Исследовательская работа по теме "Самостоятельная работа на уроках биологии"
учебно-методический материал по биологии на тему
Учитель естествознания - профессия особая, очень уж большие задачи стоят перед ним: большая ответственность и большая любовь. Цикл предмета естествознания это, прежде всего, творческий труд учителя.
Одной из важнейших задач современного школьного образования является приведение учебного процесса в последовательную и согласованную систему. Важнейшей ступенью осуществления этой задачи является упорядочение раннее изученных учащимися знаний, умений, навыков, так как школьники нередко, обладая достаточно глубокими знаниями учебных дисциплин, не могут определить логическую и содержательную связь между ними и тем самым формировать их целостную систему.
А для этого необходимо приобрести необходимые знания и умения, выработать опыт эмоционально целостного отношения к процессу познания и опыт самостоятельной творческой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_samostoyatelnaya_rabota_na_urokah_biologii.rar | 530.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации Поронайского городского округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п. Вахрушев имени И.П. Фархутдинова № 1
Тема «Самостоятельная деятельность на уроках биологии»
Автор работы:
Сенюкова Наталья Александровна
учитель биологии высшей категории
МБОУ СОШ п. Вахрушев
имени И.П. Фархутдинова
квалифицированная категория
Г. Поронайск
2015
Содержание
Введение ……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические исследования самостоятельной деятельности уроков, представленных на основе анализа произведений ведущих отечественных и зарубежных педагогов………………………………………………………… .7
Глава 2. Эмпирические исследования самостоятельной деятельности уроков из педагогического опыта работы учителя…………………………………...13
Заключение ……………………………………………………………………..20
Список используемой литературы………………………………………….. ..22
Рецензия…………………………………………………………………………
Приложения …………………………………………………………………….
Введение
Учитель естествознания - профессия особая, очень уж большие задачи стоят перед ним: большая ответственность и большая любовь. Цикл предмета естествознания это, прежде всего, творческий труд учителя.
Одной из важнейших задач современного школьного образования является приведение учебного процесса в последовательную и согласованную систему. Важнейшей ступенью осуществления этой задачи является упорядочение раннее изученных учащимися знаний, умений, навыков, так как школьники нередко, обладая достаточно глубокими знаниями учебных дисциплин, не могут определить логическую и содержательную связь между ними и тем самым формировать их целостную систему.
А для этого необходимо приобрести необходимые знания и умения, выработать опыт эмоционально целостного отношения к процессу познания и опыт самостоятельной творческой деятельности.
Аргументы в пользу преподавания биологии через самостоятельную деятельность достаточно веские и актуальные:
- во - первых, в мире идет полная интеграция наук (внутрипредметная и межпредметная);
-во - вторых, объем знаний возрастает;
-в - третьих, не уделяется особое внимание творческому развитию учащихся;
-в - четвертых, вследствие всего вышеуказанного возникает формализм в получении знаний.
Поэтому современная российская педагогика развивает и культивирует идеи преподавания биологии через самостоятельную деятельность как один из путей развития познавательного интереса учащихся.
Еще прогрессивные педагоги разных эпох К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский подчеркивали необходимость взаимосвязей между учебными предметами для отражения целостной картины природы «в голове ученика», для создания истинной системы знаний и правильного миропонимания.
Непосредственное наблюдение объектов живой природы, сравнение и определение их, экспериментирование с ними побуждают к развитию мышления учащихся. К.Д. Ушинский писал: «Я считаю предметы из естественной истории самыми удобными, чтобы приучать детский ум к логичности».
В настоящее время педагогическая наука располагает значительным материалом необходимым для осуществления таким образованием школьников. Теоретические основы образования представлены в работах: Н.А. Егорова, В.А. Демидова, Н.А. Пугал, Ю.В. Лабудинского, И.В. Мартыненко, И.В. Николенко, О.Е. Аверченкова, Н.З. Шевченко, В.В. Половцова.
Л.И. Грищенко в своей статье «Основные идеи личностного развивающего обучения» вычленяет следующие ей составляющие:
1. Личностная направленность обучения:
- человек – главная ценность образовательного процесса;
- развитие в процессе обучения и учащихся, и преподавателей;
- личностное взаимодействие субъектов обучения.
2. Формирование обобщенных предметных структур и обобщенных способов деятельности:
- широкая ориентация на связь данной темы с другими темами данного курса и межпредметной связи;
- сочетание творчества и регламентации.
3. Приоритет смысла образующих мотивов в обучении.
4. Системность в обучении.
5.Проблемность обучения (попадание ученика в ситуацию неопределенности).
6. Рефлексия.
7. Диалогичность.
Среди аспектов преподавания биологии через самостоятельную деятельность необходимо обращать внимание на содержательную, организационную и структурную целостность обучения.
Что можно практиковать?
Практиковать можно учебный курс, урок.
Что же отличает обычный, традиционный урок от урока с самостоятельной деятельностью?
Во - первых, формулировка темы. Это ряд познавательных задач, герои которых помогают посмотреть на скучный учебный материал с необычной точки зрения.
Во - вторых, цели урока должны быть направлены на сравнение сопоставление видения.
В - третьих, план урока осуществляет взаимосвязь подхода к одному и тому же аспекту, понятию многогранного в различном ракурсе, которое помогает иначе взглянуть на учебный материал и лучше понять его содержание.
В - четвертых, на уроке должно быть представлено столько видов информации сколько методов исследования было проведено.
В - пятых, раскрытие новых данных о природе путем исследования.
В - шестых, преподавание уроков биологии через познавательный интерес должен проходить в форме диалога учебного предмета учеников, учителя и учеников.
Безусловно, уроки биологии через познавательный интерес сложны в подготовке, в проведении, но они выводят учащихся на обобщающий тип мышления, на развитие самостоятельного интереса, которые так необходимо развивать наше время.
Анализ возможностей школьного образования в среднем и старшем звене в формировании создании учащихся привели к исследованию проблемы:«Самостоятельная деятельность на уроках биологии»
Актуальность темы объясняется тем, что сегодня очень важно обеспечить полноценное образование и воспитание учащихся.
Цель исследования заключается в определении, теоретическом обосновании и практическом подтверждении организационно-педагогических условий в формировании самостоятельной деятельности влияющей на развитие познавательного интереса у учащихся общеобразовательной школы.
Объект исследования– учебная деятельность учащихся 6-11 классов.
