Межпредметная интеграция как необходимое условие современного образования
методическая разработка
Межпредметная интеграция как необходимое условие современного образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mezhpredmetnaya_integratsiya.docx | 27.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогическая мастерская
Инновационные процессы в образовании.
Межпредметная интеграция как необходимое условие современного образования.
5 минут. Введение. «Знания и идеи, сообщаемые, какими бы то ни было науками, должны органически строиться в светлый и, по возможности, обширный взгляд на мир и его жизнь. Система знаний позволяет подняться до высоких логических и философских отвлечений, а обособленность знаний приводит к омертвлению идей, понятий».
Современное общество выдвигает все более высокие требования к выпускникам школ. Они должны не только владеть предметными знаниями и умениями, но и уметь их применять в различных ситуациях. Но в большей мере школьное обучение преимущественно направлено на формирование у учащихся готовности к сдаче экзаменов в виде ЕГЭ и прохождения централизованного тестирования. При этом недостаточно решается задача развития у школьников способности применять полученные знания и умения для решения междисциплинарных проблем, которыми характеризуется современная социально-экономическая, профессиональная, научная и повседневная жизнь. Одним из путей разрешения этого противоречия является реализация межпредметных связей в учебном процессе, взаимосвязей между изучаемым материалом и социально-эколого- экономическими проблемами социума, задачами будущей профессиональной деятельности школьников.
10 минут. Интеграция необходима в современной системе образования.
Во-первых, традиционная “монологическая” система в образовании почти полностью утратила свою практическую эффективность.
Во-вторых, в современной школе учебные дисциплины носят “конкурирующий” характер. Каждая противостоит всем остальным, как бы претендуя на большую значимость по сравнению с другими.
В-третьих, каждая из школьных дисциплин сама по себе представляет набор сведений из определенной области знаний, поэтому не может претендовать на системное описание действительности.
В таких условиях о целостном восприятии мира у школьников не может быть и речи. Возникает ряд проблем:
школьники овладевают обрывочными сведениями. У учащихся возникает клочкообразное представление о мире и его законах, в которых не все связано и зависимо и многое существует само по себе. Такое внесистемное знание портит мышление и искажает отношение к миру и самому себе;
обучающиеся не умеют связывать вновь изучаемый материал с пройденным ранее, использовать на уроках знания по другим предметам;
узкая специализация и внутришкольная дифференциация приводит к разорванному знанию, отчужденному от человека. Вместе с усвоением готового дифференцированного знания обучающиеся усваивают и репродуктивный характер мышления. Возникает такого рода опасность и при переходе на профильное обучение с его дифференциацией;
в свою очередь, учителя также затрудняются в правильном, грамотном применении знаний из других предметов по ряду причин: знания из смежных дисциплин забыты или неизвестны в силу своей новизны; нет новой информации о достижениях в пограничных науках; нет методических умений, опыта в реализации связей между предметами.
10 минут.
Главная цель межпредметной интеграции - создание у школьников целостного представления об окружающем мире, т. е. формирование мировоззрения. Рассмотрим некоторые возможности при интегрированном построении учебного процесса, позволяющие качественно решать задачи обучения и воспитания учащихся:
- переход от внутрипредметных связей к межпредметным позволяет ученику переносить способы действий с одних объектов на другие, что облегчает учение и формирует представление о целостности мира. При этом следует помнить, что такой переход возможен только при наличии определенной базы знаний внутрипредметных связей, иначе перенос может быть поверхностным и механическим;
- увеличение доли проблемных ситуаций в структуре интеграции учебных предметов активизирует мыслительную деятельность ученика, заставляет искать новые способы познания учебного материала, формирует исследовательский тип личности;
- интеграция ведет к увеличению доли обобщающих знаний, позволяющих школьнику одновременно проследить весь процесс выполнения действий от цели до результата, осмысленно воспринимать каждый этап работы;
- интеграция увеличивает информативную емкость урока;
- интеграция позволяет находить новые факторы, которые подтверждают или углубляют определенные наблюдения, выводы учащихся при изучении различных предметов;
- интеграция является средством мотивации учения школьников, помогает активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся, способствует снятию перенапряжения и утомляемости;
- интеграция учебного материала способствует развитию творческого мышления учащихся, позволяет им применять полученные знания в реальных условиях, является одним из существенных факторов воспитания культуры, важным средством формирования личностных качеств, направленных на доброе отношение к природе, к людям, к жизни;
- в полной мере реализовать все вышеназванное помогают интегрированные уроки математики с другими учебными предметами, которые отличаются от обычных уроков большой информативностью и поэтому требуют четкой организации познавательной деятельности. Такие уроки должны быть предельно четкими, компактными, продуманными на всех этапах. Такие уроки снижают утомляемость головного мозга, создают комфортные условия для школьника как личности, повышают успешность обучения, позволяют избежать ситуации, когда тот или иной предмет попадает в разряд не любимых.
