Междисциплинарный урок "Англицизмы. Найти и измерить".
методическая разработка (11 класс)

Павлюк Ирина Владиславовна

Междисциплинарный урок "Англицизмы. Найти и измерить" (русский язык, информатика и математика) наша команда гимназии №19 г. Липецка представляла в финале конкурса "Учитель будущего" в Санкт-Петербурге. По итогам конкурса мы вошли в число победителей.

ВЕ - Вера Евгениена - учитель русскогоя языка

ТА - Татьяна Алексеевна - учитель информатики

ИВ - Иина Владиславовна - учитель математики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок для конкурса УБ40.31 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1 На экране на фоне фото Липецка, сведения о нашей команде (в т.ч. логотип гимназии, фото участников)

ТА: Доброе утро!

ВЕ: Здравствуйте!

ИВ: Доброе утро, уважаемые гимназисты! Для нашей команды это первый брифинг в рамках данного саммита. Находясь в тренде, в режиме спеп бай степ проработаем  софт-скилс, а некоторые из хард-скилс, возможно, придётся инсталлировать. Следует также позаботиться о тайм менеджменте…

ВЕ: Ирина Владиславовна, остановитесь. В данный момент Вы совершаете преступление против русского языка.

ИВ: Не вижу состава преступления, откровенно говоря.

ВЕ: Ребята, а вы видите? Что не так?

(ответы ребят)

ВЕ: слишком много заимствованных слов в одной фразе. И все они англицизмы. Которые, на мой взгляд, заполонили современный язык. Панельные конференции, спикеры, дедлайны, комьюнити….

ИВ (к классу): А вы как считаете? Англицизмов правда много? Или нормально? Поднимите, пожалуйста, руки те, кто против «нашествия» англицизмов? А кто не видит в этом проблемы? …… Большинство не видит в этом проблемы.

ТА  Что ж, мнения разделились. Ситуацию можно рассматривать как кейс, который надо решить. Но время урока ограниченно. Поэтому предлагаю задействовать наше виртуальное детективное агентство  «Точка, бит и логарифм».  Активизирует слайд 2.

ВЕ Открываем дело «Англицизмы. Найти и измерить». ТА Активизирует слайд 3. Для начала составим фоторобот преступника. Внимание на экран! ТА Активизирует слайд 4

Слайд 4  (5 картинок, содержащих надписи)

ИВ: На панели задач нажмите на вкладку браузера.

Выберите из представленных на экране фото те, где есть пешеходные переходы. Извините. Те,  где есть англицизмы.

ВЕ: Вы отлично справились! Итак, вы можете назвать признаки англицизмов?

(Опираясь на картинки, называют).

Так незаметно для нас мы перешли к следующему этапу нашего дела. Он называется «Особые приметы».

К тем признакам, что вы указали, я позволю себе добавить ещё несколько.

ТА Активизирует слайд 5

Слайд 5  ОСОБЫЕ ПРИМЕТЫ

ВЕ:Особые приметы.

1. Суффикс «инг» (ing) – имеет значение действия по глаголу – в русском языке заимствуется большой поток слов с этим суффиксом (маркетинг, киднэппинг, китбоксинг, боулинг, лизинг и т. д.).

2.Мейкер – имеет значение тот, кто выполняет действие, (ньюсмейкер,битмейкер,клипмейкер и т.д.)

3. Суффикс– «ист» (ist) — характеризует лицо с различных сторон: по отношению к объекту или

роду занятий, по сфере деятельности, по склонности и т. д. (пианист, журналист, скандалист и т. д.).

4. Суффикс «ер», «ор» (er) – суффикс существительного (постер, брокер, инвестор, шейкер, спикер).

5. Суффикс «бельн», «абельн», «ибельн» от able – значение имеющий способность, качество

(комфортабельный, транспортабельный)

6. Очень часто слова, заимствованные из английского, определяются также по наличию в слове следующихчастей: дж, тч – (t)ch – j/g (бэйдж, гаджет), мен(т) – men(t)(спортсмен, супермен), ция – tion (акция), ай, ей (как в словах дисплей,онлайн, спрей, сайт)

Итак, переходим к следующей части нашего расследования. К следственному эксперименту. ТА Активизирует слайд 6

Что же станет объектом этого эксперимента? Для чистоты этого эксперимента нужен текст не от популярных блогеров, там-то точно море англицизмов. Поэтому я предлагаю Вам поработать с тезисами одного из выступлений Татьяны Владимировны Черниговской.

