Исследовательская работа .Номинация "Искусствоведение" . Невьянская старообрядческая работа
творческая работа учащихся по мхк по теме

Предметом исследования данной работы является невьянская старообрядческая икона. Объектом исследования- стилистические особенности невьянской иконописной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nevyanskaya_staroobryadcheskaya_ikonakratkiy_variant.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Невьянская старообрядческая икона.

            « Признак настоящего искусства  в том, что оно всегда современно, насущно- полезно». Эти слова Ф. М.  Достоевского с полной уверенностью можно отнести к древнерусской живописи и в частности к русской иконе.

           Мы живем в эпоху углубленного интереса ко всем культурным ценностям, созданным человечеством в прошлые века  и тысячелетия

Древнерусская живопись – одна из признанных вершин мирового искусства. Еще в 1914 г. известный исследователь живописи П. Муратов писал:  « Икона поставлена в ряд вечных и мировых художественных ценностей. Таинственная, загадочная красота иконы восхищает и увлекает». В наши дни благодаря неустанным поискам искусствоведов, поистине грандиозной работе реставраторов постепенно открывается возможность воссоздать историю русской иконописи Но сколько местных икон недостаточно изучено, сколько имен осталось всего лишь именами. Культура Южного и Среднего Урала сложилась из традиций и обычаев переселенцев, которые шли сюда с новгородских земель,  Приморья, центральных губерний. Они несли на Урал и свою манеру письма. В XVII в в городе Невьянске возникают первые иконописные мастерские, состоящие из мастеров- старообрядцев Предметом исследования данной работы является невьянская старообрядческая икона. Объектом исследования- стилистические особенности невьянской иконописной школы. Над темой мы работаем третий год . Выявив стилистические особенности невьянской иконописи, мы проследили влияние на нее традиций строгановской школы и школы иконописи Оружейной палаты Кремля. В результате  сравнения произведений этих школ мы пришли к выводу, что невьянские изографы, выработав свой уникальный стильиконописания, вобрали в себя  многие традиции строгановской школы и школы Оружейной палаты Кремля. В зтом году мы поставили цель- проследить причины и степень влияния на невьянскую икону западноевропейской живописи; отметить в иконе  черты разных стилей : барокко, классицизма, романтизма, реализма-  и доказать, что невьянская икона  остается уникальным явлением в культуре Урала.  В своей работе мы выдвинули гипотезу, что уральская старообрядческая икона оказалась сплавом традиций и нововведений, хотя изначально должна была строго сохранять устои « древнего благочестия».Методом  исследования является изучение работ искусствоведа Г. В. Голынец, историка В. И. Байдина, других источников, сравнительный анализ произведений невьянской иконописи и произведений западноевропейского искусства XVII_ XX вв., изучение характерных черт произведений разных стилей: барокко, классицизма, романтизма, реализма и отражение их  в невьянской иконе.

           Для решения поставленной цели необходимо:

        1)изучить историю возникновения невьянской иконы;

        2) познакомиться с иконописной традицией невьянской школы;

        3) проследить причины и степень влияния на икону произведений         западноевропейского искусства;

        4) найти  в иконе характерные черты разных стилей.

 Урал становится в XVIII веке своеобразным консервантом древних обычаев, древнерусских традиций, так как густо был населен старообрядцами. Возникший в 1619 году г. Невьянск (вотчина Демидовых) стал в XVIII веке одним из центров горнозаводского Урала, сосредоточившим религиозные и художественные силы старообрядчества. Потребность в иконах была высока, поэтому в Невьянске возникает старообрядческое иконописание, о существовании иконописной школы в г. Невьянске, а не просто иконописной мастерской говорит следующее: преемственность в передаче из поколения в поколение иконописного мастерства (династии иконописцев – Богатыревых, Чернобровиных, Романовых); наличие излюбленных иконографических сюжетов. Невьянцы использовали следующую технологию создания иконы:

Основа – липовая доска – продольный распил.

Просушка доски.

Вырубание ковчега (иногда с двух сторон).

Проклейка (клей мездровый).

Наклейка паволоки..

Левкашение.

Письмо темперой.

Нанесение золочения: листовое золото или твареное.

Нанесение ассиста.

Нанесение защитного слоя лаком или олифой.

Промачивание обратной стороны олифой или чесночным соком.

Наложение оклада (латунь, серебро, золото, белая жесть) драгоценные камни.

