Притчи Христа. МХК. 6 класс.
презентация к уроку по мхк (6 класс) по теме
Презентация и раздаточный материал к уроку МХК "Притчи Христа", 6 класс. Содержит не только притчи Христа ("О сеятеле", "О блудном сыне", и т.д.), но и притчи старца Паисия, а также таблицу для заполнения художественных произведений. Урок пройдёт не только насыщенно, но и душевно. Рекомендую использовать на классном часе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_klass._mhk._pritchi_hrista.rar | 2.91 МБ |
Предварительный просмотр:
Евангельские притчи.
О сеятеле. (Матфея 13:1-23; Марка 4:1-20; Луки 8:4-15).
На берегу Галилейского моря к Иисусу Христу собралось множество народа. Он вошел в лодку, отплыл немного от берега и учил народ притчами.
Пошел сеятель сеять. Когда он сеял, то одно семя упало возле дороги и было потоптано, и птицы поклевали его; другое упало на каменистое место, где было мало земли; оно взошло, но скоро засохло, потому что не имело влаги для корня; другое семя упало в сорняк, и сорняк заглушил его; другое упало в хорошую землю и принесло обильный плод,
Потом Иисус Христис так объяснил притчу своим ученикам: семя есть слово Божие, сеятель - тот, кто проповедует это слово, а земля - сердце человеческое. Семя, упавшее возле дороги, означает людей рассеянных, у которых дьявол легко забирает посеянное. Каменистая земля - это люди непостоянные, которые с радостью слушают слово Божие, но оно не утверждается в их душе, и они при первом искушении или гонении отпадают от веры. Сорняк означает житейские заботы и пороки человеческие, которые заглушают в душе слово Божие. Под доброй землей в притче подразумеваются такие люди, которые с усердием принимают слово Божие и стараются исполнить его.
О блудном сыне. (Луки 15:11-32).
У одного человека было два сына. Младший из них сказал отцу: «отдай мне мою часть имения». Когда отец исполнил его желание, сын отправился в далекую страну и там, живя греховно, истратил все свое имение. Вскоре в этой стране случился сильный голод, и он нанялся к одному из жителей пасти свиней, и рад бы был насытиться их пищей, но они ему не давали. Тогда он вспомнил об отце и подумал: «сколько слуг у отца моего едят хлеб, а я умираю от голода. Встану и пойду к моему отцу и скажу: «Отец, я согрешил перед Богом и перед тобой и уже недостоин называться твоим сыном, прими меня в число твоих слуг». Встал и пошел. И когда он был еще далеко, отец увидел его и сжалился над ним. Он сам побежал навстречу сыну, обнял его и целовал его. Сын начал говорить: «Отец, я согрешил перед Богом и перед тобою и недостоин называться сыном твоим». А отец сказал слугам: «принесите лучшую одежду и оденьте его, дайте кольцо на руку его и сапоги на ноги, и приготовьте еду и будем веселиться, потому что сын мой был мертв и ожил, пропал и нашелся».
В Церкви эта притча читается во второе воскресенье Великого Поста и поэтому эта неделя называется «Неделя о блудном сыне». Эта притча нас учит не уходить от Бога, а если мы ушли, то вернуться к Нему.
О слепых вождях слепых.
Оставьте их: они - слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму.
(Мф. 15:14)
Слепцам, к тому же претендующим на роль вожаков, уподобляет Христос фарисеев.
Обычно на картинах с этим сюжетом изображается сельская местность. Процессия слепых - как правило, это нищие бродяги (символ духовной бедности фарисеев) - бредет за поводырем, тоже слепым. Так трактуют этот сюжет Питер Брейгель Старший и Доменико Фетти в картинах, носящих одинаковые названия - "Притча о слепых вождях слепых". Каждый слепец держится за другого: либо его рука лежит на плече впереди идущего, либо у него в руке палка, второй конец которой держит идущий сзади. Судьба участников процессии предрешена - все они упадут в яму, как уже упал их вожак.
Евангельский подтекст этой на первый взгляд простой, чисто жанровой сцены наделяет ее особым смыслом - она становится притчей о нищете духовной.
Притча о талантах
О талантах. (Матфея 25:13-30; Луки 19:11-28).
