Опыт работы учителей естественнонаучного цикла МБОУ СОШ № 23 по экологическому образованию школьников
статья по экологии на тему
Актуальность формирования экологической культуры у подрастающего поколения сегодня не вызывает ни у кого сомнений. Школа признана центральным звеном в системе непрерывного экологического образования. Здесь закладываются основы ответственного отношения к природе, приобретаются знания, навыки и практический опыт изучения и охраны окружающей среды, а также формируется понимание места и значение человека в биосфере.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Опыт работы учителей естественнонаучного цикла МБОУ СОШ № 23 по экологическому образованию школьников
История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научаться бережно, относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность.
Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием надо понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения, необходимо добиться, чтобы все люди научились «думать по-зеленому», то есть повседневно заботиться о природе, чутко реагировать на то, что с ней происходит. Это должно стать стилем, нормой жизни, отличительной чертой мировоззрения и поведения человека.
Актуальность формирования экологической культуры у подрастающего поколения сегодня не вызывает ни у кого сомнений. Школа признана центральным звеном в системе непрерывного экологического образования. Здесь закладываются основы ответственного отношения к природе, приобретаются знания, навыки и практический опыт изучения и охраны окружающей среды, а также формируется понимание места и значение человека в биосфере.
Цель экологического воспитания - формировать любовь к природе, стремление познать природные законы и понимание того, что природа – дом человека, который необходимо беречь.
Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:
- Cформировать основные природоохранные умения и навыки, побуждать детей к применению полученных теоретических знаний на практике;
- Привлечь учащихся к научно-исследовательской работе по охране окружающей среды;
- Раскрыть глобальность проблем экологии, их взаимосвязи с деятельностью человека;
- Воспитание экологического сознания у детей, способности быть защитником природы, быть с природой.
Содержание экологического воспитания усваивается учащимися в их различной деятельности.
Формы работы
Учебная деятельность представлена следующими направлениями:
- Уроки. Через уроки предметов естественнонаучного цикла педагоги формируют у учащихся экологическое мышление, их ответственность за поступки, чистоту мыслей, развивают личность. Учителями разработаны экологические модули в предметах химия, биология, география (Приложение 1).
- Включение модулей экологической направленности в предметы, изучаемые в начальной школе: Окружающий мир, Литературное чтение, Технология.
- Реализация предпрофильного курса «Экологические основы природопользования», «Химия и здоровье человека» (Приложение 2).
- Игры в экологическом образовании
В экологическом образовании приоритетными методами считаются методы игрового активного обучения. Различают три группы игр:
1) игры, вводящие в суть проблемы охраны природы;
2) игры, инициирующие творческую активность учащихся в области поиска конкретных решений экологической проблемы;
3) игры, позволяющие получить практические навыки по изучению и оценке экологического состояния местности, моделированию экологического благополучия данной территории, проведению экологической экспертизы, коллективному обсуждению проблемы и путей ее решения.
Ниже приведены примеры игр, используемых на уроках.
Игра 1. «Экологическая экспертиза» (обучение анализу текстов)
В классе формируют группы по 5–6 учащихся. Каждая группа получает одинаковый по содержанию текст об экологическом состоянии конкретной местности и анализирует его только в рамках указанного для нее направления: 1-я группа – почва; 2-я группа – воздух и состояние атмосферы;
3-я группа – вода; 4-я группа – состояние флоры; 5-я группа – состояние фауны. Затем от каждой группы зачитывается часть текста, которая отражает конкретное направление.
Задание состоит в том, что все участники игры должны определить характер предприятия, расположенного в данной местности, технологическую схему производства, потоки вредных выбросов и идею создания экологически безопасного производства.
Игра 2. «История погибшего озера» (или любого другого природного объекта: луга, дубравы, реки...)
Ученикам предлагается ситуация: на берегу озера расположено химическое предприятие (указывается какое), деятельность которого привела к гибели этого природного объекта.
Задание 1. Восстановите последовательную цепь событий, начиная с того момента, когда озеро было живым, и заканчивая его гибелью.
Задание 2. Предложите меры по восстановлению мертвого озера, если известно, что источники, питающие его, остались живыми (мелкие лесные ручьи, подземные грунтовые воды).
Игра 3. «Найди ошибку»
Команды (по 4–5 учащихся) получают схему производства. В схеме допущены ошибки (технологические, химические, нарушение техники безопасности), из-за которых нанесен ущерб окружающей природной среде или здоровью человека. За отведенное время команды должны найти эти ошибки, указать пути их устранения и способы ликвидации последствий загрязнения из числа тех, что перечислены на листе задания. Выигрывает команда, быстрее всех справившаяся с заданием.
Игра 4. «Туристическая тропа»
В игре используется карта реальной или вымышленной местности (готовится заранее группой учащихся). Формируются две группы – проводников (сотрудников туристического бюро) и экологов. Задача первой группы – проложить такой маршрут, который позволил бы познакомить экскурсантов со всеми достопримечательностями. Вторая группа составляет правила поведения туристов на маршруте, обозначает места запрета для посещения, зоны тишины и рекреационные участки.