10 минут. Взаимосвязь учебных предметов и их взаимодействие осуществляется на нескольких уровнях. Приведем их классификацию по Сиренко С.Н.
На первом уровне взаимосвязь предметов прослеживается только на теоретическом уровне, т.е. теоретические положения и методы могут использоваться, дополнятся и переходить из одного предмета в другой, но при этом можно четко обозначить взаимодействующие предметы. Это обусловлено тем, что каждый предмет сохраняет свои теоретические допущения и методологию без существенного изменения. Такой вид создания межпредметной связи не обеспечивает на должном уровне развития надпредметных знаний и умений. Взаимодействие предметов на данном уровне скорее можно назвать полипредметным.
Следующий уровень межпредметного взаимодействия предполагает синтез различных теоретических знаний и методов различных предметов для исследования какой-либо проблемы. При создании именно такой связи между предметами можно говорить об межпредметной интеграции в образовательном процессе школы. Межпредметность, по мнению Е. Н. Князевой, означает кооперацию различных научных областей, циркуляцию общих понятий для исследования некоторой проблемы или явления. Гуманитарные и естественно-научных циклы предметов в данном случае не противопоставляются, а взаимодополняют друг друга.
Третий, более высокий уровень межпредметного взаимодействия (транспердметность) подразумевает выход за пределы конкретных предметов, характеризуется переносом когнитивных схем из одной предметной области в другую, разработкой и осуществлением совместных проектов. При таком уровне взаимодействия учебных предметов можно говорить о целостном подходе к решению межпредметной задачи.
10 минут
Выделяют несколько возможных моделей интеграции:
Создание курса, объединяющего несколько предметов из одной образовательной области. При этом удельный вес содержания различных предметов одинаков, а их взаимопроникновение выводит содержание на качественно новый уровень.
Объединение учебных предметов из одной образовательной области или блока на базе преимущественно одной дисциплины.
Возможно сочетание различных, но близких образовательных областей, которые выступают на равных, а также предметов близких образовательных областей, где один из них сохраняет специфику, а другие выступают в качестве вспомогательной основы.
Вариативная часть учебного процесса предполагает создание интегрированных курсов, в которых объединяются предметы из удаленных образовательных областей.
Общеобразовательное содержание преломляется через профильную специфику, которая представлена, например, в курсах типа “Химия и медицина”, “Физика и экономика”.
Возможна интеграция, при которой последующая тема вытекает из предыдущей.
5 минут. Интеграция может осуществляться на любом этапе педагогического процесса:
• интеграция на уровне педагогических целей (ориентация на такие интегральные свойства и характеристики личности, как активность, самостоятельность, креативность);
• интеграция на уровне содержания (интегрированные программы, интегрированные учебные курсы);
• интеграция на уровне сфер активности школьников (интегрированные уроки, экскурсии, конференции, проекты)
• интеграция на уровне педтехнологий (вариативность интеграционных форм и методов педагогического воздействия).
10 минут. В современной школе выделяют несколько уровней интеграции.
- Первый уровень – интеграция естественнонаучной и гуманитарной культур. Важна интеграция учебных дисциплин, поиск в их взаимодействии подходов к целостному видению мира, к раскрытию духовного потенциала предметов.
- Второй уровень – интеграция изучаемых дисциплин на основе разработки учителями единых программ формирования ведущих понятий межпредметного характера в процессе обучения. Такая работа может быть осуществлена на основе выделения стержневых линий учебных курсов.
