Рабочий лист к уроку "Рабство в Древнем Риме"
учебно-методический материал по истории (5 класс) на тему
Рабочий лист для учащихся к уроку "Рабство в Древнем Риме"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochiy_list_k_uroku.docx | 36.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочий лист ___________________________________________
Задание 1: расположи события в правильной последовательности:_________________________
1 – Битва при Каннах
2 – Основание г. Рима
3 - Битва близ г. Зама
4 - Завоевание Римом Италии
5 - Переход Ганнибала через Альпы
6 - Разрушение Карфагена и Коринфа
7 - Начало пунических войн
Поставь себе отметку:_______ (1-2 ошибки – «4», 3-4 ошибки – «3»)
Задание 2: подпиши диаграмму в соответствии со следующими фактами: В Италии в эпоху завоеваний было 2-3 миллиона рабов и еще 4-5 миллионов свободных граждан (соотношение 1 к 2).
Задание 3: вставь пропущенное слово в предложение: «Главное отличие раба от свободного человека состоит в том, что свободный человек имел права и _____________________, а раб сам был _____________________________ своего господина»
Задание 4: придумай синквейн «Раб»:
1 строка – название Раб
2 строка – 2 прилагательных __________________ ____________________
3 строка – 3 глагола _________________ _________________ _________________
4 строка – фраза ___________________________________________________________
5 строка – 1 слово __________________
(синоним, ассоциация 1-го слова)
Задание 5: Что из перечисленного относится к источникам рабства, к положению рабов, к использованию рабов? Номера ответов занеси в таблицу.
- Прислуживание в доме
- Неуплата налогов жителями провинций
- Захват в плен на войне
- Распятие на кресте
- Производство продуктов питания
- Участие в боях гладиаторов
- Захват пиратами или разбойниками
- Работа в ремесленных мастерских и рудниках
- Рождение в семье раба
- Битье за малейшую провинность.
Источники рабства | |
Положение рабов | |
Использование труда рабов |
Задание 6: Ответь на вопросы:
- Ты доволен (довольна) тем, как прошел урок? ____
- Было ли тебе интересно? ________
- Ты был (была) активен? _________
- Домашнее задание будешь выполнять с удовольствием? ________
- Что тебя удивило, поразило, вызвало интерес? ___________________________________
_______________________________________________________________________________
Напиши, сколько жетонов получил(а) на уроке ___________________________
Рабочий лист ___________________________________________
Задание 1: Вставь пропущенные имена, даты, названия:
Главным соперником Рима в Западном Средиземноморье был _______________ . Карфаген был побежден в _______ г. до н. э. в сражении близ г. __________. В этом сражении римляне разбили войско _______________, который за 15 лет войны в Италии не потерпел ни одного поражения. После победы над Карфагеном Рим стал господствовать в ________________ Средиземноморье.
Поставь себе отметку:_____ (такую, сколько у тебя правильных ответов)
Задание 2: Какие страны подчинил себе Рим в Восточном Средиземноморье?
__________________________________________________________________________________
Задание 3: Подчеркни правильный ответ:
Наиболее крупными государствами Восточного Средиземноморья были (Македония, Финикия, Палестина, Сирия, Египет). Римляне по отношению к ним проводили политику (миролюбивую, «разделяй и властвуй!», дружескую). Первой римляне сокрушили ( Сирию, Грецию, Македонию), объявив себя освободителями этого государства от (сирийцев, македонян, греков).
Задание 4: Ответь на вопросы:
Ты работал(а) в полную силу на уроке?________________
Нравится ли тебе работать с «рабочим листом»? ________
Какую оценку ты бы поставил(а) себе за урок? _________
Напиши, сколько жетонов получил(а) на уроке ___________________________
Рабочий лист ___________________________________________
Задание 1: Вставь пропущенные имена, даты, названия:
Главным соперником Рима в Западном Средиземноморье был _______________ . Карфаген был побежден в _______ г. до н. э. в сражении близ г. __________. В этом сражении римляне разбили войско _______________, который за 15 лет войны в Италии не потерпел ни одного поражения. После победы над Карфагеном Рим стал господствовать в ________________ Средиземноморье.
Поставь себе отметку:_____ (такую, сколько у тебя правильных ответов)
Задание 2: Какие страны подчинил себе Рим в Восточном Средиземноморье?
__________________________________________________________________________________
Задание 3: Подчеркни правильный ответ:
Наиболее крупными государствами Восточного Средиземноморья были (Македония, Финикия, Палестина, Сирия, Египет). Римляне по отношению к ним проводили политику (миролюбивую, «разделяй и властвуй!», дружескую). Первой римляне сокрушили ( Сирию, Грецию, Македонию), объявив себя освободителями этого государства от (сирийцев, македонян, греков).
Задание 4: Ответь на вопросы:
Ты работал(а) в полную силу на уроке?________________
Нравится ли тебе работать с «рабочим листом»? ________
Какую оценку ты бы поставил(а) себе за урок? _________
Напиши, сколько жетонов получил(а) на уроке ___________________________
Рабство в Древнем Риме.
