Исследовательская работа «Роль диагностики в работе педагога –психолога»
учебно-методический материал по психологии на тему
Профилактика и просвещение является основой деятельности любого педагога-психолога. Она осуществляется в основном, как предупреждение возможных осложнений в адаптации, выявление таких особенностей у детей, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в его интеллектуальном и эмоциональном развитии, в поведении или в межличностных отношениях.
Диагностическая работа проводится с целью предъявления информации об индивидаульно-психических особенностях детей. Такая информация очень полезна тем, кто с ними работает, - учителям, родителям, другим специалистам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sakulina_n.i._issledovatelskaya_rabota.docx | 48.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Сакулина Н.И.,
педагог-психолог МОУ
«ЧСОШ им. А.Г. Чикачева»
Исследовательская работа «Роль диагностики в работе педагога –психолога»
Профилактика и просвещение является основой деятельности любого педагога-психолога. Она осуществляется в основном, как предупреждение возможных осложнений в адаптации, выявление таких особенностей у детей, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в его интеллектуальном и эмоциональном развитии, в поведении или в межличностных отношениях.
Организационная и методическая работа осуществляется непосредственно в течение года – это планирование работы на следующий учебный год, составление планов различных мероприятий, составление программ, подбор материалов для проведения консультаций и проведения диагностической работы, подбор материалов для проведения коррекционно-развивающей и консультативной работы. Также особое место уделяется изучению методической и специальной литературе в целях самообразования.
Для повышения профессионального уровня прошла обучение в РЦ ПМСС по теме: «Работа с чувствами и переживаниями в индивидуальном консультировании. Краткосрочные методы»
В школе имеются рабочий кабинет психолога, где проводятся диагностика, развивающие занятия с учащимися, консультирование родителей, детей, педагогов.
Программно-методическое обеспечение деятельности службы содержит:
Нормативно-правовую документацию
Рабочие журналы
Папки с результатами диагностических обследований
Программы и конспекты коррекционно-развивающих занятий.
Папки с рекомендациями для родителей и педагогов
Диагностические комплекты и подборки диагностик по разным направлениям.
Таким образом, педагогом-психологом проводится работа по всем направлениям деятельности:
Изучается личность ребенка, с целью накопления всесторонней информации о различных сторонах его жизни и обучения на этом основании проводится профилактическая и коррекционно-развивающая работа с учащимися, ведется консультативная и профилактическая работа с родителями и педагогами.
Создаются благоприятные социальные, психологические, педагогические условия для успешного воспитания, обучения и развития школьников.
Вместе с тем, можно выделить проблемы, с которыми столкнулась в своей работе:
1. Низкая заинтересованность родителей воспитанием детей и их низкий образовательный уровень.
2. Недостаточно сформированная мотивация к обучению, общественному признанию, возможности расширения своего кругозора и образования.
3. Наличие индивидуальных проблем и эмоционального дискомфорта у некоторых учащихся в среднем и старшем звене: нарушение дисциплины в классах, недостаточное уважение друг к другу, оскорбления.
Учитывая это, нужно отметить некоторые пункты, которые помогут составить план на следующий учебный год.
Планирование на 2014-2015 учебный год осуществлять с учетом полученных диагностических данных:
- Осуществлять совместно с педагогами более тщательный анализ школьной среды с точки зрения тех возможностей, которые она представляет для обучения и развития школьника, и тех требований, которые она предъявляет к его психологическим возможностям и уровню развития.
- Классным руководителям необходимо на родительских собраниях, через индивидуальную работу разъяснять родителям о необходимости повышения познавательного интереса учащихся и приемах и способах тренировки умственных способностей. А при планировании воспитательной работы учитывать и развитие познавательных способностей (беседы об окружающем, интеллектуальные конкурсы).
- Разработать и написать программу для подростков – учеников старших классов – «тренинг личностного роста», включающий в себя просветительские занятия различной тематики, а также коррекционно-развивающие занятия с учетом результатов, полученных при диагностике.
- Подготовить специальные методические материалы (личные методички по аутотренингу, использованию музыки, советы сдающим экзамены, их родителям, учителям. Обновить классные стенды, папки по вопросам подготовки и сдачи ЕГЭ и ГИА).
