Применение игровых технологий на уроках английского языка с целью повышения учебной мотивации, самореализации и самоопределения учащихся на начальном этапе обучения.
материал по теме

Леонова Юлия Петровна

Знание иностранного языка в настоящее время стало очень актуальным. Особенно эффективно изучение иностранного языка на начальном этапе обучения. Дети младшего школьного возраста проявляют большой интерес к людям иной культуры, детские впечатления сохраняются на долгое время. В целом развивается их внутренняя мотивация к изучению иностранного языка, что способствует не только языковому развитию ребёнка, но его общему развитию, самореализации и самоопределению.
Педагогическая практика учителя иностранного языка  показывает, что средства обучения средней и старшей ступеней обучения не приемлемы для младших школьников. Немаловажное значение для педагога при этом является вопрос о способности ребенка к овладению иноязычной речью, и они могут быть решены через технологию игровых форм.
    Игра является способом создания положительной мотивации и общении на иностранном языке. У детей развивается устойчивый познавательный интерес через разнообразные игровые формы обучения. Игровые занятия требуют напряжения эмоциональных и внутренних сил. Но для детей игра прежде всего –увлекательное занятие. Результативность игровых занятий зависит от систематических и целенаправленных заданий и упражнений.
      Следует также отметить, что при сохранении достаточно высокой мотивации к изучению иностранного языка возникает снижение познавательного интереса к изучению иностранного языка. Данное явление происходит в связи с тем, что учащиеся сталкиваются с некоторыми трудностями, которые кажутся им непреодолимыми. Игровая же деятельность, являясь одним из методов, стимулирующих учебно-познавательную деятельность, позволяет использовать все уровни усвоения знаний. Следовательно, не случаен интерес к использованию на уроках иностранного языка игровых технологий.
Опыт актуален и перспективен, так как проблема интереса к изучению английского языка в школе связывается мной с нестандартностью подхода к содержанию и организации изучения предмета, ведущей активизации мыслительной деятельности учащихся, к обостренному восприятию науки, самореализации учащихся. Считаю, что игровые моменты помогают возбуждению эмоций у учеников– удивление перед необычным, нередко радостного чувства в процессе деятельности, удовольствия от  получения результата.
        Ведущая педагогическая идея моего опыта – развитие речевых способностей учащихся будет наиболее оптимальным в ситуации применения учителем на уроках английского языка  игровых технологий.
Этой идеей обусловлено:
•    создание  благоприятных морально-психологических условий обучения каждого;
•    обеспечение более высокого уровня знаний учащихся, сознательной мотивации учения, интереса к предмету, положительного эмоционального отношения к уроку;
•    усвоение материала на основе многократной, последовательной его проработки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon leonova_yu.p._opyt.doc227.5 КБ

Предварительный просмотр:

Леонова Юлия Петровна

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №16»

Применение игровых технологий на уроках английского  языка с целью повышения учебной мотивации, самореализации и самоопределения учащихся на начальном этапе обучения.

Автор опыта: Леонова Юлия

 Петровна, учитель

английского языка

муниципального

 общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная

 школа №16» г. Губкина

г. Губкин, 2010 год

Содержание

1.

Информация об опыте

3

2.

Технология опыта

5

3.

Результативность опыта

12

4.

Библиографический список

17

5.

Рецензия на описание опыта

18

6.

Приложение к опыту

20

                                                 Информация об опыте.

Мой педагогический стаж –3 года.  Главная цель обучения в нашей школе – создание условий для формирования самореализации и самоопределения учащихся  посредством сетевого взаимодействия. Это определило выбор темы моего педагогического опыта: «Внедрение игровых технологий на уроках английского  языка с целью повышения учебной мотивации, самореализации и самоопределения учащихся на начальном этапе обучения».  

Условия возникновения, становления опыта.

Учитель работает в средней школе № 16 с 2008 года. Преподает английский язык в общеобразовательных классах.

Над указанной темой начала работать в 2008 учебном году, так как учащиеся классов, в которых я преподавала, имели невысокую познавательную активность, вследствие чего и потребность в изучении  английского языка проявлялась слабо.   В связи с этим необходимо было найти такие формы работы, которые позволили бы повысить ту ценную мотивацию учащихся, в которой главное место занимают познавательные мотивы  и стремление к познанию, как сложных  теоретических вопросов, так и к творческому использованию их как инструмента познания. Для достижения этой цели необходимым условием является использование игровых технологий в процессе обучения. Применение игровых технологий на уроках английского языка преследует комплексную реализацию познавательной, практической, образовательной, воспитательной и развивающей целей, является средством самореализации и самоопределения учащихся.

