Рабочая программа по МХК для 11 класса
рабочая программа по мхк (11 класс) по теме
Рабочая программа создана для работы по учебнику Рапацкой Л.А..
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_mhk_dlya_11_klassa.doc | 243.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
Руководитель Зам. директора по УВР Директор МОБУ СОШ
МОБУ СОШ с. имени Восьмое Марта с. имени Восьмое Марта
_________Рахматуллина Л.Р. муниципального района
__________/_______________/ «_____»______________20___г Ермекеевский район
Протокол №_ Республики Башкортостан
«_____» августа 2011г _______Ярмухаметова А.М.
приказ №_____________
«_____»______________20___г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ
ДЛЯ 11 КЛАССА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Составитель
учитель МХК
первой категории
МОБУ СОШ
с.имени Восьмое Марта
Рахматуллина Л.Р.
2011 год
Пояснительная записка
Мировая художественная культура – предмет, рассматривающий общие закономерности развития художественной культуры , составляющие её различные виды искусств в их взаимосвязях, жизненные корни искусства, его активную роль в жизни людей.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы
- Закон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 (ред. от 02.02.2011) "Об образовании".
- Типовое положение об общеобразовательном учреждении (ред. от 10.03.2009), утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года №196.
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993.
- Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ (Приказ МО РФ ОТ 09.03.2004 № 1312).
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. № 2080.
6. Рапацкая Л.А. Программы курса.10-11 классы .Мировая художественная культура, допущен Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации. Гуманитарный издательский центр «Владос» .Москва. 2010 год
Программа создана с учетом современных процессов обновления содержания общего художественного образования в Российской Фе дерации, с опорой на положения правительственных документов к вопросам воспитания у граждан нашей страны любви к Отечеству, национального достоинства, интереса к культурно-историческим традициям русского и других народов. В содержание стандартов нового поколения значительное место отводится воспитанию патриотизма, толерантности, духовности и нравственности будущих выпускников.
Цель данной рабочей программы – на основе соотнесения ценностей зарубежного и русского художественного творчества сформировать у учащихся целостное представление о роли, месте, значении русской художественной культуры в контексте мирового культурного процесса; систематизировать знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории. Формирование целостного представления о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека позволяет более ярко определить значение и специфику отечественного культурного наследия, выявить региональные культурно-исторические, эстетические традиции.
Задачи:
- повышение уровня знаний и эрудиции в области отечественной культуры и искусства с учетом диалога культур народов мира;
- воспитание эстетического отношения к действительности и формирование мировосприятия обучающихся средствами искусства;
- раскрытие художественно-образного языка изображения окру жающей действительности в различных видах и жанрах изобра зительного искусства;
- развитие умений и навыков обучающихся работать в разных видах поисково-исследовательской, исследовательско-творческой деятельности;
- развитие воображения и ассоциативного мышления обучающихся на основе межпредметных связей и демонстрации произведений разных художников или различных видов искусства.
Принципы:
- Историзма (как способа «погружения» в культуру определенной исторической эпохи);
- сравнительного сопоставления зарубежной и русской художественных культур;
- интегративного содержания уроков;
- использования творческих методов обучения.
Новизна программы:
В программе впервые обобщается история мировой художественной культуры от древности до современности при сохранении логики изучения отечественны традиций. Это позволило выделить русскую художественную культуру в качестве приоритетной.
Реализация содержания художественного образования происходит на трех уровнях:
-формирование отношение к культуре как к важнейшему условию свободного разностороннего развития собственной личности;
-формирование потребности в полноценном художественном общении с произведениями различных видов искусств на основе их адекватной эстетической оценки;
-формирование навыков самостоятельной художественной деятельности как неотъемлемой части своей жизни.
Программу отличает открытость к художественному многообра зию, обращенность к искусству и художественной культуре нацио нального уровня, а также к ее региональным проявлениям. Освое ние отечественного и зарубежного искусства рассматривается как процесс диалога культур, процесс взаимовлияния и взаимообога щения при сохранении собственного своеобразия.
Построение программы «Мировая художественная культура. 11 клас с» моделируется на основе современных педагогических принципов, среди которых для концепции программы особенно значимы:
-принцип интеграции различных видов искусства на одном уроке;
- принцип историзма;
- принцип опоры на творческий метод (стиль);
- принцип формирования знаний, умений и навыков в процессе непосредственного общения с искусством «изнутри» его, с опорой на его законы;
- принцип художественно-педагогической драматургии урока.
В структурировании программного содержания предусмотрены широкие возможности для реализации личностно ориентированного подхода, проявляемого в вариативности и диф ференцированном характере заданий: содержание урока реализуется в соответствии с личностными особенностями учащихся и конкрет ными задачами их воспитания и развития.
Учебный курс «Мировая художественная культура» является завершающим в блоке образовательных областей художественно-эстетического цикла, что способствует реализации непрерывного культурологического образования.
На уроках МХК запланировано использование учебно-методического комплекта Л.А. Рапацкой: программы, учебника.
Рабочая программа рассчитана на 33 учебных часа (1 час в неделю).
Запланированы как традиционные, так и нетрадиционные формы организации учебного процесса.
Проверочных контролирующих уроков -4
1 полугодие-2
2 полугодие-2
Cодержание учебного предмета.
