программа по мхк 8 класс солодовников
календарно-тематическое планирование по мхк (8 класс) по теме

Ксения Леонидовна Смирнова

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к рабочей программе

 

 Учебно-методический комплект по учебному курсу «Мировая художественная культура» 8 класс входят: программа, учебник, методическое пособие 8-9 класс.

  Количество часов по программе может варьироваться от 34 до 68 часов в год. В данном случае избран 1 вариант включения курса «Мировая художественная культура» 8 класс в учебный план МАОУ СОШ №14. 

Содержание программы.

Данная рабочая программа разработана с учетом Государственного стандарта на основе авторской программы Солодовникова Ю.А., Предтеченской Л.М. Мировая художественная культура: 6-11 кл.

Цель программы: сформировать у учащихся целостные представления об исторических традициях и ценностях художественной культуры народов мира и их соотнесенности с наследием русской художественной культуры.

Задачи курса: - раскрыть истоки и основные этапы развития художественной культуры народов мира в диалоге с русской художественной культурой;

- выявить в многогранном историческом наследии мировой художественной культуры наиболее значимые явления и обобщить их в контексте культурологических представлений о художественной картине мира разных эпох;

- познакомить учащихся с творцами художественных произведений, оставившими наиболее заметный след в истории художественной культуры, как русской, так и зарубежной;

-  проанализировать шедевры русского и зарубежного искусства (литературы, архитектуры, живописи, скульптуры и музыки) с позиции эстетической актуальности и духовно-нравственной ценности художественных образов.

    В основу программы был положен принцип историзма, как способ «погружения в культуру» определенной исторической эпохи. Отличие данной программы от авторской состоит - в концентрации материала, освещающего доминантные  идеи эпохи Возрождения и Нового времени, имеющие актуальное значение  для духовно-нравственного, эстетического и творческого воспитания учащихся МАОУ СОШ №14.

     Концепция курса основана на методологических положениях, согласно которым приоритетной областью содержания данной учебной дисциплины является русская художественная культура.

Исходя из этого в данной программе:

А) раскрывается историческая логика формирования и развития русских национальных художественных ценностей, выделена проблематика, связанная с выявлением духовно-нравственного значения произведений русского искусства разных видов и жанров;

Б) использован метод сопоставления русской и европейской художественных культур. При этом произведения русских мастеров не «вкраплены» в общеевропейский культурно-художественный процесс, а представлены в контексте русских национальных духовно-нравственных и эстетических приоритетов в их историческом развитии.

Структура курса: Принцип сравнительного сопоставления зарубежных и русской художественных культур нашел выражение в структуре изложения  материала курса.  Так, в отличие, от авротской программы Солодовникова Ю.А. программа курса была разделена на 4 главы: первые три посвящены изучению зарубежной культуры эпохи Возрождения и Нового Времени, последний – Русской культуре XVIII века. При этом программа по курсу русской художественной культуры расширяется с 2-х часов, предусмотренных  программой Солодовникова Ю.А., до десяти часов. С целью соотнесения изучаемого материала и в историческом, и в содержательном плане, параграфы 14, 15 и 16 (освещающие художественную культуру Германии) были перенесены в третью главу курса, а параграфы 12 и 13 (освещающие особенности русской художественная культура) – в четвертую.

   В связи с расширением в программе объема изучаемого материала по русской художественной культуре, был сокращен материал о памятниках литературы, так как большинство произведений достаточно широко представлены в соответствующей школьной программе по литературе.

Изучение «Мировой художественной культуры» направлено на формирование устойчивого интереса и знаний отечественной и мировой художественной культуры; знания и понимания культурных доминант различных исторических эпох и стилей, по которым можно определить время создания шедевров в различных видах искусства, национальных школ; на развитие художественно-эстетического вкуса и чувств; ассоциативно-образного мышления; творческих способностей; адекватного восприятия и критической оценки произведений искусства; толерантного отношения к культурным традициям и поведенческой мотивации различных народов. Изучение мировой художественной культуры предполагает приобретение необходимых навыков для осознанного формирования собственной культурной среды и непрерывного расширения кругозора.

