рабочая программа по МХК для 11 класса
календарно-тематическое планирование по мхк (11 класс) по теме
данная рабочая программа создана для учащихся 11 класса, у которых данный предмет проводится 2 часа в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mhk_rabochaya.docx | 56.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на заседании Утверждено
методического совета школы приказ от____________ № ______
и рекомендовано к утверждению Руководитель образовательного учреждения
протокол № ______________(Митякина Е.А.)
«Согласовано»
Зам. директора по УВР
_____________
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Удомельская средняя общеобразовательная школа № 1
имени А.С. Попова»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса Мировой художественной культуры
для 11 классов
общеобразовательного учреждения
на 2012-2013 учебный год
Учитель английского языка: Амосова Р.З.
Удомля 2012
Пояснительная записка
Общая характеристика учебного предмета
Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные
в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности.
Развивающий потенциал курса мировой художественной культуры напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия, запечатлённые в ярких образах. Принимая во внимание специфику предмета, его непосредственный выход на творческую составляющую человеческой деятельности, в программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию – активный зритель/слушатель) и интерпретаторских способностей (функцию - исполнитель) учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приёмов анализа произведений искусства. В связи с этим в программе в рубриках «опыт творческой деятельности» приводится примерный перечень возможных творческих заданий по соответствующим темам.
В содержательном плане программа следует логике исторической линейности (от культуры перво-
бытного мира до культуры ХХ века). В целях оптимизации нагрузки программа строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. На примере одного - двух произведений или комплексов показаны характерные черты целых эпох и культурных ареалов. Отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой, что даёт возможность по достоинству оценить её масштаб и общекультурную значимость.
В результате освоения курса мировой и отечественной художественной культуры в 10 классе формируются основы эстетических потребностей, развивается толерантное отношение к миру, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать её уникальность и неповторимость, развиваются навыки оценки и критического освоения классического наследия и современной культуры, что весьма необходимо для успешной адаптации в современном мире, выбора индивидуального направления культурного развития, организации личного досуга и самостоятельного художественного творчества.
Учитывая мировоззренческий и интегративный характер дисциплины, рекомендуется использовать
как традиционную урочную, так и внеурочные виды деятельности, рассчитанные на расширение кругозора
учащихся. Основные межпредметные связи осуществляются на уроках литературы, истории, иностранного языка, частично на уроках естественнонаучного цикла.
Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:
- Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
- 3-го издание авторской программы Даниловой Г. И. Программы для общеобразовательных учреждений. Мировая художественная культура. – М.: Дрофа, 2007.;
- утвержденный приказом от 23 декабря 2009 г. №822 федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
- требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Данная рабочая программа разработана на основе 3-го издание авторской программы Даниловой Г. И. Программы для общеобразовательных учреждений. Мировая художественная культура. – М.: Дрофа, 2007.;
Материал по истории мировой художественной культуры представлен в учебнике Данилова Г.И. Мировая художественная культура: от истоков до XVII века . 10 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г.И. Данилова.- 4-е изд., сткриотип.- М.: Дрофа, 2008. и Данилова Г.И. Мировая художественная культура: от XVII века до современности. 11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г.И. Данилова.- 4-е изд., сткриотип.- М.: Дрофа, 2008.
Основные цели курса
Изучение мировой художественной культуры на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
• развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;
• воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;
• освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных
особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;
• овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
• использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.
Место предмета в базисном учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом «Мировая художественная культура» входит в состав учебных предметов, обязательных для изучения на ступени среднего (полного) общего образования в ряде профилей, в том числе в социально - гуманитарном и филологическом, а также в образовательных учреждениях универсального обучения.
Данная рабочая программа «Мировая художественная культура» рассчитана на 68 учебных часов из расчета 2 учебный час в неделю. В том числена контрольные работы отводится 2 часа и 1 час на зачет.
При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объёме 2 учебных часов для использования других форм организации учебного процесса, таких как экскурсии.
В рабочую программу были внесены следующие изменения: добавлена тема «Современные молодежные субкультуры».
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков,
универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом отношении приоритетными для учебного предмета «Мировая художественная культура» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
- умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
- устанавливать несложные реальные связи и зависимости;
- оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;
- осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа (в том
числе и созданных в иной знаковой системе - «языки» разных видов искусств);
- использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;
- владеть основными формами публичных выступлений;
- понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности;
- определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;
- осознавать свою культурную и национальную принадлежность.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
по мировой художественной культуре
для учителя
- Бирич И. А., Ломоносова М. Т. Основы художественной культуры: Изобразительное искусство и архитектура: Тестовые задания для оценки развития творческих и художественных способностей школьников и абитуриентов вузов: В 2 книгах. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1999.
