Киноуроки в школах России
проект

Алексеева-Соловьева Ольга Геннадьевна

      Проект «Киноуроки в школах России» реализуется с 2014 года. Целью проекта является создание киноуроков – детских короткометражных художественных фильмов воспитательного назначения и методических пособий к ним для проведения педагогами внеклассных занятий по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию с целью распространения традиционных гражданских, культурных и семейных ценностей в школах России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad._kinouroki_v_shkolah_rf.docx29.56 КБ
Файл kinouroki.pptx2.69 МБ

Предварительный просмотр:

СЛАЙД 1:

Киноуроки в школах России.

Знаменитая фраза Ленина «Вы должны твёрдо помнить, что из всех искусств, для нас важнейшим является кино» основана на воспоминаниях Луначарского о беседе с Лениным в феврале 1922г.

Карен Шахназаров предложил включить классику советского кинематографа, историческое кино в обязательную школьную программу. Он напомнил, что идея преподавать факультативно кинематограф в школе принадлежит помощнику президента РФ Владимиру Мединскому. "Во многих странах национальный кинематограф введен в обязательную программу. Это нужно сделать и в России - ввести именно в обязательную школьную программу", - сказал он. Российский кинематограф всегда шел и идет от позиции добра, как и вся русская культура. Герои фильмов помогают нам находить героев, похожих на себя, находить ответы на важные вопросы.

Режиссер также пояснил, что для показа школьникам может быть собрано порядка 100-150 кинокартин. "Такие яркие картины, которые были созданы, они порой больше расскажут школьникам, например, про историю, чем лекции в течение недель. Два часа в неделю, хотя бы один фильм. Не надо объяснений детям, надо просто привести в зал и показать фильм".

СЛАЙД 2:

  • Действительно, еще в 2013 году Мединский предложил. У нас много старых хороших фильмов, мультфильмов достойных к показу в школах. Например, для начальной школы можно показывать фильмы-сказки Александра Роу (15 фильмов). Много патриотических фильмов. Киноуроки помогут обогатить самые разные школьные дисциплины. Фильмы "Иван Грозный" или "Адмирал Нахимов" могли бы дать новый ракурс урокам истории, "Война и мир" - помочь глубже понять роман Толстого... 

Сегодня воспитание детей рассматривается как стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на всех уровнях. (федеральном, региональном и муниципальном).

Современная киноиндустрия в настоящее время, как правило, ориентирована на развлечение, образовательные и воспитательные цели оказываются мало востребованы. Однако в  воспитании и образовании молодого поколения кино играет особую роль. Несомненно, оно серьезно воздействуют на жизненные идеалы и ценности школьников.

СЛАЙД 3:

  • Говоря о  педагогах, работающих с особыми детьми и в рамках инклюзивного образования есть фильмы, которые хорошим и доступным языком могут объяснить детям о той или иной проблеме.  Совместный просмотр здоровыми и «особыми» детьми мультфильмов «Последний лепесток» (СССР 1974), «Необычный младший братик» (Франция 1995), «Про Диму» (Россия 2016), «Путешествие Марии» (Испания 2016) формирует у «особых» ребят доверие к сверстникам, а у здоровых — способность принимать их и помогать им.
  • фильм «Звездочки на Земле» (Индия 2007). 8-летний мальчик Ишан Аваси не мог освоить учебную программу по чтению и письму, но имел неистощимую фантазию. Родители, все списав на плохое поведение и нежелание учиться, отправили его в интернат, где Ишан душевно страдал. Новый учитель рисования, работающий и в школе коррекции, диагностировал у Ишана дислексию и начал обучать чтению и письму по особым методам. Его подход вернул ребенку веру в себя. Слоган фильма — «каждый ребенок уникален».
  • Очень наглядна сказка «Город мастеров» (СССР 1964) о горбуне-метельщике Караколе. Он организовал сопротивление горожан захватчику-герцогу. Его, балагура и добрую душу, а не герцога, полюбила красавица-златошвейка Вероника. Караколя враги убили стрелой, пущенной в горб, а метельщик ожил уже без горба. Мудрец сказал горожанам: «Горбом были сложенные крылья, а теперь он их расправил». Нужно объяснить детям метафору о «крыльях» — способностях, талантах, душевных качествах — и их развитии, независимо от недостатков тела.