Предмет исследования – система способов и средств активизации самостоятельной деятельности учащихся в обучении (на примере уроков среднего и старшего звена).
В соответствии с поставленной целью на основе изучения существующей теории и практики поставлены основные задачи:
1.Изучить и дать анализ имеющимся теоретическим вопросам самостоятельной деятельности обучения представленных в тезисах известных ученых, педагогов.
2.Выявить, исследовать самостоятельную деятельность как путь развития познавательного интереса учащихся.
3.Разработать уроки для среднего и старшего звена, практические рекомендации по созданию условий для самостоятельной деятельности в образовательном процессе среднего и старшего звена.
Гипотеза исследования - если в процессе обучения средних и старших классов будут изучены возможности применения уроков с самостоятельной деятельностью, то их использование будет более эффективным, так как их осуществление обеспечивает формирование целостного представления школьников об изучаемом предмете, делает их знания более глубокими и действенными.
В соответствии с задачами исследования используются следующие методы:
1.Теоретические - анализ психолого-педагогический, дидактической и методической литературы по исследуемой проблеме, изучение педагогического опыта учителей, методы теоретического обобщения, системного подхода к данной проблеме.
2.Эмпирические – наблюдение и самонаблюдение, беседы, опросы, анкетирование, тестирование, эксперимент (констатирующий и формирующий), личное преподавание уроков биологии, изучение результатов деятельности учащихся.
Методы статистической обработки результатов.
Основные этапы исследования:
1.Изучение состояния проблемы в педагогической науке, формирование исследовательского замысла, определение предмета, цели, задачи, гипотезы исследования.
2.Проведение уроков биологии с использованием самостоятельной деятельности; выбор классов испытуемых; описание процедуры экспериментального обучения.
3.Поэтапное измерение уровня сформированности развития познавательной активности учащихся среднего и старшего звена, по отдельным показаниям.
4.Обработка и анализ результатов исследовательской работы; формулировка выводов.
Научная новизна, теоретическая значимость работы заключается в том, что выявлены теоретические предпосылки самостоятельной деятельности учащихся в среднем и старшем звене, разработана и апробирована система средств и методов практических знаний и развития творческих способностей, учащихся 6-11 классов на уроках биологии, раскрыты педагогические условия определяющих действенность влияний уроков биологии с использованием самостоятельной деятельности на развитие познавательного интереса у учащихся.
Практическая значимость исследования выражается в том, что в нем экспериментально подтверждена целесообразность проведения уроков биологии с самостоятельной деятельностью в соответствии с методическими рекомендациями по планированию и проведению уроков.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе работы:
- посещение уроков естествознание учителями школы;
- выступление по данной теме на методическом объединении, педагогическом совете школы;
- обобщение опыта работы по проблеме «Самостоятельная деятельность на уроках биологии», на уровне школы.
Современное образование характеризуется системными изменениями в структуре и содержании.
Переосмысление приоритетов обучения, роли ученика, как субъекта учебного процесса, а также общественные изменения, обуславливают нетрадиционные подходы к решению многих образовательных проблем.
«Одна педагогическая практика без теории, - говорил К.Д. Ушинский, - то же, что знахарство в медицине».
Невооруженный теорией учитель, часто после целого ряда педагогических ошибок и мучительных сомнений открывая то, что в методике было известно много лет назад.
Не владея методической теорией, учитель, подчас увлекаясь сторонами преподавания менее существенными, но удачно им освоенными, часто не охватывает всей системы и не достигает цели в преподавании биологии через самостоятельную деятельность.
В учебном процессе самостоятельная деятельность обучения различными исследователями трактуется по-разному: С.И. Архательский обращает внимания на взаимосвязанность содержания, методов и видов обучения.
Шалимова Н.М., Струкова Л.В. при обучении уроков биологии через самостоятельную деятельность объясняют необходимостью внедрения «модульного принципа» построение учебного процесса, включающей лекции, семинары, практику, ролевые и деловые игры.
Таким образом, проблемы преподавания биологии через самостоятельную деятельность содержания образования, развития познавательного интереса учащихся, довольно актуальна и разносторонняя. Комплексное решение ее дает возможность устранить целую группу разногласий, что стоит перед системой школьного образования на протяжении длительного времени.
Результаты исследования «Самостоятельная деятельность на уроках биологии». Можно использовать в работе учителей естествознания школ, районов и области.
Глава 1. Теоретические исследования аспектов из литературных источников и жизненных наблюдений.
В настоящее время проблема самостоятельной деятельности через уроки биологии уделяется большое внимание в процессе организации обучения и образования.
Наступает новый этап «биологического» влияния, когда от стадий реализации теории, допускавших рядоположенность явлений из науки естествознания, их независимое, как бы параллельное, существование надо перейти к практике самостоятельной работы, к рождению новых целостностей, то есть, к подлинной научной деятельности.
В чем же заключается суть преподавания биологии через самостоятельную деятельность в обучении?
Во-первых, это создание у школьников целостного представления об окружающем мире;
Во-вторых, это понимание явлений внешнего мира рассматривается как цель обучения;
В-третьих, это развитие органов чувств как важнейших факторов, обуславливающих наше психическое развитие;
В-четвертых, это расширение круга духовных потребностей, а вместе с тем развитие нравственной личности ученика;
В-пятых, это нахождение общей платформы сближения теории с практикой (здесь рассматривается как средство обучения).
Преподавание биологии через самостоятельную деятельность в современной школе - одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих улучшений дел в ней.
Практика как явление появилась, прежде всего, в науке, в фундаментальных и прикладных отраслях.
Естествознание между биологическими предметами не отрицает предметной системы. Оно является возможным путем ее совершенствования, преодоление недостатков и направление на углубление взаимосвязей и взаимозависимостей между биологическими предметами.
Актуальность данного исследования состоит в том, что одной из важнейших задач современного школьного образования приведения учебного и воспитательного процессов в последовательную и согласованную систему. Систематизация знаний школьников является проблемой, требующей согласованного исследования сложных областей знаний, на основе выработки общего методического подхода.
В предлагаемой работе исследую один из аспектов многогранной проблемы «Самостоятельная деятельность на уроках биологии ». По моему мнению, самостоятельная деятельность обучения через уроки биологии является образованием будущего.