- Данилова Г. И. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Мировая художественная культура: Факультативный курс. 5 – 9 кл.; Курс для школ и классов гуманитарного профиля. 10 – 11 кл. – М.: Дрофа, 2007.
- Дмитриева Е. В. Россия. – СПб.: Учитель и ученик: КОРОНА принт, 2002.
- Ивлев С. А. Мировая художественная культура. Культура Древнего Востока: Материалы для учителя МХК. – М, 2001.
- Ивлев С. А. Мировая художественная культура. Художественная культура античности: Материалы для учителя МХК. – М, 2001.
- Ивлев С. А. Мировая художественная культура. Художественная культура средневековья: Материалы для учителя МХК. – М, 2001.
- Мировая художественная культура. 5 и 6 класс. Поурочные планы по учебнику даниловой Г. И. / Сост. Н. Н. Куцман. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007.
- МХК 10 и 11 класс. Поурочные планы по учебнику Л. А. Рапацкой «Мировая художественная культура» / сост. А. В. Хорошенкова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2008.Солоницына М. Н. история национально-государственных религий в схемах и таблицах: дидактический материал по курсу «История религий». – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2006.
- Тематическое и поурочное планирование к учебникам «Мировая художемтвенная культура: От истоков до XVII века. 10 класс» и «Мировая художественная культура: От XVII века до современности. 11 класс». – М.: Дрофа, 2007.
- Хоруженко К. М. Мировая художественная культура: Структурно-логические схемы: Учеб. пособие для студ. и сред. учеб. заведений. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2003.
для учащихся
- Вавилонская башня и другие библейские предания \ под ред. К. Чуковского. – М, 1990.
- Данилова Г. И. Мировая художественная культура. 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2008.
- Данилова Г. И. Мировая художественная культура. 11 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2008.
- Данилова Г. И. Мировая художественная культура. 5 – 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2007.
- Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. – М.: «АСТ-ПРЕСС», 2000.
- Русские художники от «А» до «Я». – М.: СЛОВО/SLOVO, 2005.
- Священная история для детей. М.: Прометей, 1991.
- Ушакова О. Д. Боги и герои Древней Греции: словарик школьника. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2005.
- Ушакова О. Д. Понятия и определения: Мировая художественная культура / Словарик школьника. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2005.
- Библейские сюжеты в искусстве. DVD-диск. – М.: «ПИТЛЕНД», 2009. www.nd.ru
- Античная мифология в искусстве. DVD-диск. – М.: «ПИТЛЕНД», 2009. www.nd.ru
- Мировая художественная культура. 3 DVD-диска. – Екатеринбург, 2009. www.nd.ru
Содержание изучаемого курса (68 часов)
№ п/п | название темы | количество часов |
1 | Художественная культура древнейших цивилизаций | 6 |
2 | Художественная культура античности | 3 |
3 | Художественная культура средневековья | 10 |
4 | Средневековая культура Востока | 6 |
5 | Художественная культура Возрождения | 9 |
6 | Художественная культура XVII – XVIII вв. | 13 |
7 | Художественная культура XIX в. | 9 |
8 | Художественная культура XX в. | 12 |
Раздел 1.
Художественная культура древнейших цивилизаций (6 час). Роль мифа в культуре (миф - основа ранних представлений о мире, религии, искусстве. Древние образы и символы (Мировое дерево, Богиня - мать, Дорога и др.). Первобытная магия. Ритуал - основа синтеза слова, музыки, танца, изображения, пантомимы, костюма (татуировки), архитектурного окружения и предметной среды. Художественные комплексы Альтамиры и Стоунхенджа. Символика геометрического орнамента. Архаические основы фольклора. Миф и современность (роль мифа в массовой культуре).
Особенности художественной культуры Месопотамии: монументальность и красочность ансамблей Вавилона (зиккурат Этеменанки, ворота Иштар, дорога Процессий - свидетельство продолжения и завершения традиций древних цивилизаций Шумера и Аккада). Древний Египет - культура, ориентированная на идею Вечной жизни после смерти. Ансамбли пирамид в Гизе и храмов в Карнаке и Луксоре (мифологическая образность пирамиды, храма и их декора). Гигантизм и неизменность канона.
Опыт творческой деятельности. Поиск древних образов, символов в фольклоре, в художественной литературе, в современной жизни (мифы политики, ТV и др.) и быте (привычки, суеверия и др).
Раздел 2.
Художественная культура античности (3 час).
Идеалы красоты Древней Греции в ансамбле афинского Акрополя: синтез архитектуры, скульптуры, цвета, ритуального и театрального действия. Панафинейские праздники - динамическое воплощение во времени и пространстве мифологической, идеологической и эстетической программы комплекса. Слияние восточных и античных традиций в эллинизме (гигантизм, экспрессия, натурализм): Пергамский алтарь. Славы и величия Рима - основная идея римского форума как центра общественной жизни. Триумфальная арка, колонна, конная статуя (Марк Аврелий), базилика, зрелищные сооружения (Колизей), храм (Пантеон) - основные архитектурные и изобразительные формы воплощения этой идеи.
