Методическая разработка проектной задачи по истории «Лара Крофт: расхитительница гробниц в стране Кемет – «Черная земля»
методическая разработка

Коннычева Ольга Вячеславовна

Пример проектной задачи для учащихся 5-х классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konnycheva_o.v.kroft_.docx28.83 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка проектной задачи по истории

«Лара Крофт: расхитительница гробниц

в стране Кемет – «Черная земля»

Американскому философу и социологу  Элвину Тоффлеру принадлежит следующее высказывание «Безграмотными в XXI веке будут не те, кто не умеет писать и читать, а те, кто не умеет учиться, разучиваться и переучиваться». Действительно, на сегодняшний день одной из главных задач образования является не только освоение учеником обязательного минимума содержания образования, но и овладение учеником системой учебных действий с изучаемым предметным материалом. В соответствии с образовательным стандартом система учебных действий носит название универсальные учебные действия. Умение учиться формируется как на уровне начального общего образования, так и при получении основного общего образования.

По результатам анализа Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) показатели качества российского образования за последние три года несколько снизились. Задания PISA проверяют не заученный материал по биологии, географии, физике и обществознанию, а  владение учеников компетенциями в различных контекстах этих предметов и межпредметного взаимодействия: здоровье человека, природные ресурсы, окружающая среда, экология, открытия в области науки и технологии. Как оказалось, наши школьники не могут использовать в нестандартной ситуации весь арсенал известных предметных способов и средств действия.

В нашем образовательном учреждении уже несколько лет пытаются решить эту проблему через организацию проектной деятельности в 6-11 классах. Учащимся  1-5 классов еще трудно сформулировать задачу, найти способы ее решения, поэтому формирование  УУД  происходит с внедрения в практику школы системы проектных задач, которые ориентированы на оценку способности школьников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи на основе сформированных предметных знаний и универсальных учебных действий. По определению А.Б. Воронцова под проектной задачей понимается задача, «…в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата («продукта»), и входе решения которой происходит качественное изменение группы детей [3]. Проектная задача принципиально носит групповой характер». В отличие от проекта ученику предлагают все необходимые средства и материалы в виде набора или системы заданий и требуемых для их выполнения данных. Проектная задача может быть предметная и межпредметная, одновозрастная и разновозрастная. Она позволяет организовать взаимодействие детей между собой при решении поставленной ими самими задачи, учит способу проектирования, через специально разработанные задания, дает возможность посмотреть, как группа детей осуществляет «перенос» известных им предметных способов действий в модельную ситуацию.  Итоговым решением проектных задач будет реальный продукт (текст, схема, таблица, графики и т.д.) [4].

Рассмотрим проектную задачу «Лара Крофт: расхитительница гробниц в стране Кемет – «Черная земля», которая проходила в начале второй четверти в пятых классах, после изучения темы «Древний Египет» по истории. В данной проектной задаче основной акцент делался на  комплексное использование освоенных в разных предметах способов действий в модельной ситуации, требующей от школьников совместного решения. В ходе выполнения проектной задачи осуществлялся мониторинг сформированности УУД обучающихся 5 классов. Проектная задача была построена на материале следующих предметных областей: история, математика, информатика, русский язык, география. Планируемый педагогический результат – демонстрация учащимися освоения предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях, умения объединить способы действий из разных дисциплин для достижения цели; умения, работая в малой группе, создавать конечный продукт – «Иллюстрированный путеводитель по Египту».

На начальном этапе происходило погружение в проектную задачу: учащиеся получили письмо на английском языке от известного археолога Лары Крофт. В этом письме она просила помочь разыскать её пропавшего отца (не известно, в какой именно стране осуществлять поиск, есть только снимки страны из космоса). Это мотивационный этап, на котором учащиеся включаются в деятельность и формируют задачу по результатам разбора проблемной ситуации.

Следующий этап - организация деятельности. Школьникам было предложено организовать группы, распределить роли в группах, спланировать деятельность по решению задач, продумать возможные формы презентации результатов.