Мои многолетние наблюдения показывают, что учащиеся среднего и старшего звена, а позднее выпускники школы, получив подготовку по курсу естествознания, затрудняются применять «частные» знания, умение при изучении биологических предметов на практике. Им не хватает самостоятельности мышления, умения переносить полученные знания в сходные или иные ситуации.
Все это происходит из-за того, что нет взаимной согласованности предмета естествознания.
В данном случае игнорируется закономерность, заключающаяся в том, что «Все это могут дать естественные науки, но лишь при одном условии, если преподаватель, проникшись идеями, всегда будет помнить и отдавать себе отчет в том, для чего он преподает, какие цели в школе он преследует, отражающих тенденции современного научного знания».
В условиях обновления содержания и структуры современного образования проблема развития познавательного интереса учащихся приобретает новое звучание и требует дальнейшего осмысления.
Самостоятельная деятельность, сейчас, в средней и старшей школе носит количественный характер, то есть «немного обо всем». Результатом же обучения выступает необходимость знать «все о немногом», а это уже специализация на новом практическом уровне.
Считаю, что самостоятельная деятельность в современной школе должна идти по нескольким направлениям и на разных уровнях:
- внутрипредметный;
- межпредметный.
Сразу же обозначу особенности отбора содержания при самостоятельной деятельности: практический материал из традиционных, классических предметов и включение в практическую деятельность нового для школы содержательного материала.
Могут быть такие результаты:
1.Рождение абсолютно новых теорий;
2.Рождение новых специальных «модульных уроков» обновляющих содержание внутри одного или ряда предметов;
3.Рождение циклов уроков: теория + практика, объединяющих материал одного ряда предметов с сохранение независимого существования;
4.Разовые «модульные» уроки разного уровня и характера.
В настоящее время используются различные способы самостоятельной деятельности.
Это, прежде всего, объединение нескольких видов самостоятельной деятельности в единую систему. И следует иметь в виду, что различные способы осуществления видов самостоятельной деятельности не могут быть хорошими или плохими.
Суть проблемы в том, чтобы не отвергать один из них, и применять другой, а ввести систему самостоятельных работ с учетом возрастных особенностей учащихся всех уровней образования.
Создание у школьников целостного представления об окружающем мире рассматривается как цель обучения.
Самостоятельная работа как цель должна дать ученику те же знания, которые отражают связанность отдельных частей мира как системы, научить ребенка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны.
Реализация этой цели должна начаться уже с преподавания уроков природоведения.
Самостоятельная деятельность также средство получения новых представлений на стыке традиционных знаний.
В федеральном компоненте государственного стандарта общего образования подчеркивается, что «Учитель может самостоятельно отбирать в каждом разделе наиболее важный материал, не изучать некоторые вопросы и включать дополнительный материал, в зависимости от уровня подготовки класса, не нарушая, при этом логику и изучения курса и ориентируясь на основные требования к знаниям и умением учащихся. Резервное время может использоваться также для более глубокого изучения или повторение программных вопросов для проведения дополнительных лабораторных работ, экскурсий».
Самостоятельная деятельность представляет собой непрерывное взаимодействие субъективного и объективного, внутреннего и внешнего, образного и понятийного разума чувств, рационального и интуитивного, аналитического и синтетического.
В настоящее время в обществе появился интерес к изучению народных традиций, историй своего народа, культуры природы своего края, экологических проблем.
Таким образом, идея самостоятельной направленности обучения вытекает из стремления дать молодому поколению целостное, единое представление о природе, обществе, и своем месте в них.
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что проблемы практической деятельности, повышение познавательной активности учащихся, посредством самостоятельной деятельности занимались исследователи: В.В. Половцов, В.Ф. Натали, Б.Е. Райков, Б.В. Всесвятский, К.А. Тимирязев.
В этих исследованиях были выделены виды, функции, методы знаний естественнонаучных дисциплин. Вопрос: «Как повысить интерес к учебе, знаниям?», возник вместе с историей педагогики. Наиболее широко вопрос исследован в работах: Н.И. Верзилиной, Б.Е. Райковой, Б.Е. Ягодовского, К.В. Всесвятского, П.И. Боровицкого, В.И. Корсунской. Бекетов установил ценное методическое положение о том, что к самостоятельности учащихся, необходимо приучать планомерно, «прежде всего, необходимо научиться наблюдать и сравнивать, никто не будет спорить, что естественная история, представляет самые лучшие данные для наблюдения и сравнения. Наблюдение есть вовсе нелегкая наука, можно долго и, по-видимому, внимательно осматривать предмет и все-таки не видеть его главных существенных качеств. Для того чтобы научиться наблюдать глубоко и всесторонне, необходимо долго упражняться под руководством опытного наблюдателя».
Школа, по-мнению Я.А. Каменского, должна стать мастерской, в которой происходит взаимное обучение, обсуждение, экспериментирование.
На современном этапе структура уроков по естествознанию требует особой четкости и стройности, продуманности и логической взаимосвязи изучаемого материала по предметам биологических дисциплин на всех этапах изучения.
Это может успешно достигаться за счет компактного сконцентрированного использования учебного материала, программы, подключение некоторых современных способов организации и изучения нового материала.
В стандарте особое место отведено деятельному практическому содержанию образования, конкретным способом деятельности, применению приобретенных знаний и умению в реальных жизненных ситуациях.
В ходе исследовательской работы выявлены факторы, способствующие активной мыслительной деятельности в процессе самостоятельной направленности на уроках биологии: приемлемое сочетание теории плюс практика, адекватность действий учителя и ученика (обучающая деятельность учителя и учебно-познавательные действия учащихся). Следует учитывать факторы, влияющие на эффективность преподавания уроков биологии - один из путей развития познавательного интереса учащихся.
Прежде всего, необходимо выяснить, какие уроки более приемлемы для самостоятельной деятельности. В основу таких уроков должны быть положены близость теории плюс практика и их логическая взаимосвязь.
Получая биологическое образование, учащиеся приучаются понимать факты явления природы во взаимных связях, состояние движения, изменение и развитие.
В 1904г. в лесном коммерческом училище под руководством Л.М. Никонова было организовано первое «общество молодых натуралистов».
В 1910г. в Павловске В.Ф. Мольденгауэр создал первую экскурсионную педагогическую биостанцию. Методике этого времени главное внимание обращается на методы, и разрабатываются две формы преподавания, независимые от уроков: «экскурсионная» и практическая.
Познавательный интерес нужно признать одним из самых значимых факторов учебного процесса, влияние которого неоспоримо на интенсивность протекания познавательной деятельности.