Опыт творческой деятельности. Сравнительный анализ образного языка культур Древнего мира. Поиск древнегреческого и древнеримского компонента в отечественной культуре на уровне тем и сюжетов в литературе и изобразительном искусстве, пластических и типологических форм в архитектуре. Составление антологии произведений разных эпох и народов на сюжеты древнего мира и античности.
Раздел 3
Художественная культура средневековья (10 час). София Константинопольская - воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве (воплощение догматов в архитектурной, цветовой и световой композиции, иерархии изображений, литургическом действе). Древнерусский крестово-купольный храм (архитектурная, космическая, топографическая и временная символика). Стилистическое многообразие воплощения единого образца: киевская (София Киевская), владимиро-суздальская (церковь Покрова на Нерли), новгородская (церковь Спаса на Ильине) и московская школы (от Спасского собора Спас - Андронниковского монастыря к храму Вознесения в Коломенском). Икона (специфика символического языка и образности) и иконостас. Творчество Ф. Грека (росписи церкви Спаса Преображения на Ильине в Новгороде, иконостас Благовещенского собора в Кремле) и А. Рублева ("Троица"). Ансамбль московского Кремля - символ национального единения, образец гармонии традиционных форм и новых строительных приёмов.
Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи (идеалы аскетизма, антагонизм духовного и телесного, синтез культуры религиозной и народной). Готический собор как образ мира. Идея божественной красоты мироздания как основа синтеза каркасной конструкции, скульптуры, света и цвета (витраж), литургической драмы. Региональные школы Западной Европы (Италия, Испания, Англия и др.).
Монодический склад средневековой музыкальной культуры (григорианский хорал, знаменный распев).
Опыт творческой деятельности. Выявление общности и различий средневековых культур разных стран и регионов. Поиск образов средневековой культуры в искусстве последующих эпохи и их интерпретация. Участие в дискуссии «Восток глазами Запада».
Раздел 4
Средневековая культура Востока (6 час). Модель Вселенной Древней Индии - ступа в Санчи и храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо как синтез ведических, буддийских и индуистских религиозных и художественных систем. "Скульптурное" мышление древних индийцев. Отражение мифологических представлений майя и ацтеков в архитектуре и рельефе. Комплекс в Паленке (дворец, обсерватория, «Храм Надписей» как единый ансамбль пирамиды и мавзолея); Теночтитлан (реконструкция столицы империи ацтеков по описаниям и археологическим находкам).
Мусульманский образ рая в комплексе Регистана (Древний Самарканд) - синтез монументальной архитектурной формы и изменчивого, полихромного узора.
Воплощение мифологических (космизм) и религиозно - нравственных (конфуцианство, даосизм) представлений Китая в ансамбле храма Неба в Пекине. Сплав философии (дзен - буддизм) и мифологии (синтоизм) в садовом искусстве Японии (сад камней Реандзи в Киото).
Опыт творческой деятельности. Участие в дискуссии «Восток глазами Запада».
Раздел 5
Художественная культура Возрождения (9 час). Возрождение в Италии. Флоренция - воплощение ренессансной идеи создания «идеального» города (Данте, Джотто, Ф. Брунеллески, Л.Б. Альберти, литературно - гуманистический кружок Лоренцо Медичи). Титаны Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан). Северное Возрождение. Пантеизм - религиозно - философская основа Гентского алтаря Я. Ван Эйка. Идеи Реформации и мастерские гравюры А. Дюрера. Придворная культура французского Ренессанса - комплекс Фонтенбло. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Театр В. Шекспира - энциклопедия человеческих страстей. Историческое значение и вневременная художественная ценность идей Возрождения.
Опыт творческой деятельности. Сравнительный анализ произведений разных авторов и регионов. Участие в дискуссии на тему актуальности идей Возрождения и гуманистических идеалов. Просмотр и обсуждение киноверсий произведений Шекспира.
Раздел 6
Художественная культура XVII – XVIII вв. (13 час). Стили и направления в искусстве Нового времени - проблема многообразия и взаимовлияния. Изменение мировосприятия в эпоху барокко: гигантизм, бесконечность пространственных перспектив, иллюзорность, патетика и экстаз как проявление трагического и пессимистического мировосприятия. Архитектурные ансамбли Рима (площадь Святого Петра Л. Бернини), Петербурга и его окрестностей (Зимний дворец, Петергоф, Ф.-Б. Растрелли) - национальные варианты барокко. Пафос грандиозности в живописи П.-П. Рубенса. Творчество Рембрандта Х. ван Рейна как пример психологического реализма XVII в. в живописи. Расцвет гомофонно-гармонического стиля в опере барокко («Орфей» К. Монтеверди). Высший расцвет свободной полифонии (И.-С. Бах).