Приоритетной целью школы вообще, и нас, как классных руководителей в частности,  является социальное развитие личности учащегося.

СЛАЙД 4:

В помощь нам педагогам: Проект «Киноуроки в школах России» реализуется с 2014 года. Целью проекта является создание киноуроков – детских короткометражных художественных фильмов воспитательного назначения и методических пособий к ним для проведения педагогами внеклассных занятий по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию с целью распространения традиционных гражданских, культурных и семейных ценностей в школах России.

Проведение таких киноуроков предполагает использование фильмов и методических пособий к ним, размещенных на электронной площадке Министерства просвещения РФ – «Российская электронная школа» https://resh.edu.ru/special-course/kino и сайте проекта «Киноуроки в школах России» https://kinouroki.ru/films/

Классное руководство:

Осуществляя работу с классом, педагог (классный руководитель) организует работу с коллективом класса; индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса; работу с учителями, преподающими в данном классе; работу с родителями.

  • проведение киноуроков - это  часы плодотворного и доверительного общения педагога и школьников, основанных на принципах уважительного отношения к личности ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе, предоставления школьникам возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, и создания благоприятной среды для общения.
  • Важнейшим аспектом киноуроков является организация закрепляющих воспитательных социальных практик, организованных в классах. На каждое понятие или качество, разбираемое на киноуроке, выполняется социальный проект, направленный на закрепление этого понятия и применение его на практике.

СЛАЙД 5: Фильм «Ты не сирота»

Краткий рассказ о фильме и реакция детей на просмотр фильма.

СЛАЙД 6:

Актуальность заключается в том, что на современном этапе наиболее эффективное воздействие на детей сегодня оказывает игровое кино. Кинематограф владеет широким спектром драматургических и аудиовизуальных возможностей. Фильмы, созданные в гуманистических принципах искусства специально для школьников способны дать мощный толчок к развитию мотивации у детей. Киноуроки (или уроки воспитания с использованием киноискусства) – одновременно и традиционная, и новая форма диалога со зрителем. Фильмы, специально снятые для школы, нацеленные на воспитание чувств и разговор о главных проблемах нашей жизни, становятся основой кинопедагогики на рубеже нового этапа нашей жизни.

СЛАЙД 7:

Цель: создание условий для духовно – нравственного воспитания, формирования приоритетных жизненных ценностей и установок посредством киноискусства. Воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе нравственных ценностей.

СЛАЙД 8:

Задачи:

  • Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами (вероисповЕдания) и т.п.;
  • Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми  разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки;
  • Воспитание чувства товарищества, чувства личной ответственности, воспитание навыков сознательного поведения в обществе.

В результате обучающиеся обретут положительные качества личности и получат навыки организации благотворительных, волонтерских, социальных практик через реализацию общественно-полезного дела.

СЛАЙД 9:

Практическая значимость – программа совмещает элементы воспитания и образования, даёт школьникам возможность приобщиться к ценностям человеческой культуры, морали, этики, в том числе через работу с короткометражными фильмами, снятыми специально для этой цели.

СЛАЙД 10:

Миссия программы – воспитание поколений  со сформированной широкой библиотекой этических качеств, высоким уровнем социальной и интеллектуальной компетентности.

СЛАЙД 11:

В результате реализации программы обучающиеся  должны знать:

  • Заповеди и соответствующие притчи;
  • Источники наших нравственных знаний;
  • О совести как основе нравственности;
  • О пользе терпения, выдержки, умения предвидеть последствия своих поступков.

