КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ: Русская культура во второй половине XIII - середине XV века
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ: Русская культура во второй половине XIII - середине XV века

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по истории №__30___

Учитель истории и обществознания МОАУ "Гимназия №1": Сорокина Е.Н.

Дата

Класс  6А   (всего учащихся 31 присутствует на уроке ____)

Учебник: История России с древнейших времен до конца XVI века: учебник для 6 класса основной школы/Е.В. Пчелов. - 4-е изд. - М.: ООО "ТИД "Русское слово - РС", 2005. - 264 с.

Тема: Русская культура во второй половине XIII - середине XV века

План урок

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания
  1. Изучения нового материала.
  2. Закрепление полученных знаний
  3. Подведение итогов. Рефлексия
  4. Домашнее задание.

Личностно значимая проблема

знакомство с великой русской культурой второй половины XIII - середины XVв. позволяет понять психологию человека, увидеть преемственность между жившими прежде поколениями и нашими современниками.

Тип урока

комбинированный

Форма урока

урок с элементами воображаемой экскурсии

Ведущие методы обучения

объяснительно-иллюстративный

Цель:

1. Образовательная - охарактеризовать основные направления развития древнерусской культуры (литература, зодчество, живопись).

2. Развивающая - способствовать развитию умения работать самостоятельно с дополнительной литературой, анализировать её.

3. Воспитывающая - способствовать формированию у учащихся чувства прекрасного, чувства уважения к тем людям, которые создавали шедевры мировой культуры.

Цель учащихся на уроке:

1. Личностный результат - формирование уважительного отношения к культуре своего народа;

2. Метапредметный результат

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия

3. Предметный результат

Научатся: организовывать свою деятельность на уроке;

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения

Оборудование

презентация «Русская культура XIII – середине XV вв.», выставка иллюстраций, фотографий с изображением памятников культуры русских земель XIII –XV вв.

Основные понятия, термины

икона, иконостас, Троица, житие, левкас.

Основные имена

Феофан Грек, Андрей Рублев.

Основные даты

Конец XIV века - рязанский боярин Софоний создает поэму "Задонщина"

Связи, устанавливаемые на уроке

1. Внутрипредметные связи - "Культура Киевской Руси", "Русская православная церковь во второй половине XIII - середине XV века".

2. Внутрикурсовые связи - "Век Византии", "Возвращение городов. Рынок, ратуша, собор"

3. Межпредметные связи - искусство, литература.

Список использованной литературы

1. Для учителя

  1. ( http://www.club-vozrojdenie.ru/load/andrej_rublev/17-1-0-281)
  2. История России с древнейших времен до конца XVI века: учебник для 6 класса/Е.Г.Пчелов. _М.:»Русское слово», 2007.- 264 с.: ил
  3. Соловьев В.М. История России для детей и взрослых. _М.:ООО «Белый город», 2010. – 407с.:ил

2. Для учащихся

  1. ( http://www.club-vozrojdenie.ru/load/andrej_rublev/17-1-0-281)
  2. История России с древнейших времен до конца XVI века: учебник для 6 класса/Е.Г.Пчелов. _М.:»Русское слово», 2007.- 264 с.:ил
  3. Соловьев В.М. История России для детей и взрослых. _М.:ООО «Белый город», 2010. – 407с.:ил
  4. Школьная энциклопедия. История России IX-XVII вв. М., “Олма-Пресс Образование”,2003.

ХОД УРОКА

Этап

урока

Формируемые

УУД

Деятельность

Учителя

Учащихся

I Организационный момент

1.

Дисциплинарный

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: организация своей учебной деятельности

Личностные: мотивация учения

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать

2.

Психологический

Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Регулятивные:

- осуществлять самоконтроль

Организует ребят на совместную работу, создает условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Проверяют организацию своих рабочих мест.

3.

Методический

Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке; составлять план решения проблемы совместно с учителем.

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания).

Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог;

Организует формулировку темы урока.

Организует постановку цели урока детьми.

Организует планирование совместной деятельности

- Какие цели мы ставим на сегодняшнем уроке?

- Как мы можем достичь поставленной цели?

Формулируют тему урока, ставят цель и планируют свою деятельность.

II Опрос

1.

Фронтальный опрос

Регулятивные УУД

В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки

Беседа по вопросам тема: «Русская православная церковь во второй половине XIII – середине XV века».

В каком положении находилась Русская Церковь в период монголо-татарского ига?

В чем митрополиты поддерживали московских князей? Почему?

Когда Москва стала духовным центром Руси?

Какой митрополит перенес свою резиденцию в Москву?

Почему русские князья были заинтересованы в союзе с церковью? Какие они преследовали интересы?

Когда Русская Церковь стала самостоятельной?

Какое это имело значение для Русской Православной Церкви, для Русского государства?

Отвечают на поставленные вопросы

III Изучение нового

1.

Актуализация знаний

Познавательные: структурирование собственных знаний.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные: фиксация индивидуального затруднения.

Личностные: оценивание усваиваемого материала.

Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней.

Вспоминай их добрым словом –

Слава им борцам суровым!

Слава нашей стороне!

 Слава русской старине!

А преданья старины

Забывать мы не должны.

Н. Кончаловская

Задает вопросы по основным событиям XIII – XV вв.

1. Каковы были последствия монгольского разорения для развития культуры Руси?

2. Какие перемены проходили в политическом строе Руси во второй половине XIII – середине XVв.?

3. Какое княжество возглавило объединение русских земель в единое государство?

Вывод.  Черты исторического развития нашей страны во второй половине XIII – середине XV в.:

- объединение русских земель вокруг Москвы и начало складывания единого Русского государства;

- формирование русской народности;

- хозяйственный подъем Северо-Восточной Руси;

- укрепления связей между различными территориями и народами нашей страны;

- возрождения русской национальной культуры

Русская культура в период второй половины 13в.- 15 в. испытала   тяжелейшие последствия монгольского нашествия. Всеобщее разорение, разруха не могло не сказаться на развитии культуры. Однако вскоре начинается период возрождения и всеобщего духовно-нравственного подъема. Ведущими направления развития культуры становятся литература, архитектура, живопись

Обсуждение эпиграфа к уроку

Аргументированно отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственное мнение

Отвечают на вопросы:

  1. Последствия монгольского разорения для развития культуры Руси:

- разрушение многих городов;

-прекращение каменного строительства на Руси;

- утрата многих древних книг и икон;

- запустение некоторых ремёсел (например, производства стекла).

2. С XIVв начался процесс объединение русских земель в единое государство.

3. Московское княжество возглавило объединение русских земель.

Уч-ся делают совместный вывод с учителем.

Знакомятся с новой информацией, задают уточняющие вопросы, обсуждают новую информацию.

Учащиеся самостоятельно формулируют тему нового урока и определяют основные пункты ее изучения.

2.

Рассказ учителя, ознакомление учащихся с основными направлениями культуры во второй половине XIII -  середине XV века.

  1. Литература

  1. Архитектура

Физминутка

  1. Иконопись

Познавательные: умение осознанно, самостоятельно формулировать познавательные цели

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

Личностные: оценивают жизненные ситуации. Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; задают вопросы; строят понятные для партнёра высказывания

Вводное слово учителя (приложение №1)

Выслушивает сообщение по теме, смотрят презентацию. (приложение 2)

Буратино потянулся

Раз, нагнулся

Два нагнулся

Руки в сторону развел

Ключик видно не нашел

Рассказ учителя по теме

(приложение 3)

Работа по вопросам. Сравнение икон   Феофана Грека и Андрея Рублева.

По ходу рассказа учителя фиксируют записи

Отвечают на вопросы

Работа с текстом «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Песни о Щелкане» Читают и анализируют текст, отвечают на вопросы.