Работа с применением игровых технологий осуществляется с учетом принципа дифференциации  и интеграции обучения языку разным видам речевой деятельности и разным аспектам языка.

Актуальность опыта.

Знание иностранного языка в настоящее время стало очень актуальным. Особенно эффективно изучение иностранного языка на начальном этапе обучения. Дети младшего школьного возраста проявляют большой интерес к людям иной культуры, детские впечатления сохраняются на долгое время. В целом развивается их внутренняя мотивация к изучению иностранного языка, что способствует не только языковому развитию ребёнка, но его общему развитию, самореализации и самоопределению.

Педагогическая практика учителя иностранного языка  показывает, что средства обучения средней и старшей ступеней обучения не приемлемы для младших школьников. Немаловажное значение для педагога при этом является вопрос о способности ребенка к овладению иноязычной речью, и они могут быть решены через технологию игровых форм.

    Игра является способом создания положительной мотивации и общении на иностранном языке. У детей развивается устойчивый познавательный интерес через разнообразные игровые формы обучения. Игровые занятия требуют напряжения эмоциональных и внутренних сил. Но для детей игра прежде всего –увлекательное занятие. Результативность игровых занятий зависит от систематических и целенаправленных заданий и упражнений.

          Следует также отметить, что при сохранении достаточно высокой мотивации к изучению иностранного языка возникает снижение познавательного интереса к изучению иностранного языка. Данное явление происходит в связи с тем, что учащиеся сталкиваются с некоторыми трудностями, которые кажутся им непреодолимыми. Игровая же деятельность, являясь одним из методов, стимулирующих учебно-познавательную деятельность, позволяет использовать все уровни усвоения знаний. Следовательно, не случаен интерес к использованию на уроках иностранного языка игровых технологий.

Опыт актуален и перспективен, так как проблема интереса к изучению английского языка в школе связывается мной с нестандартностью подхода к содержанию и организации изучения предмета, ведущей активизации мыслительной деятельности учащихся, к обостренному восприятию науки, самореализации учащихся. Считаю, что игровые моменты помогают возбуждению эмоций у учеников– удивление перед необычным, нередко радостного чувства в процессе деятельности, удовольствия от  получения результата.

Ведущая педагогическая идея моего опыта – развитие речевых способностей учащихся будет наиболее оптимальным в ситуации применения учителем на уроках английского языка  игровых технологий.

 Этой идеей обусловлено:

создание  благоприятных морально-психологических условий обучения каждого;

обеспечение более высокого уровня знаний учащихся, сознательной мотивации учения, интереса к предмету, положительного эмоционального отношения к уроку;

усвоение материала на основе многократной, последовательной его проработки.

Длительность работы над опытом.

К разработке вышеуказанной темы я  приступила в 2008-2009 учебном году. Применение  игровых технологий, вовлечение учащихся во внеклассную работу дало результаты в 2010-2011 уч. г., когда качество знаний повысилось, возрос интерес к предмету, что проявилось в увеличении количества детей, участвующих в школьных внеклассных мероприятиях, творческих конкурсах и количества призовых мест в них.

Диапазон опыта.

       Развитие творческого мышления  в процессе  внедрения игровых ситуаций, осуществлялось мной в системе уроков английского  языка, а также во внеурочной работе по предмету (при проведении факультативных занятий, в индивидуальной работе с учащимися).

Теоретическая интерпретация опыта.

Сущность опыта заключается в воспитании ученика как успешного иноязычного речевого партнера, обладающего коммуникативной компетенцией, через использование игровых технологий и личностно-ориентированный подход к обучению.

Новизна опыта проявляется в отказе от традиционных установок в преподавании английского языка, в стимулировании деятельности самого ученика, его самостоятельности, развитии критического и творческого мышления, внутренней мотивации, использование компьютера.

Трудоемкость опыта  заключается  в умении находить такие формы игровых ситуаций, которые делали бы их (игровые ситуации) легко усвояемыми, интересными, понятными, близкими ученикам, при этом не являлись бы просто «потешающими» или «не идущими к делу прикрасами».  

