Павел Федотов. "Сватовство майора" (История создания картины)
презентация к уроку по изобразительному искусству (изо) на тему
Павел Федотов. "Сватовство майора" (История создания картины)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Павел Федотов. Сватовство майора (История создания картины) | 285.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Павел Федотов
Дата рождения: 22 июня (4 июля) 1815) Место рождения: Москва Дата смерти: 14 (26) ноября 1852) (37 лет) Место смерти: Санкт- Петербург Гражданство: Российская империя Жанр: Русский живописец и график Влияние: Карл Брюллов
«Сватовство майора» (1848 – 1849).
«Картина «Сватовство майора» была показана в 1848 году на выставке в Петербурге, доставила художнику звание академика и блистательную известность.
Павла Федотова называют предшественником художников передвижников. Хотя он был самоучкой.
Павел Федотов фактически стал родоначальником нескольких уникальных явлений. Во-первых, он первым в Российской империи стал рисовать быт. Во-вторых, он сразу стал этот быт высмеивать.
Но это еще не все. Именно он придумал "рацеи" – стихотворный текст, "аккомпанирующий" картине.
Таким образом, он едко комментировал изображения на своих картинах, которые по оценкам современников и без того были весьма издевательскими.
Но если рацеи придумывались всегда после картины, то со "Сватовством майора" вышло по-другому.
За год до создания полотна Федотов написал поэму " Поправка обстоятельств, или Женитьба майора".
В ней он рассказывал о майоре, решившем поправить свои дела женитьбой на богатой купеческой дочери.
Честные господа, Пожалуйте сюда! Милости просим: Денег не спросим: Даром смотри,
Только хорошенько очки протри. О том, как люди на свете живут, Как иные на чужой счет жуют. Сами работать ленятся, Так на богатых женятся.
Кстати сказать, в те времена мезальянс (брак, неравный не по возрасту, а по социальному положению жениха и невесты) был очень распространен.
Федотов сам знал много случаев, когда военные, не имевшие видов на доходную штатскую должность, искали простого и удобного выхода – жениться на богатой купеческой дочке.
Написав «Сватовство майора», художник высмеял все, что мог: и переполох в доме в ожидании "важного" гостя (еще бы! такая честь – зять–офицер),
и жеманную невесту, одетую в бальное платье с открытыми плечами (нужно понимать, что к такому платью не полагалось одевать крестик, а его отсутствие было верхом позора для благовоспитанной купеческой дочери),
Для своей картины П.Федотов выбрал самый напряженный момент, когда все чувства и помыслы этих людей обнажаются, проявляясь со всей полнотой и искренностью.
Вот взволнованная, разряженная невеста, засмущавшись, спешит убежать из комнаты.
Ей, конечно же, было известно о приходе жениха. О чем, как не об этом, говорят и ее дорогое платье, и жемчужное ожерелье, и только что сделанная прическа.
Она и убегает не столько от вполне естественного волнения, сколько от желания продемонстрировать девичью робость и скромность.
К счастью, маменька вовремя успевает схватить ее за платье, так как на пороге уже появляется сваха в нарядном парчовом платье и с лукаво-веселой улыбкой сообщает о приезде жениха.
Тип маменьки на картине – просто великолепен: дородная «хозяйка купца» в модном французском шелковом платье золотого цвета вкупе со скромным платочком на голове.
Растерянно улыбаясь, хозяин дома дрожащей рукой торопится застегнуть сюртук, но от радости и волнения никак не может справиться.
А жених- майор, молодцевато подкручивает ус, в предвкушении богатого приданного.
Все лица типичны для купеческой среды тех лет.
Вот беззубая старуха-приживалка, «тугая на ухо», никак не может понять причину такой суматохи и с жадным любопытством допытывается обо всем у сидельца лавки» .
Расстановка образов в картине создает напряженную драматургию действия, его театральность.Это еще больше подчеркивает основную идею зрелого периода творчества — идею разоблачения фальши окружающего мира, его ложного блеска, внешней добропорядочности.
По контрасту с героями, выявляющими свои отрицательные качества, самым живым существом в картине становится кошка, «намывающая» гостей.
Она единственное «действующее лицо», помещенное на переднем плане картины. Основные события происходят на втором плане.
Художник подчеркивает устойчивость купеческого уклада жизни, живописуя добротные предметы: посуду, расписные скатерти и потолки, люстру.
Ножки тонконогого стула, стоящего в правом углу, повторяют очертание широко расставленных ног майора, а сам хозяин — купец Кульков — возвышается в углу, подобно неуклюжему шкафу.
Так, соединяя одушевленные предметы с неодушевленными, мастер создает напряженность действия.
Все образы на картине собирательные. Но! Художник –самоучка ничего не рисовал из головы. Все с натуры. Даже мелочи. С чего же он рисовал «Сватовство»?
