2

2

 Работа с различной фактурой

3.5.

Рисуем дерево тампованием. Растр в рисунке.

2

2

Рисование

3.6.

Бабочки. Узоры на крыльях. Контурная линия. Силуэты в рисунке.

2

2

Рисование

Составление цветовой гаммы

IV.

Изображение растительного мира. Изображение животного мира.

12

4

8

4.1.

Выполнение линейных рисунков трав.

2

2

Рисование

4.2.

В гостях у осени. И.Грабарь. И. Левитан. И.Шишкин. Осень в поэзии.

2

2

Беседа

4.3.

Изображение осеннего букета. И. Хруцкий.

2

2

Беседа

4.4.

Красивые рыбы.  Птицы Сибири. Графика.

2

2

Комбинированное занятие

Упражнения

4.5.

Пленэр. Река Лена. Экскурсия и фотосъемка.

2

2

Экскурсия

4.6.

Родная природа в творчестве русских художников (И.Шишкин, А.Саврасов,  К.Юон, И.Левитан)

2

2

Диалог об искусстве

Презентация

Сообщение о творчестве русских художников

V.

Основы композиции. Взаимосвязь элементов в произведении.

12

4

8

5.1.

Узор из кругов и треугольников.

2

2

Упражнения

5.2.

Композиция в рисунке. Изображение осенних плодов.

2

2

Живописная композиция

5.3.

Узор в полосе. Орнамент из цветов, листьев и бабочек. Раппортные рисунки.

2

2

Граф. упражнения

5.4.

Статичная и динамичная композиция. Композиция в рисунке. Композиционная схема.

2

2

Презентация

Упражнения

5.5.

Геометрические композиции. Ритмичная композиция. Контрапост.

2

2

Занятие получения новых знаний

Упражнения

5.6.

Декоративно-прикладное искусство. Праздничные краски узоров.

2

2

Работа с карточками

Практическая работа: составление узора

VI.

Орнамент. Стилизация.

10

4

6

6.1.

Орнамент из цветов, листьев и бабочек

2

2

Работа с апликацией

6.2.

Орнамент из геометрических фигур.

2

2

Упражнения

6.3.

Русское народное творчество в декоративном прикладном искусстве.

2

2

Беседа

6.4.

Аппликация. Коллаж. Выполнение панно.

4

4

Аппликация

Работа над панно

VII.

Основы декоративно-прикладного искусства. Приобщение к истокам

12

4

8

7.1.

Сказка в декоративном искусстве.

2

2

Беседа

7.2.

Волшебные листья и ягоды. Хохломская роспись.

2

2

Презентация

7.3.

Узоры, которые создали люди. Дымковская игрушка.

2

2

Беседа

7.4.

 Рисунки по национальным  мотивам Жостово.

2

2

Упражнения

7.5.

Рисование кистью элементов Городецкого растительного узора.

2

2

Живопись

7.6.

Национальные мотивы. Связь времен

2

2

Беседа

Творческая работа: составление орнамента

VIII

Жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт

16

4

12

8.1.

Выдающиеся русские художники - И.Репин, И.Шишкин

2

2

Беседа

8.2.

Родные просторы в произведениях русских художников и поэтов

2

2

Презентация

8.3.

Городские и сельские пейзажи.

2

2

Живопись

8.4.

Изображение фигуры человека.

2

2

Упражнения. Тест (приложение 1, часть 2)

8.5.

Основы натюрморта. Рисование с натуры.

2

2

Рисование

8.6.

Линейная перспектива. Воздушная перспектива. Угловая перспектива.

2

2

Упражнения

8.7.

Пейзаж в перспективе.  Графика.

2

2

Рисование

8.8.

Графика. Объем средствами светотени.

2

2

Рисование

Перспективный рисунок

IX.

Тематическое рисование.

34

12

22

9.1.

Красота родной природы

2

2

Дисскусия

9.2.

Составление мозаичного панно «Спящий город»

4

2

2

Аппликация

9.3.

Рисование на тему: «Закат»

2

2

Рисование

9.4.