Доступность опыта проявляется в том, что он может быть использован  как опытными учителями английского языка, так и молодыми педагогами  общеобразовательных школ.

Теоретическая база.

В основе моей технологии обучения - личный опыт, идеи учителей-новаторов, идеи классической и современной педагогики, психологии, поэтому опыт моей работы можно определить как репродуктивно - рационализаторский. В своем опыте я опираюсь на:

1)  личностно-ориентированный подход в обучении (И.С.Якиманская);

2) культурно-историческая теория психического развития (Л.С.Выготского);

3) сознательно-коммуникативный метод (Я.М. Колкера);

4) коммуникативный системно-деятельностный подход к обучению иностранным языкам (Маслыко Е.А., Бабинская П.К., Будько А.Ф., Петрова С.И.);

5) игровые технологии в обучении (С.А.Шмаков); технологии коммуникативного обучения (Г.Лозанов);

6) технологии обучения иноязычной культуре (Е.И.Пассов).

II. Технология опыта

Мир развивается по пути интернационализации. Знание иностранных языков сегодня не только культурная, но и экономическая потребность. Перемены, происходящие в нашем обществе: расширение контактов, более широкий выход на внешнеэкономическую арену повлекли за собой повышение практического интереса к иностранным языкам, в особенности к английскому языку. Он стал средством мирового общения и используется практически во всех сферах человеческой деятельности. Огромное количество информации во многих областях науки появляется именно на английском языке, при этом далеко не все способны при необходимости изучить и проработать эту информацию, поэтому в настоящее время знание иностранных языков это не только признак культурного развития человека, но и условие его успешной деятельности в самых разных сферах жизни.

Аристотель говорил: «Благо везде и повсюду зависит от соблюдения двух условий: 1) постановки конечной цели деятельности; 2) поиска соответствующих средств, ведущих к конечной цели».

Целью своей педагогической деятельности я вижу воспитание ученика как успешного иноязычного речевого партнера, обладающего коммуникативной компетенцией, через использование игровых технологий и личностно-ориентированный подход к обучению.

Далее я определила для себя первоочередные задачи:

1.  Определить оптимальные методы и приемы развития коммуникативных способностей учащихся на уроках английского языка.

2.   Описать игровые технологии в обучении иноязычной культуре;

3. Доказать целесообразность и возможности применяемых игровых технологий в развитии речевых способностей учащихся на уроках английского языка.

Основная и очень ответственная задача школы – раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Реализовать эту задачу помогает технология личностно-ориентированного обучения, автором которой является И.С. Якиманская. Мне близки ее взгляды, что урок должен быть направлен на создание условий самореализации, самостоятельности каждого ученика; на раскрытие и максимальное использование субъектного опыта ребенка; на стимулирование учеников к использованию разнообразных способов выполнения заданий, без боязни ошибиться; на применение активных форм общения (не только монолога, но и диалога, полилога).

Изучив технологию коммуникативного обучения иноязычной культуре Е.И. Пассова, профессора Липецкого педагогического института, я пришла к выводу, что разделяю его позиции.

По мнению Е.И. Пассова, процесс обучения школьников дисциплинам языкового цикла должен быть выстроен в виде системы личностно-развивающих учебных ситуаций, предполагающих: организацию диалогических бесед о роли иноязычных знаний в современном изменяющемся мире; использование дидактических инсценировок, имитационных и ролевых игр, с целью актуализации потребности использовать иностранный язык как средство общения.

В его работах раскрываются принципы построения содержания урока иностранного языка. Автор выделяет семь принципов: речевая направленность, ситуативность, функциональность, новизна, личностная ориентация, коллективное взаимодействие, моделирование. Для меня особую значимость имеют принципы ситуативности и функциональности, поскольку Е.И. Пассов пишет, что ситуация - это система взаимоотношений собеседников, система взаимоотношений, складывающихся в ходе беседы, т.е. общения. Такие ситуации можно представить и реализовать через игровую деятельность (ролевые игры и их модификации).

Я согласна с автором, что игровая деятельность является стержнем для развития речевых способностей учащихся.

Развитие идей Е.И.Пассова получило в работах одного из разработчиков игровой технологии С. А. Шмакова. Им дано определение игры, её черты, функции, структура игры как деятельности и как процесса, области применения и различные способы классификации игр.         

