Проблемно-диалогическое обучение - как средство реализации требований ФГОС
план-конспект урока по теме
Материал содержит статью, презентацию и технологическую карту урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problemno-dialogicheskoe_obuchenie.docx | 17.72 КБ |
problemno-dialogicheskoe_obuchenie.pptx | 511.93 КБ |
Технологическая карта урока | 44.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблемно-диалогическое обучение-как средство реализации ФГОС.
Слайд 1. Тема выступления.
Сегодня в большинстве своем мы имеем ученика, который нас не видит и не слышит на уроке. А на нашу просьбу воспроизвести учебный материал или выполнить практическое задание отвечает отработанной фразой: «Я не понял!». Родители люди занятые и редко кто из них прикладывает усилия к развитию своих деток. Учителю приходится максимально рассчитывать только на работу, организованную на уроке. Нам необходимо организовать процесс обучения таким образом, чтобы ребенок максимально усваивал новый материал на уроке. Один из вариантов – это использование проблемно – диалогического обучения. Учащиеся самостоятельно открывают новые знания, а знания открытые детьми самостоятельно запоминаются лучше, таким образом, нет необходимости дома зазубривать правила, теоремы, которые не всегда понятны.
Слайд 2. Высказывание Сократа.
Человек глубоко постигает лишь то, до чего додумывается сам!
Слайд 3. Сущность П-Д обучения.
Что же такое проблемно-диалогическое обучение? Это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащихся посредством диалога с учителем.
Слайд 4. Составляющие П-Д обучения.
Составляющие П-Д обучения – это проблемная ситуация и учебная проблема. (Дальше по слайду.)
Основное отличие проблемного урока от традиционного в подходе к изучению нового материала. На традиционном уроке учитель еще на перемене записывает тему урока на доске, в то время как на проблемном уроке тему как правило формулируют ученики.
Слайд 5. Этапы ПУ.
На уроке изучения нового материала должны быть
проработаны два этапа: введение и воспроизведение. На этапе введения ставим учебную проблему и осуществляем поиск ее решения. Постановка учебной проблемы (это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования, а результат - интерес к новому материалу, познавательная мотивация);
Поиск решения (это этап формулирования нового знания, а результат – это понимание и формирование нового знания. Выход на решение проблемы). Если первый этап проработан хорошо, то второй этап – воспроизведение – складывается практически сам собой.
Постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально организованного учителем диалога.
Слайд 6. Сравнительная характеристика диалогов.
ПОБУЖДАЮЩИЙ ДИАЛОГ состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески, и поэтому развивает творческие способности учащихся. На этапе постановки проблемы этот метод выглядит следующим образом. Сначала учителем создается проблемная ситуация, а затем произносятся специальные реплики для осознания противоречия и формулирования проблемы учениками. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок. Плюсы этого диалога: развивает творческое мышление; минусы: ученики могут увести в сторону от темы и не возможно просчитать по времени.
ПОДВОДЯЩИЙ ДИАЛОГ представляет собой систему посильных ученикам вопросов и заданий, которая активно задействует и соответственно развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку к новому знанию, т.е. ведет к «открытию» прямой дорогой. При этом подведение к знанию может осуществляться как от поставленной проблемы, так и без нее. Плюсы – развитие логического мышления, просчитывается по времени, ведет к нужному результату, минусы – не развивает творческого мышление.
Рассмотрим примеры использования диалогов на этапе постановки учебной проблемы или формулирования темы урока.
Подводящий диалог построить довольно легко. Достаточно связать изучаемый материал с ранее изученным, использовать сравнение и анализ. Такой диалог рекомендуется применять в классе с низкой мотивацией.
Слайд 7. Урок математики по теме «Деление с остатком» (подводящий диалог)
Слайд 8. Побуждающий диалог.