Диагностическая работа проводится с целью предъявления информации об индивидаульно-психических особенностях детей. Такая информация очень полезна тем, кто с ними работает, - учителям, родителям, другим специалистам. В течение 2013-2014 учебного года применялись методики, с помощью которых можно оценивать психологическое развитие детей во время обучения. Проведение комплексной систематической психодиагностики позволяет оценивать эффективность учебно-воспитательной работы школы с точки зрения того, в какой мере она способствует продвижению детей вперед в своем психологическом развитии.
Диагностическая работа проводилась по плану работы психолога, запросам администрации, классных руководителей, родителей.
Таблица 1. Психодиагностическая работа с 5-11 классы.
№ | Категория | Количество мероприятий | Охват (всего человек) | |
Количество диагностических исследований | 5-8 классы | 10 | 436 | |
9-11 классы | 9 | 381 | ||
Родителей | 2 | 70 | ||
Педагогов | 2 | 37 | ||
Общее кол-во обследований по числу учащихся | 817 | |||
Общее количество принявших в исследованиях классов | 16 | |||
Общее число продиагностированных родителей | 70 | |||
Общее число продиагностированных педагогов | 37 |
Проведено 19 групповых и подгрупповых диагностик по исследованию:
- уровня адаптации учащихся 5-х классов;
- межличностных отношений в классных коллективах;
- склонности к суицидальному риску учащихся 5-11 классов;
- профессиональных интересов и склонностей 9 классов;
- сформированности профессионального плана в 10 классах;
-выявления фактов жестокого обращения;
-психологической подготовки к ЕГЭ;
Проведено 30 индивидуальных диагностик по запросам родителей, классных руководителей, социального педагога, учащихся по различным проблемам: эмоциональным, личностным, выявлению актуального уровня развития.
С результатами и рекомендациями знакомила администрацию школы, классных руководителей и педагогов. Обсуждались методы индивидуальной работы с некоторыми учащимися по дальнейшей работе.
После проведения групповых исследований проводились индивидуальные и подгрупповые консультации по сформированности познавательных процессов и способах их развития и сформированности профессиональных планов и интересов по желанию учащихся.
Нужно отметить диагностическую работу в 5 классах. Переход в среднее звено часто является стрессом для детей, в результате чего у них в 5 классе снижаются успеваемость, память, внимание, школьная мотивация, повышается утомляемость. В 5 классах изучаются уровни школьной тревожности, мотивации к обучению. Полученные результаты в начале и конце пятого класса, сравниваются, и на их основании осуществляется анализ, делаются выводы относительно произошедших изменений, даются рекомендации и учителям, и родителям.
Провелись 2 методики: методика «Мой класс», методика «Школьная тревожность Филлипса».
По результатам первичной диагностики получились следующие результаты:
В тестировании приняли участие 28 обучающихся 5 классов.
После проведения методики «Диагностика уровня школьной тревожности » получились следующие результаты:
Таблица 2.
Тревожность | 5а (11учащихся) | 5б (17 учащихся) | |||
Низкая | 27.2%, | 76.4%, | |||
Средняя | 63.6%, | 23.6%, | |||
Высокая | 9.2% | - |
Тест школьной тревожности Филлипса дает представление как об общей тревожности - эмоциональном состоянии ребенка, связанном с различными формами его включения в жизнь школы, так и о частных видах проявления школьной тревожности. В результате данного исследования установлено, что пятиклассники на начало учебного года испытывают в (5а), низкая тревожность составляет 27.2%, средняя 63.6%, высокая 9.2%; в (5б) низкая 76.4%, средняя23.6%, высокая 0%.Повышенную тревожность по шкалам «страх самовыражения» 2 учащихся из 5а класса, низкая сопротивляемость стрессу в 5а 1 учащаяся, в 5б 1 учащаяся. С результатами данной методики ознакомила классных руководителей, даны рекомендации по дальнейшей работе с ними, а также школьному психологу продолжить дальнейшую работы с выявленными детьми, испытывающими трудности при переходе в среднее звено.
Результаты по методике «Мой класс»:
Данная методика предназначена для изучения положения ребенка в коллективе. На рисунке обозначены позиции, указывающие на выраженность познавательных интересов: решение задачи у доски, совместное чтение книги, вопросы, задаваемые учителю. В данном случае идентификация в отношении этой позиции будет свидетельствовать об адекватности социально-психологического и учебного статуса школьника.