По ходу рассказа учащихся фиксируют записи

Делают самостоятельно вывод.

Смена деятельности.

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу.

 Уч-ся записывают определение в тетрадь

Проверка усвоение материала путем постановки ряда вопросов и заданий

Ученическое сообщение

Показ видеофильма «Андрей Рублев»

                                                                                         VI Познавательная рефлексия (Закрепление)

1.

Задания для проверки изученного материала

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации. Регулятивные: ориентируются в учебнике и тетради

1 задание. Сгруппируйте те явления русской культуры, которые существовали уже в Киевской Руси, и то новое, что появилось в XIV – XV века:

А) бумага;

Б) пергамен;

В) устав;

Г) фреска;

В) скоропись;

Е) иконопись.

 

Киевская Русь           Русь XIII – XV веков

2 задание. Сгруппируйте высказывания, относящиеся к Андрею Рублева и Феофану Греку:

  1. Автор очень красивых книжных иллюстраций;
  2. Был монархом Троице - Сергиевского монастыря;
  3. Расписывал Благовещенский собор в Московском Кремле;
  4. автор иконы «Богоматерь Донская»;
  5. работал в Москве, Владимире, Звенигороде;
  6. прибыл на Русь из Византии;
  7. друг и соратник Даниила Черного;
  8. автор иконы «Троица»
  9. работал в Москве и Новгороде.

Андрей Рублёв

Феофан Грек

Самостоятельная работа по карточкам

Работа по таблице

VII Психологическая рефлексия

1.

Личностные: понимают значение знаний для человека.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Дает количественную оценку работы учащихся

Подводит итоги работы класса в целом.

Учащиеся сдают карточки самооценивания.

Ученики вместе с учителем подводят итоги урока, вспоминая и систематизируя изученный материал. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

VIII Домашнее задание

1.

Репродуктивное

§ 26 пересказ, ответить на вопрос 1 стр. 187 устно, подготовиться к повторительно-обобщающему уроку «Объединение Русских земель вокруг Москвы»

2.

Продуктивное

Составить таблицу «Выдающиеся художники Руси XIV – XV вв.»

3.

Творческо-поисковое

Подготовить карту маршрут для иностранца путешественника по территории Московского Кремля.

        

Приложение №1

Монгольское разорение имело катастрофические последствия для русской культуры. Погибло много произведений литературы и искусства. Но постепенно Русь оправилась от разгрома, началось возрождение её культуры. В самых разных её областях, русские люди создавали замечательные творения, которые свидетельствуют о высоком уровне культурного развития русских земель в те времена.

- Книги продолжались писаться вручную. В этот период появляются новые черты в книжном деле на Руси (слайд 4)

- с XIV в.  появляется новый материал для письма – бумага;

- изменяется тип письма (см. схему)

XI – XIII вв.        XIV – XV вв.   конец XV – XVIIв

Устав         полуустав        скоропись

Вопрос. С чем связаны эти изменения? 

Ответ учащихся:

Всё это ускоряло письмо. Тем более что потребность в нем постоянно увеличивалась, и книги, и деловые  и хозяйственные документы требовались в повседневной жизни.

Вопросы и задания учащимся.

  1. Вспомните, какие литературные произведения, посвященные борьбе Руси с монголами-татарами, вам известны? Каким событиям они посвящены?
  2. Какова основная идея данных произведений?
  3. Вспомните, как авторы описывают русское войско, какие слова, образы они при этом используют

(слайд 5) В таких произведениях, как «Задонщина», «Повесть о битве на реке Калке», «Повесть о разорение Рязани Батыем», «Повесть о Михаиле Черниговском», рассказывается о тяжелых последствиях ордынского нашествия. В них не только горькая печаль о бедах с захватчиками, постигших Русь, но и странный призыв к борьбе с захватчиками, радость по случаю побед над ордынцами.

- (слайд 6).  Получает развитие жанр жития (Сергия Радонежского, Стефана Пермского и др.)

