рабочая программа по МХК для 10-11 классов
рабочая программа (мировая художественная культура, 9 класс) по теме
Рабочая программа по МХК
для 10-11 классов
к учебнику Г. Даниловой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mhk_10-11.docx | 826.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №9»
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ №9
________ /Ю.А. Кудрявцев/
Приказ № _________
от «___» __________ 2012г.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора МБОУ СОШ №9
________/Н.П. Куклина/
«___» ____________ 2012г.
Программа рассмотрена на заседании
школьного методического объединения
учителей физической культуры,
трудового обучения, ИЗО
протокол № ____
от «___» _____________ 2012г.
Руководитель ШМО __________ /С.А. Князева/
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ
10 – 11 классы
2012 – 2013 учебный год
базовый уровень
Учитель Габуния Светлана Викторовна
Квалификационная категория: первая
г. Елизово
2012
Паспорт рабочей программы
по мировой художественной культуре
Тип программы: программа основного общего образования
Статус программы: рабочая программа учебного курса
Назначение программы:
- для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;
- для педагогических работников МБОУ СОШ №9 программа определяет приоритеты в содержании образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;
- для администрации МБОУ СОШ №9 программа является основанием для определения качества реализации общего образования.
Категория обучающихся: учащиеся 10-11-х классов МБОУ СОШ №9
Сроки освоения программы: 2 года
Объем учебного времени: 70 часов
Форма обучения: очная
Режим занятий: 1 час в неделю
Формы контроля:
-викторины
- творческие задания
- анализ художественных произведений
- тесты
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по мировой художественной культуре составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Приказ Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004 г. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
- Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. № 17-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» пункт 4.
- Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации (приказ Минобразования России от 9 марта 2004г. № 1312).
- Федеральный компонент государственного стандарта. Стандарт среднего (полного) общего образования по мировой художественной культуре (базовый уровень). Сборник нормативных документов. Мировая художественная культура. – М.: Дрофа, 2004.
- Методическое письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 № 0З-12бЗ «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
- Программы для общеобразовательных учреждений. «Мировая художественная культура» 5-11 классы. Составитель Данилова Г.И.- М.: Дрофа, 2009.
- «Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 – 2015 годы» (распоряжение Правительства РФ от 25.08.2008 г. № 1244-р);
- Концепция художественного образования (приказ Министерства культуры РФ от 28.12.2001. № 1403).
Изучение мировой художественной культуры на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;
- воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;
- освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;
- овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
- использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды;
- изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников – творцов;
- формирование и развитие понятий о художественно – исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в исторической, человеческой цивилизации;
- осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении её исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;
- постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира;
- освоение различных этапов развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как уникального и самобытного явления, имеющего непреходящее мировое значение;
- знакомство с классификацией искусств, постижение общих закономерностей создания художественного образа во всех его видах;
- интерпретация видов искусства с учётом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия.
Воспитательные цели задачи курса:
- помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры;
- способствовать воспитанию художественного вкуса, развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;
- подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведением искусства;
- развитие способностей к художественному творчеству, самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства;
- создание оптимальных условий для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках, внеклассных занятиях и краеведческой работе.
Развитие творческих способностей школьников реализуется в проектных, поисково-исследовательских, индивидуальных, групповых и консультативных видах учебной деятельности. Эта работа осуществляется на основе конкретно-чувственного восприятия произведения искусства, развитие способностей к отбору и анализу информации, использования новейших компьютерных технологий. Защита творческих проектов, написание рефератов, участие в научно – практических конференциях, диспутах, дискуссиях, конкурсах и экскурсиях призваны обеспечить оптимальное решение проблемы развития творческих способностей учащихся, а также подготовить их к осознанному выбору профессии.
Общая характеристика учебного предмета
Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательном учреждении, реализующего программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности.
Развивающий потенциал курса мировой художественной культуры напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия, запечатлённые в ярких образах. Принимая во внимание специфику предмета, его непосредственный выход на творческую составляющую человеческой деятельности, в программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию – активный зритель/слушатель) и интерпретаторских способностей (функцию - исполнитель) учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приёмов анализа произведений искусства. В содержательном плане программа следует логике исторической линейности (от культуры первобытного мира до культуры ХХ века). В целях оптимизации нагрузки программа строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. На примере одного - двух произведений или комплексов показаны характерные черты целых эпох и культурных ареалов. Отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой, что даёт возможность по достоинству оценить её масштаб и общекультурную значимость.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. № 2080 утверждены федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год. В федеральный перечень учебников 2011 года вошли обновленные учебники Г.И. Даниловой для 10 и 11 классов. Издательством «Дрофа» сформирован учебно-методический комплекс, в который входит программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, тематическое и поурочное планирование, учебники и рабочие тетради, дополнительные материалы к учебникам.
Место предмета в базисном учебном плане
Государственный образовательный стандарт, принятый в 2004г., предусматривает изучение предмета «Мировая художественная культура» в 10-11 классах в объеме 70 учебных часов.
Примерная адаптированная программа рассчитана на 70 учебных часов.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом отношении приоритетными для учебного предмета «Мировая художественная культура» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
- умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
- устанавливать несложные реальные связи и зависимости;
- оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;
- осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа (в том числе и созданных в иной знаковой системе - «языки» разных видов искусств);
- использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;
- владеть основными формами публичных выступлений;
- понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности;
- определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;
- осознавать свою культурную и национальную принадлежность.
Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса
Учащиеся должны знать / понимать:
- основные виды и жанры искусства;
- изученные направления и стили мировой художественной культуры;
- шедевры мировой художественной культуры;
- особенности языка различных видов искусства.
- особенности возникновения и основные черты стилей и направлений мировой художественной культуры;
- основные выразительные средства художественного языка разных видов искусства;
- роль знака, символа, мифа в художественной культуре.
Учащиеся должны уметь:
- узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.
- устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
- пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
- сравнивать художественные стили и соотносить их с определённой исторической эпохой, направлением, национальной школой, называть их ведущих представителей;
- пользоваться искусствоведческими терминами;
- осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства;
- аргументировать собственную точку зрения в дискуссии по проблемам мировой художественной культуры;
- выполнять учебные и творческие задания (доклады, рефераты, сочинения, рецензии);
- использовать приобретённые знания и умения в жизни.
Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выбора путей своего культурного развития;
- организации личного и коллективного досуга;
- выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
- самостоятельного художественного творчества.
Минимум содержания образования по разделам
10 класс
Древние цивилизации
Первые художники Земли.
Архитектура страны фараонов.
Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта.
Художественная культура Древней Передней Азии.
Искусство доколумбовой Америки.
Культура Античности
Золотой век Афин.
Архитектура Древнего Рима.
Театральное и музыкальное искусство античности.
Средние века
Мир византийской культуры.
Архитектурный облик Древней Руси.
Изобразительное искусство и музыка Древней Руси.
Архитектура западноевропейского Средневековья.
Архитектура западноевропейского Средневековья.
Изобразительное искусство Средних веков.
Театральное искусство и музыка Средних веков.
Культура Востока
Индия – «страна чудес».
Художественная культура Китая.
Искусство Страны восходящего солнца (Япония).
Художественная культура Ислама.
Возрождение
Флоренция – колыбель итальянского Возрождения.
Золотой век Возрождения.