1.С кем из участников ситуации отождествляет себя испытуемый?
2.Какое место в классе он отводит идентифицируемому с собой персонажу (рядом с учителем, вне классной комнаты, вместе с ребятами, один)?
3.Каково содержание занятий, эмоционально значимых для школьника?
В 5а классе 18 % учащихся имеют позицию «один, вдали от учителя» - эмоционально неблагополучная позиция ребенка, указывающая на трудности адаптации к пребыванию в классном коллективе, 55% имеют позицию «отождествление себя с детьми, стоящими в паре, вместе играющими, - доказательство благополучной социально-психологической позиции ребенка», 18 % имеют игровую позицию, которая не соответствует учебной позиции,9 % имеют позицию «место рядом с учителем: учитель в данном случае является значимым лицом для испытуемого, а испытуемый отождествляет себя с учеником, принимаемым учителем».
В 5 б классе 35.2% учащихся имеют позицию «один, вдали от учителя» , 41.1% учащихся имеют позицию «отождествление себя с детьми, стоящими в паре, вместе играющими, учащиеся с позицией «место рядом с учителем отсутствуют, 23.7% имеют игровую позицию, которая не соответствует учебной позиции. С учащимися по следующим позициям: «один, вдали от учителя» - и «игровая позиция» планируется дальнейшая работа.
Так по результатам вторичной диагностики процесса адаптации пятиклассников можно сделать вывод о том, что учащиеся привыкли к новым условиям обучения, новым учителям, повысился процент учащихся с нормальным уровнем тревожности, а также снизились показатели по высокому и повышенному уровням, что свидетельствует об улучшении процесса адаптации
Большое внимание уделялось психологическому сопровождению предпрофильной подготовки учащихся.
В старшем звене работа была направлена на сопровождение предпрофильной подготовки 9 –х классов. Данные методики проводятся для помощи в формировании дальнейших профессиональных планов.
В 9 классах были проведены профориентационные методики «Профиль» и «ДДО».
В тестировании приняли участие 31 обучающийся 9 классов.
После проведенных методик получились следующие результаты:
Таблица 3.
Класс/методика | 9 «а»(14) | 9 «б»(17) |
ДДО | ||
Человек-природа | 6 (43%) | 1 (5.9 %) |
Человек-техника | 2 (14%) | 8 (47%) |
Человек-худ. образ | 2 (14%) | 4 (23.5%) |
Человек-человек | 2 (14%) | 2(11.8 %) |
Человек-знак | 2 (14%) | 2 (11.8%) |
Профиль | ||
Соц-но-экономчиский | 3(21%) | 2(11.8%) |
Естественно-научный | 2(14%) | 4(23.6) |
Информ-технический | 1(7%) | 2(11.8%) |
Индустриально-технологический | 1(7%) | - |
Худ-но-эстетический | 4(29%) | 2(11.8%) |
Гуманитарный | 1(7%) | |
Оборонно-спортивный | 1(7%) | 7(41) |
Физико-математический | 1(7%) |
Наиболее выбираемые типы профессий это - человек-природа, человек-техника. Учащиеся в дальнейшем предпочитают профессии связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством, а также технического профиля. По методике «Профиль»- оборонно – спортивный, социально-экономический, естественнонаучный.
В 10 классах была проведена методика «Опросник профессиональных склонностей».
В тестировании приняли участие 29 обучающихся 10 классов.
После проведенных методик получились следующие результаты:
Таблица 4.
Класс/методика | 10 «а» (13) | 10 «б»(16) |
Работа с людьми | 6 (46%) | 4 (25%) |
Практическая деятельность | 2 (15.3%) | - |
Эстетические виды | 4 (31%) | 2(12.5%) |
Экстремальные виды | 1 (7.7%) | 5(31.3%) |
Исследовательские | - | 2(12.5%) |
Планово-экономические | - | 3(18.7%) |
Наиболее выбираемые виды профессий это – работа с людьми, эстетический уклон и экстремальные виды.
Для успешного осуществления профильного обучения, по мнению учащихся, необходимо: на всех предметах больше внимания уделять вопросам выбора будущей профессии. Исходя из полученной информации, в результате тестирования можно сделать вывод, что учащиеся задумываются о выборе своей дальнейшей профессиональной деятельности, многие из них уже сделали свой выбор. Тем учащимся, которые еще затрудняются в выборе будущей профессиональной деятельности необходимо создать условия для осознанного выбора профессиональной направленности, оказать диагностическую и консультативную помощь психолога.