Далее учащиеся работали с предметными заданиями, ответы записывали в бланки ответов и вкладывали их в конверт. Конверт в конце работы нужно было запечатать и подписать на английском языке для отправки найденной информации Ларе Крофт.

Задания предметных областей являлись отдельными элементами общего итогового продукта проектирования. Количество заданий в проектной задаче – это количество действий, которые необходимо совершить, чтобы задача была решена. Приведем примеры некоторых предметных заданий, которые были предложены учащимся для решения проектной задачи.

Содержание предметных заданий

Знания, умения и способы действия, на которые опирается задача

История.

Учащиеся знакомятся с историческим источником – воспоминаниями древнегреческого историка Диодора Сицилийского и отвечают на вопросы к документу. Определяют местоположение Древнего Египта по карте, на основе информации, представленной в тексте.

Местоположение и природные условия Древнего Египта; умение работать с исторической картой, использовать историческую карту как источник информации о древнейших цивилизациях; умение проводить поиск информации в отрывках исторических текстов.

Математика.

Учащиеся знакомятся с информацией о пирамиде Хеопса и выполняют следующие задания:

  1. Представьте, что рядом с пирамидой Хеопса одновременно возводили многоэтажный дом. Определите, какое минимальное количество этажей должно быть в этом доме, чтобы он сравнялся с пирамидой? (Высота одного этажа 3 метра.)
  2. Сколько человек работало в строительстве пирамиды в последние 3 месяца?
  3. Если бы вам пришлось сделать макет пирамиды Хеопса для музея, то какую развертку вы бы выбрали? Нарисуйте соответствующий иероглиф. Учащимся предлагается выбор из нескольких разверток-чертежей

Проведение математических расчетов с числами; определение соотношения единиц длины; измерение величин.

«Геометрическое зрение» (способность анализировать чертёж: выделять элементы фигуры; мысленно перемещать, поворачивать; реконструировать фигуру по развертке.

Информатика.

Учащиеся выполняют следующие задания:

1. На протяжение тысячелетий люди записывали информацию. Какие носители информации использовались в Древнем Египте?

2. На уроках информатики вы изучали различные носители информации. А что вы знаете о самых древних из них?  Определите, технология изготовления какого древнеегипетского носителя информации представлена на рисунке?

3. Переведите данное ниже предложение («Египтяне орошали землю и занимались земледелием, рыболовством, строили дороги») на древнеегипетский   язык, используя носитель информации – папирус и слова-символы.

Хранение информации. Память человека и память человечества. Носители информации. Файлы и папки. Передача информации. Источник, канал, приёмник. Примеры передачи информации. Код, кодирование информации.

Преобразование информации по заданным правилам; умение приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека; приводить примеры древних и современных информационных носителей.

На заключительном этапе осуществлялась презентация результатов и рефлексия. Учащиеся представляли свою страничку иллюстрированного путеводителя по Древнему Египту.

Не менее важной составляющей в реализации проектной задачи является оценка (кто, когда и как оценивает результаты работы). Учащимся-участникам проектной задачи предлагают заполнить страничку собственного дневника открытий, где они должны были зафиксировать открытия, которые они сделали во время участия в проектной задаче (дневник открытия учащиеся также вели по ходу выполнения проектной задачи).

Метапредметные результаты оценивались экспертами, наблюдавшими за работой школьников. В каждой группе учащихся на протяжении всех этапов решения проектной задачи присутствовал взрослый, который наблюдал и с помощью специальных экспертных листов описывал и оценивал действия группы и каждого члена группы.

Проектная задача – эффективный развивающий метод в образовательном процессе. Применение таких задач повышают мотивирует школьников, а учителю позволяет отслеживать способы работы и способы действий учащихся в нестандартных ситуациях учения.

