Интегрированный урок (история, обществознание, литература) по теме "Российское общество вчера и сегодня"
план-конспект урока по истории (11 класс)
Интегрированный урок объединяет содержание нескольких родственных предметов. Такое объединение позволяет решать большее количество задач за короткое время.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_teme_rossiyskoe_obshchestvo_vchera_i_segodnya.docx | 43.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Российское общество вчера и сегодня.
Цели:
-сформировать образное представление об особенностях общественно-политического и культурного развития СССР в 30-е гг. и на современном этапе в процессе сравнения романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» и исторических материалов;
- продолжить формирование творческого, сознательно-исследовательского восприятия материала, навыков работы в группах, умение вести дискуссию, умение работать с текстом художественного произведения, дополнительной исторической литературой;
- формировать активную жизненную позицию; прививать учащимся интерес к истории и литературе.
Оборудование: компьютер, текст романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита», учебник история России 11 класс, учебник обществознание, презентация.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний (интегрированный)
Ход учебного занятия:
1.Организация урока -1 мин.
Цель этапа: Подготовка учащихся к работе.
-Итак, начинаем наш урок.
2.Цель урока -2 мин.
Учитель истории:
-Пользуясь опорой на слайде, попробуйте сформулировать тему нашего урока.
30-е гг. XX в. ? 2020 г. XXI в.
- Запишите тему «Российское общество вчера и сегодня» в рабочие листы.
-Сегодня нашу тему рассмотрим с позиции разных предметов - истории, обществознания, литературы.
-Как вы думаете, какая основная задача нашего урока?
-Сравнить политическую и духовную жизнь советского общества 30-х гг. и современного российского общества.
3.Актуализация выполнения домашнего задания (опережающего) – 1мин.
Цель этапа: Выявление факта выполнения домашнего задания у всего класса за короткий промежуток времени, устранение типичных ошибок.
4.Исследование (сравнение) - 24 мин.
Цель этапа: установить, усвоили ли учащиеся связь между фактами
Учитель литературы:
-Сегодня мы работаем по группам. 1 группа – политическая сфера, 2 группа – духовная сфера.
От групп выберите экспертов и ответственных за оценочные листы.
Ваше домашнее задание заключалось в подборе материала из романа «Мастер и Маргарита», ярко иллюстрирующего жизнь общества 30-х гг. прошлого века. Вам предлагались различные способы подачи материала, давайте посмотри, что у вас получилось.
Слово 1-ой группе.
1-а) странные исчезновения людей из квартиры №50 «однажды в выходной день явился на квартиру, вызвал в переднюю второго жильца и сказал, что его просят зайти на минутку в отделение милиции в чём-то расписаться. (Комментарий цитаты).
1-б) Считаю долгом сообщить, что наш председатель жилтоварищества дома номер триста два-бис по Садовой, Никанор Иванович Босой, спекулирует валютой… говорит жилец означенного дома из квартиры № 11, Тимофей Квасцов. Но заклинаю держать втайне моё имя. Опасаюсь мести вышеизложенного председателя. Коровьев по телефону гл.9
(Комментарий цитаты)
Учитель литературы:
- Поступки некоторых персонажей помогают понять реальность происходящих событий: доносы и стукачество по телефону (Коровьев и его проделки). Тотальные проверки документов («А у вас есть документик?»).
Секретные наблюдения за гражданами. Взяточничество (Никанор Иванович Босой «брал, прописывал за деньги, не спорю прямо скажем, все воры в домоуправлении»). Бюрократизм (пишущий пиджак). Вот таким увидел политическую обстановку 30-х гг. М. Булгаков.
Учитель истории:
- Итак, что же это было за время, в которое жил и творил М.А.Булгаков? Верно ли отражена в романе политическая ситуация в стране?
Перед вами на экране перечень важнейших общественно-политических и культурных событий в жизни СССР в 30 гг. Ваша задача - выбрать события, которые находят отражение в романе, и записать их номера в рабочий лист.