Любой учебный предмет и познавательная задача имеет объективные интересные свойства, заключенные в новых фактах, неизвестных явлениях, в связях и закономерностях, заставляющих по-иному рассматривать мир.
Еще одной стороной ценности познавательного интереса является процесс обучения, которой связан с психологической структурой самого феномена.
Познание невозможно без активной мысли, поэтому наиболее значительными для интереса к познанию являются процессы мышления, но такие которые как бы вбирают в себя эмоциональные процессы, переживания не оставляют мест холодной рассудочности. В познавательном интересе мысль ищет выходы, она активна, устремлена на решения познавательных задач.
Именно интерес движет поиском, загадкой. Познавательный интерес сопряжен с потребностью. Выделяются две формы познавательной потребности:
1.Потребность в познании уже готовых знаний (потребность в усвоении впечатлений, систематизации и наконец, в накоплении знаний);
2.Потребность в исследовательской деятельности с целью получения нового знания.
Вторая форма наиболее активная прямонаправленная на получение новых знаний.
Школьники с такой формой потребности стараются сами доходить до правильного ответа, любят «хитрые» вопросы. С первых шагов знакомства с биологической наукой необходимо наполнить познавательную потребность новым содержанием, чтобы сформировать у ребенка, желание понять существенные связи и «отношения» к изучаемому предмету.
Важно, чтобы на это было направлено активность, чтобы учащиеся испытывали удовлетворение от самого процесса анализа вещей, чтобы повышался у них интерес к учебе, знаниям, предмету.
Сущность самостоятельной деятельности заключается в том, что учебный материал отбирается и располагается таким образом, что позволяет строить его синхронно.
Изначально курс естествознания начинается с ознакомления с окружающим миром и включает: знания по ботанике, зоологии, анатомии человека, природоведения, экологии, экономики и быта человека.
Биологическое образование позволяет развивать наблюдательность учащихся, рецепторное восприятие предметов и явлений окружающей среды по заранее намеченному плану и в непосредственной и тесной связи с процессом мышления.
Ценность биологического образования состоит в том, что оно вооружает молодое поколение не только необходимыми умениями и навыками постановки и фиксации не сложных опытов, измерения и расчленения объектов составление гербариев и коллекций.
К.А. Тимирязев говорил: «Люди, научившиеся простым измерениям, наблюдениям и опытам, приобретут способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не проделал».
Уроки биологии построены на «фундаменте» теория плюс практика. На них формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, сообразительность, развиваются конструктивные умения. На каждом уроке учитель должен создать ситуацию успеха для каждого ребенка.
Успех - первоначальное условие становления личности. Это внутренний настрой, комфорт. Видеть огоньки пытливости в глазах детей, их живой неподдельный интерес, желание показать свои умения и навыки – что может быть лучше этого?
Через самостоятельную деятельность на уроках биологии необходимо дарить детям радость познания и творчества.
В основе этой деятельности предполагается адекватность учителя и действие ученика.
Для этой деятельности существует общая структура: цели, мотивы, содержание, средства, результаты, контроль. Однако содержание деятельности учителя и учащихся имеет различие. На целевом этапе учитель ставит ЦЕЛЬ исходя из данного материала по предмету биологии. Ученики под руководством учителя должны осознать «биологическую» сущность, осуществить отбор необходимых знаний из данного предмета направить внимание, мысль не только на усвоение обобщенных знаний, но и на развитие умений переноса знаний из одной области знаний в другую и их синтеза.
На мотивационном этапе учитель стимулирует к мировоззренческим знаниям, к обобщению понятий из предмета естествознания.
На этапе содержательной стороны деятельности учитель вводит новый учебный материал, одновременно привлекая опорные знания по предмету на уровне обоснованных фактов, понятий, комплексных проблем.
На этапе выбора средств учитель определяет наглядные пособия, учебники, таблицы, схемы, вопросы, задания, икт, дидактический материал, постановка экспериментов, способствующие обобщению знаний из данного предмета (учащиеся выполняют действия переноса знаний, синтеза, обобщения при решении задач с помощью построения алгоритма).
Следующий этап результативный. Учитель применяет педагогические умения, осуществляет обучение по данному предмету в целях развития, воспитания, образования.
На этапе мониторинга учитель осуществляет взаимооценку, взаимоконтроль, подготовленности учеников по предмету биологии, оценивает качества усвоения и понимания.
Как показывает исследования число методов и приемов, способствующих самостоятельной деятельности:
- эвристические беседы;
- беседы обещающего плана;
- наглядные методы: натуральные и изобразительные;
- демонстрации: опытов натуральных объектов, изобразительных пособий;
- практические работы;
- лабораторные работы;
- самостоятельные работы;
- изображение через рисунок правил культуры поведения, общения или быта человека.
Вывод: Самостоятельная деятельность на уроке биологии нравится детям, вызывает у них интерес к познанию, дает им много нового, полезного, в них содержится большой эмоциональный заряд. Эти уроки способствуют глубокому проникновению учащихся в мир тайны красок, звуков, помогают формированию живых образных представлений, обогащению словарного запаса учеников, развивают эстетический вкус, умение понимать и ценить красоту и богатство родной природы.
Самостоятельная деятельность на уроках биологии имеет психологическое преимущество:
- преобладает познавательный интерес к предмету;
- снимает напряженность, неуверенность;
- помогает сознательному усвоению подробностей, фактов, деталей, тем самым обеспечивает формирование творческих способностей учащихся, так как позволяет внести не только учебную, но и исследовательскую деятельность.
Кроме того, самостоятельная деятельность является средством интенсификации урока, расширяет ее информативную емкость, повышает творческий потенциал учащихся. Самостоятельная деятельность способствует не только интенсификации, систематизации, оптимизации учебно-познавательной деятельности, но и видеть и вдумываться в то, что видишь. Поскольку самостоятельная деятельность – это не самоцель, а определенная система в деятельности учителя, то должен быть и вполне конкретный результат практического обучения. В чем его вижу?