Литература

  1. Воронцов А.Б.. Сборник проектных задач. Начальная школа. Пособие для учителей общеобразоват. учреждений. В 2 вып. Вып 1.-М.: Просвещение, 2011.
  2. Воронцов А.Б.. Сборник проектных задач. Начальная школа. Пособие для учителей общеобразоват. учреждений. В 2 вып. Вып 2.-М.: Просвещение, 2012.
  3. Воронцов А.Б. Проектная задача как инструмент мониторинга способов действия школьников в нестандартной ситуации учения//https://nsc.1sept.ru
  4. Проектные задачи в начальной школе: сборник для педагогов / сост. Г.А.Хардина, С.С. Салимова – Лысьва: МАУ ДПО «Центр научно-методического обеспечения», 2016

Приложение I

Проектная задача для обучающихся 5 класса

«Лара Крофт Расхитительница гробниц

в стране Кемет – «Черная земля»

Цель:

- обеспечить комплексное формирование УУД обучающихся в нестандартной ситуации учения;

- осуществить мониторинг сформированности УУД обучающихся 5 классов в рамках решения проектной задачи

Мотивационный этап:

1. Дети получают письмо на английском языке:

I need your help.

Let’s meet at the assembly hall!

Подсказка. 

Assembly hall –  является центром общественной, творческой жизни школы, предназначен для проведения различных учебных и творческих мероприятий.

2. Отгадав место встречи,  они с учителем переходят в актовый зал для решения задачи.

3. В актовом зале: Приветствие Ведущего:

Видеопослание Лары Крофт (на английском языке):

Отец путешественницы Лары Крофт исчез при загадочных обстоятельствах, когда она была маленькой.  Но недавно она получила письмо, в которое был вложен загадочный рисунок (снимок реки Нил из космоса, на экране). Помогите Ларе Крофт определить, что изображено на рисунке и что это за место?

(Дополнительные подсказки: символы Египта – папирус,  скоробей, сфинкс).

4. Обучающиеся  прослушивают аудиотекст письма, могут работать с напечатанным письмом, определяют место (Египет) о котором им нужно собрать информацию и отправить ответным письмом Ларе Крофт .

5. Далее работают с предметными заданиями, ответы записывают в бланки ответов и вкладывают их в конверт. Конверт в конце работы запечатывают и подписывают  адресата, передают наблюдателям для отправки.

6. Итоговое задание: создать страничку иллюстрированного путеводителя по Древнему Египту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка по теме "Лингвистическая экспедиция в страну Имён прилагательных"

В уроке представлен материал, который может быть использован для повторения знаний о прилагательном....

Методическая разработка "Проектная деятельность учащихся. Конкурс проектных работ"

Данная методическая разработка содержит положение о конкурсе проектных работ с описанием цели, структуры и критерии оценки проектов; практические приложения .Приложение1  содержит примерные темы ...

Методическая разработка проектной задачи "Ландшафтный дизайнер"

При работе в СПб ГБПОУ "Садово-архитектурный колледж" в группах по освоению профессии "Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства", преподавая учебную дисциплину "математика", я разра...

Методическая разработка проектной деятельности учащихся 9-х классов "Достопримечательности города Горячий Ключ в экспериментальных задачах по физике"

Методическая разработка проектной деятельности учащихся 9-х классов "Достопримечательности города Горячий Ключ в экспериментальных задачах по физике" .Презентация, документ, буклет....

Методическая разработка урока по всеобщей истории на тему " Греческие колонии на берегах Черного и Средиземного морей"

Представленная разработка урока составлена в соответствии с учетом индивидуально-возрастных особенностей учащихся 5 класса, требований ФГОС и ИКС, с использованием ИКТ. Инструменты урока применимы для...

Разработка проектной задачи по ИЗО

Создание эскизов знаков-пентограмм для обозначения кабинетов в школе. Отработка компетенции и умения, входящие в понятие ЧГ1. Находить и извлекать информацию1.1. Определять место, где содержится иском...

Методический материал на IV Всероссийский дистанционный конкурс среди классных руководителей на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий в Республике Бурятия «Читая, изучаем историю страны (по произведениям А. Гайдара)»

В связи с тем, что в настоящий момент вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения приобретают первостепенный характер для нашего общества, идея воспитания гражданственности и патриотизм...