Гораздо сложнее организовать побуждающий диалог. Естественно использовать его в классе, где хотя бы половина учащихся имеет высокую мотивацию. Поскольку проблемные ситуации создаются на разных противоречиях, каждой из них соответствует определенное побуждение к осознанию противоречия. Поскольку учебная проблема существует в двух формах: в виде темы урока и в виде вопроса для исследования, то побуждение к формулированию проблемы представляет собой одну из двух реплик по выбору: «Какова будет тема урока?» или «Какой возникает вопрос?». (Далее по слайду о приемах создания проблемной ситуации и о вопросах диалога).
По ходу диалога учителю необходимо обеспечивать без оценочное принятие неточных и ошибочных ученических формулировок проблемы: «Так, кто точнее сформулирует?», «Какие мнения еще есть?».
Рассмотрим основные приемы создания проблемной ситуации и соответствующий каждому из них побуждающий диалог.
Проблемная ситуация со столкновением мнений учеников класса создается вопросом или практическим заданием на новый материал.
Слайд 9. Урок алгебры по теме «Свойства степени с натуральным показателем» (прием «столкновение мнений»)
Проблемная ситуация с противоречием между житейским представлением учеников и научным фактом создается в 2 шага: 1. Учитель выявляет житейское представление учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку». 2. Затем сообщением, экспериментом, расчетами, наглядностью предъявляет научный факт.
Слайд 10. Урок математики по теме «Задачи на проценты» (прием «противоречие между житейским опытом и научным фактом»)
Проблемная ситуация с противоречием между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя создается практическим заданием, не сходным с предыдущим.
Слайды 11-13. Урок математики по теме «Разложение квадратного трехчлена на множители» (прием «с затруднением»)
Нужно не только грамотно создать проблемную ситуацию, но и суметь подвести детей к решению этой проблемы, поэтому следующий шаг – поиск решения учебной проблемы. Для этого также используют побуждающий и подводящий диалог.
Слайд 14. Методы решения учебной проблемы.
Слайды 15-17. Урок математики по теме «Разложение квадратного трехчлена на множители» (подводящий к решению УП диалог)
-
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Человек глубоко постигает лишь то, до чего додумывается сам». Сократ
ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ ? Проблемно–диалогическое обучение – это развивающее обучение, в котором сочетается принцип проблемности с принципом развития индивидуальности школьника, а деятельность учащихся организуется на основе поиска, открытия знаний, самостоятельности.
Проблемно-диалогическое обучение ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ – означает состояние интеллектуального затруднения ребенка, требующего от него поиска решения УЧЕБНАЯ ПРОБЛЕМА – это задача, вызывающая у ребенка познавательное затруднение, разрешение которого не может быть им достигнуто по известному образцу, а требует от него нестандартного, самостоятельного мышления, дающего ему толчок к получению нового знания.