ТА Активизирует слайд 7 

Это известная многим из вас, я уверена, петербурженка, учёный в области нейронауки и психолингвистики, а также теории сознания. Доктор биологических наук, профессор. Член-корреспондент РАО. Заслуженный деятель науки РФ (2010). По её инициативе в 2000 году впервые была открыта учебная специализация «Психолингвистика» (на кафедре общего языкознания филологического факультета СПбГУ).

Текст будет перед Вами. Вы можете пользоваться бумажной версией или открыть документ на компьютере в папке «Материалы дела». Файл «Материалы дела».

ТА Активизирует слайд 8

Слайд 8  СЛЕДСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРЕМЕНТ (текст)

Татьяна Владимировна Черниговская (род. 1947) — советский и российский

Ниже размещены тезисы выступления Татьяны Черниговской на форуме СМИ Северо-Запада.

Следственный эксперимент.

С приходом соцсетей с каждым годом уменьшается количество студентов, которые читают длинные тексты. Стоило ли человеку выходить из джунглей, развиваться цивилизации, Античному Риму, Греции, Возрождению и так далее, чтобы всё пришло к человечеству, которое умеет читать только этикетки и разглядывать интерфейс? Тогда честно себе надо ответить – я существо нижнего порядка, которое почему-то обучилось алфавиту и полюбило гаджет.

Преподаватель физфака мне рассказал: часто он даёт задачу студентам (а это победители олимпиад, занимающие высокие места во всевозможных рейтингах), где всё задание состоит из одного абзаца, а они не могут его прочесть. Я очень плохо отношусь к социальным сетям – это вирус. Это страшно меняет личность. У подростков, которые постоянно сидят, глядя в дисплей, нет опыта реальной жизни. Как они собираются жить? Быть блогерами? Тогда договоримся, что хомо сапиенс будет жить здесь, а эти «крестики-нолики» – в отдельном доме, если это ваш выбор и вы хотите быть людьми такого класса.

Не надо читать хлам. Мозг – не решето, из него ничего не вываливается. Если вы съели что-то не то, есть способы, с помощью которых вы сможете очистить желудок. Для мозга таких таблеток нет. Всё, что туда попало, всё там осталось, и оно всё там портит. Это яд. Не надо различную дрянь туда пихать.

Если вы хотите быть серьёзной личностью, тогда употребляйте другую пищу – читайте сложную литературу, слушайте сложную музыку, смотрите сложные фильмы. Не идите по лёгкому пути. Ваш мозг уникален, обращайтесь с ним аккуратно и уважительно.

ВЕ:  Используя выявленные особые приметы англицизмов, найдите и выделите их в тексте.

Назовите их.

Проверяем. Есть возражения? В диалоге с классом разбирает ошибки.

Слайд 8 СЛЕДСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРЕМЕНТ (Работа с эталоном)

Следственный эксперимент.

С приходом соцсетей с каждым годом уменьшается количество студентов, которые читают длинные тексты. Стоило ли человеку выходить из джунглей, развиваться цивилизации, Античному Риму, Греции, Возрождению и так далее, чтобы всё пришло к человечеству, которое умеет читать только этикетки и разглядывать интерфейс? Тогда честно себе надо ответить – я существо нижнего порядка, которое почему-то обучилось алфавиту и полюбило гаджет.
        Преподаватель физфака мне рассказал: часто он даёт задачу студентам (а это победители олимпиад, занимающие высокие места во всевозможных рейтингах), где всё задание состоит из одного абзаца, а они не могут его прочесть. Я очень плохо отношусь к социальным сетям – это вирус. Это страшно меняет личность. У подростков, которые постоянно сидят, глядя в дисплей, нет опыта реальной жизни. Как они собираются жить? Быть блогерами? Тогда договоримся, что хомо сапиенс будет жить здесь, а эти «крестики-нолики» – в отдельном доме, если это ваш выбор и вы хотите быть людьми такого класса.

