Информационная и сетевая культура преподавателя как необходимый компонент современного образования
статья по информатике и икт на тему

Шестопалова Ольга Александровна

Современное общество характеризуется ускорением темпов развития техники, созданием новых интеллектуальных технологии, превращением информации в важнейший глобальный ресурс человечества. Наблюдается процесс перехода общества к качественно новой эпохе, названной учеными информационным обществом. Исследователями-социологами, философами, экономистами этот процесс стал называться информатизацией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИНФОРМАЦИОННАЯ И СЕТЕВАЯ КУЛЬТУРА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КАК НЕОБХОДИМЫЙ КОМПОНЕНТ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

О.А.Шестопалова,

г. Нижневартовск, МСОШ №34

Современное общество характеризуется ускорением темпов развития техники, созданием новых интеллектуальных технологии, превращением информации в важнейший глобальный ресурс человечества. Наблюдается процесс перехода общества к качественно новой эпохе, названной учеными информационным обществом. Исследователями-социологами, философами, экономистами этот процесс стал называться информатизацией.

Благодаря быстрому развитию компьютерных технологий люди имеют доступ к самой разнообразной информации в любой точке планеты, обмениваются информацией, общаются в режиме реального времени. Для свободной ориентации в информационных потоках современный специалист любого профиля должен уметь получать, обрабатывать и использовать информацию с помощью компьютеров, телекоммуникаций и других средств связи. Но для этого необходимо знать правила навигации по огромному количеству доступной информации и обладать определенной информационной культурой.

Информационная культура - это новый тип общения, дающий возможность свободного выхода личности в информационное бытие; свобода выхода и доступ к информационному бытию на всех уровнях от глобального до локального, поскольку внутринациональный, внутригосударственный тип информационного бытия так же несостоятелен, как и национальная наука; новый тип мышления, формирующийся в результате освобождения человека от рутинной информационно-интеллектуальной работы, среди черт, определяющих его, уже сегодня ярко проявляется ориентация последнего на саморазвитие и самообучение.

Информационная культура – это новый тип общения, дающий возможность свободного выхода личности в информационное бытие:

свобода выхода и доступ к информационному бытию на всех уровнях от глобального до локального, поскольку внутринациональный, внутригосударственный тип информационного бытия так же несостоятелен, как и национальная наука;

новый тип мышления, формирующийся в результате освобождения человека от рутинной информационно-интеллектуальной работы, среды черт, определяющих его, уже сегодня ярко проявляется ориентация последнего на саморазвитие и самообучение.

Информационная культура включает грамотность и компетентность в понимания природы информационных процессов и отношений; гуманистически ориентированную информационную ценностно-смысловую сферу (стремления, интересы, мировоззрение, ценностные ориентации); развитую информационную рефлексию, а также творчество в информационном поведении и социально-информационной активности.

Один из важнейших элементов информационной культуры человека - знание информационных ресурсов (при возможности получить свободный доступ к ним). В нашей стране многие организации занимаются сбором, обработкой, хранением и распределением информации: библиотеки, статистические центры, информационные службы, СМИ.

Информационно-педагогическая компетентность преподавателя высшей школы - это компонент его общей педагогической культуры, важнейший показатель его профессионального мастерства и соответствия мировым стандартам в сфере высшего образования. Мировой опыт показывает, что именно те страны, прежде всего США, Германия, Япония, Франция, которые сделали подготовку своих интеллектуальных кадров задачей номер один, добились наибольшего успеха в оборонной, экономической, социальной и политической, правовой и культурной сферах.

Информационно-педагогическая компетентность, подразумевающая активное знание способов получения и передачи разнообразной информации, владение современными информационными технологиями в образовании, опирающаяся на сложную совокупность профессиональных, методологических и общекультурных знаний и практических умений, должна стать обязательным компонентом более широкого понятия - общей педагогической культуры современного преподавателя вуза независимо от содержания преподаваемой дисциплины. На наш взгляд, это - первое звено в цепочке передачи информационной грамотности от дипломированного специалиста высшего уровня к обучаемому в любой производственной или общественной сфере - учителя, инженера, менеджера, врача и пр.