Цель урока Этапы урока Творческие звенья деятельности учащихся З Н А Н И Е Введение Постановка учебной проблемы Формулирование вопроса или темы урока Поиск решения Открытие субъективно нового знания Воспроизве дение Выражение решения Выражение нового знания в доступной форме Реализация продукта Представление продукта учителю и классу Структура проблемного урока
побуждающий подводящий структура Отдельные вопросы и побудительные предложения, подталкивающие мысль Система посильных ученику вопросов и заданий, подводящих к открытию мысли признаки - мысль ученика делает скачок к неизвестному -переживание учеником чувства риска -возможны неожиданные ответы учеников -прекращается с появлением нужной мысли ученика - пошаговое, жесткое ведение мысли ученика - переживание учеником удивления в конце -почти не возможны неожиданные ответы -не может быть прекращен, идет до последнего вопроса на обобщение результат Развитие творческих способностей, речи Развитие логического мышления, речи Сравнительная характеристика диалогов
Анализ Учитель Ученики подводящий к теме диалог – О чем мы говорили на прошлом уроке? – Посмотрите на два столбика примеров на доске. – Что заметили общего? – В чем различие? О признаках делимости. На доске: 627 : 3 628 : 3 4625 : 5 4629 : 5 30126 : 2 30123 : 2 В каждом столбике многозначное число делят на однозначное. В первом столбике деление нацело, а во втором – с остатком. тема - Значит, какая сегодня будет тема урока? – Деление с остатком. Урок математики по теме «Деление с остатком» ( подводящий диалог)
Приемы создания проблемной ситуации Побуждение к осознанию противоречия Побуждение к формулированию проблемы 1. Одновременно предъявить ученикам противоречивые факты, теории, мнения. -Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты налицо? Выбрать подходящее: - Какой возникает вопрос? - Какая будет тема урока? 2. Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием на новый материал -Вопрос был один? А сколько мнений? Или Задание было одно? А как его выполнили? -Почему так получилось? Чего мы не знаем? 3. Шаг 1. Выявить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку» Шаг 2. Предъявить научный факт - Вы сначала как думали? - А как на самом деле? 4. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими. -Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущие? Побуждающий от проблемной ситуации диалог
Анализ Учитель Ученики вопрос на новый материал – Посмотрите на примеры на доске. – Как вы думаете, какие действия можно выполнять со степенями? Видят примеры: – Все можно. – Только умножение и деление. – Только возведение в степень. (Проблемная ситуация.) побуждение к осознанию – Вопрос я задала один, и ответ должен быть один, а сколько вы высказали мнений? – Много разных мнений. (Осознание противоречия.) побуждение к проблеме – Так чего мы еще не знаем, какой возникает вопрос? – Какие же действия можно выполнять со степенями? (Вопрос.) Анализ Учитель Ученики вопрос на новый материал – Посмотрите на примеры на доске. – Как вы думаете, какие действия можно выполнять со степенями? побуждение к осознанию – Вопрос я задала один, и ответ должен быть один, а сколько вы высказали мнений? – Много разных мнений. (Осознание противоречия.) побуждение к проблеме – Так чего мы еще не знаем, какой возникает вопрос? – Какие же действия можно выполнять со степенями? (Вопрос.) Урок алгебры по теме «Свойства степени с натуральным показателем » ( прием «столкновение мнений» )
Анализ Учитель Ученики вопрос «на ошибку» – Предположим, цена товара была А. Затем цена повысилась на 10%, а к Новому году снизилась на 10%. Изменилась ли цена товара? – Цена товара не изменилась. (Житейское представление.) предъявление научного факта расчетами – Считаем. Цена товара была 100 руб. После повышения на 10% стала 110 руб. А после понижения на 10% стала? – 99 руб ! (Проблемная ситуация.) побуждение к осознанию – Что вы сказали сначала? – А что оказывается на самом деле? – Цена не изменится. – Цена уменьшилась. (Осознание противоречия.) побуждение к проблеме – Значит, каких задач мы еще не умеем решать? Какая будет тема урока? – Задачи на проценты. (Тема.) Урок математики по теме «Задачи на проценты» ( прием «противоречие между житейским опытом и научным фактом» )