Воспитательный потенциал содержания предмета «Мировая художественная культура» связан прежде всего с его мировоззренческим характером, со спецификой искусства создавать целостную картину мира в ярких чувственных образах, напрямую обращённых к чувствам и эмоциям человека. В результате освоения курса по мировой художественной культуре происходит приобщение учащихся к этическим и эстетическим ценностям национальной и мировой культуры, формируются высшие эстетические ценности,  актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать её уникальность и неповторимость. Воспитательный характер предмета «Мировая художественная культура» заключается в умении усваивать классическое наследие и современную культуру, что позволяет успешно адаптироваться в современном мире, выбирать индивидуальную модель культурного развития, организовывать личный досуг и самостоятельное художественное творчество.

Развивающий потенциал предмета напрямую связан с использованием характерных для культурологии и искусствоведения методов анализа, в частности культурно-исторического сравнительного анализа, который позволяет решать задачи развития у школьников системного взгляда на мировую художественную культуру; дает представление о её единстве и многообразии; бесконечности ее развития и множественности личных интерпретаций её феноменов.

Педагогические задачи:

  1. Воспитать интерес к познанию мира и искусства.
  2. Помочь приобрести дополнительные ЗУН в данной области.
  3. Развивать навыки научно – исследовательской работы методом проектирования.
  4. Научить анализировать и синтезировать научные знания.
  5. Развить художественно – образное мышление через восприятие мира искусства и культуры.
  6. Для формирования знаний и умений следует учить учащихся работать с литературой по искусству и культуре, различными историческими источниками, библиографиями мастеров искусства, формировать навыки исследовательской работы.
  7.    Работа над данной программой предусматривает использование видеозаписей, слайдов, музыкальных фонограмм.
  8.    Содержание программы рассматривает вечные вопросы, определяющие место человека в окружающем его мире, через синтез искусств и средства выразительности доминирующего искусства каждой конкретной эпохи в истории человечества. Приобщение к «исторической связи времен», к диалогу прошлого и настоящего при освоении стилей, жанров, направлений отдельных произведений искусства, реализуется в процессе творческой рефлексии.

В результате изучения «Мировой жудожественной культуры» ученик должен знать/понимать:

- особенности культурных доминант различных исторических эпох и стилей, по которым можно определить время создания шедевров в различных видах искусства, национальных школ;

- основные выразительные средства художественного языка разных видов искусства;

- роль знака, символику в произведениях художественной культуры.

уметь: - сравнивать художественные стили и соотносить их с определенной исторической эпохой, направлением, национальной школой, называть их ведущих представителей;

- пользоваться искусствоведческими терминами;

- осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства;

- аргументировать свою точку зрения в дискуссии по проблемам мировой художественной культуры;

- выполнять учеьные и творческие задания (сообщения, рефераты, сочинения, рецензии, презентации).

- использовать приобретенные знания и умения в жизни.

 

 

Планирование составлено на основе (программа ( гос., авт.), название, автор, издательство, год издания)

Авторы Солодовников Ю.А., Предтеченская Л.М. Мировая художественная культура: Сборник программ 6-11 кл. – М.: гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004

 

Учебный комплекс для обучающихся (название, автор, издательство, год издания)

 

Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений Мировая Художественная Культура /Ю.А. Солодовников, изд. «Просвещение», 2008 г.

 

 

Наличие методических разработок для учителя, дополнительная литература

 

Методическое пособие по Мировой Художественной Культуре/ Ю.А. Солодовников, изд. «Просвещение» 2006г.

Учебное пособие по МХК, Вариации прекрасного/ А.М.Вачьянц. – 4-у изд. – М:Айрис-пресс, 2008 г.

Мировая художественная культура: уроки учительского мастерства/ Н.А.Леухина. – Волгоград: Учитель 2008г.

СDROM «Мировая художественная культура: от наскальных рисунков до киноискусства» - мультимедийное учебное пособие по курсу МХК для учащихся общеобразовательных школ.

( 1800 фотографий и иллюстраций памятников культуры, более 150 фрагментов музыкальных произведений, 30 видеофрагментов, словарь, творческие задания)

Автор: д.п.н. профессор Л.А.Рапацкая.

 

 

Календарно-тематическое планирование курса

«Мировая художественная культура» 8 класс

 

№ п/п

Дата Проведения

Содержание урока Содержание урока

(тема, вид деятельности учащихся, вид контроля)

Указание номера параграфа, пункта учебника

Примечание

 

1

03-07.09

Главный вопрос эпохи!

(В чем смысл жизни?)