Возрождение в Венеции.
Северное Возрождение
Музыка и театр эпохи Возрождения.
11 класс
Художественная культура XVII – XVIII веков.
Стилевое многообразие искусства 17-18 веков.
Архитектура барокко.
Изобразительное искусство барокко.
Классицизм в архитектуре Западной Европы.
Шедевры классицизма в архитектуре России.
Изобразительное искусство классицизма и рококо.
Реалистическая живопись Голландии.
Русский портрет 18 века.
Музыкальная культура барокко.
Композиторы Венской классической школы.
Театральное искусство 17 – 18 веков.
Художественная культура XIX века.
Романтизм.
Изобразительное искусство романтизма.
Реализм – художественный стиль эпохи.
Изобразительное искусство реализма.
«Живописцы счастья»: художники-импрессионисты.
Многообразие стилей зарубежной музыки романтизма.
Русская музыкальная культура.
Пути развития западноевропейского театра.
Русский драматический театр.
Искусство XX века
Искусство символизма.
Триумф модернизма.
Архитектура: от модерна до конструктивизма.
Основные направления развития зарубежной живописи.
Мастера русского авангарда..
Зарубежная музыка 20 века.
Музыка России 20-го столетия.
Зарубежный театр 20 века.
Российский театр 20 века.
Становление и расцвет мирового кинематографа.
Содержание курса (70 ч.)
10 класс (35 ч.)
Художественная культура древнейших цивилизаций (6 ч.)
Художественная культура античности (3 ч.)
Художественная культура Средневековья (10 ч.)
Средневековая культура Востока (7 ч.)
Художественная культура возрождения (9 ч.)
11 класс(35 ч.)
Художественная культура XVII – XVIII веков (13 ч.)
Художественная культура XIX века (9 ч.)
Искусство XX века (13 ч.)
Тематическое планирование 10 класс
Раздел | Тема | Основная цель | Важнейшие результаты учащихся |
ДРЕВНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ | Первые художники Земли | Роль мифа в культуре. Древние образы и символы. Живопись Альтамиры. Зарождение архитектуры, её связь с религиозными верованиями и представлениями человека. Театр, музыка и танцы. | Знать произведения древнего искусства (наскальная живопись, Венера из Виллендорфа, памятники архитектуры) |
Архитектура страны фараонов | Мировое значение древнеегипетской цивилизации. Пирамиды в Гизе как выдающиеся памятники мирового зодчества и одно из чудес света. Скальные гробницы и храмы Среднего и Нового царств. | Знать историю создания и характерные особенности архитектуры Древнего Египта. Уметь использовать полученные знания для создания творческих работ | |
Изобразительное искусство и музыка Египта | Гигантизм и неизменность канона – примета Вечной жизни в изобразительном искусстве Древнего Египта. | Знать о существовании культа смерти в Древнем Египте. Уметь видеть отличительные черты изображений на фресках и рельефах гробниц | |
Художественная культура Древней Передней Азии. | Художественная культура Древней Передней Азии. Особенности художественной культуры Междуречья. Аскетизм и красочность архитектурных ансамблей Вавилона. | Знать выдающиеся достижения культуры народов Древней Передней Азии. | |
Искусство доколумбовой Америки. | Оригинальный и самобытный характер художественной культуры доколумбовой Америки. Отражение мифологических представлений майя и ацтеков в архитектуре и рельефах. | Знать оригинальный и самобытный характер художественной культуры доколумбовой Америки. Уметь видеть отличительные черты в архитектуре и рельефах (Паленке, Теночтитлан) | |
Золотой век Афин | Всемирно-историческое значение художественной культуры Древней Греции. Идеалы красоты в ансамбле Акрополя, общественного и культурного центра греческой цивилизации. | Знать выдающиеся достижения культуры Древней Греции. Уметь рассказать об основных стилях греческой вазописи, скульптурных творениях. | |
Архитектура Древнего Рима | Архитектурные символы римского величия. Римский Форум, центр деловой и общественной жизни «вечного города». Пантеон – «храм всех богов». Колизей – величественная зрелищная постройка Древнего Рима. | Знать произведения архитектуры Древнего Рима. Уметь видеть отличия римского скульптурного портрета от произведений египетских и греческих мастеров. | |
Театральное и музыкальное искусство Античности. | Рождение греческого театра. Особенности театрализованного действа. Музыкальное искусство Античности. | Знать истоки театрального искусства Древней Греции, особенности развития театральной и музыкальной культуры Древнего Рима. | |
СРЕДНИЕ ВЕКА | Мир византийской культуры. | Значение культуры Византийской империи. Следование античным традициям, пролог к развитию средневековой культуры. Собор Святой Софии в Константинополе как воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве. | Знать основные достижения художественной культуры Византии. Уметь прослеживать ее связь с античным искусством. |
Архитектурный облик Древней Руси. | Древнерусский крестово-купольный тип храма. Архитектурный облик Киева – «матери городов русских». Внешний облик и внутреннее убранство собора Святой Софии в Киеве. | Знать, какие черты византийского стиля в архитектуре были унаследованы зодчими Древней Руси. Уметь сопоставлять архитектурный облик Софийского собора в Константинополе. | |
Особенности новгородской и владимиро-суздальской архитектуры. | Архитектура Великого Новгорода и её характерные особенности. Храм Софии Новгородской. Архитектура Владимиро-Суздальского княжества. | Знать, в чем заключается своеобразие зодчества Великого Новгорода, Владимиро-Суздальского княжества. Уметь рассказать о памятниках архитектуры | |
Архитектура Московского княжества | Следование традициям владимиро-суздальских мастеров, обращение к лучшим достижениям западноевропейского зодчества. Ансамбль Московского кремля. | Знать шедевры архитектуры Московского княжества. Уметь, используя полученные знания, создавать творческую работу «Путешествие по древнерусскому городу» | |
Изобразительное искусство и музыка Древней Руси | Икона и иконостас. Мозаика и фрески Киевской Софии. Особенности новгородской школы живописи. Творчество Феофана Грека. Шедевры Андрея Рублёва и основные вехи его творчества. Музыкальная культура Древней Руси. | Знать особенности изобразительного искусства Древней Руси. Уметь по характерным признакам определять работы А. Рублева, Дионисия, Ф. Грека. | |
Архитектура западно-европейского Средневековья | Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи. Готический собор как образ мира. Собор Нотр-Дам в Париже и Кёльне. | Знать характерные черты романского и готического стилей. Уметь определять, что было заимствовано зодчими из римской и византийской архитектуры. | |
Изобразительное искусство Средних веков | Скульптура Романского стиля и готики, её теснейшая связь с архитектурой. Искусство витража. | Знать особенности скульптуры романского стиля. Уметь рассказать об искусстве витража, создавать творческую работу «Витраж». | |
