Сказка про Федота стрельца,англицкого посла и геометрию.
материал по геометрии (9 класс) на тему

Чемоданова Ольга Владимировна

 

Театрализованное представление, которое проводится в рамках математической недели или как внеклассное мероприятие по геометрии. Представление проводится в актовом зале, заранее оформленном и оборудованном аппаратурой для демонстрации слайдов. В качестве гостей приглашаются учащиеся 6 – 9 классов, учителя-предметники и классные руководители. Сказка способствует повышению интереса учащихся к предмету.  Для наглядности мероприятие сопровождается презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematicheskaya_skazka.rar196.48 КБ

Предварительный просмотр:

Про Федота Стрельца, аглицкого посла и геометрию

Театрализованная сказка по геометрии (по мотивам сказки Л. Филатова)

Действующие лица:

Царь;

посол (без слов);

нянька;

Федот-стрелец;

Биссектриса, Медиана, Высота;

Жители страны геометрических фигур:

Шар,

 Цилиндр,

 Вектор,

Окружность,

 Параллели,

Угол развёрнутый,

Треугольник равнобедренный,

 Прямоугольный треугольник,

 Квадрат, Прямоугольник,

 Ромб,

Параллелограмм.

Оборудование: проектор, экран, презентация.

Действие первое

Играет музыка, освещается сцена, Царь на троне, свита и Федот.

Царь.

 К нам на утренний рассол

Прибыл аглицкий посол.

А у нас здесь интереса,

Он пока что не нашёл.

Я ж ему не тамада,

И казна моя худа.

Вон, гляди, как егозит!

Мне б его хоть прокормить.

Погляди, какой крутой,

Весь, обвешанный какой:

Тут те пейжер и «мобила»,

Ноутбук ему купили,

«Флешэк» дали с полведра.

Плеер слушает с утра.

Говорит всё «ЕС» да «ЕС»

Ищет свежий интерес.

Снаряжайся, братец, в путь

И чудес нам раздобудь.

Трёх сестёр из-за границы

Нам доставить не забудь:

Медиану, Высоту,

Биссектрису-красоту.

Если ты мне их доставишь,

Я тебя вознагражу.

Государственное дело!

Ты улавливаешь нить?

Не смогёшь – кого винить?

Я велю тебя казнить.

Федот. 

Нешто я, да не пойму,

При моём-то,  при уму,

Чай не лаптем щи хлебаю,

Соображаю, что к чему.

Получается в стране

Вся политика на мне.

Не добуду трёх царевен –

Беспременно быть войне.

Чтобы англицкий посол

Да со скуки не был зол,

Головы не пожалею,

Обеспечу разносол.

Гаснет свет, играет музыка.

Интермедия первая

(Участвуют Медиана, Биссектриса, Высота, Федот.)

Федот. (В руках держит лук)

Ух, ты, что там за народ?!

Может мне он подойдёт!

Подходит к Медиане, Биссектрисе, Высоте, поднимает лук и целится в них. Те испуганно прячутся друг за друга.

Федот. 

Стой, стреляю метко я

Попадаю в глухаря

Если тот стоит здаля,

То есть около меня.

Медиана. (Подходит, испуганно и неуверенно опускает  лук Федота.)

Не стреляй, мы не съедобны

Хоть стрелок ты бесподобный.

Ты нам лучше что скажи

Да всю правду доложи,

Что ты ищешь здесь тайком,

Что без траспорту, пешком?

Федот.

Вижу я, что это вы

Не сносить мне головы.

Вы те самые сестрицы

Из далёкой заграницы.

Царь моей родной страны

С очень дальней стороны

Сам меня сюда отправил,

Чтоб я вас к нему доставил.

Ну, сестрицы-молодицы,

Вы поведайте-ка мне

Уж сойдёмся мы в цене.

(Смотрит в пустой карман.)

Вы готовы в путь-дорогу,

Ну, на родину ко мне?

Биссектриса.

Если с пользой, то готовы!

Высота. 

Мы готовы, что ж такого!

Медиана.

 Но узнать ты должен нас,

А не то не ровен час

Привезёшь не то царю

Он казнит тебя в хмелю!