Вводный урок

§. 1

Ст.2-5

 

 

ГЛАВА I      Художественная культура эпохи Возрождения. Западная Европа.

 

2

 

10-14 .09

 

Прорыв в действительность.

Последний поэт Средневековья.

(Проторенессанс, «Божественная комедия « Данте Алигьери)

(урок погружение)

§1 ст.6-14

задание 2

ст. 14

 

 

3

 

17-21 .09

История, рассказанная во времени.

(Творчество Джотто)

комбинированный урок

§1 ст.15-28

задание 23,4

ст. 28.

 

 

4

 

24-28.09

Борьба за разум

 (Ваганты, сатира Эразма Роттердамского, поэзия Себастьяна Банта)

 Урок-постижение

§2 ст. 29 – 32

вопросы 1-2

ст. 32

 

 

5

 

01-05.10

Борьба за разум

 (традиции смеховой культуры, творчество Дюрера, С. Банта, И.Босха, П. Брейгеля Старшего)

 урок-творчество

§2 ст. 32 – 37

вопросы 1-2

ст. 37

 

 

6

 

08-12.10

Титаны Возрождения

(творчество Леонардо да Винчи)

урок-постижение

§3ст.38 - 46

 

 

7

15-19 .10

Вызывающий удивление и хвалы (творчество Рафаэля)

комбинированный урок

§3 ст.47 -53

 

 

8

22-26 .10

Картина мира в эпоху Возрождения

(Роль творчество Сандро Боттичелли, Пьетро Перуджино)

урок-панорама

§4 ст.56-63

 

 

9

29-31.10

Сотворение мира

(Творчество Микеланджело, «Сикстинская капелла»)

Урок-творчество

подведение итогов за I четверть

§4ст. 64-69

 

 

10

 

12-16 .11

Величайший переворот

(Отражение проблем гуманизма в творчестве живописцев эпохи Возрождения. Особенности музыкальной культуры.)

урок-творчество

§ 5

ст. 70-83

 

 

11

 

19-23 .11

Право на познание

(Особенности искусства Нового времени.  Появление новых жанров живописи.  Поэма Джона Мильтона – «Потерянный рай»)

Комбинированный урок

§ 6

ст. 85 – 99

задание

1-4

 

 

ГЛАВА  II. Художественная культура XVII в. Западная Европа.

 

12

26.11-30.11

Бракованная жемчужина

(Архитектурный стиль – барокко. Творчество Бернини)

урок-путешествие

§ 7

100-107

Задания

2-3

 

 

13

 

03-07 .12

Разорванное пространство

(Творчество Микеланджело да Караваджо)

Урок-постижение

§ 7

107- 113

Задания

4

 

 

14

 

10-14 .12

Бессмертие старого мифа

(Формирование стиля «классицизм»)

Комбинированный урок

§ 8

ст. 114-120

задание 1,2

 

 

15

 

17-21 .12

Царство Флоры

(Творчество Пуссена)

Творческая мастерская

§ 8

ст. 99 - 106

 

 

 

16

24-28 .12

Контрольно-обобщающий урок

подведение итогов за II  четверть

 

 

 

17

14-18.01

Живописцы реального мира

(Живописцы Голландии, Ян Вермер Делфтский)

урок-постижение

§ 9

ст. 127-135

 

 

18

21-25.01

Тихая жизнь вещей

(Появление новых жанров живописи:

пейзажа и натюрморта)

комбинированный урок

§ 9

ст. 136-141

 

 

19

28.01-01.02

Художник и его модель

(Творчество Диего Веласкеса. Жанр живописи – портрет)

урок-путешествие

§ 10

ст. 142-149

 

 

20

04-08.02

Художник и его модель

(Творчество Рембранта ван Рейна. Жанр живописи – портрет)

урок-постижение

§10

ст.  150-157

вопросы 1-4

 

 

21

11-15.02

Рождение оперы

(Появление оперы. Творчество Клаудио Монтеверди)

творческая-мастеская

§ 11

 

ст. 158-169

 

 

ГЛАВА III   Художественная культура XVIII в. Западная Европа.