Театральное искусство и музыка Средних веков. | Понятие о литургической драме и средневековом фарсе. Монодический склад средневековой музыкальной культуры. | Знать историю развития средневекового театрального искусства. Уметь разыграть один из эпизодов средневекового фарса, мистерии или литургической драмы. | |
КУЛЬТУРА ВОСТОКА | Индия – «страна чудес» | Самобытность и неповторимость художественной культуры Индии. Шедевры индийского зодчества. Ступа в Санчи, её значение и особенности внешнего облика. Пещерные храмы и храм Кандарья Махадевы в Кхаджарухо. Искусство живописи. Музыкальное и театральное искусство Индии. | Знать особенности художественной культуры Индии, излюбленные сюжеты индийской скульптуры. Уметь объяснить ее назначение и происхождение. |
Художественная культура Китая. | Значение и уникальный характер китайской художественной культуры. Шедевры архитектуры. Воплощение мифологических и религиозно-нравственных представлений Китая в храме неба в Пекине. Скульптура и живопись Китая. Пекинская музыкальная драма. | Знать особенности художественной культуры Китая. Уметь в творческой работе «Мое путешествие по Китаю» раскрыть особенности культуры этой страны. | |
Искусство Страны восходящего солнца ( Япония ) | Своеобразие и неповторимость искусства. Шедевры японской архитектуры. Философия и мифология в садово-парковом искусстве. Мастера японской гравюры. Театральное искусство. | Знать характерные черты японского зодчества, садово-паркового искусства, пластики нэцкэ. Уметь выделять жанровые особенности японской гравюры. | |
Художественная культура ислама. | Исторические корни и значение искусства ислама. Шедевры архитектуры. Мусульманский образ рая в комплексе Регистана (древний Самарканд). Изобразительное искусство и литература Арабского Востока. | Знать какие черты присущи архитектуре ислама. Уметь называть основные типы архитектурных сооружений, определять их назначения и характерные особенности. | |
ВОЗРОЖДЕНИЕ | Флоренция – колыбель итальянского Возрождения | Эстетика итальянского Возрождения. Воплощение идеалов Ренессанса в архитектуре Флоренции. Флорентийское чудо Ф.Брунеллески-собор Санта-Мария дель Фюро. Скульптурные шедевры Донателло. | Знать, почему Флоренцию называют колыбелью итальянского Возрождения. Уметь создавать творческую работу, используя полученные знания. |
Золотой век Возрождения. Художественный мир Леонардо да Винчи. | Судьба Леонардо да Винчи. Основные этапы его творчества. Прославленные шедевры художника. | Знать основные вехи жизни и творчества Леонардо да Винчи. Уметь рассказать об основных шедеврах, созданных художником. | |
Золотой век Возрождения. Бунтующий гений Микеланджело | Скульптурные и живописные шедевры художника. Отражение в них глубоких философских размышлений автора о смысле жизни и смерти | Знать, какие черты отличают художественное творчество Микеланджело. | |
Золотой век Возрождения. Рафаэль - «первый среди равных» | Судьба художника, основные этапы его творчества. Рафаэль – певец женской красоты. Портретное творчество художника. | Знать живописные шедевры Рафаэля. Уметь создавать творческую работу, используя полученные знания. | |
Возрождение в Венеции | Архитектурный облик Венеции Художественный мир Тициана и основные вехи его творческой биографии. Мифологическая тематика | Знать характерные черты венецианской живописи. Уметь создавать творческую работу, используя полученные знания. | |
Северное Возрождение. Живопись нидерландских и немецких мастеров | Гентский алтарь Яна Ван Эйка как обобщённый образ вселенной, гармонии человека с жизнью природы. Мастерство Дюрера-гравёра. | Знать основные достижения нидерландских живописцев. Уметь анализировать картины художников этого периода. | |
Музыка и театр эпохи Возрождения | Музыкальная культура Возрождения. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Мир человеческих чувств и сильных страстей Шекспира. | Знать характерные особенности музыкальной и театральной культуры эпохи Возрождения. Уметь создавать творческую работу «Экскурсия в «Глобус» | |
Заключительный урок | Защита докладов, рефератов по изученным темам курса. | Уметь работать в рамках проекта, используя полученные знания. |
Календарно-тематическое планирование 10 класс
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата прове-дения |
I четверть Древние цивилизации | |||
1. | Первые художники Земли. | 1 | |
2. | Архитектура страны фараонов. | 2 | |
3. | |||
4. | Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта. | 1 | |
5. | Художественная культура Древней Передней Азии. | 1 | |
6. | Искусство доколумбовой Америки. | 1 | |
Культура Античности | |||
7. | Золотой век Афин. | 1 | |
8. | Архитектура Древнего Рима. | 1 | |
9. | Театральное и музыкальное искусство античности. | 1 | |
II четверть Средние века | |||
10. | Мир византийской культуры. | 1 | |
11. | Архитектурный облик Древней Руси. | 3 | |
12. | |||
13. | |||
14. | Изобразительное искусство и музыка Древней Руси. | 2 | |
15. | |||
16. | Архитектура западноевропейского Средневековья. | 1 | |
III четверть | |||
17. | Архитектура западноевропейского Средневековья. | 1 | |
18. | Изобразительное искусство Средних веков. | 1 | |
19. | Театральное искусство и музыка Средних веков. | 1 | |
Культура Востока | |||
20. | Индия – «страна чудес». | 2 | |
21. | |||
22. | Художественная культура Китая. | 2 | |
23. | |||
24. | Искусство Страны восходящего солнца (Япония). | 2 | |
25. | |||
26. | Художественная культура Ислама. | 1 | |
IV четверть Возрождение | |||
27. | Флоренция – колыбель итальянского Возрождения. | 1 | |
28. | Золотой век Возрождения. | 2 | |
29. | |||
30. | Возрождение в Венеции. | 2 | |
31. | |||
32. | Северное Возрождение. | 1 | |
33. | Музыка и театр эпохи Возрождения. | 1 | |
34. | Защита проектов. Обобщающий урок. | 2 |
Тематическое планирование 11 класс
Раздел | Тема | Основная цель | Важнейшие результаты учащихся |
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XVII – XVIII ВЕКОВ | «Стилевое многообразие искусства XVII –XVIII вв.» | Стили и художественные направления в искусстве. История мирового искусства. Разграничение понятия «стиль» и «Историческая эпоха» в искусстве. Человек и новая картина мира. Возникновение новых стилей и Возрождение. Черты маньеризма. Барокко. Классицизм. Рококо. Реалистические тенденции в развитии искусства XVII – XVIII вв. | Знать и уметь рассказать о стилевом многообразии искусства 17-18 вв.знать, каковы главные отличительные черты новых стилей и исторические предпосылки их возникновения. |
Искусство маньеризма | Архитектура маньеризма. Маньеризм в изобразительном искусстве. «Особенный мастер» Эль Греко | Знать характерные черты искусства маньеризма. Уметь выполнить стилизованный портрет или композицию в манере Джузеппе Арчимбольдо. | |
Архитектура барокко | Характерные черты архитектуры барокко. Шедевры итальянского барокко. «Дивное узорочье» русского барокко. Архитектурные творения Растрелли. | Знать характерные черты архитектуры западноевропейского барокко. Уметь называть архитектурные творения Л. Бернини, В. Растрелли. | |
