программа по мхк 8 класс солодовников
календарно-тематическое планирование по мхк (8 класс) по теме
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к рабочей программе
Учебно-методический комплект по учебному курсу «Мировая художественная культура» 8 класс входят: программа, учебник, методическое пособие 8-9 класс.
Количество часов по программе может варьироваться от 34 до 68 часов в год. В данном случае избран 1 вариант включения курса «Мировая художественная культура» 8 класс в учебный план МАОУ СОШ №14.
Содержание программы.
Данная рабочая программа разработана с учетом Государственного стандарта на основе авторской программы Солодовникова Ю.А., Предтеченской Л.М. Мировая художественная культура: 6-11 кл.
Цель программы: сформировать у учащихся целостные представления об исторических традициях и ценностях художественной культуры народов мира и их соотнесенности с наследием русской художественной культуры.
Задачи курса: - раскрыть истоки и основные этапы развития художественной культуры народов мира в диалоге с русской художественной культурой;
- выявить в многогранном историческом наследии мировой художественной культуры наиболее значимые явления и обобщить их в контексте культурологических представлений о художественной картине мира разных эпох;
- познакомить учащихся с творцами художественных произведений, оставившими наиболее заметный след в истории художественной культуры, как русской, так и зарубежной;
- проанализировать шедевры русского и зарубежного искусства (литературы, архитектуры, живописи, скульптуры и музыки) с позиции эстетической актуальности и духовно-нравственной ценности художественных образов.
В основу программы был положен принцип историзма, как способ «погружения в культуру» определенной исторической эпохи. Отличие данной программы от авторской состоит - в концентрации материала, освещающего доминантные идеи эпохи Возрождения и Нового времени, имеющие актуальное значение для духовно-нравственного, эстетического и творческого воспитания учащихся МАОУ СОШ №14.
Концепция курса основана на методологических положениях, согласно которым приоритетной областью содержания данной учебной дисциплины является русская художественная культура.
Исходя из этого в данной программе:
А) раскрывается историческая логика формирования и развития русских национальных художественных ценностей, выделена проблематика, связанная с выявлением духовно-нравственного значения произведений русского искусства разных видов и жанров;
Б) использован метод сопоставления русской и европейской художественных культур. При этом произведения русских мастеров не «вкраплены» в общеевропейский культурно-художественный процесс, а представлены в контексте русских национальных духовно-нравственных и эстетических приоритетов в их историческом развитии.
Структура курса: Принцип сравнительного сопоставления зарубежных и русской художественных культур нашел выражение в структуре изложения материала курса. Так, в отличие, от авротской программы Солодовникова Ю.А. программа курса была разделена на 4 главы: первые три посвящены изучению зарубежной культуры эпохи Возрождения и Нового Времени, последний – Русской культуре XVIII века. При этом программа по курсу русской художественной культуры расширяется с 2-х часов, предусмотренных программой Солодовникова Ю.А., до десяти часов. С целью соотнесения изучаемого материала и в историческом, и в содержательном плане, параграфы 14, 15 и 16 (освещающие художественную культуру Германии) были перенесены в третью главу курса, а параграфы 12 и 13 (освещающие особенности русской художественная культура) – в четвертую.
В связи с расширением в программе объема изучаемого материала по русской художественной культуре, был сокращен материал о памятниках литературы, так как большинство произведений достаточно широко представлены в соответствующей школьной программе по литературе.
Изучение «Мировой художественной культуры» направлено на формирование устойчивого интереса и знаний отечественной и мировой художественной культуры; знания и понимания культурных доминант различных исторических эпох и стилей, по которым можно определить время создания шедевров в различных видах искусства, национальных школ; на развитие художественно-эстетического вкуса и чувств; ассоциативно-образного мышления; творческих способностей; адекватного восприятия и критической оценки произведений искусства; толерантного отношения к культурным традициям и поведенческой мотивации различных народов. Изучение мировой художественной культуры предполагает приобретение необходимых навыков для осознанного формирования собственной культурной среды и непрерывного расширения кругозора.
Воспитательный потенциал содержания предмета «Мировая художественная культура» связан прежде всего с его мировоззренческим характером, со спецификой искусства создавать целостную картину мира в ярких чувственных образах, напрямую обращённых к чувствам и эмоциям человека. В результате освоения курса по мировой художественной культуре происходит приобщение учащихся к этическим и эстетическим ценностям национальной и мировой культуры, формируются высшие эстетические ценности, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать её уникальность и неповторимость. Воспитательный характер предмета «Мировая художественная культура» заключается в умении усваивать классическое наследие и современную культуру, что позволяет успешно адаптироваться в современном мире, выбирать индивидуальную модель культурного развития, организовывать личный досуг и самостоятельное художественное творчество.
