Программа курса "Мировая художественная культура", 5-6 кл.
элективный курс по мхк (5 класс) по теме
Программа факультативного курса поддерживает основную учебную программу по истории Древнего мира (5 кл.) и Историю России (6 кл.) по разделу Культура.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа факультативного курса по МХК, 5-6 кл. | 27.23 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ СОШ № 3 г. Комсомольск-на-Амуре
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая характеристика учебного предмета
Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, о ее логике развития в исторической перспективе, о месте в жизни общества и каждого человека.
Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности.
Развивающий потенциал курса мировой художественной культуры напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия, запечатлённые в ярких образах. Принимая во внимание специфику курса, в программе сделан упор на деятельностые формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию – активный зритель/слушатель) и интерпретаторских способностей (функцию - исполнитель) учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приёмов анализа произведений искусства. В связи с этим в программе в рубриках «опыт творческой деятельности» приводится примерный перечень возможных творческих заданий по соответствующим темам.
В содержательном плане программа следует логике исторической линейности (параллельно курсу истории). В целях оптимизации нагрузки программа строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. Отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой, что даёт возможность по достоинству оценить её масштаб и общекультурную значимость.
Программа содержит примерный объём знаний на два года (V- VI классы) обучения.
Учитывая мировоззренческий и интегративный характер дисциплины, рекомендуется использовать как традиционную урочную, так и внеурочные виды деятельности, рассчитанные на расширение кругозора учащихся.
Цели
Изучение мировой художественной культуры на ступени основного общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;
- воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;
- освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;
- овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
- использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом отношении приоритетными для факультативного курса «Мировая художественная культура» на этапе основного общего образования являются:
умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
устанавливать несложные реальные связи и зависимости;
оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;
осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа (в том числе и созданных в иной знаковой системе - «языки» разных видов искусств);
использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;
владеть основными формами публичных выступлений;
понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности;
определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;
осознавать свою культурную и национальную принадлежность.
Результаты обучения
Результаты изучения курса «Мировая художественная культура» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию личностно ориентированного, деятельностного и практикоориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: соотносить изученные произведения с определённой эпохой, стилем, направлением, устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусств, пользоваться различными источниками информации, выполняя учебные и творческие задания.
В рубрике «Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
В результате освоения курса мировой и отечественной художественной культуры формируются основы эстетических потребностей, развивается толерантное отношение к миру, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и качественно оценивать её уникальность и неповторимость, развиваются навыки оценки и критического освоения классического наследия и современной культуры, что необходимо для успешной адаптации в современном мире, выбора индивидуального направления культурного развития, организации личного досуга и самостоятельного художественного творчества.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен:
Знать / понимать:
- основные виды и жанры искусства;
- изученные направления и стили мировой художественной культуры;
- шедевры мировой художественной культуры;
- особенности языка различных видов искусства.
Уметь:
- узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.
- устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
- пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
- выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения).
Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выбора путей своего культурного развития;
- организации личного и коллективного досуга;
- выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
- самостоятельного художественного творчества.
Литература:
Данилова Г.И. Мировая художественная культура 7-9 кл.- М.: изд-во «Дрофа», 2008 г.;
Данилова Г.И. Мировая художественная культура. От истоков до XVII в. - М.: изд-во «Дрофа», 2008 г.;