Анализ Учитель Ученики задание на известный материал Работа в парах (задания написаны заранее на доске): 1. Сократите дробь: Закончите предложение: «Чтобы сократить дробь, нужно…» - "Разложить квадратный трехчлен на множители можно с помощью …» - Решение одним способом записывают на доске, остальные способы обсуждают устно. - Разложить многочлены на множители. - Вынесения общего множителя. - По формулам сокращенного умножения. -Используя способ группировки. - Выделяя квадрат двучлена. Анализ Учитель Ученики задание на известный материал - Решение одним способом записывают на доске, остальные способы обсуждают устно. - Разложить многочлены на множители. - Вынесения общего множителя. - По формулам сокращенного умножения. -Используя способ группировки. - Выделяя квадрат двучлена. Урок математики по теме «Разложение квадратного трехчлена на множители» ( прием «с затруднением» )
Анализ Учитель Ученики задание на новый материал Групповая работа (задания написаны заранее на доске): Разложить квадратный трехчлен на множители: Разложить не могут ( учащиеся испытывают затруднение ). Анализ Учитель Ученики задание на новый материал Разложить не могут ( учащиеся испытывают затруднение ). Урок математики по теме «Разложение квадратного трехчлена на множители» ( прием «с затруднением» )
Анализ Учитель Ученики побуждение к осознанию проблемы – Вы разложили трехчлен на множители? – В чем затруднение? –Чем эта задача не похожа на предыдущую – Нет. – Не получается. Ни один из известных способов не подходит. побуждение к проблеме – Какой вопрос в связи с этим возникает? – Верно (записывает сформулированный вопрос на доске). – Существует ли способ, которым можно разложить эти квадратные трехчлены? Урок математики по теме «Разложение квадратного трехчлена на множители» ( прием «с затруднением» )
ПОБУЖДАЮЩИЙ ДИАЛОГ ПОДВОДЯЩИЙ ДИАЛОГ много гипотез, есть ошибочные, проверять нужно все « открытие» нового знания (решающей гипотезы) МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ
Урок математики по теме «Разложение квадратного трехчлена на множители» ( подводящий к решению УП диалог) Анализ Учитель Ученики поиск решения Выполните задание: Составьте три квадратных трехчлена, корнями которых являлись бы числа 2 и 4. Учащиеся выполняют задания в группах, несколько различных вариантов записывают на доске, например: Проанализируйте полученные равенства. Что вы заметили? - Справа записан квадратный трехчлен, а слева его разложение на множители. - В скобках вычитают корни квадратного трехчлена. - Перед скобками множитель – старший коэффициент квадратного трехчлена. Анализ Учитель Ученики поиск решения Выполните задание: Составьте три квадратных трехчлена, корнями которых являлись бы числа 2 и 4. Проанализируйте полученные равенства. Что вы заметили? - Справа записан квадратный трехчлен, а слева его разложение на множители. - В скобках вычитают корни квадратного трехчлена. - Перед скобками множитель – старший коэффициент квадратного трехчлена.
Урок математики по теме «Разложение квадратного трехчлена на множители» ( подводящий к решению УП диалог) Анализ Учитель Ученики формулирование нового знания Предложите новый способ разложения квадратного трехчлена на множители. Формулируют новое знание: - в виде словесной формулировки; -в символически-знаковой форме коррекция действий Разложите на множители многочлен В случае затруднения учитель дает подсказку: - вычислите дискриминант; - сформулируйте вывод о возможности разложения этого квадратного трехчлена на множители. Корней нет. Не разлагается. Анализ Учитель Ученики формулирование нового знания Предложите новый способ разложения квадратного трехчлена на множители. коррекция действий
Урок математики по теме «Разложение квадратного трехчлена на множители» ( подводящий к решению УП диалог) Анализ Учитель Ученики структурирование знаний Из предложенных фраз составьте алгоритм разложения квадратного трехчлена на множители. Учащиеся в парах обсуждают алгоритм: Записываем трехчлен в стандартном виде. Выясняем, разлагается ли квадратный трехчлен на множители, вычисляя дискриминант. Находим корни квадратного трехчлена. Записываем разложение, используя формулу Анализ Учитель Ученики структурирование знаний Из предложенных фраз составьте алгоритм разложения квадратного трехчлена на множители.
Спасибо за внимание! Желаю всем творческих успехов в новом учебном году!
Предварительный просмотр:
МОДУЛЬ №3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРАКТИКА ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО
ТЕМА 4.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
ИТОГОВОЕ ЗАДАНИЕ:
Технологическая карта с дидактической структурой урока
- ФИО Корнеева И. В.(3 группа)
- Первомайский район
- МБОУ «Баюновоключевская средняя общеобразовательная школа»
- Учитель математики
- Класс 8
- Характеристика класса: в классе 14 учеников, из них 2 ученика занимаются на «5», 5 учеников – на «4» и 7 учеников – на «3».