 

22

18-22.02

Исправление Просвещением

(Особенности английского Просвещения. Сатира Д.Свифта «Путешествие Гулливера. Творчество У.Хогарта.влияние литературы и театра на выбор и построение сюжета)

урок-погружение

§14

ст.206-217

задания 1-2

 

 

23

25.02-01.03

Быть Самим Собой

(Комедия Бомарше «Женидьба Фигаро,

Творчество Моцарта)

комбинированный урок

§ 15

ст. 218 – 228

 

 

24

04-07.03

Служить имени своему

(Немецкий гений эпохи Просвещения – Себастьян Бах,)

Урок-созерцание

§ 16

ст. 229

-234

задание 1,2

 

 

25

11-15.03

Легенда о Фаусте

(Творчество Гёте. Появление нового героя в литературе)

Урок-творчество

§ 16

ст. 234

-237

задание 1,2

 

 

ГЛАВА IV.   Художественная культура XVIII в. Россия.

 

26

18-22.03

Россия на пути к Европе

( Творчество Симона Ушакова. Появление парсуны, обмирщение культуры)

урок-постижение

подведение итогов за III четверть

§ 12

 ст. 175-183

 

 

27

01-05.04

Мятежный протопоп

(Житие «Протопопа Аввакума», появление старообрядцев).

Комбинированный урок

§12

вопросы1-2

ст. 184-189

 

 

28

08-12.04

Парадиз не хуже Версальского

(Просвещение Петровского времени. Архитектура)

урок-постижение

§13

ст. 190-198

 

 

29

15-19.04

Елизаветенское барокко

комбинированный урок

§13

ст. 190-198

 

 

30

22-26.04

Петербургский и Московский классицизм

урок-творчество

§13

ст. 190-198

 

 

31

29.04-03.05

Рождение Новой живиписи.

Академия художеств.

Комбинированный урок

§13

ст.199-205

 

 

32

06-10.05

Четыре живописца

урок-панорама

§13 ст.199-205

 

 

33

13-17.05

Мир дворянской усадьбы

урок-потижение

§13 ст.199

 

 

34

20-24.05

Мир дворянской усадьбы

урок-потижение

§13 ст.199

резерв

 

35

27-31.05

Контрольно-обобщающий урок

подведение итогов за IV четверть

 

 

 

        

за год 35 уроков, контрольных работ - 2, творческих работ - 6

Скачать:


Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование курса

«Мировая художественная культура» 8     класс

№ п/п

Дата Проведения

Содержание урока Содержание урока

(тема, вид деятельности учащихся, вид контроля)

Указание номера параграфа, пункта учебника

Примечание

1

Главный вопрос эпохи!

(В чем смысл жизни?)

Вводный урок

§. 1

Ст.2-5

ГЛАВА I      Художественная культура эпохи Возрождения. Западная Европа.

2

Прорыв в действительность.

Последний поэт Средневековья.

(Проторенессанс, «Божественная комедия « Данте Алигьери)

(урок погружение)

§1 ст.6-14

задание 2

ст. 14

3

История, рассказанная во времени.

(Творчество Джотто)

комбинированный урок

§1 ст.15-28

задание 23,4

ст. 28.

4

Борьба за разум

 (Ваганты, сатира Эразма Роттердамского, поэзия Себастьяна Банта)

 Урок-постижение

§2 ст. 29 – 32

вопросы 1-2

ст. 32

5

Борьба за разум

 (традиции смеховой культуры, творчество Дюрера, С. Банта, И.Босха, П. Брейгеля Старшего)

 урок-творчество

§2 ст. 32 – 37

вопросы 1-2

ст. 37

6

Титаны Возрождения

(творчество Леонардо да Винчи)

урок-постижение

§3ст.38 - 46

7

Вызывающий удивление и хвалы (творчество Рафаэля)

комбинированный урок

§3 ст.47 -53

8

Картина мира в эпоху Возрождения

(Роль творчество Сандро Боттичелли, Пьетро Перуджино)

урок-панорама

§4 ст.56-63

9

Сотворение мира

(Творчество Микеланджело, «Сикстинская капелла»)

Урок-творчество

подведение итогов за I четверть

§4ст. 64-69

10

Величайший переворот

(Отражение проблем гуманизма в творчестве живописцев эпохи Возрождения. )

урок-творчество

§ 5

ст. 70-83

11

Величайший переворот

(Особенности музыкальной культуры.)

урок-творчество

§ 5

ст. 70-83

12

16.11 – 21.11

Право на познание

(Особенности искусства Нового времени.  Появление новых жанров живописи.  Поэма Джона Мильтона – «Потерянный рай»)

Комбинированный урок

§ 6

ст. 85 – 99

задание

1-4

ГЛАВА  II. Художественная культура XVII в. Западная Европа.