- в повышении уровня знаний уровня по предмету, которые проявляются в глубине усваиваемых понятий, закономерности за счет их многогранной интерпретации с использованием дополнительных сведений по предмету;
- в изменении уровня интеллектуальной деятельности, обеспечиваемого рассмотрением учебного материала с позицией ведущей идеи;
- в эмоциональном развитии учащихся, основанном на привлечении музыки, живописи, лепки, графики, сатиры, литературы и т.д.;
- в росте познавательного интереса школьников, проявляемого в желании активной и самостоятельной работы на уроке;
- во включении учащихся в творческую деятельность, результатом которого могут быть их собственные стихотворения, рисунки, плакаты, панно, поделки, мини-сочинения и т.д., являющиеся отражением личностного отношения к тем или иным явлениям и процессам.
Глава 2. Эмпирические исследования педагогического опыта работы учителя
Девизом всей моей педагогической работы с учащимися общеобразовательной школы являются слова К.Д. Ушинского: «Если воспитатель, учитель остается глух и нем к законным требованиям времени, то сам лишит свою школу жизненной силы».
Работая по данной теме «Самостоятельная деятельность – путь развития познавательных интересов учащихся», стараюсь воспитывать у них желание учиться. С целью практического обоснования выводов, полученных в ходе теоретического изучения проблемы «Самостоятельная деятельность – путь развития познавательных интересов учащихся» было проведено исследование.
В эксперименте приняли участие учащиеся 6 – 11 классов общеобразовательной школы. Более десяти лет я работаю над изучением вопроса: «Повышение познавательных интересов у учащихся на уроках естествознания, разработкой и проведением практических уроков, дополнительных занятий. Вижу огромную методическую ценность преподавания предметов биологии через самостоятельную деятельность.
Работа требует дополнительной подготовки и эрудиции. Для учителя, по – моему убеждению, такие уроки не цель, а средство формирования его собственной творческой личности, приобщение его к новому типу мышления, простор для реализации новых технологий. В поисках новых форм и метолов преподавания я ознакомилась с системой развивающего обучения, главной целью которого является раскрытие творческих способностей детей в обстановке доброжелательности и взаимопонимания.
В учебный процесс ввожу уроки в виде ролевых ситуативных, и имитационных организационно-деятельных игр. Проблема связи теории с практикой решается в учебно-воспитательном процессе, прежде всего, организация труда учащихся на научных основах «…труд «вообще»» не является воспитательным средством. Воспитательным средством может быть такой труд, который организован определенным образом, с определенной целью «труд как часть воспитательного процесса».
В обучении биологии умственный и физический труд сочетается – это способствует возникновению внутренней мотивации школьника, снимает интеллектуальные страхи.
Например:
1.Урок – путешествие;
2.Урок – знаний;
3.Урок – экскурсия;
4.Урок – конференция;
5.Урок – мини-сочинение;
6.Урок – практикум;
7.Урок – групповой работы;
8.Урок – зачет;
9.Урок – лекция;
10.Урок – исследование.
Педагогическая наука давно установила «обучать надо не всех, а каждого», но говорить об этом возможно только в том случае, когда при обучении акцент делается на развивающую функцию. Для формирования и развития знаний интеллектуальных умений учащихся необходимо организовывать их работу по самостоятельному добыванию знаний в процессе творческого поиска с любым источником информации:
- учебной;
- научно-популярной литературой;
- наглядными пособиями;
- натуральными объектами или тестами, составленными учителем.
Возникают проблемы: как организовать работу каждого ученика на протяжении всего урока, как сделать эту работу интересной, насыщенной, полезной, как проконтролировать уровень его знаний, умений, навыков, как обеспечить коррекцию знаний.
Наблюдение за детьми на уроках и во внеурочное время показало, что дети охотнее занимаются решением проблемы в группах, так как создаются возможности для диалога и полилога всех участников, а это развивает умение не только говорить, но и быть понятым, доказательно отстаивать свою позицию, достигать новых общих результатов, контролировать свое участие в работе группы. Интуитивно я стала понимать, что перечисленные проблемы могут быть решены в процессе организации учебной деятельности, основанной на индивидуальном подходе к обучению в условиях сотрудничества.
Организовать системную работу в группах мне помогло изучение работы Д. Хассарда «Обучение в малых группах сотрудничества».
Основные условия работы в группах: осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимная зависимость. При этом создается хороший доверительный климат в классе не только между самими учащимися, но и между учеником и учителем. Школьники не испытывают внутреннего напряжения, скованности, дискомфорта. Исчезает боязнь вызова к доске, неудачного ответа. Общение в группах позволяет управлять каждым его действием при решении конкретных задач и вовремя вносить необходимую коррекцию в ход урока, создает условия для самореализации возможностей ребенка, а также позволяет адаптировать содержание учебного материала, приемы и темп учебной деятельности ученика к его психологическим особенностям.
Постепенно каждая группа приобретает свое лицо, ребята чувствуют ответственность за совместно выполненную работу. Ученик в этом случае выступает не как объект, а как субъект учебного процесса.
Как учитель биологии, я должна помочь детям осознать непреходящую ценность природы, понять уникальность, неповторимость, незаменимость, красоту биологического вида, научить понимать, что в природе все взаимосвязано, т.е. развивать у учащихся биоэкологическое мышление.
Изучая живое, необходимо научить детей ощущать, чувствовать, входить в образ, слушать, и слышать, т.е. необходимо включать все органы чувств в процесс обучения.
Для повышения познавательной активности осуществляю тесную связь обучения с работой учащихся в весеннее - летнее время. Ребята глубже усваивают знания, осуществляя практическую работу, могу судить по сочинениям «Ботаника – это самый предмет моего папы в детстве, но он и сейчас не забывать его, мы с ним каждый год сажаем в огороде огурцы, помидоры, клубнику, горох и др. культуры. Во всем в этом нам помогают уроки биологии и передача усадьба. На уроке биологии я узнаю много интересного и рассказываю папе. Свою будущую профессию я связываю с этим предметом».
Важное значение для повышения интереса к науке имеют экскурсии на производство и в природу. Необходимо добиваться самостоятельности через практическое значение биологических знаний как научных основ, сельскохозяйственного производства, лесной, рыбной промышленности, биотехнологии, природоохранительной деятельности, научных основ современного производства, в которых используются биологические системы. Привитие интереса к науке способствует проведению лабораторных и практических работ на уроке биологии. Перед лабораторной работой проводится инструктаж с учащимися, на столы выдаются инструктивная карточка, где дан план, который они должны выполнить и натуральные объекты.
