Федотов Павел Андреевич
презентация к уроку по мхк (11 класс) по теме

Шабалина Светлана Николаевна

Жанр бытовой картины в России во второй половине XIX века.  11 класс

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1815, Москва - 1852, Петербург Федотов Павел Андреевич Преподаватель истории и обществознания МБОУ «СОШ № 48» г. Владивостока Шабалина Светлана Николаевна

Слайд 2

Встреча в лагере лейб-гвардии Финляндского полка вел. Кн. Михаила Павловича 8 июля 1837...

Слайд 3

Освящение полковых знамён в зимнем дворце 26 марта 1839 года. 1839г.

Слайд 4

«Прошу садиться». 1846г.

Слайд 5

На ушко. 1846-1848гг .

Слайд 6

Смерть Фидельки 1840-е гг .

Слайд 7

Крестины. 1847г .

Слайд 8

Свежий кавалер 1847г .

Слайд 9

Разборчивая невеста 1847г.

Слайд 10

Завтрак аристократа («Не в пору гость»). 1849-50г

Слайд 11

Сватовство майора (Смотрины в купеческом доме) 1851г.

Слайд 12

Вдовушка 1851г.

Слайд 13

«Анкор, ещё Анкор!». 1851-52г

Слайд 14

Портрет Н.П.Жданович за клавесином 1849г.

Слайд 15

Портрет детей Жербиных. 1850г Портрет М.П.Дружининой. 1848г.

Слайд 16

Портрет Анны Петровны Жданович 1848г. Портрет Александры Петровны Жданович. 1846-1847гг.

Слайд 17

Портрет П.П.Ждановича. 1846г. Портрет П.В.Ждановича. 1846г.

Слайд 18

Автопортреты. 1884 1848 1840



Предварительный просмотр:

Материал к презентации по МХК по теме:

Жанр бытовой картины в России во второй половине  XIX веке – Федотов П. А.

1 слайд.

П. А. Федотов, великий художник, "одна из самых ярких и чарующих личностей русского искусства" (А. Н. Бенуа), не получил законченного художественного образования и может считаться самоучкой. Родился он в семье мелкого чиновника. В 1826 г. поступил в московский Кадетский корпус, где занимался настолько прилежно, что за успехи был при выпуске зачислен в гвардию. Начав службу в лейб-гвардии Финляндском полку (1834), он проявил себя как примерный офицер и мог рассчитывать на удачную карьеру, однако страсть к искусству перевернула его жизнь.

2 слайд.

        Летом 1837 г. великий князь, возвратившись в Петербург из поездки за границу для леченья, посетил Красносельский лагерь, где обожавшие его гвардейцы встретили его шумной овацией. Пораженный этой живописной сценой Федотов начал работу и всего за три месяца закончил большую акварельную картину “Встреча великого князя”, в которой, кроме портрета его высочества, помещены портреты многих из участников торжества. Картина была представлена великому князю, который пожаловал за нее художнику бриллиантовый перстень. Этою наградой, по словам Федотова, “окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие”.

3 слайд.

Вслед за этим он принялся за другую картину, “Освящение знамен в Зимнем Дворце, обновленном после пожара”. Испытывая большую нужду, художник решился представить эту еще неоконченную картину великому князю, который показал ее своему августейшему брату. Результатом стало высочайшее повеление: “предоставить рисующему офицеру добровольное право оставить службу и посвятить себя живописи с содержанием по 100 рублей ассигнациями в месяц”.

4-5 слайд.

        Федотов хотел заняться батальной живописью, в которой уже успешно пробовал свои силы и которая в Николаевскую эпоху сулила почет и материальное обеспечение. Однако живопись военных сцен не была истинным призванием художника. Ему были присущи: остроумие, тонкая наблюдательность, умение подмечать типичные черты людей разных сословий, знание обстановки их жизни, способность схватывать характер человека. Рисунки Федотова являются своеобразным дневником художника. Убедительность и простота композиционного решения отличают рисунок  “Как люди садятся” и другие.

6-7 слайд.

        От альбомов разрозненных набросков и рисунков Федотов перешел к созданию крупных произведений. Так родилась серия “Нравственно-критических сцен из обыденной жизни” (1840-е гг.), которая была исполнена в технике сепии: “Болезнь и смерть Фидельки”, “Житие на чужой счет”, “Крестины”, “Модный магазин”, “Мышеловка”, “Первое утро обманутого молодого”, “Старость художника, женившегося без приданого в надежде на свой талант”. Эта серия по разнообразию тем, по широте охвата действительности, по остроте критической мысли и мастерству исполнения считается одной из самых значительных в творческом развитии художника. Работая над сепиями, художник обогатил свой жизненный и творческий опыт, накопил материал для создания новых произведений.

8 слайд.

        Так продолжалось до тех пор, пока письмо известного баснописца И. А. Крылова, пораженного талантом молодого офицера, не открыло ему глаза. Гениальный старец, видевший некоторые из работ Федотова, убеждал его бросить военную службу, бросить “солдатиков и лошадок” и “отдаться своему настоящему призванию — изображению народного быта”. Федотов долго раздумывал, воспользоваться ли ему царской милостью или нет, но наконец подал прошение об отставке и в 1844 г. был уволен с чином капитана и правом носить военный мундир.