Изучив невьянскую икону, мы смогли определить следующие стилистические особенности:

Сплав древнерусских традиций иконописи с реалистическими завоеваниями XVII века в изображении интерьера и пейзажа.

Многофигурная композиция.

Невьянский тип лика.

Иконы полихромны. Обильное использование всех оттенков красного цвета.

Использование обильного золочения: листовое золото, чернения.

Обилие деталей. Их тщательная прорисовка.

Эволюция иконы от сакраментального явления в сторону декоративного искусства, роскошной вещи.

Использование элементов уральской народной кистевой росписи при изображении одежда и драпировок.

Отображение уральской природы.

      В течение долгих веков живопись византийского, православного мира, в том числе и живопись древнерусская, несла людям духовные истины христианства..

      Но со временем и искусство всего византийского мира, и искусство Древней Руси постигло забвение. Это произошло в момент высочайшего подъема русской государственности при Петре I . Реформы Петра, повернувшие Россию на Запад, отринули культурное наследие Древней Руси; живопись самобытная, имеющая свои истоки в византийской традиции, заменялась живописью западноевропейского типа.

В приближении к повседневной реальности видело западноевропейское искусство единственный путь к подлинной правде, и художники достигли огромных успехов, выработали для этого особые художественные принципы.

         Русская живопись после петровских реформ, в том числе живопись церковная, строится на этих новых, западноевропейских принципах. И хотя чисто религиозное уважение к древним иконам сохранялось в европезированном, просвещенном обществе, но сами отличия воспринимались им лишь как доказательства русской отсталости и варварства. Постепенно сама эта живопись, как и вся допетровская старина, предавалась забвению. Древняя, восходящая к Византии художественная система в сильно упрощенном виде сохранялась лишь в крестьянском иконописании . Приверженность к древней иконе, как и ко всему допетровскому строю жизни, продолжала существовать только в народной  - крестьянской и отчасти купеческой среде. Для иконописи такой средой была среда старообрядческая, среда раскольников. Они берегли старую икону, как свободную от нововведений, не испорченную ими, высоко ее чтили, сохранили своеобразное понимание ее красоты. Но несмотря на это, уральские изографы не жили в изоляции. Они , по утверждению Г. Голынец, знакомились с изданиями типа лицевых Библий (например, с "Нюнбергской немецкой Библией") или типа шеститомной "Аугсбурской золотой резьбы" с образцами для ювелиров, скульпторов и столяров. Проводниками европейских вкусов были проживавшие рядом с "кержаками" выходцы с Украины ("хохлы"), пленные поляки и шведы, иностранные специалисты, в основном из Германии и Швеции, работавшие на горнодобывающих и металлургических предприятиях. Европейским влияниям на невьянскую иконопись в процессе ее эволюции способствовали и взаимосвязи между центрами "древлего благочестия", часть из которых находилась на католических землях вПольше, Прибалтике, Румынии, а также зарубежные контакты Демидовых и других промышленников Сложившаяся в глубине России, на границе Европы и Азии, невьянская школа, как никакая другая, на основе византийской традиции синтезировала различные западные влияния»

В невьянской иконе нашли отражении разные стили искусства: барокко, классицизм, романтизм, реализм.. Изучив  произведения живописи, архитектуры скульптуры разных стилей, мы попытались найти черты этих стилей в невьянской иконе.

Стиль барокко: 1). пышные золотые картуши, обрамляющие золотые же надписи на темно- красных фонах,

2) «составленные» из выгнуто- вогнутых завитков вычурные троны,

3) тяжеловесные узорчатые драпировки, открывающие перспективные сокращения архитектуры и фигур дальних планов,

4) беспокойные вьющиеся линии облаков и горизонтов,

5) сложная полихромная орнаментика одежд с часто встречающимися колоколообразным цветком и рогом изобилия.

Невьянская школа периода ее расцвета хронологически совпадает с развитием в русском искусстве классицизма, который внес в ее стилистику свою долю.