Раздел 1.
Основные течения в европейской художественной культуре 19-нач. 20 в.
(10 часов)
Повторение.
Стили и направления в искусстве. (2 час)
Русская художественная культура в эпоху Просвещения (2 час)
Романтизм в художественной культуре Европы (1 час)
Романтизм как многогранное направление в развитии евро пейской художественной культуры XIX в.
Художественная картина мира в романтическом искусстве разных видов. Романтическое направление в европейской литературе (Э.Т.А. Гофман, Дж.Байрон, В. Гюго, В. Скотт, Г.Гейне). Сказка в творчестве братьев Гримм, Х.К. Андерсена.
Музыка в эпоху романтизма (Дж. Верди, Ж. Бизе, Р. Вагнер и др.)
Романтизм в изобразительном искусстве (Ф. Гойя, Т. Жерико, Э. Делакруа и др.)
Импрессионизм: поиск ускользающей красоты (1 час)
Рождение импрессионизма во французской живописи. Творчество К. Моне, Э. Мане, А Сислея, С. Писсаро и др.
Импрессионизм в музыке (К. Дебюсси, М. Равель).
Импрессионизм как предтеча нетрадиционных направлений в европейском искусстве XX в. Влияние эстетики импрессио низма на изобразительное искусство, музыку, театр.
Экспрессионизм: действительность сквозь призму
страха и пессимизма (1 час)
Экспрессионизм как одно из ведущих стилевых направлений в европейской художественной культуре конца XIX—XX вв. Сущность экспрессионистической образности. Отражение в экспрессионизме идеи утраты гуманистических и религиозных идеалов, болезненной тоски, одиночества, страха, ненависти. Деструктивные, антигармоничные начала бытия — главная тема экспрессионизма.
Экспрессионизм в изобразительном искусстве (Э. Мунк, Э. Нольде, Ф. Марк и др.)
Экспрессионизм в музыке (Г. Малер, А. Шенберг, А. Онеггер и др.)
Мир реальности и мир «новой реальности»: Традиционный и нетрадиционный направления в искусстве конца 19 нач. 20 в. (2 часа)
Символизм как философская «сверхидея» искусства кон ца XIX ~ начала XX в. Влияние символизма на многие сти левые направления и художественные течения. Предшественники символизма(Ш. Бодлер «Цветы зла»). Символизм в творчестве П. Верлена, А. Рембо, И. Малларме, М. Метерлинка. Вселенский пессимизм, отчаяние, бессилие челове ческого разума — образы поэзии Э. Верхарна («Черные фа келы»).
Эстетические и инженерные новации в архитектуре (В. Гропиус,Л. Корбюзье, А.Г. Эйфель ).
Изобразительное искусство в поисках радикального обновления средств выразительности.
Постимпрессионизм во французской живописи (П. Сезанн, П. Гоген и др.).
Фовизм во французском изобразительном искусстве (А. Матисс).
Изобразительное искусство в поисках радикального обнов ления средств выразительности.
Кубизм как принципиально новое направление в живописи и скульптуре (П. Синьяк, Ж. Брак, П. Пикассо и др).
Проверочная работа №1 по теме «Основные течения в европейской художественной культуре 19-нач. 20 в.» (1 час)
Раздел 2. Художественная культура России 19-нач.20в. (13 часов)
Фундамент национальной классики: шедевры русской художественной культуры 1-й пол. 19 века (1 час)
Усиление свободомыслия, идеи декабристов. Завершение «дворянского этапа» развития культуры. Характерное сочетание классицизма с новыми романтическими и реалистическими идеалами. Отражение в искусстве наболевших социальных проблем. Рождение образа «маленького человека» (А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь).
Европейская романтическая концепция свободной личности и ее преломление в русской ху дожественной культуре.
Течения и направления в русской культуре 18-нач.19 в.
Обобщение материала. (1 час)
Завершение этапа классицизма в русской архитектуре (русский ампир). Проекты А.Н. Воронихина, А.Д. Захарова, Т. де Тома. Творчество К. И. Росси (Сенат, Синод, Александрий ский театр в Петербурге). Архитектурные проекты В. П. Стасо ва, О.И. Бове, Д. Жилярди.
Романтизм в литературе (М.Ю. Лермонтов, А.С. Пушкин и др.).
Романтизм в музыке (М. Глинка, А. Алябьев и др.).
Романтизм, сентиментализм в различных видах искусства. Сочетание классицистских и романтических образов в изоб разительном искусстве. Обращенность живописи к внутренне му миру человека (О.А. Кипренский). Развитие жанровой живописи, ее задушевная теплота и лиричность (В. А. Тропинин, А.Г. Венецианов). Сочетание классицизма и романтизма в русской живописи (О. Кипренский, А. Венецианов, К. Брюллов и др.).
Критический реализм в изобразительном искусстве (П. Федотов).
Художественная культура России пореформенной эпохи. Обзор. (1 час)
Отмена крепостного права и его культурные последствия. Непосредственное отражение в искусстве общественных боре ний, идеалы народничества. Понятие «народ», его трактовка в художественных образах. Слияние образа народа и героя. Опыт духовного наставничества в литературе, живописи, музыке, театральной драматургии.
Художественная культура России пореформенной эпохи.
