Междисциплинарный урок "Англицизмы. Найти и измерить".
методическая разработка (11 класс)
Междисциплинарный урок "Англицизмы. Найти и измерить" (русский язык, информатика и математика) наша команда гимназии №19 г. Липецка представляла в финале конкурса "Учитель будущего" в Санкт-Петербурге. По итогам конкурса мы вошли в число победителей.
ВЕ - Вера Евгениена - учитель русскогоя языка
ТА - Татьяна Алексеевна - учитель информатики
ИВ - Иина Владиславовна - учитель математики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок для конкурса УБ | 40.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Слайд 1 На экране на фоне фото Липецка, сведения о нашей команде (в т.ч. логотип гимназии, фото участников)
ТА: Доброе утро!
ВЕ: Здравствуйте!
ИВ: Доброе утро, уважаемые гимназисты! Для нашей команды это первый брифинг в рамках данного саммита. Находясь в тренде, в режиме спеп бай степ проработаем софт-скилс, а некоторые из хард-скилс, возможно, придётся инсталлировать. Следует также позаботиться о тайм менеджменте…
ВЕ: Ирина Владиславовна, остановитесь. В данный момент Вы совершаете преступление против русского языка.
ИВ: Не вижу состава преступления, откровенно говоря.
ВЕ: Ребята, а вы видите? Что не так?
(ответы ребят)
ВЕ: слишком много заимствованных слов в одной фразе. И все они англицизмы. Которые, на мой взгляд, заполонили современный язык. Панельные конференции, спикеры, дедлайны, комьюнити….
ИВ (к классу): А вы как считаете? Англицизмов правда много? Или нормально? Поднимите, пожалуйста, руки те, кто против «нашествия» англицизмов? А кто не видит в этом проблемы? …… Большинство не видит в этом проблемы.
ТА Что ж, мнения разделились. Ситуацию можно рассматривать как кейс, который надо решить. Но время урока ограниченно. Поэтому предлагаю задействовать наше виртуальное детективное агентство «Точка, бит и логарифм». Активизирует слайд 2.
ВЕ Открываем дело «Англицизмы. Найти и измерить». ТА Активизирует слайд 3. Для начала составим фоторобот преступника. Внимание на экран! ТА Активизирует слайд 4
Слайд 4 (5 картинок, содержащих надписи)
ИВ: На панели задач нажмите на вкладку браузера.
Выберите из представленных на экране фото те, где есть пешеходные переходы. Извините. Те, где есть англицизмы.
ВЕ: Вы отлично справились! Итак, вы можете назвать признаки англицизмов?
(Опираясь на картинки, называют).
Так незаметно для нас мы перешли к следующему этапу нашего дела. Он называется «Особые приметы».
К тем признакам, что вы указали, я позволю себе добавить ещё несколько.
ТА Активизирует слайд 5
Слайд 5 ОСОБЫЕ ПРИМЕТЫ
ВЕ:Особые приметы.
1. Суффикс «инг» (ing) – имеет значение действия по глаголу – в русском языке заимствуется большой поток слов с этим суффиксом (маркетинг, киднэппинг, китбоксинг, боулинг, лизинг и т. д.).
2.Мейкер – имеет значение тот, кто выполняет действие, (ньюсмейкер,битмейкер,клипмейкер и т.д.)
3. Суффикс– «ист» (ist) — характеризует лицо с различных сторон: по отношению к объекту или
роду занятий, по сфере деятельности, по склонности и т. д. (пианист, журналист, скандалист и т. д.).
4. Суффикс «ер», «ор» (er) – суффикс существительного (постер, брокер, инвестор, шейкер, спикер).