13

Бракованная жемчужина

(Архитектурный стиль – барокко. Творчество Бернини)

урок-путешествие

§ 7

100-107

Задания

2-3

14

Разорванное пространство

(Творчество Микеланджело да Караваджо)

Урок-постижение

§ 7

107- 113

Задания

4

15

Бессмертие старого мифа

(Формирование стиля «классицизм»)

Комбинированный урок

§ 8

ст. 114-120

задание 1,2

16

Царство Флоры

(Творчество Пуссена)

Творческая мастерская

§ 8

ст. 99 - 106

17

Контрольно-обобщающий урок

подведение итогов за II  четверть

 

18

Живописцы реального мира

(Живописцы Голландии, Ян Вермер Делфтский)

урок-постижение

§ 9

ст. 127-135

19

Тихая жизнь вещей

(Появление новых жанров живописи:

пейзажа и натюрморта)

комбинированный урок

§ 9

ст. 136-141

20

Художник и его модель

(Творчество Диего Веласкеса. Жанр живописи – портрет)

урок-путешествие

§ 10

ст. 142-149

21

Художник и его модель

(Творчество Рембранта ван Рейна. Жанр живописи – портрет)

урок-постижение

§10

ст.  150-157

вопросы 1-4

22

Рождение оперы

(Появление оперы. Творчество Клаудио Монтеверди)

творческая-мастеская

§ 11

ст. 158-169

ГЛАВА III   Художественная культура XVIII в. Западная Европа.

23

Исправление Просвещением

(Особенности английского Просвещения. Сатира Д.Свифта «Путешествие Гулливера. Творчество У.Хогарта.влияние литературы и театра на выбор и построение сюжета)

урок-погружение

§14

ст.206-217

задания 1-2

24

Быть Самим Собой

(Комедия Бомарше «Женидьба Фигаро,

Творчество Моцарта)

комбинированный урок

§ 15

ст. 218 – 228

25

Служить имени своему

(Немецкий гений эпохи Просвещения – Себастьян Бах,)

Урок-созерцание

§ 16

ст. 229

-234

задание 1,2

26

Легенда о Фаусте

(Творчество Гёте. Появление нового героя в литературе)

Урок-творчество

§ 16

ст. 234

-237

задание 1,2

ГЛАВА IV.   Художественная культура XVIII в. Россия.

27

Россия на пути к Европе

( Творчество Симона Ушакова. Появление парсуны, обмирщение культуры)

урок-постижение

подведение итогов за III четверть

§ 12

 ст. 175-183

28

Мятежный протопоп

(Житие «Протопопа Аввакума», появление старообрядцев).

Комбинированный урок

§12

вопросы1-2

ст. 184-189

29

Парадиз не хуже Версальского

(Просвещение Петровского времени. Архитектура)

урок-постижение

§13

ст. 190-198

30

Елизаветенское барокко

комбинированный урок

§13

ст. 190-198

31

Петербургский и Московский классицизм

урок-творчество

§13

ст. 190-198

32

Рождение Новой живиписи.

Академия художеств.

Комбинированный урок

§13

ст.199-205

33

Четыре живописца

урок-панорама

§13 ст.199-205

34

Мир дворянской усадьбы

урок-потижение

§13 ст.199

35

Контрольно-обобщающий урок

подведение итогов за IV четверть

Всего: в 1 четверти – 9 уроков, контрольных работ – 0 , творческих работ - 1;

 во 2 четверти - 8 уроков, контрольных работ – 1 , творческих работ - 1;

 в 3 четверти - 10 уроков, контрольных работ – 0 , творческих работ - 2;

 в 4 четверти - 7 уроков, контрольных работ – 1 , творческих работ - 2;

Итого: за год 35 урока, контрольных работ - 2, творческих работ - 6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу математика 6 класс по программе «Математика 6 класс» авторов Н. Я. Виленкина и др.

Пояснительная записка к рабочей программе по математике. 6 класс. Данная рабочая программа по математике для 5 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования, с уче...

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 7 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Искусство 8 класс" на основе авторской программы "Искусство 8-9 класс", Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская, 2010.

Программа разработана на основе Государственного стандар­та общего образования по предметам «Изобразительное искус­ство» и «Музыка», входящим в образовательную область «Искус­ство». Программа предназн...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...