Велика роль игровых технологий в процессе формирования и развития речевых умений и навыков. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям:

дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи,

учебная деятельность подчиняется правилам игры;

учебный материал используется в качестве ее средства;

в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

 успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Чтобы добиться динамики развития речевых способностей учащихся, я в полной мере использую модернизированные игры из своего детского опыта, методические разработки других учителей иностранного языка, появляющиеся в периодических изданиях, а также те игры, которые я придумываю сама в соответствии с изучаемой темой.

Тщательное изучение технологии обучения иноязычной культуре Е.И. Пассова, игровой технологии С.А. Шмакова, знание возрастных психологических способностей школьников (Л.С. Выготский), программы по английскому языку для общеобразовательной школы (Н.Д. Гальскова, Е.Я. Григорьева и другие), знакомство с методом интенсивного обучения иностранным языкам (Г.А. Китайгородская), со статьями по формированию коммуникативной компетенции у учащихся (И. Л. Бим, Р.П. Мильруд) позволило мне разработать систему игр на различных этапах обучения английскому языку.

Именно игра, по моему мнению, позволяет обыгрывать  на  иностранном  языке  самые  разные  ситуации, использовать разнообразную лексику, позволяет учащимся отрабатывать речевые навыки и умения в разных условиях; ставит  учащихся в положение, когда  им  необходимо  использовать и развивать речевые навыки и умения;  является подготовкой к     использованию иностранного языка в многочисленных ситуациях реальной жизни; способствует созданию    благоприятной  психологической    атмосферы общения; помогает сделать урок более интересным и увлекательным; развивает    умственную     и     волевую     активность,     требует    большой концентрации внимания, тренирует память, развивает речь.

В психолого-педагогической науке и практике разработаны требования к организации игр на уроках иностранного языка, которые являются основополагающими в моей деятельности:

игра не должна быть образцом для механического подражания, это образец творчества;

учитель представляет оригинальный образец иностранной речи, который должен побуждать детей быть оригинальными, самостоятельными;

в игре не пользуются системой оценок, ошибка в речевом действии должна приводить к проигрышу в игре;

формулировка игровой ситуации, правила игры, рассказ о том, что получается в результате, должны даваться на родном языке;

игра должна вызвать эмоциональный интерес, желание как можно скорее включиться в нее.

Игра на уроке – это увлекательное занятие. Атмосфера радости и увлеченности, ощущение посильности заданий способствуют развитию речи детей, помогают преодолеть стеснительность, которая мешает употреблять иноязычные слова в речи.

На уроке я использую разные типы игр:

игры с правилами,

творческие игры,

дидактические игры,

сюжетно-ролевые игры.

Игры с правилами и творческие игры. Между играми с правилами и творческими много общего: наличие условной игровой цели, необходимость в активной самостоятельной деятельности, работа воображения. Многие игры с правилами имеют сюжет, в них разыгрываются роли.  Правила есть и в творческих играх – без этого не может успешно проходить игра, но эти правила я даю детям возможность установить самим, в зависимости от сюжета. Отличие между играми с правилами и творческими заключается в следующем: в творческой игре активность детей направлена на выполнение замысла, развитии сюжета; в играх с правилами главное – решение задачи, выполнение правил.

        Примером игры с правилами является игра «Сделай наоборот»,  которая способствует развитию внимания, памяти. В игре принимает участие любое количество игроков. Все встают в круг. Ведущий - в центре. Какие бы команды он не давал, делать нужно наоборот. Например, он говорит: "Stand up!", а нужно сесть, говорит: "Be fat", а нужно показать, что ты худенький и т.д. Те, кто ошибается, выбывает из игры или получает штрафную фишку (карточку). Выигрывает самый внимательный.

Примером творческой игры является игра «Кляксы»  помогает развитию воображения. Учитель (или один из учеников) показываю картинки, на которых изображены бесформенные кляксы. Дети пытаются увидеть, на что они похожи. I think, it is a crocodile. I think, it is a train.

Дидактические игры. Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, которые я предлагаю им в занимательной игровой форме, сами находят решение, преодолевая определенные трудности. Ребёнок воспринимает предложенную ему задачу, как практическую игровую. Это повышает его умственную активность.

