Разработка урока "Рабство в Древнем Риме"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Урок истории в 5 классе по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabstvo_v_drevnem_rime.docx32.52 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
 Рабство в Древнем Риме

Курбатова Татьяна Ивановна

МАОУ СОШ №27 с углубленным изучением отдельных предметов г. Балаково

Учитель истории и обществознания

История

5 класс

Рабство в Древнем Риме. Урок №55

Учебник «Всеобщая история. История Древнего мира 5 класс» А.А. Вигасин Г.И.Годер И.С.Свенцицкая М., «Просвещение» 2014

Цель  урока.

 Продолжение формирования  характеристики  рабства на примере истории Древнего Рима.

Задачи.

 1) Изучить положение рабов, источники рабства, сферы использования труда рабов в Древнем Риме.

2)Продолжить формирование умения работать с учебником, документом, картиной (рисунком), картой; проводить сравнение, анализ, делать выводы, использовать ранее полученные знания для сравнения и обобщения.

3)Воспитывать человеколюбие и непримиримость ко всякому насилию над людьми.

Тип урока.

 Открытие нового знания

Формы работы учащихся. 

Работа с учебником, иллюстрациями,  картой,  документальными материалами. Коллективная, групповая,индивидиальная

Необходимое техническое оборудование.

Компьютер

Ожидаемые результаты.

1.Предметные: знание учащимися источников рабства в Древнем Риме, сфер применения там рабского труда; знание и умение пользоваться историческими понятиями и терминами: раб, рабство, гладиатор, амфитеатр.

2.Личностные: непримиримое отношение ко всякому насилию над людьми.

3.Умение работать с учебником, картой, иллюстрацией; осуществлять сравнение, обобщение

План.

1.Источники рабства

2.Использование труда рабов

3.Положение рабов

4.Последствия использования рабов

5.Общие черты и отличия рабства в Риме и других древних государствах

Структура и ход урока.

1.Мотивация учебной деятельности

2.Актуализация знаний и пробные учебные действия

3.Выявление места и причины затруднения.

4.Построение проекта выхода из затруднения

5.Реализация построенного проекта

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

7.Самостятельная работа с самопроверкой по эталону

8.Включение в систему знаний и повторения

9.Рефлексия

Технологическая карта урока истории по ФГОС ООО

в 5 классе по теме «Рабство в Древнем Риме»

 ( по учебнику «История Древнего мира. 5 класс» А.А. Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая.)

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Личностные результаты

Предметные результаты

Метапредметные результаты

1)Этап мотивация

Организует беседу по вопросам.

1)С историей каких стран мы познакомились и продолжаем знакомиться в этом году?

В истории этих стран есть как много общего, так и много своеобразного.

2)Какие общие черты в истории изучаемых стран вы можете выделить?

3)Какую общую черту, характерную и для Древнего Рима мы еще не изучали? Определите тему нашего урока

Отвечают на поставленные вопросы.

В случае затруднения по

2 вопросу пользуются учебником (оглавлением, текстом)

Ответ по 2 вопросу.

Общие черты:

-Все страны совершали военные походы

-Во всех странах существовали религиозные верования

-В изучаемых странах имелась государственная власть

-Принимались законы

-Существовало неравенство между людьми

Существовало рабство.

Называют тему. Рабство в Древнем Риме.

Записывают тему в тетради

Учащиеся проявляют понимание многообразия древнего мира и его единство

Учащиеся овладевают целостным представлением о мире, производят систематизацию знаний

Учащиеся совершают мыслительные операции анализа и синтеза ранее изученного материала

2)Этап

актуализации  и пробного учебного действия

Учитель предлагает учащимся вспомнить, что они знают о рабстве и организует беседу по вопросам

1)Кто становился рабом в Греции, Египте,Индии, Китае?

2)Где использовали труд рабов?

3)Как свободные люди относились к рабам?