- Третий уровень – интеграция за счет осуществления и усиления практической направленности не только конкретного предмета, но и цикла предметов на основе реализации “горизонтальных” структур взаимосвязей учебных дисциплин. Создание условий для освоения учащимися реалий человеческой практики, материальной и социальной, должно стать одной из главных задач школы. Это предполагает широкое обращение учителя непосредственно к субъектному опыту учащихся и его осмыслению.
- Четвертый уровень – использование общенаучных методов познания, обучение этим методам учащихся. Известно, что к научным методам познания, прежде всего, относятся: наблюдение, гипотеза, эксперимент. Ориентация педагогического коллектива школы на структурирование содержания образования в соответствии с методологией научного познания позволит не только осуществить интеграцию содержания учебного материала, но и: рационально сократить объем информации, предлагаемой школьникам; более четко систематизировать учебный материал; создать у детей представления о целостной научной картине мира.
В этой связи важным становится включение учителем в целевой блок учебных занятий содействие развитию у школьников умений и навыков использования научных методов познания.
10 минут. Каким образом возможно осуществлять интеграцию в современной школе?
Существующая предметная система обучения отражает традиционно сложившееся в науке разделение предметных областей знаний на естественные, технические, гуманитарные. Самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьезные трудности в формировании целостной картины мира, препятствуют органичному восприятию.
В мировой педагогике до сих пор идет дискуссия по вопросу о том, как строить учебные планы: из отдельных учебных предметов или из комплексов и проектов, в которых знания учащихся из различных наук группируются вокруг какой-нибудь области исследования.
На сегодняшний день предлагается интегрированное построение учебного процесса. Курс на вариативность, предусмотренный учебным планом, не исключает движения к интеграции, а зачастую создает для этого благоприятные условия.
15 минут. Какие средства и формы обучения мы используем для интеграции знаний?
Интегрированный курс (элективные, курсы по выбору, дополнительные учебные предметы и так далее) – автономная научная дисциплина со своим специфическим предметом изучения, которая включает в себя элементы разных дисциплин, но в комплексе, и на качественно ином уровне.
Интегрированный урок – особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. К использованию интегрированного урока учителя прибегают нечасто и главным образом в следующих случаях:
при обнаружении дублирования одного и того же материала в учебных программах и учебниках;
при лимите времени на изучение темы и желании воспользоваться готовым содержанием из параллельной дисциплины;
при изучении межнаучных и обобщенных категорий (движение, время, развитие, величина и др.), законов, принципов, охватывающих разные аспекты человеческой жизни и деятельности;
при выявлении противоречий в описании и трактовке одних и тех же явлений, событий, фактов в разных науках;
при демонстрации более широкого поля проявления изучаемого явления, выходящего за рамки изучаемого предмета;
при создании проблемной, развивающей методики обучения предмету.
NB: сделать указание на представленные интегрированные уроки.
5 минут. Интегративное задание – разновидность учебной задачи. Его особенность заключается в синтезе знаний и умений из разных наук, разных учебных дисциплин, тем, проблем, в объединении их вокруг и ради решения одного вопроса, одной проблемы, ради познания одного объекта или предмета. Как правило, интегративные задания разрабатываются как межпредметные, межцикловые или связывающие теорию и личный опыт учащихся.
10 минут Межпредметная проблемная ситуация – спровоцированное (созданное) учителем состояние интеллектуального затруднения ученика, когда он обнаруживает, что для решения поставленной перед ним задачи ему недостаточно имеющихся предметных знаний и умений, и осознает необходимость их внутри– и межпредметной интеграции. Выделяют несколько видов и способов создания на уроке межпредметных проблемных ситуаций:
1. Ситуации неожиданности создаются при ознакомлении учащихся с материалом, вызывающим удивление, поражающим своей необычностью.
2. Ситуации конфликта возникают при наличии противоречия между: а) теоретически возможным способом решения задачи, найденным учащимися на основе своих знаний внутри– и межпредметного характера, и невозможностью его практического осуществления; б) практически достигнутым результатом (известным фактом) и недостаточностью только предметных знаний для его теоретического обоснования; в) жизненным опытом учащихся, их бытовыми понятиями и представлениями и научными знаниями.