Высота. 

Чтоб Федот не прогадал,

То ли он царю достал.

Мы расскажем о себе,

О своей простой судьбе.

Биссектриса.

Я - сестрица Биссектриса!

И конечно я не крыса.

Хоть живу я по углам,

Я  делю их пополам.

Без меня не мыслим угол,

Без меня в задачах туго.

А со мной всё нипочём.

И являюсь я лучом!

Медиана.

 Прости, дорогая фигура.

Из лучей состоит и угол!

Чем ты от него отличаешься?

И почему так странно называешься?

Демонстрация презентации

Слайд 2

Биссектриса.

 (Всё показывает на рисунке)

Мы, лучи, из точки одной начинаемся,

И бесконечно потом продолжаемся.

Но отличаемся местами своими,

Я всегда прохожу между ними!

(Показывает на стороны угла)

Высота. 

Но между лучами угла

Биссектрис получается целая тьма!

Биссектриса.

 С гордостью отвечаю вам,

Угол делю только я пополам!

Федот.

 Вижу фигура ты значительная

Во всех направленьях

Вполне положительная.

Ты – луч! Из вершины угла начинаешься,

Бесконечно потом продолжаешься,

Соседка ты обеим сторонам.

И делишь угол строго пополам!

(Биссектриса радостно кивает)

Биссектриса.

Слайд 3

(Всё показывает на рисунках)

 Как луч – я бесконечна,

Могу я продолжаться вечно,

Но если я внутри фигуры,

То изменяется моя натура.

Тогда берётся часть меня

И называюсь отрезком я.

В ромбе на мне лежат диагонали!

Думаю, об этом вы даже не знали.

Слайд 4

В треугольнике три биссектрисы

Как и я, они тоже не крысы!

Мы все в одной точке пересекаемся,

Центром вписанной окружности являемся!

(Федот довольно кивает.)

Высота.

 Ой, какая красота!

Но главней всех высота.

Медиана.

Почему ты так считаешь?

Разве ты меня не знаешь?

Я же тоже не пустяк.

Без меня нельзя никак.

В зал.

Слайд 5

 Я, главней вам говорю

Сторону я пополам делю!

Моё имя – Медиана.

В треугольнике не одна я.

Там живёт нас целых три!

Вот сюда ты посмотри!

Слайд 6

(Показывает рисунок).

Высота (Биссектрисе)

Ой, скорее посмотри!

Их там тоже ровно три!

Из вершин все начинаются,

В точке тоже все пересекаются.

Медиана.

У меня есть маленький секрет,

Но физика вам даст ответ:

В точке нашего пересеченья

Центр тяжести местного значенья. 

(Показывает рисунок на плакате).

Федот.

Это, что ещё за чудо?

Чую фокус здеся будет!

Медиана демонстрирует треугольник с центром тяжести. Одевает его горизонтально на остриё иглы сначала любой точкой, а потом центом тяжести. В первом случае треугольник поворачивается, а во втором случае, остаётся в равновесии.

Медиана.

Как его не поверни

Он вращается, смотри!

А вот если так одену

Хоть повесь его на стену!

Я верчу, а он ни с места,

Потому что в равновесии!

Федот.

 Вот так чудо уж так чудо!

Вдруг возникло ниоткуда.

Медиана. (Показывает рисунок)

Слайд 7

Каждый школьник должен знать

И в задачах применять

Медиан простое отношение

В точке их пересечения!

И всегда, и вновь и встарь

Содержу я вертикаль!

Федот. 

Ну, сестрицы, ну, девицы

Ой, потешили меня!

Знать сразите и царя.

Высота. 

Ой, какая красота!

Медиана, скажем  «да».

Биссектриса (Высоте).

О себе, что скажешь ты?

В чём значенье высоты?

Высота. 

Я тоже в геометрии нужна,

Для каждой фигуры я очень важна!

Смысл мой краткий и прямой:

Я – кратчайший путь домой.

В треугольнике – отрезок

Из вершины к стороне.

Путь мой прям и очень резок,

Перпендикуляр я к стороне!

