Урок МХК "Мотив крика в искусстве"
план-конспект урока по мхк (10 класс) на тему
Конспект урока раскрывает основную художественно-педагогическую идею - социализация и субъективизация личности обучающегося средствами искусства. Интегрированный характер урока демонстрирует возможности глубокого изучения разных видов искуства на одном уроке, что при планировании 1 час в неделю крайне важно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_munku_-_yaroslavl.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Конкурсный урок в 11 классе школы №43 города Ярославль
Образ времени в картине Эдварда Мунка «Крик»
Жизнь есть усилие времени... Всё существующее...
должно превосходить себя, чтобы быть самим собой[1]...
Реальная культура находится вовсе не в музеях и не
сводится к их посещению, а состоит в чувстве бытия
или небытия.
Мераб Мамардашвили
Цель урока:
- открыть вместе с одиннадцатиклассниками загадку переходного периода (рубежа XIX-XX веков) в искусстве;
- на примере «знакового» произведения этого периода (Э.Мунк «Крик») проследить, как время влияет на художественный образ.
Художественное пространство урока:
- репродукции трёх картин Э.Мунка: «Крик», созданных в 1893 году; «Автопортрет» (1893);
- музыка Рихарда Вагнера.
Дидактический материал урока:
- иллюстративный (репродукция картины «Крик» на столе каждого ученика; видеоряд репродукций, спроецированных на экран);
- конверты с раздаточным материалом по теме «Стилевые особенности и эстетические принципы искусства XIX века и рубежа веков».
I. Погружение в тему диалога (формулирование темы урока и выбор его цели)
Учитель:
Здравствуйте, дорогие современники, выпускники школы №43 имени А.С. Пушкина, здравствуйте, юноши и девушки XXI века, стоящие на пороге самостоятельной взрослой жизни, а МИР вас ждёт.
А какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать человек, чтобы не растеряться, не раствориться в сложности бытия, чтобы, по выражению грузинского философа Мераба Мамардашвили, «быть самим собой»?
(Учитель подводит учеников к выводу: «Уметь соотносить Я во времени и пространстве» и открывает первую часть эпиграфа урока)
Учитель:
Перефразируя слова Людмилы Марасиновой, можно сказать, что «веков разорванную нить» помогают осознать произведения искусства, назначение которых не только в художественном отображении жизни, но в ориентации человека в сложном и порой неоднозначном мире.
Перед вами картина[2] известного норвежского художника Эдварда Мунка. Нарочито скрыто и название произведения, и год его написания. Всмотритесь внимательно в картину и определите, какое время она отражает: XYIII, XIX, рубеж XIX-XX веков, XX век? Аргументируйте свой ответ.
II. Наблюдение над картиной. (Параллельно этот процесс осмысления художественного произведения сопровождается рассказом учителя о художнике Э.Мунке).
Эдвард Мунк, как я уже сказала, норвежский живописец и график. Несколькими штрихами его портрет можно нарисовать так:
- в детстве пережил сильное потрясение: сначала умерла мать, а позднее 15-летняя сестра;
- получил профессиональное художественное образование: школа рисования и художественных ремёсел в Осло;
- почти 10 лет жил во Франции, увлёкся идеями Фридриха Ницше; влюбился в театр, в частности в творчество Генриха Ибсена и Августа Стриндберга с его повышенным вниманием к сложным психологическим состояниям человека;
- его произведения оказали большое влияние, в первую очередь, на творческую молодёжь;
- лучшие его картины (внимание на экран!) «Больная девочка», «Мадонна», «Танец жизни». Их можно увидеть в музее художника в Осло, кстати, это единственный музей в столице Норвегии, посещение которого для посетителей бесплатное.
(Учитель заканчивает комментарий о жизни художника, и звучит музыка Рихарда Вагнера)
III. Диалог.
(Ученики дают аргументированные варианты ответов, учитель предлагает их фиксировать, чтобы сформулировать тему урока).
Вывод: картина написана на рубеже веков (учитель указывает точную дату – 1893 год)
Учитель:
Регламент конкурсного урока не даёт возможности выбора темы учителем совместно с учениками, поэтому учебный материал я выбирала сама, ориентируясь на «знаковый» характер этого произведения. Рубеж веков известный современный искусствовед Михаил Гаспаров назвал «эпохой множества «измов», имея в виду многообразие течений, стилей в искусстве: импрессионизм, постимпрессионизм, неоимпрессионизм, модерн, символизм, экспрессионизм, футуризм, акмеизм и т.д. Мунк синтезировал в этой картине сразу несколько «измов», говоря языком Гаспарова, но об этом мы поговорим позднее. А сейчас я прошу вас сформулировать тему урока.
(Примерные темы: «Зачем кричит человек в картине Э.Мунка «Крик»; «Образ времени в картине...»; «Смысл художественного образа в картине...» и др.)
Учитель:
Чтобы очертить круг вопросов для обсуждения, важно уяснить, как изменились эстетические принципы и что нового появилось в стилистическом отношении в произведениях искусства рубежа веков.
