Рабочая программа "Читательская грамотность" 2-8 кл
рабочая программа (6 класс)
Обучающиеся научились:
- овладели следующими видами деятельности (комплексный анализ текста, написание творческих работ, поиск информации, редактирование, определение роли средств художественной выразительности в тексте).
- пользоваться разнообразными языковыми средствами;
- определять тему и основную мысль текста, его стиль;
- определять типы речи (повествование, описание, рассуждение)
- составлять простой и сложный план текста;
- подробно и сжато излагать повествовательные тексты и тексты-рассуждения;
- выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность определённому типу речи;
- сохранять при письменном изложении типологическую структуру текста и его выразительные языковые и речевые средства;
- рецензировать чужие тексты и редактировать собственные.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
РП Читательская грамотность 6 кл | 35.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 27 г.Якутска
Утверждаю: Зам.директора по воспитанию и социализации _________________/Охлопкова И.К./ от «____»__________________2022 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочная деятельность по русскому языку «Грамотный читатель»
(наименование элективного курса или внеурочной деятельности, или кружка)
______6 А, Б, В, Г_ _______
(класс)
Количество часов в неделю: __1__
Количество часов в год: __34__
Составила: Скрябина Ирина Львовна, учитель высшей категории
______2022-2023______
(учебный год)
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Формирование читательской компетентности» для 6 классов составлена на основе:
- Федерального закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- ФГОС основного общего образования, утвержденным Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897;
- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержден Постановлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189;
– основными идеями «Национальной программы поддержки и развития чтения», разработанной Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям совместно с Российским книжным союзом, Законом Российской Федерации «Об образовании»;
– учетом требований стандарта второго поколения (ФГОС) к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы ООО: в п. 10 «Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования» выделено отдельным умением «смысловое чтение».
Актуальность и значимость определяются новым стандартом, требованиями к новым результатам, новыми характеристиками подросткового возраста.
Новизна реализации программы учреждения заключается в использовании следующих педагогических технологий обучения: проблемно-диалогового обучения, творческой деятельности.
В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования читательская грамотность рассматривается как один из планируемых результатов обучения. Требования ФГОС к читательской грамотности отражены в обобщенных планируемых результатах освоения учебных программ по всем предметам средней школы.
В результате изучения всех предметов обучающиеся средней школы приобретают навыки работы с информацией. Они смогут осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию, интерпретировать и преобразовывать ее.
Обучающиеся научатся дополнять готовые информационные объекты (таблицы, схемы, тексты) и создавать свои собственные (сообщения, сочинения, графические работы). Овладеют навыками представления информации в наглядной форме (в виде таблиц, схем). Смогут использовать информацию для установления причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения и доказательства фактов в учебных и практических ситуациях. Обучающиеся получат возможность научиться строить умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно полученной информации, а также приобрести опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставляя ее с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом
Данная дисциплина входит в образовательную область «Филология».
Изучение данной дисциплины в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование читательской деятельности школьников;
- умения работать с различными видами текстов и создавать на их основе собственные тексты.
Основная задача - научить ученика понимать прочитанное, обучить приёмам работы с текстом и осознанному применению этих приёмов, превратить их использование в привычку.
Курс рассчитан на 34 часа, 1 раз в неделю. Срок реализации программы- 1 год.
Содержание курса включает следующее:
- поиск информации и понимание текста;
- преобразование и интерпретация текста;
- критический анализ и оценка информации.
Ожидаемые результаты реализации программы:
- Повышение культурной компетентности
- Повышение читательской компетентности
- Изменение отношения к чтению
- Рост читательской активности
- Развитие мотивации к чтению
- Воспитание уважения к книге
Планируемые результаты изучения дисциплины «Формирование читательской компетентности»
Личностные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- определять основную тему, общую цель или назначение, главную идею текста; структурировать его, выделять главное и второстепенное;
- отвечать на вопросы, используя явно заданную в тексте информацию;
- выстраивать последовательность описываемых событий, делать выводы по содержанию текста;
- сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей; сопоставлять информацию из разных частей текста;
- объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика, таблицы и т.п.; понимать смысл терминов, неизвестных слов;
- работать с метафорами – понимать переносный смысл выражений.
- Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик сможет:
- обнаруживать в тексте доводы и подтверждение выдвинутых тезисов; делать выводы из сформулированных посылок, выводить заключение о намерении автора;
- формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции; сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по данной теме.
- Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Устанавливать и вырабатывать разные точки зрения
- Аргументировать свою точку зрения
- Задавать вопрос
- Составлять план текста
- оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений и мире; находить доводы в защиту своей точки зрения;
- на основании имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов
Ученик получит возможность научиться:
- - Продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
- - Брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).