Рисование на тему: «Восход солнца»

6

2

4

Рисование

9.5.

Рисование на тему:  «Пейзаж с радугой»

4

2

2

Рисование

9.6.

Рисование на тему: «Времена года в Приленье»

4

4

Рисование

9.7.

Рисование на тему: «Сибирская тайга»

4

2

2

Рисование

9.8.

Городские пейзажи.

4

4

Рисование

9.9.

Обобщение знаний по изображению пейзажей. Живопись. Графика.

4

2

2

Круглый стол

Самостоятельная работа по теме: пейзаж

X.

Оформительские, творческие и выставочные работы.

8

2

6

10.1.

Мы  - юные дизайнеры.

2

2

2

Дискуссия

10.2.

Знакомство с различными гарнитурами шрифтов. Рисуем буквы.

2

2

Упражнения

10.3.

Искусство оформления книги.

2

2

Беседа

Эскизы

Самостоятельная работа: эскиз придуманного шрифта

XI.

Наработки навыков и умений и их практическое применение в оформлении работ и творческих выставок

12

4

8

11.1.

Виды изобразительного искусства. Архитектура.

4

2

2

Занятие изучения новых знаний

11.2.

Дизайнерское оформление работ.

4

2

2

Практическая работа

Дизайнерское оформление работ

12.4.

Итоговое занятие

4

4

Защита проекта

ИТОГО

144

42

102

Учебно-тематический план

Второй   год обучения

№ п/п

Название разделов и тем

Общее кол-во

часов

Теория

Практика

Форма организации

Практика

Форма аттестации

I.

Введение в программу

4

2

2

1.1.

Вводное занятие

2

2

Беседа

1.2

Источники наших знаний об изобразительном искусстве

2

2

Рассказ преподавателя

II.

Основы рисунка. Изобразительные средства рисунка.

12

6

6

2.1

Знакомство с материалами для изобразительного искусства

4

4

Беседа

Упражнения в графике

2.2.

Все о графике: правила, законы, приемы.

2

2

Урок графики

2.3.

Изображение  пятном. От точки к фигуре в пространстве. Пятно в натуральной перспективе. Силуэт. Линия. Контрасты.

2

2

Диалоги об искусстве

Занятие: графика

2.4.

Линия горизонта. Силуэт дерева. Природная форма.  Измерения.

2

2

Графические упражнения

2.5.

Изображение в объеме. Принципы ограничения пространства. Компоновка. Объект в формате. Основные трехмерные формы.

2

2

Рисование, построение композиции

Самостоятельная работа

III.

Основы цветоведения.  Живопись – искусство цвета.

12

6

6

3.1.

Первичные цвета. Цветовая гамма. О природе цвета.

2

2

Беседа

Упражнения с цветом

3.2.

Красоту нужно уметь замечать. Пространственные  свойства цвета.

2

2

Диалоги об искусстве

3.3.

Монохромная живопись. Свет. Цвет. Форма. Светлотный  и цветовой контрасты.

2

2

Беседа

Упражнения в цвете

3.4.

Декоративное чувство фактуры. Техническая калька. Шершавая фактурная бумага. Мелованная бумага. Как свет определяет фактуру

2

2

Беседа

Работа с различной фактурой

3.5.

Рисуем дерево. Рисование «мокрое по мокрому». Размывка. Силуэты.  Силуэт и иллюзия объема.

2

2

Объяснение материала

Практическая работа

3.6.

Бабочки. Узоры на крыльях. Контурные линии. Растр. Тонирующие линии.

2

2

Иллюстрирование

Упражнения

Творческая работа:Узор в национальных традициях

IV.

Изображение растительного мира. Изображение животного мира.

12

4

8

4.1.

Выполнение линейных рисунков трав. Перекрывающее наложение линий. Тонирующие линии. Контурные линии.

2

2

Объяснение материала

Практическая работа

4.2.

В гостях у осени. Изображение осенних пейзажей в русской живописи.  Осенняя палитра.

2

2

Занятие:живопись

4.3.

Изображение осеннего букета. Малые голландцы. Натюрморт. Русская живопись.