4)Чем рабы отличались от свободных людей?

4)Определите цель нашего урока

Учитель дает логическое задание. Подумать и выразить свое мнение по вопросу: почему мы изучаем эту тему?( к концу урока)

Учащиеся отвечают на вопросы

Называют цель: изучение рабства в Древнем Риме, его сходство и различия с рабством в других странах.

Настраиваются на выражение своего мнения

Учащиеся осуществляют воспроизводство исторического материала с обобщающим уклоном

Совершают мыслительные операциии,направленные на определение цели урока

3) Этап выявления места и причины затруднения

Учитель указывает: для достижения поставленной цели, давайте выясним, что вызывает у нас затруднения

Называют затруднения:

-пока нет знаний о рабстве в Риме для сравнения с рабством в других странах;

-нет плана сравнения

Формируется умение слушать мнение одноклассников, поддерживать его или опровергать

Формируется умение осуществлять многосторонний подход к изучению вопроса

Формируются регулятивные УУД – выявление того, что неизвестно для решения поставленной цели.

4)Этап

построения

проекта и

выхода из затруднения

Предлагает учащимся построить проект выхода из затруднения, т. е.определить перечень вопросов для изучения темы

Обобщает сказанное учениками и указывает, что по этим вопросам (плану) будет проходить изучение темы «Рабство в Древнем Риме»

Называют какие вопросы нужно изучить для выполнения цели урока.

1)Каковы источники рабства в Древнем Риме?

2)Где использовался труд рабов в Древнем Риме?

3)Каким было положение рабов в Древнем Риме?

4)Какие последствия вызывало использование рабов в Древнем Риме?

5)Каковы общие черты и отличия рабства в Риме и других древних государствах?

Умение слушать товарищей, оспаривать их мнение, соглашаться с ними, доказывать свою правоту.

Формируется умение всестороннего изучения любого события или явления

Учащиеся используют регулятивные УУД:

Планируют разрешение проблемы, составляют план работы по изучению темы

5)Этап Реализация построенного проекта

Часть1

Источники рабства

Часть2

Использо-

вание рабов

Часть3

Положение рабов

Часть4

Последствия использования рабов в Риме

 

Часть5

Общие черты и отличия рабства в Риме и других странах

Предлагает учащимся изучить источники рабства в Древнем Риме

Организует работу с учебным рисунком «Триумф в Риме» (учебник, с.226)

Организует работу с картой

Учебника «Рост Римского государства в 3-2 в.в. до н. э.» (учебник, с.221) Приложение7

Организует работу с текстом учебника: § 49, п.1

Организует работу в гуппах.

Предлагает послушать сообщение

Дополняет записи учащихся

другими сведениями

Предлагает ученикам обобщить полученные сведения об использовании труда рабов и высказать свое мнение о масштабах использования труда рабов в Древнем Риме

Предлагает работу с текстом учебника §49, п.2, абз.3-4.и

п.3(вывод), высказывание древнеримского ученого Варрона с.228

Выступает с мнением. Мы живем в другое время. У нас другие понятия о взаимоотношениях  между людьми. На каких правилах строятся отношения в современном мире?

Какие правила вас устраивают? Почему?

Предлагает ответить на вопросы

1)Как могло повлиять большое количество рабов

на жизнь разных групп населения: богатых, крестьян, ремесленников?

2)Как могли повести себя рабы по отношению к своим хозяевам?

3)Как вы думаете, как трудились рабы? Как это могло повлиять на хозяйство страны?

Обобщение. Мы несколько раз изучали тему рабства вдревнем мире. У нас накопился большой материал для систематизации.Мы можем выделить общие черты  рабства в древнем мире.Подумаем над его особенностями, например в Римском государстве

Записывают в тетради пункт-

Источники рабства в Древнем Риме. По ходу урока постепенно ее заполняют

Анализируют иллюстрацию по схеме.

1.На какие смысловые части можно разделить рисунок?