СЛАЙД 12:

Уметь:

  • Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими;
  • Соблюдать заповеди;
  • На практике применять методы самовоспитания и самоконтроля;
  • Уважать чужое мнение, будучи несогласным с ним;
  • Проявлять тактичность и доброжелательность в общении;
  • Быть сострадательными к чужому горю;
  • Различать добро и зло, давать правильную оценку поступков литературных героев, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию;
  • Проявлять положительные моральные качества в достойном поведении, поступках.

СЛАЙД 13:

Темы киноуроков самые разные:

  • Отзывчивость, фильм «Воин света»;
  • Трудолюбие, любовь к близким, фильм «Чистодей»;
  • Бескорыстие, фильм «За руку с Богом»;
  • Экология, фильм «Стеша»  и др.

Где Отзывчивость, бескорыстие, трудолюбие и т.д. - Формируемая  жизненная ценность.

СЛАЙД 14:

Используемые понятия, принципы и ценности являются базовыми, традиционными для современного российского общества. Каждый фильм предназначен для проведения киноурока с обязательным соблюдением определенных этапов:

  • Педагогами школы организуется просмотр профессионального короткометражного игрового фильма, задача которого – вызвать эмоциональный интерес, раскрыть образ героя, модель поведения;
  • К каждому киноуроку разработаны методические пособия, раскрывающее особенности организации обсуждения фильма, раскрывается авторский замысел содержания;
  • Важный результат киноурока – возникшая у школьников потребность подражания героям, которая реализуется в ходе проведения социальной практики, – общественно полезного дела.

СЛАЙД 15:

Просмотр фильмов дома в кругу семьи или в окружении одноклассников в школе, и совместное обсуждение позволит решить множество задач:

  • научить детей выстраивать добрые и безопасные отношения;
  • учитывать интересы других людей;
  • брать на себя ответственность;
  • быть патриотом своей Родины;
  • радоваться жизни и т.д.

СЛАЙД 16: С САЙТА.

СЛАЙД 17:

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Известно, что кино – самое массовое из искусств. Поэтому, роль кинематографа трудно переоценить. Киноискусство универсально: оно позволяет оптимально адаптировать к социуму учащихся в процессе творческого самовыражения. Программа киноуроков ориентирована на морально-нравственное развитие школьников.

СЛАЙД 18:

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила учитель МБОУ «КШ «Надежда» г. Южно-Сахалинска» Алексеева-Соловьева Ольга Геннадьевна. КИНОУРОКИ В ШКОЛАХ РОССИИ

Слайд 3

Инклюзивное образование

Слайд 4

Проект « Киноуроки в школах России» реализуется с 2014 года . Целью проекта является создание киноуроков – детских короткометражных художественных фильмов воспитательного назначения и методических пособий к ним для проведения педагогами занятий по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию с целью распространения традиционных гражданских, культурных и семейных ценностей в школах России.

Слайд 6

Актуальность Н а современном этапе наиболее эффективное воздействие на детей сегодня оказывает игровое кино. Кинематограф владеет широким спектром драматургических и аудиовизуальных возможностей. Фильмы, созданные в гуманистических принципах искусства специально для школьников способны дать мощный толчок к развитию мотивации у детей. Киноуроки (или уроки воспитания с использованием киноискусства) – одновременно и традиционная, и новая форма диалога со зрителем. Специально снятые для школы , эти фильмы нацелены на воспитание чувств и разговора о главных проблемах нашей жизни, становятся основой кинопедагогики на рубеже нового этапа нашей жизни.

Слайд 7

С оздание условий для духовно – нравственного воспитания, формирования приоритетных жизненных ценностей и установок посредством киноискусства. Воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе нравственных ценностей. Цель:

Слайд 8

Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами ( вероисповЕдания ) и т.п .; Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки ; Воспитание чувства товарищества, чувства личной ответственности, воспитание навыков сознательного поведения в обществе. Задачи:

Слайд 9

П рограмма киноуроков совмещает элементы воспитания и образования, даёт школьникам возможность приобщиться к ценностям человеческой культуры, морали, этики, в том числе через работу с короткометражными фильмами, снятыми специально для этой цели. Практическая значимость :