Слайд 8

(Показывает рисунок)

Без меня не сможет школьник

Площадь вычислить нигде.

Вот возьми хоть треугольник,

Ромб, какой- то Н-угольник,

Я встречаюсь там везде.

Федот. 

Ну, а есть в тебе, колись

Какой- нибудь там фокус,

Недостаток, может смысл?

Не стесняйся, поделись.

Слайд 9

Высота. 

Если глянешь в окуляр

Там срединный перпендикуляр.

Точка такого пересечения

Имеет для окружности значение.

Треугольник называют тот вписаный,

А окружность около него описаной.

Каждый тот перпендикуляр

Нам высотам доказал,

Что мы все пересекаемся

В точке, что ортоцентром называется.

Федот (удивлённо). 

Посмотри-ка ты, народ,

Сколько в треугольнике высот!

Медиана. 

Их там тоже ровно три.

Ты внимательней смотри!

Федот. 

Мы не будем тратить зря

Время и терпение царя.

Собирайтесь все скорее

И бегом со мной в Рассею!

Там посол сидит весь злой,

А необразованный какой!

Все уходят, гаснет свет.

Действие второе

На сцене царь со свитой. Появляется Федот с  Медианой, Биссектрисой и Высотой.

Федот.

 Из-за тридевять земель,

Как ты мне вчера велел,

Кролевн тебе привёз

Ан почти што целый воз.

Царь.

 Ну не воз, а только три

Федька, ты мне тут не ври!

(К гостям очень ласково)

Ну, представьтесь ко двору,

А не то я счас помру.

С нетерпенья или просто

Может здесь, а то к утру.

Слайд 10

Биссектриса.

Я, Биссектриса, не больно мала,

Над углом любым я голова,

Из вершины его выхожу

И его я пополам делю.

Слайд 11

Медиана  (Держит в руках треугольник).

Я, Медиана, не меньше важна,

Тоже из вершины иду я угла.

Но не угол я делю на два,

А сторону ту, что напротив угла.

Сторону я пополам разделю –

Два треугольника вам подарю.

(Дарит треугольники царю)

Слайд 12

Высота.

Я, Высота, третья сестра.

Тоже иду из вершины угла.

Ни угол, ни сторону я не делю,

А кратчайшим путём к основанью иду.

Слайд 13

Биссектриса, Медиана, Высота (вместе)

А если треугольник равнобедренный

И из вершины одной мы идём,

Трое сливаемся в линию общую.

И вместе к основанию придём.

( Звучит музыка, девочки исполняют ритмичный танец.)

Царь.

Что-то мало ты привёз.

Ты б ещё чего принёс.

Ну, привёз бы ты углы…

Вот они-то хоть остры.

Или ты умом ослаб?

Чем потешу я посла?

Только глупый не поймёт,

Что посол смешного ждёт.

Глянь, посол-то злится, злится,

Он ведь может застрелиться.

Ведь со скуки-то любой

Заболеет головой…

Усиленно придумывает, что бы ещё задать Федоту.  Наконец придумывает и ласково обращается к Федоту.

Тут такая вот мысля

Мне пришла вдруг опосля:

Отправляйся, Федя, в путь

И ковёр мне раздобудь,

Не китайский и не местный,

Но конечно интересный.

Что б на нём, как из окна

Вся страна была видна.

Ты доставь ковёр по дружбе,

Сослужи мне эту службу.

Коль исполнишь мой приказ,

Отпущу тебя тотчас.

Федот. (Невесело)

Не извольте сумлеваться,

Чай оно не в первый раз.

(Федот уходит, гаснет свет.)

Интермедия вторая

Город векторов – умных мастеров.

Федот.

Мне, наверное, сюда,

Что касаемо ковра.

(Треугольник, Квадрат, Круг и Вектор на полу что-то рисуют, строят.)

Федот.

Добрый день вам, господа!

Вектор.

Кто таков, идёшь куда?

Федот.

Я ищу цветной ковёр,

Шитый золотом узор.

 Что б на нём, как из окна,

Вся страна была видна.

Я ковёр свезу царю,

Ко  дню рожденья подарю.

