Статья "Проектная деятельность на уроке"
статья
В данной статье говориться о возможностях реализации проектной деятельности учащихся непосредственно на уроках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_proektnaya_deyatelnost_uchashchihsya_na_uroke.docx | 14.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Тарасова О.К.
Санкт- Петербург
Статья «Проектная деятельность на уроке»
Существуют различные способы организации проектной деятельности учащихся.
Один из них связан с использованием метода проектов. Суть этого метода заключается в том, что совместная деятельность учителя и ученика осуществляется через детальную разработку проблемы, замысла, технологию, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным способом.
Этапы такой деятельности зависят от сложности проблемы, долгосрочности ее решения, возрастных возможностей учащихся и т.д. Для старшеклассников они могут быть следующими:
- подготовительный: мотивация, постановка проблемы, выбор темы проекта, определение цели и задач;
- планирование: отбор источников информации и выбор способов представления конечного результата деятельности;
- поисково-информационная деятельность: работа с источниками информации, поиск, отбор, анализ и обобщение полученных сведений;
- осмысление полученных результатов и формулирование выводов;
- защита проекта, оценка конечного результата деятельности группы учащихся.
Разрабатываемые таким образом групповые проекты, включают и замысел, и его реализацию. Они носят долгосрочный характер и предполагают использование как урочной, так и внеурочной деятельности учащихся. При этом актуально задуматься и о характере сотрудничества преподавателя и участников проекта, о развитии самостоятельности каждого ученика.
В настоящее время необходимо обучение проектной деятельности всех учащихся основной школы. В связи с этим, рассмотрим возможности урочной формы обучения математике в 5-6 классах.
В 5-6 классах необходимо обеспечить становление индивидуальной учебной деятельности.
В частности, учащиеся должны уметь самостоятельно формулировать проблемы, ставить перед собой цели, находить средства их решения, осуществлять контроль своих действий и результатов деятельности. Из вышеперечисленных умений большая часть используется в процессе индивидуального ученического проектирования. Под проектной деятельностью будем понимать деятельность, направленную на разработку проекта. Его структура может быть различной, но обязательными всегда остаются: наличие темы, проблемы, средства ее решения, ожидаемый результат.
Приведу пример проекта, разработанного учеником пятого класса.
Тема «Способы рационального вычисления».
Проблема. Часто бывает, что все задания контрольной работы выполнены, а отметка снижена, так как допущена вычислительная ошибка. А иногда просто не успеваешь выполнить весь объем работы, так как «запутался» в долгой последовательности вычислений. Может, существуют способы, позволяющие экономить время?
Средства решения проблемы:
1). Изучение в учебниках и дополнительной литературе, в интернете теоретической базы рациональных вычислений;
2). Выделение способов рациональных вычислений;
3). Классификация вычислительных ошибок;
4). Решение наборов упражнений;
5). Подбор упражнений на использование способов рациональных вычислений;
6). Составление заданий на их применение.
Ожидаемый результат:
1). Отсутствие вычислительных ошибок в контрольных и проверочных работах.
2). Систематизация способов рационального вычисления и успешное их применение.
3). Сообщение-защита проекта в классе по теме «Способы рационального вычисления».
Разрабатывать такие проекты без специальной подготовки могут не все дети, а лишь успешно осваивающие учебный материал при консультационной поддержке учителя. Обучать можно, используя традиционный прием, условно назовем его «делай как я, делай лучше, чем я». Его суть состоит в показе проектов, выполненных другими учениками и предложении разработать свой. Но такой подход противоречит сущности гуманитарного проектирования, ибо она предполагает прохождение учащимися фазы проблемности, неопределенности, кризиса. Необходимо, чтобы в проекте просматривалось личное отношение ученика к поставленной проблеме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
От исследовательской деятельности на уроке к индивидуальной исследовательской деятельности ученика
Из опыта работы учителя русского языка и литературы....
Проектная деятельность на уроках истории и обществознания как дополнительный стимул к творческой познавательной деятельности.
О роли проектной деятельности в процессе формирования образовательных компитенций у школьников на уроках историии и обществознания; О дополнительных стимулах позновательной деятельности учащихс...
Исследовательская деятельность через урок и внеурочную деятельность
В статье рассказывается как учащимся предоставляется возможность применять свои умения и знания в новой ситуации. Это способствует не только развитию мышлени...
Проектная и исследовательская деятельность на уроках истории и во неурочной деятельности
Выступление на конференции...
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕРЕЗ УРОК И ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ
Основные направления и формы научно- исследовательской деятельности учащихся на уроках и во внеклассной деятельности...
Мастер-класс Тема «Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательной активности обучающихся»
Тема «Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательной активности обучающихся»Цель мастер - клас...