Группы проводников и экологов согласуют свои требования во время обсуждения, оформляют необходимый «документ» и передают в туристическое бюро.
- Контролирующие задания с экологическим содержанием
Процесс обучения включает в себя важный этап – контроль знаний и умений. С помощью контроля можно оценить соответствие реально полученных результатов обучения запланированным. Цели экологического образования придают этому этапу некоторую специфику, поскольку у учащихся должна быть сформирована не только система знаний и умений в области изучения окружающей природной среды, но и система отношений к экологическим проблемам. Обычно используют задания четырех типов.
Задания 1-го типа – с выбором ответа из нескольких предложенных. Ученик выбирает один вариант решения проблемы в соответствии со своей нравственной позицией. Такие задания позволяют подвести учащихся к оценке «добра» и «зла» в отношении природы в целом или ее отдельных объектов.
Задания 2-го типа: ученики должны самостоятельно решить какую-либо экологическую проблему. Такие задания дают возможность определить способность ученика абстрагироваться, анализировать ситуацию, а также позволяют оценить степень ответственности, которую он может взять на себя.
Задания 3-го типа предусматривают оценку экологической ситуации, прогнозирование возможных последствий и выбор природозащитных мер. Подобные задания позволяют оценить глубину знаний учащихся и понимание ими природных закономерностей, поведения биологических систем в условиях антропогенного пресса, а также их умение выбрать способ защиты природной среды от загрязнения и деградации.
Задания 4-го типа требуют объяснения явлений и процессов, происходящих в природной среде самопроизвольно или вызванных хозяйственной деятельностью человека. Такие задания позволяют оценить умения учащихся переносить химические знания в сферу экологических проблем (Приложение 3).
Контролирующие задания должны соответствовать уровню сформированности экологических знаний у учащихся и обязательно затрагивать эмоциональную, нравственную и поведенческую стороны личности каждого из них.
Внеучебная деятельность представлена:
- Программой дополнительного образования «Экос».
Цель программы: в процессе изучения конкретных объектов природы способствовать формированию у воспитанников ответственного, экологически грамотного поведения в природе и обществе как социально и личностно значимого компонента образованности человека - т.е. экологизация сознания воспитанников.
Задачи программы:
1. Освоение воспитанниками способов и методов оценки экологического состояния окружающей среды и её отдельных компонентов;
2. Развитие специальных умений и навыков обращения с веществами, обучение выполнению несложных исследований, соблюдению правил по технике безопасности;
3. Развитие умения ориентироваться в информационном пространстве
4. Выработка на этой основе экологически грамотного поведения и критического мышления воспитанников;
5. Создание условий для творческой самореализации и саморазвития воспитанников.
Формы и методы. С точки зрения психологов отношение к окружающей среде формируется в процессе взаимодействия эмоциональной, интеллектуальной и волевой сфер психики человека. Только в том случае образуется система психологических установок личности. В своей программе предпочтение таким формам, методам и методическим приемам обучения, которые:
- стимулируют учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде (ситуационная игра, конференции, семинары, лекции, беседы, рефераты, анкетирование, компьютерные технологии);
- способствуют развитию творческого мышления, умению предвидеть возможные последствия природообразующей деятельности человека; методы, обеспечивающие формирование интеллектуальных умений: анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей, а также традиционные методы - беседа, наблюдение, опыт, лабораторные и практические работы исследовательского и проблемного характера с ипользованием параллельных заданий, экскурсия;
- обеспечивают развитие исследовательских навыков, умений; основ проектного мышления учащихся (проектные работы, проблемный подход к изучению отдельных явлений, интерактивные занятие с конечным продуктом обучения)
- вовлекают учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения, агитационную деятельность (акции практической направленности - очистка территории, изучение источников загрязнения окружающей среды различными веществами, пропаганда экологических знаний - листовки, газеты, видеоролики, лекции и пр.).
- Учебно-исследовательские проекты.
Одной из форм организации деятельности учащихся, позволяющей максимально приближать обучение к жизни, является исследовательская работа, в процессе которой они встречаются со всем многообразием фактов и явлений жизни. Школьники сами или с помощью учителя отбирают нужные им данные из наблюдений, литературных источников, результатов экспериментов.
Исследовательскую деятельность по экологическим проблемам целесообразно включать в учебный процесс только тогда, когда учащиеся достаточно свободно могут ориентироваться в определенной системе знаний, что повышает долю их самостоятельности в выполнении экспериментов.
При подготовке к исследовательской работе основное внимание я уделяю анализу учебного и экологического содержания материала. Оно должно отвечать следующим требованиям:
а) новая информация не должна преобладать над опорными знаниями;
б) отобранный материал должен быть для учащихся значимым (в этом случае поддерживается стабильный интерес, и знания учащихся закрепляются);
в) учебный материал должен содержать в себе проблему, которая фактически становится основой эксперимента.