Литература. (1 час)
Литература как ценностное ядро русской художественной культуры. Просветительский, учительский пафос литературы. Нрав ственно-философские проблемы в творчестве Н.А. Некрасова, И.О. Тургенева, И.А. Гончарова, А.Н. Островского, М.Е. Сал тыкова-Щедрина, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого (обобще ние пройденного по литературе).
Поверочная работа № 2 по теме «Художественная культура России 19-нач. 20в.» (1 час)
Художественная культура России пореформенной эпохи.
Живопись. (1 час)
Реалистическая образность произведений художников-передвижников. Отказ живописи от функций «украшения». Вера художников в общественную миссию изобразительного искус ства. Просветительский характер живописи передвижников. Работы В.Г. Перова, предвосхищение эстетики передвижниче ства. Творчество И.Я. Крамского, Н.Н. Ге, В.В. Верещагина. Пейзажная живопись А.К. Саврасова, А.И. Куинджи, В.Д. По ленова. Вершинные достижения русской живописи в творени ях И.Я. Репина и В.И. Сурикова. «Былинный стиль» произве дений В.М. Васнецова.
Художественная культура России пореформенной эпохи. Музыка. (1 час)
Русское музыкальное искусство. «Могучая кучка». Идеи наци онального самовыражения в эстетике «кучкистов». М.А. Бала кирев и В.В. Стасов. Эпический дар А.П. Бородина (опера «Князь Игорь», «Богатырская симфония»). Реализм в музы ке М.П. Мусоргского. Обращение композитора к сюжетам из ис тории русского народа («Борис Годунов», «Хованщина»), Песни Мусоргского. «Картинки с выставки» (по выбору учителя).
Поэтическое восприятие народной жизни в музыке Н .А. Римского-Корсакова. Национальные основы его музыки.
Переоценка ценностей в художественной культуре «Серебряного века»: открытие символизма. (1 час)
«Серебряный век» как этап, завершающий традицию разви тия русской художественной культуры от древности до совет ского периода. Расцвет искусства на новой философско-эстетической почве. Обновление религиозно-философской мысли, отказ от реализма и возрождение духовной основы художествен ных образов. Стремительное развитие нетрадиционных худо жественных течений и направлений. «Гармония противо положностей» в искусстве «серебряного века»: обращенность к истокам в сочетании с авангардистскими идеями.
Эстетика эксперимента и ранний русский авангард. (1 час)
Рождение теории «искусства будущего» в художественной культуре «серебряного века». Новизна как эталон современно сти в искусстве авангардных направлений. Декларирование свободы самовыражения художника, не скованного обществен ным служением, как скрытая основа художественных произ ведений авангардистов.
Неоклассицизм в искусстве «серебряного века» как попытка вернуться к традиционной «вечной красоте» художественных образов, Акмеизм в поэзии («Цех поэтов»).
В поисках утраченных идеалов:
неоклассицизм и поздний романтизм. (1 час)
«Новое дыхание» романтического искусства. Обращенность к судьбе России в романтически возвышенной русской поэзии. Тема родины в творчестве Ф.К. Сологуба, А. Белого, А.А. Блока (по выбору учителя),
Проверочная работа № 3 по теме «Художественная культура России пореформенной эпохи». (1 час)
Раздел №3.
Европа и Америка: художественная культура ХХ в.
(4 часа)
Литературная классика ХХ века: полюсы добра и зла. (1 час)
Преемственность и новаторство в литературе XX века, проблема положительного героя, новая художественная образность (Э.М. Ремарк, Г. Гессе, А. Камю, А. де Сент-Экзюпери и др.)
Музыкальное искусство в нотах и без нот (1 час)
Национальные композиторские школы XX века, рождение новых направлений в музыкальном искусстве, музыкальный авангард (К. Орф, Г. Лорка, Ф. Пуленк и др.)
Театр и киноискусство ХХ в. Культурная дополняемость(1 час)
Поиск новых форм общения с аудиторией и новых средств художественной выразительности (П. Брук, М. Рейнхард и др.).
Проблема элитарности и массовости в киноискусстве (Ч. Чаплин, А. Вайда, А. Куросава и др.)
Художественная культура Америки: обаяние молодости (1 час)
Полиэтнический характер традиций, сочетание элементов художественного мышления.
Воплощение «великой американской мечты» в художественных произведениях литературы, архитектуры, живописи, музыки, кино (Ф. Купер, Э. Хемингуэй, У. Фолкнер; Р. Кент, С. Дали; Д. Гершвин; В. Флеминг, М. Монро идр.)
Раздел 4.
Русская художественная культура ХХ века:
от эпохи тоталитаризма до возвращения к истокам.
(7 часов)
Социалистический реализм: глобальная политизация художественной культуры. (1 час)
Общественные потрясения и ломка духовно-нравственных устоев культурной жизни России, революционный переворот 1917 года.
Противоречивый облик литературной жизни 20-х годов (В. Маяковский, И. Бабель, М. Булгаков и др.).
Политизация изобразительного искусства и противостояние различных творческих групп (М. Греков, А. Дейнека, К. Петров-Водкин и др.).
Музыкальное и театральное искусство. Творческие искания в условиях новой культуры (К. Станиславский, В. Немирович-Данченко, В. Мейерхольд; А. Александров, А. Давыденко и др.).