При изучении новых терминов в новой теме применяю комментируемое обучение, используя опорные сигналы, которые развивают самостоятельность мышления учащихся. Широко использую на уроках сообщения, перед ним ставлю цель, учу на уроках работать с учебником, разбирать схему, составлять развернутый план, кроссворды, ребусы, учу наблюдать, делать выводы. В старших классах провожу семинарские занятия, лекции, такая форма позволяет учащимся проявить свои способности. В целях повторения можно творческие сочинения под девизом: «Чем я могу дополнить материалы в учебнике?».
Особенно детям нравятся постановка опытов, наблюдение, лабораторные и практические работы с готовыми микропрепаратами, создание компьютерной презентации, приобретение и совершенствование простейших медицинских навыков. У каждого ученика есть тетрадь для практических и лабораторных работ, рабочая тетрадь, где описывается данное исследование по предлагаемой работе, они с радостью делятся друг с другом информацией, обмениваются результатами исследования. На уроках ученики пытаются раскрыть тайны биологических объектов, интересны бывают их рассуждения при анализе того или иного эксперимента, их эмоциональность и самостоятельность в высказываниях говорят о том, что они действительно провели практическую работу. В речи дети используют выражения «я удивлен», «меня поразило», «а вы знаете», « я увидел», «но я надеюсь» и др., а также высказывания, предположения по данному эксперименту, опыту, практической деятельности через другие методы работы. Наглядные пособия это не только средства показателя живых растений и животных, в нем заложены богатые возможности для развития познавательных интересов, кругозора учащихся. Детям нравится работать самостоятельно, не боятся допустить ошибку в ответе, так как понимают, что находятся в окружении людей, всегда готовых помочь. Самостоятельная деятельность дает возможность рассматривать процессы общения, познания и учения как деятельности. В процессе творческой деятельности важно помочь ученикам поверить в себя, осознать, что процесс познания доставляет удовольствие, прежде всего, самому себе. Не все рождаются творческими личностями. Однако при создании определенных условий, к числу которых можно отнести развитие самостоятельности, предоставление развития для творчества, самовыражения и самореализации детей, развитие навыков общения, обмена мнениями: последует движение вперед по пути познания и творчества
Показатели роста уровня учащихся при выполнении практической работы
№ п/п | ФИО ученика | 7класс | 8класс | 9класс | |
Урок Семейство розоцветные; практич. работа (оценка) | Урок Полушария большого мозга практич. работа (оценка) | Урок Биосфера и человек. Антропогенные факторы практич. работа (оценка) | |||
1 | Копытова Катя | 5отл | 4 хор | 5отл | |
2 | Зайцева Алина | 5отл | 4 хор | 5отл | |
3 | Митрович Таня | 4 хор | 4 хор | 5отл | |
4 | Пак Юля | 5отл | 4 хор | 5отл | |
5 | Тарасова Влада | 5отл | 4 хор | 4 хор | |
6 | Хен Вика | 5отл | 4 хор | 5отл | |
7 | Трикиша Таня | 3удовл | 3удовл | 4 хор | |
8 | Арьянова Таня | 3удовл | 4 хор | 4 хор |
Вывод: в процессе преподавания биологии очень важно применять методы «каждый на своем месте», которые учат мыслительной деятельности учащихся, нет скучающих, равнодушных детей. Они всегда находятся в поиске, каждый раз открывая для себя что-то новое.
При составлении урока биологии, применяя одну из форм практической работы через самостоятельную деятельность, обдумывают тему, цели и задачи урока. Например: урок новых знаний «Тип моллюски» (приложение 1).
Значит, в варианте самостоятельной деятельности тема данного урока будет шире и весомее, а именно, как работа человека через искусственный отбор. Для решения продовольственной программы экологически чистой продукции, получение практических навыков в хозяйственной деятельности человека. Учащиеся будут вовлечены в различные виды деятельности, чтобы в их сознании и представлении возникла роль человека «как творца», особенность такого урока в том, что тут объединяются блоки знаний, подчиненных одной теме, поэтому очень важно четко определить главную цель данного урока. Урок будет способствовать целостности обучения, формированию знаний на качественном уровне. Учитывая специфику уроков естествознания новая информация, получаемая на уроках биологии должна быть занимательной, безусловно вызывающей активность людей.
Например: урок практической работы через самостоятельную деятельность (приложение 2).
Максимально активизирую все их творческие навыки, для познания натурального объекта через самостоятельную деятельность. Делаю это для того, чтобы не только поняли, но и смогли сами разобраться в этом.
Например: уроки-экскурсии (приложение 3).
Помогают учащимся выполнять различные творческие задания проявлять наблюдательность, логически мыслить. Это наброски, рисунки, плакаты, мини-сочинения, стихотворения собственного сочинения.
Экскурсия в процессе преподавания биологии вводится как:
- иллюстрированный материал, который имеет конкретную связь с темой;
- с целью раскрытия обще-эстетических категорий языком искусства усиления значимости отдельных явлений;
- создает эмоционально-образное настроение на соответствующий тон восприятия.
Немало важную роль играют наблюдения в природе, явления живой и неживой природы, народные приметы и их значения для деятельности человека (приложение 4).
С целью развития умения детей пользоваться дополнительной литературой и выступать перед одноклассниками. В уроки включаю фрагменты, которые ведут сами дети, также предусматриваю групповые, парные и индивидуальные варианты работы, что в совокупности с разнообразием форм проверки знаний, позволяет усилить контроль за усвоением знаний, решить проблему утомляемости учащихся на уроке. Система приемов при групповом обучении через сотрудничество, которые я использую: думаем руками, разговор телом, ощущая - познаем, охота за приключениями, моделирование и другое – создает атмосферу заинтересованности, дает возможность каждому ученику проявить инициативу самостоятельность, избирательность к способам работы.
Например: урок – путешествие, тема «клетка» (приложение 5).
При проведении таких уроков учителю следует помнить, что уроки биологии имеют свое (эстетическое поле) и вхождение в него должно наполнять душу ребенка ощущением радости и наслаждения. Только позитивные эмоции побуждают ее к обучению к новой познавательной деятельности.
Художественная литература на уроках биологии используется как:
-вступительная беседа для создания соответствующего эмоционального настроения;
- раскрытие содержания данного теста;
-использование отрывков из текстов закрепления или конкретизации биологических образов данного текста.
Как видно, художественная литература имеет широкие возможности и дает простор методическому творчеству учителя.
Наполнение нетрадиционными методами, разнообразные формы работ, обогащают мировосприятие детей и привлекают к выполнению конкретного учебного задания.