Слайд 10

В оспитание поколений со сформированной широкой библиотекой этических качеств, высоким уровнем социальной и интеллектуальной компетентности. Миссия программы :

Слайд 11

Заповеди и соответствующие притчи ; О совести как основе нравственности; О пользе терпения, выдержки, умения предвидеть последствия своих поступков; Источники наших нравственных знаний и т.д. и т.п. В результате реализации программы обучающиеся должны знать:

Слайд 12

Уважать себя, верить в свои силы и творческие возмож­ности, признавая это право и за другими; Соблюдать заповеди; На практике применять методы самовоспитания и са­моконтроля; Уважать чужое мнение, будучи несогласным с ним; Проявлять тактичность и доброжелательность в обще­нии; Быть сострадательными к чужому горю; Различать добро и зло, давать правильную оценку по­ступков литературных героев, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию, и т.д. Уметь :

Слайд 13

Отзывчивость , фильм «Воин света»; Трудолюбие , любовь к близким, фильм « Чистодей »; Бескорыстие , фильм «За руку с Богом»; Уважительное отношение к природе , фильм «Стеша »; Патриотизм, фильм «Наследники Победы »; Милосердие , фильм «Музыка внутри »; Дружба, фильм «Не трус и не предатель », и др. Темы киноуроков :

Слайд 14

Педагогами школы организуется просмотр профессионального короткометражного игрового фильма, задача которого – вызвать эмоциональный интерес, раскрыть образ героя, модель поведения; К каждому киноуроку разработаны методические пособия, раскрывающее особенности организации обсуждения фильма, раскрывается авторский замысел содержания; Важный результат киноурока – возникшая у школьников потребность подражания героям, которая реализуется в ходе проведения социальной практики, – общественно полезного дела. Д ля проведения киноурока :

Слайд 15

научить детей выстраивать добрые и безопасные отношения; учитывать интересы других людей; брать на себя ответственность; быть патриотом своей Родины; радоваться жизни и т.д. Просмотр фильмов и совместное обсуждение позволит решить множество задач:

Слайд 16

Искусство на службе воспитания.

Слайд 17

К ино – самое массовое из искусств. Поэтому, роль кинематографа трудно переоценить. Киноискусство универсально: оно позволяет оптимально адаптировать к социуму учащихся в процессе творческого самовыражения. Программа киноуроков ориентирована на морально-нравственное развитие школьников.

Слайд 18

Спасибо за внимание!

Слайд 19

Проведение киноуроков предполагает использование фильмов и методических пособий к ним, размещенных на электронной площадке Министерства просвещения РФ – «Российская электронная школа» https://resh.edu.ru/special-course/kino и сайте проекта « Киноуроки в школах России» https://kinouroki.ru/films/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности «Киноуроки в школах России» для обучающихся 5 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Рабочая программа курса «Киноуроки в школах России» составлена на основе авторской образовательной программы АНО «Центр интеллектуального и творческого развития «ИНТЕЛРОСТ&raqu...

ДНЕВНИК СОЦИАЛЬНОЙ ПРАКТИКИ участников проекта «Киноуроки в школах России»

ДНЕВНИК СОЦИАЛЬНОЙ ПРАКТИКИ участников проекта «Киноуроки в школах России»...

Программа факультативного курса "Киноуроки в школе"

Проект «Киноуроки в школах России» направлен на развитие системы воспитания в школьных образовательных учреждениях России посредством создания детского игрового воспитательного кино....

Киноуроки в школах России

Вданой презинтации показана структура организации по теме "Киноуроки в школах России"....

Киноуроки в школах России и мира» - важная составляющая воспитания и образования современных школьника. Опыт проведения социальной практики».

Из опыта работы  в проекте "О будущем," реализующем систему воспитания "Киноуроки в школах России и мира"...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Киноуроки в школах России» («Учение с увлечением!») дляобучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)(I вариант) 5 «В» класса

Цель программы: создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта, формирование личностных качеств учащихся как основы взаимоотношений с людьми, общество...