Проект "Профессиональное самоопределение учащихся"
проект
Врезультате реализации мероприятий проекта создаются условия для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся, самореализации выпускников школы, обеспечения преемственности в работе начальной и средней школы, повышение качества образования и воспитания школьников. В настоящее время есть положительная динамика процента участников и призеров конкурсов, олимпиад, конференций различного уровня и повышение социального престижа школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Школа профессионального самоопределения | 56.89 КБ |
Предварительный просмотр:
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Школа №97»
Проект
Школа профессионального самоопределения
Разработчик: Юдаш С.Г.
г. Нижний Новгород
2018
Цель: Создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями.
Задачи:
1.Формировать устойчивую мотивацию школьников на учебную деятельность, стимулировать познавательный интерес;
2. Развивать интеллектуальный и творческий потенциал обучающегося, с учетом индивидуальности каждого;
3. Создать и вести банк данных, включающий сведения о детях разных типов одаренности и талантливости, образовательных программах обучения одаренных детей
4.Обеспечить информационно-методическое и программное сопровождение, кадровых условий для работы с одаренными детьми.
Предполагаемые результаты:
- Создание условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся.
- Творческая самореализация выпускника школы.
- Обеспечение преемственности в работе начальной и средней школы.
- Повышение качества образования и воспитания школьников.
- Положительная динамика процента участников и призеров конкурсов, олимпиад, конференций различного уровня.
- Повышение социального престижа школы.
Формирование банка технологий и программ для ранней диагностики способных и одаренных детей.
Пояснительная записка
Проблема развития и воспитания одарённых детей имеет важнейшее государственное значение, так как одной из основных задач Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы является популяризация среди детей и молодежи научно-образовательной и творческой деятельности, выявление талантливой молодежи и создание условий для личностного развития детей и молодежи на основе действующих новых федеральных государственных образовательных стандартов. Так как от уровня подготовки будущих специалистов зависит трудовой потенциал страны, области, района в ближайшей перспективе.
Раннее выявление, обучение и воспитание одарённых детей составляет одно из перспективных направлений развития системы образования, одновременно являясь одним из ведущих факторов социализации и творческой самореализации личности. Необходимость создания целостной системы работы с талантливыми учащимися становится все более актуальной и очевидной.
При организации работы с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы речь должна идти о создании такой образовательной среды, которая обеспечивала бы возможность развития и проявления творческой активности как одаренных детей и детей с повышенной готовностью к обучению, так и детей со скрытыми формами одаренности.
Состояние проблемы, современная ситуация, тенденции развития, перспективы
В рамках реализации Приоритетного национального проекта «Образование» впервые использован новый подход к модернизации образования, основанный на принципе стимулирования роста качества образования и обновления содержания образования.
Современная школа в условиях быстроменяющегося мира должна наряду с созданием целостной системы универсальных знаний и компетентностей учащихся формировать опыт самостоятельной интеллектуальной и творческой деятельности, личной свободы и ответственности ученика.
Исходя из этого, актуальной задачей развития современного образовательного учреждения является создание условий для развития инновационного образовательного пространства, способного обеспечить высокий уровень детского саморазвития, самореализации и самоактуализации в будущей самостоятельной профессиональной деятельности.
С целью создания и совершенствования пространства для инновационного развития школы была поставлена задача разработки проекта по работе с учащимися, имеющими высокий интеллектуальный, творческий и учебно-познавательный потенциал.
Результаты работы школы по сопровождению одаренных детей можно представить следующим образом:
1.Мониторинг участия школьников во Всероссийской олимпиаде школьников
Учебный год | Количество участников (муниципальный этап) | Количество победителей и призёров (муниципальный этап) |
2015-2016 | 28 | 0 |
2016-2017 | 30 | 1 |
2017-2018 | 36 | 3 |
Школа | 2015-2016 | 2016-2017 | 2017-2018 |
Количество призеров | 0 | 1 чел. | 3 чел. |
Химия (8 класс) | Физическая культура-1ч. (9 класс) Технология-2ч. (7,8 класс) | ||
Телегина Полина | Басин Максим Масютина Татьяна Довгий Дарья |
2. Участие в городских олимпиадах в 2017-2018 уч.г.