Классицизм - гармоничный мир дворцов и парков Версаля. Образ идеального города в классицистических и ампирных ансамблях Парижа и Петербурга. От классицизма к академизму в живописи на примере произведений Н. Пуссена, Ж.-Л. Давида, К.П. Брюллова, А.А. Иванова. Формирование классических жанров и принципов симфонизма в произведениях мастеров Венской классической школы: В.-А. Моцарт («Дон Жуан»), Л. ван Бетховен (Героическая симфония, Лунная соната).
Романтический идеал и его отображение в камерной музыке («Лесной царь» Ф. Шуберта), и опере («Летучий голландец» Р. Вагнера). Романтизм в живописи: религиозная и литературная тема у прерафаэлитов, революционный пафос Ф. Гойи и Э. Делакруа, образ романтического героя в творчестве О. Кипренского. Зарождение русской классической музыкальной школы (М.И. Глинка).
Социальная тематика в живописи реализма: специфика французской (Г. Курбе, О. Домье) и русской (художники - передвижники, И. Е. Репин, В. И. Суриков) школ. Развитие русской музыки во второй половине XIX в. (П. И. Чайковский).
Опыт творческой деятельности. Подготовка рефератов и эссе по персоналиям. Сравнительный анализ художественных стилей, национальных вариантов внутри единого стилевого направления. Участие в дискуссии о роли художественного языка в искусстве, соотношении искусства и реальной жизни («реализм без границ»).
Раздел 7
Художественная культура XIX в. (9 час). Основные направления в живописи конца XIX века: абсолютизация впечатления в импрессионизме (К. Моне); постимпрессионизм: символическое мышление и экспрессия произведений В. ван Гога и П. Гогена, «синтетическая форма» П. Сезанна. Синтез искусств в модерне: собор Святого Семейства А. Гауди и особняки В. Орта и Ф. О. Шехтеля. Символ и миф в живописи (цикл «Демон» М. А. Врубеля) и музыке («Прометей» А. Н. Скрябина).
Опыт творческой деятельности. Посещение и обсуждение выставок, спектаклей и др. с целью определения личной позиции в отношении современного искусства. Подготовка сообщений, рецензий, эссе. Участие в дискуссии о современном искусстве, его роли, специфике, и направлениях.
Раздел 8
Художественная культура XX в. (12 час). Художественные течения модернизма в живописи XX века: деформация и поиск устойчивых геометрических форм в кубизме (П. Пикассо), отказ от изобразительности в абстрактном искусстве (В. Кандинский), иррационализм подсознательного в сюрреализме (С. Дали). Архитектура XX в.: башня III Интернационала В.Е. Татлина, вилла «Савой» в Пуасси Ш.-Э. Ле Корбюзье, музей Гуггенхейма Ф.-Л. Райта, ансамбль города Бразилиа О. Нимейера. Театральная культура XX века: режиссерский театр К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко и эпический театр Б. Брехта. Стилистическая разнородность в музыке XX века: от традиционализма до авангардизма и постмодернизма (С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, А.Г. Шнитке). Синтез искусств - особенная черта культуры XX века: кинематограф («Броненосец Потёмкин» С.М. Эйзенштейна, «Амаркорд» Ф. Феллини), виды и жанры телевидения, дизайн, компьютерная графика и анимация, мюзикл («Иисус Христос - Суперзвезда» Э. Ллойд Уэббер). Рок-музыка (Битлз - «Жёлтая подводная лодка, Пинк Флойд - «Стена»); электро -акустическая музыка (лазерное шоу Ж.-М. Жарра). Массовое искусство. современная молодежная субкультура.
Приемы и средства организации учебно-воспитательного процесса
Предполагается использовать следующие формы проведения занятий: лекция, беседа с опорой на знания учащихся, урок – путешествие, урок – семинар, сообщения на основе самостоятельных поисков, обзорная лекция, урок - семинар, основанный на самостоятельных поисках, конференция, Урок – вернисаж, Урок – диспут.
Неотъемлемым компонентом курса «Мировая художественная культура» будет являться опыт творческой деятельности учащихся, посещение и обсуждение выставок, спектаклей и др. с целью определения личной позиции в отношении современного искусства, подготовка сообщений, рецензий, эссе, участие в дискуссии о современном искусстве, его роли, специфике, и направлениях.
На уроках предполагается использование различных информационных ресурсов, наглядных электронных пособий, репродукций.
Виды контроля
Наиболее продуктивными видами контроля нам видятся следующие: опрос, тест, презентация, доклад, реферат.