Мастерство определенных объектов, как и отрывки художественной литературы способны раскрыть сложный мир человеческих чувств, переживаний, характеров, передать тончайшие оттенки настроения человека, усиливают эмоциональное влияние, обогащают жизненные и художественные ассоциации, стимулируют познавательный интерес учащихся. При изучении темы «внешний вид и образ жизни лягушки» я читаю сказку Гаршина «Лягушка-путешественница», где в занимательной форме описано все, что должны знать ребята по новой теме. В процессе изучения охраны природы говорю о произведении Б. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей».
Предлагаемые данные уроки с самостоятельной деятельностью позволяют поддерживать в детях интерес к учебе, желание учиться, развивать познавательную активность.
Приходиться просматривать программный материал в начале каждого учебного года, для того, чтобы спланировать целую систему уроков. Структура уроков биологии с самостоятельной направленностью требует особой четкости и стройности, продуманности и логической взаимосвязи изучаемого материала на всех этапах изучении. Систематическое использование таких уроков создает возможности широкого применения дидактического материала и средств наглядности.
Об успехе работы учителя нельзя судить только по ответам их на уроках. Глубоко и вдумчиво учитель всматривается во все поведение ученика и его поступки, старается подметить, как складывается мировоззрение ученика насколько оно выявляется в его отношении к окружающей действительности. Одним из показателей могут служить выступления. Особенно участие в свободных дискуссиях, через внеклассную работу.
Например:
Исследовательская работа «Мед и его свойство» (приложение 6).
Знания учащихся будут осознанными и прочными только при их активном самостоятельном мышлении.
Главное во всей этой работе: получение хороших результатов при возможно меньшей затрате сил и времени, чтобы урок способствовал умственному росту, развитии учащихся их воспитанию, привития детям интереса к учению и содействовал формированию у них готовности работать творчески.
Практические уроки через самостоятельную деятельность дают более глубокое изучение материала (предмет-явление-действие) с разных сторон, дает возможность лучше понять урок и запомнить то, что он изучает, то есть дает точные знания.
Успеваемость учащихся 2011-2014 учебный год (приложение 7).
Использование самостоятельного обучения через развитие познавательного интереса формирует личную успешность в усвоении программного материала по предмету биологии.
Из данных показателей видно, что вариативность использования образовательных технологий дает положительную возможность и динамику, прогнозировать положительные изменения в развитии познавательного интереса учащихся.
Программа эксперимента по проблеме «Самостоятельная деятельность – путь развития познавательных интересов учащихся» с учащимися 5-11 класса имела свои особенности . С учетом возрастных особенностей, они вступили в эксперимент, с 7 класса среднего звена в старшее звено. Таким образом, у учителя большой арсенал возможностей, развивающих мышление учащихся:
- логика построения урока, индуктивная или дедуктивная, с постановкой проблемы, ее решением и выводами;
- постановка вопросов, требующих сопоставлений, размышлений, связи новых знаний со старыми, доказательств, умозаключений;
- задания при проведении практических работ, опытов и наблюдений, требующих решение задач;
- анализ признаков морфологических, физиологических, экологических и др., сравнение, установление сходства и различия;
- синтез, выводы, обобщения, умозаключения, суждения.
Исследовательская работа включала в себя проведение уроков теоретической и самостоятельной деятельности, сравнение результатов уроков по традиционной схеме, где педагог ведущий партнер в целостном педагогическом процессе, происходит слияние деятельности учителя и ученика: учитель-ученик, субъект - субъективные отношения, ученик активен, развивается, формируется и возникает интерес к учебе.
В данном эксперименте педагогическая взаимодействие прямое и косвенное: активность педагога уступает активности учащихся. Создаю условия для их инициативы: моя функция помощник в работе - источник информации; учитель - ученик, субъект - субъективные отношения, развивается и формируется интерес к учебе.
Вывод: На уроках самостоятельной деятельности учащиеся более заинтересованы, внимательны, сосредоточенны, повышается интерес к предмету биологии. Выводы и обобщение по результатам эмпирических исследований.
В результате исследований были получены следующие выводы:
– после проведения эксперимента повысился уровень познавательного интереса;
– произошли изменения в отношениях учащихся к предмету биологии;
– практические уроки повысили эмоциональный настрой в классе, возможности для проявления индивидуальных творческих способностей учащихся;
– учащиеся стали более общительны, раскованы в суждениях, у них появилось стремление учиться, радуются познанию нового, не боятся преодолеть трудности;
– формируется активизация учебно–познавательной деятельности учащихся.
Иными словами, идея ввести в обучение разнообразные формы преподавания направила учебно-познавательную деятельность учащихся на результат, который достигнут благодаря решению теоретически и практически значимой проблемы.
Как участник исследования и как учитель, я стараюсь все делать так, чтобы учащимся было интересно на уроке, чтобы они с удовольствием ходили в школу каждый день. Своей работой я стараюсь направить деятельность моих учеников в нужную и полезное для них русло. Конечным результатом пройденного при переходе из среднего звена в старшее, должны являться знания и умения учащихся для последующего обучения, умение искать, взвешивать и действовать самостоятельно, выбирать и нести ответственность за свой выбор, умение хорошо учиться, применять на практике в жизни полученные умения и навыки, развивать дальнейший интерес к образованию.
Заключение
Творческая работа «Самостоятельная деятельность – путь развития познавательных интересов учащихся» посвящена изучению путей развития познавательных интересов практической деятельности школьников 5-11классов.
Достигнуто путем теоретического обоснования и практического подтверждения, через организационно - педагогические условия, формирования самостоятельной деятельности, влияющие на развитие познавательного интереса учащихся 5-11 классов.
Подводя итоги проведенного исследования, проблемы преподавания биологии, через самостоятельную деятельность содержания образования в среднем и старшем звене, одной из форм реализации которой является проведение уроков, теория плюс практика, можно сделать вывод о том, что данная проблема довольно актуальна и разносторонняя, изучение которой на практике дает возможность подойти по-новому построению учебного процесса, к конструированию содержания обучения.
Данная работа носит теоретический характер. Обобщая опыт зарубежной и отечественной школы она дает полный анализ проблемы предмета биологии и формы преподавания в общем и практической направленности как форме ее проявления.
Знания теоретических основ поможет на практике творчески подойти к реализации данной темы.