В курсе химии заложены большие потенциальные возможности для постановки исследовательской работы экологического характера. Круг проблем может быть обширным: исследование воды, воздуха, почвы на содержание в них загрязнителей; изучение влияния избытка и недостатка минеральных удобрений на рост растений, нефти и нефтепродуктов на жизнедеятельность организмов и т.д.
Исследовательская деятельность включает в себя не только лабораторную практику, но также и натурные наблюдения. Важными воспитательными моментами являются участие школьников в практической деятельности и обсуждение полученных результатов на уроке перед аудиторией, а также на научно-практических конференциях.
Исследовательской деятельностью в школе занимаются, как правило, мотивированные дети, в результате чего приобретают массу навыков, умений и способностей. Основной результат детской проектной деятельности – это развитие у ребенка уверенности в том, что он может изменить что-то в окружающем мире, или узнать то, что необходимо именно ему. Дети учатся находить, сравнивать, анализировать материал по проекту, проводить эксперименты, исследования, подводить итоги, делать выводы. За 4 года активного участия в исследовательской и проектной деятельности были созданы следующие работы.
2009 год
«Экологическая тропа учеников МБОУ СОШ № 23»
«Гигиенические аспекты загрязнения пищевых продуктов чужеродными веществами»
«Колеус. Условия содержания»
2010 год
«Загрязнение воздуха чужеродными веществами»
«Определение качества воды»
«Диагностика физического здоровья выпускников МБОУ СОШ № 23»
2011 год
«Экология почв приусадебного участка»
«Что скрывает чашка чая?»
«Шоколад: польза или вред?»
«Особенности волос и питание»
«Проблема атомных электростанций»
«Проблемы Мексиканского залива»
«Строительство хлебозавода в поселке шахты «Антрацит»
2012 год
«Сравнительный анализ майонезов с точки зрения здорового питания»
«Критерии выбора универсального моющего средства»
«Физическое расследование материального ущерба, наносимого школе»
«Альтернативные источники энергии»
«Проблемы чистой пресной воды»
«Влияние пищевых добавок на здоровье человека»
2013 год
«Углекислый газ в школьном здании, или как меняется концентрация углекислого газа во время занятий в классах и рекреациях»
«Скажем, нет энергетикам!»
«Рукотворные водоемы города Гуково»
«Мочекаменная болезнь и жесткость воды в городе Гуково»
- Участие в конкурсах экологической направленности.
«Областной конкурс исследовательских работ», олимпиада «Созвездие», «За сохранение природы и бережное отношение к лесным богатствам», Областная заочная эколого-биологическая олимпиада, Региональный этап всероссийского форума «Зелёная планета», Областной конкурс исследовательских и реферативных работ «Пойми живой язык природы».
- Работа на пришкольном участке. Самые первые практические навыки по изучению и охране природы ребята получают на пришкольных участках.
- Конференции. Итог большой работы, основанной на изучении литературы, проведении исследовательских работ – это выступление на школьных и городских научно-практических конференциях.
- Олимпиады по экологии (Приложение 4).
- Экологическая тропа. Экскурсия по пригородам города Гуково
Цель: Воспитание природоохранных знаний, умений, воспитание любви к природе, личной ответственности за ее сохранность. Проведение экологического мониторинга.
Учебная экологическая тропа проходит в окрестностях школы на территории поселка шахты «Антрацит» города Гуково. Экологическая тропа школы создана в 2008 году для более широкого внедрения в образовательный процесс учебных экскурсий, усиления экологической направленности работы школы. В 2011 году учениками совместно с учителем географии Вервикиной Т.Н. была разработана экскурсия по пригородам города Гуково.
- Международные экологические акции, декады.
22 марта День воды
1 апреля День птиц
7 апреля День здоровья
22 апреля День Земли
1 июня День защиты детей
5 июня День окружающей среды
27 сентября День туризма
Весной и осенью проводим экологические десанты по очистке школьного двора и прилежащей к нему территории.
В школе традиционно отмечаются праздники: День защитника окружающей среды; день птиц – с вывешиванием домиков для птиц. Зимой вывешивали кормушки для птиц.
С 2009 года в школе проводим Декаду Экологии в рамках Дней защиты от экологической опасности «Экология – Безопасность – Жизнь». Среди запланированных мероприятий интеллектуальный марафон «Экология и другие науки», внеклассное мероприятие в форме ток-шоу «Изменение климата Земли», фестиваль экологических сказок, нестандартные уроки, викторины и многое другое (Приложение 5).
И хотя сделано по экологическому воспитанию наших школьников немало в новом учебном году мы продолжили работу и запланированную экологическую работу проведем с использованием интересных методов и форм воспитания и обучения.
Педагоги убеждены, что роль природы в развитии личностных качеств выражается в воспитании доброты, предостерегающей от бессмысленного зла и хищнического отношения к природе.