2.Опишите настроение людей, изображенных в каждой части рисунка.

3.Чем можно объяснить эту разницу в настроении?

4. Какие чувства вызывают у вас пленные?

5.Много ли пленных становились рабами Рима?

Выполняют задание.

1. Как изменилась территория Римского государства в 3-2 в.в. дон.э.

Отвечают, что Рим вел много завоевательных войн, поэтому территория Римского государства выросла в несколько раз.

2.Как завоевания влияли на количество рабов в Риме?

3.Сделайте вывод о первом источнике рабства в этой стране

Записывают в тетради:

1источник- завоевательные войны Рима

Читают текст и ноходят другие источники рабства в Риме, называют его и записывают в тетрадь

2источник-неплательщики налогов в захваченных землях

(провинциях)

Слушают сообщение. Приложение 11.часть 3. Источники рабства в Древне Риме.

После прослушивания отвечают на вопрос.

3.Какие еще источники рабства вы смогли определить?

Записывают в тетради

3источник- пиратство

4источник-дети рабынь

1 группа. (у каждого ученика есть учебный рисунок «Труд рабов в имении римского рабовладельца»Рис. 1). Приложение 2

2 группа. (у каждого ученика есть учебный рисунок «Труд рабов в имении римского рабовладельца»Рис.2). Приложение 3

3группа.( у каждого ученика есть учебный рисунок «Рабы на полях рабовладельца») Приложение 4

4группа. (у каждого ученика есть учебный рисунок «Труд рабов в Риме»). Приложение 1

Группы составляют описание труда рабов, выделяют, какую работу они выполняют.

После этого они излагают добытые знания перед всем классом (на экране проецируется их рисунок). Весь класс получает наглядную информацию.

Производят запись в тетрадь под заголовком «Использование труда рабов в Риме»

-В имении рабовладельца: на полях-пахали землю, убирали и обрабатывали урожай;

пасли скот; мололи зерно; переносили тяжести и выполняли другие тяжелые работы

-В доме рабовладельца: трудились поварами,няньками; делали уборку, стирали.Имелись рабы, которые развлекали хозяина, лечили, сочиняли литературные произведения

-Строили дороги

Сообщение ученика о гладиаторах.(материал из учебника §49 п.4 и приложение 11 п.2 «Гладиаторы»

Ученики записывают в тетрадь еще одну разновидность использования рабов в Риме

-Гладиаторские бои

-Работали на рудниках (часто использовали труд детей)

-Строили жилища, каналы, водопроводы и т. д.

Учащиеся краткими формулировками определяют положение рабов в римском обществе

-унижение

-жестокое обращение

-полное бесправие

-суровые наказания, вплоть до убийства

-презрение

-нищенское содержание и т. д.

Высказывают свое мнение

Высказывают свое мнение

Участвуют в беседе

Делают вывод, что рабство несло много опасности не только самим рабам,но и всему обществу

Учащимсяд предлагается подумать над

- общими источниками рабства,

- общими сферами использования рабского труда,

-общими признаками положения рабов

Далее выделяют особенности римского рабства

-Большое количество рабов

-Широкое использование их труда

-Рост недовольства рабов, угроза восстания

 

Формирование личностного отношения – отношения сопереживания к положению рабов

В ходе анализа различного материала формируется понимание несправедливого отношения в римском обществе к рабам

В ходе беседы складывается критическое, неприемлимое отношение к рабству

Эта беседа нацелена на изучение последующих тем

Работа способствует формированию чувства сопричастности каждого к историческому процессу

Учащиеся  пополняют свои знания по конкретному вопросу об источниках рабства в Риме. Используют для этого разные источники

 (карту, учебные рисунки,текст учебника, сообщение одноклассника)

У учащихся формируется умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических источников, раскрывать ее социальную принадлежность

Формируется понимание единства исторического процесса и его особенности

Формирование навыка работы с картой, иллюстративным материалом, учебным текстом,

умения выбирать необходимый материал из разных источников

Формируются

--навыки работы в группе

--навыки работы с иллюстративным материалом

--навыки использования материала из разных источников

--навыки обобщения материала

Беседа

способствует развитию логического мышления.