                Игра «Волшебный поезд» способствует развитию логического мышления. На доске я выкладываю поезд с вагончиками. В вагончиках живут пассажиры-картинки, логически связанные между собой, кроме одного.

        Учащиеся должны найти закономерность и выявить «лишний» вагончик.

Cats,   dogs, pigs,   cows are domestic animals.

Elephants are wild animals.

Ролевые игры. Широкие возможности для активизации учебного процесса дает использование на уроке ролевых игр. Ролевая игра - методический прием, относящийся к группе активных способов обучения практическому владению иностранным языком.

Ролевая игра представляет собой условное воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения. Эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к предмету.

Примеры ролевых игр, которые применяются мною на уроках в начальной школе:

        «Магазин»: один учащийся играет роль продавца, а другой – покупателя. Они разыгрывают между собой диалог: вежливая просьба – вежливый ответ на неё. Я использую данную игру при изучении темы «Продукты», «Одежда".

        Я также использую ролевые игры по сюжетам сказок «Репка», «Теремок» и т.д.

“The turnip”(Репка)

        В игре можно закрепить речевые образцы и лексические единицы по теме «Семья», «Модальный глагол can» и т.д.

        Условие игры: нужно рассказать от лица того персонажа, которого играешь. Например:

Бабушка: Im a grandmother. Im old. I can not dance and run.

Репка: Im a turnip. Im very big. Im yellow and green. I can not jump.

        Герои сказки представились, рассказали о себе. Игра началась.

Grandfather: Oh, what a big turnip we have in our garden. I want to pull it out. 1,2,3… lt is too big for me. Granny, come here. Help me, please.

Grandmother: All right, Grandfather. и т.д.

Для показа сказок я приношу на урок бумажные маски или пальчиковые куклы. Дети с огромным энтузиазмом вызываются участвовать в данных ролевых играх, не стесняются и не боятся спрашивать меня, как сказать ту или иную фразу, если они забыли или не знают слов.

Мой личный опыт преподавателя свидетельствует: необходимо соблюдать ряд условий, при которых игры будут способствовать активизации коммуникативной деятельности учащихся начальной школы на уроках английского языка:

игры необходимо использовать в системе;

игры должны постепенно изменяться и усложняться;

игра должна соответствовать психологической готовности учащихся к игре, общению, совместной деятельности;

форму и содержание игры необходимо выбирать, исходя из количества детей,  участвующих в ней, из характера языкового материала и цели самой игры;

в игры необходимо включать языковой материал из других тем с целью повторения;

необходимо подумать адекватную форму исправления ошибок;

для выбора игры необходимо учитывать её влияние на развитие психических, познавательных процессов, эмоций и воли, на формирование социокультурной компетенции и картины окружающего мира.

формирование социокультурной компетенции и картины окружающего мира.

            Игры положительно влияют на формирование познавательных интересов школьников, способствуют осознанному освоению иностранного языка. Они содействуют развитию таких качеств, как самостоятельность, инициативность; воспитанию чувства коллективизма. Учащиеся активно, увлеченно работают, помогают друг другу, внимательно слушают своих товарищей,  я лишь управляю учебной деятельностью.

Игра – это деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений. Эта особенность игры несет в себе больше возможности для управления коммуникативной деятельностью школьников. Поэтому я включаю в урок игры, развивающие эмоционально-эстетические переживания (например, соревнования, «аукционы» и т.д.). Влияя на эмоционально-чувственную сферу, такие игры способствуют развитию мотивации для коммуникативной активности.

        Как показывает практика, коммуникативная деятельность невозможна без умения строить общение. Для того чтобы научить ребенка общаться, я использую в работе игры, формирующие социокультурную компетенцию. Эти игры моделируют ситуации общения по тому или иному поводу, имитируют социальные отношения (например, ролевые игры, драматизации). Игры с помощью масок и пальчиковых кукол также могут способствовать формированию социокультурной компетенции. На уроках детям очень нравится игра-общение с куклой или с другим персонажем. Общение может проходить на любую тему, которую мы с детьми изучили или изучаем, и, проводя урок, я стараюсь организовать деятельность детей таким образом, чтобы они не только отвечали на вопросы куклы, но и сами задавали вопросы игрушечному персонажу.