Трагедия личности в условиях авторитарного режима ( А. Ахматова, Б. Пастернак и др.).
Соцреализм в изобразительном искусстве ( Б. Иогансон, С. Коненков, В. Мухина и др.).
Оптимистический пафос «массовой песни» (И. Дунаевский, М. Блантер и др.) и травля инакомыслящих в музыкальном искусстве (Д. Шостакович).
Киноискусство, утверждающее великую легенду о стране «победившего социализма» и героику трудовых будней (М. Ромм, И. Хейфец, С Герасимов, И. Пырьев и др.).
Смысл высокой трагедии: образы искусства военных лет. (1 час)
Литература военных лет и воплощение в ней чувств и переживаний защитников Родины (К. Симонов, А. Ахматова, А. Твардовский и др.). Воссоздание событий фронтов ВОв очевидцами-писателями (В. Гроссман, В. Некрасов, Ю. Бондарев и др.).
Кинематография военных лет. Ее роль в воспитании патриотизма, веры в победу над фашизмом («Два бойца», «Жди меня» и др.).
Отражение подвига народа в киноискусстве военных лет («Баллада о солдате», «А зори здесь тихие» и др.).
Изобразительное искусство военных лет, агитационные плакаты. Монументальное зодчество (А. Пластов, С Герасимов, И. Тоидзе и др.).
Песни военных лет («Священная война» А. Александрова и др.).
Образы войны и победы в музыке послевоенных десятилетий («Реквием» Д. Кабалевского, «День Победы» Д. Тухманова и др.).
«Русская тема» в советском искусстве (1 час)
Столкновение оптимистических настроений «общества победителей» с деспотическим политическим режимом сталинской системы. Открытие «русской темы» в отечественном искусстве XX века. Истоки возвращения исторической памяти (П. Корин. Триптих «Александр Невский»; к\ф С. Эйзенштейна «Иван Грозный»).
«Деревенская тема» в русской литературе (Ф. Абрамов, В. Распутин, В. Астафьев и др.).
Национальные традиции живописи (А. Шилов, И. Глазунов и др.).
Музыкальная классика XX века (С. Прокофьев, Д, Шостакович, С. Свиридов).
Период «оттепели» в русской культуре (1 час)
Саморазоблачение сталинщины и «оттепель» 60-х годов. Процесс нравственного очищения народа.
Традиции русской «книжной песни» и «авторская песня» поэтов – шестидесятников (Б. Окуджава, В. Высоцкий и др. ).
Оптимизм и молодой задор в поэзии А. Вознесенского, Е. Евтушенко и Р. Рождественского.
Противоречия в отечественной художественной культуре последних десятилетий. (1час)
Диссидентское движение в период «отката оттепели». Новая волна эмиграции (И. Бродский, А. Солженицын, М. Ростропович и др.).
Киноискусство (А. Тарковский, Э. Рязанов, М. Захаров и др.).
Перестройка 80-х годов. Усиление критических оценок социальной действительности в искусстве (Ю. Поляков, В. Ерофеев, В. Пелевин, Т. Толстая и др.).
Развитие театральной режиссуры (П. Фоменко, Л. Додин, О. Табаков и др.).
Новые темы и идеи в кинематографе (Н. Михалков, П. Тодоровский, А. Герман и др.).
Живопись и скульптура (М. Шемякин, Э. Неизвестный и др.).
Музыкальное искусство. Сочетание традиционного и новаторского (А. Эшпай, А. Шнитке, Р. Щедрин и др.).
Массовые музыкальные жанры, рок-ансамбли.
Разгул пропаганды вседозволенности, насилия в культурной жизни России 90-х годов. Противостояние злу: возвращение к истокам традиционных духовно-нравственных ценностей.
Итоговая проверочная работа № 4 по изученному за год. (1 час)
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование раздела | Часы учебного времени | Проверочные работы | Примечание |
1 | Раздел№1. Основные течения в европейской художественной культуре 19-нач. 20 в. | 10 | 1 | |
2 | Раздел 2 Художественная культура России 19-нач. 20в. | 13 | 2 | |
3 | Раздел №3 Европа и Америка: художественная культура ХХ в. | 4 | ||
4 | Раздел №4. Русская художественная культура ХХ века: от эпохи тоталитаризма до возвращения к истокам | 6 | 1 | |
5 | Итого | 33 | 4 |
Требования к уровню подготовки обучающихся
Требования к уровню подготовки учащихся соответствуют требованиям, сформулированным в федеральном государственном стандарте общего образования и примерной (типовой) учебной программе (Закон РФ «Об образовании» ст. 12, 13, 15, 32).
В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен:
знать / понимать:
- основные виды и жанры искусства;
- изученные направления и стили мировой художественной культуры;
- шедевры мировой художественной культуры;
- особенности языка различных видов искусства.
уметь:
- узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.
- устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
- пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
- выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);
использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выбора путей своего культурного развития;
- организации личного и коллективного досуга;
- выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
- попыток самостоятельного художественного творчества.
