КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ: Русская культура во второй половине XIII - середине XV века
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему
КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ: Русская культура во второй половине XIII - середине XV века
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ: Русская культура во второй половине XIII - середине XV века | 56.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по истории №__30___
Учитель истории и обществознания МОАУ "Гимназия №1": Сорокина Е.Н.
Дата | |
Класс 6А (всего учащихся 31 присутствует на уроке ____) | |
Учебник: История России с древнейших времен до конца XVI века: учебник для 6 класса основной школы/Е.В. Пчелов. - 4-е изд. - М.: ООО "ТИД "Русское слово - РС", 2005. - 264 с. | |
Тема: Русская культура во второй половине XIII - середине XV века | |
План урок |
|
Личностно значимая проблема | знакомство с великой русской культурой второй половины XIII - середины XVв. позволяет понять психологию человека, увидеть преемственность между жившими прежде поколениями и нашими современниками. |
Тип урока | комбинированный |
Форма урока | урок с элементами воображаемой экскурсии |
Ведущие методы обучения | объяснительно-иллюстративный |
Цель: | 1. Образовательная - охарактеризовать основные направления развития древнерусской культуры (литература, зодчество, живопись). 2. Развивающая - способствовать развитию умения работать самостоятельно с дополнительной литературой, анализировать её. 3. Воспитывающая - способствовать формированию у учащихся чувства прекрасного, чувства уважения к тем людям, которые создавали шедевры мировой культуры. |
Цель учащихся на уроке: | 1. Личностный результат - формирование уважительного отношения к культуре своего народа; 2. Метапредметный результат Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия 3. Предметный результат Научатся: организовывать свою деятельность на уроке; Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения |
Оборудование | презентация «Русская культура XIII – середине XV вв.», выставка иллюстраций, фотографий с изображением памятников культуры русских земель XIII –XV вв. |
Основные понятия, термины | икона, иконостас, Троица, житие, левкас. |
Основные имена | Феофан Грек, Андрей Рублев. |
Основные даты | Конец XIV века - рязанский боярин Софоний создает поэму "Задонщина" |
Связи, устанавливаемые на уроке | 1. Внутрипредметные связи - "Культура Киевской Руси", "Русская православная церковь во второй половине XIII - середине XV века". 2. Внутрикурсовые связи - "Век Византии", "Возвращение городов. Рынок, ратуша, собор" 3. Межпредметные связи - искусство, литература. |
Список использованной литературы | 1. Для учителя
2. Для учащихся
|
ХОД УРОКА
Приложение №1
Монгольское разорение имело катастрофические последствия для русской культуры. Погибло много произведений литературы и искусства. Но постепенно Русь оправилась от разгрома, началось возрождение её культуры. В самых разных её областях, русские люди создавали замечательные творения, которые свидетельствуют о высоком уровне культурного развития русских земель в те времена.
- Книги продолжались писаться вручную. В этот период появляются новые черты в книжном деле на Руси (слайд 4)
- с XIV в. появляется новый материал для письма – бумага;
- изменяется тип письма (см. схему)
XI – XIII вв. XIV – XV вв. конец XV – XVIIв
Устав полуустав скоропись
Вопрос. С чем связаны эти изменения?
Ответ учащихся:
Всё это ускоряло письмо. Тем более что потребность в нем постоянно увеличивалась, и книги, и деловые и хозяйственные документы требовались в повседневной жизни.
Вопросы и задания учащимся.
- Вспомните, какие литературные произведения, посвященные борьбе Руси с монголами-татарами, вам известны? Каким событиям они посвящены?
- Какова основная идея данных произведений?
- Вспомните, как авторы описывают русское войско, какие слова, образы они при этом используют
– (слайд 5) В таких произведениях, как «Задонщина», «Повесть о битве на реке Калке», «Повесть о разорение Рязани Батыем», «Повесть о Михаиле Черниговском», рассказывается о тяжелых последствиях ордынского нашествия. В них не только горькая печаль о бедах с захватчиками, постигших Русь, но и странный призыв к борьбе с захватчиками, радость по случаю побед над ордынцами.