Изобразительное искусство барокко | Скульптурные шедевры Бернини. Живопись барокко. Рубенс – «король живописи» | Знать термины (описание) декоративно- монументальная живопись, гобелен, шпалер, парадный портрет | |
Классицизм в архитектуре Западной Европы | Прогулка по Версалю. Архитектурные творения Рена. | Знать, почему Версаль можно отнести к выдающимся произведениям классицизма. | |
Шедевры классицизма в архитектуре России | Архитектурный театр» Москвы (В.И. Баженов, М.Ф. Казаков). «Строгий, стройный» вид Петербурга | Знать о шедеврах московской архитектуры классицизма. Уметь рассказать, кто и как создавал архитектурный облик Москвы и Петербурга | |
Изобразительное искусство классицизма и рококо | Н. Пуссен- основоположник классицизма. Скульптурные шедевры классицизма. Мастер «галантного жанра» (живопись рококо). Ф. Буше – «художник граций» и «королевский живописец» | Знать творчество мастеров Н. Пуссена, Ф. Буше. Уметь сравнить картину Н. Пуссена «Парнас» с фреской Рафаэля, сделать анализ произведений. | |
Реалистическая живопись Голландии | Многообразие жанров голландской живописи. Вермер Делтфский – « величайший маг и волшебник живописи». Творчество Рембрандта – вершина реализма. | Знать творчество мастеров В. Делтфского, Рембрандта. Уметь заполнить сравнительную таблицу. | |
Русский портрет VIII века | У истоков портретного искусства. Шедевры русских портретистов. Мастера скульптурного портрета. | Знать историю появления русского портрета. Уметь проследить связь портретного искусства 18 в. С парсуной. | |
Музыкальная культура барокко | «Взволнованный стиль» в итальянской опере. Бах и Гендель – музыканты барокко. Русская музыка барокко. | Знать характерные черты музыкальной культуры барокко. Уметь создавать творческую работу «Музыка барокко» | |
Композиторы венской классической школы | Глюк – реформатор оперного стиля. Классический симфонизм Гайдна. Музыкальный мир Моцарта. Музыка, высекающая огонь из людских сердец (Бетховен) | Знать, в чем заключалась реформа оперного стиля. Уметь создавать творческую работу «Музыкальный мир Моцарта» | |
Театральное искусство XVII-XVIIIвв. Влияние тетра на искусство (литература, музыка) | Западноевропейский театр барокко, его цели и задачи. «Золотой век» французского театра классицизма. Пути развития драматического театра. | Знать, какие художественные принципы составляют основу западноевропейского театра барокко. | |
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XIX В. | Художественная культура XIX в. | Романтизм. История происхождения термина. «Путь к свободе через красоту» (эстетика романтизма). Значение романтизма. Изобразительное искусство романтизма. | Знать отличительные черты художественной культуры романтизма. Уметь сделать подборку стихотворений английских и немецких поэтов. |
Изобразительное искусство романтизма | Герой романтической эпохи: портретная живопись. В борьбе со стихией (пейзажная живопись романтизма). История глазами романтиков. Ф. Гойя. Экзотика Востока. | Знать, какой герой романтической эпохи, запечатленный в портретной живописи. Уметь анализировать наиболее понравившиеся произведения. | |
Реализм – художественный стиль эпохи | Реализм. Эволюция понятия. Художественные принципы реализма. Реализм и романтизм, их связь и отличие. Реализм и натурализм. Реализм и художественная фотография. | Уметь составить таблицу отличительных признаков романтизма и реализма, наполнить её конкретным содержанием (имена художников и названия их произведений). | |
Изобразительное искусство реализма | Интерес к жизни простого сословия. Бытовые картины жизни. Мастера реалистического пейзажа. История и реальность. | Знать о выдающихся мастерах живописи реализма. Уметь анализировать наиболее понравившиеся произведения. | |
Живопись импрессионизма | «Салон Отверженных». Художественные искания импрессионистов. Пейзажи впечатления. Жизнь и человек в произведениях импрессионистов. Последователи импрессионистов. | Описать одну из наиболее понравившихся картин художников – импрессионистов или постимпрессионистов. | |
Многообразие стилей зарубежной музыки | Западноевропейская музыка романтизма. Музыка импрессионизма. | Написать сочинение – эссе «Мой любимый композитор (произведение) – романтик», подготовить телефильм об истории создания и постановке балета на музыку Дебюсси «послеполуденный отдых фавна», заполнить таблицу музыкальных жанров, популярных в эпоху романтизма. | |
Русская музыкальная культура | Русская музыка романтизма. М.И. Глинка – основоположник русской музыкальной классики. «Могучая кучка». Творчество П.И. Чайковского. | Составить литературно – музыкальную композицию о жизни и творчестве М.И. Глинки, П.И. Чайковского (видеофильм) | |
ИСКУССТВО XX ВЕКА | Искусство XX века | Искусство символизма. Художественные принципы символизма. Мастера живописи символизма. Символизм в творчестве М.А. Врубеля. Чюрлёнис. В.Э. Борисов – Мусатов. | Прочитать стихотворение А.Пушкина «демон» и М. Ю.Лермонтова «Мой демон». Сравнить персонажей стихотворения с героем картины М. А. Врубеля «Демон сидящий». Ответить на вопрос, можно ли утверждать, что художник изобразил Демона таким, каким его увидели поэты. Какие строки поэмы соответствуют живописному образу Врубеля? Почему? |
Искусство модернизма | От символизма к модернизму. Модерн в изобразительном искусстве. | Варианты заданий: 1.Сочинение на тему «мир вещей в эпоху модерна», «Книжная графика модерна», «Японские (или растительные) мотивы в искусстве модерна». 2.Сделать эскизы или сконструировать изделия (мебель, посуду, предметы быта, одежду, орнаменты обоев или тканей) для офиса или дома в стиле модерн. 3 Фотовернисаж на тему «Модерн в искусстве и жизни». 4. Фотовыставка или альбом «»Художники «Мира искусства», «Скульптурные шедевры модерна». 5. Описать одно из произведений изобразительного искусства в стиле модерн. | |
Архитектура: от модерна до конструктивизма | Идеи и принципы архитектуры начала XX века. Мастера и шедевры зарубежной архитектуры. Архитектурные достижения России. | Сделать описание одного из архитектурных сооружений XX в., которое произвело на вас особое впечатление. | |
Основные направления развития зарубежной живописи | Фовизм Матисса. Кубизм Пикассо. Сюрреализм Дали. Абстракционизм Кандинского. Супрематизм Малевича. «Аналитическое искусство» Филонова | Знать определения фовизма, кубизма. Уметь заполнить таблицу «Основные направления в развитии живописи XX столетия». | |
Зарубежная музыка XXвека | Музыка модернизма. Становление национальных школ музыки. Искусство джаза и его истоки. Рок - и поп – музыка. | Знать, какие черты характерны для музыки модерна. Уметь дать определения терминов и понятий: спиричуэлс, блюз, регтайм, кантри, джаз, рок, рок-н-ролл. | |