Приложение 1
Экологические модули на уроках биологии
Класс | Раздел | Содержание |
5 | Особенности живого организма |
|
Освоение природы человеком |
| |
6 | Основные процессы жизнедеятельности |
|
Основные отделы царства растений |
| |
Царство бактерий |
| |
Царство грибы, лишайники |
| |
Природные сообщества |
| |
7 | Подцарство простейшие |
|
Тип черви |
| |
Тип членистоногие |
| |
Тип хордовые |
| |
8 | Транспорт веществ |
|
Дыхание |
| |
Выделение |
| |
Размножение и развитие |
| |
9 | Эволюция живого мира |
|
Наследственность и изменчивость |
| |
Взаимоотношения организма и среды |
| |
10 | Размножение и развитие организмов |
|
Основы генетики и селекции |
| |
11 | Закономерности развития живой природы |
|
Биосфера, ее структура и функции |
| |
Биосфера и человек |
|
Экологические модули на уроках химии
Класс | Раздел | Содержание |
8 | Введение |
|
Атомы химических элементов |
| |
Простые вещества |
| |
Соединения химических элементов |
| |
Изменения, происходящие с веществами |
| |
Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена. |
| |
9 | Металлы |
|
Неметаллы |
| |
Органические вещества |
| |
10 | Предмет органической химии |
|
Строение органических соединений |
| |
Углеводороды |
| |
Кислородсодержащие соединения |
| |
Углеводы |
| |
Азотсодержащие соединения |
| |
Биологически активные соединения |
| |
11 | Строение атома |
|
Строение вещества |
| |
Химические реакции |
| |
Химия в жизни общества |
|
Приложение 2
Программа предпрофильного курса «Химия и здоровье человека»
Пояснительная записка
Снижение уровня показателей здоровья детей и подростков – актуальная проблема современного общества. Ее решение затрагивает множество аспектов, в том числе социальный, экономический, экологический и, конечно, культурный, связанный с формированием у ребят ценностного отношения к собственному здоровью.
Непременная часть культуры – умение правильно питаться. Но, к сожалению, за последние годы мы стали все реже употреблять натуральные, живые продукты и все чаще – синтетические, консервированные, очищенные до неузнаваемости. Сегодня «в моде» анорексия, сахарный диабет, гипертония, неврозы, ишемическая болезнь сердца, а в их происхождении немалая роль принадлежит нерациональному, в частности избыточному, питанию.
Предлагаемый курс является межпредметным, так как включает несколько дисциплин: химию, биологию, валеологии., экологию, ОЗОЖ, ОБЖ и т.д. Занятия способствуют формированию основ культуры питания как составляющей ЗОЖ. Подростки узнают много важного и полезного о продуктах, нормах и качестве питания для конкретного человека в определенных условиях окружающей среды, учатся использовать полученную информацию в жизни. На уроках применяются разнообразные активные методы деятельности: проектные, практические и лабораторные работы, другие творческие задания. Программа рассчитана на 11 часов. Анкетирование и тестирование на разных этапах занятий помогает учащимся отследить динамику собственного здоровья, правильность своих взглядов. Форма отчета по завершении курса – защита проектов или конференция.
Цели и задачи программы
1. Познакомить подростков с правилами рационального питания и сформировать у ребят готовность их соблюдать.
2. Показать тождественность понятий «правильное питание» и «здоровье», развить потребность заботиться о своем здоровье.
3. Углубить и расширить имеющиеся знания о строении и функциях человеческого организма, народных традициях, связанных с питанием.
4. Донести до учащихся сведения по профилактике желудочно-кишечных заболеваний.
5. Развивать навыки работы с различными источниками информации; умение выделять главное, сравнивать, обобщать, делать выводы.
6. Изучить классификацию пищевых и биологических добавок, раскрыть их значение и обсудить возможные вредные последствия их применения.
7. Привлечь внимание подростков к составу продуктов, которые мы покупаем в магазине, вызвать стремление школьников контролировать потребление нежелательной пищи.
Стратегия проведения занятий
1. Использование нетрадиционных образовательных технологий, разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъективный опыт школьников.
2. Создание атмосферы заинтересованности у каждого ученика.
3. Стимулирование ребят к высказыванию, диалогу, дискуссии, самовыражению.
Мотивация учащихся
- Поддержка индивидуального развития;
- соревнование между подростками;
- помощь в затруднительных случаях;
- ориентация на решение поставленных задач и объяснение целей занятий;
- одобрение коллективной работы (групповой);
- опора на личный опыт.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. «Введение». Национальные, социальные, экологические, психологические и физиологические пищевые пристрастия людей. Законы питания. Структурные компоненты еды: углеводы, жиры, белки, витамины и макро-, микроэлементы. Энергетическая ценность продуктов. Рациональное питание. Вредные продукты.
Тема 2. Пищевые добавки, их влияние на организм. Пищевые добавки E: красители (Е-100–Е-199), консерванты (Е-200– Е-299), антиоксиданты (Е-300– Е-399), стабилизаторы, эмульгаторы (Е-400–Е-599), усилители вкуса и аромата (Е-600–Е-699), антифламинги (пеногасители, Е-900–Е-999) и другие вещества. Наиболее вредные добавки Е и их влияние: воздействие глутамата натрия на нервную, дыхательную системы, зрение и т.п. «Синдром китайского ресторана».
