Рабочая программа Читательская грамотность
рабочая программа
Раьочая программа Читательская грамотность на 2023 - 2024 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chitat_gr.docx | 49.33 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Управление образования МО "Заиграевский район"
МБОУ Ново-Онохойская ООШ
РАССМОТРЕНО на педагогическом совете Протокол № _____ от «30» 08. 2023 г. | СОГЛАСОВАНО с управляющим советом школы Протокол №_____ от «30» 08. 2023 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор Карпукова Елена Евгеньевна Приказ № _____ от «30» 08. 2023 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Читательская грамотность»
для обучающихся 5-9 классов
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Читательская грамотность» для учащихся 5-9 классов составлена с опорой на:
• Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189);
• Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования");
• Информационное письмо МОиН РФ №03-296 от 12 мая 2011г. «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
• Приказ МОиН РФ от 31 декабря 2015 года №1577«О внесении изменений в ФГОС ООО»;
• Письмо Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 12 мая 2011 г. № 03-2960;
• Учебный план МБОУ-СОШ № 20 им. Героя Советского Союза Л.Н. Гуртьева г. Орла
Цель программы:
Создать условия, актуализирующие потребность в свободном, осмысленном, развивающем чтении с учетом изменившихся реалий существования текста как социокультурного и образовательного феномена.
Задачи:
Способствовать мотивации школьников к чтению через формирование интереса к книге, работе с текстом;
Инициировать расширение поля читательских ориентаций школьников за счет обогащения интеллектуального, духовного и социального потенциала чтения;
Содействовать формированию читательских компетенций, включая такие умения как: поиск информации и понимание прочитанного; преобразование и интерпретация информации; оценка информации;
Поддерживать читательскую активность школьников через включение в различные формы социального и учебно-исследовательского проектирования с использованием потенциала текстов разной природы;
Осуществлять педагогическое сопровождение читателя-школьника с помощью своевременной диагностики и коррекции возникающих проблем;
Создать предпосылки (образовательную среду, событийный контекст) для формирования полноценного читательского сообщества школьников, учителей, родителей и социальных партнеров, готовых к принятию чтения как личностно-значимой ценности.
Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. В исследовании PISA «читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».
В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися основной образовательной программы общего образования в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Особое место среди них занимает чтение и работа с информацией. В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения в качестве приоритетной цели называется «…формирование читательской компетентности школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования».
У развитого читателя должны быть сформированы две группы умений:
- умения, целиком основанные на тексте:
– извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения;
– найти в тексте информацию, представленную в явном виде;
– основываясь на тексте, делать простые выводы;
- умения, основанные на собственных размышлениях о прочитанном:
– интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний читателя»;
– устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую;
– интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста;
– реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте информацию, но и на формальные элементы текста (жанр, структуру, язык).
Планируемые результаты
Предметные результаты
Учащиеся получат возможность использовать навыки смыслового чтения на уроках различных предметных областей, где есть необходимость работы с текстом для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач; обогатить, углубить знания, расширить культурный кругозор.
Личностные результаты
В сфере личностных результатов приоритетное внимание уделяется формированию:
• основ гражданской идентичности личности (включая когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты); патриотизм, уважение к Отечеству, осознание субъективной значимости использования русского языка;
• основ социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание);
•осознания значения семьи в жизни человека и общества, принятия ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи;
• развитого морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора;
• нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
• целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
•готовности и способности к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
Метапредметные результаты
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).
- Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя).
- Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.
- Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
- Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.
Коммуникативные УУД:
- Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
- Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
- Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.
- Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
- Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.
Регулятивные УУД:
- Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
- Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.
- Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).
- В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа».
Выпускник научится:
- ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: определять главную тему, общую цель или назначение текста;
- выбирать из текста или придумывать заголовок, соотве6тствующий содержанию и общему смыслу текста;
- формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
- предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
- объяснять порядок частей (инструкций), содержащихся в тексте;
- сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты; обнаруживать соответствия между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т.д.;
- находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);
- решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста: определять назначение разных видов текстов;
- ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
- выделять главную и избыточную информацию;
- прогнозировать последовательность изложения идей текста;
- сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;
- выполнять смысловое свертывание выделенных фактов и мыслей;
- формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определенной позиции; понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
Выпускник получит возможность научиться:
- анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и ее осмысления;
- выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста);
- критически относиться к рекламной информации;
- находить способы проверки противоречивой информации;
- определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.
Место учебного курса
По учебному плану на курс «Читательская грамотность» в 5-9 классах отводится 34 часа в год (1 час в неделю).
Общая характеристика курса
Программа по формированию навыков смыслового чтения ориентирована на развитие навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других) особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей. Это достигается путем создания благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития каждого школьника. Педагогическая система базируется на раннем выявлении склонностей, интересов, природных задатков детей, которая в дальнейшем позволит развитие универсальных компетентностей обучающихся.
Формы контроля
Рефлексия по каждому занятию в форме вербального проговаривания, письменного выражения своего отношения к теме.
По завершении курса обучающиеся пишут итоговую работу.