- 1-ый урок из трех
- Тип урока (по дидактической цели )- урок изучения нового материала (авт. И. М. Чередов)
Тема | Разложение квадратного трехчлена на множители. |
Цель | Формирование способности учащихся к разложению квадратного трехчлена на множители. |
Задачи | Познавательные: расширить знания учащихся о способах разложения квадратного трехчлена на множители. Развивающие: развивать умение сопоставлять, анализировать данные, критически оценивать результаты поиска; совершенствовать уровень развития математической речи. Воспитательные формировать навыки самоконтроля. |
Основные понятия | Квадратный трехчлен, дискриминант, корни квадратного трехчлена, коэффициент, множители. |
Межпредметные связи | Расчетные задачи в курсе физики, химии. |
Ресурсы (средства): основные дополнительные | Например
|
Формы урока | Индивидуальная (И) фронтальная [Ф], парная [П], групповая [Г] |
Используемые технологии и методы | Проблемное обучение, системно-деятельностный подход |
Дидактическая структура урока
Организационный момент Задача этапа: проверить готовность учащихся к уроку. Продолжительность этапа: 1 мин. Методы и способы достижения поставленных задач: рапорт дежурного. | ||||||||||||||||
Деятельность (что делают) | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов | Планируемые результаты (Описание результата обучения через «наблюдаемые УУД» (конкретно) и результаты по предмету) | ||||||||||||||
учителя | учащихся | Предметные (Знать, понимать, уметь) | УУД (конкретно)[1] (коммуникативные (К), регулятивные (Р), познавательные (П), личностные (Л)) | |||||||||||||
Приветствует учащихся | Приветствуют учителя | |||||||||||||||
Проверка домашнего задания Задача этапа: установить правильность, полноту и осознанность домашнего задания, выявить и устранить в ходе проверки обнаруженные проблемы. Продолжительность этапа: 5 мин. Методы и способы достижения поставленных задач: фиксирование ключевых моментов решения в устной речи учащихся и на слайде 1 «Проверка домашнего задания», дополнительные вопросы. | ||||||||||||||||
Организует проверку выполнения заданий домашней работы, задает дополнительные вопросы о способах решения уравнений | Кратко комментируют решение, останавливаясь только на ключевых моментах: стандартный вид квадратного уравнения, дискриминант (если находили), корни; при необходимости корректируют решение. | Решить уравнения: | Знать терминологию по теме, способы решения квадратных уравнений, формулы сокращенного умножения; уметь решать квадратное уравнение каким-либо способом. | (Р) – адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в решение; выделять альтернативные способы решения квадратных уравнений. (К) – задавать вопросы, необходимые для уточнения промежуточных результатов. (П) – осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения квадратных уравнений. | ||||||||||||
Подготовка учащихся к работе на основном этапе Задача этапа: обеспечить мотивацию, актуализацию субъективного опыта. Продолжительность этапа: 15 мин. Методы и способы достижения поставленных задач: проблемное обучение. | ||||||||||||||||
Формулирует задание, организует обсуждение способов решения. | Обсуждают в парах решение. Решение одним способом записывают на доске, остальные способы обсуждают устно. |
| Знать основное свойство дроби, уметь разлагать квадратный трехчлен на множители вынесением общего множителя, по формулам сокращенного умножения, группировкой, выделением квадрата двучлена; сокращать дробь. | (Л) – умение вести диалог на основе равноправных отношений. (Р) – выстраивать стратегию решения. (К) – осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь. | ||||||||||||
Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва, побуждает к осознанию противоречия и формулированию вопроса, ответ на который даст новые знания. | Обсуждают решение в парах и в четверках, пытаются решить задачу известными способами. Фиксируют затруднения. Формулируют вопрос, созвучный теме урока: «Существует ли способ, которым можно разложить эти квадратные трехчлены?» | Разложить квадратный трехчлен на множители: | Понимать, что значит разложить квадратный трехчлен на множители, какими способами можно выполнить разложение. | (Р) – принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров; выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению (К) – учитывать разные мнения. (П) - выделяют проблему, формулируют проблему | ||||||||||||