Календарно-тематическое планирование по МХК - 5 класс
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов |
Первобытное искусство. | ||
1 | У истоков искусства. Рождение человеческой цивилизации. | 1 |
2 | По следам первобытных художников. | 1 |
3 | Формы первобытной религии. | 1 |
4 | Истоки архитектуры. | 1 |
5 | Экскурсия в этнографический музей пос. Верхняя Эконь. | 1 |
Особенности художественной культуры Древнего Египта. | ||
6 | В стране сфинксов и пирамид | 1 |
7 | «Дома вечности» богов и фараонов. | 1 |
8 | Религиозные представления египтян. Пантеон богов. | 1 |
9 | Мифы Древнего Египта | 1 |
10 | «Тайная мудрость Египта». Письменность древних египтян. | 1 |
11 | Основные достижения культуры древнеегипетской цивилизации | 1 |
Междуречье – переплетение культур | ||
12 | Древнее Междуречье. Религиозно-мифологические представления | 1 |
13 | Жемчужина Ниневийского дворца | 1 |
14 | Шумеро-аккадская культура | 1 |
15 | Ассиро-вавилонская культура | 1 |
Культура древнего Приамурья | ||
16 | Архитектура | 1 |
17 | Шаманизм | 1 |
18 | Экскурсия в краеведческий музей. | 1 |
Греция – «колыбель европейской цивилизации». | ||
19-20 | Пантеон богов. | 2 |
21 | Мифы Древней Греции | 1 |
22 | Прогулка по афинскому Акрополю. | 1 |
23-24 | Так оживает камень… Скульптура Древней Греции | 2 |
25 | «Чудеса света» родом из Греции | 1 |
Культура Древнего Рима | ||
26 | Культура этрусков | 1 |
27 | Пантеон богов. | 1 |
28-29 | Архитектура Древнего Рима | 2 |
Сущность религии и ее исторические корни | ||
30 | Буддизм | 1 |
31 | Ислам. Столпы ислама | 1 |
32 | Христианство | 1 |
33 | Православный храм. Иконопись | 1 |
34 | Экскурсия «Православные храмы нашего города». | 1 |
Календарно-тематическое планирование по МХК - 6 класс
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов |
Начало средневековья – 5ч. | ||
1 | Век Византии. | 1 |
2 | Искусство византийской мозаики | 1 |
3 | Культура мусульманского мира | 1 |
4 | Быт германцев. | 1 |
5 | Культура скандинавов. | 1 |
Средневековая Европа – 5ч. | ||
6 | Баллады о Робин Гуде. | 1 |
7-8 | Рыцари. Рыцарская культура. | 2 |
9-10 | Архитектура средневековых городов. | 2 |
Дальние страны – 5ч. | ||
11 | Индия – «страна чудес» | 1 |
12 | Поднебесная империя: архитектура, церемонии. | 1 |
13 | Искусство Страны восходящего солнца (Япония) | 1 |
14 | Цивилизации доколумбовой Америки: ацтеки, инки, майя. | 1 |
15 | Итоговое повторение: игра «Что? Где? Когда?» | |
Древняя Русь – 11 ч. | ||
16-17 | Язычество древних славян. | 2 |
18 | Деревянное зодчество. | 1 |
19 | Памятники архитектуры Древней Руси. | 1 |
20-21 | Были и былины. | 2 |
22 | Русские богатыри. | 1 |
23 | Александр Невский. | 1 |
24-25 | Московский Кремль. | 2 |
26 | Иконопись. | 1 |
Московское царство – 8 ч. | ||
27 | Государственная символика. | 1 |
28-29 | Устное народное творчество | 2 |
30 | Народные ремесла: Жостово, Палех, Гжель | 1 |
31 | Народные ремесла: Дымково, Семеново, Вологда | 1 |
32 | Золотое кольцо России. | 1 |
33-34 | Виртуальная экскурсия по Золотому кольцу России. | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение метода «Образовательное путешествие» на уроке - мировая художественная культура. Применение метода «Образовательное путешествие» на уроке - мировая художественная культура.
Технологическая карта заняти: Образовательное путешествие – это педагогический метод, уникальная стратегия освоения мира культуры, результатом которого является становление, самоопределение...
Презентация «Художественная культура Древнего Рима. Выполнена к учебнику Рапацкая Л.А., Мировая художественная культура, 10 класс
Презентация "Художественная культура Древнего Рима". Выполнена к учебнику Рапацкая Л.А., Мировая художественная культура, 10 класс (Допущено Министерством образования и науки Р...
Материалы по мировой художественной культуре в 9 классе пограмме Г.Даниловой содержат тексты по темам учебника Г.Даниловой "Мировая художественная культура" 7-9 кл., иллюстрации, проверочные тесты. Можно использовать как раздаточный материал при отсут
Материалы по мировой художественной культуре в 9 классе по программе Г.Даниловой содержат тексты по темам учебника Г.Даниловой "Мировая художественная культура" 7-9 кл., иллюстрации, проверочные тесты...
Рабочая программа «Мировая Художественная Культура» для 10-11 классов
Рабочая программа учебного курса«Мировая Художественная Культура»для 10-11 классов...
Темы для презентаций обучающихся по программе : "Мировая художественная культура"
Для расширения кругозора обучающихся в целях самообазования и формирования навыков самостоятельного получения информации для дополнения тем по программе "Мировая художественная культура&quo...
Рабочая программа учебной дисциплины «Мировая художественная культура» предназначена для изучения мировой художественной культуры на профильном уровне в общеобразовательном учреждении, реализующем образовательную программу среднего (полного) общего о
Рабочая программа по МХК. Профильный уровень....
Презентация к уроку Мировой художественной культуры для 10 класса по теме «Художественная культура Киевской Руси»
Презентация к уроку Мировой художественной культуры для 10 класса по теме «Художественная культура Киевской Руси»...