Итоги учёта знаний, умений, овладения обучающимися универсальных учебных действий подводятся посредством листов педагогических наблюдений, опросников.
Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности
зависит от тематики и содержания изучаемого раздела.
Календарно-тематическое планирование
5 класс
6 класс
№ | Дата | Тема урока | |
По плану | Фактически | ||
1 | Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений | ||
2 | Типология текстов. Речевая ситуация | ||
3 | Функционально-стилевая дифференциация текстов (разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль) | ||
4 | Языковые особенности разных стилей речи. Жанр текста | ||
5 | Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру и языковые средства | ||
6 | Осознанное чтение текстов с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации | ||
7 | Текст, тема текста, основная мысль, идея. Авторская позиция | ||
8 | Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте | ||
9 | Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста | ||
10 | Простой, сложный, тезисный план. Понимание информации, представленной в неявном виде | ||
11 | Разные способы представления информации: словесно, в виде символа, таблицы, схемы, знака | ||
12 | Использование формальных элементов текста (подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации | ||
13 | Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный) | ||
14 | Вопросы по содержанию текста | ||
15 | Формулирование выводов, основанных на содержании текста | ||
16 | Аргументы, подтверждающие вывод. «Учимся логически мыслить» | ||
17 | Сопоставление разных точек зрения и разных источников информации по заданной теме | ||
18 | Применение информации из текста при решении учебно-познавательных задач | ||
19 | Составление на основании текста небольшого монологического высказывания в качестве ответа на поставленный вопрос | ||
20 | Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу | ||
21 | Преобразование таблицы в связный текст, информации, полученной из схемы, в текстовую задачу | ||
22 | Составление схем с опорой на прочитанный текст | ||
23 | Формирование списка используемой литературы и других информационных источников | ||
24 | Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования, небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном | ||
25 | Создание небольших письменных текстов по предложенной теме, представление одной и той же информации разными способами, составление инструкции к выполненному действию | ||
26 | Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию) | ||
27 | Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста | ||
28 | Выражение собственного мнения о прочитанном | ||
29 | Выражение собственного мнения о прочитанном и его аргументация | ||
30 | Достоверность и недостоверность информации в тексте. Текст задачи «Крыжовник» | ||
31 | Недостающая или избыточная информация. Текст задачи «Крыжовник» | ||
32 | Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста | ||
33 | Сопоставление различных точек зрения на информацию. «Дятловы горы» | ||
34 | Итоговое занятие. Анализ текста |
7 класс
№ | Дата | Тема урока | |
По плану | Фактически | ||
1 | Вводное занятие. Кейс по функциональной (читательской)грамотности | ||
2 | Поиск информации и понимание текста | ||
3 | Определение главной темы и общей цели или назначения текста | ||
4 | Различение темы и подтемы специального текста | ||
5 | Выделение главной и второстепенной информации текста | ||
6 | Поиск информации, явно заданной в тексте | ||
7 | Выстраивание последовательности описываемых событий | ||
8 | Сопоставление основных текстовых и внетекстовых компонентов | ||
9 | Преобразование информации, данной ввиде графика, таблицы, схемы, в текстовую информацию | ||
10 | Формулирование прямых выводов и заключений на основе фактов, имеющихся в тексте | ||
11 | Метафоричность речи, умение понимать образность языка текстов | ||
12 | Преобразование и интерпретация информации | ||
13 | Поиск в тексте доводов в подтверждение выдвинутых тезисов | ||
14 | Интерпретация и обобщение информации, представленной в тексте неявно | ||
15 | Установление связей, не высказанных в тексте напрямую | ||
16 | Формирование на основе текста системы аргументов для обоснования определённой позиции | ||
17 | Сопоставление разных точек зрения и разных источников информации по заданной теме | ||
18 | Применение информации из текста при решении учебно-познавательных задач | ||
19 | Критический анализ и оценка информации | ||
20 | Оценивание утверждений, сделанных в тексте, исходя из своих представлений о мире | ||
21 | Нахождение в тексте доводов в защиту своей точки зрения | ||
22 | Обнаружение недостоверности получаемой информации | ||
23 | Нахождение путей восполнения пробелов в информации | ||
24 | Решение на основе текста учебно-практических задач | ||
25 | Диагностика читательской грамотности | ||
26 | Анализ ошибок, допущенных в работе | ||
27 | Самоконтроль и самооценка понимания прочитанного | ||
28 | Практикум по созданию собственных текстов на основе прочитанных текстов | ||
29 | Поэтический текст как источник информации | ||
30 | Типы текстов: текст-объяснение (объяснительное сочинение, резюме, толкование, определение) | ||
31 | Работа с несплошным текстом: информационные листы и объявления, графики и диаграммы, посты и рекламные тексты | ||
32 | Типы задач на грамотность. Позиционные задачи. | ||
33 | Проверочная работа по формированию читательской грамотности | ||
34 | Итоговое занятие |
8 класс
№ | Дата | Тема урока | |
По плану | Фактически | ||
1 | Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. | ||
2 | Типология текстов. Речевая ситуация. | ||
3 | Функционально- стилевая дифференциация текстов (разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль). | ||
4 | Языковые особенности разных стилей речи. Жанр текста. | ||
