"Прогулка по Парижу. Импрессионизм в искусстве". Урок в 9 классе
план-конспект урока мхк (9 класс) по теме
На уроке происходит знакомство с творческими принципами импрессионизма, знакомство с работами Э.Мане, К.Моне, Э.Дега, О.Ренуара, с музыкальным творчеством К.Дебюсси, с культурными центрами Франции, Парижа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progulka_po_parizhu.docx | 24.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Прогулка по Парижу… Импрессионизм как художественное явление XIX века
Урок МХК в 9 классе
Цели урока.
Обучающие: знакомство с творческими принципами импрессионизма, знакомство с работами Э.Мане, К.Моне, Э.Дега, О.Ренуара, с музыкальным творчеством К.Дебюсси, с культурными центрами Франции, Парижа
Развивающие: развитие воображения, творческих и интеллектуальных способностей учащихся, развивать навыки и умение сотрудничать и работать в группе и др.;
Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к художественному слову, к культурным художественным ценностям человечества.
Этап урока | Деятельность учащихся | Оборудование урока |
|
|
|
2. Сообщение учащегося о музее Орсе |
| |
3. Сообщение учителя о Э.Мане |
|
|
4. Сообщение учащегося о К.Моне |
|
|
5. Сообщение учителя об О.Ренуаре.. |
|
|
6. Запись основных черт живописи импрессионистов |
| |
7. Работа в группах. |
|
|
8. Работа по музыкальному отрывку |
|
|
9. Работа с высказыванием Ш.Бодлера |
|
|
7. Подведение итогов. Домашнее задание. |
|
Ход урока.
Вступительное слово учителя.
- Какие ассоциации появляются у вас, когда вы произносите слово Париж? (Учащиеся рассуждают о своих ассоциациях).
- В.Гюго сказал: «Таков Париж. Дымки над его крышами – идеи, уносимые в мир». Как вы понимаете это высказывание?» ( Именно в Париже появлялись многие передовые идеи).
Дорогие ребята, сегодня наш урок мы проведем в самом прекрасном городе на земле, в Париже. А называется он «Прогулка по Парижу…Импрессионизм как художественное явление XIX века» Попробуйте представить, что мы совершаем полет и приземляемся в аэропорту им Шарля де Голля. Быстро мы мчимся по шоссе и приближаемся к центру города. (Звучит французский шансон.) Вы видите достопримечательности Парижа: Эйфелева башня, Лувр, Триумфальная арка и, наконец, музей Орсе. (Фотографии демонстрируются с помощью проектора) Нас встречает хранитель музея и расскажет о его удивительной истории.
Сообщение ученика.
В мае 1871 года происходили печальные для Парижа события. В разгар Кровавой недели был разграблен и сожжен особняк Орсе, где находился Государственный совет и Счетная палата. 25 лет обгоревший каркас особняка возвышался на берегу Сены. К Всемирной выставке 1900 года на его месте было решено построить седьмой и последний вокзал Парижа. Вот как писал об этом художник Эдуар Дегай: «Вокзал поражает своим великолепием и напоминает дверец изобразительного искусства…» Он был очень близок к истине. Ведь через 86 лет перед парижанами и гостями города открылся уникальный музей, который посещает около 3 миллионов человек в год. И я приглашаю вас посетить музей Орсе.
Учитель.
Музей Орсе – крупнейшее собрание импрессионизма. Именно это направление стало главенствующим в конце XIX века. Пройдемся по залам музея. Вы видите перед собой полотна Э.Мане, К.Моне, О.Ренуара. Сейчас это признанные мастера, картины которых стоят миллионы долларов. С чего же все началось? Пройдем в зал Эдуарда Мане. (Демонстрируются репродукции картин «Завтрак на траве» и «Олимпия»).
Париж 1863 год. Жюри ежегодной выставки отклоняет 2800 работ художников, желающих принять в ней участие. Разразившийся скандал доходит до самого императора Наполеона III. Он разрешает выставиться желающим в другой выставке, получившей название «Салон отверженных». Публика, приученная к академическому искусству, была в недоумении. Особенно поражала картина Эдуарда Мане «Завтрак на траве». Сквозь смех и непонимание толпы знатоки сразу заметили новаторство этой картины. Обнаженные женщины в окружении двух мужчин, одетых в современные черные сюртуки. Они спокойно отдыхают, не обращая внимания на смущенные взгляды окружающих. В этой картине больше вопросов, чем ответов. Попробуйте задать эти вопросы.
-Почему один мужчина говорит, а никто его не слушает? Почему другой смотрит, но ничего не видит? Почему только одна нагая женщина смотрит на зрителя и только она его видит? Наконец, в чем смысл соседства нагой женщины и одетых современных мужчин? Думается, что и сам Мане не ответил бы нам. Тем интереснее нам искать эти ответы. Нагота для него символ классической красоты, а Мане провозглашал свободу творчества.
Вторая его картина называется «Олимпия» Еще давно у Мане возникла мысль переосмыслить в собственном стиле знаменитую картину Тициана «Венера Урбинская» (Демонстрируется репродукция картины)
- Что вы видите общего в этих картинах, которые отделяют 400 лет? (Обе женщины лежат на кровати. На картинах есть еще персонажи: служанки и домашние животные)
- Что же делает Мане с классическим сюжетом?(Помещает чернокожую служанку, черную кошку, что оттеняет тело героини)
Учитель. На одной из выставок Мане поразился пейзажам, написанным художником, имевшим созвучную фамилию Моне. Пройдем в зал Клода Моне. Хранитель зала расскажет о его картинах.
