Проект «Вопросы экологического образования при изучении предметов естественнонаучной направленности»
статья
Проект «Вопросы экологического образования при изучении предметов естественнонаучной направленности»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проект: «Вопросы экологического образования при изучении предметов естественнонаучной направленности»
Дулзукей Полина Бариновна
МБОУ СОШ с. Ильинка Каа-Хемского района
Введение
Вопросы экологического образования и экологической культуры рассматриваются в настоящее время в числе приоритетных задач гражданского общества. Формирование экологически грамотного поколения, неравнодушного к жизни природы, возможно лишь при условии экологизации всех сфер деятельности, что в обучении сводится к развитию экологического мышления и экологическому воспитанию.
Природа – жизненная среда человека, где сосредоточена чистый воздух и водоёмы прозрачной воды, зелёный лес и щебет птиц, полёт шмеля и многое другое. Без любви и бережного отношения к природе невозможно любить свое Отечество.
Культура взаимоотношений природы и человека в нашем обществе еще до конца не выработано. Нам до сих пор кажется, что природа неисчерпаема. Мы все почему-то убеждены, что она вынесет любое наше деяние, и сама по себе залечит любую рану. Какое безответственное мироощущение.
О том, что охрана окружающей среды – это задача первостепенной важности, сейчас понимают не только взрослые, но и молодежь, которой предстоит жить в будущем.
Актуальность заключается в том, что духовное оскудение человека привело к отчуждению человека от природы, от культуры поведения по отношению ко всему прекрасному. В погоне за богатствами и роскошью человек нарушил хрупкую стабильность географической биосферы, законы и возможности природы. Поэтому необходимо формирование человека с новой культурой. В связи с этим учебно-воспитательный процесс на уроках географии и биологии в нашей школе приобрели экологическую направленность. География как учебная дисциплина представляет собой единственный школьный предмет мировоззренческого характера. Она вместе с другими естественными науками формирует у школьников понятия «географическая оболочка», «жизненная среда», «биосфера», «ноосфера».
Новизна в том, что при изучении предметов естественнонаучной направленности вопросы бережного отношения к окружающей среде, принципы рационального природопользования, вопросы экологии рассматриваются, изучаются на примере краеведческого материала через системно - деятельностный подход и проектно – исследовательскую деятельность учащихся.
Цель формирование экологически грамотного, экологически воспитанного, неравнодушного к жизни природы подрастающего поколения.
Основные задачи:
- научить учащихся экологической терминологии, решать экологические задачи, предлагать различные пути решения экологических проблем;
- выявлять причины и типы загрязнений окружающей среды;
- научить учащихся применять на практике географические знания как научную основу охраны природы, природопользования;
- совершенствовать навыки и умения учащихся поиска необходимой информации в научно-популярной и учебной литературе, средствах массовой информации, сети Интернет, электронных носителях при проведении простейших исследований и экскурсий в процессе изучения родного края;
- дать представление учащимся об основных инновационных методах экологии, сформировать основные принципы рационального природопользования;
- организовывать работу по отработке навыков сравнения, анализа экологических проблем, применения принципов рационального природопользования;
- расширять и углублять научные знания учащихся по данной теме, широко используя краеведческий материал;
- научить учащихся самостоятельно делать выводы по изученному материалу, по результатам школьных научных исследований - предлагать пути решения экологических проблем.
Содержание и участники экологического проекта
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования всего образовательного пространства. Определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы, в том числе эти перемены касаются и экологического образования. Под экологическим воспитанием детей понимется, прежде всего - воспитание человеческого отношения к природе и людям, которые живут рядом с единственной целью - оставить Землю потомкам, пригодной для полноценной жизни.
Инновационная экологическая деятельность направлена на освоение известных и новых технологий для получения новых образовательных результатов, соответствующих требованиям ФГОС ООО. Чтобы добиться хороших результатов по любым направлениям своей деятельности, надо уметь анализировать, сопоставлять, видеть проблемы, выявлять причины их возникновения, а затем уже планировать дальнейшую работу.
Данный проект помогает выйти на новый качественный уровень образования в школе. Творчески работающие учителя могут адаптировать данный проект экологического образования, составить по аналогии собственные задания в этом плане.