На рубеже XVIII- XIX вв в архитектуре Урала начинается становление классицизма. На всей территории Южного Урала строятся ротондальные храмы. Так и в нашем городе в конце XVIII в начинается строительство Свято – Введенской церкви по проекту архитектора Матвея  Казакова.  Невьянские мастера этого времени пишут заказные иконы и для ампирных интерьеров. Поэтому  архитектурные фоны в самих иконах классицизируются, приобретают сходство с интерьерами ротондальных храмов, закрепляются четкими контурами , где наблюдается ясный ритм архитектурных вертикалей и горизонталей . Захватили невьянскую икону и веяния романтизма, хотя четких формальных признаков романтизм в иконе не имел и терялся в стилистике барокко, но черты романтизма отражение в драматическом мировосприятии, "религиозном пессимизме" старообрядцев, ощущавших себя изгнанниками церкви и государства. Яркое свидетельство этому икона Богатыревых "Рождество Христово", в которой главное событие сопровождается сценами, акцентирующими чувство тревоги, страха на грани жизни и смерти, ожидания погони, жестокой расправы. Романтически возвышен образ Льва Катанского в богатыревской иконе, соименной одному из лидеров и распространителей раскола Льву Расторгуеву. Святитель словно парит над поземом в великолепном одеянии, упомянутом в тексте двух клейм. О романтическом мироощущении невьянских иконописцев говорят и золотые небеса, под светящимся "божественным сфумато" которых возникает символизированный образ природы; и сцены поклонения волхвов, искушения Иосифа, борьбы Ангела, происходящие в саду у заросших вьющейся зеленью туфовых руин, напоминающих о бренности земной жизни; и совершающееся в уютной пещерке, похожей на искусственный грот в горной породе, омовение младенца. Романтичны виды естественной природы - долины с пасущимися у рек стадами, обрывы со свисающими корнями и травами, рукотворные парки, огражденные стройными решетками и вазонами на столбах»В невьянской иконе все больше проявляются черты реализма:1  .Многие мотивы, пришедшие в русскую иконографию из западных лицевых Библий и эстампов еще в XVII в., оказались созвучны местным уральским реалиям. Так  икона "Рождество Богоматери" уподобилась горизонтальной картине, сюжет которой развивается в анфиладах ампирного дворца. Ангелы предстали Аврааму в живописном "английском" парке перед богатым особняком, намекающим на среду обитания заводчиков и начальников рудников.2.На иконах появляется   характерный уральский ландшафт с обыгрыванием горок-лещадок как выходов горных пород, "каменных палаток", поросших хвойными деревьями. Берега Иордана напоминают всхолмленные берега  Уральских рек. 3.Реалистические тенденции проявились и в отражении местного, характерного для края этнического типа, например, «вогульские» (манси) черты в облике Саваофа, Иисуса Христа, Николы, Богоматери, что отчасти сближает икону, правда более демократического уровня, с пермской деревянной скульптурой

Работая над этой темой, мы  пришли к выводу, что невьянская икона  остается уникальным явлением в культуре Урала, она вобрала в себя традиции лучших школ иконописи XVI – XVII веков, что уральская старообрядческая икона оказалась сплавом традиций и нововведений, хотя изначально должна была строго сохранять устои « древнего благочестия».

Невьянские мастера создали свой уникальный стиль, основывающийся на традициях народной культуры Урала, что дает возможность утверждать, что произведения уральских иконописцев – это не подражание известным иконам Москвы, Новгорода, Ярославля и произведениям западноевропейской живописи; уральская старообрядческая икона – это самобытное,  удивительные по красоте произведения русской живописи XVII – начала XX в.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа Исследовательская работа на тему: «Метод проектов в моей работе»

в данном материале изложены результаты применения учителем в своей работе одного из методов современных технологий обучения во внеклассной работе - метод  проектов...

Организация исследовательской работы с учащимися (система работы МАН).

В настоящее время  история нашего государства подверглась жесточайшей  ревизии: многие факты были пересмотрены и по-иному трактованы. Некоторые современные  ученые предлагают свою верси...

Исследовательская работа по теме "Самостоятельная работа на уроках биологии"

Учитель естествознания - профессия особая, очень уж большие задачи стоят перед ним: большая ответственность и большая любовь. Цикл предмета естествознания это, прежде всего, творческий труд учителя.Од...

Исследовательская работа «Роль диагностики в работе педагога –психолога»

Профилактика и просвещение является основой деятельности любого педагога-психолога. Она осуществляется в основном, как предупреждение возможных осложнений в адаптации, выявление таких особенностей у д...

Содержание исследовательской работы или Оглавление исследовательской работы

Содержание исследовательской работы или Оглавление исследовательской работы включает название глав и параграфов, которые точно соответствуют заголовкам в тексте проекта....

Исследовательская работа Личаевой С. Тема работы: «История семьи Личаевых»

      Научно-исследовательская работа ученицы 10 класса Личаевой Софии получила диплом в номинация "Парад Героев Отечественных войн" в Проекте «150 культур Дона&r...