Тема 3. Нитраты и болезни людей. Нитраты как социально-экономическая проблема. Метаболизм нитратов в организме человека. Отравление. Нитраты и рак желудка. Снижение содержания нитратов в продуктах при хранении и кулинарной обработке. Подавление образования канцерогенных нитросоединений. Природные источники нитратов. Антропогенные источники. Нитраты и качество воды. Распределение нитратов в растениях. Влияние различных факторов на содержание нитратов. Нитраты в продуктах питания и кормах.
Тема 4. Молоко и молочнокислые продукты. Состав молока, его вред и польза. Аллергия. Галактезимия. Накопление гормонов и антибиотиков, радионуклидов. Пастеризация. Стерилизация. Правила хранения и потребления. Кисломолочные продукты (простокваша, йогурт, кефир, сыр и т.д.), их влияние на организм. Опасность кисломолочных продуктов, изготовленных промышленным способом.
Тема 5. Вред прохладительных напитков. Газированные напитки, их состав: вода, двуокись углерода, лимонная кислота, ароматизатор, подсластитель аспартам, консервант бензоат натрия. Действие на организм: ослабление иммунной системы, хроническая усталость и запоры, заболевания кожи, почек и печени, ожирение, язвы, появление камней в почках, хрупкие кости. Холодный чай – источник кариеса. Вред фруктовых и овощных соков, содержащих пищевые добавки и нитраты.
Тема 6. Вред и польза кофе и чая. Открытие кофе. Статистика употребления. Сорта кофе. Плюсы употребления: стимулятор памяти, защита от цирроза, желчнокаменной болезни, диабета; минусы: привыкание, хронические неврозы, увеличение холестерина, развитие гипертонии, остеопороза и т.п. Советы по употреблению напитка. Появление чая в России. Сорта чая. Негативное и позитивное воздействие на организм. Правильное заваривание.
Тема 7. Мифы об алкогольных напитках. Виды алкогольных напитков. Мифы: с помощью спиртного можно быстро согреться; алкоголь усиливает аппетит; повышает работоспособность; понижает артериальное давление; качественный алкоголь вреда не наносит; спиртное – лекарство от простуды; пиво – это не алкоголь; алкоголь некалориен; надо не запивать, а закусывать. Развенчивание мифов.
Тема8. Опасные сладости. Сахар. Шоколад, его производство. Мед. Леденцы. История возникновения продуктов. Состав. Польза: поставщики энергии, хорошего настроения. Вред: аллергия, ожирение, кариес, привыкание, диабет, мигрень. Советы по употреблению.
Вред и польза жевательной резинки. История появления. Состав: жевательная основа, подсластители, эмульгаторы, красители, ароматизаторы, вкусовые добавки. Виды жвачек. Полезные свойства: свежее дыхание, стимуляция слюнных желез, укрепление эмали, самоочищение полости рта, дополнительная жевательная нагрузка, тренировка жевательных мышц и тканей периодонта. Вред: понос, боль в животе, метеоризм; язвы в полости рта, воспаление кожи вокруг рта; аллергия; кариес; повышение давления и опасное уменьшение количества калия в крови; гастрит; удушье. Побочные эффекты: разрушение мостов, коронок и прочих стоматологических конструкций; чрезмерное развитие жевательных мышц; увеличение уровня ртути в организме у людей со старыми пломбами из амальгамы; аэрофагия (заглатывание лишнего воздуха); бруксизм (ночное или дневное скрежетание зубами) и т.п. Практические советы.
Тема 9. Вред «быстрого питания». История возникновения фастфуда. Гамбургеры, картофель фри, чипсы, хот-доги, «лапша быстрого приготовления», бульонные кубики, шаурма, пицца и пр. Химический состав. Трансжиры – провокаторы атеросклероза, целлюлита, инфарктов и инсультов, а также онкологии. Влияние фастфуда на организм человека: ожирение, аллергия, химическая зависимость, нарушение эндокринной и иммунной систем.
Тема 10. БАД: польза или вред? История. Классификация. Нутрицевтики, парафармацевтики и эубиотики. Отличие от лекарств. Регистрационные требования и особенности продажи в нашей стране.
Вредные приправы. Применение соли. Вред от соли. Нужна ли соль организму. Сколько соли есть и чем ее заменить. Соленая пища. Когда нельзя солить еду. Сколько соли нам нужно употреблять. Кетчуп и майонез, их воздействие на организм.
Тема 11. Генетически модифицированные продукты. Что такое «трансгенные продукты»? Методы создания трансгенных растений. Генетически модифицированные продукты на мировом рынке. Трансгенные продукты: за и против (аллергия, вирусные и онкологические заболевания). Ситуация на российском рынке.