Не надо читать хлам. Мозг – не решето, из него ничего не вываливается. Если вы съели что-то не то, есть способы, с помощью которых вы сможете очистить желудок. Для мозга таких таблеток нет. Всё, что туда попало, всё там осталось, и оно всё там портит. Это яд. Не надо различную дрянь туда пихать.
        Если вы хотите быть серьёзной личностью, тогда употребляйте другую пищу – читайте сложную литературу, слушайте сложную музыку, смотрите сложные фильмы. Не идите по лёгкому пути. Ваш мозг уникален, обращайтесь с ним аккуратно и уважительно.

Слайд 9  Результат следственного эксперимента.

Результат следственного эксперимента:

В тексте найдено 6 англицизмов.

ВЕ: Думаю, это много.

ИВ: А на мой взгляд нормально.

ТА: Коллеги, не спорьте. Как учитель информатики, предлагаю другой подход. Потому что в наше время информационных технологий важно не сколько слов сказано, а сколько бит это весит.

Задача нашего детективного агентства «Точна, бит и логарифм» выяснить, какой процент от информационного объёма всего текста составляет объём англицизмов.

Спланируем работу по делу.

Найти количество англицизмов.

Следующее действие?

Найти их информационный объём. Кстати это вполне соответствуют заданиям №7 и №11 из ЕГЭ по информатике.

Следующее действие?

Далее найдем информационный объём всего текста.

После чего нам останется оценить результат.

Слайды 10-13 План.

Спланируем работу по делу.

План.

  1. Выявить англицизмы в тексте. Выполнено
  2. Найти их информационный объём.
  3. Найти информационный объём всего текста.
  4. Выяснить сколько процентов составляет информационный объём англицизмов от объёма всего текста.

ТА:  Перейдём ко второму пункту. Как вы понимаете словосочетание «информационный объём»?

Ответы детей.

Для уточнения этого определения переходим к следующему этапу нашего расследования «поиск информации в архиве». Откройте браузеры и введите в поисковую строку словосочетание «объём информации». Прочитайте первый результат.

А как вычислить объём информации? Нужна формула? / Наше детективное агентство работает с проверенной информацией. Работаем с архивами/Проверим информацию. Печатаем в поисковой строке «Формула нахождения объёма информации».

Нашли? Пожалуйста…

Как она называется? Формула Хартли.

Прочитайте, пожалуйста… (опрашивает 2-3 человек)

В найденных формулах использованы разные обозначения. Проговорите формулу, используя понятия. Объём информации равен произведению… Активизирует формулу на слайде.

Слайд 15  РАБОТА С АРХИВАМИ

Формула Хартли

Объём информации = Количество символов Информационный объём одного символа в алфавите.

ТА:  Обозначим…Активизирует соответствующие записи на слайде.

Слайд 16-17  РАБОТА С АРХИВАМИ.

Здесь  – искомый объём информации,

Q – количество символов,

k – информационный объём одного символа в алфавите.

Формула Хартли

ТА: Чему равно Q. Отвечают. Обратите внимание: Q – это число символов, а не число слов. Сколько символов в выделенных англицизмах? Будем считать? Как можно быстро узнать количество символов? Отвечают (?)

Открываем в папке «материалы дела» файл «Эталон». Выделяем подчеркнутые англицизмы, удерживая клавишу [Ctrl]. Слева внизу вы видите количество выделенных слов. Все видят цифру 6? Нажмите на неё левой клавишей мыши. В появившемся окне вы увидите количество символов в 6 англицизмах. Сколько их? Верно, 48. Итак, Q равно 48.

Как найти k? Обратимся к формуле Хартли (вы её нашли на предыдущем этапе работы). Отвечают: из формулы . N – это мощность алфавита. ТА активизирует формулу на слайде.

Слайд 18. РАБОТА С АРХИВАМИ.

Здесь

 – искомый объём информации,

 – количество символов, в нашем расследовании Q=48,

 – информационный объём одного символа в алфавите.