Критерии оценивания обучающихся 11 классов
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ | 5 (отл.) | 4 (хор.) | 3 (уд.) | 2 (неуд.) |
1. Организация ответа (введения, основная часть, заключение) | Удачное исполнение правильной структуры ответа (введение – основная часть – заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить) | Исполнение структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов | Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или ее определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя | Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы |
2. Умение анализировать и делать выводы | Выводы опираются на основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и ее элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями | Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются | Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются | Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий |
3. Иллюстрация своих мыслей | Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами | Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами | Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу | Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия |
4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала) | Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений | Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируется; факты отделяются от мнений | Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними | Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы |
5.Работа с ключевыми понятиями | Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; четко и полно определяются, правильное и понятное описание | Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются четко, но не всегда полно; правильное и доступное описание | Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда четко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно | Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания |
Формы и средства контроля
Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания МХК в соответствии с учебным планом и учебно-методическим комплектом Л. А. Рапацкой. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатом обучения – умения, навыки и результатом воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности. В практике педагогического контроля возможно выделение следующих его видов: стартового, текущего, тематического, рубежного, итогового и заключительного. К формам контроля можно отнести устный, письменный, программированный. Стартовый контроль определяет исходный уровень обученности, подготовленность к усвоению дальнейшего материала. Стартовый контроль желательно проводить в начале учебного года. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах. Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за полугодие, год после прохождения, например, больших тем, крупных разделов программы. В рубежном контроле учитываются и данные текущего контроля. Итоговый контроль осуществляется после прохождения всего учебного курса, обычно накануне перевода в следующий класс. Данные итогового контроля позволяют оценить работу педагога и обучающихся. Результаты заключительного контроля должны соответствовать уровню стандартов II поколения.
Перечень учебно-методических средств обучения
Учебники:
Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура: Общечеловеческие ценности мировой художественной культуры: взгляд из России: учеб. для уч-ся 11 кл. / Л.А.Рапацкая. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.
В учебнике для 11 класса освещаются основные проблемы и течения в отечественной, европейской и американской культуре XIX-XX веков.
Учебник имеет гриф «Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации для учащихся 10-11 классов в качестве учебника по мировой художественной культуре».
Гриф: Допущено Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации .
Издательство: Москва, Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2001
Дополнительная литература:
- Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. М., 1998.
2.СД диск..Л.А.Рапацкая Мировая художественная культура в 2 дисках.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | Сроки прохождения | ||
плановая | фактическая | ||||
1 | Раздел№1. Основные течения в европейской художественной культуре 19-нач. 20 в. | 10 | |||
1.1 | Повторение. Стили и направления в искусстве. | 1 | 3.09 | ||
1.2 | Художественная культура европейского Просвещения: утверждение культа разума | 1 | 10.09 | ||
1.3 | Русская художественная культура в эпоху Просвещения, взаимосвязь России и Запада. | 1 | 17.09 | ||
1.4 | Русская художественная культура в эпоху Просвещения: Преемственность и самобытность. | 1 | 24.09 | ||
1.5 | Романтизм в художественной культуре Европы | 1 | 1.10 | ||
1.6 | Импрессионизм: поиск ускользающей красоты | 1 | 8.10 | ||
1.7 | Экспрессионизм: действительность сквозь призму страха и пессимизма | 1 | 22.10 | ||
1.8 | Мир реальности и мир «новой реальности»: Традиционные и нетрадиционные направления в искусстве конца 19 нач. 20 в. | 1 | 29.10 | ||
1.9 | Мир реальности и мир «новой реальности»: Традиционные и нетрадиционные направления в искусстве конца 19 нач. 20 в. | 1 | 5.11 | ||
1.10 | Проверочная работа №1 | 1 | 12.11 | ||
2 | Раздел 2 Художественная культура России 19-нач. 20в. | 13 | |||
2.1 | Фундамент национальной классики: шедевры русской художественной культуры 1-й пол 19 в. | 1 | 19.11 | ||
2.2 | Фундамент национальной классики: шедевры русской художественной культуры 1-й пол 19 в. | 1 | 3.12. | ||
2.3 | Течения и направления в русской культуре 18-нач.19 в. Обобщение материала | 1 | 10.12 | ||
2.4 | Поверочная работа № 2. | 1 | 17.12 | ||
2.5 | Художественная культура России пореформенной эпохи Обзор | 1 | 24.12 | ||
2.6 | Художественная культура России пореформенной эпохи. Литература | 1 | 14.01 | ||
2.7 | Художественная культура России пореформенной эпохи. Живопись. | 1 | 21.01 | ||
2.8 | Товарищество передвижников – выдающееся явление в русской культуре | 1 | 28.01 | ||
2.9 | Художественная культура России пореформенной эпохи. Музыка. | 1 | 4.02 | ||
2.10 | Переоценка ценностей в художественной культуре «Серебряного века»: открытие символизма. | 1 | 11.02 | ||
2.11 | Эстетика эксперимента и ранний русский авангард | 1 | 18.02 | ||
2.12 | В поисках утраченных идеалов: неоклассицизм и поздний романтизм | 1 | 3.03 | ||
2.13 | Проверочная работа № 3 | 1 | 10.03 | ||
3 | Раздел №3 Европа и Америка: художественная культура ХХ в. | 4 | |||
3.1 | Литературная классика ХХ века: полюсы добра и зла | 1 | 17.03 | ||
3.2 | Музыкальное искусство в нотах и без нот. | 1 | 24.03 | ||
3.3 | Театр и киноискусство ХХ в. Культурная дополняемость | 1 | 31.03 | ||
3.4 | Художественная культура Америки: обаяние молодости | 1 | 7.04 | ||
4 | Раздел №4. Русская художественная культура ХХ века: от эпохи тоталитаризма до возвращения к истокам | 5 | |||
4.1 | Социалистический реализм: глобальная политизация художественной культуры | 1 | 21.04 | ||
4.2 | Смысл высокой трагедии: образы искусства военных лет. | 1 | 28.04 | ||
4.3 | «Русская тема» в советском искусстве Период «оттепели» в русской культуре | 1 | 5.05 | ||
4.4 | Противоречия в отечественной художественной культуре последних десятилетий | 1 | 12.05 | ||
4.5 | Проверочная работа № 4 | 1 | 19.05 |
По годовому календарному графику 1 день -31 декабря попадает на праздник, поэтому в календарно-тематическом планировании 32 урока вместо 33 уроков.