2

2

Презентация

Занятие:живопись

4.4.

Красивые рыбы.  Птицы Сибири. Графика. Отмывка. Живопись.

2

2

Иллюстрирование

Занятие: графика

4.5.

Пленэр. Река Лена. Экскурсии. Фотосъемка.

2

2

Экскурсия

4.6.

Природа в изображении русских художников (И.Шишкин, И.Левитан, А. Саврасов, А. Куинджи). Творчество Б. Щербакова.

2

2

Диалог об искусстве

Сообщение о художниках

V.

Основы композиции. Взаимосвязь элементов в произведении.

12

4

8

5.1.

Композиция. Пять составляющих. Край. Линия. Цвет. Фактура.Тон.

2

2

Объяснение материала

Упражнения

5.2.

Композиция в рисунке. Изображение осенних плодов. Открытая, замкнутая композиция.

2

2

Комбинированное занятие

Практическая работа

5.3.

Виды композиции. Разные композиционные схемы. Вертикаль. Горизонталь. Прямоугольник. Квадрат.

2

2

Комбинированное занятие

Построение схем

5.4.

Статичная и динамичная композиция. Ритм. Тональная композиция.

2

2

Объяснение нового материала

Построение композиции

5.5.

Другие виды композиции. Симультанная композиция, геометрическая, многоплановая, зональная, кулисная.

2

2

Комбинированное занятие

Работа по карточкам

5.6.

Геометрические композиции. Практическое применение. Рисунок. Живопись.

2

2

Занятие: живопись

Создать композиционную схему

VI.

Орнамент. Стилизация.

10

4

6

6.1.

Орнамент из цветов, листьев и бабочек. Растительные орнаменты.

2

2

Занятие: живопись

6.2.

Орнамент из геометрических фигур. Геометрические  орнаменты.

2

2

Беседа

Занятие:живопись

6.3.

Русское народное творчество в декоративном прикладном искусстве.

2

2

Презентация Диалоги

6.4.

Аппликация. Рисунки. Панно. Коллаж.

4

4

Беседа

Занятие декоративного творчества

Создание панно

VII.

Основы декоративно-прикладного искусства. Приобщение к истокам

12

4

8

7.1.

Сказка в декоративном искусстве. От наброска до сказки.

2

2

Беседа

Эскизы

7.2.

Волшебные листья и ягоды. Хохломская роспись. История промысла.

2

2

Презентация Диалоги

7.3.

Узоры, которые создали люди. Дымковская игрушка. Дымковские мотивы и современность.

2

2

Презентация

Беседа

7.4.

Жостовская роспись. Рисунки по мотивам росписи.

2

2

Занятие декоративного творчества

7.5.

Рисование кистью элементов Городецкого растительного узора.

2

2

Живопись

7.6.

Национальные мотивы. Связь времен

2

2

Диалоги об искусстве

Тест(приложение 2)

Рисуем современный узор

VIII

Жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт

16

4

12

8.1.

Выдающиеся русские художники - И.Репин, И.Шишкин, А.Куинджи, А. Саврасов. Мировое художественное наследие.

2

2

Диалог об искусстве, презентация

8.2.

Родные просторы в произведениях русских художников и поэтов

2

2

Беседа

Живопись

8.3.

Городские и сельские пейзажи. Времена года.

2

2

Живопись

8.4.

Изображение фигуры человека. Фигура в перспективе.

2

2

Рисование , упражнения

8.5.

Основы  натюрморта.  Рисование с натуры.

2

2

Живопись

8.6.

Линейная перспектива.  Воздушная перспектива. Обратная перспектива. Угловая перспектива.

2

2

Объяснение нового материала

Рисование

8.7.

Пейзаж в перспективе. Сибирские пейзажи.

2

2

Живопись

8.8.

Графика. Объем средствами светотени. Тональный контраст.

2

2

Урок графики

Перспективный рисунок

IX.

Тематическое рисование.

34

4

30

9.1.

Красота родной природы.

2

2

Живопись

9.2.

Составление мозаичного панно «Спящий город», «Ночной город». Смешанные техники.