Данная педагогическая система позволяет создать условия для формирования и развития у учащихся мотивации к творческому труду, готовности к профессиональному выбору, умения ориентироваться в мире социальных ценностей. Она реализуется как на уроках естественно-географического цикла (5-11 классов), так и внеурочной работе, на занятиях школьных экологических кружках. Особую роль при этом играет проектно- исследовательская деятельность учащихся. Вся работа проводится с использованием краеведческого материала. Для реализации системы, мною были разработаны собственные задания для проектов и исследований, составлены и реализуются программы кружков: «Изучай свой край» (Тематический план кружка прилагается), «Экология и мы». Особенно успешно работа проводится как в группах, так и индивидуально. В состав группы входят как учащиеся старших классов, так и учащиеся среднего звена.
- Сначала изучаем необходимую научную и научно-популярную литературу, изучаем картографические материалы.
- Одновременно изучаем правила поведения в природе и правила техники безопасности.
- Особое внимание уделяем подготовке полевого оборудования и полевым дневникам, работе с определителями.
- Обязательно учимся ориентироваться на местности, измерять расстояние шагами, двигаться по азимуту.
- Полевой этап исследования начинаем с обзорной экскурсии, в ходе которой проводим предварительное обследование местности, ознакомление с растительностью, намечаем участки для закладки пробных площадок. Именно данный метод наиболее приемлем для школьных экологических исследований.
Проект «Вопросы экологического образования при изучении предметов естественнонаучной направленности» носит локальный и системный характер, так как охватывает группу учителей из пяти человек и работа ведется системно на уроках естественных наук и общественных дисциплин, а контроль и анализ осуществляется в конце полугодия и учебного года.
Название работы | Применение на практике | Сроки реализации |
Изучение методической литературы, опыта работ, связанных с экологическими вопросами | Индивидуальное изучение вопроса Обсуждение на заседании методического объединения | Март 2018 года |
Разработка видов и форм мероприятий с учащимися | Применение на уроках и во внеурочной деятельности, предметных недель | постоянно |
Анализ проведенных экологических акций, десантов, слетов и т.д. | Выявление лучших, отличившихся учащихся и классов | регулярно |
Выявление уровня экологической культуры и грамотности | Проведение письменных работ (тесты, сочинения и т.д) | ежегодно |
Работа по выявлению интереса к исследовательской работе среди учащихся | Отражение результатов работы в таблице и их анализ. | В конце каждого учебного года |
Применение оценки уровня экологического образования | Проведение мониторингов | ежегодно |
Изучение результатов экологического образования | Подготовка и участие в предметных олимпиадах, республиканских и районных конкурсах сочинений, проектах, НПК | ежегодно |
Распространение опыта работы по экологическому образованию | Уроки, конференции, конкурсы, семинары, круглый стол | Регулярно по мере возможности |
Подведение итогов работы над проектом | Оформление результатов работы в форме проекта, его публикация. | май 2024 года |
Проект реализуется следующими учителями школы:
ФИО учителя | Должность | Роль в проекте |
Дулзукей Полина Бариновна | Учитель географии | Руководитель проекта |
Даваа Сулчеймаа Омаковна | Учитель истории и обществознания | Координатор проекта |
Аракчаа Анастасия Омаковна | Учитель химии | Участник проекта |
Шыжаа Чодураа Игоревна | Учитель биологии | Участник проекта |
Доктугу Ольга Базыр-ооловна | Учитель физики | Участник проекта |
Данный проект был разработан методическим объединением естественных наук и общественных дисциплин в начале 2018-2019 учебного года и одобрен администрацией школы.
Внедрение проекта состоит из следующих этапов:
I. Изучение направлений и функций экологического образования
II. Разработка различных программ внеурочной деятельности и мероприятий экологического направления.
III. Реализация системы экологического образования (работа экологических кружков и участие в творческих конкурсах, проектах, предметных олимпиадах, отслеживание результатов работы учащихся).
IV. Оформление результатов работы в форме проекта, его описание.
Срок реализации проекта: 2019-2024 годы.
Применение на практике
Экологические проблемы на уроках географии рассматриваются при изучении многих тем: «Человек и природа», где раскрывается характеристика природы и природных ресурсов России и крупных природных регионов страны, «Экологические проблемы» по географии Тувы (8 класс), «Взаимосвязи компонентов природы», «Влияние природы на жизнь и здоровье человека» (6 класс). Экологические вопросы рассматриваются при изучении природы и экономики отдельных материков и отдельных стран в 7 и 10-11 классах. В курсе 9 класса они рассматриваются при изучении общей характеристики отдельных межотраслевых комплексов и отраслей хозяйства, так и при изучении отдельных крупных регионов России, при изучении экономики Тувы и отдельных экономических центров, районов страны.