Развивающий потенциал предмета напрямую связан с использованием характерных для культурологии и искусствоведения методов анализа, в частности культурно-исторического сравнительного анализа, который позволяет решать задачи развития у школьников системного взгляда на мировую художественную культуру; дает представление о её единстве и многообразии; бесконечности ее развития и множественности личных интерпретаций её феноменов.
Педагогические задачи:
- Воспитать интерес к познанию мира и искусства.
- Помочь приобрести дополнительные ЗУН в данной области.
- Развивать навыки научно – исследовательской работы методом проектирования.
- Научить анализировать и синтезировать научные знания.
- Развить художественно – образное мышление через восприятие мира искусства и культуры.
- Для формирования знаний и умений следует учить учащихся работать с литературой по искусству и культуре, различными историческими источниками, библиографиями мастеров искусства, формировать навыки исследовательской работы.
- Работа над данной программой предусматривает использование видеозаписей, слайдов, музыкальных фонограмм.
- Содержание программы рассматривает вечные вопросы, определяющие место человека в окружающем его мире, через синтез искусств и средства выразительности доминирующего искусства каждой конкретной эпохи в истории человечества. Приобщение к «исторической связи времен», к диалогу прошлого и настоящего при освоении стилей, жанров, направлений отдельных произведений искусства, реализуется в процессе творческой рефлексии.
В результате изучения «Мировой жудожественной культуры» ученик должен знать/понимать:
- особенности культурных доминант различных исторических эпох и стилей, по которым можно определить время создания шедевров в различных видах искусства, национальных школ;
- основные выразительные средства художественного языка разных видов искусства;
- роль знака, символику в произведениях художественной культуры.
уметь: - сравнивать художественные стили и соотносить их с определенной исторической эпохой, направлением, национальной школой, называть их ведущих представителей;
- пользоваться искусствоведческими терминами;
- осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства;
- аргументировать свою точку зрения в дискуссии по проблемам мировой художественной культуры;
- выполнять учеьные и творческие задания (сообщения, рефераты, сочинения, рецензии, презентации).
- использовать приобретенные знания и умения в жизни.
Планирование составлено на основе (программа ( гос., авт.), название, автор, издательство, год издания)
Авторы Солодовников Ю.А., Предтеченская Л.М. Мировая художественная культура: Сборник программ 6-11 кл. – М.: гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004
Учебный комплекс для обучающихся (название, автор, издательство, год издания)
Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений Мировая Художественная Культура /Ю.А. Солодовников, изд. «Просвещение», 2008 г.
Наличие методических разработок для учителя, дополнительная литература
Методическое пособие по Мировой Художественной Культуре/ Ю.А. Солодовников, изд. «Просвещение» 2006г.
Учебное пособие по МХК, Вариации прекрасного/ А.М.Вачьянц. – 4-у изд. – М:Айрис-пресс, 2008 г.
Мировая художественная культура: уроки учительского мастерства/ Н.А.Леухина. – Волгоград: Учитель 2008г.
СDROM «Мировая художественная культура: от наскальных рисунков до киноискусства» - мультимедийное учебное пособие по курсу МХК для учащихся общеобразовательных школ.
( 1800 фотографий и иллюстраций памятников культуры, более 150 фрагментов музыкальных произведений, 30 видеофрагментов, словарь, творческие задания)
Автор: д.п.н. профессор Л.А.Рапацкая.