Тест
«Виды и жанры изобразительного искусства».
- Назовите жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение природы, вида местности, ландшафта?
а) натюрморт
б) пейзаж
в) портрет.
- В каком виде изобразительного искусства используются следующие материалы: тушь, карандаш, фломастер, гелевая ручка?
а) живопись
б) скульптура
в) графика
- Назовите автора картин «Вечерний звон» и «Золотая осень»
а) И.Левитан
б) М.Сарьян
в) И.Шишкин
- Как называется графика, связанная с образами, сюжетами, поэтическими ассоциациями автора литературного произведения?
а) станковая графика
б) прикладная графика
в) книжная графика
5. Назовите жанр изобразительного искусства, который в переводе с
французского означает «мертвая природа, натура»
а) натюрморт
б) пейзаж
в) портрет.
6. Как называется жанр изобразительного искусства с изображением одного
человека или группы людей?
а) натюрморт
б) пейзаж
в) портрет.
7. К какому жанру изобразительного искусства относится произведение
В.Коровина «Цветы и фрукты»?
а) натюрморт
б) пейзаж
в) портрет.
8. Какой жанр изобразительного искусства связан с изображением животных в
живописи, графике и скульптуре и декоративном искусстве?
а) анималистический
б) пейзаж
в) натюрморт
9. Назовите автора картины «Богатыри»
а) В.Серов
б) В.Васнецов
в) К.Юон
10. Как называется изображение художником самого себя?
а) парадный портрет
б) автопортрет
в) групповой портрет
11.Назовите один из основных видов изобразительного искусства,
заключающийся в создании картин, живописных полотен, наиболее полно и жизнеподобно отражающих действительность
а) графика
б) скульптура
в) живопись
Комплексный зачет по МХК. 11 класс. 1 полугодие. 1 вариант.
- В последней трети XIX столетия возникает новое направление в живописи, которое характеризуется тем, что художник в своих работах стремится естественно изобразить мир в его подвижности и изменчивости. Выберите из предложенных ниже вариантов название этот направления:
А) сюрреализм б) импрессионизм
В) экспрессионизм с) абстракционизм.
____________________________________
- Определите, кто из перечисленных деятелей искусства был
А) импрессионистом Б) постимпрессинистом
1. Поль Гоген | |
2. Анри Тулуз-Лотрек Монфра | |
3. Клод Дебюсси | |
4. Эдуард Мане | |
5. Жан Батист Камиль Коро | |
6. Пьер Огюст Ренуар | |
7. Поль Сезанн | |
8. Жорж Сёра | |
9. Винсент ван Гог | |
10. Эдгар Дега |
- Французским художникам Ренуару, Моне, Дега, Писсаро, Мане принадлежит огромное количество картин, но у каждого из художников есть произведение, наиболее полно выражающее его творчество. Укажите, какое из этих произведений кто создал.