5. Суффикс «бельн», «абельн», «ибельн» от able – значение имеющий способность, качество
(комфортабельный, транспортабельный)
6. Очень часто слова, заимствованные из английского, определяются также по наличию в слове следующихчастей: дж, тч – (t)ch – j/g (бэйдж, гаджет), мен(т) – men(t)(спортсмен, супермен), ция – tion (акция), ай, ей (как в словах дисплей,онлайн, спрей, сайт)
Итак, переходим к следующей части нашего расследования. К следственному эксперименту. ТА Активизирует слайд 6
Что же станет объектом этого эксперимента? Для чистоты этого эксперимента нужен текст не от популярных блогеров, там-то точно море англицизмов. Поэтому я предлагаю Вам поработать с тезисами одного из выступлений Татьяны Владимировны Черниговской.
ТА Активизирует слайд 7
Это известная многим из вас, я уверена, петербурженка, учёный в области нейронауки и психолингвистики, а также теории сознания. Доктор биологических наук, профессор. Член-корреспондент РАО. Заслуженный деятель науки РФ (2010). По её инициативе в 2000 году впервые была открыта учебная специализация «Психолингвистика» (на кафедре общего языкознания филологического факультета СПбГУ).
Текст будет перед Вами. Вы можете пользоваться бумажной версией или открыть документ на компьютере в папке «Материалы дела». Файл «Материалы дела».
ТА Активизирует слайд 8
Слайд 8 СЛЕДСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРЕМЕНТ (текст)
Татьяна Владимировна Черниговская (род. 1947) — советский и российский
Ниже размещены тезисы выступления Татьяны Черниговской на форуме СМИ Северо-Запада.
Следственный эксперимент.
С приходом соцсетей с каждым годом уменьшается количество студентов, которые читают длинные тексты. Стоило ли человеку выходить из джунглей, развиваться цивилизации, Античному Риму, Греции, Возрождению и так далее, чтобы всё пришло к человечеству, которое умеет читать только этикетки и разглядывать интерфейс? Тогда честно себе надо ответить – я существо нижнего порядка, которое почему-то обучилось алфавиту и полюбило гаджет.
Преподаватель физфака мне рассказал: часто он даёт задачу студентам (а это победители олимпиад, занимающие высокие места во всевозможных рейтингах), где всё задание состоит из одного абзаца, а они не могут его прочесть. Я очень плохо отношусь к социальным сетям – это вирус. Это страшно меняет личность. У подростков, которые постоянно сидят, глядя в дисплей, нет опыта реальной жизни. Как они собираются жить? Быть блогерами? Тогда договоримся, что хомо сапиенс будет жить здесь, а эти «крестики-нолики» – в отдельном доме, если это ваш выбор и вы хотите быть людьми такого класса.
Не надо читать хлам. Мозг – не решето, из него ничего не вываливается. Если вы съели что-то не то, есть способы, с помощью которых вы сможете очистить желудок. Для мозга таких таблеток нет. Всё, что туда попало, всё там осталось, и оно всё там портит. Это яд. Не надо различную дрянь туда пихать.
Если вы хотите быть серьёзной личностью, тогда употребляйте другую пищу – читайте сложную литературу, слушайте сложную музыку, смотрите сложные фильмы. Не идите по лёгкому пути. Ваш мозг уникален, обращайтесь с ним аккуратно и уважительно.
ВЕ: Используя выявленные особые приметы англицизмов, найдите и выделите их в тексте.
Назовите их.
Проверяем. Есть возражения? В диалоге с классом разбирает ошибки.
Слайд 8 СЛЕДСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРЕМЕНТ (Работа с эталоном) |
Следственный эксперимент. С приходом соцсетей с каждым годом уменьшается количество студентов, которые читают длинные тексты. Стоило ли человеку выходить из джунглей, развиваться цивилизации, Античному Риму, Греции, Возрождению и так далее, чтобы всё пришло к человечеству, которое умеет читать только этикетки и разглядывать интерфейс? Тогда честно себе надо ответить – я существо нижнего порядка, которое почему-то обучилось алфавиту и полюбило гаджет. Не надо читать хлам. Мозг – не решето, из него ничего не вываливается. Если вы съели что-то не то, есть способы, с помощью которых вы сможете очистить желудок. Для мозга таких таблеток нет. Всё, что туда попало, всё там осталось, и оно всё там портит. Это яд. Не надо различную дрянь туда пихать. |
Слайд 9 Результат следственного эксперимента. |
Результат следственного эксперимента: В тексте найдено 6 англицизмов. |
ВЕ: Думаю, это много.