4

4

Занятие ДПИ

9.3.

Рисование на тему: «Закат». Контражур.

4

4

Живопись

9.4.

Рисование на тему: «Восход солнца». Контражур.

4

4

Живопись

9.5.

Рисование на тему:  «Пейзаж с радугой», Дождливый день», «Город под снегом».

4

4

Живопись

9.6.

Рисование на тему: «Времена года в Приленье». Плэнер.

4

4

Работа на пленэре

9.7.

Рисование на тему: «Сибирская тайга». Плэнер.

4

4

Работа на пленэре

9.8.

Городские пейзажи. Времена года.

2

4

Живопись

9.9.

Пейзажи. Приемы и методы. Живопись. Графика.

2

2

2

Объяснение нового материала

Практическая работа

X.

Оформительские, творческие и выставочные работы.

8

2

6

Натюрморт на фоне окна

10.1.

Мы  - юные дизайнеры.

4

2

2

Беседа

Оформление кабинета

10.2.

Знакомство с различными гарнитурами шрифтов. Популярные шрифты.

2

2

Комбинированное занятие

Практическая работа

10.3.

Искусство оформления книги.

2

2

Комбинированное  занятие

Практическая работа

Рисуем шрифты

XI.

Наработки навыков и умений и их практическое применение в оформлении работ и творческих выставок

12

2

10

11.1.

Виды и жанры изобразительного искусства. Архитектура.

2

2

Диалог об искусстве

11.2.

 Дизайнерское оформление работ.

4

4

Оформление живописных работ

Оформление работ

11.3.

Участие в выставках разного уровня

4

4

Подготовка к выставкам

Выставки в лицее, ЦДО, ДК «Магистраль», администрации, библиотеках

11.4.

Итоговое занятие

2

2

Беседа

Творческая выставка

ИТОГО

144

42

102

Календарный учебный график 1 год обучения

Раздел/месяц

IX

X

XI

XII

I

II

III

IV

V

Раздел № 1 «Введение в программу»

4

Раздел № 2  «Основы рисунка. Изобразительные средства рисунка»

8

4

Раздел № 3 «Основы цветоведения.  Живопись – искусство цвета»

12

Раздел № 4 «Изображение растительного мира. Изображение животного мира»

2

10

Раздел № 5 «Основы композиции. Взаимосвязь элементов в произведении»

8

4

Раздел № 6 «Орнамент. Стилизация»

10

Раздел № 7 «Основы декоративно-прикладного искусства. Приобщение к истокам»

4

8

Раздел № 8 «Жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт»

6

10

Раздел 9 «Тематическое рисование»

6

18

10

Раздел 10 «Оформительские, творческие и выставочные работы»

6

2

Раздел № 11. «Наработки навыков и умений и их практическое применение в оформлении работ и творческих выставок»

12

Промежуточная аттестация

Защита проекта

Всего: 144 часа

12

18

18

18

14

16

18

16

14

Календарный учебный график 2 год обучения

Раздел/месяц

IX

X

XI

XII

I

II

III

IV

V

Раздел № 1 «Введение в программу»

4

Раздел № 2  «Основы рисунка. Изобразительные средства рисунка»

8

4

Раздел № 3 «Основы цветоведения.  Живопись – искусство цвета»

12

Раздел № 4 «Изображение растительного мира. Изображение животного мира»

2

10

Раздел № 5 «Основы композиции. Взаимосвязь элементов в произведении»

8

4

Раздел № 6 «Орнамент. Стилизация»

10

Раздел № 7 «Основы декоративно-прикладного искусства. Приобщение к истокам»

4

8

Раздел № 8 «Жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт»

6

10

Раздел 9 «Тематическое рисование»

6

18

10

Раздел 10 «Оформительские, творческие и выставочные работы»

6

2

Раздел № 11. «Наработки навыков и умений и их практическое применение в оформлении работ и творческих выставок»

12

Итоговая аттестация

Творческая выставка

Всего: 144 часа

12

18

18

18

14

16

18

16

14

Оценочные материалы.