Важнейшие общественно-политические и культурные события 30-х годов XX века.
1.Укрепление культа личности Сталина. (Создаётся культ харизматического вождя И.В.Сталина)
2.Уничтожены партии меньшевиков и эсеров. (нач. 30-х)
3.Постановление ЦК компартии «О перестройке литературно-художественных организаций». (апрель 1932г.) (Созданные в начале 1930-х годов творческие союзы (писателей, художников, архитекторов, композиторов) вытеснили пестрые литературные и художественные группировки)
4.Убийство С.М.Кирова и начало массовых репрессий. 1934г (30-е годы XX века – время массовых репрессий. Эпоха, когда любое проявление свободы мысли и слова жестоко каралось)
5. I Всесоюзный съезд советских писателей, утверждение метода социалистического реализма. (1936г)
6.Сложилась командно-административная система.
7.Принятие Конституции «победившего социализма». (1936г)
Учитель истории:
-Исходя из исторических реалий, подтверждённых страницами романа, какой политический режим сложился в СССР?
-Назовите черты тоталитарного режима и подтвердите их историческими фактами.
Тоталитарный режим:
1)монополия одной партии;
2)уничтожение оппозиции;
3)отсутствие демократических свобод;
4)унификация всей общественной жизни;
5)массовые репрессии;
6) построение системы всеохватывающих массовых общественных организаций, с помощью которых партия обеспечивает контроль над обществом;
7)централизованная система контроля и управления экономикой,
8)господство одной идеологии;
9)жесткая цензура;
10)культ личности;
-Вывод: 30- годы XX века – это эпоха глобальных преобразований в Советской стране. Это время жесткой политической диктатуры, политическая власть сосредоточилась в руках ВКП (б). Время расцвета культа личности И.В. Сталина. Время, когда за инакомыслие расстреливали, отправляли в ГУЛАГ без суда и следствия. В эти годы оформляется сильный репрессивный аппарат – НКВД. Эти изменения коснулись и культуры, в которой воцарилась политика жесткой регламентации и контроля, не допускающая ни малейших отклонений от «генеральной линии».
-А что вы можете сказать о политической обстановке в наши дни?
Демократический режим:
1)признание народа высшим источником власти;
2) выборность основных органов государства;
3) равноправие граждан;
4) подчинение меньшинства большинству при принятии решений;
5) гласность;
6)плюрализм (конкуренция различных мнений и позиций);
Учитель истории:
- Сравнивая политическую жизнь общества периода 30-х годов и наших дней, какой вывод можно сделать?
Учитель литературы.
- А теперь давайте проследим, произошли ли изменения в духовной сфере и какие?
3-б)…в нашей стране атеизм никого не удивляет…большинство нашего населения сознательно и давно перестало верить сказкам о боге. Берлиоз
Учитель литературы:
-Каково отношение к религии у героев романа?
-Показаны ли люди, верующие в бога?
Учитель истории:
-Правильно ли было видение Булгакова религиозной атмосферы в 30-е гг.?
Попытка полного уничтожения религии. Гонения на религию и церковь.
-В чем это проявлялось?
- Разрушение православных святынь, взрыв Храма Спасителя (1931г). Только в Москве в 30-е года были разрушены Сухарева башня, Чудов монастырь в Кремле, Красные ворота, сотни церквей.
- 1928г.- > 30 тыс. церк.приходов, 1939г. – 100 действующих храмов
- Тысячами сжигались иконы, богослужебные книги.
- Драгоценная церковная утварь переправлялась на лом.
- Священнослужителей арестовывали, ссылали в отдаленные местности, заключали в лагеря, расстреливали.
-Что изменилось в положении церкви сегодня?
- По Конституции РФ в нашей стране свобода совести т.е. каждый может исповедовать любую религию, а может быть атеистом.