Календарно-тематическое планирование курса «Мировая художественная культура» 8 класс |
| ||||||
№ п/п | Дата Проведения | Содержание урока Содержание урока (тема, вид деятельности учащихся, вид контроля) | Указание номера параграфа, пункта учебника | Примечание |
| ||
1 | 03-07.09 | Главный вопрос эпохи! (В чем смысл жизни?) Вводный урок | §. 1 Ст.2-5 |
| |||
ГЛАВА I Художественная культура эпохи Возрождения. Западная Европа. |
| ||||||
2 |
10-14 .09
| Прорыв в действительность. Последний поэт Средневековья. (Проторенессанс, «Божественная комедия « Данте Алигьери) (урок погружение) | §1 ст.6-14 задание 2 ст. 14 |
|
| ||
3 |
17-21 .09 | История, рассказанная во времени. (Творчество Джотто) комбинированный урок | §1 ст.15-28 задание 23,4 ст. 28. |
|
| ||
4 |
24-28.09 | Борьба за разум (Ваганты, сатира Эразма Роттердамского, поэзия Себастьяна Банта) Урок-постижение | §2 ст. 29 – 32 вопросы 1-2 ст. 32 |
|
| ||
5 |
01-05.10 | Борьба за разум (традиции смеховой культуры, творчество Дюрера, С. Банта, И.Босха, П. Брейгеля Старшего) урок-творчество | §2 ст. 32 – 37 вопросы 1-2 ст. 37 |
|
| ||
6 |
08-12.10 | Титаны Возрождения (творчество Леонардо да Винчи) урок-постижение | §3ст.38 - 46 |
| |||
7 | 15-19 .10 | Вызывающий удивление и хвалы (творчество Рафаэля) комбинированный урок | §3 ст.47 -53 |
| |||
8 | 22-26 .10 | Картина мира в эпоху Возрождения (Роль творчество Сандро Боттичелли, Пьетро Перуджино) урок-панорама | §4 ст.56-63 |
| |||
9 | 29-31.10 | Сотворение мира (Творчество Микеланджело, «Сикстинская капелла») Урок-творчество подведение итогов за I четверть | §4ст. 64-69 |
|
| ||
10 |
12-16 .11 | Величайший переворот (Отражение проблем гуманизма в творчестве живописцев эпохи Возрождения. Особенности музыкальной культуры.) урок-творчество | § 5 ст. 70-83 |
|
| ||
11 |
19-23 .11 | Право на познание (Особенности искусства Нового времени. Появление новых жанров живописи. Поэма Джона Мильтона – «Потерянный рай») Комбинированный урок | § 6 ст. 85 – 99 задание 1-4 |
|
| ||
ГЛАВА II. Художественная культура XVII в. Западная Европа. |
| ||||||
12 | 26.11-30.11 | Бракованная жемчужина (Архитектурный стиль – барокко. Творчество Бернини) урок-путешествие | § 7 100-107 Задания 2-3 |
| |||
13 |
03-07 .12 | Разорванное пространство (Творчество Микеланджело да Караваджо) Урок-постижение | § 7 107- 113 Задания 4 |
|
| ||
14 |
10-14 .12 | Бессмертие старого мифа (Формирование стиля «классицизм») Комбинированный урок | § 8 ст. 114-120 задание 1,2 |
|
| ||
15 |
17-21 .12 | Царство Флоры (Творчество Пуссена) Творческая мастерская | § 8 ст. 99 - 106
|
| |||
16 | 24-28 .12 | Контрольно-обобщающий урок подведение итогов за II четверть |
|
| |||
17 | 14-18.01 | Живописцы реального мира (Живописцы Голландии, Ян Вермер Делфтский) урок-постижение | § 9 ст. 127-135 |
| |||
18 | 21-25.01 | Тихая жизнь вещей (Появление новых жанров живописи: пейзажа и натюрморта) комбинированный урок | § 9 ст. 136-141 |
| |||
19 | 28.01-01.02 | Художник и его модель (Творчество Диего Веласкеса. Жанр живописи – портрет) урок-путешествие | § 10 ст. 142-149 |
| |||
20 | 04-08.02 | Художник и его модель (Творчество Рембранта ван Рейна. Жанр живописи – портрет) урок-постижение | §10 ст. 150-157 вопросы 1-4 |
|
| ||
21 | 11-15.02 | Рождение оперы (Появление оперы. Творчество Клаудио Монтеверди) творческая-мастеская | § 11
ст. 158-169 |
|
| ||
ГЛАВА III Художественная культура XVIII в. Западная Европа. |
| ||||||
22 | 18-22.02 | Исправление Просвещением (Особенности английского Просвещения. Сатира Д.Свифта «Путешествие Гулливера. Творчество У.Хогарта.влияние литературы и театра на выбор и построение сюжета) урок-погружение | §14 ст.206-217 задания 1-2 |
| |||
23 | 25.02-01.03 | Быть Самим Собой (Комедия Бомарше «Женидьба Фигаро, Творчество Моцарта) комбинированный урок | § 15 ст. 218 – 228 |
| |||
24 | 04-07.03 | Служить имени своему (Немецкий гений эпохи Просвещения – Себастьян Бах,) Урок-созерцание | § 16 ст. 229 -234 задание 1,2 |