 Система контроля знаний и умений по программе включает в себя входной контроль в форме индивидуального собеседования, текущий контроль в форме самостоятельной работы, составление цветовой гаммы, сообщения о творчестве русских художников, композиционное построение.

Практическая работа в форме: составление узора, работа над панно, Творческая работа: составление орнамента, перспективный рисунок. Самостоятельная работа по теме: пейзаж, эскиз придуманного шрифта, решение тестов по изобразительному искусству (приложение1 и 2), дизайнерское оформление работ, защита проекта.

 Промежуточная аттестация первого года обучения проходит в форме защиты творческих проектов.

 Итоговая аттестации  в конце второго года обучения  осуществляется в виде оформления творческой  выставки в МОУ лицей УКМО.

Критерии оценивания: композиция художественной работы, цветовая гамма, техника выполнения,  полнота выполнения замысла, аккуратность исполнения. По итогам контроля ставится зачет или незачет.

Уровни усвоения дополнительных общеразвивающих программ:

  • недостаточный уровень;
  • средний обязательный уровень: соответствие теоретических знаний (в том числе владение специальной терминологией) и практических умений программным требованиям;
  • средний продвинутый уровень: соответствие теоретических знаний (в том числе владение специальной терминологией) и практических умений программным требованиям, участие и победы в конкурсах/соревнованиях на уровне ОО и района;
  • высокий творческий уровень: соответствие теоретических знаний (в том числе, владение специальной терминологией) и практических умений программным требованиям, участие и победы в конкурсах/соревнованиях на Российском и международном уровнях, высокая творческая активность в объединении и в МКУ ДО ЦДО УКМО.

  По итогам прохождения программы учащимся выдается сертификат.

3.3.4. Методические материалы

  • Дидактический материал: 
  • Образцы детских работ в разных техниках.
  • Учебники
  • Пособия
  • Справочники,
  • Методические разработки занятий и мероприятий
  • Образцы творческих работ учащихся
  • Коллекции
  • Дополнительная литература

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, дискуссионный, проектный и т.д.

Формы организации образовательного процесса: групповые и индивидуальные и т.д.

Формы обучения и виды занятий: диалоги об искусстве, в виде бесед, дискуссий; творческие задания; практические работы, исследовательская деятельность, экскурсии по городу, пленэр и т.д.

Педагогические технологии: технология критического мышления, технологии исследовательской деятельности, группового обучения, здоровьесберегающие технологии.

Алгоритм учебного занятия: 

  • Организационный момент;
  • повторение пройденного материала;
  • новый материал;
  • практическая работа;
  • рефлексия

Иные компоненты

 Условия реализации программы.

 Техническое оснащение занятий:

  • изостудия
  • компьютер с колонками,
  • мультимедийный проектор,
  • экран проекционный.

Учебно-практическое оборудование:

1.  Мольберты с аудиторной доской.

2.   Комплект портретов для кабинета изобразительного искусства: 30 портретов русских и зарубежных художников: в 2 ч. – М.: Дрофа, 2006.

3. Искусство. Цветоведение: учебный альбом из 18 листов. – М: Спектр, 2007.

4. Искусство. МХК. Жанры русской живописи: учебный альбом (16 листов и 64 карточки). - М: Спектр, 2008.

5. Искусство. МХК. Стили и направления в русской живописи: учебный альбом (16 листов и 64 карточки). - М: Спектр, 2008.

Информационные ресурсы:

  1.  Познавательная коллекция. Сокровища мирового искусства (CD).
  2. Познавательная коллекция (CD).
  3. Что такое искусство (CD).
  4. Великий Эрмитаж (CD).
  5. Древнерусская икона (CD).
  • Искусство русского авангарда (CD).
  • Художественные фотографии явлений и деталей природы, произведений прикладного и народного искусства, произведение дизайна, памятников архитектуры.