Житие – произведение, рассказывающее о жизни святого.

Вопросы и задания учащимся.

  1. Перед прочтением текста ознакомьтесь предложенными вопросами и по ходу чтения подберите фрагменты, в которых можно найти ответы на них.
  2. Что нового о происшедшем вы узнали из каждого источника?
  3. Как выдумайте, в каком году была создана «Повесть о Щелкане»? Почему вы так считаете?

Что вы узнали о главном герои Евпатии Коловрате?

Вывод учащихся: Дети делают вывод. В русской литературе отразился духовный подъем Руси, устоявший перед лицом ордынской опасности

Приложение №2

Вопрос. 1. Какие русские земли в XIII – XIV вв. были самыми богатыми и могущественными?

  1. Вспомните особенности архитектуры Новгорода и Владимиро-Суздальской земли.

Уч-ся отвечают на вопросы.

Новгород, Москва, Тверь и др.

К одной из особенностей архитектуры этого времени можно отнести распространение однокупальных храмов. В ход шли известняк и кирпич. Храмы были строги, просты по форме, лишены пышных украшений. В основном это небольшие одноглавые церкви, такие, как новгородские церкви Николы на Липне и Спаса на Ильине улице.

 В XIV веке начинается каменное строительство в новых городских центрах Северо-Восточной Руси. Каменные здания появляются в Твери и в Москве, Коломне. Их отличает своеобразный стиль. Пышность каменной резьбы и богатство украшений, характерные для Владимиро-Суздальского зодчества, сменяются простой отделки.

(показ слайд 7) Церковь Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде (рассказ учителя).

(показ слайд 8 )

Троицкий собор  Троице – Сергеевского Монастыря (1422)

Троицкий собор – главный соборный храм и древнейшее из сохранившихся сооружений Троицкого монастыря. Он был воздвигнут в 1422 г. преподобным Никоном «в честь и похвалу» основателю монастыря, преподобному Сергию Радонежскому (†1392). В Троицком соборе в серебряной раке покоятся святые мощи преподобного Сергия – главная святыня обители.

Белокаменный Троицкий собор является одним из важнейших памятников ранне-московского зодчества. С Троицкого собора началось формирование уникального архитектурного ансамбля монастыря. Древнейшая роспись внутренних стен собора, выполненная в 1425–1427 гг. преподобными иконописцами Андреем Рублевым и Даниилом Черным, к сожалению, до нас не дошла. Сохранившаяся роспись выполнена в 1635 г. и воспроизводит древнюю иконографию первоначальной росписи. Главное художественное сокровище Троицкого собора – его пятиярусный иконостас, большинство икон которого выполнено в 1-й трети XV в. преподобным Андреем Рублевым и мастерами его круга.

(показ слайд 9 )

Спасский собор

 Андроникова монастыря в Москве. XV в.

(показ слайд 10 )

Рождественский собор

 Саввино - Сторожевского монастыря. XV в.

Приложение 3

1.Рассказ учителя

- На XIV – XV вв. приходится период расцвета русской иконописной школы. В храмах других мировых религий присутствуют изображение Иисуса Христа, Богородицы, ангелов и святых, но такой иконы и такого смысла, какой придают ей в православной культуре, нет больше нигде.  В православии икона пишется мастером не как картина для украшения и наслаждения, - она создается для молитв.

Историки, правоведы видят в иконе то, что их интересует.

- время ее создания;

- авторство;

- принадлежность к той или иной иконописной школе.

Но для православно ведущего человека это не важно,  так как он обращается к лику, которой на ней изображен. Отсюда совершенно особое отношение православных христиан к иконе – молитвенно предстояние, благоговейное внутреннее созерцание, почитание её как святыни, но это не идолопоклонство.

Иконы писались на специально подготовленных липовых или сосновых досках, на которые наносили меловой грунт – левкас. На нем прорисовывали конторы рисунка. Использовали для написания икон краски на яичном желтке.