- (слайд 6). Получает развитие жанр жития (Сергия Радонежского, Стефана Пермского и др.)
Житие – произведение, рассказывающее о жизни святого.
Вопросы и задания учащимся.
- Перед прочтением текста ознакомьтесь предложенными вопросами и по ходу чтения подберите фрагменты, в которых можно найти ответы на них.
- Что нового о происшедшем вы узнали из каждого источника?
- Как выдумайте, в каком году была создана «Повесть о Щелкане»? Почему вы так считаете?
Что вы узнали о главном герои Евпатии Коловрате?
Вывод учащихся: Дети делают вывод. В русской литературе отразился духовный подъем Руси, устоявший перед лицом ордынской опасности
Приложение №2
Вопрос. 1. Какие русские земли в XIII – XIV вв. были самыми богатыми и могущественными?
- Вспомните особенности архитектуры Новгорода и Владимиро-Суздальской земли.
Уч-ся отвечают на вопросы.
Новгород, Москва, Тверь и др.
К одной из особенностей архитектуры этого времени можно отнести распространение однокупальных храмов. В ход шли известняк и кирпич. Храмы были строги, просты по форме, лишены пышных украшений. В основном это небольшие одноглавые церкви, такие, как новгородские церкви Николы на Липне и Спаса на Ильине улице.
В XIV веке начинается каменное строительство в новых городских центрах Северо-Восточной Руси. Каменные здания появляются в Твери и в Москве, Коломне. Их отличает своеобразный стиль. Пышность каменной резьбы и богатство украшений, характерные для Владимиро-Суздальского зодчества, сменяются простой отделки.
(показ слайд 7) Церковь Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде (рассказ учителя).
(показ слайд 8 )
Троицкий собор Троице – Сергеевского Монастыря (1422)
Троицкий собор – главный соборный храм и древнейшее из сохранившихся сооружений Троицкого монастыря. Он был воздвигнут в 1422 г. преподобным Никоном «в честь и похвалу» основателю монастыря, преподобному Сергию Радонежскому (†1392). В Троицком соборе в серебряной раке покоятся святые мощи преподобного Сергия – главная святыня обители.
Белокаменный Троицкий собор является одним из важнейших памятников ранне-московского зодчества. С Троицкого собора началось формирование уникального архитектурного ансамбля монастыря. Древнейшая роспись внутренних стен собора, выполненная в 1425–1427 гг. преподобными иконописцами Андреем Рублевым и Даниилом Черным, к сожалению, до нас не дошла. Сохранившаяся роспись выполнена в 1635 г. и воспроизводит древнюю иконографию первоначальной росписи. Главное художественное сокровище Троицкого собора – его пятиярусный иконостас, большинство икон которого выполнено в 1-й трети XV в. преподобным Андреем Рублевым и мастерами его круга.
(показ слайд 9 )
Спасский собор
Андроникова монастыря в Москве. XV в.
(показ слайд 10 )
Рождественский собор
Саввино - Сторожевского монастыря. XV в.
Приложение 3
1.Рассказ учителя
- На XIV – XV вв. приходится период расцвета русской иконописной школы. В храмах других мировых религий присутствуют изображение Иисуса Христа, Богородицы, ангелов и святых, но такой иконы и такого смысла, какой придают ей в православной культуре, нет больше нигде. В православии икона пишется мастером не как картина для украшения и наслаждения, - она создается для молитв.
Историки, правоведы видят в иконе то, что их интересует.
- время ее создания;
- авторство;
- принадлежность к той или иной иконописной школе.
Но для православно ведущего человека это не важно, так как он обращается к лику, которой на ней изображен. Отсюда совершенно особое отношение православных христиан к иконе – молитвенно предстояние, благоговейное внутреннее созерцание, почитание её как святыни, но это не идолопоклонство.
Иконы писались на специально подготовленных липовых или сосновых досках, на которые наносили меловой грунт – левкас. На нем прорисовывали конторы рисунка. Использовали для написания икон краски на яичном желтке.