Музыка России XX столетия | Музыка начала XX века. Композиторы советской эпохи. Феномен массовой песни. Исаак Осипович Дунаевский. Александра Николаевна Пахмутова. Бардовская или авторская песня. | Знать отличительные особенности творчества советских композиторов. Уметь объяснить понятие феномена массовой песни. | |
Русский театр XX века | К.С. Станиславский и В.И. Немирович – Данченко как основоположники театрального искусства. Модерн в балете М.М. Фокина. Театральный авангард В.Э. Мейерхольда. Камерный театр А.Я. Таирова – театр преображённой действительности. | Уметь делать равнительный анализ театральной «системы» К.С. Станиславского и В.Э. Мейерхольда, выделив в них следующие аспекты: - требование к внешней зрелищности спектакля; - определение роли актёра на сцене; - включение зрителей в театральное действо. | |
Становление и расцвет мирового кинематографа | Рождение и первые шаги кинематографа. Выдающиеся достижения американского кино. Великий немой. Рождение звукового кино. Киноавангард XX века. Неореализм итальянского кино. Рождение национального кинематографа. Режиссёры американского кино. | Используя справочную литературу дать определения популярных жанров кино: фэнтэзи, детектив, фильм ужасов, фильм катастроф, военный фильм, триллер, мелодрама, боевик, фильм действия (экшн), вестерн, мюзикл, комедия, «мыльная опера». | |
Защита проектов. Обобщение | Защита докладов, рефератов по изученным темам курса. | Уметь работать в рамках проекта, используя полученные знания. |
Календарно-тематическое планирование 11 класс
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата прове-дения |
I полугодие Художественная культура 17 – 18 веков | |||
1. | Стилевое многообразие искусства 17-18 веков. | 2 | |
2. | |||
3. | Архитектура барокко. | 1 | |
4. | Изобразительное искусство барокко. | 1 | |
5. | Классицизм в архитектуре Западной Европы. | 1 | |
6. | Шедевры классицизма в архитектуре России. | 2 | |
7. | |||
8. | Изобразительное искусство классицизма и рококо. | 1 | |
9. | Реалистическая живопись Голландии. | 1 | |
10. | Русский портрет 18 века. | 1 | |
11. | Музыкальная культура барокко. | 1 | |
12. | Композиторы Венской классической школы. | 1 | |
13. | Театральное искусство 17 – 18 веков. | ||
Художественная культура 19 века | |||
14. | Романтизм. | 1 | |
15. | Изобразительное искусство романтизма. | 1 | |
16. | Реализм – художественный стиль эпохи. | 1 | |
II полугодие | |||
17. | Изобразительное искусство реализма. | 1 | |
18. | «Живописцы счастья»: художники-импрессионисты. | 1 | |
19. | Многообразие стилей зарубежной музыки романтизма. | 1 | |
20. | Русская музыкальная культура. | 1 | |
21. | Пути развития западноевропейского театра. | 1 | |
22. | Русский драматический театр. | 1 | |
Искусство 20 века | |||
23. | Искусство символизма. | 1 | |
24. | Триумф модернизма. | 1 | |
25. | Архитектура: от модерна до конструктивизма. | 1 | |
26. | Основные направления развития зарубежной живописи. | 1 | |
27. | Мастера русского авангарда.. | 1 | |
28. | Зарубежная музыка 20 века. | 1 | |
29. | Музыка России 20-го столетия. | 1 | |
30. | Зарубежный театр 20 века. | 1 | |
31. | Российский театр 20 века. | 1 | |
32. | Становление и расцвет мирового кинематографа. | 2 | |
33. | |||
34. | Защита проектов. Обобщающий урок | 2 |
Контрольно-измерительные и дидактические материалы
Тест по теме «Культура Античности» Вариант 1
- Кому принадлежат следующие слова: «Мы любим красоту без прихотливости и мудрость без изнеженности»?
А) Антеросу Б) Периклу В) Парфенону
- Как называется главное святилище Акрополя:
А) Храм Ники Аптерос Б) Храм Эрехтейон В) Пропилеи
- Какая скульптура принадлежит творчеству Мирона:
А) Дорифор Б) Курос В) Дискобол
- Скульптура Афродиты Книдской принадлежит творчеству:
А) Праксителя Б) Скопаса В) Лисиппа
- «Храмом всех богов» считается :
А) Пантеон Б) Храм Сатурна В) Колизей
- Как по-другому называются термы:
А) Мосты Б) Общественные бани В) Каменные дороги
- Какому музыкальному инструменту греки отдавали предпочтение:
А) Флейта Б) Лира В) Авлос
- Кого считают «отцом греческой трагедии»:
А) Аристофан Б) Еврипид В) Эсхил
- Как называются водяные органы, вошедшие в моду римлян после завоевания ими Египта: А) Гидравлосы Б) Формингсы В) Авлосы
- Создатели скульптурной группы «Лаокоон с сыновьями»?
А) Агесандр, Афинодор, Полидор Б) Леохар, Афинодор, Полидор В) Леохар, Агесандр, Эль Греко
Тест по теме «Культура Античности» ВАРИАНТ 2
- Какой храм был сооружён в Акрополе в период с 447 по 438 г. до н. э. архитекторами Иктином и Калликратом? Храм посвящён богине Афине.
А) Ники Аптерос Б) Пропилеи В) Парфеон
- Могучий властитель морей Древней Греции:
А) Зевс Б) Посейдон В) Аид
- Скульптор, вошедший в историю как вдохновенный певец женской красоты:
А) Пракситель Б) Скопас В) Леохар
- Скульптор, создавший скульптуру «Геракл, борющийся со львом»:
А) Лисипп Б) Леохар В) Эль Греко
- Что такое Акрополь в Афинах?
А) Общественный и культурный центр Афинского государства
Б) Дворец царя Кресилая в Афинах В) Главный вход в Афины
- Какая статуя выполнена из слоновой кости и покрыта тонкими золотыми пластинами?
А) Фриза Б) Иктина В) Афина Парфенос
- Что изображено на фризах Парфенона в Афинах?
А) Львы Б) Боги В) Птицы
- К какому виду искусства относится амфора из Дипилона?
А) Статуя Б) Наскальная живопись В) Вазопись
- Кто создал скульптуру «Дискобол»?
А) Мирон Б) Курос В) Ахилл
- Какой 38-метровый памятник расположен на Римском Форуме?
А) Памятник Сатурна Б) Колонна Траяна В) Пантеон
Тест по теме «Культура Античности» ВАРИАНТ 3
1. Что располагается на южном склоне Акрополя?
А) Храм Эрехтейон Б) Театр Диониса В) Статуя Афины Парфенос
2. Какие скульптуры украшают храм Эрехтейон?
А) Кариатиды Б) Куросы В) Изображения мифологических животных
3.Какая статуя возвышается на одной из площадей в центре Рима?
А) Статуя Октавиана Августа из Прима Порта Б) Статуя императора Марка Аврелия
В) Авл Метел
4. В искусстве древних этрусков достигла высокого уровня техника бронзового литья. Лучший памятник этрусской скульптуры- символ Рима?
А) «Вечерняя тень» Б) «Капитолийская волчица» В) Тосканский ордер
5. Лучшее произведение Леохара?
А) «Голова раненого воина» Б) «Статуя Аполлона Бельведерского» В) «Геракл, борющийся со львом».
6. Кто является создателем статуи «Менада»?
А) Скопас Б) Мирон В) Пракситель
7. Что называли акведуками в Древнем Риме?
А) Дороги Б) Мосты В) Водопроводы
8. «Храм всех Богов»?
А) Римский форум Б) Пантеон В) Колизей
9. Скульптуры, называемые «вечерними тенями», принадлежат:
А) Римлянам Б) Этрускам В) Грекам
10. Кто написал картину «Аппиева дорога при закате солнца»?
А) Шишкин Б) Иванов В) Репин
Тест по теме «Культура Античности» ВАРИАНТ 4
1. Самый трагичный поэт Древнего Рима?
А) Еврипид Б) Софокл В) Аристофан
2. Одно из чудес света, в настоящее время находится в Древнем Риме?
А) Триумфальная арка Б) Колизей В) Храм Сатурна
3. Что такое куросы?
А) Статуи юношей Б) Статуи воинов В) Картины, высеченные на камне
4. Скульптурное произведение античности – крылатая богиня Победы?