Цель достигнута, задачи решены, гипотеза: в процессе обучения в учащихся 5-11классов были изучены возможности применения, разнообразных форм преподавания биологии. Наиболее успешным аспектом является форма теория плюс практика, и их использование стало более эффективным, так как они обеспечивают формирование целостного представления школьников об изучаемом предмете, делают знания более глубокими и действенными.
На основе проведенного исследования можно сформировать следующие выводы и рекомендации. Данная работа непосредственно на практике показала:
- реальные возможности для проведения уроков биологии через разнообразные формы преподавания в общеобразовательной школе, подтверждая этим теоретические положения о функции учебного предмета биологии;
- об укреплении и концентрации учебного материала;
- об устранении дублирования в его изучении;
- о наличии достаточного учебного материала.
Использование формы преподавания в обучении учащихся дает хорошие результаты, прежде всего, это развитие познавательного интереса учащихся на уроках биологии.
Повышается:
- уровень развития интереса к процессу обучения;
- характер отношения детей к урокам биологии;
-индивидуальные проявления мыслительные активности учащихся;
-уровень развития познавательных интересов, умений и интеллектуальных навыков;
-эмоционально-нравственная удовлетворенность процессом познания;
-проявление волевых усилий в познавательных действиях.
Предложенный подход к проблеме форм преподавания биологии в обучении требует, естественно, детализации. В большей степени он определяет стратегию, чем тактику школьного обучения.
Несмотря на свой педагогический стаж, с каждым классом убеждаюсь, что повторение невозможно. Каждый класс и каждый ученик неповторимы, неповторимо и то, что мы делаем как учителя. Считаю, что я на верном пути, работая по проблеме «Самостоятельная деятельность – путь развития познавательных интересов учащихся».
«Постоянное творчество, неустанная работа мысли, огромная душевная щедрость, любовь к детям, безграничная верность долгу» - вот мой девиз в работе.
Список используемой литературы
1.Андреева Н.Д. Методика преподавания естествознания в вузе– 100лет. - // Биология в школе. - № 3. - 2007.
2.Ассадулина Р.М. Подготовка учителей на уровень современных требований. - //Биология в школе. - № 4. - 2007.
3.Астанина С.Ю. Межпредметные связи на обобщающем уроке. - //Биология в школе. - № 6. - 1999.
4.Бурцева О.Ю. Модульная программа, раздел «животные». - //Биология в школе. - № 1. - 2001.
5. Бурцева О.Ю. Модульное обучение. Вопросы и ответы. - //Биология в школе. - № 4. - 2001.
6.Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. – Москва: Просвещение, 2009.
7. Горбунова Ю.В., Штейнберг В.Э., Зарипова Т.Ю., Тимофеева О.В. Использование многомерных дидактических инструментов при изучении биологии. - //Биология в школе. - № 4. - 2010.
8.Гусев М.В., Шефнер Г. Биологическое образование XXIвека. - //Биология в школе. - № 1. - 2001.
9.Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - Москва: Просвещение, 1996.
10.Коростылева Т.В. Типология предметной деятельности. - //Биология в школе. - № 2. - 2005.
11. Кривобокова С.С. Из истории биологии. Памятные даты. - //Биология в школе. - № 1. - 2008.
12.Модылевская Г.И. Нестандартные формы уроков внеклассного чтения. - //Начальная школа. - № 5. - 1997.
13.Муртазина – Тимирбатаева Д.М. Из династии педагогов. - //Биология в школе. - № 4. - 2007.
14.Нахаева В.И., Савицкая О.Н. Использование идеограммы при формировании биологических понятий. - //Биология в школе. - № 1. - 2009.
15.Неменский П.М. Изобразительное искусство и художественный труд. – Москва: Просвещение, 1991.
16.Педагогические раздумья «Обучать надо не всех, а каждого». - // Научно-теоретический журнал. - № 3. - 2001.
17.Петунин О.В. Формы и методы работы в профильных классах. -// Научно-теоретический и методический журнал. - №3. - 2005.
18.Пономарев Я.А. Психология творческого мышления. – Москва, 2001.
19. Реброва Л.В. Книга для тех, кто интересуется биологией. - // Научно-практический журнал. - № 5. - 2006.
20. Реутова Е.Б., Рязанова В.Н. Метод проектов при создании опорных конспектов. - // Биология школы. - № 2. - 2005.
21.Сатбалдина С.Т. Формирование исследовательского мышления у учащихся. - // Биология в школе. - № 5. - 2010.
22. Сухорукова Л.Н. «Общая биология» в свете культурно-исторического подхода.
23.Утешинский Д.Д. Дифференциация биологического образования в школах России. - // Научно-теоретический журнал. - № 3. - 1993.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа на базе школьного музея, урок-конференция с использованием экспозиции музея как вид нетрадиционного урока
Данное проектное задание явялется посвящено проблемам приобщения учащихся к научно-исследовательской деятельности. На примере проведения научно-практической конференции среди у...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ И УЧИТЕЛЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
При профильном обучении биологии большое значение приобретают практикумы как наиболее эффективная форма экспериментальной деятельности. Традиционно практикум определяется ка...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ И УЧИТЕЛЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
При профильном обучении биологии большое значение приобретают практикумы как наиболее эффективная форма экспериментальной деятельности. Традиционно практикум определяется ка...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ И УЧИТЕЛЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
При профильном обучении биологии большое значение приобретают практикумы как наиболее эффективная форма экспериментальной деятельности. Традиционно практикум определяется ка...
Сообщение «Проектирование (проектная деятельность, проектное обучение) как условие развития исследовательской компетенции учителя и учащихся на уроке биологии»
Введение в педагогическую практику элементов исследовательской деятельности позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать ребенку учиться, направлять его познавательную деятельност...
Работа по теме самообразования: Формирование ключевых компетенций учащихся через организацию самостоятельной работы на уроках биологии.
Работа над темой самообразования:Формирование ключевых компетенций учащихся через организацию самостоятельной работы на уроках биологии....
Обобщение педагогического опыта Туаевой Б.С. –учителя биологии МБОУ СОШ с.Хумалаг на тему: Самостоятельная работа на уроке биологии как средство повышения качества обучения предмету.
Обобщение педагогического опыта Туаевой Б.С. –учителя биологии МКОУ СОШ с.Хумалаг на тему: "Самостоятельная работа на уроке биологии как средство повышения качества обучени...