К примеру, уроки по теме «Внутренние воды и водные ресурсы» (8 класс) начинаю словами А. де Сент-Экзепюри: «Вода, у тебя нет ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты сама жизнь». Разговор продолжаю рассказом о значении воды в жизни человека, об использовании подземных вод, крупных рек и озёр, болот. Обращаю внимание детей на важность малых рек и ручьёв, которые часто являются нерестилищами пресноводных рыб, источниками водоснабжения и местом отдыха людей, питают собой крупные реки и озёра. Это помогает учащимся понять, почему так важно охранять полноводность и чистоту не только крупных, но и малых рек, болот. Рассматриваем отрицательные стороны антропогенного воздействия на водные объекты, проблемы рационального использования вод. При изучении этой темы использую электронные наглядные пособия «Внутренние воды России». Обращаю внимание учащихся на проблемы сохранения чистоты рек Тувы. Выясняем основные причины загрязнения рек республики, предлагаю учащимся в качестве домашнего задания разработать пути сохранения чистоты вод малых рек Каа-Хемского района на примере рек, протекающих рядом с нашим селом: Сой и Бурен (1 вариант), пути рационального использования речных вод района: Енисей, Дерзиг, Мерген (2 вариант).
При изучении темы «Биологические ресурсы» (8 класс) совершаем с ребятами экскурсию в хвойный лес (ельник) за селом. Обращаю внимание на особенности в строении и видоизменении листьев в виде иголок. Подчеркиваю приспособленность этих растений к определенным условиям среды обитания. Затем, собранный во время экскурсии материал учащиеся сравнивают с гербарными образцами сосны, собранных на занятиях экологического кружка. После этого учащиеся заполняют таблицу и делают выводы об особенностях хвойных растений, произрастающих в окрестностях села Ильинка.
Сравнение хвойных растений | ||
Признаки сравнения | Ель обыкновенная | Сосна обыкновенная |
Отношение к почве | ||
Отношение к свету | ||
Отношение к воде | ||
Формы крона | ||
Продолжительность жизни хвоинок | ||
Высота дерева | ||
Возраст дерева |
Процессу внедрения экологического образования на уроках географии способствует ее неразрывная связь с биологией, где вопросы экологии рассматриваются при изучении тем: «Основы экологии», «Эволюция биосферы и человека» и т.д. Так при изучении темы «Основные типы экологических взаимодействий», обращаю внимание учащихся на многообразие этих взаимоотношений, причины их многообразия. После чего дети заполняют схему: «Типы экологических взаимодействий», где приводятся примеры самих учащихся на основе краеведческого материала.
Все это позволяет создавать условия для формирования творческой активности учащихся на уроках, способствует повышению интереса к учёбе, к самореализации личности, обеспечивает общекультурное развитие личности, позволяет учащимся приобрести такое важное умение как учиться и развивать свой творческий потенциал учащегося.
Из года в год идет повышение интереса учащихся к экологической работе, повышается экологическая культура. Подтверждением вышеуказанному является то, что ежегодно более 50 % учащихся в качестве выборочного экзамена по ОГЭ, ЕГЭ выбирают географию .
Учащиеся ежегодно занимают призовые места на муниципальных этапах Всероссийских олимпиадах по географии, биологии и экологии.
Еще одним положительным результатом обучения и воспитания при внедрении проекта является участие детей на различных конкурсах всероссийского и регионального уровня (приложение в презентации).
На научно-практических конференциях в своих проектно-исследовательских работах учащиеся поднимают актуальные экологические проблемы своего края и всегда заслуживают высокой оценки, занимая призовые места (приложение в презентации).
Достигнутые результаты:
1. В школе пятый год идет внедрения системы экологического образования учащихся. Ведётся исследовательская работа по изучению экологического состояния реки Сой и близлежащей территории села. На протяжении длительного времени в школе проводится факультативная и кружковая работа в 5-11классах, на уроках учителя успешно используют эколого-краеведческий материал. Учителя и учащиеся принимают активное участие в проектно-исследовательских работах экологического направления и занимают призовые места.
2. Членами кружка «Познавательное краеведение» ежегодно очищаются от мусора и приводятся в порядок почитаемые источники – аржааны местного населения: Эргектээ –Бажы, Шивилиг и Ойул. Это способствует ознакомлению и почитанию обычаев тувинского народа.
3. Проводим с работниками учреждений СДК, ФАП, ФКХ «Каа-Хемский» совместные трудовые десанты по очистке побережья реки Сой и несанкционированных свалок.
4. Из года в год идет повышение интереса учащихся к экологической работе, повышается экологическая культура. Подтверждением является то, что каждый год учащихся по ЕГЭ и ОГЭ, выбирают географию и биологию.
