Культурное прастранство советского общества 1920-е годы
презентация к уроку по истории (10 класс)

Богатова Надежда Анатольевна

Культурное прастранство советского общества 1920-е годы

Презентация 10 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_kulturnoe_prostranstvo_sovetskogo_obschestva_v_1920-e_gg.pptx998.62 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Культурное пространство советского общества в 1920-е гг. ХХ в. Презентация выполнена Ляхович А. и Антоневич М. 10А

Слайд 2

Проблемный вопрос: какие были особенности культурной жизни советского общества в 1920-х годах ХХ века ? Задачи: 1. Узнать, как осуществлялся партийный контроль над духовной жизнью советского общества. 2. Узнать, что такое сменовеховство и каковы были идеи сменовехства . 3.Узнать, как формировалось "новое искусство" в Советской России, как новые идеи отражались в литературе, изобразительном искусстве, архитектуре, кинематографе, театре.

Слайд 3

Партийный контроль над духовной жизнью С окончанием Гражданской войны большевики стали сильнее контролировать духовную жизнь в стране. Август 1921 г. - процесс над Петроградской боевой организацией. Её активными участниками были объявлены российские учёные и деятели культуры, где некоторые из них были расстреляны. Конец августа 1922 г.- советское правительство выслало из страны 160 учёных и деятелей культуры (философ С.Н. Булгаков, историк А.А Кизеветтер и др.).1922 г.- учреждён специальный цензурный комитет - Главлит (осуществлял контроль над печатной продукцией). 1923 г.- к Главлиту прибавился Главрепертком (контроль над репертуарами театров и других мероприятий). Примерно до 1925 года культура развивалась в условиях духовной свободы. 1925 г. - принято постановление Политбюро ЦК РКП(б) " О политике партии в области художественной литературы" (началось упразднение художественного разномыслия и утверждался партийный диктат).

Слайд 4

Сменовеховство У большинства, покинувших Россию существовало неприятие советской власти, но были и те, кто имел другое мнение. Июль 1921 г. - в Праге вышел сборник статей "Смена вехов ". По мнению авторов, большевикам удалось вогнать анархию в государственное русло и начать восстановление российской державы, и чтобы это осуществить, необходимо прекратить борьбу с советской властью. Главный идеолог сменовеховства- Н.В. Устрялов. Идеи сменовеховства восприняла часть интеллигенции и способствовала возвращению многих из эмиграции (А.Н.Толстого, С.С.Прокофьева, М.Горького и др.). Сменовеховство устраивало и большевиков. Оно позволяло: 1. Расколоть эмиграцию. 2. Осветить результаты Октябрьской революции.Однако распространение этих идей в стране они не допустили.

Слайд 5

Начало "нового искусства " В 1920-е годы ХХ в. начали набирать силу новые тенденции и явления в области художественной культуры. Набирала обороты идея массового искусства и создания "нового человека", а также уничтожения старой культуры. Все больше стал заявлять о себе Пролеткульт – литературно-художественная и культурно-просветительская организация, созданная ещё в 1917 году и проповедовавшая идею «чистой пролетарской культуры». Руководители Пролеткульта создавали специальные клубы и студии для объединения склонных к творчеству пролетариев. Кроме того, Пролеткультом издавались журналы «Грядущее», «Пролетарская культура», «Горн» и др.

Слайд 6

Литература В литературу вошли писатели нового поколения, участники революции и Гражданской войны. Они воспевали революционную романтику, исследовали жизненные проблемы, психологические конфликты. Таковы произведения И.Э. Бабеля ("Конармия"), Вс.В. Иванова ("Бронепоезд 14-69"), А.С. Сирафимовича ("Железный поток"), М.А. Шолохова ("Донские рассказы"), Д,А, Фурманова ("Чапаев") и д.р. В 1920-е годы в советской литературе небывалого расцвета достигла политическая, бытовая, литературная сатира . Сатирические произведения наиболее значительных новеллистов эпохи — М. Зощенко, П. Романова, В. Катаева, И. Ильфа и Е. Петрова, М. Кольцова — печатались в «веселых библиотеках» «Бегемота», «Смехача», издательства «Земля и фабрика» (ЗИФ). Основные тенденции развития сатиры в 1920-х годах — разоблачение того, что не должно существовать в новом обществе, созданном для людей, не несущих в себе мелкособственнических инстинктов. Также в 1920-е годы было сформировано много разных объединений и организаций. Так, например : РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей) – 1925г. Генеральный секретарь – Л.Л. Авербах. Основное направление – психологизм. При оценивании литературных произведений наибольшее внимание уделяли социальному происхождению автора. Группа "Перевал ", сложившаяся в середине 1920-х годов и возглавляемая Д.Горбовым и А. Лежневым и отстаивавшая принципы интуитивного искусства . « Левый фронт»(ЛЕФ) – организация, возглавляемая бывшими футуристами, оставшимися в России. Члены группы отстаивали принципы революционного по содержанию и новаторского по форме искусства 4. Группа « Серапионовы братья», образовавшаяся в 1921 году. Ее теоретиком и критиком был Л. Лунц , а учителем — Е. Замятин. Члены группы отстаивали независимость искусства от власти и политики.