Формула Хартли

 – мощность алфавита.

ТА:  Найдём «мощность алфавита».

Выясним сколько символов может быть использовано в тексте на русском языке (при условии, что в тексте нет цифр).

Сколько букв в русском алфавите? Отвечают: 33

Имеем 33 строчнЫх буквы. А сколько заглавных? Выясняют, что заглавных букв – 31, т.к. ь и ъ не могут быть заглавными. =64

Это всё? Отвечают: ещё есть знаки препинания. Да,  10 знаков препинания.

Итого: мощность алфавита для текста на русском языке 74. Активизирует соответствующую запись на слайде 9 (работа по делу).

Слайд 19  РАБОТА ПО ДЕЛУ.

N=74

ТА:  Информационный объём одного символа k можем найти из уравнения  

Активизирует уравнение на слайде

Слайд 20  РАБОТА ПО ДЕЛУ.

N=74

ТА:  Для решения этого уравнения привлечём  эксперта, учителя математики.  Ирина Владиславовна вам слово.

ИВ: Посмотрите на уравнение. Оцените свои возможности по его решению и выберите один из трех вариантов, показанных на слайде. ТА Активизирует слайд 21. Кто выбрал первый, поднимите руки.  Кто второй? Кто третий?

К какому типу относится это уравнение? Ответ детей: Показательное.

Какие способы вы можете предложить для его решения?Ответы детей.

Возможны два подхода к решению этого уравнения: с использованием равносильного перехода и с использованием определения логарифма. Активизирует слайд «внешняя экспертиза».

ТА активирует слайд

Слайд 22   ВНЕШНЯЯ ЭКСПЕРТИЗА

Равносильный переход

Определение алгоритма

+

Основное логарифмическое тождество

ИВ:  Какой способ вам кажется предпочтительным?  Отвечают разное.

Откройте в папке «Материалы дела» файл «внешняя экспертиза». Используя один из двух способов, решите уравнение. Решают на бумаге. ИВ по возможности наблюдает.

Итак, у нас корень уравнения… Опрашивает детей.

ТА Активизирует слайд  «Работа по делу»

Слайд 23  РАБОТА ПО ДЕЛУ.

Используя основное логарифмическое тождество, получим .

Уравнениепринимает вид.

Значит

Из определения логарифма:k – показатель степени, в которую нужно возвести основание логарифма 2, чтобы получилось логарифмируемое выражение 73.

Следовательно

ИВ:  Однако, k – натуральное число. Как оценить  ? Я называю этот способ «окружаем».

ТА Активирует слайд16 «работа по делу».

Слайд 24  РАБОТА ПО ДЕЛУ.

Оценим :  

ИВ: Слева логарифм по основанию 2 от какого числа? Необходимо число близкое к 73 слева, логарифмируемое по основанию 2 нацело. Отвечают: 64. А справа? Отвечают: 128. Активирует запись на слайде.

Слайд 25  РАБОТА ПО ДЕЛУ.

Оценим :  

ИВ: Вычислите логарифмы «окружения». Слева получается? Отвечают: 6.Справа?Отвечают: 6. ИВ активирует следующую запись на слайде.

Слайд 26  РАБОТА ПО ДЕЛУ.

Оценим :

ИВ:  И что же выбрать в качестве значения k: 6 или 7?Отвечают разное.

ТА:  В информатике всегда выбирают по избытку (чтобы наверняка хватило места на носителе). Итак, k=7.

Теперь у нас есть всё необходимое, чтобы найти информационный объём англицизмов в тексте. Активирует слайд.

Слайд 27  РАБОТА ПО ДЕЛУ.

Q=48

k=7

ТА:  Найдите I. Можете воспользоваться калькулятором в стандартных программах компьютера.Вычисляют.

Получилось. Отвечают. Молодцы! Активирует надпись на слайде.

Слайд 28  РАБОТА ПО ДЕЛУ.

Q=48

k=7

ТА:  Вы не забыли, над какой задачей мы работаем? Активирует слайд.

Слайд 28  План.