5. Учащиеся ежегодно занимают призовые места на муниципальных этапах Всероссийских олимпиадах по географии, биологии и экологии.
6. На научно-практических конференциях в своих проектно-исследовательских работах учащиеся поднимают актуально экологические проблемы своего края и всегда заслуживают высокой оценки, занимая призовые места.
Вывод
Экологическая направленность на наших уроках географии осуществлялась, и будет осуществляться впредь, особенно в исследовательском плане. Планируем в дальнейшей работе над данной темой создать экологическое сообщество из числа учителей, родителей и учащихся, призванное оказывать помощь при составлении общешкольных мероприятий по экологическому воспитанию и образованию.
В процессе работы над своей темой нам удалось:
1. улучшить уровень воспитанности учащихся;
2. повысить экологическую культуру учащихся;
3.вовлечь, заинтересовать учащихся в проектно-исследовательскую деятельность;
4. научить детей анализировать, синтезировать, выделять главное, развить их интеллектуальные способности;
5.научить ребят чувствовать самого себя, друг друга, обогатить их эмоциональную атмосферу;
6. привить у учащихся такие качества как гуманность, вежливость, способность к сопереживанию.
Таким образом, система внедрения экологического образования при изучении естественных наук позволяет сделать вывод о результативности данной системы, которая выражается в формировании экологической культуры учащихся, повышении их интереса к проблемам окружающей среды. Данная работа может быть использована в качестве теоретически обоснованной и практически проверенной концепции формирования экологической культуры учащихся в целом.
Адресная направленность нашего проекта то, что представленный экологический проект может быть интересен и полезен всем учителям начальных, средних и старших классов, независимо от профиля класса и программы по которой они работают.
Литература:
- Адриянов А.П. Экологическое образование и воспитание учащихся сельской малокомплектной школы // География в школе // №3, 2000.
- Арнаутов Г.Ю. Интегрированный курс - экология, география, профориентация // География в школе № 5, 1998.
- Васильев С.В., Соломина В.П. Экологическое обучение и воспитание в системе школьного географического образования. - РГПУ имени А.И.Герцена, 2013.
- Ильин И.В. Иванов А.В. Введение в глобальную экологию. - М.: Изд-во МГУ, 2009. 386 с
- Коробейникова Л.А. Вопросы экологии на уроках географии. - Вологда.: 2005 г.
- Литвинова Л.С. Жиренко О.Е. Нравственно-экологическое воспитание школьников. — М.: 2007, 208 с.
- Родзевич Н.Н. География и экологическая культура // География в школе №3 – 1999.
- Федоров В.Н. Система экологического образования при изучении географии. Екатеринбург.: 2012.
- Экологическое воспитание учащихся среднего и старшего звена школы. - Новосибирск: РПО СО РАН ХН. 1995. Ч. 3. 292 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краткосрочная программа дополнительного образования естественнонаучной направленности для учащихся среднего звена «Экспериментальная биология»
Основная цель курса – формирование мотивации к выбору класса естественно-научного профиля и повышение уровня изучения дисциплины.Задачи:· Фо...
Опыт работы учителей естественнонаучного цикла МБОУ СОШ № 23 по экологическому образованию школьников
Актуальность формирования экологической культуры у подрастающего поколения сегодня не вызывает ни у кого сомнений. Школа признана центральным звеном в системе непрерывного экологи...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Экологическая безопасность» естественнонаучной направленности
Актуальность взаимодействия общества и природной среды выдвинула задачу формирования у детей ответственного отношения к природе. Педагоги и родители осознают важность обучения детей правилам поведения...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа студии экологического воспитания и развития «Зеленая тропинка» естественнонаучной направленности для обучающихся 6-7 лет
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа студии экологического воспитания и развития «Зеленая тропинка» естественнонаучной направленности для обучающихся 6-7 лет...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Экологической тропой» Для детей от 11 до 15 лет.
Объединение учащихся «Экологической тропой» является самостоятельным формированием, которое объединяет учащихся школы, способных к научному поиску, заинтересованных в повышении своего инте...
Формирование естественнонаучной грамотности школьников на уроках географии в рамках экологического образования
quot;Экология детства: реализация экологического направления рабочей программы воспитания"...
Программа кружка естественнонаучной направленности "Экологический мониторинг" для учащихся 7-9 классов с ограниченными возможностями"
Цель: создание условий для максимального удовлетворения образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ в формировании знаний, умений и навыков самостоятельной исследовательской деяте...