А) Венера Милосская Б) Афродита Книдская В) Ника Самофракийская
5. Где разыгрывались пантомимы, проходили бои гладиаторов и укрощение диких зверей?
А) Храм Сатурна Б) Пантеон В) Колизей
6. Крупнейший мастер чернофигурной керамики в Древней Греции?
А) Афина Б) Дионис В) Экселай
7. Как называется искусство в театре, где актёр не говорит, а показывает жестами, мимикой?
А) Катарсис Б) Цирковое зрелище В) Пантомима
8. Что было главным завоеванием римской художественной культуры?
А) Натюрморт Б) Пейзаж В) Скульптурный портрет
9. Что такое Парфенон?
А) Центральные ворота Б) Главный храм Акрополя В) Крепость
10. Как назывались статуи девушек?
А) Коры Б) Куросы В) Куры
Ответы: 1 ВАРИАНТ: 1-Б, 2-Б, 3-В, 4-А, 5-А, 6-В, 7-Б, 8-В, 9-А, 10-А.
2 ВАРИАНТ: 1-В, 2-Б, 3- А, 4- А, 5- А, 6- В, 7- Б, 8- В, 9- А, 10-Б.
3 ВАРИАНТ: 1-Б, 2-А, 3- Б, 4- Б, 5- Б, 6- А, 7- Б, 8- Б, 9- Б, 10-Б.
4 ВАРИАНТ: 1- А, 2- Б, 3- А, 4- В, 5- В, 6- В, 7- В, 8- В, 9- Б, 10- А.
Тест по теме “Искусство Древней Греции и Рима”.
1 | Что означает “античность” в переводе с греческого? a) греческий б) древний в) гуманистический г) классический | |||
2 | Какие архитектурные сооружения находятся в Афинском Акрополе? а) Эрехтейон б) Парфенон в) Пантеон г) Храм Зевса | |||
3 | Какие персонажи мифов связаны с Кносским дворцом? а) Орфей и Эвридика б) Персей и Андромеда в) Тесей и Минотавр г) Дедал и Икар | |||
4 | Соотнесите богов и их функции | |||
| а) Гестия - | 1. Богиня мудрости | ||
| б) Гефест - | 2. Покровитель искусства, божество света | ||
в) Афина - | 3. Богиня домашнего очага | |||
| г) Аполлон - | 4. Бог огня | ||
5 | В Древней Греции и Древнем Риме одни и те же боги имели разные имена. Соотнесите имена древнегреческих и древнеримских богов: | |||
а) Зевс - б) Афина - в) Арес - г) Гермес - | 1. Марс 2. Меркурий 3. Юпитер 4.Минерва | |||
6 | Как называются крытые каналы, по которым с помощью арочных конструкций подавалась вода в город? а) термы б) форум в) акведук г) одеон | |||
7 | Главная городская площадь, в Древнем Риме с расположенными на ней храмами и общественными зданиями? а) базилика б) форум в) одеон г) акведук | |||
8 | Соотнесите изображения древнегреческих чудес света с их названием | |||
| 1 | 2 | 3 | |
| 4 | а) статуя Зевса - | № | 5 |
б) Александрийский маяк - | № | |||
в) Колосс Родосский - | № | |||
г) Галикарнасский мавзолей - | № | |||
д) Храм Артемиды - | № | |||
9 | К каким архитектурным ордерам принадлежат колонны? | |||
1 | 2 | 3 | ||
а) коринфский - № б) ионический - № в) дорический - № | ||||
10 | Какие скульптурные произведения созданы Фидием? | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |
1. – Лаокоон и его сыновья 2. – Зевс Олимпийский 3. – Афина Парфенос 4. – Геракл, борющийся со львом | ||||
11 | Как называются древнегреческие сосуды? | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |
а) амфора - № б) кратер - № в) гидрия - № г) пелика - № | ||||
12 | Какая скульптура явилась каноном в определении идеальных пропорций человеческой фигуры? | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |
Дискобол | Дорифор | Венера Милосская | Венера Таврическая | |
13 | Соотнесите имя музы и область её покровительства | |||
а) Клио б) Урания в) Мельпомена г) Терпсихора д) Талия е) Полигимния ж) Эрато з) Каллиопа и) Евтерпа | 1. Танец 2. Трагедия 3. История 4. Астрономия 5. Эпическая поэзия 6. Комедия 7. Лирика 8. Любовные песни 9. Священные гимны | |||
14 | Какие древнеримские архитектурные сооружения изображены? | |||
1 | 2 | |||
3 | 4 | |||
а) Пантеон б) Арка Тита в) Форум Романум г) Колизей | ||||
15 | Какие древнегреческие скульптуры изображены? | |||
1 | 2 | |||
3 | 4 | |||
а) Геракл, борющийся со львом б) Артемида в) Лаокоон г) Аполлон | ||||
16 | Какие древнегреческие мифы повествуют о подвигах Геракла? | |||
а) Немейский лев б) Спасение Андромеды в) Кони Диомеда г) Конюшни царя Авгия д) Яблоки Гесперид е) Путешествие за золотым руном |
Ключи к тесту по теме “Искусство Древней Греции”
10 класс
1 | б) древний | 1 |
2 | а) Эрехтейон, б) Парфенон | 2 |
3 | в) Тесей и Минотавр | 1 |
4 | а) – 3, б) – 4, в) – 1, г) – 2 | 4 |
5 | а) – 3, б) – 4, в) – 1, г) – 2 | 4 |
6 | в) акведук | 1 |
7 | б) форум | 1 |
8 | а) – 4, б) – 3, в) – 5, г) – 2, д) - 1 | 5 |
9 | а) – 3, б) – 2, в) – 1 | 3 |
10 | 2 – Зевс Олимпийский, 3 – Афина Парфенос | 2 |
11 | а) – 1, б) – 4, в) – 3, г) – 1 | 4 |
12 | 2 - Дорифор | 1 |
13 | а) – 3, б) – 4, в) – 2, г) – 1, д) – 6, е) – 9, ж) – 8, з) – 5, и) – 7 | 9 |
14 | а) – 3, б) – 4, в) – 2, г) – 1 | 4 |
15 | а) – 2, б) – 4. в) – 1, г) – 3 | 4 |
16 | а), в), г), д) | 4 |
| Общее количество баллов | 50 |
Соотношение количества баллов отметке
50 – 45 | 5 |
44 – 34 | 4 |
33 – 23 | 3 |
ниже 22 | 2 |
Художественная культура Древнего мира.
(1 балл)
1. Первым видом искусства в истории первобытного общества было:
а) архитектура б) наскальная живопись в) танец
(1 балл)
2. Культура палеолита охватывает период :
а) 100-35 тыс. лет назад б) 2,5 млн. лет назад - 10 тыс. лет назад в) 43-30 тыс. лет назад
(1 балл)
3. Первыми рисовать на стенах с помощью красок стали:
а) неандертальцы б) кроманьонцы в) это науке не известно
(1 балл)
4. Что реже всего встречалось на ранних наскальных рисунках:
а) изображение животных б) изображение людей и растений в) и люди и животные изображались одинаково редко
(1 балл)
5. Первые творения художественной культуры из камня в виде столбов, устремленных в небо, назывались ___________________
(1 балл)
6. Какие из предложенных вариантов архитектурных сооружений НЕ относятся к Семи чудесам света:
а) Вавилонская башня б) Висячие сады Семирамиды в)Александрийский маяк
Укажите верный ответ: А - только вариант а и б;Б - только а; В - только б и в;
(1 балл)
7. Сфинкс - это каменное сооружение в виде:
а) лев с головой человека б) человек с головой шакала в) кошка с головой человека
(1 балл)
8. Как называлась великая книга мудрости древнееврейского народа?