5 | Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру и языковые средства. | ||
6 | Осознанное чтение текстов с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации. | ||
7 | Текст, тема текста, основная мысль, идея. Авторская позиция. | ||
8 | Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. | ||
9 | Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста. | ||
10 | Простой, сложный, тезисный план. Понимание информации, представленной в неявном виде. | ||
11 | Разные способы представления информации: словесно, в виде символа, таблицы, схемы, знака. | ||
12 | Использование формальных элементов текста (подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации. | ||
13 | Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный). | ||
14 | Вопросы по содержанию текста. | ||
15 | Формулирование выводов, основанных на содержании текста. | ||
16 | Аргументы, подтверждающие вывод. | ||
17 | Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую. | ||
18 | Составление на основании текста небольшого монологического высказывания в качестве ответа на поставленный вопрос. | ||
19 | Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу. | ||
20 | Преобразование таблицы в связный текст, информации, полученной из схемы, в текстовую задачу | ||
21 | Составление схем с опорой на прочитанный текст. | ||
22 | Составление схем с опорой на прочитанный текст. | ||
23 | Формирование списка используемой литературы и других информационных источников. | ||
24 | Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования, небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном. | ||
25 | Создание небольших письменных текстов по предложенной теме, представление одной и той же информации разными способами, составление инструкции к выполненному действию. | ||
26 | Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию). | ||
27 | Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. | ||
28 | Выражение собственного мнения о прочитанном и его аргументация. | ||
29 | Достоверность и недостоверность информации в тексте. | ||
30 | Недостающая или избыточная информация. | ||
31 | Пути восполнения недостающей информации. | ||
32 | Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. | ||
33 | Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. | ||
34 | Сопоставление различных точек зрения на информацию. |
9 класс
№ | Дата | Тема урока | |
По плану | Фактически | ||
1 | Вводное занятие | ||
2 | Формирование читательских умений с опорой на текст и внетекстовые знания | ||
3 | Формирование читательских умений с опорой на текст и внетекстовые знания | ||
4 | Формирование читательских умений с опорой на текст и внетекстовые знания | ||
5 | Формирование читательских умений с опорой на текст и внетекстовые знания | ||
6 | Сопоставление содержания текстов научного стиля | ||
7 | Сопоставление содержания текстов научного стиля | ||
8 | Сопоставление содержания текстов научного стиля | ||
9 | Сопоставление содержания текстов научного стиля | ||
10 | Критическая оценка степень достоверности содержащейся в тексте информации | ||
11 | Критическая оценка степень достоверности содержащейся в тексте информации | ||
12 | Критическая оценка степень достоверности содержащейся в тексте информации | ||
13 | Критическая оценка степень достоверности содержащейся в тексте информации | ||
14 | Типы текстов: текст-аргументация | ||
15 | Типы текстов: текст-аргументация | ||
16 | Типы текстов: текст-аргументация | ||
17 | Типы текстов: текст-аргументация | ||
18 | Составление плана на основе исходного текста | ||
19 | Составление плана на основе исходного текста | ||
20 | Составление плана на основе исходного текста | ||
21 | Составление плана на основе исходного текста | ||
22 | Составление плана на основе исходного текста | ||
23 | Типы задач на грамотность. Аналитические (конструирующие) задачи | ||
24 | Типы задач на грамотность. Аналитические (конструирующие) задачи | ||
25 | Типы задач на грамотность. Аналитические (конструирующие) задачи | ||
26 | Типы задач на грамотность. Аналитические (конструирующие) задачи | ||
27 | Типы задач на грамотность. Аналитические (конструирующие) задачи | ||
28 | Работа со смешанным текстом | ||
29 | Работа со смешанным текстом | ||
30 | Составные тексты | ||
31 | Составные тексты | ||
32 | Составные и смешанные тексты | ||
33 | Итоговый контроль | ||
34 | Заключительное занятие |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Совершенствование грамотности в 5-9 классах"
Дополнительный курс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Дорожная грамотность» 6 класс
Рабочая программа «Дорожная грамотность» разработана в целях предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма и профилактики дорожно-транспортных происшествий среди учащихся начальной ш...
Рабочая программа "Тренинг грамотного письма" 7 класс
Цель программы: Обеспечить условия для успешного освоения обучающимися трудных случаев орфографии, для формирования и развития коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуровед...
Рабочая программа читательского клуба " В мире современной литературы"
Программа читательског клуба в рамках внеурочной деятельности направлена на развитие читательской грамотности подростка через изучение современной литературы 21 века....
Рабочая программа "Читательская грамотность" 2-8 кл
Обучающиеся научились:овладели следующими видами деятельности (комплексный анализ текста, написание творческих работ, поиск информации, редактирование, определение роли средств художественной выразите...
Рабочая программа "Читательская грамотность"
Рабочая программа по внеурочной деятельности...
Рабочая программа . Функциональная грамотность (модуль "Читательская грамотность")
Рабочая программа курса«Функциональная грамотность», 8 классМодуль: «Читательская грамотность»2024 – 2025 учебный год...