ИВ: А на мой взгляд нормально.
ТА: Коллеги, не спорьте. Как учитель информатики, предлагаю другой подход. Потому что в наше время информационных технологий важно не сколько слов сказано, а сколько бит это весит.
Задача нашего детективного агентства «Точна, бит и логарифм» выяснить, какой процент от информационного объёма всего текста составляет объём англицизмов.
Спланируем работу по делу.
Найти количество англицизмов.
Следующее действие?
Найти их информационный объём. Кстати это вполне соответствуют заданиям №7 и №11 из ЕГЭ по информатике.
Следующее действие?
Далее найдем информационный объём всего текста.
После чего нам останется оценить результат.
Слайды 10-13 План. |
Спланируем работу по делу. План.
|
ТА: Перейдём ко второму пункту. Как вы понимаете словосочетание «информационный объём»?
Ответы детей.
Для уточнения этого определения переходим к следующему этапу нашего расследования «поиск информации в архиве». Откройте браузеры и введите в поисковую строку словосочетание «объём информации». Прочитайте первый результат.
А как вычислить объём информации? Нужна формула? / Наше детективное агентство работает с проверенной информацией. Работаем с архивами/Проверим информацию. Печатаем в поисковой строке «Формула нахождения объёма информации».
Нашли? Пожалуйста…
Как она называется? Формула Хартли.
Прочитайте, пожалуйста… (опрашивает 2-3 человек)
В найденных формулах использованы разные обозначения. Проговорите формулу, используя понятия. Объём информации равен произведению… Активизирует формулу на слайде.
Слайд 15 РАБОТА С АРХИВАМИ |
Формула Хартли Объём информации = Количество символов Информационный объём одного символа в алфавите. |
ТА: Обозначим…Активизирует соответствующие записи на слайде.
Слайд 16-17 РАБОТА С АРХИВАМИ. |
Здесь – искомый объём информации, Q – количество символов, k – информационный объём одного символа в алфавите. Формула Хартли |
ТА: Чему равно Q. Отвечают. Обратите внимание: Q – это число символов, а не число слов. Сколько символов в выделенных англицизмах? Будем считать? Как можно быстро узнать количество символов? Отвечают (?)
Открываем в папке «материалы дела» файл «Эталон». Выделяем подчеркнутые англицизмы, удерживая клавишу [Ctrl]. Слева внизу вы видите количество выделенных слов. Все видят цифру 6? Нажмите на неё левой клавишей мыши. В появившемся окне вы увидите количество символов в 6 англицизмах. Сколько их? Верно, 48. Итак, Q равно 48.
Как найти k? Обратимся к формуле Хартли (вы её нашли на предыдущем этапе работы). Отвечают: из формулы . N – это мощность алфавита. ТА активизирует формулу на слайде.
Слайд 18. РАБОТА С АРХИВАМИ. |
Здесь – искомый объём информации, – количество символов, в нашем расследовании Q=48, – информационный объём одного символа в алфавите. Формула Хартли – мощность алфавита. |
ТА: Найдём «мощность алфавита».
Выясним сколько символов может быть использовано в тексте на русском языке (при условии, что в тексте нет цифр).
Сколько букв в русском алфавите? Отвечают: 33
Имеем 33 строчнЫх буквы. А сколько заглавных? Выясняют, что заглавных букв – 31, т.к. ь и ъ не могут быть заглавными. =64
Это всё? Отвечают: ещё есть знаки препинания. Да, 10 знаков препинания.