Почему икона непонятна нам?
Потому что мы привыкли к реалистической живописи, отображающей окружающий нас мир, а древнерусскому искусству было чудно подражание реальному миру. Иконописец отражал особую реальность – Царствие Небесное – использовался для этого особыми приемами. Иконописные лики не имеют индивидуальных черт, не стоит искать в них портретное сходство с конкретными людьми. В иконописи используется не прямая, а обратная перспектива, что имеет глубочайший смысл: точкой, в которой сходятся все линии, становится смотрящий на икону человек.
2.Вопросы и задания учащимся.
1) Что отличает икону от живописного полотна?
2) Какое значение имела икона в жизни человека? Почему?
3. Живопись: Феофан Грек и Андрей Рублев.
А) Феофан Грек
Б) Андрей Рублев
4.Иконостас - самобытное культурное явление – появилось в русских церквях в конце XIV века.
Русский иконостас представляет собой часть внешнего убранства храма. Иконы поставлены в несколько рядов, образовали высокую стену, отделяющую алтарь от остальной части храма. Иконы в иконостасе располагаются в строгом порядке. В нижнем ряду помещалась икона святого или изображение праведника, в честь которого построена данная церковь. Затем следовал ряд икон, в центре которых изображался Христос, по бокам – в молитвенных позах Богоматерь, Иоанн Предтеча, апостолы, архангелы.
- Вопросы и задания.
- В чем схожи и чем отличаются работы Феофана Грека и Андрея Рублева? Как вы можете это объяснить?
- Почему, какое значение для русского человека имели созданные этими художниками произведения?
- Почему и сегодня работы этих мастеров пользуются большой популярностью и имеют такое большое значение?
- Работа над иллюстрацией иконы «Троица»
- Назовите самое великое творение Андрея Рублева.
- Что изображено на иконе Рублева «Троица»?
(Учитель зачитывает описание иконы «Троица» Андрея Рублева)
Замечаешь как ласково спокойно три ангела, как нежны и прозрачны краски на иконе. И тогда возникает ощущение мира, тишины и согласия. Становится ясно, что, хотя ангелы и очень разные, они едины и находятся в полном ладу между собой. И оттого грусть. Три ангела воплощалив себе главную истину православного христианства: господь един в трех лицах –Бога-отца, Бога – сына, и Бога – Святого духа. Всякому человеку было понятно мирное житейское содержание «Троицы». Нераздельность Троицы служила призывам к единению, преодолению, пагубной и гибельной для Руси раздробленности и розни.
Икона Рублева несла людям завещанную святым Сергием Радонежским идею соборности: быть всегда вместе, стоять заодно, сплотиться и объединиться.
? Какую идею, какой призыв несла «Троица» русским людям.
Учитель подводит учащихся к выводу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русская культура во второй половине XIII - середине XV века
Презентация по истории России, 6 класс....
РУССКАЯ КУЛЬТУРА во второй половине XIII — середине XV в
§26 РУССКАЯ КУЛЬТУРА во второй половине XIII — середине XV вине XIII — середине XV в...
Русская культура во второй половине XIX – начале XX в. Конспект для 10 и 11 классов
Краткий конспект по истории культуры рубежа веков. Основные направления, имена, произведения, творческие объединения....
«Русская литература во второй половине XIII-XV веке»
Технологическая карта урока истории в 6 классе на тему: «Русская литература во второй половине XIII-XV веке»...
Кроссворд по теме «Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII – XIV в.в.» для 6 класса
Кроссворд по теме «Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII – XIV в.в.»К учебнику Арсентьева Н.М., Данилова А.А., Стефанович П.С. Токаревой А.Я. История России, 6 к...
Конспект урока по истории «Русско-турецкие войны второй половины XVIII века» (8 класс)
Конспект урока по истории России (8 класс)...
Презентация к уроку истории «Русско-турецкие войны второй половины XVIII века»
Презентация к уроку истории «Русско-турецкие войны второй половины XVIII века» (8 класс)...