Предметная олимпиада | Кол-во участников | Класс | Результат |
Городская олимпиада школьников по географии (на базе ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина») | 8 чел | 9-11 класс | участник |
Городская олимпиада школьников по праву (на базе Нижегородского филиала Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа Экономики») | 1 чел | 11 класс | участник |
Городская олимпиада школьников по истории (на базе Нижегородского филиала Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа Экономики») | 6 чел | 9,11 классы | участник |
Городская олимпиада школьников по литературе праву (на базе Нижегородского филиала Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа Экономики») | 10 чел | 8,9,11 | 1 призер |
Городская олимпиада школьников по математике праву (на базе Нижегородского филиала Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа Экономики») | 7 чел | 8А | участник |
3. Анализ результативности участия учащихся в конференции НОУ в 2017-2018уч.г.
Классы | Количество участников школьной конференции НОУ | Количество участников районной конференции НОУ | Количество победителей районной конференции НОУ | Количество участников городской конференции НОУ |
8-11 классы | 18 человек | 16 человек | 7 человек | 3 человека |
100% | 89% | 44% | 19% |
Традиционной формой организации внеклассной работы по предмету являются предметные недели, которые позволяют учащимся дополнительно раскрыть свой творческий потенциал.
Количество победителей олимпиад, конкурсов в школе за последние три года по-прежнему слишком малое и результативность участия невысокая. Причиной такого положения является недостаточно эффективная работа педагогического коллектива по выявлению одаренных, имеющих высокую мотивацию к обучению детей.
Статистика показывает, что участниками олимпиад практически по всем предметам являются одни и те же учащиеся, успешно осваивающие образовательные стандарты. Этот вопрос требует незамедлительной доработки: внеклассная образовательная деятельность должна стать для учащихся поприщем творческого самоопределения, самореализации, приобретения разнообразного познавательного опыта.
Программа должна предусмотреть создание равных стартовых условий для выявления, развития, социальной поддержки одаренных детей, реализации их потенциальных возможностей, обеспечения всестороннего развития и образования.
Другая проблема – педагогические и психологические трудности, обусловленные разнообразием видов одаренности, включая возрастную и скрытую одаренность, множество противоречивых теоретических подходов и методов. Решение этой проблемы может быть связано с определением единых подходов к пониманию детской одаренности.
Кроме того, выделим кадровую проблему, связанную с недостаточной личностной готовностью педагогов к работе с одаренными детьми.
Актуальность создания в школе проекта обусловлена следующими противоречиями:
1. Стремлением общества выйти на качественно новый уровень интеллектуального и информационного развития и невозможностью это сделать в силу несовершенства образовательной системы традиционной школы, в которой уделяется недостаточное внимание работе с одарёнными детьми;
2. Несоответствием между содержанием, формами и методами учебно-воспитательного процесса в традиционных условиях общеобразовательной школы, позволяющими работать со всеми детьми одинаково, и стремлением одарённых обучающихся научиться работать в научной, духовной сферах, максимально использовать свои способности, стремясь выйти за их пределы.
Разрешение вышеуказанных противоречий возможно при комплексном и системном подходе к проблеме.
Таким образом, очевидна необходимость привлечения внимания всего педагогического коллектива школы, родителей учащихся и общественности к проблеме одаренности, поиска дополнительных ресурсов и возможностей для оптимизации этого важного направления в деятельности школы.
Реализация проекта позволит систематизировать эту деятельность, а также поднять ее на более качественный уровень.
Проект разрабатывается с учетом особенностей современной системы образования, в соответствии с Программой развития школы и является основой для работы с одаренными детьми.
Проект направлен на эффективное выявление и развитие интеллектуально-творческого потенциала личности каждого ребенка, с целью осознанного выбора будущей профессии, и помощь особо одаренным детям, обучающимся в школе.