При организации игры я разрабатываю  такие правила, которые отвечают учебной задаче и в то же время создают у ребенка иллюзию свободы. Обязательно учитываю степень активности и участия каждого ребенка в ходе игры. Постоянно меняются ведущие игры, роли, выполняемые детьми, а, следовательно, повышается интерес ребенка к игре, желание проявить себя.

Естественно, с игры не снимается ее дидактическая функция. В ходе контроля и оценки результативности учебной деятельности школьников в процессе игры осторожно использую различные формы поощрения. Нельзя скупиться на похвалу и доброе отношение к детям, но оценка должна быть дифференцированной и не должна превратиться в самоцель. Даже самая маленькая победа обязательно мной замечается и оценивается.

Необходимо помнить об условиях, стимулирующих творчество учащихся:

высокий эмоциональный уровень игры;

доверительное общение;

усложнение заданий;

введение новых приемов, правил;

поощрение импровизации.

Использование разных видов игр не только способствует росту мотивации изучения английского языка, повышает уровень знаний, но и является фактором, определяющим высокий рейтинг этого предмета у учащихся.

При проведении игр на уроках английского языка я, как учитель, являюсь организующей фигурой. Я, прежде всего, определяю вид игры и её место в учебном процессе: форму, время, необходимое для её проведения. Я должна вовлечь в игру как можно больше детей, а затем выйти из неё, продолжая наблюдать за её ходом, давая при этом рекомендации и подсказки, если в процессе игры у детей возникают затруднения.

Мой личный опыт преподавателя свидетельствует: необходимо соблюдать ряд условий, при которых игры будут способствовать активизации речевой деятельности учащихся на уроках английского языка:

игры необходимо использовать в системе;

игры должны постепенно изменяться и усложняться;

игра должна соответствовать психологической готовности учащихся к игре, общению, совместной деятельности;

форму и содержание игры необходимо выбирать, исходя из количества детей,  участвующих в ней, из характера языкового материала и цели самой игры;

в игры необходимо включать языковой материал из других тем с целью повторения;

необходимо подумать адекватную форму исправления ошибок;

для выбора игры необходимо учитывать её влияние на развитие психических, познавательных процессов, эмоций и воли, на формирование социокультурной компетенции и картины окружающего мира.

Необходимо заметить, что игры на уроках английского языка должны использоваться не эпизодически, а регулярно. Только в этих условиях у школьников формируется активная речевая деятельность, что приводит к качественно новому уровню овладения иностранным языком.

Подводя итог, я хочу отметить, что применяемые мною методические приемы с использованием игровых технологий в обучении, регулярное применение личностно-ориентированного подхода (в виде обязательного поощрения учащихся, индивидуального подхода  к каждому ученику, создания благоприятной эмоциональной атмосферы и т.д.) позволяют мне постепенно решать обозначенную педагогическую  задачу о развитии речевых способностей учащихся на уроках английского языка.

В завершение хочется сказать, что формула успеха обучения иностранному языку проста:

А лучшим девизом для меня и учеников является:




«Учителю легко, ученику интересно, вместе эффективно».




III. Результативность опыта

Рассказывая о результатах работы, необходимо остановиться на использовании мною приема обратной связи в завершении каждого урока. В основу, которого положена техника самооценки эмоционального состояния детей в сочетании с их оценкой урока: ребята поднимают карточки с изображением солнышка разных цветов, показывая, насколько им было комфортно на уроке.

красное солнышко – «очень понравился»

оранжевое солнышко – «понравился»

желтое солнышко – «Я спокоен»

зеленое солнышко – «не понравился»

синее солнышко – «совсем не понравился»

Для того чтобы отследить формирование учебной мотивации, мною было проведено пилотажное исследование. В начале новой темы я провела урок, практически не содержащий никаких игр (кроме той, что использовалась при фонетической зарядке в начале урока), и в конце урока посмотрела реакцию детей на урок по результатам «обратной связи». По окончании изучения данной темы мною был проведен урок в форме игры-состязания, когда в течение всего занятия принимали участие в разных играх и конкурсах, призванных обобщить и закрепить полученные по теме знания. В конце урока я также внимательно отследила результаты «обратной связи». В процентном соотношении результаты были следующие (Диаграммы 1-2):

№1

№2

   

Диаграммы уроков обобщения и закрепления знаний показывают, что детям очень нравится играть на уроках.