И тогда тиран довольный

Мне свободу дать изволит.

Может, есть у вас ковёр?

Я б ему его отпёр.

Треугольник.

Ты пришел почти-что в срок,

Подожди ещё малёк.

Квадрат.

Вот доделаем узор,

И забрать изволь ковёр.

Круг (вращая обруч).

Наложу я кренделя

На колхозные поля,

И добавлю здесь кругов,

Что б отпугивать врагов!

Вектор.

Я добавлю стрелок здесь,

Что бы царь смог всё прочесть.

Направленье укажу,

Я для этого служу.

Федот.

Благодарен вам вполне,

Знать, пока не быть войне.

Отвезу царю ковёр,

Пусть сразит его узор!

(Вектор даёт Федоту свёрток, тот уходит, гаснет свет).

Действие третье

Дворец, на сцене царь, нянька и посол.

Нянька.

Что-то Феди долго нету,

Заблудился где по свету.

( к царю)

Ну, на кой тебе ковёр?

Разве старый ты протёр?

Царь.

Тихо, нянька, не жужжи,

Ты вот лучше мне скажи:

Чем развлечь того посла?

Что-то я умом ослаб.

Вон явился званый гость

И торчит, как в горле кость.

(Появляется Федот, за ним вносят ковёр)

Федот.

Был нужён тебе ковёр?

Ну, так я его припёр.

По заказу здесь узор,

Цвет, фактура и колёр.

Вот инструкция к нему,

Разберёшься что к чему.

(Отдаёт царю инструкцию)

Царь (бегает, разглядывает ковёр)

Что ж доволен я работой.

Будет дня два без заботы,

Покажу послу узор

И фактуру и колёр.

Только вот на третий день

Буду я стоять как пень.

Он ковёр то разглядит

 И опять заегозит.

Чем его опять сразить?

Он же вредный паразит!

Федот.

Ну, на то твоя забота,

Это царская работа

Развлекать послов, министров.

Ты у нас на мысли быстрый.

А меня ты отпусти,

Я устал уж, царь, прости.

Царь.

Федя, ты конечно, прав.

Но такой уж царский нрав:

Я в последний раз прошу,

Ты же видишь, аж  дрожу.

Нам добудь ещё чудес,

Что б ни слышать это «ЕС».

Федька, ты меня хоть вдарь,

Хоть мозги мне скипидарь,

Но должон ты мне добыть

То, чего на белом свете

Вообще не может быть!

Нянька.

Ты в своём уме, аль сбрендил?

Федот.

Сколько я по свету ездил

И нигде я не видал,

Что б такое кто продал!

Царь.

Разговор мой здесь суровый:

Вот тебе пятак на «колу».

Я ведь, Федя, не шучу,

А не то твою фигуру

На башку укорочу!

(Федот уходит, гаснет свет)

Интермедия третья

Страна геометрических фигур. Шар и Цилиндр беседуют.

Слайд 14

Цилиндр.

Дорогой, милейший, Шар,

Расскажу я вам кошмар.

Мы живём здесь с давних пор,

А теперь такой позор!

Слайд 15

Шар.

Что вас смущает так, мой друг,

Что вы расстроились так вдруг?

Цилиндр.

Я живу на свете долго,

Но ещё не знал такого.

Шар.

Да, скажите, наконец

Кто расстроил вас, «мин герц»?

Цилиндр.

Все мы жили по законам,

Были целы и здоровы.

Аксиомы, теоремы,

Доказательства и леммы…

А теперь здесь целый воз,

Да какой там воз – обоз!

Не объехать на карете,

Не сыскать на целом свете,

Даже в книге не прочесть!

А у нас оно тут есть.

Шар.

Друг, цилиндр, вы больны,

Вы бледны и холодны.

Цилиндр.

Да. Я болен, недоволен.

Как узнал сегодня я,

Есть теперь у нас семья.

И они здесь будут жить:

Те, кого на белом свете

Вообще не может быть!

(Выбегает Федот).

Федот.

Я слыхал, у вас тут есть,

То, чего я должен свезть

Моему царю в столицу,

Что б на месте провалиться.