Сообщение учащегося. Моне родился в Париже в 1840 году, но его родители переехали в Гавр, морской порт. Первыми впечатлениями Моне стали море, суда, обилие красок. Пейзаж приобрел ведущее значение в творчестве Моне. Именно в изображении природы художник осуществляет смелые эксперименты. Он избавляется от темных тонов, палитра приобретает свежесть и радужность. Именно ему направление «импрессионизм» обязано своим названием. Одна из картин Моне называлась «Impression», что значит впечатление. В Орсе представлены знаменитые его картины «Сен-Лазарский вокзал». В 1876 году Моне снял квартиру рядом с Сен-Лазарским вокзалом и получил разрешение работать на его территории. Он создал серию, включающую десять различных видов вокзала. На картине мы видим ту единственную минуту, когда дым ещё не рассеялся, и плохо видно паровоз и пассажиров. Секунда – и картина изменится…
Художник обращается к решению задачи: запечатлеть мгновение, а главное – атмосферу и свет. К таким картинам относятся: «Руанский собор», «Голубые кувшинки».
Учитель. А теперь ребята перейдём в следующий зал. Это зал Огюста Ренуара. Его называли живописцем «счастья». Ренуар создавал особенный мир пленительных женщин и беззаботных детей, радостной природы и прекрасных цветов. Вместе с Ренуаром мы можем посидеть в кафе («Бал в Мулен де ла Галет»), потанцевать («Деревенский танец»), покачаться на качелях («Качели»).
Давайте запишем основные черты живописи импрессионистов:
- Импрессионисты создали новый творческий метод живописи – работу на пленере (на открытом воздухе).
- Они считали, что единственный источник цвета – солнце.
- В природе не существует чёрного цвета в чистом виде.
- Пренебрегали к контурам.
- Перестали подразделять предметы на главные и второстепенные, могли не поместить главных действующих лиц в центр картины.
Работа в группах. Каждая группа получает репродукцию картины, находящуюся в музее «Орсе».
Задание: описать картину, рассказать о своём впечатлении, найти черты импрессионизма.
1 группа – Клод Моне «Голубые кувшинки».
2 группа – Эдгар Дега «Звезда балета, или Танцовщица на сцене».
3 группа - Огюст Ренуар «Бал в Мулен де ла Галет».
4 группа – Камиль Писсарро «Дилижанс в Лувсьённе».
Выступление групп.
Учитель. А мы продолжаем с вами путешествие по Парижу, выходим из музея и подходим к зданию Гранд Опера. Это настоящий дворец музыки. Этот театр построен в 1861 году (демонстрируется фотография театра). Здесь мы остановимся, чтобы послушать музыку. Импрессионизм оказал влияние на композитора Клоды Дебюсси. В своих произведениях он стремился передать первое впечатление от явления. Послушайте отрывок из его пьесы «Море» (звучит музыка).
- Запишите свои ассоциации (учащиеся работают в тетрадях).
Учитель. Завершить нашу прогулку мне хочется в самом романтичном районе Парижа Монмартре. В позапрошлом веке здесь располагались знаменитые кафе и кабачки – места встреч всех парижских художников (демонстрируются фотографии района Монмартр). Французский поэт Шарль Бодлер говорил: «Парижская жизнь обильна поэтическими и чудесными мотивами. Чудеса окутывают и питают нас как воздух; но мы их не видим».
- Как вы понимаете это высказывание?
- Как вы можете связать это высказывание с творчеством импрессионистов?
Итоговое задание. Напишите своё определение импрессионизма.
Я чувствую, импрессионизм – это…
Учитель. Мы улетаем из Парижа и ждем настоящей встречи….
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Прогулка по Парижу
Презентация "Прогулка по Парижу"...
Интегрированный урок физики и французского языка "Прогулки по Парижу" (обощение мателиала по темам: плотность, масса, сила тяжести, вес, давление, Эйфелева башня - символ Парижа)
Цель урока: обобщение пройденного материала по темам «Плотность вещества», «Сила тяжести», « Деформация», «Вес», « Давление твёрдых тел», "Эйфелева башня - символ Парижа"Задачи.Познакомить...
Технологическая карта урока в 9-м классе «Прогулка по Парижу»
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА с ЭОР в 9-м классе «Прогулка по Парижу»...
Урок французского языка " Прогулка по Парижу" 9 класс
Урок французского языка...
Разработка урока "Виртуальная прогулка по Парижу"
Систематизация всего учебного материала по теме: "Достопримечательности Парижа", формирование страноведчесокой компетенции, языковой догадки и понимание материала по всему курсу....
разработка урока по теме "Музеи Парижа. Импрессионизм.
Данная разработка предназначена по предмету "Французский язык" по учебнику Н. Селивановой и А. Шашуриной для 9 класса «Синяя птица» по теме "Музеи Парижа: Лувр и Орсе", а также содержит ма...
Прогулка по Парижу 6 класс
Презентация может служить дополнительным материалом к игре "Знаешь ли ты Париж?" на стр.100 2 части учебника Н. Селивановой и А. Шашуриной "Синяя птица" 6 класс...