| |||
25 | 11-15.03 | Легенда о Фаусте (Творчество Гёте. Появление нового героя в литературе) Урок-творчество | § 16 ст. 234 -237 задание 1,2 |
| |||
ГЛАВА IV. Художественная культура XVIII в. Россия. |
| ||||||
26 | 18-22.03 | Россия на пути к Европе ( Творчество Симона Ушакова. Появление парсуны, обмирщение культуры) урок-постижение подведение итогов за III четверть | § 12 ст. 175-183 |
| |||
27 | 01-05.04 | Мятежный протопоп (Житие «Протопопа Аввакума», появление старообрядцев). Комбинированный урок | §12 вопросы1-2 ст. 184-189 |
| |||
28 | 08-12.04 | Парадиз не хуже Версальского (Просвещение Петровского времени. Архитектура) урок-постижение | §13 ст. 190-198 |
| |||
29 | 15-19.04 | Елизаветенское барокко комбинированный урок | §13 ст. 190-198 |
| |||
30 | 22-26.04 | Петербургский и Московский классицизм урок-творчество | §13 ст. 190-198 |
| |||
31 | 29.04-03.05 | Рождение Новой живиписи. Академия художеств. Комбинированный урок | §13 ст.199-205 |
| |||
32 | 06-10.05 | Четыре живописца урок-панорама | §13 ст.199-205 |
| |||
33 | 13-17.05 | Мир дворянской усадьбы урок-потижение | §13 ст.199 |
|
| ||
34 | 20-24.05 | Мир дворянской усадьбы урок-потижение | §13 ст.199 | резерв |
| ||
35 | 27-31.05 | Контрольно-обобщающий урок подведение итогов за IV четверть |
|
|
| ||
за год 35 уроков, контрольных работ - 2, творческих работ - 6
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа планирование мхк 8 класс по Солодовникову | 22.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование курса «Мировая художественная культура» 8 класс | ||||
№ п/п | Дата Проведения | Содержание урока Содержание урока (тема, вид деятельности учащихся, вид контроля) | Указание номера параграфа, пункта учебника | Примечание |
1 | Главный вопрос эпохи! (В чем смысл жизни?) Вводный урок | §. 1 Ст.2-5 | ||
ГЛАВА I Художественная культура эпохи Возрождения. Западная Европа. | ||||
2 | Прорыв в действительность. Последний поэт Средневековья. (Проторенессанс, «Божественная комедия « Данте Алигьери) (урок погружение) | §1 ст.6-14 задание 2 ст. 14 | ||
3 | История, рассказанная во времени. (Творчество Джотто) комбинированный урок | §1 ст.15-28 задание 23,4 ст. 28. | ||
4 | Борьба за разум (Ваганты, сатира Эразма Роттердамского, поэзия Себастьяна Банта) Урок-постижение | §2 ст. 29 – 32 вопросы 1-2 ст. 32 | ||
5 | Борьба за разум (традиции смеховой культуры, творчество Дюрера, С. Банта, И.Босха, П. Брейгеля Старшего) урок-творчество | §2 ст. 32 – 37 вопросы 1-2 ст. 37 | ||
6 | Титаны Возрождения (творчество Леонардо да Винчи) урок-постижение | §3ст.38 - 46 | ||
7 | Вызывающий удивление и хвалы (творчество Рафаэля) комбинированный урок | §3 ст.47 -53 | ||
8 | Картина мира в эпоху Возрождения (Роль творчество Сандро Боттичелли, Пьетро Перуджино) урок-панорама | §4 ст.56-63 | ||
9 | Сотворение мира (Творчество Микеланджело, «Сикстинская капелла») Урок-творчество подведение итогов за I четверть | §4ст. 64-69 | ||
10 | Величайший переворот (Отражение проблем гуманизма в творчестве живописцев эпохи Возрождения. ) урок-творчество | § 5 ст. 70-83 | ||
11 | Величайший переворот (Особенности музыкальной культуры.) урок-творчество | § 5 ст. 70-83 | ||
12 | 16.11 – 21.11 | Право на познание (Особенности искусства Нового времени. Появление новых жанров живописи. Поэма Джона Мильтона – «Потерянный рай») Комбинированный урок | § 6 ст. 85 – 99 задание 1-4 | |
ГЛАВА II. Художественная культура XVII в. Западная Европа. | ||||
13 | Бракованная жемчужина (Архитектурный стиль – барокко. Творчество Бернини) урок-путешествие | § 7 100-107 Задания 2-3 | ||
14 | Разорванное пространство (Творчество Микеланджело да Караваджо) Урок-постижение | § 7 107- 113 Задания 4 | ||
15 | Бессмертие старого мифа (Формирование стиля «классицизм») Комбинированный урок | § 8 ст. 114-120 задание 1,2 | ||
16 | Царство Флоры (Творчество Пуссена) Творческая мастерская | § 8 ст. 99 - 106 | ||