Информационная педагогика создает теоретико-методологический базис. Основы информационной культуры преподавателя включают и самостоятельную работу с информацией. Так работа с источниками информации предполагает:

  1. поиск необходимой информации (ориентация в информационных потоках и коммуникациях, умение пользоваться справочным аппаратом электронных библиотек, проведение первичного и вторичного отбора информации и т.д.);
  2. знание основ библиографии в электронных библиотеках (умение пользоваться источниками библиографической информации – каталогами, картотеками, знание системы научно-вспомогательной и рекомендательной, отраслевой и межотраслевой, текущей, ретроспективной и перспективной библиографии: навыки библиографического описания документов, составления библиографических списков и т.д.);
  3. умение работать с источником информации (владение различными методиками чтения, а также методиками конспектного, тезисного, реферативного изложения материала и т.д.);
  4. работа с различными видами и типами литературы (справочной, учебной, методической, научной, научно-популярной, художественной, книгами, периодикой);
  5. использование технических средств (в частности, компьютеров) в учебных, научных и практических целях.

В содержание информационной культуры входит:

  1. анализ и синтез полученной информации;
  2. умение выделять главное из множества второстепенного:
  3. переработка (осмысление) информации;
  4. запоминание информационных единиц;
  5. дальнейшее восстановление в памяти;
  6. превращение полученной информации в собственное знание;
  7. процесс создания новой информации и нового знания (эвристика) и т.д.

Формирование информационной культуры преподавателя имеет свои особенности:

  • инициативность, умение самим находить решение своих проблем;
  • способность после минимальной адаптации на производстве выполнять все обязанности на любом участке библиотечной работы;
  • интеллектуальная, технологическая, экономическая, экологическая, нравственная, политическая, социально-психологическая, эстетистематическое, организованное чтение, организаторские качества;
  • умение самостоятельного анализа информационной ситуации;
  • ориентация в информационном потоке, умение организации оптимального хранения и использования документов;
  • операторские навыки, умение моделировать процессы, психологическая адаптация;
  • знание сведений о новых достижениях в области педагогических наук;
  • способность решать проблемы, умение руководить, склонность к научно-исследовательской работе;
  • инициативность, творческий подход, интеллектуальный потенциал, высокие психомоторные качества, нравственное начало, эрудиция, способность к творческим озарениям, не уступающая строгому анализу;
  • психологическая адаптивность, стрессоустойчивость, навыки самопознания, самоорганизации, саморегуляции и самокоррекции.

Исходя из разнообразия взглядов по поводу отдельных сторон информационной культуры преподавателя, можно сделать вывод, что две позиции наиболее четко просматриваются в большинстве точек зрения:

  1. в качестве предмета при анализе информационной культуры все авторы исследуют знания, которыми должен владеть специалист;
  2. информационная культура обозначается как качественная характеристика личности.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Ершов А. П. Информатизация: от компьютерной грамотности учащихся к информационной культуре общества // Коммунист, 1988 № 2, с. 82 – 92.
  2. Медведева Е. А. Основы информационной культуры (программа курса для вузов) // Социс, 1994, № 11, с. 59.
  3. Михайловский В. Н. Формирование научной картины мира и информатизация. С.-Петербург, 1994, с. 54, 56.
  4. Холодная М.А. Психология интеллекта. Томск-Москва, 1997

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных технологий - необходимый компонент преподавания географии

Использование в образовательной деятельности интернет-технологий заметно стимулирует обучение школьников и действительно помогает более продуктивно внедрять в педагогическую практику современные педаг...

УМЕНИЕ РАБОТАТЬ С ИНФОРМАЦИЕЙ КАК НЕОБХОДИМЫЙ КОМПОНЕНТ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ.

В этой работе рассматриваются основные приемы работы с информацией, используемые на уроках информатики и ИКТ....

Психолого-педагогическое сопровождение на уроках математики как обязательный компонент современного образования презентация

•Учебно-воспитательные технологии включают программы по обучению грамотной заботе о своём здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупрежде...

педагогическая икт компетентность учителя-необходимое условие современного образования

Под информационной компетентностью понимается качество действий работника, обеспечивающих:„ эффективный поиск, структурирование информации её адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидакт...

Формирование у учащихся, необходимых компонентов: ( информационного, операционного и мотивационного – деятельностного) через «Здоровый образ жизни» во внеурочной деятельности.

В соответствие с общей целевой установкой развития отечественной системы образования, содержания учебного предмета « Физическая культура» формируется на формирование  разносторонне фи...

Межпредметная интеграция как необходимое условие современного образования

Межпредметная интеграция как необходимое условие современного образования...

Активные методы обучения как необходимое условие современного образования при обучении ОБЖ

Активные методы обучения – это совокупность различных приёмов и действий учителя, целью которых является улучшение мотивации учеников к усвоению материала в процессе учебной деятельности.Примене...