- Предметные результаты обучения
Ученик научится:
- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе; строить сообщение в устной форме;
- находить в материалах учебной литературы ответ на заданный вопрос;
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Ученик получит возможность научиться:
- выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
- обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).
Система оценки достижений учащихся 6 классов
Система оценивания знаний учащихся проводится в форме зачете/незачета
Виды контроля:
-практические, самостоятельные и контрольные работы.
Принципы отбора содержания образования связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с учетом возрастных особенностей развития учащихся.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития языковых процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Содержание стандарта реализуется следующими видами усложняющейся учебной деятельности:
- рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста;
- репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);
- продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование;
- поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;
- исследовательская деятельность: анализ и сопоставление подобных текстов и выявление в них общих и своеобразных черт.
Главным при изучении предмета остается работа с текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании данной дисциплины.
Программа базируется на межпредметных связях с русским языком, литературой, историей, экологией, риторикой, географией, обществознанием.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения данного курса в основной школе.
Личностные результаты:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты изучения литературы в основной школе:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты обучающихся выражаются в следующем:
- понимание текста, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- умение анализировать текст: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею;
- определение элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания текста;
- владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе текста;
-собственная интерпретация, понимание авторской позиции и своё отношение к ней.
Календарно-тематическое планирование занятий по читательской грамотности 6 А, Б, В, Г классов
№ | Дата | Тема урока | Форма организации | |
По плану | Фактически | |||
1 | Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений | Вводное игровое занятие | ||
2 | Типология текстов. Речевая ситуация | Лекционное занятие | ||
3 | Функционально-стилевая дифференциация текстов (разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль) | Практическое занятие | ||
4 | Языковые особенности разных стилей речи. Жанр текста | Сбор материала и анализ | ||
5 | Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру и языковые средства | Групповая работа | ||
6 | Осознанное чтение текстов с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации | Чтение | ||
7 | Текст, тема текста, основная мысль, идея. Авторская позиция | Беседа, круглый стол | ||
8 | Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте | Работа с текстом | ||
9 | Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста | Беседа, исследование | ||
10 | Простой, сложный, тезисный план. Понимание информации, представленной в неявном виде | Индивидуальная работа | ||
11 | Разные способы представления информации: словесно, в виде символа, таблицы, схемы, знака | Практические задания | ||
12 | Использование формальных элементов текста (подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации | Работа с текстами | ||
13 | Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный) | Выступление | ||
14 | Вопросы по содержанию текста | Квест | ||
15 | Формулирование выводов, основанных на содержании текста | Групповая работа, игра | ||
16 | Аргументы, подтверждающие вывод. «Учимся логически мыслить» | Индивидуальная работа, игра | ||
17 | Сопоставление разных точек зрения и разных источников информации по заданной теме | Практические задания | ||
18 | Применение информации из текста при решении учебно-познавательных задач | Исследование, составление кроссворда | ||
19 | Составление на основании текста небольшого монологического высказывания в качестве ответа на поставленный вопрос | Выступление | ||
20 | Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу | Практическое занятие | ||
21 | Преобразование таблицы в связный текст, информации, полученной из схемы, в текстовую задачу | Групповая игра | ||
22 | Составление схем с опорой на прочитанный текст | Беседа, круглый стол | ||
23 | Формирование списка используемой литературы и других информационных источников | Творческая работа | ||
24 | Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования, небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном | Индивидуальное практическое занятие | ||
25 | Создание небольших письменных текстов по предложенной теме, представление одной и той же информации разными способами, составление инструкции к выполненному действию | Самостоятельная работа | ||
26 | Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию) | Ролевая игра | ||
27 | Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста | Практическая работа | ||
28 | Выражение собственного мнения о прочитанном | Беседа | ||
29 | Выражение собственного мнения о прочитанном и его аргументация | Открытый микрофон | ||
30 | Достоверность и недостоверность информации в тексте. Текст задачи «Крыжовник» | Групповая работа | ||
31 | Недостающая или избыточная информация. Текст задачи «Крыжовник» | Индивидуальная и групповая работа | ||
32 | Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста | Беседа | ||
33 | Сопоставление различных точек зрения на информацию. «Дятловы горы» | Работа с текстом | ||
34 | Итоговое занятие. Анализ текста | Самостоятельная работа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины "Техническое оснащение и организация рабочего места"
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по проф...
Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов
Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»
Срок реализации программы (октябрь-май) на учебный курс отводится 32 час (из расчета 1 час в неделю)....
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...