Список литературы

Нормативно-правовые документы

  1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.1012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года №17-26-р),
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  4. Постановление «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно – эпидемиологических требований к устройству, содержанию, и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденным Главным государственным санитарным врачом РФ 4 июля 2014 года № 41;  
  5. Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи от 18.11.2015 года  № 09-3242 « О направлении информации. Методические рекомендации по проектированию  дополнительных общеразвивающих  программ (включая разноуровневые программы)»,
  6. Методические рекомендации по проектированию  дополнительных общеразвивающих  программ;
  7. Устав МОУ Лицея  УКМО;
  8. Лицензия МОУ  Лицея  УКМО на образовательную деятельность;  
  9. Программа развития МОУ Лицея УКМО. 

Литература для педагогов:

  1. Алехин А. И. Когда начинается художник. – М., 2005г.
  2. Колякина  К.Н.“Методика организации уроков коллективного творчества”, М. “Владос”, 2002 г
  3. Лебедева А.Э.,Новикова Е. Н., Тубельская  Г.Н.“Жемчужины народной мудрости”, М. “АСТ”, 2000 г.
  4. Мосин И. К.“Рисуем животных”, метод. пособие, М. “Кристалл”, 2011 г.
  5. Сокольникова Н. Изобразительное искусство. Учеб. 5-8 кл. В 4ч. – Обнинск, 2015.
  6. Бунеев Р.Н, Данилов Д.Д.  , Чиндилова О.В., Шапошникова Т.Д.   Программы духовно-нравственного воспитания и развития в ОС “Школа 2100»
  7. Изобразительное искусство и художественный труд под редакцией Неменского Б.М., М. «Просвещение»,2008 г.
  8. Изобразительное искусство, 5-9кл.: программа для общеобразовательных учреждений / Кузин В.С. , Ломов С.П., Шорохов Е.В. и др.- 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009.-46
  9. Шпикалова Т.Я.   Методическое пособие к учебнику “Изобразительное искусство. 5-9 классы ”М. “ Просвещение”.2010г
  10. Шпикалова Т.Я.  Программа “ Изобразительное искусство. Программы общеобразовательных учреждений. 5–9 классы”, М. “Просвещение”, 2010 г.

Литература для обучащихся:

  1. Морозов Е.М. Живопись и рисунок гуашью. Самоучитель / Морозов Е.М.  – М.: Эсмо, 2006. – 72 с.: ил..
  2. Леонардо да Винчи / авт.-сост. Чернышова Л.А.  – Минск: Харвест, 2007. – 128с.: ил.
  3. Тимохович А.И. Учебник по рисованию. Шаг за шагом. – СПб.: Питер, 2011. – 96 с.: ил.
  4. . Скоробогатько Н. Шедевры мировой живописи. ООО «Мир книги»: Москва, 2010

Интернет-ресурсы, которые могут быть использованы учителем и учащимися для подготовки уроков, сообщений, докладов, рефератов и мультимедийных презентаций:

- http://ru.wikipedia.org/wiki

- http://www.artsait.ru

- www.eremont.ru/design/art

- http://www.alta-d.ru/encyclopedia/design/f5-04-00078.htm

Список приложений

  1. Приложение № 1. Комплект контрольно-измерительных материалов

2. Приложение № 2. Положение о выставках. Критерии оценивания выставки (итоговая аттестация)

3.Приложение 3. Критерии оценивания проектов (промежуточная аттестация)

                                                                                          Приложение № 1

Комплект контрольно-измерительных материалов

Тест по изобразительному искусству

1-е полугодие

I вариант

I. Ответьте на вопросы.

1. Жанр изобразительного искусства, посвященный военной тематике 
а) исторический; 
б) анималистический; 
в) батальный; 
г) мифологический.

2. Буквица – это…

а) буква в алфавите в) первая буква главы или раздела

б) последняя буква главы или раздела г) заглавная буква в тексте

3. Рисунок в книге

а) набросок

б) плакат

в) иллюстрация

г) репродукция

4. Художник, изображающий животных

а) маринист б) анималист

в) баталист г) портретист

5. С чего необходимо начинать работу над тематической картиной?

а) рисунка б) иллюстрации

в) наброска г) эскиза

II. Вспомните, пропорции человека и, пользуясь ими, нарисуйте фигуру человека в движении (бегущего, идущего, прыгающего и др.)

II вариант.