1. «Чайки» (Темза. Здание Парламента) | А. Пьер Огюст Ренуар |
2. «Завтрак на траве» | Б. Клод Оскар Моне |
3. «Голубые танцовщицы» | В. Эдгар Дега |
4. «Портрет актрисы Жанны Самари» | Г. Камиль Писсаро |
5. «Бульвар Монмартр в Париже» | Д. Эдуард Мане |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
- Стиль «Модерн» в западноевропейской архитектуре охватывает не только строительство банков, вокзалов, богатых особняков, выставочных комплексов и музеев. В Испании в стиле модерн строится причудливый, с нагромождением декоративных элементов собор Ла Саграда Фамилиа в Барселоне. Автором проекта собора был один из перечисленных ниже испанских архитекторов:
А) Хосе Сотерас Маури
Б) Эдуардо Торрохе
В) Антонио Гауди
Г) Лоренсо Гарсиа Барбон
Назовите создателя этого собора________________________________________
- В начале ХХ века во французской живописи возникло течение, получившее название фовизм (дикие). Анри Матисс, Альбер Марке, Жорж Руо, Андре Дерен, Рауль Дюфи в своих картинах открывают полный радости мир красок и ощущений. Одному из этих художников принадлежат произведения «Танец», «Музыка», «Красные рыбы», «Красная комната», «Семейный портрет». Назовите автора этих полотен ___________________________________________
- Сюрреалисты Эрнст, Миро, Магритт, Дали источником искусства считали сферу подсознания (сновидения, галлюцинации), а его методом – свои ассоциации, выступающие в алогичном сочетании предметов и явлений. В картинах «Предчувствие гражданской войны», «Пылающий жираф», «Постоянство памяти», «Сон», представляющих собой фантасмагории, противоестественным ситуациям и сочетаниям предметов придана видимая достоверность и убедительность. Выберите из вышеперечисленных художников автора указанных картин. __________________________________
- В первом десятилетии ХХ века в изобразительном искусстве Европы появляется авангардистское течение – кубизм, в котором художники демонстрируют свое видение человека, предметов и т.п. как сочетание геометрических фигур. Назовите имя художника, признанного основоположником кубизма. _________________________________________
- Крупнейшим представителем абстрактного экспрессионизма был русский художник, в творчестве которого мы видим абсолютное господство цвета над изображением. В его композициях красочные круги, квадраты и треугольники, сочетаясь с прямыми черными линиями на белом фоне, вызывали разного рода предметные ассоциации. Он связывал краски с определенным состоянием души и со звуками предметного мира («фиолетовые скрипки», «желтый звук»), выстраивая беспредметные аморфные композиции по законам музыки. Он опирался на такие элементы музыкальной структуры, как главная тема, вариации, нарастающие и гаснущие ритмы, инверсии. «Композиция № 6, № 7, № 8» и другие выражают внутренний мир художника, отстранившегося от внешних факторов и подражания природе. Назовите имя этого художника _____________________________________________
- Выдающийся художник-пейзажист, его искусство стало по колориту и живописной технике связующим звеном между классической традицией и импрессионизмом. Он поэтично изображал серебристый туман («Утро»), предгрозовой ужас («Порыв ветра»). В своих пейзажах, которые парижане называли «интимными», художник передавал настроение в природе сумеречной порой, при гаснущих закатах, в предрассветной мгле и использовал технику раздельных мазков, что уже можно было считать началом импрессионизма. Кто этот художник? ________________________________
- Этот художник сыграл особенно важную роль в формировании импрессионизма. В большинстве его работ отсутствовало действие. Трудно определить жанр картин. Нередко они объединяли портрет и бытовую сцену либо бытовую сцену и пейзаж. Его кисти принадлежат «Олимпия», «Флейтист», «Завтрак на траве». Назовите имея этого художника.
- По названию одной из картин этого художника – «Впечатление (impression). Восходящее солнце» названо целое художественное направление – «импрессионизм». Он первым сформулировал ее принципы, разработал программу пленэра, живописную технику. Кто это?
- Многие достижения импрессионизма связаны с творчеством этого художника, вошедшего в историю искусства как «живописец счастья». Он действительно создавал на своих картинах особый мир пленительных женщин и безмятежных детей, радостной природы и прекрасных цветов. В течение всей своей жизни писал пейзажи, но его истинным призванием оставалось изображение человека. Всемирно известны его «Портрет актрисы Жанны Самари», «Зонтики», «Лягушатник». ___________________________
- Опишите картину.____________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Комплексный зачет по МХК. 11 класс. 1 полугодие. 2 вариант.
- Кто из перечисленных художников-импрессионистов был певцом природы, умел показать на полотне поэзию каждого ее мгновения?
А) О. Ренуар Б) Э. Дега в) К. Моне Г) К. Писсаро
2. Определите, кто из перечисленных деятелей искусства был
А) импрессионистом Б) постимпрессинистом
1. Поль Гоген | |
2. Анри Тулуз-Лотрек Монфра | |
3. Клод Оскар Моне | |
4. Огюст Роден | |
5. Морис Равель | |
6. Камиль Писсаро | |
7. Поль Сезанн | |
8. Жорж Сёра | |
9. Винсент ван Гог | |
10. Альфред Сислей |
- В конце XIX века во Франции зародилось явление художественной культуры – постимпрессионизм. Художники постимпрессионисты
А) Поль Сезанн
Б) Поль Гоген
В) Винсент ван ГОГ
Г) Анри де Тулуз-Лотрек
Не были объединены ни общей программой, ни общим методом живописи. Один из них уходит от объема, перспективы к плоскостным изображениям, состояшим из отдельных элементов чистого цвета. У другого – динамика цвета и мазка наполняют жизнью и движением природу, людей и даже неодушевленные предметы. Укажите имя художника, написавшего картины:
1. «Женщина, держащая плод» | А. Поль Сезанн |
2. «Жена короля» | Б. Поль Гоген |
3. «Пьеро и Арлекин» | В. Винсент ван Гог |
4. «Красные виноградники в Арле» | Г. Анри де Тулуз-Лотрек |
5. «Звездная ночь» |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
- Функционализм в архитектуре ХХ века означал соответствие зданий и сооружений протекающим в них производственным и бытовым процессам (функциям). Особая роль в развитии функционализма принадлежит одному из крупнейших архитекторов ХХ века, французу по происхождению. Его «пять принципов» (1) дом на столбах; 2) плоская крыша; 3) свободная планировка интерьера; 4) свободная композиция фасада; 5) горизонтально протяженные окна) архитектуры оказали решающее воздействие на развитие современного градостроительства. Назовите имя этого архитектора__________________________________
- Французские художники Жорж Брак, Хуан Грис, Пабло Пикассо, Фернан Леже, Робер Делон – натболее последовательные представители кубизма. Особенно ярко это проявилось в картинах «Авиньонские девицы», «Герника», Портре Воллара», «Плачущая женщина», принадлежащих одному из этих художников. Назовите автора этих картин.