а) Новый завет б) Библия в) Евангелие
(1 балл)
9. Статуи девушек, украшающие акрополь, назывались:
а) колонны б) коры в) скульптуры
(1 балл)
10. Выберете правильное высказывание:
а) Создателем "Одиссеи" был Гомер б) Гомер создал "Одиссею", а "Иллиаду" - Гесиод
в) Гомер написал и "Иллиаду" и "Одиссею"(1 балл)
11. Античной литературой называют:
а) Литературные произведения Древней Греции б) Литературные произведения Древней Греции и Древнего Рима в) Литературу Древнего Рима
(1 балл)
12.Как называется самый знаменитый древнегреческий храм?
а) Акрополь б) Парфенон в) Илион
(1 балл)
13. Создатель буддизма, царевич Гуатама, получил в народе имя Будда, что означает:
а) Мудрый б) Просветлённый в) Справедливый
(1 балл)
14. Самые знаменитые индийские героические поэмы это "Махабхарата" и ___________________
Ключи к заданиям для раздела Художественная культура Древнего мира
1 - в; 2 -б; 3 -б; 4 -б; 5 - менгиры; 6 - Б; 7 - а; 8 - б; 9 - б; 10 - б; 11 - б; 12 -б; 13 -б; 14 - Рамаяна
Искусство европейского Средневековья
(1 балл)
1. Средние века охватывают период времени:
а) с V века до н. э. до V века н. э. б) с V века н. э. до ХV века н. э в) с Х века н. э. до ХVII века н. э.
(1 балл)
2. Самый известный храм в Константинополе:
а) храм святой Софии б) храм святой Ольги в) храм святой Елены
(1 балл)
3. Труверы, трубадуры, ваганты, голиарды - это:
а) средневековые воины б) средневековые бродячие певцы в) разбойники с большой дороги
(1 балл)
4. Французский героический эпос называется:
а) «Песнь о Нибелунгах» б) «Песнь о моем Сиде» в) «Песнь о Роланде»
(1 балл)
5. 9 кругов ада описаны в _______________________ Данте
(1 балл)
6. В 13 веке появляется книга о жизни и обычаях народов Азии, долгое время служившая руководством для составления географических карт, написанная:
а) Фомой Аквинским; б) венецианским купцом Марко Поло; в) Роджером Бэконом
(1 балл)
7. Расцвет городской литературы в 12 веке связан с творчеством вагонатов, которые были:
а) бродячими актёрами б) школярами и студентами, ездившими по разным городам для продолжения учёбы в) нищие бродяги
(1 балл)
8. Стиль архитектуры, сложившийся в Европе в 12-15 века получил название:
а) романский б) готический в) ампир
(1 балл)
9. В середине 14 века в Италии зарождается новая культура - культура _______________, которая потом распространится по всей Западной Европе, дав начало и название целой эпохе, которая продлится до середины 16 века.
Ключи к заданиям Искусство европейского Средневековья
1-б; 2-а; 3- б; 4 - в; 5 - "Божественной комедии"; 6 - б; 7 - б; 8 - б; 9 - Возрождение.
Искусство Древней Руси
(1 балл)
1. Основное влияние на искусство Древней Руси оказало:
а) искусство Западной Европы б) искусство Древнего Востока в) искусство Византии
(1 балл)
2. Какое из данных ниже высказываней является верным:
а) "Повесть временных лет" была написанна в 862 году; б) "Повесть..." была написанна в 12 веке, на основание нескольких, более древних источников в) "Повесть временных лет" не более чем красивая поэтическая выдумка монаха Нестора
(1 балл)
3. «Слово о полку Игореве» было написано:
а) в Х веке б) в ХII веке в) в ХVIII веке
(1 балл)
4. Наиболее значительным видом искусства в Древней Руси было:
а) музыка б) литература в) храмовое зодчество
(1 балл)
5. Храм Василия Блаженного был построен в честь победы
а) над шведами б) над немцами в) над татарами
(1 балл)
6. Икона "Владимирской божьей матери" была написана:
а) Андреем Рублёвым б) неизвестным греческим живописцем на рубеже 11-12 веков в)Феофаном Греком
(1 балл)
7. Московский Кремль был построен с помощью:
а) немцев б) французов в) итальянцев
(1 балл)
8. Знаменитый Софийский собор, построенный в Киеве в 1037 году имел _______ куполов.
(1 балл)
9. Этот вид художественного изображения людей был наиболее слабо развит на Руси, одна из причин - негативное отношение церкви, видевшей схожесть между этими изображениями и языческими идолами. И только в 18 веке этот вид искусства станет активно развиваться. А речь идёт о...:
а) портретной живописи б) скульптуре в) иллюстрации в книгах
- балл)
10.Расцвет каменного зодчества в 12 веке связан с именем князя ____________
Ключи к заданиям Искусство Древней Руси
1-в; 2-б; 3- б; 4-в; 5-в; 6-б; 7-в; 8- "13"; 9 - б; 10 - Андрея Боголюбского
Искусство европейского Возрождения
1. Эпоха Возрождения в Европе охватывает: а) ХI-ХV века б) ХIV-ХVI века в) ХVI-ХVII века (1 балл)
2. Возрождение в Европе ярче всего проявилось:
а) во Франции б) в Нидерландах в) в Италии
(1 балл)
3. Первые гаманисты ("любители мудрости") появились:
а) Во Франции б) в Италии в) Англии
(1 балл)
4.Автором портрета Моны Лизы был:
а) Боттичелли б) Рафаэль в) Леонардо да Винчи
(1 балл)
5. Картины "Рождение Венеры", "Весна" были созданны:
а) Рафаэлем б) Сандро Боттичелли в) Леонардо да Винчи
(1 балл)
6. Скульптуру Давида изваял:
а) Донателло б) Брунеллески в) Микеланджело
(1 балл)
7. Одним из первых гуманистов 14 века был:
а) Джованни Бокаччо б) Франческо Петраркав) Лаура
(1 балл)
8. Самым ярким представителем Возрождения во Франции был:
а) Франсуа Вийон б) Франсуа Рабле в) Пьер Ронсар
(1 балл)
9. Центрами культуры раннего Возраждения в 15 веке были:
а) Флоренция и Милан б)Венеция и Неаполь в) Рим г) Все они являлись культурными центрами Возрождения
(1 балл)
10. Выдающимся драматургом испанского Возрождения был:
а) Педро Кальдерон б) Тирсо де Молина в) Лопе де Вега
(1 балл)
11. Великое научное открытие эпохи Возрождения совершил:
а) Н. Коперник: гелиоцентрическая система мира б) И. Ньютон: закон всемирного тяготения в) Д. Бруно: идея множественности миров
(1 балл)
12. К эпохе Возрождения Не относится:
а)Франческо Петрарка б) Данте Алигьери в) Иоганн Гутенберг
(1 балл)
13. Новый тип зданий - палацио, появившийся в период Возрождения это:
а) загородная вилла б) городской дворец в) купеческий особняк
(1 балл)
14. Установите соответствие между именами художников Возрождения и названиями их работ:
а) Рафаэль; б) Леонардо да Винчи; в) Микеланджело Буаноротти;
1)Тайная вечеря; 2)статуя Давида; 3) Сикстинская Мадонна;
(1 балл за каждый правильный ответ)
15. Томас Мор и Томмазо Кампанелла создали новый литературный жанр, в котором воплотили мечту о справедливом и счастливом обществе. Этот жанр получил название:
а) утопия б) пастораль в) идиллия
(1 балл)
Ключи к заданиям Искусство европейского Возрождения
1-б; 2-в; 3-б; 4-в; 5-б; 6-в; 7-б; 8-б; 9-г; 10-в; 11- а; 12 - б; 13-б; 14 -а3,б1,в2; 15 - а.