Техническое оснащение
Компьютер, проектор
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения курса «Мировая художественная культура» учащиеся должны:
1. ЗНАТЬ:
- основные этапы в художественном развитии человечества;
- культурные доминанты различных эпох в развитии мировой художественной культуры;
- эстетические идеалы различных эпох и народов;
- основные стили и направления в мировой художественной культуре;
- роль и место классического наследия в художественной культуре современности;
- основные особенности художественного развития народов России;
- особенности художественной культуры современного человечества и ее сложную структуру;
- выдающиеся памятники и произведения искусства различных эпох;
- основные художественные музеи России и мира.
2. УМЕТЬ:
- отличать произведения искусства различных стилей;
- самостоятельно оценивать произведения искусства, характерные для различных эпох и народов;
- объяснять непреходящую роль классики для духовного развития современного человека;
- показать на конкретных примерах место и роль художественной культуры России в мировой художественной культуре;
- сформулировать свое оценочное суждение о популярных жанрах современного искусства;
- пользоваться справочной и специальной литературой по искусству, анализировать и пересказывать ее.
Мировая художественная культура – явление бесконечно разнообразное и сложное. Для ученика средней школы этот курс лишь ключ к свободному вхождению в искусство.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Дата | Тема | Содержание материала | Контроль | |||||
Раздел 1. Художественная культура древнейших цивилизаций (6 часов) | |||||||||
1 | Первые художники Земли | Роль мифа в культуре. Древние образы и символы. Первобытная магия. Живопись Альтамиры. Символика геометрического орнамента в произведениях изобразительного искусства. Зарождение архитектуры, ее связь с религиозными верованиями и представлениями человека (Стоунхендж). Театр, музыка и танец | |||||||
2 | Архитектура страны фараонов | Мировое значение древнеегипетской цивилизации. Пирамиды в Гизе как выдающиеся памятники мирового зодчества и одно из чудес света | |||||||
3 | Архитектура страны фараонов | Скальные гробницы и храмы Среднего и Нового царств. Архитектурные комплексы в Карнаке и Луксоре | |||||||
4 | Изобразительное искусство и музыка Египта | Гигантизм и неизменность канона – примета Вечной жизни в изобразительном искусстве (скульптурные памятники, рельефы и фрески). Музыкальное искусство Древнего Египта | |||||||
5 | Художественная культура Древней Передней Азии | Особенности художественной культуры Междуречья. Аскетизм и красочность архитектурных ансамблей Вавилона. Изобразительное искусство и музыка | |||||||
6 | Искусство доколумбовой Америки | Оригинальность и самобытный характер доколумбовой Америки. Отражение мифологических представлений майя и ацтеков в архитектуре и рельефах (Паленке, Теночтитлан) | Тест | ||||||
Раздел 2. Художественная культура античности (3 час) | |||||||||
7 | Золотой век Афин | Всемирно-историческое значение художественной культуры Древней Греции. Идеалы красоты в ансамбле афинского акрополя, общественного и культурного центра греческой цивилизации. Парфенон – главное украшение Акрополя | |||||||
8 | Архитектура Древнего Рима | Архитектурные символы римского величия. Римский форум, центр деловой и общественной жизни «вечного города». Пантеон – «храм всех богов». Колизей – величественная зрелищная постройка Древнего Рима | |||||||
9 | Театральное и музыкальное искусство Античности | Рождение греческого театра (обобщение ранее изученного). Особенности театрализованного действа. Музыкальное искусство Античности | Тест | ||||||
Раздел 3. Художественная культура средневековья (10 часов) | |||||||||
10 | Мир византийской культуры | Значение культуры Византийской империи. Следование античным традициям, пролог к развитию средневековой культуры. Собор Святой Софии в Константинополе как воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве. Искусство мозаики и иконописи | |||||||
11 | Архитектурный облик Древней Руси | Древнерусский крестово-купольный тип храма. Космическая, топографическая, временная символика храма. Архитектурный облик Киева – «матери городов русских». Внешний облик и внутреннее убранство собора Святой Софии в Киеве | |||||||
12 | Особенности новгородской и владимиро-суздальской архитектуры | Архитектура Великого Новгорода и ее архитектурные особенности. Храм Софии Новгородской. Архитектура Владимиро-Суздальского княжества. Внешний и внутренний облик Успенского собора во Владимире. Храм Покрова Богородицы на реке Нерль | |||||||
13 | Архитектура Московского княжества | Следование традициям владимиро-суздальских мастеров, обращение к лучшим достижениям западноевропейского зодчества. Ансамбль Московского Кремля. Успенский собор как его главное украшение | |||||||