17 | Контрольно-обобщающий урок подведение итогов за II четверть |
| ||
18 | Живописцы реального мира (Живописцы Голландии, Ян Вермер Делфтский) урок-постижение | § 9 ст. 127-135 | ||
19 | Тихая жизнь вещей (Появление новых жанров живописи: пейзажа и натюрморта) комбинированный урок | § 9 ст. 136-141 | ||
20 | Художник и его модель (Творчество Диего Веласкеса. Жанр живописи – портрет) урок-путешествие | § 10 ст. 142-149 | ||
21 | Художник и его модель (Творчество Рембранта ван Рейна. Жанр живописи – портрет) урок-постижение | §10 ст. 150-157 вопросы 1-4 | ||
22 | Рождение оперы (Появление оперы. Творчество Клаудио Монтеверди) творческая-мастеская | § 11 ст. 158-169 | ||
ГЛАВА III Художественная культура XVIII в. Западная Европа. | ||||
23 | Исправление Просвещением (Особенности английского Просвещения. Сатира Д.Свифта «Путешествие Гулливера. Творчество У.Хогарта.влияние литературы и театра на выбор и построение сюжета) урок-погружение | §14 ст.206-217 задания 1-2 | ||
24 | Быть Самим Собой (Комедия Бомарше «Женидьба Фигаро, Творчество Моцарта) комбинированный урок | § 15 ст. 218 – 228 | ||
25 | Служить имени своему (Немецкий гений эпохи Просвещения – Себастьян Бах,) Урок-созерцание | § 16 ст. 229 -234 задание 1,2 | ||
26 | Легенда о Фаусте (Творчество Гёте. Появление нового героя в литературе) Урок-творчество | § 16 ст. 234 -237 задание 1,2 | ||
ГЛАВА IV. Художественная культура XVIII в. Россия. | ||||
27 | Россия на пути к Европе ( Творчество Симона Ушакова. Появление парсуны, обмирщение культуры) урок-постижение подведение итогов за III четверть | § 12 ст. 175-183 | ||
28 | Мятежный протопоп (Житие «Протопопа Аввакума», появление старообрядцев). Комбинированный урок | §12 вопросы1-2 ст. 184-189 | ||
29 | Парадиз не хуже Версальского (Просвещение Петровского времени. Архитектура) урок-постижение | §13 ст. 190-198 | ||
30 | Елизаветенское барокко комбинированный урок | §13 ст. 190-198 | ||
31 | Петербургский и Московский классицизм урок-творчество | §13 ст. 190-198 | ||
32 | Рождение Новой живиписи. Академия художеств. Комбинированный урок | §13 ст.199-205 | ||
33 | Четыре живописца урок-панорама | §13 ст.199-205 | ||
34 | Мир дворянской усадьбы урок-потижение | §13 ст.199 | ||
35 | Контрольно-обобщающий урок подведение итогов за IV четверть |
Всего: в 1 четверти – 9 уроков, контрольных работ – 0 , творческих работ - 1;
во 2 четверти - 8 уроков, контрольных работ – 1 , творческих работ - 1;
в 3 четверти - 10 уроков, контрольных работ – 0 , творческих работ - 2;
в 4 четверти - 7 уроков, контрольных работ – 1 , творческих работ - 2;
Итого: за год 35 урока, контрольных работ - 2, творческих работ - 6
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу математика 6 класс по программе «Математика 6 класс» авторов Н. Я. Виленкина и др.
Пояснительная записка к рабочей программе по математике. 6 класс. Данная рабочая программа по математике для 5 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования, с уче...
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа "Музыка 7 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа "Искусство 8 класс" на основе авторской программы "Искусство 8-9 класс", Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская, 2010.
Программа разработана на основе Государственного стандарта общего образования по предметам «Изобразительное искусство» и «Музыка», входящим в образовательную область «Искусство». Программа предназн...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
Рабочая программа учебного предмета разработана на основе программы по биологии для 5-9 классов общеобразовательных организаций авторов Т.С.Сухова, С.Н.Исакова «Биология: программы: 5-11 классы, линия «Живая природа» - М.: Вентана -Граф, 2017».
Рабочая программа по биологии для 5-9 классов общеобразовательных организаций авторов Т.С. Сухова, С.Н. Исакова , линия "Живая природа"....