С результатами диагностик и рекомендациями ознакомила администрацию школы, классных руководителей и педагогов. Подбираются методы индивидуальной работы с некоторыми учащимися по определению дальнейшего выбора образовательного маршрута.
Большое внимание уделялось профилактике склонностей к суицидальному риску учащихся с 5-11 класс. Были проведены методики «Незаконченные предложения», «Жизнь».
Среди всех обучающихся наблюдается отсутствие развития суицидального поведения, хотя присутствуют некоторые ответы, которые нуждаются в более тщательном изучении и в соответствующей воспитательной работе, коррекции и контроле со стороны психолога и классного руководителя.
Тестирование для учащихся 9,11 классов. Методика – «Итоги ЕГЭ, ОГЭ», «Стресс». Данные тесты направлены на выявление психологической подготовки к экзаменам.
В диагностировании приняли участие 35 обучающихся -9 классов,30 обучающихся – 11 классов.
Таблица 5.
Итоги ЕГЭ, ОГЭ | 9 «а» класс - 15 обучающихся | 9 «б» класс - 20 обучающихся | 11«а» класс - 17 обучающихся | 11«б» класс - 13 обучающихся |
Высокий уровень | 1 | - | 1 | 3 |
Средний уровень | 13 | 13 | 14 | 9 |
Низкий уровень | 1 | 7 | 2 | 1 |
Таблица 6.
«Стресс» | 9 «а» класс -15 обучающихся | 9 «б» класс - 20 обучающихся |
Высокий уровень | 5 | 7 |
Средний уровень | 9 | 10 |
Низкий уровень | 1 | 3 |
По результатам диагностик получились следующие результаты: по методике «Итоги ЕГЭ, ОГЭ» в 9 «а» классе имеют высокий уровень -6.6%,средний – 86.9%,низкий -6.6%;в 9 «б» классе средний – 65%,низкий -35%, в 11 «а» классе имеют высокий уровень -5.8%,средний – 82%,низкий -12,2%;в 11 «б» классе высокий - 23%,средний – 69.2%,низкий -7,8%.
По методике «Стресс» в 9 «а» классе имеют высокий уровень -33.3%,средний – 60%,низкий – 6.7%;в 9 «б» классе высокий – 35%,средний – 50%,низкий -15%.
На основании полученных результатов строилась дальнейшая психологическая коррекция.
Из полученных результатов можно сделать вывод о том, что психологическая обстановка в классах положительная, но некоторые учащиеся нуждаются в более тщательном изучении и в соответствующей воспитательной работе, коррекции и контроле со стороны психолога и классного руководителя.
С результатами и рекомендациями знакомила классных руководителей и педагогов. Обсуждались методы индивидуальной работы с некоторыми учащимися по дальнейшей работе.
Оценивая проведенную диагностическую работу, можно сделать вывод о том, что имеющиеся в распоряжении методики и собственные профессиональные знания позволяют достаточно точно и полно определять различные проблемы и нарушения, имеющиеся у клиентов. Однако, в дальнейшем необходимо пополнять и обновлять банк диагностических методик для более эффективной диагностики.
По результатам диагностической деятельности, а также по запросам родителей, педагогов или самих учащихся проводится коррекционная и развивающая работа.
Развивающая и коррекционная работа проводилась в таких вариантах:
Итоговая работа представлялась на МО классных руководителей.
Так проведено 46(по параллелям) групповых коррекционно-развивающих занятий и 20 индивидуальных с обучающимися.
Индивидуальные занятия проводятся по коррекции самовосприятия, проблем во взаимоотношениях со сверстниками, детско-родительских отношений, подготовки к ЕГЭ и т.д.
Групповые занятия в среднем и старшем звене проводятся на эмоциональную стабилизацию, психологическую подготовку. Занятия проходят с использованием элементов тренинга, психологических игр: «Колючка», «Ценности моей жизни», «Экзамены – без стресса», «Стресс: что делать?», «Путешествие в мир эмоций», «Умей сказать нет» и т.д.
Пример диагностики:
1. Диагностика мотивации к обучению по методике «Школьная мотивация Лускановой».