Предлагаю поработать в парах. На ваших столах конверты-задания, в которых помещен материал, характеризующий особенности искусства XIX века и рубежа веков. Опираясь на знания об особенностях искусства XIX века, думаю, вы правильно систематизируете этот материал, разнеся его по двум группам, отражающим соответственно эпоху XIX века и рубежа веков.
IY. Аналитическая работа в группах (Сопровождается музыкой Р.Вагнера)
После систематизации материал должен выглядеть так:
XIX век | Рубеж веков XIX и XX |
-изображение типичных характеров в типичных обстоятельствах; - полное и всестороннее отображение действительности; - точность и конкретность деталей; - типизация индивидуально-неповторимого; - правда жизни; | - склонность к деформации реальности; - приоритет субъективного над объективным; - эскизность; - всё большее и большее нарушение равновесия между формой и содержанием; - рождение всё новых и новых художественных идей; - максимальная выразительность художественного образа; |
Y. Творческая лаборатория.
Учитель:
«Нам часто придётся умолкать перед лицом неведомого», - заметил один из поэтов рубежа веков Рене Рильке, словно предугадывая многозначность и неоднозначность тех произведений, которые явятся миру и будут требовать ответа.
Какие вопросы задаёт нам Мунк своим произведением? А какие вопросы есть у вас?
- Какие характеристики крику можно дать, исходя из колорита картины?
- Подберите определение крику, соотнося каждое из характеристик с определенным цветом в картине.
пронзительно-жёлтый – испепеляющий душу, предупреждающий о грозящей катастрофе, о вселенской трагедии;
кроваво-красный – тревожный, надрывный;
безжизненно-голубой – одинокий, потерянный;
волнисто-изумрудный – безысходный. (Как не вспомнить Достоевского и его героя Мармеладова: «Когда идти некуда»);
- Как композиция картины помогает понять авторский замысел, идею произведения?
- Какова, по вашему мнению, причина крика. Составьте небольшой рассказ, опираясь на сюжет картины.
- Почему художник отказывается или почти отказывается от детализации, предпочитая предметам линию?
- Какие символы вы можете обозначить в картине?
- Как вы можете определить формулу творчества художника?
VI. Обобщение и выводы по уроку.
Не дано трансмиссиям ремнями
Колесо грядущего вертеть.
Времена толкуют с временами.
Будет скрыто многое и впредь,
Чтобы наши завтрашние дали
Мы в себе сегодня обретали.
Чтобы вам легче было «разговаривать» с произведением искусства, я приготовила своеобразные памятки «Как анализировать художественное произведение». Для кого это важно и кому это нужно, пожалуйста, подойдите на перемене.
[1] Эпиграф урока открывается на уроке поэтапно: первая часть осмысливается учениками в начале урока, а вторая, выделенная курсивом, в заключение разговора.
[2] Учитель договаривается с детьми о том, что условно репродукцию в ходе урока возможно называть «картиной», осознавая, что это, конечно, репродукция.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Бинарный урок истории и изобразительного искусства "Жизнь коротка, искусство вечно"
Обобщить и повторить изученный материал по теме "Искусство в первобытном обществе", "Искусство Древней Руси" и познакомить с характерными чертами современных Нано-технологий можно на бинарном уроке ИЗ...
Конспект урока по истории изобразительного искусства в 4 классе на тему: Искусство западной Европы (X-XIVв.в.).Романское и готическое искусства в архитектуре.
Формирования понятий о средневековом искусстве.Обобщение знаний о ведущей роли архитектуры в синтезе средневековья.Закрепление представлений об особенностях романского и готического искусства....
Интегрированная система уроков литературы, истоков, изобразительного искусства. (1урок литература; 2урок истоки; 3 урок изобразительное искусство; итог подводиться на классном часе)
Тема: К.Г. Паустовский «Теплый хлеб». Сказка о труде и взаимной выручке....
Презентация к уроку на тему: «Деревня – деревянный мир. Гармония жилья и природы» (4 класс, Модуль «Истоки родного искусства», урок № 2. Программа «Изобразительное искусство» под ред. Б.М. Неменского) (Часть 1)
Презентация к уроку на тему: «Деревня – деревянный мир. Гармония жилья и природы» (4 класс, Модуль «Истоки родного искусства», урок № 2. Программа «Изобразительное ...
Презентация к уроку на тему: «Изображение в искусстве животного как объекта поклонения, изучения и опоэтизированного художественного образа» (5 класс, Урок № 29. Программа «Изобразительное искусство» под ред. Т.Я. Шпикаловой)
Тема: Животные - братья наши меньшие....
Урок по предмету изобразительное искусство: «ИЗОБРАЖЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА И ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ИСКУССТВА», 6 класс Тема урока: Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств.
Конспекты уроков содержат основной материал по некоторым темам для учащихся 6, 7-х классов....
Конспект урока музыки и изобразительного искусства в 6 классе . учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны, учителя изобразительного искусства Поляковой Альмиды Салляховны. Тема урока: «Космос в музыке и в живописи"
Конспект урока музыки и изобразительного искусства в 6 классепо программе Г.П.Сергеевой, Критской Е.Д, Неменского Б.М.учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны,...