Итого: мощность алфавита для текста на русском языке 74. Активизирует соответствующую запись на слайде 9 (работа по делу).
Слайд 19 РАБОТА ПО ДЕЛУ. |
N=74 |
ТА: Информационный объём одного символа k можем найти из уравнения
Активизирует уравнение на слайде
Слайд 20 РАБОТА ПО ДЕЛУ. |
N=74 |
ТА: Для решения этого уравнения привлечём эксперта, учителя математики. Ирина Владиславовна вам слово.
ИВ: Посмотрите на уравнение. Оцените свои возможности по его решению и выберите один из трех вариантов, показанных на слайде. ТА Активизирует слайд 21. Кто выбрал первый, поднимите руки. Кто второй? Кто третий?
К какому типу относится это уравнение? Ответ детей: Показательное.
Какие способы вы можете предложить для его решения?Ответы детей.
Возможны два подхода к решению этого уравнения: с использованием равносильного перехода и с использованием определения логарифма. Активизирует слайд «внешняя экспертиза».
ТА активирует слайд
Слайд 22 ВНЕШНЯЯ ЭКСПЕРТИЗА | |
Равносильный переход | Определение алгоритма |
+ Основное логарифмическое тождество |
ИВ: Какой способ вам кажется предпочтительным? Отвечают разное.
Откройте в папке «Материалы дела» файл «внешняя экспертиза». Используя один из двух способов, решите уравнение. Решают на бумаге. ИВ по возможности наблюдает.
Итак, у нас корень уравнения… Опрашивает детей.
ТА Активизирует слайд «Работа по делу»
Слайд 23 РАБОТА ПО ДЕЛУ. | |
Используя основное логарифмическое тождество, получим . Уравнениепринимает вид. Значит | Из определения логарифма:k – показатель степени, в которую нужно возвести основание логарифма 2, чтобы получилось логарифмируемое выражение 73. Следовательно |
ИВ: Однако, k – натуральное число. Как оценить ? Я называю этот способ «окружаем».
ТА Активирует слайд16 «работа по делу».
Слайд 24 РАБОТА ПО ДЕЛУ. |
Оценим : |
ИВ: Слева логарифм по основанию 2 от какого числа? Необходимо число близкое к 73 слева, логарифмируемое по основанию 2 нацело. Отвечают: 64. А справа? Отвечают: 128. Активирует запись на слайде.
Слайд 25 РАБОТА ПО ДЕЛУ. |
Оценим : |
ИВ: Вычислите логарифмы «окружения». Слева получается? Отвечают: 6.Справа?Отвечают: 6. ИВ активирует следующую запись на слайде.
Слайд 26 РАБОТА ПО ДЕЛУ. |
Оценим : |
ИВ: И что же выбрать в качестве значения k: 6 или 7?Отвечают разное.
ТА: В информатике всегда выбирают по избытку (чтобы наверняка хватило места на носителе). Итак, k=7.
Теперь у нас есть всё необходимое, чтобы найти информационный объём англицизмов в тексте. Активирует слайд.
Слайд 27 РАБОТА ПО ДЕЛУ. |
Q=48 k=7 |
ТА: Найдите I. Можете воспользоваться калькулятором в стандартных программах компьютера.Вычисляют.
Получилось. Отвечают. Молодцы! Активирует надпись на слайде.
Слайд 28 РАБОТА ПО ДЕЛУ. |
Q=48 k=7 |
ТА: Вы не забыли, над какой задачей мы работаем? Активирует слайд.
Слайд 28 План. |
Выяснить, какой процент от информационного объёма всего текста составляет информационный объём англицизмов. План работы. Выявить англицизмы в тексте. Выполнено. Найти их информационный объём. Выполнено. Найти информационный объём всего текста. Найти искомый процент. |
ТА: Продолжим работу по делу. Найдём информационный объём всего текста I1. Можете проделать это самостоятельно?.