План реализации направлений проекта
на 2018-2022 годы
№ п/п | Основные направления | Сроки | Исполнители |
Научное направление | |||
1 | Разработка приемлемой для школы системы выявления одаренных детей | 2018-2019 | Зам. директора по УВР |
2 | Разработка системы взаимодействия с семьями учащихся | 2018-2019 | Директор |
Научно-методическое и образовательное направление | |||
1 | Создание системы дополнительного образования как условия для саморазвития и самореализации | 2018-2022 | Директор, Педагог-организатор |
2 | Апробация и внедрение диагностического инструментария выявления одаренных детей | 2018-2022 | Учителя-предметники. классные руководители |
3 | Апробация и внедрение программ развития и поддержки одаренности | 2018 года | Зам. директора по УВР |
4 | Создание и ведение банка данных, включающее сведения о детях разных типов одаренности и талантливости, образовательных программах обучения одаренных детей | с 2018 года | Зам. директора по УВР |
5 | Повышение профессиональной квалификации педагогических кадров | 2018-2022 | Директор |
6 | Организация общешкольного семинара «Одаренность как психолого-педагогическая проблема» | 2018-2019 | Зам. директора по УВР |
7 | Целенаправленная работа с родителями по проблемам детской одаренности, способам ее поддержки и развития | 2018-2022 | Учителя-предметники. классные руководители |
8 | Участие педагогов в научных, научно-практических конференциях разного уровня по проблемам одаренности ребенка | 2018-2022 | Зам. директора по УВР |
9 | Использование материалов российских сайтов в Интернете, посвященных проблемам одаренных детей | 2018-2022 | Педагоги школы |
10 | Оперативный сбор и оформление, распространение материалов по рубрикам: - опыт педагогической работы с одаренными детьми; - родительские заметки об особенностях воспитания и развития одаренных детей, а также о проблемах, с которыми им придется сталкиваться; - «Судьбы одаренных людей – судьбы одаренных детей» - биографические эскизы; - детские достижения (рисунки, стихи, фотографии) | 2018-2022 | Зав. библиотекой,учителя-предметники, классные руководители |
11 | Выпуск сборников детского творчества | С 2018г | Зам. директора по УВР |
12 | Деятельность методических объединений: - рассмотрение материалов педагогических исследований по данной проблеме; - организация апробации методик обучения школьников | 2018-2022 | Руководители методических объединений |
Организационное психолого-педагогическое направление | |||
1 | Индивидуальная работа со специалистами | 2018-2022 | Заместители директора по УВР |
2 | Организация и совершенствование работы научного общества учащихся, факультативов, кружков различной профессиональной направленности и в соответствии с познавательными интересами | 2018-2022 | Зам. директора по УВР, педагог-организатор |
3 | Создание среды общения, самореализации, социализации: - заключение договоров с учреждениями дополнительного образования; - организация и проведение предметных олимпиад различного уровня; - организация выставок; - организация защиты творческих проектов -организация уроков по теме «Мир профессий» | 2018-2022 | Директор, зам. директора по УВР |
Основные формы работы с одаренными детьми
Форма | Задачи | Возрастные группы | Планируемые мероприятия | Ответственные |
Групповые занятия с одаренными детьми | Учет индивидуальных возможностей учащихся. Повышение степени самостоятельности учащихся. Расширение познавательных возможностей учащихся. Формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности | 1-4, 5-11 классы | Организация факультативов | Руководитель школьного научного общества, учителя |
Уроки развития интеллекта и творческого мышления | Уроки развития решают задачи патриотического воспитания, развития техники чтения, творческого мышления, нравственного просвещения и воспитания нравственных межличностных отношений Развитие различных видов памяти и внимания | 1-4 классы | Еженедельные занятия в течение учебного года | Учителя начальных классов |
Внеурочная деятельность | Развитие потребностей в выборе темы, в участии в команде, в поиске материала, в победе | 1-4 классы | По расписанию | Учителя начальных классов |
Ученическая конференция | Развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой. Развитие навыков исследовательской деятельности. Обобщение и систематизация знаний по учебным предметам. Формирование информационной культуры учащихся. | 1 – 11 классы | Презентация научно-исследовательских работ и проектов | Зам. директора по УВР, руководитель НОУ |
Предметный марафон | Представление широкого спектра форм внеурочной деятельности. Повышение мотивации учеников к изучению образовательной области. Развитие творческих способностей учащихся. | 1-11 классы | Марафон естественно-математических наук Марафон гуманитарных наук Марафон технологии и искусств Марафон физической культуры Марафон начальной школы | Зам. директора по УВР, руководители ШМО |
Научное общество учащихся | Привлечение учащихся к исследовательской, творческой и проектной деятельности. Формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения исследований. | 1-4, 7-11 классы | Организация конференций на базе школы, участие в конференциях на муниципальном и областном уровне | Зам. директора по УВР, руководитель НОУ |
Кружки, объединения дополнительного образования | Развитие творческих способностей учащихся. Содействие в профессиональной ориентации. Самореализация учащихся во внеклассной работе. | 1-11 классы | Педагог-организатор | |