- По ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" граждане могут свободно объединяться в религиозные объединения.
- Признание государством и обществом различных религиозных объединений
- Российское государство и РПЦ взаимодействуют в различных областях жизни общества (духовное, культурное, нравственное и патриотическое образование и воспитание, охрана, восстановление и развитие исторического и культурного наследия)
Вывод: сделайте вывод о положении церкви в 30-е гг. и сегодня.
Учитель литературы:
-А каков нравственный облик человека?
4-а)Любят деньги, но ведь это всегда было… Ну легкомысленны … ну, что же … и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди … В общем … квартирный вопрос только испортил их. Воланд
(комментарий цитаты).
-Вспомните, в каких ещё эпизодах романа показано отношение людей к деньгам?
-Назовите моменты романа, где поднимается квартирный вопрос?
-А каково отношение к деньгам сегодня?
-Как обстоит квартирный вопрос в наши дни?
4-б)…трусость, несомненно, один из самых страшных пороков. Нет, это самый страшный порок! Иешуа (комментарий цитаты).
Учитель литературы:
-Почему Иешуа называет трусость страшным пороком?
Учитель литературы:
-Похождения Воланда и его свиты в Москве позволили писателю показать несовершенство человеческого общества. М.А.Булгаков «вскрывает» извечные людские пороки. Это роман о нравственной ответственности человека за свои поступки (в любое время, в любой период истории).
Учитель истории:
-По мнению вождей государства, высокие идеи должны были быстро перевоспитать людей, сделать их честными, правдивыми строителями «нового общества». Средства массовой информации превозносили трудовые подвиги советских людей, их преданность партии и народу. Но идеальный «советский человек» существовал только на бумаге, в отчетах и лозунгах.
Учитель литературы:
-Изменился ли нравственный облик человека в наши дни? (ВЫВОД)
-Мы пришли к неутешительному выводу, что нравственный облик человека не изменился. Значит, у человечества нет будущего?
-А что лично вы сделали, чтобы быть лучше?
Учитель истории:
-Давайте подведём итог нашего исследования, изменилось ли общество 30-х гг. и современное? Слово экспертам.
Российское общество вчера и сегодня.
Линии сравнения | 30 гг. XXв. | 2020 г. XXI в. | |
Политическая сфера (политический режим) | Тоталитарный режим: 1)контроль всех сторон жизни 2)монополия одной партии 3)общество отстранено от власти 4)нет демократических свобод 5)унификация всей общественной жизни 6)массовые репрессии 7)духовное порабощение 8)централизованная экономика 9)одна идеологии 10)жесткая цензура 11)культ личности 12) уничтожение оппозиции | Демократический режим: 1) народ- высший источник власти 2) выборность основных органов государства 3) равноправие граждан 5) гласность 6)плюрализм 7)права и свободы граждан | |
Духовная сфера (религия, нравственный облик человека) | 1.Гонения на религию и церковь. 2. В обществе сложилась непростая духовная атмосфера. Человек имеет пороки. | 1.Свобода совести. 2.Время другое, но, как и во все времена были люди, творящие добро и были люди, которые сеяли зло. |
-Вывод: За последние годы в жизни общества произошли глобальные перемены. Наша жизнь изменилась коренным образом. Большие перемены произошли в политической сфере, в духовной сфере – в религии. И только неизменным, к сожалению, остаётся человек. Спасти себя от морального падения может только сам человек. Каждый человек самостоятельно выбирает себе путь, по которому должен пройти. Преступая общепринятые нормы нравственности и морали, отворачиваясь от них, человек встает на путь лжи, неискренности, безверия, корысти, т.е. греха. И отвечать за свои поступки он будет перед самим собой.
5.Итог урока -2 мин.