Этап усвоения новых знаний и способов действий Задача этапа: обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление изучаемых знаний. Продолжительность этапа: 13 мин. Методы и способы достижения поставленных задач: проблемное обучение. | ||||||||||||||||
Формулирует задание, организовывает групповую работу. Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу. | Учащиеся выполняют задания в группах, несколько различных вариантов записывают на доске, например: . | Выполните задание:
| Уметь составлять квадратный трехчлен по его корням двумя способами. | (К) – общаться и взаимодействовать с партнерами по совместной деятельности, брать на себя инициативу в организации совместного действия. | ||||||||||||
Побуждает к высказыванию своего мнения. | Анализируют полученные равенства, формулируют выводы, высказывают свое мнение. |
| Знать понятия: квадратный трехчлен, произведение, множители, корни, старший коэффициент. Уметь анализировать, точно и грамотно выражать свои мысли в устной речи. | (Л) – потребность в самовыражении и самореализации. (К) – строить монологическое высказывание. | ||||||||||||
Подводит обучающихся к формулированию проблемы. | Предлагают способ и обосновывают его выбор. |
| Уметь грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением терминологии и символики | (К) – аргументировать свою точку зрения. (П) -выдвигают гипотезу, выбирают символические способы записи гипотезы. (Р) – принимают и сохраняют учебную цель. | ||||||||||||
Формулирует задание, напоминает обучающимся о том, что количество корней квадратного трехчлена зависит от его дискриминанта Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний. | Выполняют задание, определяют причины невозможности разложения данного квадратного трехчлена. |
| Понимать связь между знаком дискриминанта и количеством корней квадратного трехчлена. | (П) - корректируют свои действия, отрабатывая гипотезу. | ||||||||||||
Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке, после обсуждения выводит алгоритм на экран – слайд 2 | Читают текст, составляют алгоритм, обсуждают его в парах. | Из предложенных фраз составьте алгоритм разложения квадратного трехчлена на множители:
| Понимать взаимосвязь между этапами разложения трехчлена на множители. | (Р) - выстраивают логические цепочки рассуждений.
| ||||||||||||
Первичная проверка понимания изученного. Задача этапа: установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала. Продолжительность этапа: 7 мин. Методы и способы достижения поставленных задач: осуществление самоконтроля на основе сравнения собственного решения с предложенными несколькими вариантами решений. | ||||||||||||||||
Организует индивидуальную работу учащихся, фиксирует правильный ответ, - слайд 3, а также риски и причины получения возможной ошибки. | Выполняют задание, сравнивают свой ответ с предложенными, обсуждают неверные решения и причины ошибок. | Разложите квадратный трехчлен на множители. Сверьте собственное решение с предложенными: | Понимать все шаги составленного алгоритма, уметь решать квадратное уравнение, работать по алгоритму. | (Р) – адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы. | ||||||||||||
Информация о домашнем задании Задача этапа: обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Продолжительность этапа: 2 мин. Методы и способы достижения поставленных задач: уровневое домашнее задание. | ||||||||||||||||
Дает комментарий к домашнему заданию. | Записывают задание в дневник, задают вопросы учителю. | Стандартный минимум: № 521 а)-г) (разложить трехчлен на множители) Повышенный уровень: разложить трехчлен на множители: (это задание из плана урока, квадратный трехчлен имеет иррациональные корни). | ||||||||||||||
Подведение итогов работы Задача этапа: дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся. Продолжительность этапа: 2 мин. Методы и способы достижения поставленных задач: сообщение учителя, подведение итогов самими учащимися. |
Примечание: с понятием «квадратный трехчлен, дискриминант и корни квадратного трехчлена» детей знакомим во время изучения темы «Квадратные уравнения».