Почему икона непонятна нам?

Потому что мы привыкли к реалистической живописи, отображающей окружающий нас мир, а древнерусскому искусству было чудно подражание реальному миру. Иконописец отражал особую реальность – Царствие Небесное – использовался для этого особыми приемами. Иконописные лики не имеют индивидуальных черт, не стоит искать в них портретное сходство с конкретными людьми. В иконописи используется не прямая, а обратная перспектива, что имеет глубочайший смысл: точкой, в которой сходятся все линии, становится смотрящий на икону человек.

2.Вопросы и задания учащимся.

1) Что отличает икону от живописного полотна?

2) Какое значение имела икона в жизни человека? Почему?

3. Живопись: Феофан Грек и Андрей Рублев.

А) Феофан Грек

Б) Андрей Рублев

4.Иконостас  - самобытное культурное явление – появилось в русских церквях в конце XIV века.

Русский иконостас представляет собой часть внешнего убранства храма. Иконы поставлены в несколько рядов, образовали высокую стену, отделяющую алтарь от остальной части храма. Иконы в иконостасе располагаются в строгом порядке. В нижнем ряду помещалась икона святого или изображение праведника, в честь которого построена данная  церковь. Затем следовал ряд икон, в центре которых изображался Христос, по бокам – в молитвенных позах Богоматерь, Иоанн Предтеча, апостолы, архангелы.

  1. Вопросы и задания.
  1. В чем схожи и чем отличаются работы Феофана Грека и Андрея Рублева? Как вы можете это объяснить?
  2. Почему, какое значение для русского человека имели созданные этими художниками произведения?
  3. Почему и сегодня работы этих мастеров пользуются большой популярностью и имеют такое большое значение?
  1. Работа над иллюстрацией иконы «Троица»

- Назовите самое великое творение Андрея Рублева.

- Что изображено на иконе Рублева «Троица»?

(Учитель зачитывает описание иконы «Троица» Андрея Рублева)

Замечаешь как ласково спокойно три ангела, как нежны и прозрачны краски на иконе. И тогда возникает ощущение мира, тишины и согласия. Становится ясно, что, хотя ангелы и очень разные, они едины и находятся в полном ладу между собой. И оттого грусть. Три ангела воплощалив себе главную истину православного христианства: господь един в трех лицах –Бога-отца, Бога – сына, и Бога – Святого духа. Всякому человеку было понятно мирное житейское содержание «Троицы». Нераздельность Троицы служила призывам к единению, преодолению, пагубной и гибельной для Руси раздробленности и розни.

Икона Рублева несла людям завещанную святым Сергием Радонежским идею соборности: быть всегда вместе, стоять заодно, сплотиться и объединиться.

? Какую идею, какой призыв несла «Троица» русским людям.

Учитель подводит учащихся к выводу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русская культура во второй половине XIII - середине XV века

Презентация по истории России, 6 класс....

РУССКАЯ КУЛЬТУРА во второй половине XIII — середине XV в

§26  РУССКАЯ КУЛЬТУРА во второй половине XIII — середине XV вине XIII — середине XV в...

Русская культура во второй половине XIX – начале XX в. Конспект для 10 и 11 классов

Краткий конспект по истории культуры рубежа веков. Основные направления, имена, произведения, творческие объединения....

«Русская литература во второй половине XIII-XV веке»

Технологическая карта урока истории в 6 классе на тему: «Русская литература во второй половине XIII-XV веке»...

Кроссворд по теме «Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII – XIV в.в.» для 6 класса

Кроссворд по теме «Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII – XIV в.в.»К учебнику Арсентьева Н.М., Данилова А.А., Стефанович П.С. Токаревой А.Я. История России, 6 к...

Презентация к уроку истории «Русско-турецкие войны второй половины XVIII века»

Презентация к уроку истории «Русско-турецкие войны второй половины XVIII века» (8 класс)...