12. Итоговое занятие. Результативно-обобщающая работа в виде учебно-теоретической конференции, на которой ученики демонстрируют самостоятельно подготовленные доклады, презентации, проекты.
Практические и лабораторные работы
- Определение качества коровьего молока. Просмотр под микроскопом.
- Обнаружение микроорганизмов в молоке.
- Определение доброкачественности мяса.
- Определение пригодности воды для питья.
- Определение содержания нитратов в пище.
- Определение кодов пищевых добавок в продуктах.
Проектная деятельность учащихся
- Изучение национальных традиций потребления продуктов питания.
- Проблемы снабжения человечества белковой пищей.
- Пестициды и здоровье.
- Влияние удобрений на человека.
- Алкоголь вреден для здоровья.
- Переедание и избыточное употребление животных жиров – фактор риска злокачественных новообразований.
- Являются ли копчености и жареное мясо фактором риска возникновения рака?
- Гельминты как один из основных экологических аспектов, влияющих на состояние человеческого организма.
- Экологические факторы риска кариеса.
- Составление рационального школьного меню.
Ожидаемые результаты
Учащиеся смогут рассматривать здоровье как основную ценность человеческой жизни и общества.
Подростки сумеют самостоятельно формулировать понятия: «здоровье человека и питание», «полезные», «опасные» и «вредные продукты», «культура питания и питья».
Занятия уменьшат число случаев кишечных расстройств и отравлений. У школьников сформируется мотивация к сохранению своего здоровья.
Ребята приобретут следующие умения:
а) проводить исследования продуктов питания;
б) оказывать первую помощь при отравлениях;
в) составлять и анализировать меню и рацион;
г) обрабатывать данные и оформлять результаты в виде сводных таблиц, графиков, диаграмм, презентаций, фотоальбомов и т.д.
Приложение 3
Контролирующие задания с экологическим содержанием
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ 1-ГО ТИПА
Задание 1. После окончания лабораторной работы по химии ваш товарищ вылил использованные реактивы в раковину, а не в специально приготовленную для этих целей емкость. Как вы поступите:
а) выльете свои реактивы туда же, куда и он;
б) объясните ему, почему этого не следует делать;
в) расскажете о его действиях учителю?
Задание 2. Как вы поступите, если, прогуливаясь по берегу водоема, увидите ржавое ведро возле старого кострища:
а) очистите берег, выбросив ведро в воду;
б) не обратите на него внимания;
в) отнесете ведро на ближайшую свалку или закопаете его в землю?
Задание 3. Один из путей защиты биосферы от загрязнения – очистка отходящих газов и сточных вод на промышленных предприятиях. Современные очистные сооружения достаточно эффективны, но дорогостоящи. Как вы поступили бы, если бы были директором крупного завода и имели в своем распоряжении значительную сумму денег:
а) положили бы деньги в банк для уплаты штрафов за загрязнение окружающей среды – это выгоднее (по деньгам) строительства очистных сооружений;
б) вложили бы деньги в строительство очистных сооружений;
в) часть денег вложили бы в расширение производства, а часть использовали бы для увеличения зарплаты рабочим?
Задание 4. Вы – заместитель директора фабрики резиновых игрушек. Вам предложили новую краску, содержащую кадмий, более дешевую и яркую, чем та, которая есть на фабрике. В результате ее использования фабрика получит большую прибыль. Как вы поступите, если знаете о токсичности красителей, содержащих кадмий:
а) согласитесь с директором на покупку новой краски;
б) будете против этого решения;
в) пойдете на компромисс и предложите выпускать 50% игрушек с использованием новой краски и 50% – старой?
Задание 5. Мальчик в отсутствие родителей разбил градусник. Как ему поступить:
а) выбросить остатки градусника в ведро, чтобы их не увидели родители;
б) вызвать представителей СЭС;
в) оставить все, как есть, до прихода родителей?
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ 2-ГО ТИПА
Задание 6. Вам выданы образцы воды, взятой из разных источников (они указаны на этикетках). Предположительно в них содержатся ионы: Fe2+, Fe3+, Zn2+, Cu2+, Pb2+. Составьте план их определения. Предложите способы очистки воды от этих ионов. Каковы будут ваши действия, если концентрация указанных ионов в образцах будет слишком высокой (значительно превышать ПДК)?
Задание 7. Вы с родителями едете на машине за город, останавливаетесь у водоема и видите, что возле кромки воды стоит грязная машина, которую собираются вымыть. Ваша машина тоже требует мойки. Ваши действия? Почему именно так вы поступите? Предложите план исследования, иллюстрирующего действие нефтепродуктов (масел, бензина) на живые организмы.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ 3-ГО ТИПА
Задание 8. На заводе, производящем свинцово-никелевые аккумуляторы, произошел аварийный сброс сточных вод в закрытый водоем. Оцените экологическую обстановку в водоеме. Каковы вероятные последствия для обитателей этого водоема и для здоровья человека (при условии, что человек пользуется ими)?