Критерии оценки результатов выполнения итоговой работы (проекта)
Таблица 1.
Результаты (освоенные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Вариации возможных баллов (1 или 2, или 3) | Самооценка урока |
Профессиональная компетентность учителя в рамках моделирования урока на основе системно-деятельностного подхода | |||
| Идентифицируемые цели и задачи формулируются учителем через результаты обучения, выраженные в действиях учащихся, которые можно надежно опознать, то есть формулировки целей дают ответ на вопрос: что должен научиться делать ученик – различать, получить, освоить способ, понятие, модель, схему, алгоритм и т. д. | 1 | |
Организуется ситуация постановки идентифицируемых целей и задач урока по принятию её учащимися как проблемной задачи урока. Учащиеся вовлечены в корректировку, доуточнение цели, учебной задачи на основе их собственной системы ожиданий от урока. | 2 | 2 | |
| Учащимся сообщена единица содержания образования и проведено различие её с учебным материалом (например, учебный материал – решение квадратных уравнений (чему учу) – а единица содержания образования (с помощью чего учу): способ, алгоритм решения, правило, стратегия, …) | 1 | |
Учащимся представлена не только единица содержания образования и различие её с учебным материалом, но и выделены все необходимые вспомогательные средства для ее освоения учениками на уроке (опорные знания, умения) | 2 | ||
Единица содержания образования выделяется, обсуждается и моделируется в ходе рефлексии вместе с учащимися, учитель, предусматривает возможные ошибки учеников, предусматривает включение незапланированного содержание образования, которое оказалось недостающим для освоения запланированной единицы содержания образования. | 3 | 3 | |
3. Содержание учебного материала | Обоснованно подобран учебный материал в соответствии с целями урока, единицей содержания и программными требованиями; нет избыточности и недостаточности. | 1 | |
Подобранный учебный материал с учетом мотивации, интереса детей (учебный материал содержит проблемность, привлекаются аналогии, интересные или противоречивые факты, решения, позиции, дополнительные источники информации), что позволяет ученикам успешно осваивать на уроке запланированную единицу содержания образования на основе их собственной мотивации, интереса | 2 | 2 | |
С учетом результатов стартовой диагностики подобран сконструирован и структурирован учебный материал. | 3 | ||
4. Структура урока | Обосновано соответствие запланированного набора этапов урока поставленных цели и задач. | 1 | |
Структуру урока выстроена в соответствии с целью и психологически полной структурой УПД ученика: мотив – цель (учебная задача) – действия по ее решению – самоконтроль – самооценка – самокоррекция (нет лишних или недостающих этапов). | 2 | 2 | |
С учетом результатов по ходу урока педагогической диагностики, предусматривается возможность изменения запланированной структуры урока в силу изменения ситуации (возвращение к уже пройденным этапам, например постановочному и мотивационному, включение новых или исключение каких-либо этапов на основе педагогической диагностики). | 3 | ||
5. Межэтапные связи | Выстроена внешняя логика при переходе от этапа к этапу на основе учебного материала (связь этапов учебным материалом, общей темой или же просто словесная – логические «мостики»). | 1 | |
Выстроена и обоснована не только внешняя логика, но внутренняя при переходе к следующему этапу как логику деятельности (связующим звеном является запланированная единица содержания). Предусмотрены приемы организации «точек» понимания и детской рефлексии на стыке этапов: организована работу с пониманием учениками логики переходов от одного этапа к другому (какова была задача этапа, что уже сделано, что предстоит делать далее по отношению к поставленной цели, готовность к переходу на новый этап). | 2 | 2 | |
Предусмотрены оперативные изменения в структуре урока на основе педагогической диагностики. | 3 | ||
| Обоснованно выбраны формы обучения и их соответствие поставленной цели урока и единице содержания (например, бессмысленно организовывать групповую работу в случае заучивания, выполнения стандартных типовых репродуктивных заданий). | 1 | |