Учитель истории:
-Понять и проанализировать то, что происходило в 30-е гг. очень важно для нас сегодня, потому что многие явления того периода находят отголоски сейчас. Мы учимся анализировать прошлое, учимся говорить вслух, читать заново свою историю. И вам, новому поколению, нужно осмыслить и понять корни этих явлений, чтобы нашу Родину сделать свободной, демократической, открытой.
Учитель литературы:
-Вместе с персонажами булгаковского романа мы перелистали страшные страницы истории: массовые репрессии, доносительство, шпиономания, страх перед огромной государственной машиной, не скованной в своих действиях никакими правовыми и нравственными нормами. Булгакову, наверное, лучше, чем кому-либо, удалось передать дух времени, создав настоящий историко-литературный памятник эпохи. И урок-исследование мне хочется закончить словами нетленного романа М.А.Булгакова « … и настанет царство истины».
Д/з заполнить рабочие листы
-Ответственные за оценочный лист озвучьте оценки за урок.
Оценочный лист I группы
Список группы | Ответ | Добавление | Всего баллов | Оценка за урок |
Шкала оценок и пояснения:
Ответ – оценивается двумя баллами.
Добавление – оценивается одним баллом.
«5» - 8-10 баллов
«4» - 6-7 баллов
«3» - 4-5 баллов
Оценочный лист II группы
Список группы | Ответ | Добавление | Всего баллов | Оценка за урок |
Шкала оценок и пояснения:
Ответ – оценивается двумя баллами.
Добавление – оценивается одним баллом.
«5» - 8-10 баллов
«4» - 6-7 баллов
«3» - 4-5 баллов
Рабочий лист
Тема:
Важнейшие события в жизни СССР в 30-е гг.- ________________________
Сферы общества | 30 гг. XX в. | 2020 г. XXI в. | |
ЛИТЕРАТУРА | ИСТОРИЯ | ||
Политическая сфера | |||
Духовная сфера |
Вывод:
Рабочий лист
Тема:
Важнейшие события в жизни СССР в 30-е гг.- ________________________
Сферы общества | 30 гг. XXв. | 2020 г. XXI в. | |
ЛИТЕРАТУРА | ИСТОРИЯ | ||
Политическая сфера | |||
Духовная сфера |
Вывод:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок(История-Обществознание-Информатика-МХК) для 6 класса Учитель:Ковалёва Н.В. Тема:Государственная символика.Моя Родина-Владимирская земля.
В каждом учебном заведении,в каждом классе есть школьный уголок,где помещены основные символы РФ-герб,флаг и текст гимна.Но не всегда учащиеся задумываются о том,что обозначают те или иные символическ...
Интегрированный урок история + обществознание по теме "Средние века"
Данная презентация представляет интегрированный урок история + обществознание по теме "Средние века"...
Разработка плана-конспекта интегрированных уроков (история+обществознание+кубановедение) по теме: Понятие общества в эпоху камня и бронзы на древнейшей стадии истории развития человека в пределах территории Краснодарского края.
Конспект трех интегрированных уроков....
Учебно-методическая разработка интегрированного урока ( история, обществознание, региональный компонент) к 4 ноября- Дню народного единства.
Учебно-методическая разработка интегрированного урока (история, обществознание, региональный компонент) к 4ноября - Дню народого единства....
Методическая разработка Интегрированный урок истории и литературы. Тема урока «Начало Великой Отечественной войны и отражение этого периода в литературе»
Методическая разработка Интегрированный урок истории и литературы. Тема урока «Начало Великой Отечественной войны и отражение этого периода в литературе»...
Интегрированный урок история и литература Тема урока «Гроза 1812г.»
Цели урока:- образовательная - систематизировать знания учащихся и создать целостную картину событий войны 1812 года; - развивающая – способствовать развитию у учащихся логическ...
Презентация к интегрированному уроку истории и литературы в 10 классе "Культурное пространство советского общества 1920-х годов в зеркале эпохи"
Культурное пространство советского общества 1920-х годов в зеркале эпохи...