Слайд 7

Изобразительное искусство В этот период изобразительное искусство развивалось довольно активно. Продолжало существовать множество художественных объединений со своими манифестами, появлялись новые группировки. Искусство находилось в поиске, поэтому было весьма разнообразным. Выделялось несколько наиболее значительных группировок: АХРР, ОСТ, «4 искусства» и др. 1. АХРР (Ассоциация художников революционной России) – 1922 г. Предтеча единого Союза Художников Глава объединения П.А. Радимов Идея искусства, понятного н ародным массам Задача: опираясь на реализм поздних передвижников создавать искусство "сегодняшнего дня": быта Красной Армии, быта рабочих, крестьянства, деятелей революции и героев труда Самая крупная художественная организация в стране В состав АХРРа входили художники Петров-Водкин, Юон , Бродский, Греков, Кустодиев, скульпторы Манизер , Меркуров, Крандиевская и д.р . Лозунгами АХРРа стали «художественный документализм » и «героический реализм».

Слайд 8

М. Греков «Тачанка» (1925) С. Малютин «Портрет писателя Д. Фурманова» (1922).

Слайд 9

2. ОСТ (1925-1931 ) – Общество художников-станкистов была основана в Москве группой выпускников ВХУТЕМАСа во главе с художником Давидом Штеренбергом Отличительная черта творчества ОСТ: воспевание советской действительности, но с использованием приемов современного европейского экспрессионизма . Члены Общества сыграли важную роль в развитии советской станковой и монументальной живописи, книжной графики, плаката, театрально-декорационного искусства. Члены организации : Штеренберг , Дейнека, Меркулов, Пименов, Анненков, Лабас и д.р. Ю. Пименов «Даешь тяжелую индустрию!» (1927). А. Дейнека «На стройке новых цехов» (1926).

Слайд 10

"4 искусства" – художественное объединение, существовавшее в Москве и в Ленинграде в 1924-1931 гг. Было основано художниками, входившими ранее в "Мир искусства" и « Голубую розу». Для общества была характерна философская основа произведений. Однако, впоследствии объединение «Четыре искусства» влилось в АХРР. К. С. Петров-Водкин "Смерть комиссара"

Слайд 11

Архитектура Архитекторы создавали гигантские планы строительства городов будущего, в основе которых лежали идеи конструктивизма. В 1919 г. В.Е. Татлин спроектировал "Башню III Интернационала", заложив основы современного индустриального дизайна.

Слайд 12

Кинематограф В историю кино вошли фильмы С.М. Эйзенштейна "Броненосец"Потёмкин", "Октябрь", с которых началось освоение революционной темы в этом виде искусства. Театр. Театральное искусство интенсивно развивалось. Появилось большое количество новых театров: первый в мире детский театр (1921) под руководством Н. Сац ; 3-я студия МХАТ (с 1926 г. Театр имени Вахтангова); Театр революции (1922), ныне имени В. Маяковского; Центральный театр рабочей молодежи (1927), ныне Ленком . В 1920-е гг. появились первые советские пьесы, написанные в реалистической традиции: "Шторм" В. Белоцерковского, "Любовь Яровая" К. Тренева , "Бронепоезд 14-69" Вс. Иванова. Прочное место в репертуаре занимала также отечественная классика (А. Островский, Н. Гоголь, А. Чехов, М. Горький).

Слайд 13

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА В 1930-е гг."

Наглядно показать изменения в политике советского руководства в области культуры и образования в 1930-е гг....

Сценарий бинарного открытого урока (история/литература) по теме "Культура советского общества 1920-30 гг.: Эпоха в повести М.А. Булгакова "Собачье сердце""

В материале используется конспект беседы с обучающимися, тексты повести М.А. Булгакова "Собачье сердце", разбираются ключевые термины по теме, представленыиллюстрации плакатов эпохи, рассмат...