1. Источники рабства были разнообразны. Рабами становились пленные, осужденные за преступления. Была распространена самопродажа в рабство бедняков и детей на Восток. Пополняли рынок рабов морские пираты. Они бороздили моря, грабили корабли и приморские поселения, похищали и продавали в рабство свои жертвы. Некоторое значение имело также и внутреннее воспроизводство рабской силы, т. е. воспитание рабов, рожденных рабынями, что поощрялось некоторыми рабовладельцами. Воспитанные с малых лет в рабстве, они были обучены, послушны и высоко ценились. Пользуясь попустительством римской администрации, римские сборщики налогов в провинциях давали в долг жителям деньги под огромные проценты (48%), а когда должники оказывались не в состоянии уплатить долг, их превращали в рабов. Таким образом, долговое рабство в провинциях служило одним из источников рабства во II-I вв. до н. э. В каждом городе существовали рынки рабов, где любой гражданин мог купить или продать раба. Самым крупным рынком средиземноморья считался остров Делос. Однажды здесь за день продали 10 тысяч рабов. Ни в одной стране Древнего мира – ни в Греции, ни в эллинских государствах не было такого огромного количества рабов и такой их дешевизны. Цены колебались в зависимости от притока рабов на рынок от 4 до 400 денариев. Образованные рабы, а также танцовщицы, повара, актеры стоили значительно выше.
____________________________________________________________________________
2. В имениях работало огромное количество рабов. Положение их было крайне тяжелым. Чтобы предупредить возможность побега, рабов заставляли работать в цепях и колодках, а на ночь запирали в особые помещения. Положение образованных рабов – врачей, чтецов, актеров, учителей, музыкантов, которых было принято держать в богатых домах, было лучше положения остальной массы рабов, но крайне унизительно.
По законам римского права, раб был не личностью, а вещью. Господин владел его жизнью и смертью. Все рабы были абсолютно бесправны. Вся жизнь рабов проходила в тяжелом непрестанном труде и была строго расписана управляющим. Некоторых ждала жестокая расправа – плети, наложение клейма, ссылка в рудники, смерть на арене цирка или на кресте. По старому обычаю больных рабов вывозили на остров на Тибре и оставляли там на произвол судьбы. Богач Ведий имел обыкновение бросать своих провинившихся рабов на съедение муренам – хищным рыбам, которых он держал в специальных садках. Наказание могло последовать за разбитый бокал.
____________________________________________________________________________
3. Часть рабовладельцев понимали, что люди должны быть равными. Они советовали видеть в рабах не только врагов, а друзей, рассказывали о их самоотверженности, доброте и талантах. Другие жаловались на трудности содержания рабов, указывали, что труд рабов невыгоден, что земля давала обильные плоды, когда на ней работали свободные, истощалась в руках рабов, урожаи понизились.
Раб не имел никакой надежды на улучшение своей жизни и будущего своих детей. Поэтому в своей работе он был не заинтересован и ненавидел ее. Рабы убивали своих владельцев, портили скот и инвентарь. Только плетьми и угрозами можно было заставить их работать. Хотя в сельском хозяйстве применялись некоторые изобретения – водяная мельница, тяжелый плуг, жатка, прессы для винограда, но из-за сопротивления рабов применение их было ограничено.
Превращение в раба основного труженика в сельском хозяйстве и в ремесле подрывало мелкое производство, разоряло крестьян и превращало их в нищих, состоящих на содержании у государства. Это привело к возмущениям крестьян.
Тяжелое положение рабов приводило к многочисленным восстаниям. Самые крупные из них были в середине XI века до н. э. на Сицилии (30 тысяч восставших), восстание Спартака в 74 г. до н. э. (70 тысяч).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Маршрутный лист " Культура Древнего Рима" по посещению зала ГМИИ им. Пушкина
Маршрутный лист "Культура Древнего Рима" разработан для самостоятельного посещения зала ГМИИ им. А.С.Пушкина. Задания, предложенные в нем используются для самостоятельной работы учащихся или при...
Цикл проверочных работ "Цивилизации Древней Греции и Древнего Рима"
Проверочная работа по теме "Цивилизации Древней Греции и Древнего Рима" из Цикла проверочных работ по всеобщей истории для 10 класса. 4 варианта....
Кроссворд по истории Древней Греции и Древнего Рима
Использовать при повторении резделов "Древняя Греция", "Древний Рим"...
Рабочий лист к уроку Колонии Древней Греции
Рабочий лист к учебнику Сферы по истории Древнего мира...
Рабочий лист урока истории 5 класс "Завоевание Римом Италии"
Рабочий лист урока истории для 5 класса по теме "Завоевании Римом Италии" (используется как один из вариантов дистанционного обучения)...
Рабочий лист по всеобщей истории " Древняя Спарта"
Рабочий лист по всеобщей истории " Древняя Спарта"...
рабочий лист "Религия Рима. Первые христиане и их учение" 5 класс
рабочий лист Религия Рима. Первые христиане и их учение. Составлен по учебнику Вигасина.Есть развивающее метапредметное задание...