Выяснить, какой процент от информационного объёма всего текста составляет информационный объём англицизмов.

План работы.

Выявить англицизмы в тексте. Выполнено.

Найти их информационный объём. Выполнено.

Найти информационный объём всего текста.

Найти искомый процент.

ТА:  Продолжим работу по делу.  Найдём информационный объём всего текста I1. Можете проделать это самостоятельно?.

Отлично. У вас есть минута. Напоминаю: для подсчета количества всех символов в тексте Q1 лучше использовать специальные возможности текстового редактора.

Слайд 29-31  РАБОТА ПО ДЕЛУ

Q1 = …

……..

      I1 = …

ИВ:  Для того чтобы завершить расследование остаётся выяснить сколько процентов составляет информационный объём англицизмов от информационного объёма всего текста. Рекомендую составить пропорцию. Дети решают на бумаге.

Есть затруднения с составлением пропорции? Всё в порядке? ТА активизирует слайд.

Слайды 32-33  ЗАВЕРШЕНИЕ РАССЛЕДОВАНИЯ.

I, бит

%

  =

информационного объёма всего текста

100

информационный объём англицизмов

x

ИВ:  Решите пропорцию Для вычислений можно использовать калькулятор из стандартных программ. Результат округлите до целых.

Итак информационный объём англицизмов составляет 3% информационного объёма текста.

ТА активизирует слайд

Слайд 34  Дело закрыто?

Информационный объём англицизмов составляет … информационного объёма текста.

Дело закрыто?

ТА: Дело закрыто! 

ИВ:  Дело то закрыто… Но, как учитель математики, не могу не спросить: возможен ли более простой и короткий способ решения этой задачи? Если варианты ответов есть – беседует с классом; в противном случае предлагает самостоятельно поразмыслить над этим вопросом.

ВЕ:  Дело то закрыто! Но что касается кейса… Много или мало англицизмов в современном русском языке? Наш кейс, как и всякий кейс не имеет однозначного ответа. Англицизмы  - это не всегда зло, часто их использование оправдано. Но результат нуждается в осмыслении. Прошу вас вернуться к тексту, с которым мы сегодня работали. Особенно к абзацам 3 и 4. Вы согласны с Татьяной Владимировной? Беседа с классом.

Думаю, чтобы осмыслить влияние англицизмов, их количество, надо поработать и с текстами других представителей нашего общества. У большинства из вас есть любимый блогер или блогерка (если Вам так удобнее, хотя феминитивы – это тема отдельного разговора), за творчеством которого вы следите. Я предлагаю вам поработать с любым его текстом. Так, как мы работали сегодня с Вами. Проанализируйте тексты на предмет англицизмов, сделайте выводы. Хороши англицизмы в речи, или иногда их употребление искажает смысл и лишает фразу образности – решать ВАМ!

Слайд 34 СПАСИБО ЗА РАБОТУ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В чем измеряется выносливость

Презентация для уроков физкультуры о физических качествах: выносливость....

Как измерить время реакции на звуковые и световые сигналы. Измерение диаметра Луны.

"Наука начинается с тех пор, как начинают измерять" Д.И. Менделеев. Любое физическое явление происходит в каком-то определённом месте и в какой-то определённый момент времени. Для того чтобы уметь опр...

Презентация к уроку матиматики. Тема "Измеряй и сравнивай".

Презентация составленна по программе Перспективная начальная школа. Данная презентация поможет при работе с тетрадью на печатной основе....

Презентация к уроку математики (1 класс). Тема: "Измеряй и сравнивай"

Презентация составленна по программе "Перспективная начальная школа"...

Мастер класс "Ничто не существует, пока оно не измерено"

Я хочу вам представить опыт решения педагогической проблемы, существующей у учителей-предметников. Сегодня любой учитель  сталкивается с проблемой  снижения интереса к урокам и слабой мотива...

Презентация к междисциплинарному уроку "Англицизмы. Найти и измерить"

Междисциплинарный урок "Англицизмы. Найти и измерить" наша команда гимназии №19 г. Липецка показывала в финале конкурса "Учитель будущего", в число победителей кторого нам посчастл...