И другую притчу сказал Господь против лени и небрежности. Господь дает каждому из нас дары, как хозяин, который уходя на долгое время, дал своим слугам: одному пять талантов, другому два таланта, третьему -- один талант, приказав каждому приобретать на них, кто сколько может.
Когда он вернулся, то потребовал у каждого отчета, кто что сделал. И пришел первый и говорит: «Господин, ты мне дал пять талантов, -- вот другие пять которые я приобрел на них». Также и тот, который получил два, принес еще два приобретенные на них. Обоим им их хозяин сказал: «хорошо, добрый и верный слуга, ты был в малом верен мне, над многим я тебя поставлю. Ты меня обрадовал».
Потом подошел и получивший один талант, по лени своей ничего не приобретавший на него, и, стараясь оправдаться, сказал: «Господин, я знал, что ты человек жестокий. Оттого я убежал и зарыл талант твой в землю. Вот тебе твое». Хозяин рассердился и сказал ему в ответ: «лукавый слуга и ленивый! Раз ты меня знал то нужно было тебе отдать мое серебро торговцам, чтобы я получил свое с прибылью. Отдайте же его талант тому, который имеет 10 талантов, а этого плохого слугу накажите».
О милосердии
И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал:
- Учитель! что мне делать, чтобы наследовать вечную жизнь?
Он же сказал ему:
- В законе что написано? Как читаешь?
Он сказал в ответ:
- Возлюби Господа, твоего Бога, всем твоим сердцем, и всей твоей душой, и всей твоей крепостью, и всем твоим разумением, и твоего ближнего, как самого себя.
Иисус сказал ему:
- Правильно ты ответил; так поступай, и будешь жить.
Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу:
- А кто мой ближний?
На это сказал Иисус:
- Один человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.
По случаю один священник шел по той дороге и, увидев его, прошел мимо.
Также и левит, будучи на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо.
Самарянин же некий, проезжая, натолкнулся на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и повелел ему: “Позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе”.
Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?
Он сказал:
- Оказавший ему милость.
Тогда Иисус сказал ему:
- Иди, и ты поступай так же.
(Ев. от Луки 10.25-10.37)
О безумии богатого
Некто из народа сказал Ему:
- Учитель! Скажи моему брату, чтобы он разделил со мной наследство.
Он же сказал тому человеку:
- Кто поставил Меня судить или делить вас?
При этом сказал им:
- Смотрите, берегитесь жадности, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения.
И сказал им притчу:
- У одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собой: что мне делать? некуда мне собрать моих плодов. И сказал: вот что сделаю: сломаю мои житницы и построю большие, и соберу туда весь мой хлеб и всё мое добро, и скажу моей душе: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в эту ночь твою душу возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил.
Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет. Не заботьтесь, но ищите Царства Божьего.
И сказал Своим ученикам:
- Поэтому говорю вам, – не заботьтесь для вашей души, что вам есть, ни для тела, во что одеться: душа больше пищи, и тело – одежды. Посмотрите на воронов: они не сеют, не жнут; нет у них ни хранилищ, ни житниц, и Бог питает их; сколько же вы лучше птиц? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе роста хотя на один локоть? Итак, если и малейшего сделать не можете, что заботитесь о прочем?
Посмотрите на лилии, как они растут: не трудятся, не прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей своей славе не одевался так, как всякая из них. Если же траву на поле, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, то тем более вас, маловеры! Итак, не ищите, что вам есть, или что пить, и не беспокойтесь, потому что всего этого ищут люди этого мира; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том. Больше всего ищите Царства Божьего, и это всё приложится вам.
(Ев. от Луки 12.13-12.31)
О смоковнице
В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, кровь которых Пилат смешал с их жертвами. Иисус сказал им на это:
- Думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете.
И сказал эту притчу: некто имел в своем винограднике посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел. И сказал виноградарю:
- Вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает?
Но он сказал ему в ответ:
- Господин! Оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, – не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее.
(Ев. от Луки, 13:1-9)
О зерне и закваске
Он же сказал:
- Чему подобно Царство Божье? И чему уподоблю его? Оно подобно горчичному зерну, которое, взяв, человек посадил в своем саду; и выросло, и стало большим деревом, и птицы небесные укрывались в его ветвях.
Ещё сказал:
- Чему уподоблю Царство Божье? Оно подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, пока не вскисло всё.
(Ев. от Луки, 13:18-21)
Притча старца Паисия.