Цилиндр.

Появилось это что то

Здесь недавно от кого то.

Мы тебе всё это дарим,

Забирай скорей подарок.

Федот.

Как же выглядит то чудо?

Как же видно его будет?

Цилиндр.

Должен ты сказать слова,

Не одно, да и не два:

«Так, тому оно и быть,

То чего на белом свете,
Вообще не может быть».

Федот.

Ну, уважили, друзья,

Век обязан буду я.

(Федот уходит, гаснет свет).

Действие четвёртое

Дворец царя. Царь сидит на троне, нянька его причёсывает, посол обедает.

Входит усталый Федот.

Царь.

Что ты, Феденька, не весел,

Что головушку повесил?

Али съел чего не то,

Аль тесно тебе пальто?

Нянька.

До чего ж ты, государь,

Неудобный, как сухарь.

Видишь, парень притомился.

Ты ему хоть стул-то дай.

Федот.

Я по милости твоей

Ездил за пятьсот морей.

Царь.

А просил я что, привёз?

У ворот не твой обоз?

Федот.

Я привёз тебе заказ,

Он появится сейчас.

Надо только повторить:

«Так, тому оно и быть,

То чего на белом свете,
Вообще не может быть».

(Появляются две пересекающиеся параллели, держась за руки).

Параллели (Вместе).

Нас тут видеть захотели.

Мы сестрицы параллели

Мы, наверно, заболели.

Федот.

Почему вы так решили?

Ой, какие вы смешные!

Слайд 16

Параллели.

1-я: До сегодняшнего дня

С нею проходила рядом я.

2-я: Были мы отдельными

Прямыми параллельными.

Федот.

Кто же вас-то пересёк?

Как же это он так смог?

Параллели (Вместе).

Так ребята захотели

С какой-то седьмой параллели.

И теперь придётся нам

Быть роднёй простым углам.

Слайд 17

Угол развёрнутый.

Это кто сказал простой,

Я вот вовсе не такой.

Я себя теперь не знаю,

Думаю, хожу, считаю.

Какой-то местный школьник,

Как ужасный разбойник

Градусы мои украл,

И я теперь прямым вот стал.

Было во мне сто восемьдесят,

А теперь осталось девяносто!

Слайд 18

Треугольник (Выходит равнобедренный треугольник).

Зовусь я Треугольник,

И на меня напал разбойник…

Меня настолько исказил,

Таким косым изобразил.

Теперь у меня два неравных угла

И одна боковая сторона.

Слайд 19

Прямоугольный треугольник.

Я прямоугольный треугольник,

Меня тоже обидел школьник.

Он доказал на уроке вчера,

Что у меня прямых угла целых два!

Федот.

Ребята, с восьмой параллели!

Вы совсем уже отупели!

Чтобы был треугольник невредим

Прямой угол должен быть один!

 (Читает стихотворение И. Дырченко «Теорема Пифагора).

Если дан нам треугольник

И притом с прямым углом,

То квадрат гипотенузы

 Мы всегда легко найдём:

Катеты в квадрат возводим,

Сумму степеней находим –

И таким простым путём

К результату мы придём.

Слайд 20

Квадрат.

Зовут меня Квадратом.

Любую площадь измерить рад я,

Было б у меня четыре стороны,

И если б все они были равны.

Федот.

А разве не так у тебя, в самом деле?

Квадрат.

Ребята с шестой параллели

Об этом и слушать не захотели.

Слайд 21

Параллелограмм (Перебивая).

Вы бы на меня посмотрели!

Я теперь обзавёлся братом,

Меня зовут косым квадратом.

И свойства сторон и диагоналей

Теперь узнаете едва ли.

Слайд 22

Ромб (Вмешиваясь).

Нет, это меня ребята

Зовут косым квадратом!

Параллелограмм и Ромб (Вместе).

Ребята, да что же вы творите?

Какую чушь вы часто говорите!

Чтобы народ зря не смешить,

Надо уроки прилежно учить!

Федот.

Эй, честная ребятня!

Здесь узнали вы себя?

Сколько открыли законов своих,

Нелепых и просто смешных!?