Отлично. У вас есть минута. Напоминаю: для подсчета количества всех символов в тексте Q1 лучше использовать специальные возможности текстового редактора.
Слайд 29-31 РАБОТА ПО ДЕЛУ |
Q1 = … …….. I1 = … |
ИВ: Для того чтобы завершить расследование остаётся выяснить сколько процентов составляет информационный объём англицизмов от информационного объёма всего текста. Рекомендую составить пропорцию. Дети решают на бумаге.
Есть затруднения с составлением пропорции? Всё в порядке? ТА активизирует слайд.
Слайды 32-33 ЗАВЕРШЕНИЕ РАССЛЕДОВАНИЯ. | |||
I, бит | % | = | |
информационного объёма всего текста | … | 100 | |
информационный объём англицизмов | … | x |
ИВ: Решите пропорцию Для вычислений можно использовать калькулятор из стандартных программ. Результат округлите до целых.
Итак информационный объём англицизмов составляет 3% информационного объёма текста.
ТА активизирует слайд
Слайд 34 Дело закрыто? |
Информационный объём англицизмов составляет … информационного объёма текста. Дело закрыто? |
ТА: Дело закрыто!
ИВ: Дело то закрыто… Но, как учитель математики, не могу не спросить: возможен ли более простой и короткий способ решения этой задачи? Если варианты ответов есть – беседует с классом; в противном случае предлагает самостоятельно поразмыслить над этим вопросом.
ВЕ: Дело то закрыто! Но что касается кейса… Много или мало англицизмов в современном русском языке? Наш кейс, как и всякий кейс не имеет однозначного ответа. Англицизмы - это не всегда зло, часто их использование оправдано. Но результат нуждается в осмыслении. Прошу вас вернуться к тексту, с которым мы сегодня работали. Особенно к абзацам 3 и 4. Вы согласны с Татьяной Владимировной? Беседа с классом.
Думаю, чтобы осмыслить влияние англицизмов, их количество, надо поработать и с текстами других представителей нашего общества. У большинства из вас есть любимый блогер или блогерка (если Вам так удобнее, хотя феминитивы – это тема отдельного разговора), за творчеством которого вы следите. Я предлагаю вам поработать с любым его текстом. Так, как мы работали сегодня с Вами. Проанализируйте тексты на предмет англицизмов, сделайте выводы. Хороши англицизмы в речи, или иногда их употребление искажает смысл и лишает фразу образности – решать ВАМ!
Слайд 34 СПАСИБО ЗА РАБОТУ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В чем измеряется выносливость
Презентация для уроков физкультуры о физических качествах: выносливость....
Как измерить время реакции на звуковые и световые сигналы. Измерение диаметра Луны.
"Наука начинается с тех пор, как начинают измерять" Д.И. Менделеев. Любое физическое явление происходит в каком-то определённом месте и в какой-то определённый момент времени. Для того чтобы уметь опр...
Презентация к уроку матиматики. Тема "Измеряй и сравнивай".
Презентация составленна по программе Перспективная начальная школа. Данная презентация поможет при работе с тетрадью на печатной основе....
Презентация к уроку математики (1 класс). Тема: "Измеряй и сравнивай"
Презентация составленна по программе "Перспективная начальная школа"...
Мастер класс "Ничто не существует, пока оно не измерено"
Я хочу вам представить опыт решения педагогической проблемы, существующей у учителей-предметников. Сегодня любой учитель сталкивается с проблемой снижения интереса к урокам и слабой мотива...
Особенности подросткового кризиса. Как помочь ребёнку найти самого себя? Как найти общий язык с подростком?
Статья для родительского всеобуча в коррекционной школе VIII вида...
Презентация к междисциплинарному уроку "Англицизмы. Найти и измерить"
Междисциплинарный урок "Англицизмы. Найти и измерить" наша команда гимназии №19 г. Липецка показывала в финале конкурса "Учитель будущего", в число победителей кторого нам посчастл...