3. Ситуации опровержения создаются, когда учащимся на основе всестороннего (внутри– и межпредметного) анализа предлагают доказать несостоятельность какого-либо предположения, идеи, вывода, проекта и т. д.
4. Ситуации предположения создаются, когда предполагается существование какого-либо явления или закона, теории и т.д., расходящегося с полученными ранее знаниями (внутри– и межпредметного характера), или же требуется доказать справедливость какого-либо предположения
5. Ситуации неопределенности возникают, когда учащимся предъявляют задание с недостаточными или избыточными данными для получения однозначного ответа.
13. 10 минут. Межпредметные связи – сопряженные поля различных учебных предметов. Они взаимно учитывают общее между предметами, как в содержании, так и в организации образовательного процесса. Межпредметные связи предполагают взаимную согласованность содержания образования по различным учебным предметам, построение и отбор материала, которые определяются как общими целями образования, так и оптимальным учетом учебно-воспитательных задач, обусловленных спецификой каждого учебного предмета.
Межпредметные связи -
1) это установление взаимосвязей (через преемственность, синтез, интеграцию) между структурными элементами учебного материала двух предметов;
2) объединение структурных элементов учебного материала из двух или нескольких предметных областей в единый смысловой блок (модуль) и использование его при изучении материала или в процессе решения межпредметных задач;
3) интеграция процессов обучения и воспитания через разработку учащимися кейсов, проектов с внедрением научных образовательных результатов в практику.
14. 10 минут. Межпредметные проекты могут выступать в роли интегрирующих факторов в образовании, помогая преодолевать традиционную дробность и обрывочность нашего образования. Поскольку большинство реальных учебных проблем носит в настоящее время комплексный характер, то их решение становится возможным лишь с привлечением знаний из различных учебных дисциплин. Причем многие из этих знаний часто целесообразно не столько актуализировать, сколько непосредственно формировать в процессе решения этих проблем. В свою очередь, это можно осуществить лишь на основе более глубокой интеграции, обеспечивающей необходимый уровень синтеза знаний учащихся. Интеграция знаний с помощью метода проектов приводит к более заинтересованному, личностно значимому и осмысленному восприятию этих знании, что усиливает мотивацию и активность вовлечения обучающихся в учебный процесс. Каждое проектно-ориентированное задание представляет собой тесно связанную цепочку отдельных актов в деятельности школьников. Это позволяет им рассматривать проблему проекта в различных режимах мышления, что естественным образом требует интеграции знаний, которые при предметном обучении ученик получал дискретно.
«Все науки настолько связаны между собой, что легче изучать их все сразу, нежели какую-либо одну из них в отдельности от всех прочих», - сказано в начале 17 века Рене Декартом, и отражает суть межпредметной интеграции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное воспитание в условиях современного образования
Духовно-нравственное воспитание в условиях современного образования в рамках изучения национально-регионального компонента, на примере курса "Краеведение"...
Особенности профориентационной работы в условиях современного образования
Рассмотрены вопросы актуальности профориентационной работы в школе, форм деятельности и роль классного руководителя в профориентационной работе с учащимися....
Межпредметная интеграция в области естественно-научного образования: научно-практическая конференция старшеклассников.
Материал представляет собой итоги проблемной научно-практической конференции старшеклассников "Болезни - следствие цивилизации?", проведённой в рамках городского семинара учителей физики и химии...
Информационная и сетевая культура преподавателя как необходимый компонент современного образования
Современное общество характеризуется ускорением темпов развития техники, созданием новых интеллектуальных технологии, превращением информации в важнейший глобальный ресурс человечества. Наблюдается пр...
педагогическая икт компетентность учителя-необходимое условие современного образования
Под информационной компетентностью понимается качество действий работника, обеспечивающих: эффективный поиск, структурирование информации её адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидакт...
Выступление на педагогическом совете по теме "Работа с одаренными детьми как необходимое условие качества образования"
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результато...
Активные методы обучения как необходимое условие современного образования при обучении ОБЖ
Активные методы обучения – это совокупность различных приёмов и действий учителя, целью которых является улучшение мотивации учеников к усвоению материала в процессе учебной деятельности.Примене...