14 | Изобразительное искусство и музыка Древней Руси | Икона и иконостас. Мозаики и фрески Киевской Софии. Особенности новгородской школы живописи. Творчество Феофана Грека | |||||||
15 | Изобразительное искусство и музыка Древней Руси | Шедевры Андрея Рублева и основные вехи его творчества. Музыкальная культура Древней Руси | |||||||
16 | Архитектура западноевропейского Средневековья | Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи. Готический собор как образ мира | |||||||
17 | Архитектура западноевропейского Средневековья | Региональные школы Западной Европы (Франция, Германия). Соборы Нотр-Дам в Париже и в Кельне | |||||||
18 | Изобразительное искусство Средних веков | Скульптура романского стиля и готики, ее теснейшая связь с архитектурой. Искусство витража | |||||||
19 | Театральное искусство и музыка Средних веков | Понятие о литургической драме и средневековом фарсе. Монодический склад средневековой музыкальной культуры | Тест | ||||||
Раздел 4. Средневековая культура Востока (6 часов) | |||||||||
20 | Индия – «страна чудес» | Самобытность и неповторимость художественной культуры Индии. Шедевры индийского зодчества. Ступа в Санчи, ее назначение и особенности внешнего облика. Пещерные храмы (чайтья в Карли) и храм Кандарья Махадевы в Кхаджурахо | |||||||
21 | Индия – «страна чудес» | Искусство живописи. Музыкальное и театральное искусство Индии | |||||||
22 | Художественная культура Китая | Значение и уникальный характер китайской художественной культуры. Шедевры архитектуры. Воплощение мифологических и религиозно-нравственных представлений Китая в храме Неба в Пекине | Реферат | ||||||
23 | Художественная культура Китая | Скульптура и живопись Китая. Пекинская музыкальная драма | |||||||
24 | Искусство Страны восходящего солнца (Япония) | Своеобразие и неповторимость искусства Японии. Шедевры японской архитектуры. Философия и мифология в садово-парковом искусстве. Мастера японской гравюры. Театральное искусство | |||||||
25 | Художественная культура ислама | Исторические корни и значение искусства ислама. Шедевры архитектуры. Мусульманский образ рая в комплексе Регистана (древний Самарканд). Изобразительное искусство и литература Арабского Востока | Тест | ||||||
Раздел 5. Художественная культура Возрождения (9часов) | |||||||||
26 | Флоренция – колыбель итальянского Возрождения | Эстетика итальянского Возрождения. Воплощение идеалов Ренессанса в архитектуре Флоренции. Флорентийской чудо Ф. Брунеллески – собор Санта-Мария дель Фьоре. Скульптурные шедевры Донателло. В мире образов С. Боттичелли | |||||||
27 | Золотой век Возрождения. Художественный мир Леонардо да Винчи | Судьба Леонардо да Винчи и основные этапы его творческой деятельности. Прославленные шедевры художника | |||||||
28 | Золотой век Возрождения. Бунтующий гений Микеланджело | Скульптурные и живописные шедевры художника. Отражение в них глубоких философских размышлений автора о смысле жизни и смерти | |||||||
29 | Золотой век Возрождения. Рафаэль – «первый среди равных» | Судьба художника, основные этапы его творчества. Рафаэль – певец женской красоты. Портретное творчество художника | |||||||
30 | Возрождение в Венеции | Архитектурный облик Венеции. Художественный мир Тициана и основные вехи его творческой биографии. Мифологическая и библейская тематика | |||||||
31 | Северное Возрождение. Живопись нидерландских и немецких мастеров | Гентский алтарь Яна ванн Эйка как обобщенный образ Вселенной, гармонии человека с жизнью природы. Мастерство Дюрера-гравера | |||||||
32 | Музыка и театр эпохи Возрождения | Музыкальная культура Возрождения. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Мир человеческих чувств и сильных страстей в театре Шекспира | Тест | ||||||
33 | Заключительные уроки | Проведение семинарского занятия, выполнение учебных и творческих заданий (эссе, докладов, рефератов, отзывов сочинений, рецензий) и их защита по изученной теме курса. Выполнение проверочной работы. | Контрольная работа | ||||||
34 | |||||||||
Раздел 6. Художественная культура XVII – XVIII вв. (13 часов) | |||||||||
35 | Стилевое многообразие искусства XVII – XVIII вв. | Стили и художественные направления в искусстве. Разграничение понятий «стиль» и «историческая эпоха» в искусстве. Человек и новая картина мира. Возникновение новых стилей и Возрождение | |||||||
36 | Стилевое многообразие искусства XVII – XVIII вв. | От «трагического гуманизма» Возрождения к барокко и классицизму. Эстетика и главные темы искусства барокко и классицизма. Понятие о рококо. Реалистические тенденции в развитии искусства XVII – XVIII вв. Взаимопроникновение и обогащение художественных стилей | Реферат | ||||||