Я вас за них благодарю,

Отдельное «мерси» -  царю.

Благодаря нему, узнали дети

Чего не бывает на белом свете.

Царь.

Федя, ты меня потешил.

Я от всех чудес опешил.

От души благодарю

И свободу тебе дарю.

Как бы это не забыть,

Что б потом не повторить?

Федот (Протягивает царю флэшку).

Вот сюда всё запиши,

Чтобы мне так для души.

Чтоб потом посля прочесть.

У тебя-то «комп» хоть есть?

Царь.

«Комп»-то есть, да больно стар,

Уж ему седьмой январь.

Нянька.

Что ты царь или не царь?

Всем мозги не скипидарь.

Ты поройся у посла,

У него «компов» аж два.

Пусть пожертвует один,

Как от гостя сувенир.

Федот (Показывает на две фигуры – Квадрат и треугольник).

Вот забыл я про сюрпризу-

Заграничную репризу.

Интереснейший рассказ

Ты услышишь сей же час.

(Звучит стихотворение Е. Паина «Квадрат и треугольник»)

Квадрат.

Жили-были два брата:

Треугольник с Квадратом.

Старший – квадратный,

Добродушный и приятный.

Младший – треугольный,

Вечно недовольный.

Стал расспрашивать Квадрат:

Почему ты злишься, брат?

Треугольник.

Тот кричит ему: Смотри,

Ты полней меня и шире.

У меня углов лишь три,

У тебя же их четыре!

Квадрат.

Но Квадрат ответил:

Брат! Я же старше, я – квадрат.

И сказал ещё нежней:

Неизвестно, кто нужней!

Но настала ночь, и к брату,

Натыкаясь на столы,

Младший лезет воровато,

Срезать старшему углы.

Треугольник.

Уходя, сказал:

Приятных я тебе желаю снов!

Спать ложился – был квадратным,

А проснёшься без углов!

Но на утро младший брат

Страшной мести был не рад.

Поглядел он – нет Квадрата.

Онемел, стоял без слов…

Вот так месть! Теперь у брата

Восемь новеньких углов!

Слайд 23

Царь.

Что ж, неплохо, ничего,

Есть ли что-нибудь ещё?

Федот.

Что велел – исполнил я,

Отпусти теперь меня!

Я ведь даже не считал,

Сколько я посла-то ради

Вёрст сегодня отмахал!

Выходят все участники спектакля и скандируют: Свободу Федоту!

Царь (встаёт со своего трона)

Да, Федот, доволен я.

Знаю я, что у меня,

В моём царстве-государстве

Верный есть теперь слуга.

Я б тебя не отпустил,

Да народ ты весь смутил.

Зря ты, Федя! Для меня

Мой народ – моя родня.

А теперь ты за работу

Получи себе свободу.

Ну и умный, вы, народ,

Ажно оторопь берёт!

Слайд 24

Звучит музыка, все кланяются и хлопают в ладоши.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий отчетного концерта школьных творческих коллективов "Сказка про Федота - стрельца"

Сюжетный ход, через который можно интересено составить любую концертную программу...

«Сказка про Федота стрельца, удалого молодца», театрализованное представление.

Праздники школьного календаря и многие другие воспитательные мероприятия стали в школе традиционными. Без низ немыслима школьная жизнь. Они создают особую воспитательную среду для учащихся.Это и отдых...

Геометрия в сказках. Сказка первая. "Прямая и её части"

Свойства прямой и точки. О первых аксиомах геометрии. Можно использовать как на уроке при изучении точки, прямой, отрезка, луча, также во внеклассной работе по геометрии....

Новогодний спектакль по мотивам сказки Леонида Филатова "Про Федота-стрельца"

Сценарий проведения новогоднего мероприятия в младшем и среднем звене общеобразовательной школы....

Сказка про царицу-математику и Федота-стрельца.

Сценарий спектакля. Честно скажу, автора не знаю. Нашла на сайте "Студопедия"....

Сценарий сказки "Про Федота-стрельца, царя и дорожные знаки"

Сценарий сказки для школьного КВНа  по правилам дорожного движения...