Задумав картину, художник долго искал интерьер, в котором должно было происходить действо. Федотов ходил по купеческим домам, под разными предлогами заходил в гости и придирчиво осматривал жилье.
Но его ничего не устраивало.
А однажды, проходя мимо какого-то трактира, художник увидел за окнами люстру с закопченными стеклышками, которая его поразила, и стены - немножко побуревшие, красно-коричневые.
Именно так, по мнению художника, должен быть обставлен типичный «ржавый» купеческий быт. Эту «купеческую» люстру Федотов выпросил у владельца трактира себе домой, чтобы спокойно и тщательно ее зарисовать.
А бутылку шампанского, скромно стоящую на картине на стуле слева, Федотов распил вместе с другом, как только закончил ее рисовать.
Что касается персонажей, то сегодня достоверно известно: единственное настоящее лицо на картине - купец (отец невесты на заднем плане справа), которого Федотов рисовал с реального человека.
Солидного торговца художник нашел в лавке возле Апраксина рынка. При этом купец долго не соглашался позировать художнику, не понимая, чего от него хотят. Остальные типажи Федотов рисовал… с манекенов.
Костюмы для них просил у знакомых. А изобразить стремительное движение невесты художник попросил… своего друга Карла Флуга, на которого и надел невестино платье.
Тем самым Федотов добился точной передачи складок платья в движении.
Излюбленный прием Федотова — контраст движений скрытых и явных, применяемый им и в других композициях, здесь особенно нагляден благодаря тому, что действие представлено в наиболее острый момент.
Еще через минуту невеста перестанет жеманиться, ее поза изменится, мать перестанет браниться, майор крутить ус и т. д.
В последние годы жизни Павел Федотов еще раз пишет «Сватовство майора». Это была не копия. Художник сделал другой вариант картины.
Искусствоведы считают его менее ценным. Там меньше художественных деталей, больше – откровенного фарса в героях.
Там уже нет «купеческой» люстры и расписного потолка. Зато там больше видно ханжество героев действа, которое так хотел высмеять художник.
Между созданием первого и второго вариантов «Сватовства майора» проходит время, отделяющее зрелый период творчества Федотова от позднего.
Работая над первым вариантом«Сватовства», художник твердо знал, ч то его осмеяние пороков лучше достигнет цели, когда он передаст свое благоговение перед зримой красотой мира.
Приступая к работе над вторым вариантом, Федотов полон острого чувства беспокойства, возникшего после крушения его лучших надежд. Это новое чувство не может столь органично соединиться с прежним сюжетом.
Во втором варианте Федотов испытывает больше тревоги за судьбы своих героев, за то, к чему приведет их ханжество.
Он срывает с них маски и тем самым более выпукло передает основную идею произведения. Тем не менее, по своим художественным достоинствам второй вариант уступает картине, созданной ранее.
Интернет- ресурсы: smallbay.ru/fedotov.html.. again-words.livejournal.com/15984.html . literatura5.narod.ru/fedotov4.html . www.rsu.edu.ru/files/e-learning/History_of_Art/Pictures/Pict_64_129.html. artclassic . edu . ru / catalog . asp ? ob _ no =19437& cat _ ob _ no =14046. www.cnso.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=220&Itemid=65. www.liveinternet.ru/community/2332998/post112610532/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по современной литературе для 11 класса "Приемы создания картины мира в рассказах В.Пелевина «Бубен внешнего мира», «Хрустальный мир»".
Урок по литературе в 11 классе посвящен творчеству талантливого писателя В. Пелевина. На уроке рассматривались приемы создания мира в прозе В. Пелевина:приемы размытия границ между жизнью и смер...
Презентация к уроку литературы "Приемы создания картины мира в произведениях В. Пелевина".
Презентация к уроку по рассказам В. Пелевина "Бубен внешнего мира", "Хрустальный мир"....
«Наука в XIX веке. Создание научной картины мира»
Интегрированный урок в 8 классе, посвященный изучению научных открытий 19 века и определению их значимости для современности....
Мастер- класс по созданию интерьерной картины «Аквариум» в технике «Терра».
В данной разработке описана технология выполнения картины в технике "Терра"...
Беседа к программе "Макраме" "О создании панно, картин"
Материал предназначен для проведения беседы с обучающимися по программе "Макраме". В тексте раскрывается содержание основных этапов работы над панно или картиной. Может использоваться в подг...
Василий Перов. "Тройка" (История создания картины)
Василий Перов. "Тройка" (История создания картины)...
Творческий проект «Создание картины в технике живопись шерстью»
Проект «Создание картины в технике живопись шерстью». Выполнила обучающаяся кружка «Валяние из шерсти». В теоретической части содержится материал об истории возникновения войло...