37 | Архитектура барокко | Характерные черты архитектуры барокко. Шедевры итальянского барокко. Творчество Леонардо Бернини. Оформление площади перед собором Святого Петра в Риме. Архитектурные творения Ф. Б. Растрелли в Санкт-Петербурге и его окрестностях. «Дивное узорочье» московского барокко | |||||||
38 | Изобразительное искусство барокко | Скульптура и живопись барокко, основная тематика и ее художественное воплощение. П. П. Рубенс – «король живописи». Судьба художника, основные этапы его творческой биографии. Характерные особенности его живописной манеры. Мифологические и библейские сюжеты и образы в произведениях Рубенса | |||||||
39 | Классицизм в архитектуре Западной Европы | Идея величия и могущества империи, нашедшая образное воплощение в архитектурных сооружениях классицизма и ампира. Характерные черты архитектуры классицизма. Создание нового типа грандиозного дворцового ансамбля (ансамбли Парижа). Прогулка по Версалю – зримому воплощению парадно-официальной архитектуры классицизма. Развитие понятия о регулярных (французских) парках. Архитектурные творения К. Рена. Собор Святого Павла – главное творение архитектора | |||||||
40 | Шедевры классицизма в архитектуре России | «Архитектурный театр» Москвы (В. И. Баженов и М. Ф. Казаков). Дом Пашкова, дворцовый ансамбль в Царицыно – лучшие творения В. И. Баженова. Классический облик Москвы в творчестве М. Ф. Казакова. Проект здания Сената в Кремле, строгость и простота внешнего облика «русского пантеона» | |||||||
41 | Шедевры классицизма в архитектуре России | «Строгий, стройный вид» Петербурга. Архитектурный облик Северной Пальмиры и его блистательные зодчие. Архитектурные пригороды Санкт-Петербурга. Здание Двенадцати коллегий Д. Трезини, Адмиралтейство А. Д. Захарова, Казанский собор А. Н. Воронихина | |||||||
42 | Изобразительное искусство классицизма и рококо | От классицизма к академизму в живописи. Пуссен как основоположник классицизма. Характерный черты его живописи. Мифологические. Исторические, религиозные и пейзажные темы его произведений. Творчество Ж. Л. Давида. Мастера «галантного жанра» (рококо): А. Ватто, Ф. Буше | |||||||
43 | Реалистическая живопись Голландии | Многообразие жанров голландской живописи и ее знаменитые мастера. Творчество Рембрандта – вершина реализма. Судьба художника, основные вехи его творческой биографии. Своеобразие художественной манеры, богатство и разнообразие тематики произведений. Мифологические и библейские сюжеты и образы. Рембрандт – блестящий мастер портретной живописи | |||||||
44 | Русский портрет XVIII в. | У истоков портретного искусства. Шедевры русских портретистов: Ф. С. Рокотова, Д. Г. Левицкого, В. Л. Боровиковского. Мастера скульптурного портрета: Б. К. Растрелли, Ф. И. Шубин, М. И. Козловский | |||||||
45 | Музыкальная культура барокко | Расцвет гомофонно-гармонического стиля в опере барокко. Создание оперных школ в Италии и их выдающиеся мастера. Высший расцвет свободной полифонии в творчестве И. С. Баха. Многогранность и разнообразие творческого наследия композитора. Русская музыка барокко | |||||||
46 | Композиторы Венской классической школы | Музыка Венской классической школы – высшее выражение эстетики классицизма. Формирование классических жанров и принципов симфонизма. Музыкальный мир В. А. Моцарта. Судьба композитора и основные этапы его творческой биографии. Оперные шедевры Моцарта. Л. ван Бетховен: путь от классицизма к романтизму, его смелые эксперименты и творческие поиски. Разнообразие музыкального наследия композитора | |||||||
47 | Театральное искусство XVII – XVIII вв. | Западноевропейский театр барокко, его особенности, цели и задачи. Золотой век французского театра классицизма, его основные драматурги и художественные принципы. Мольер – создатель классической комедии, бытописатель нравов современного общества. Пути развития русского драматического театра. | Тест | ||||||
Раздел 7. Художественная культура XIX в. (9 часов) | |||||||||
48 | Романтизм | Романтизм как художественный стиль эпохи конца XVIII – начала XIX в. «Путь к свободе через красоту» (эстетика романтизма). Национальное своеобразие романтизма в искусстве различных стран. Значение романтизма для дальнейшего развития мировой художественной культуры | |||||||
49 | Изобразительное искусство романтизма | Герой романтической эпохи в творчестве Ф. Гойи, Э. Делакруа, О. А. Кипренского и К. П. Брюллова. Пейзажная живопись. История глазами романтиков | |||||||
50 | Реализм – художественный стиль эпохи | «Правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах» (художественные принципы реалистического искусства). Реализм и романтизм, их связь и отличие | Реферат | ||||||
51 | Изобразительное искусство реализма | Интерес к жизни человека простого сословия и бытовые картины жизни в творчестве Г. Курбе, О. Домье, художников-передвижников: И. Е. Репина, В. И. Сурикова. Мастера реалистического пейзажа. История и реальность | |||||||