ХОЧУ БЫТЬ БУЙВОЛОМ!
Все мучения человека, по словам старца Паисия, бывают от недовольства тем, что он имеет и что дал ему Бог. А ведь Господь любит всех и каждому даёт именно то, что ему полезно.
Но некоторые мучаются и думают: «Почему он такой, а я такой?»
Вот и лягушка, о которой пойдёт речь, всё время всем завидовала. Другим лягушкам нравилось их болото, и они с большим удовольствием жили в нём. Но наша лягушка была всем недовольна.
— Почему другие живут в норах, а я живу в болоте? — думала она.— Почему другие звери выглядят лучше меня?
Однажды рядом с болотом проходил буйвол. Он даже и не заметил маленькой лягушки, но она была поражена.
«Какой он большой!» — подумала она и воскликнула:
— Хочу быть буйволом!
Другие лягушки стали отговаривать её:
— Будь такой, какой сотворил тебя Бог!
— Ни за что! Хочу быть буйволом! — заупрямилась лягушка и стала дуться.
Дулась-дулась, дулась-дулась — и… лопнула!
Так будь тем, кем сотворил тебя Бог! Он даёт каждому то, что поможет ему спастись и достичь вечной жизни.
Любовь Бога сделала меня человеком. Бог принёс Себя в жертву за меня.
Будем же за всё благодарны Ему!
ЕСТЬ ЛИ БОГ?
КТО ГЛУПЕЕ ЯЩЕРИЦЫ?
Один раз к старцу Паисию приехал очень образованный и учёный человек. Он изучил много наук, но не верил в Бога.
Он сказал старцу Паисию:
— Мне трудно поверить в то, что Бог есть. Я так много всего знаю и могу объяснить, почему и как всё происходит. И я не могу принять то, что ты говоришь о Христе.
Старец внимательно выслушал его и сказал:
— А ведь ты глупее ящерицы.
Учёный сильно обиделся и стал возражать. Но старец сказал:
— Ты глупее ящерицы, я это тебе докажу.
Рядом с домом старца жила одна его знакомая ящерица, и он её позвал.
Она подбежала к старцу. Отец Паисий спросил её, есть ли Бог? Тогда она поднялась, села на задние лапки и кивнула головой.
Тут учёный растерялся и заплакал.
А старец сказал ему:
— Теперь видишь, что ты глупее ящерицы? Она знает, что есть Бог. Ты человек, а не хочешь понять, что Бог существует.
Ученый ушёл от старца растроганный и потрясённый.
По ходу урока заполняем таблицу художественных произведений.
Фамилия, имя_________________________________________
МХК. ___ класс. Тема: __________________________________
Автор | Произведение |
Название | Время создания (год или век) | Место нахождения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок МХК в 11 классе по теме "Александр Андреевич Иванов. Явление Христа народу" (презентация)
Материал к уроку по творчеству А.А. Иванова...
Урок внеклассного чтения в 6-м классе. Развитие духовно-нравственных ценностей через осмысление рассказа Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке»
В подобных мероприятиях подготовительный этап играет важную роль. Детям предложено было самим составить вопросы для обсуждения. Чтобы составить вопросы, нужно было внимательно прочитать текст, о...
Конспект урока "За Христа пострадавшие" (Духовная жизнь в СССР в 20-30 годы).9 класс.История.
Цель урока: привлечь учащихся к пониманию и критическому осмыслению процессов духовной жизни России в 20-30-е гг. XX столетия, которые привели к жестокой ломке государственных, общественных, культурны...
Урок православной культуры в 9 классе "Храм Христа Спасителя"
материал урока содержит информацию о с об этапах создания, освящения и разрушения храма Христа Спасителя...
Презентация и план-конспект театрализованного урока английского языка во 2-м классе по теме «The Ugly Duckling» by Hans Christian Andersen («Гадкий утенок» Ганса Христиана Андерсена)
В своей работе я использовала инсценировку сказки "The Ugly Duckling" by Hans Christian Andersen и в завершении учебного года мы показали ее для родителей. Автор и произведение сказки «Гадкий утенок» ...
Презентация к уроку по теме "Притча. "Притча о блудном сыне"
Притча как жанр. Анализ "Притчи о блудном сыне". Сюжет "Притчи о блудном сыне" в мировой живописи....