Ученики учатся делать выводы на основе анализа

Формируется умение анализа и синтеза исторического материала

6)Этап первичного закрепления

1.Дают определение понятий и терминов

-Раб

-Гладиатор

-Амфитеатр

2.Выбирают из предложенного списка правильные ответы

-Рабы заботились об урожае хозяина

-Рабы не обучались в школе

-За хорошую работу рабов отвозили на родину

Рабов в Риме называли говорящим орудием труда

Личностная оценка своих результатов

Проверяются знания

7)Этап самостоятельной работы с самопровер

кой по эталону

Парная работа

Ученики проговаривают друг другу (за партой) и проверяют

себя по записям в тетради

-Источники римского рабства

-Использование раов в Риме

Материал закрепляется в памяти

Развивается умение слушать и оценивать

8)Этап включение в систему знаний

В начале урока мы поставили перед собой проблему. Почему в наше время на уроках истории изучается рабство? Может эту тему убрать из учебника?

Высказывают свое мнение

Выражается личностное отношение к рабству

Формируется представление, что рабство исторически ограничено в своих временных рамках.Проявление рабства в наше время юридически преступно

Ученики учатся высказывать точку зрения к прошлым событиям, переносить ее на нынешнее время

9)Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Проводит беседу

1.Что я узнал(а)нового на сегодняшнем уроке?

Что я понял(а) на уроке?

Что я не понял(а) на уроке?

Выставление оценок с комментарием

Домашнее задание -  прочитать §49 и ответить устно на вопросы к нему. По желанию- сообщение в

 рамках темы

Делятся впечатлениями

Помогают своим одноклассникам в неясных моментах

Подают дневники для оценки учителю

Записывают в дневники задания

Оценивание результата своих действий, определения степени успешности выполненной работы, осознания причин своего успе

ха или неуспеха для нахождения выхода из ситуации в диалоге с учителем или самостоятельно

Умение объяснять смысл своих оценок, осознавать и называть свои результаты, создание ситуации успеха при взаимопомощи другому

Применение полученной информации

Обсуждение, организация  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл проверочных работ "Цивилизации Древней Греции и Древнего Рима"

Проверочная работа по теме "Цивилизации Древней Греции и Древнего Рима"  из Цикла проверочных работ по всеобщей истории для 10 класса. 4 варианта....

Разработка уроков по теме "Цивилизация Древнего Рима"

Данную разработку уроков  можно использовать как в 5-м, так и в 10-м  классах. Она универсальна, но практические работы каждый учитель подбирает сам. В данных уроках  использовала схемы...

Кроссворд по истории Древней Греции и Древнего Рима

Использовать при повторении резделов "Древняя Греция", "Древний Рим"...

Методическая разработка урока "Рабство в Древнем Риме"

Цели:образовательные- дать учащимся представление о жизни римских рабовладельцев и труде римских рабов. ввести новые понятия: триумф. провинция, гладиатор. амфитеатр. развивающие- продолжить форм...

Разработка интегрированного урока по истории и математике с использованием ИКТ в 5 классе по теме: «Архитектура Древнего Рима и ее геометрические формы»

Цель урока: обобщить и систематизировать знания по истории по теме «Культура Древнего Рима» и математике по темам «Действия с дробями», «Геометрические фигуры» и по истории по теме «Древний Рим», пока...

Методическая разработка урока истории в 5 классе по теме "Рабство в Древнем Риме"

Содержание данной разработки включает в себя различные современные образовательные технологии....

Методическая разработка урока "Рабство в Древнем Риме"

Методическая разработка урока истории для 5 класса...