52 | «Живописцы счастья» (художники импрессионизма) | Художественные искания импрессионистов. Пейзажи впечатления К. Моне. Жизнь и Человек в произведениях Э. Дега, О. Ренуара. Постимпрессионизм В. ван Гога, П. Сезанна, П. Гогена | |||||||
53 | Многообразие стилей зарубежной музыки | Западноевропейская музыка романтизма. Романтический идеал и его отображение в музыке Р. Вагнера и Ф. Шуберта, Ф. Шопена, Г. Берлиоза. Музыка импрессионизма. Творчество К. Дебюсси и М. Равеля | |||||||
54 | Русская музыкальная культура | Русская музыка романтизма. Зарождение русской классической музыкальной школы. М. И. Глинка как основоположник русской музыкальной классики. Композиторы «Могучей кучки»: М. А. Балакирев, А. П. Бородин, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков. Многообразие творческого наследия П. И. Чайковского. | |||||||
55 | Пути развития западноевропейского театра | «Порывы духа и страсти души» в театре романтизма. В. Гюго как теоретик и реформатор театральной сцены. «Торжество правды и истины» в реалистическом театре. Э. Золя как теоретик западноевропейского театра реализма. Реализм и символизм в национальном драматическом театре | |||||||
56 | Русский драматический театр | Русский театр романтизма и его знаменитые актеры (П. С. Мочалов и В. А. Каратыгин). Русский реалистический театр и его драматурги. М. С. Щепкин – выдающийся актер и реформатор русской театральной сцены. «Русский национальный театр» А. Н. Островского. Особенности театра А. П. Чехова. Рождение МХТ | Тест | ||||||
Раздел 8. Художественная культура XX в. (12 часов) | |||||||||
57 | Искусство символизма | Художественные принципы символизма и его известные мастера. Символ и аллегория в искусстве. Символ и миф в живописи. Символизм в творчестве М. А. Врубеля и В. Э. Борисова-Мусатова | |||||||
58 | Триумф модернизма | Модерн – «последняя фаза искусства прошлого века». Создание новых художественных форм и образов, выработка единого интернационального стиля в искусстве. Особенности модерна в различных видах искусства | |||||||
59 | Архитектура: от модерна до конструктивизма | Идеи и принципы архитектуры начала XX в. мастера и шедевры зарубежной архитектуры: А. Гауди, В. Орта, Ш. Э. Ле Корбюзье, Ф. Л. Райт, О. Нимейер. Архитектурные достижения в России. Творчество Ф. О. Шехтеля. Модерн как основа для формирования и развития архитектуры конструктивизма | |||||||
61 | Стили и направления зарубежного изобразительного искусства. | Разнообразие художественных направлений и стилей изобразительного искусства. Фовизм А. Матисса. Кубизм П. Пикассо. Сюрреализм С. Дали | Реферат | ||||||
62 | Мастера русского авангарда | Абстракционизм В. Кандинского. Супрематизм К. Малевича. «Аналитическое искусство» П. Филонова. В. Татлин – основоположник живописного конструктивизма | |||||||
63 | Зарубежная музыка XX в. | Музыкальный мир XX в., разнородность его стилей и направлений. Новые принципы организации музыки. Мастера музыкальной классики. Искусство джаза и его истоки. Рок-музыка. Мюзиклы Э. Ллойда Уэббера | |||||||
64 | Русская музыка XX столетия | Традиции символизма и романтизм в творчестве А. Н. Скрябина. Многообразие творческого наследия С. В. Рахманинова и И. Ф. Стравинского. Творчество С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича и А. Г. Шнитке | |||||||
64 | Зарубежный театр XX в. Русский театр XX в. | Основные пути развития зарубежного театра. Интеллектуальный театр Б. Шоу. Экспрессионизм и сюрреализм на театральной сцене. Театр абсурда. Эпический театр Б. Брехта. Творческие эксперименты П. Брука. Зарубежный театр последних лет.К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко. Понятие о «системе Станиславского». Театральный авангард В. Э. Мейрхольда и А. Я. Таирова. Мастера современного отечественного театра. | Тест | ||||||
65 | Становление и расцвет мирового кинематографа | Рождение и первые шаги кинематографа. Великий немой. Ч. С. Чаплин – выдающийся комик мирового экрана и его лучшие роли. Рождение звукового кино. Киноавангард XX века. Рождение национального кинематографа. Шедевры отечественного кино, его режиссеры и исполнители | |||||||
66 | «Современные молодежные субкультуры» | Подготовка творческого проекта «Современные молодежные субкультуры». | |||||||
67 | Заключительные уроки | Проведение семинарского занятия, выполнение учебных и творческих заданий (эссе, докладов, рефератов, отзывов, сочинений, рецензий) и их защита. | Контрольная работа | ||||||
68 | Зачет. | Опрос |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.
Рабочая программа и тематическое планирование 8 класс по русскому языку и литературе...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)
Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...