Задание 9. Проследите «судьбу» элемента фосфора в биосфере. Укажите химическую формулу его соединения в каждой «точке покоя». Опишите эпизод, в котором элемент фосфор тем или иным путем попадает в озеро. Предположите последствия, которые повлечет за собой накопление этого элемента в водоеме.
Задание 10. Назовите антропогенные источники биогенного элемента фосфора в водоеме. Оцените возможные экологические последствия. Предложите пути возвращения элемента в круговорот и сохранения водной экосистемы.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ 4-ГО ТИПА
Задание 11. Почему в зимнее время в водоемах сохраняется жизнеспособность их обитателей?
Задание 12. Объясните факт отравления людей съедобными моллюсками, выловленными из загрязненной нефтепродуктами зоны моря.
Задание 13. Круговорот азота может быть нарушен, если в почве будет:
а) избыток азотных удобрений;
б) высокая концентрация ионов водорода;
в) недостаток влаги;
г) плохая аэрация;
д) низкая температура;
е) избыток ионов меди.
Объясните, в чем проявляется действие каждого фактора. В каких «точках» цикл может разомкнуться?
Задание 14. Какие процессы могут привести к снижению доступности для наземных растений следующих ионов:
Задание 15. Элемент магний входит в состав зеленого пигмента хлорофилла. В питательной среде, в которой выращивается растение методом гидропоники, вместо ионов магния присутствуют ионы кальция. Вызовет ли это какие-либо изменения в растении? Если да, то какие и почему? Какие причины могут обусловить аналогичный процесс в природной среде?
В случае выбора учащимися «безразличных», негативных или неверных ответов, следует организовать обсуждение предложенных ситуаций (проблем), убедить учащихся в ошибочности их оценки и подвести к правильному решению.
Например, предложена ситуация: «У Ивана Петровича есть машина. При работе двигателя содержание угарного газа в выхлопных газах превышает установленную норму в три раза. Иван Петрович решил:
а) не буду ездить на машине, пока не отрегулирую карбюратор;
б) буду ездить на машине только иногда, если уж очень нужно;
в) всего-то в три раза больше нормы, буду ездить на машине до следующего техосмотра или до первого штрафа.
Какое решение должен принять Иван Петрович?»
Предположим, что выбран ответ «б» или «в». Темой обсуждения становится проблема загрязнения воздуха выхлопными газами автомобиля, и в частности угарным газом СО. Рассматривается действие газа СО на организм человека: образование в крови карбоксигемоглобина – прочного соединения, диссоциация которого в 3000 раз меньше, чем оксигемоглобина, и, как следствие, снижение обеспечения тканей организма кислородом. Учащиеся должны усвоить, что в основе деятельности человека по отношению к природе лежит принцип «Не навреди!».
При разборе некоторых ситуаций целесообразно, чтобы учащиеся проводили химический эксперимент. Например, в такой ситуации: «Представьте себе, что территория вокруг химкомбината, производящего минеральные удобрения и некоторые химреактивы, из-за нарушения условий складирования готовой продукции загрязнена следующими веществами: хлоридом алюминия, нитратом аммония, сульфатом натрия. Какая будет там почва – кислая, шелочная, нейтральная? Какие меры следует принять?»
Реакцию среды раствора каждой соли учащиеся могут определить индикатором и в подтверждение результатов эксперимента написать соответствующие уравнения реакций гидролиза солей.
Приложение 4
Олимпиады по экологии
Год | Муниципальный этап | Региональный этап |
2010-2011 | 10 кл – призер (Димитрова А.) 11 кл – два призера (Авдалян А., Рудяк Е.) | участники |
2011-2012 | 9 кл – призер (Шпалова Е.) 10 кл – победитель (Шитова А.) | участники |
2012-2013 | 11 кл – победитель (Шитова А.) | 11 кл - призер |
Приложение 5
План проведения Дней защиты от экологической опасности
«Экология – Безопасность – Жизнь»
С 11.05 по 15.05.2010 г.