Критерии оценки
Критерии оценки качества письменного ответа
Оценка «5» ставится в том случае, если:
- в работе учащийся показал знание и понимание художественных особенностей направлений и стилей, законов развития искусства, общественно-эстетических идеалов (эпохи, общества, художника), духовно-нравственных ценностей, концепций человека. Показано место и роль рассматриваемого художественного явления в развитии мировой художественной культуры, знание гуманистических и эстетических ценностей различных народов;
- работа свидетельствует об умении учащегося анализировать произведение искусства или художественное явление, опираясь на понятийный и категориальный аппарат эстетики и частных искусствоведческих наук;
- в работе высказана и обоснована личная идейно-эстетическая и художественная позиция автора сочинения.
Оценка «4» ставится в том случае, если:
- в работе дана общая характеристика периода, художественных направлений и стилей, места человека в общественной жизни, отмечено мировое значение художественного явления, но не указаны факты использования художественно-эстетического и нравственного опыта авторов. Идейно-эстетический анализ произведений может быть достаточно глубоким, но не представлен в контексте мировой художественной культуры;
- умение анализировать ограничивается описанием отдельных образов, деталей, пересказом сюжета, передачей содержания ассоциативным образом с ограниченным использованием понятийного и категориального аппарата эстетики и искусствоведческих наук;
- высказано, но недостаточно аргументировано личное отношение учащегося к художественному явлению.
Оценка «3» ставится в том случае, если:
- в работе дано поверхностное описание, а не анализ художественных произведений, художественных направлений и стилей, не выделена концепция человека и его положения в обществе описываемого периода. Изложение идейно-эстетического содержания и художественных особенностей творчества авторов не позволяет сделать заключений об их вкладе в мировую художественную культуру;
- умение анализировать произведение искусства сводится к его пересказу (описанию);
- в работе не выражено личное отношение учащегося к художественному явлению или оно выражается констатацией позиции: «нравится – не нравится».
Оценка «2» ставится в том случае, если:
- характеристика художественного явления или произведения в работе ограничивается особенностями формации, не раскрыты эстетические и нравственные ценности, в общих словах и сбивчиво описаны направления и стили, не приведены конкретные примеры художественных явлений, произведений искусства;
- отсутствует анализ произведений;
- не устанавливаются даже несложные реальные связи и зависимости;
- не высказано личное отношение учащегося к явлениям художественной культуры.
Критерии оценки качества устного ответа
Оценка «5» ставится в том случае, если:
- в своем ответе учащийся продемонстрировал полноту, гибкость, доказательность и самостоятельность знаний, понимание художественных особенностей направлений и стилей, законов развития искусства, развитие общественно-эстетических идеалов и их отражение в искусстве конкретной эпохи;
- ответ свидетельствует об умении аттестуемого анализировать конкретные произведения искусства, опираясь на общеэстетические и искусствоведческие представления и понятия;
- в ответе высказана и обоснована личная художественно-эстетическая и позиция аттестующегося.
Оценка «4» ставится в том случае, если:
- в ходе собеседования аттестующимся раскрыта общая характеристика периода, художественных направлений и стилей, выявлено мировое значение художественного явления, но приведены не все существенные признаки и факты его характеризующие. Художественно-эстетический анализ произведений достаточно глубок, но не включен в контекст мировой художественной культуры;
- умение анализировать ограничивается описанием отдельных образов, деталей, пересказом сюжета, передачей содержания ассоциативным образом с ограниченным использованием представлений и понятий эстетики и искусствоведения;
- высказано, но недостаточно аргументировано личное отношение к художественному явлению.
Оценка «3» ставится в том случае, если:
- в ответе аттестующегося присутствует поверхностное описание, а не анализ художественных произведений, художественных направлений и стилей; анализ не соотнесен с представлениями о человеке в обществе конкретного исторического периода, раскрытие идейно-эстетического содержания и художественных особенностей творчества различных авторов не позволяет сделать заключений об их вкладе в мировую художественную культуру;
- умение анализировать произведение искусства сводится к его пересказу (описанию);
- в ответе не выражено личное отношение учащегося к художественному явлению или оно выражается констатацией позиции: «нравится – не нравится».
Оценка «2» ставится в том случае, если:
- в ответе характеристика художественного явления или произведения ограничивается особенностями формации, не раскрыты эстетические идеалы и нравственные ценности, в общих словах и сбивчиво характеризуются направления и стили, не приведены конкретные примеры художественных явлений, произведений искусства;
- отсутствует анализ произведений;
- в ответе не устанавливаются даже несложные реальные связи и зависимости;
- учащимся не высказано личное отношение к художественным явлениям.
Ресурсное обеспечение рабочей программы:
Литература основная и дополнительная:
- Данилова Г.И. Мировая художественная культура..
- Данилова Г.И. Мировая художественная культура. 10,11 классы. Тематическое и поурочное планирование. М., Дрофа, 2004.
- Каратавцева М.И., Чернышева И.С. Уроки МХК. ТЦ. – Учитель, Воронеж, 2003.
- Химик И.А. Как преподавать мировую художественную культуру. Книга для учителя. М., Просвещение, 1992.
- Энциклопедия для детей. «Аванта+» Искусство, 1999.
- Программа «Мировая художественная культура» для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Программа рекомендована Министерством образования Российской Федерации.
- «Мировая художественная культура» 10 класс. От истоков до XVII века. Г.И. Данилова, Дрофа, Москва 2007г.
- ЭСУН «История искусства» 10-11 класс
- ЦОР «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства»
- ЦОР «Эрмитаж. Искусство Западной Европы»
- ЦОР Кирилл и Мефодий «Шедевры русской живописи»
- ЦОР «Мировая художественная культура»
Медиаресурсы:
- Азбука искусства. Как научиться понимать картину.
- Библиотека электронных наглядных пособий. Зарубежное классическое искусство.
- Библиотека электронных наглядных пособий. Мировая художественная культура.
- Большая электронная детская энциклопедия. Архитектура.
- Коллекция ВВС. Великие мастера. Леонардо да Винчи
- Коллекция ВВС. Искусство и культура. Как искусство сотворило мир.
- Школа развития личности Кирилла и Мефодия. Учимся понимать живопись. Практический курс
- Школа рисунка и живописи. Электронное издание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
Рабочая программа по музыке для 1-4 класса ФГОС. Составлена на основе рабочей программы "Музыка", авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 200...
Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс
Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике для 5-х классов Разработана на основе примерной рабочей программы ( автор – составитель О.С. Кузнецова ) учителем математики ГБОУ школы № 645 Старковской С.Н
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике....
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....
Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »
lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...