I. Ответьте на вопросы.

1. Жанр изобразительного искусства, определяемый кругом тем и сюжетов из повседневной жизни

а) исторический                                  б) батальный

в) бытовой                            г) мифологический.

2.Художник, изображающий море.

а) маринист б) анималист

в) баталист г) портретист

3. Изображение, сопровождающее и образно поясняющее текст

а) репродукция б) иллюстрация

в) рисунок г) миниатюра

4. С чего необходимо начинать работу над тематической картиной?

а) эскиза б) иллюстрации

в) наброска г) рисунка

5. Титульный лист – это….

а) одна из первых страниц книги, предваряющая текст произведения.

б) лист, который одевают на обложку

в) последняя страница книги, на которой пишут всю информацию о книге

II. Вспомните, пропорции человека и, пользуясь ими, нарисуйте фигуру человека в движении (бегущего, идущего, прыгающего и др.)

Ключи к тестам

За каждый правильный ответ 1 балл.

Максимальное количество баллов за ответы 5 баллов.

Ответы к тестам I вариант

1.В

2. В

3. В

4. Б

5. Г

Ответы к тестам II вариант

1. В

2. А

3. Б

4. А

5А

Зачет  -  если за рисунок выставлено от 6 до 3-х  баллов.

Незачет – уровень ниже 3-х баллов.

Максимальное количество баллов за рисунок   -  6  баллов.

3 балла – в рисунке правильно соблюдены пропорции человеческого тела.

2 балла – передано движение.

1 балл – угадывается пол и приблизительный возраст (ребенок, взрослый, старик)

                                                                                 

Тест: Связь времён в народном искусстве

2-е полугодие

1.Какой русский город , прославился своими глиняными игрушками?

а) Вятка

б) Мстера

в) Гжель

г) Хотьково

2. Выдели названия художественных промыслов, занимающихся изготовлением игрушек:

а) Хохлома

б) Дымково

в) Филимоново

г) Гжель

д) Каргополь

3. Вставь пропущенное слово:

Керамика – это изделия и материалы из … и её смесей, закреплённые обжигом.

4. Какие цвета наиболее характерны для произведений гжельских мастеров:

а) Красный и золотой

б) Желтый и черный

в) Белый и синий

г) Оттенки зеленого

5. В декоре какого промысла присутствуют розаны и купавки?

6. Расписная деревянная посуда этого промысла – своеобразный гимн красоте родной природы: золотой фон, напоминающий блеск солнца, травки, ягодки, цветы. О каком промысле идёт речь?

7. Какие черты свойственны изделиям хохломских мастеров:

а) преимущественное использование холодных тонов

б) частое использование растительного орнамента

в) преимущественное использование геометрического орнамента

г) использование в качестве материала для росписи в основном глиняной посуды.

8. Завершающий приём в городецкой росписи, который выполняется белой и чёрной красками:

а) купавка

б) замалёвок

в) букет

г) оживка

9.Название хохломского узора:

а) купавки

б) букеты

в) кудрина

г) мальва

е) Жостово

10.Отметь названия народных промыслов, которые известны росписью по дереву:

а) Хохлома

б) Городец

в) Дымково

11. Закончи предложение:

Узор, построенный на ритмичном чередовании объектов изображения, называется…

Ответы: 1- а, 2- б, в, д, 3- глина, 4- в, 5- городецкая роспись, 6- хохлома, 7- б, 8- г, 9- в, 10- а, б, 11- орнамент.

За каждый правильный ответ 1 балл.

Максимальное количество баллов за ответы 10 баллов.

Незачет – 4 балла.

                                                                                                               Приложение 2.

Положение о выставках.

     1.Общие положения.

      Настоящие положение определяет порядок организации и проведения выставок  детских творческих работ  изостудии «Юный художник».

Выставки проводятся в рамках праздничных мероприятий,  конкурсов тематической направленности  как результат подведения итогов творческой деятельности обучающихся  и  работы студии  в целом.

2.Цели и задачи:

  • Поддержка талантливых и одаренных детей;
  • Поддержка и популяризация детского изобразительного творчества.