Конкурсы и фестивали | Выявление и развитие творчески одаренных детей Мотивация детей на активную жизненную позицию Создание условий для формирования активной жизненной позиции учащихся Повышение интеллектуального и творческого потенциала учащихся Стимулирование воспитателей, учащихся к реализации творческого подхода к работе и учебе | 1-11 классы | «Новогодний калейдоскоп», смотр строя и песни, праздник мам, конкурсы «Ученик года», «Спортсмен года», конкурсы и фестивали на муниципальном уровне | Зам. директора по УВР, педагог-организатор |
Предметные олимпиады | Пропаганда научных знаний и развитие у обучающихся интереса к научной деятельности. Активизация работы факультативов, кружков. Привлечение способных учащихся к участию в олимпиадах школьников. | 1-11 классы | Участие в очных и дистанционных олимпиадах федерального, регионального, областного, муниципального и школьного уровней | Зам. директора по УВР, учителя-предметники |
Организация исследовательской работы учащихся в школе
Классы | Этапы | Формы |
1 – 4 классы | Подготовительный этап:
| Формы: Урок. Неделя начальной школы. Олимпиады. Творческие конкурсы. Внеклассная работа. Кружки. Секции. |
5-7 классы | Развивающий этап:
| Формы: Урок. Внеклассная работа. Предметные недели. Школьные олимпиады. Факультативы. Научно-практические конференции. Индивидуальная работа по разработке проектов и выполнению рефератов и исследовательских работ. Кружки. Секции. |
8-11 классы | Исследовательский этап:
| Формы: Урок. Внеклассная работа. Предметные недели. Олимпиады. Научно-практические конференции. Индивидуальная работа по разработке проектов и выполнению рефератов и исследовательских работ. |
Взаимодействие с другими структурами социума для создания благоприятных условий развития одаренности
В основе деятельности по вопросу развития одаренности ребенка, лежат принципы активного созидания среды для раскрытия творческих способностей талантливых и одаренных детей, принцип комплексного, всестороннего подхода к решению стратегических проблем развития одаренности у детей.
Методическое обеспечение системы работы с одаренными
учащимися
Направление деятельности | Содержание |
Информационное обеспечение | 1. Нормативно-правовое обеспечение. 2. Программное обеспечение (Рабочие программы спецкурсов, факультативов и т.п.). 3. Наличие комплекта информационно-методических материалов (рекомендации, публикации, списки литературы по направлениям). 4. Издание материалов, оформление сайта, иллюстрированных отчетов. |
Организационно-методическое обеспечение | 1. Проведение заседаний педагогических советов и методических объединений по проблеме работы с одаренными детьми. 2. Повышение квалификации педагогов через систему школьных тематических семинаров. 3. Разработка программ и проектов развития сферы дополнительного образования в школе. 4. Изучение обобщения опыта работы педагогов. 5. Мониторинг работы системы. |
Показатели эффективности реализации проекта
- Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности.
- Повышение уровня владения детьми ключевыми компетенциями.
- Создание банка данных одаренных детей, банка методического обеспечения поддержки одаренных детей;
- Повышение профессиональной компетентности педагогов по актуальным вопросам педагогики одаренности;
- Успешная социализация детей с высоким уровнем актуализированной одаренности в социуме как основа развития их задатков, способностей, дарования для осознанного выбора профессии.
- Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья "Решение проблем психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащейся молодежи в процессе экспериментальной деятельности"
Борисова Л.А. ,Московский педагогический государственный университет,Волошко И.Г. ,директор ГОУ СОШ с углубленным изучением английского языка № 1234Чарнецкий С.Н.,ГОУ СОШ с углубленным изу...
Программа курса занятий в целях создания условий для профессионального самоопределения учащихся 8 классов «Энциклопедия профессий»
Выбор профессии – это вопрос серьезный и ответственный, который рано или поздно приходится решать каждому учащемуся общеобразовательной школы. От того, насколько верно он определит свои возможно...
Профессиональное самоопределение учащихся пенитенциарной школы в условиях реального рынка труда
Анализ перспектив современного рынка труда показывает, что сегодняшние выпускники школы начинают свой профессиональный путь, при таких чертах личности, как, например, готовность учиться, постоянно пол...
Общешкольная программа "Профессиональное самоопределение учащихся"
Планирование работы школы...
Применение игровых технологий на уроках английского языка с целью повышения учебной мотивации, самореализации и самоопределения учащихся на начальном этапе обучения.
Знание иностранного языка в настоящее время стало очень актуальным. Особенно эффективно изучение иностранного языка на начальном этапе обучения. Дети младшего школьного возраста проявляют большой инте...
Позиционное самоопределение учащихся на уроках русского языка (Проектирование уроков по развитию речи в 7 классе на примере анализа текстов газетной публицистики).
Проект- это особая философия образования, философия цели и деятельности, далекая от формирования чисто теоретической образованности. Она принята школой, потому что позволяет органично соединять несоед...
Позиционное самоопределение учащихся на уроках русского языка 7 классе. Проектирование уроков по развитию речи на примере анализа текстов газетной публицистики.Презентация.
Презентация составлена на основе моей научной работы по соответствующей теме....