К весне 1846 г. написал по имевшимся уже в его альбоме наброскам две картины: “Свежий кавалер”, или “Утро чиновника, получившего первый крест”. В этой картине художник отразил явления, характерные николаевской России. Знаменитый русский критик В. В. Стасов писал о персонаже картины: “Он свиреп и безжалостен, он утопит кого и что захочет, и ни одна складочка на его лице не дрогнет. Злость, чванство, вконец опошлившаяся жизнь — все это присутствует в этом лице, в этой позе и фигуре закоренелого чиновника в халате и босиком, в папильотках и с орденом на груди”.

9 слайд.

        В 1847 году Федотов пишет картину на сюжет басни Крылова “Разборчивая невеста”, в которой ярко проявилось живописное мастерство Федотова, оттачиваемое годами. На этой картине, как наяву, мы видим и блеск красного дерева и мерцающее золото рам, переливы шелка на плате невесты и мягкий ворс ковров, к которому хочется прикоснуться. Художник с беспощадной сатирой изображает характеры персонажей: жеманную старую деву, ее жениха-горбуна и осчастливленных родителей.

10 слайд.

        Композиция в картинах Федотова становится наиболее выразительной, выявляя основной смысл, концентрируясь на главных персонажах. В картине “Завтрак аристократа” (1849) художник раскрывает ничтожество светского хлыща, промотавшего состояние. Отношение художника к персонажу мы видим по тому, как он изобразил напряженную неуклюжую позу аристократа, пытающегося торопливо спрятать кусок хлеба от нежданного гостя.

11 слайд.

        Благодаря К. Брюллову, а еще больше своим достоинствам, работы Федотова доставили ему от Академии звание кандидата в академики и позволение обратить в программу на академика уже начатую им картину “Сватовство майора” (1848)и денежное пособие для ее исполнения. Эта картина, повествующая о жизни, обычаях и нравах купеческой семьи, принесла Федотову славу и известность.. Житейский, ничем не примечательный эпизод из жизни купечества — женитьба бедного майора на богатой купеческой дочери — приобретает в этой картине обобщающее значение. Федотов своим произведением как бы объявляет приговор уродливым явлениям быта, которые были привычны в николаевской России.

12 слайд.

        В 1851 — 52 гг. написал картину “Вдовушка”, на возникновение замысла которой повлияла судьба овдовевшей сестры Федотова, оставшейся после смерти мужа с двумя маленькими детьми. В этой картине художник с большим сочувствием рассказал о горькой судьбе одинокой привлекательной женщины, потерявшей любимого мужа и ожидающей ребенка.

13 слайд.

        Почти одновременно с “Вдовушкой” Федотов написал: “Анкор, еще анкор!” (1850 — 1851) и “Игроки” (1852). Живописная манера художника становится более темпераментной, более активная роль отдается цветовой гамме, которая, в картине “Анкор, еще анкор!”, например, продиктована характером замысла. Холодное ярко-синее небо в окне в сочетании с красно-коричневыми тонами интерьера создает напряженную тревожную атмосферу. Эта картина считается вершиной творческого развития художника и признана одним из шедевров русской реалистической живописи XIX века.

14 слайд.

        В последние годы жизни Федотов пишет портреты, лучшим из которых является портрет Н. П. Жданович (1849).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация и план-коспект к уроку "П. А. Федотов" 7 класс

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ БЫТОВОГО ЖАНРАВ РУССКОМ ИСКУССТВЕ.РОДОНАЧАЛЬНИКИ ЖАНРОВОЙ ЖИВОПИСИ В РОССИИ:П. ФЕДОТОВ (7 класс)Цели:Познакомить учащихся с творчеством русских художни­ков: П. Фед...

Сказка про Федота стрельца,англицкого посла и геометрию.

Театрализованное представление, которое проводится в рамках математической недели или как внеклассное мероприятие по геометрии. Представление проводится в актовом зале, заранее оформленном и обо...

Интегрированный урок русского языка и МХК «Русский офицер и художник - Павел Андреевич Федотов»

Данный интегрированный урок  – совместный проект учителей русского языка, МХК и истории, разработанный прежде всего для учащихся кадетских классов. Кроме реализации учебных задач (развитие ...

Сценарий отчетного концерта школьных творческих коллективов "Сказка про Федота - стрельца"

Сюжетный ход, через который можно интересено составить любую концертную программу...

«Сказка про Федота стрельца, удалого молодца», театрализованное представление.

Праздники школьного календаря и многие другие воспитательные мероприятия стали в школе традиционными. Без низ немыслима школьная жизнь. Они создают особую воспитательную среду для учащихся.Это и отдых...

Сценарий Про Федота спортсмена - удалого джентельмена и заморское сумо

Сценарий в котором в занимательной форме рассказывается о борьбе сумо, истории этого вида спорта, правилах борьбы, образе жизни сумоистов....

Павел Федотов. "Сватовство майора" (История создания картины)

Павел Федотов. "Сватовство майора" (История создания картины)...