      3.Условия и основные требования:

На выставки принимаются работы обучающихся , выполненные на бумаге или холстах  форматом А3, в любой технике изобразительного искусства. Главное требование – творческая самостоятельность, раскрытие темы, соблюдение законов композиции.      

                         

                                                                                         

Критерии оценивания выставки  (итоговая аттестация)

№ п/п

Критерии

Показатели

Баллы

Оценка педагога

Самооценка

Грамотность

Композиционная организация  изображения (размер, расположение)

3

Выразительность

Умение передавать собственное  отношение к изображаемому (замысел).

Построение формы, передача пропорций.

3

Цветоведение

Умение использовать цвет при создании композиции

3

                 Всего        

Оценка (зачет, незачет)

Максимальное количество баллов – 9.

Незачет – 3 балла.

                                                                                                               Приложение 3.

Критерии оценивания проектов (промежуточная аттестация)

        Цели и задачи:

Установление фактического уровня теоретических и практических  знаний  обучающихся по освоению   общеразвивающей  программы по изобразительному искусству, их практических умений,  навыков, компетентностей.

№ п/п

Критерии оценивания

творческой работы

Баллы

Самооценка

Оценка руководителя проекта

Обоснование, актуальность выбранной темы

3

Замысел, идея  творческой работы

2

Наличие исследовательской  или проектной части

3

Полученные результаты, выводы

3

Презентация работы

3

Дополнительные баллы  (особое мнение педагога)

2

Итого

16

Зачет  от 16 до до 5 баллов,

4 балла – незачет

                                                                                                           

                                                                                                           

Аннотация дополнительной общеразвивающей программы

«Усть - Кут в живописи»

Основное содержание программы   направлено  на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству. Дополнительная общеразвивающая  программа «Усть-Кут в живописи» предназначена для учащихся 11-14 лет. Психологические особенности данного  возраста - это общение со сверстниками, социально-значимая деятельность, освоение новых норм поведения и отношений с людьми на основе необходимости «завоевать» признание, расположение и уважение сверстников к себе, формирование социального сознания и самосознания, самоопределение (осознание себя в качестве члена общества, подготовка к выбору будущей профессии).

Программа    включает в себя главный,  большой  раздел:  «Усть-Кут в живописи ». Усть-Кутские  пейзажи и элементы родного города узнаваемы  и дороги детским сердцам.  Сопереживание, личное  восприятие   поможет   серьезному  усвоению программы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарный учебный график Дополнительная общеразвивающая программа «Пилигрим» (базовый уровень) года обучения 1 группа: 1

Дополнительная общеразвивающая программа «Пилигрим»  (базовый уровень) года обучения 1 группа: 1,2...

Дополнительная общеразвивающая программа по предмету "КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА" (2 года)

Образовательная общеразвивающая программа «Компьютерная графика» относится к техническому направлению в программе дополнительного образования детей и является частью общей программы дополн...

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Графика, мультипликация и художественное творчество»

Программа анимационной деятельности ориентирована на потребность младших школьников в познавательной деятельности  и опирается на различные виды технической, творческой и познавательной активност...

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Выразительные возможности живописи и рисунка» (базовый уровень)

Актуальность программы «Выразительные возможности живописи и рисунка» обусловлена тем, что в соответствие потребностям времени обществу необходимы творческие специалисты в различных област...

Структура рабочей программы дополнительного образования по изобразительному искусству «Студия живописи и графики»

Рабочая программа по изобразительному искусству для деятельности кружка ОДОД "Студия живописи и графики" - первый год обучения. Содержит пояснительную записку и КТП....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Искусство видеть: жанры живописи»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Искусство видеть: жанры живописи» имеет художественную направленность и ориентирована на обучающихся 11-14 лет.Цель: формирова...

Методическая разработка: «Создание новогодней открытки в программе Corel Draw и Adobe Photoshop" по дополнительной общеразвивающей программе «Рекламное агентство «Графика и дизайн»

        Данная методическая разработка «Создание новогодней открытки в программе Corel Draw и Adobe Photoshop» является методическим сопровождением к дополнитель...