Из данной диаграммы можно сделать вывод о том, что в 2012-2013 учебном году были обучающиеся, имеющие отсутствие позитивного отношения к школе, в 2013-2014 и 2014-2015годах этот уровень отсутствует. Имеется недостаточный уровень в 2012-2013 гг.23%, в последующих годах идет спад данного уровня. Уровень - положительное отношение к школе имеется во всех годах, в 2013-2014 и 2014-2015 гг., также прослеживается спад. Высокий и достаточный уровни присутствуют во всех годах, но в 2013-2014 и 2014-2015 гг., идет повышение данного уровня. Таким образом, проанализировав результаты диагностики, прослеживается, что исследования мотивации подтвердили преобладание «хорошей школьной мотивации» и «положительного отношения к школе». Учащиеся, которые относятся негативно к школе и находятся в состоянии школьной дезадаптации, также имеются, но в целом дети понимают необходимость обучения и связь его с дальнейшим будущим.
2. Стабильная положительная динамика показателей психологического состояния учащихся пятого класса за 3 года.
В результате данного исследования установлено, что пятиклассники, переходящие на среднюю ступень обучения, имеют хороший показатель в позиции «отождествление себя с детьми, стоящими в паре, вместе играющими, которая возрастает в течение 3-х лет. Но также имеется позиция, которая, негативно сказывается на дальнейшем обучении обучающихся, такая как «игровая позиция», и процент в данной категории стабильно сохраняется, скорее всего, это связано с недостаточным уровнем мотивации. Позиция «один, вдали от учителя» держится стабильно, но к 2014-2015году имеет снижение. Позиция «место рядом с учителем» в 2012-2013 учебном году преобладала на уровне 24%, что свидетельствовало об адекватности социально-психологического и учебного статуса школьника, но в 2013-2014 г. имеет всего 4%, а в 2014-2015 году отсутствует вообще.
Каждый учебный год проводится мониторинг «Трудности адаптации пятиклассников». После проведенных диагностик совместно с педагогами начальной школы проводится педагогический совет по адаптации пятиклассников. Полученные результаты озвучиваются на родительских собраниях и необходимы для дальнейшей работы классных руководителей при планировании мероприятий в доверенном им классе. Также даются рекомендации родителям, педагогам-предметникам по дальнейшей работе с выявленными детьми, испытывающими трудности при переходе в среднее звено. По результатам проводимой работы и вторичной диагностики процесса адаптации пятиклассников можно сделать вывод о том, что учащиеся привыкли к новым условиям обучения, новым учителям, а также снизились показатели по недостаточному уровню мотивации, что свидетельствует об улучшении процесса адаптации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование «Экспресс-диагностики» Н.Н.Павловой, Л.Г.Руденко в работе педагогов-психологов
Выступление на областных педагогических чтениях...
ПОЛОЖЕНИЕ о выпускных квалификационных работах (выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа)
В Данном Положении прописана нормативная база, на которую мы опираемся, требования к оформлению и содержанию выпускной квалификационной работы обучающихся техникума по направления начального профессио...
Роль диагностик в работе по созданию коллектива
Материал для работы с детьми с ОВЗ (умственная отсталость)...
Формы работы по формированию экологической работы обучающихся из опыта работы учителя
Выступление на педагогическом совете 05.12.2016 г....
Психологи о необходимости индивидуального подхода в обучении.Роль и возможности школьного педагога-психолога в определении методов работы с учащимися.
Роль педагога-психолога в осуществлении индивидуального подхода к учащимся в рамках педагогического процесса. Особенности личности учащегося и их учет при реализации индивидуального подхода....
Программа работы наставника с молодым специалистом педагогом – психологом
Оказание помощи молодым специалистам в их профессиональном становлении. Создание условий для самореализации молодого специалиста, для приобретения им практических навыков, необходимых для психолого-пе...
Методическая разработка "Использование приемов сенсорной интеграции в коррекционно-развивающей работе с детьми с РАС педагога-психолога с использованием мобильного интегрированного мультимедийного комплекса с 3D визуализацией СВЕГА® ММК-3DМ"
Мобильный интегрированный мультимедийный комплекс с 3D визуализацией СВЕГА® ММК-3DM – уникальный инновационный образовательный продукт, предназначенный для демонстрации стереоскопического уч...