Обоснованно выбраны формы обучения данными педагогической диагностики и детской рефлексии на предыдущем уроке, организована итоговая экспресс-диагностика результатов учеников в соответствии с запланированными целями. | 2 | 2 | |
Предусмотрена оперативная педагогическая диагностика по ходу урока и на её основе при необходимости вносятся изменения в запланированные формы обучения (например, вторичный переход к групповой работе для доуточнения группой задачи и др.). | 3 | ||
7. Методы обучения | Обоснованно выбраны методы в соответствии с целями урока и особенностями изучаемой единицы содержания. | 1 | |
Обоснованно выбраны методы данными психологической (особенности контингента учащихся) и педагогической диагностики (типы ошибок, варианты понимания) на предыдущих уроках. Запланированные методы обучения позволяют включить ученика в качестве субъекта на всех этапах его деятельности: постановка учебной задачи (цели), планирование и осуществление действий по ее решению, самоконтроль, самооценка, самокоррекция. | 2 | 2 | |
Предусмотрены изменения в запланированные методы обучения при необходимости, в соответствии с данными оперативной педагогической диагностики (например, может перейти от запланированных репродуктивных методов к продуктивным – поисковым, проблемным – в случае необходимости: для доопределения задач или уточнения, перепроектирования уже полученного, но «не работающего» способа). | 3 | ||
ИТОГО баллов | 15 | ||
УРОВЕНЬ РАЗРАБОТКИ УРОКА (на основе самоанализа) | Базовый | ||
Примечания: Допустимый: 12 баллов, Базовый: 13-17 баллов, Инновационный: 18-20 баллов |
Таблица 2
Вопросы рефлексии | Ответы |
| Современный урок - звено продуманной системы работы учителя, где решаются задачи обучения, воспитания и развития учащихся. |
| Сотрудничество учителя и учащихся, ведущее к достижению цели урока |
| Получить рекомендации по составлению технологической карты урока |
| По технологии проектирования современного урока по математике в условиях реализации ФГОС |
| |
| Заданий практической направленности |
[1] См. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения / [сост. Е.С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2011. – 342.-С 22-27
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемно-диалогическое обучение как средство релизации требований ФГОС на уроках химии
Раскрыта технология проблемного диалога как современная образовательная технология деятельностного типа, которая позволяет реализовать требования ФГОС....
Доклад на тему: ИКТ как средства реализации требований ФГОС
Одним из важных средств формирования и развития универсальных учебных действий являются информационные коммуникационные технологии (ИКТ)....
Выступление на методическом объединении по теме «Формирование общеучебных умений при обучении математике – средство реализации требований стандарта общего образования»
Данное выступление было подготовлено мной для РМО учителей математики....
Проблемно-диалогическое обучение как средствореализации требований ФГОС на уроках химии
Выступление на педагогическом совете...
Выступление на Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы естественно-математического образования. Опыт. Проблемы. Перспективы» по теме: "Проектная и исследовательская деятельность учащихся, как средство реализации требований ФГОС
«Нужно, чтобы хорошее, качественное образование было доступно каждому ребенку». ...
Использование инновационных технологий обучения на уроках музыки как средство реализации требований ФГОС
Инновационные технологии на уроках музыки помогают формировать навыки активного восприятия музыки, обогащают музыкальный опыт детей, прививают знания, позволяют добиться успеха и доводить до опр...
«Практико – ориентированное обучение, как средство реализации требований ФГОС по формированию УУД на уроках»
Будущее ближе к нам, чем мы думаем. Оно рядом – плачет, смеется, ставит вопросы, заставляет страдать, радоваться, искать ответы. Это будущее наши дети. В условиях реформируемой России утверждают...