№ п/п | Мероприятия | Дата проведения | Ответственные |
Олимпиада по экологии в 9-11 классах | 11.05 | Аникина Э.Ю. | |
Проведение конкурсов
|
До 15.05 | Классные руководители | |
Проведение викторины «Насколько вы экологичны?» (8-11 кл) | 11.05-14.05 | Аникина Э.Ю. | |
Проведение межпредметного конкурса «Экология и другие науки» | 13.05 | Аникина Э.Ю. | |
Проведение бесед на уроках окружающего мира, природоведения, биологии, географии и химии о глобальных экологических проблемах | В течение недели | Учителя предметники | |
Просмотр экологических проектов, созданных учениками нашей школы | 15.05 | Вервикина Т.Н. Аникина Э.Ю. | |
Проведение классных часов, устных журналов, утренников, праздников | В течение недели | Классные руководители | |
Выступление лекторской группы учеников 9а класса по теме | В течение недели | Аникина Э.Ю. | |
Проведение экологического субботника по уборке территории школьного двора и улиц города | 14.05 | Классные руководители |
План проведения Декады Экологии
в рамках Дней защиты от экологической опасности
«Экология – Безопасность – Жизнь»
с 09.04 по 20.04.2012 года
№ п/п | Наименование мероприятий | Сроки | Класс | Ответственные |
1 | Открытие Декады экологии (агиттеатр) | 09.04 | Аникина Э.Ю. | |
2 | Фестиваль экологической сказки | 13.04 20.04 | 6-7 кл 8-9 кл | Кл. руководители Аникина Э.Ю. |
3 | Выступление лекторской группы по теме «Вода – бесценный дар природы» для 2-4 кл | в течен. декады | 7б | Павлова О.В. |
4 | Выступление лекторской группы по теме «Природа - бесценный дар, одна на всех» для 5-7 кл | в течен. декады | 7в | Михайлова Н.Н. |
5 | Экологические листовки, плакаты «Спасти и сохранить» (формат А-3) (можно в электрон. виде) | До 17.04 | 5-10 кл | Кл. руководители |
6 | Урок – семинар Экологические проблемы биосферы» | 9абв кл 11аб кл | Павлова О.В. | |
7 | Тематические викторины: «Все о воде» «В мире животных» «Экологическое ассорти» | 10.04 20.04 14.04 | 8абв кл 7абв кл 6 абв кл | Михайлова Н.Н. Павлова О.В. |
8 | Нестандартные уроки по физике: «Шумовое загрязнение окружающей среды» «Атомные электростанции. Фокусима, год спустя» «Технический прогресс – путь в никуда или новая ветвь эволюции» «Путь от Галактики до кварка, что способен изменить разум?» | 09.04 11.04 11.04 13.04, 14.04 | 7абв 8абв 9в 11аб | Кутепова О.А. |
9 | Проведение общешкольных акций: «Нашу заботу цветам» (озеленение школьных помещений) «Нет пакетам» «Чистота вокруг нас» (по очистке столов от старой жвачки) | в течен. декады 14.04. | 1-11 кл | |
10 | Внеклассное мероприятие для 9-11 кл. Ток-шоу «Изменение климата Земли» | 16.04 | 9-11 кл | Аникина Э.Ю. Кутепова О.А. Павлова О.В. Вервикина Т.Н. |
11 | Интеллектуальный марафон «Экология и другие науки» | 12.04 10.04 14.04 | 9б-10 11а-11б финал | Аникина Э.Ю. |
12 | Игра-конкурс «Экологическая мельница» | 10.04 | 8абв | Аникина Э.Ю. |
13 | Урок-конференция «Экология закрытых помещений» | 14.04 | 9абв | Аникина Э.Ю. |
14 | Решение экологических задач | 11.04 | 11аб | Аникина Э.Ю. |
15 | Урок-семинар «Экология и здоровье человека» | 18.04 | 11аб | Аникина Э.Ю. |
16 | Урок-суд «Человек и Природа: противостояние или содружество?» | 17.04 | 10 | Аникина Э.Ю. |
17 | Проведение викторины «Насколько вы экологичны?» | в течен. декады | 8-11 кл | Аникина Э.Ю. |
18 | Выступление на общешкольной линейке на тему «Земля – наш дом» | 14.04 | 9в | Аникина Э.Ю. |
19 | Викторина «Капля чистой, живой воды» | 10.04 | 7абв | Вервикина Т.Н. |
20 | Устный журнал «Уникальные места России» | 13.04 | 8абв | Вервикина Т.Н. |
21 | Просмотр видеофильма «Глобальные экологические проблемы» | 14.04 10.04 | 9-11 | Вервикина Т.Н. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план работы ШМО учителей естественнонаучного цикла по подготовке к итоговой аттестации
План работы на год школьного методического объединения учителей есттественнонаучного цикла по подготовке к итоговой аттестации в новой форме...
Опыт работы учителя физической культуры МБОУ СОШ №1 с. Арзгир Мотасова Д. В.
Современная физическая культура выполняет важные социальные функции по оптимизации физического состояния населения, организации здорового образа жизни, подготовке к жизненной практике. Она, как и люба...
План работы ШМО учителей естественнонаучного цикла и истории на 2014-2015 учебный год
Работа ШМО учителей естественнонаучного цикла и истории подразделяется на следующие виды направления:Ø Работа с одарёнными обучающимися:- Участие в школьных и муниципальных этапах предметных оли...
Опыт экологического образования школьников в рамках внеклассной работы
Выступление по работе кружка "Друзья природы"...
Анализ работы ШППС учителей естественнонаучного цикла за 2015-2016 уч. год
Анализ работы ШППС учителей естественнонаучного цикла за 2015-2016 уч. год...
Анализ работы ШППС учителей естественнонаучного цикла за 2017-2018 уч. год
Анализ работы ШППС учителей естественнонаучного цикла за 2017-2018 уч. год...
Анализ работы ШМО учителей естественнонаучного цикла за 2018-2019 уч.год
Анализ работы ШМО учителей естественнонаучного цикла за 2018-2019 уч.год...