- Испанский художник Сальвадор Дали, опираясь на метод «автоматического письма», противопоставлявший творческой воле художника иррациональные безумные видения, создавал галлюцинаторные фантазмы. Его по праву считают основателем ____________________________________________ направления в авангардизме.
- В середине ХХ века в Великобритании и США возникает модернистское течение в изобразительном искусстве, приверженцы которого в своих произведениях в качестве составных частей использовали афиши, старую обувь, одежду, муляжи, составляли коллажи, комбинации из бытовых предметов и т.п. Выберите из предложенных ниже вариантов название этого модернистского течения: а) наивное искусство; б) поп-арт; в) новый традиционализм; г) предметный реализм
- Одним из основных течений абстрактивизма был конструктивный геометризм или супрематизм. Основоположником этого течения был русский художник, открывший истинную реальность в «нуле форм». За основу бытия, «нуль форм» принимался статичный черный квадрат. Путем сдвигов, пересечений и делений он превращался в черный крест либо, вращаясь вокруг геометрического центра, трансформировался в динамичный черный круг. На одном из этапов превращений возникал цвет, и многофигурные композиции состояли из красочных геометрических элементов. На посоледней стадии супрематизма «растворение форм в космических глубинах мироздания» привело к «белому на белом» – символу бесконечного и непостижимого. Супрематическая беспредметность обозначала окончательное освобождение от любого образа. Назовите имя основателя этого направления в живописи. _________________________________________________________
- Этот художник занимает особое место в группе импрессионистов: он был противником пленэра и никогда не писал свои картины с натуры, не стремился уловить характер различных состояний природы, обусловленных изменениями света и атмосферы. Утверждал преимущественное значение рисунка перед цветом, считая его главным для передачи впечатления. Был большим поклонником балета. «Танцкласс», «Репетиция», «Голубые танцовщицы» – известные во всем мире картины этого художника. Назовите его имя ____________________________________________________________________
- Провозвестник кубизма, осознал, что импрессионизм чреват беспредметностью и соединил цвет и форму, как бы выстраивая четкими и жесткими мазками контуры изображаемых предметов, наделяя их пластической мощью. Техникой раздельных мазков он моделировал предмет посредством цилиндра, шара, конуса, добиваясь взаимодействия объема с окружающим пространством. Писал натюрморты, пейзажи. Известны его картины «Пьеро и Арлекин», «Натюрморт с яблоками и апельсинами», «Гора Сент-Виктуар». Кто этот художник? _________________________________________________
- Он был голландцем по происхождению, однако его живопись является составной частью французского искусства прошлого века. Был антикваром, потом миссионером среди шахтеров одной из провинций Бельгии. Считается родоначальником экспрессионизма. Это был художник, создававший максимально яркие художественные образы путем синтеза (соединения) рисунка и цвета. Его техника – это точки, запятые, вертикальные черточки, сплошные пятна. Все случайное он мог превратить в космическое. Его палитра смела, мощна, свободна. Его картины «Подсолнухи», «Хижины», «Куст», «Красные виноградники в Арле», «Прогулка заключенных». ____________________________________
- Родился в Париже, детские годы провел в Перу, стал моряком. Рисование было его хобби. Несколько уроков он взял у Камиля Писсаро. Уехав на Таити, художник пережил иделлический период своей жизни. Палитра его расцвела яркими красками, повторяющими краски тропической зелени, моря, солнца, песка. Знаменитые работы: «Желтый Христос», «Аве, Мария!», «Дух мертвых не дремлет». _______________________________
- Опишите картину__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физике в 11классе школы глухих
Настоящая программа предполагает использование учебников физики для 7-9 классов, написанных С.В.Громовым и Н.А.Родиной....
Рабочая программа по немецкому языку 11класс, учебник И.Л. Бим
Данная рабочая программа по немецкому языку разработана для обучения в 11 классе на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ МО РФ от 05....
Рабочие программы по истории 5-11класс (Данилов,Косулина; Загладин)
Программы много раз проверенные с неимоверной фанатичностью завучем побуквенно! Требовалось 0% отклонения от методписьма. Возможно, кому-то понадобятся для грядущих проверок. Пожалуйста, оставляйте от...
Рабочая программа по математике 10-11класс
рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков математики в 10-11 классах...
Рабочая программа по биологии 10-11классы на 2011-2012 учебный год
Данная программа составлена в полном соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне, утверждённого приказом МОиН № 1089 от ...
Рабочая программа по математике 10-11класс профильный уровень
Рабочая программа предусматривает использование учебников :1. А.Г. Мордкович, П.В. Семенов. Алгебра и начала анализа, 10 класс. Часть 1: Учебник для общеобразовательных учреждений (профильный ур...
Рабочая программа по экономике для 11классов
Пояснительная запискапо экономике11 классовРабочая программа предназначена для 10 класса составлена на основе:· Федерального компонента государственного...