Мониторинг знаний в общеобразовательных классах

Учебный год

Класс

Качество  знаний

2008-2009

3 «в»

65 %

2009-2010

4 «в»

73 %

2010-2011

5 «в»

85 %

Улучшение показателей в работе дает основание считать намеченные пути верными, а используемые методические приемы и технологии заслуживающими внимания. Результат работы не является конечным. У учащихся впереди ещё достаточный период обучения в школе, в течение которого, я считаю необходимым, продолжить развитие их речевых навыков в соответствии с усложняющимися темами и ситуациями общения.

        Анализируя проделанную работу и имеющийся педагогический опыт можно сделать следующие выводы:

Занятия по английскому языку способствовали развитию речевых способностей учащихся. В этом смысле сделаны первые шаги  по воспитанию ученика как иноязычного речевого партнера, обладающего коммуникативной компетенцией, через использование игровых технологий и личностно-ориентированный подход к обучению.

Результатом проведенной работы являются несколько методических рекомендаций к курсу английского языка:

в целях совершенствования преподавания иностранного языка считаю необходимым вести дальнейшую разработку новых методических приемов в уже известных игровых технологиях.

систематически, а не эпизодично применять на уроках игры, способствующие развитию речевых навыков учащихся;

Мною предложен механизм развития речевых способностей через использование игровых технологий  в рамках личностно-ориентированного подхода к обучению (рис.1)

Таким образом, можно утверждать, постоянное использование игровых элементов на уроках английского языка, позволит сэкономить множество времени и усилий учителя и учеников, и поднять уровень обучения иностранному языку в школе вообще. Не случайно игры в современной методике выходят на одну из главенствующих ролей, эта тема активно разрабатывается и таит в себе ещё много подходов и сюрпризов для будущих педагогов.

Рисунок 1

Механизм развития речевых способностей через использование игровых технологий  в рамках личностно-ориентированного подхода к обучению.

Участие в профессиональных и творческих педагогических конкурсах

Название конкурса

Уровень

Результативность

Конкурс методических разработок авторских игр

муниципальный

лауреат

ДИДАКТИЧЕСКАЯ  КНИГА «In the world of animals»

(игра для детей 7-8 лет)

                                       

Леонова Ю.П,

Учитель английского языка

МОУ «СОШ» №16

Цель: 

расширение словарного запаса;

классификация  животных по месту жительства

совершенствование грамматического строя речи (употребление конструкций: It is…., This is…, The….lives in the (on the)…, I have got…);

введение и активизация лексики по теме «Животные»

развитие диалогических навыков

Ход игры.

1) этап

Играют, все ребята одновременно. Они стоят, построившись в линеечку. В руках у каждого карточка с изображением животных. Учитель поочередно называет животных. Учащийся, у которого в руках карточка с названным животным, делает шаг вперёд, подняв её над головой и повторяя за учителем название животного. Учащийся, допустивший ошибку, выбывает из игры.

2) этап

. Каждому ребенку раздаются карточки с изображением животного. Задача  каждого - подготовить цирковое представление. На подготовку дается 2-3 минуты. Затем  учащиеся  поочередно выходят на «арену». Показывают карточку, при этом, называя животного «I have got a cat” и показывают, что их животное умеет делать “A cat can  run”

3 этап

Используя дидактическую книгу, учитель просит ребят, вернуть животных в свои домики. Каждый учащийся берет свою карточку с изображением животного и  помещает её на ту страницу, где может обитать это животное, при этом, не забывая назвать животное и сказать, где оно  живет.

Например:

I have got a cow

The cow lives on the farm.

4 этап.

Конкурс- Who is the most attentive?  (Кто самый внимательный). Учитель, незаметно для учеников, вставляет карточки с животными на неправильные места обитания (например, корову в лес, тигра на ферму и т.д.), и предлагает ребятам стать самым внимательным, поставив все карточки на правильные места, при этом не забыв сказать, где они живут. Самый внимательный участник побеждает в этом конкурсе.

Список победителей олимпиад, конкурсов, соревнований, интеллектуальных марафонов

Ф.И. учащегося

Название олимпиад, конкурсов.

Результативность

Уровень

1. Почекаев Александр

Международная олимпиада по основам наук

1 место

всероссийский

2. Сухомлинова Анна

Международная олимпиада по основам наук

1 место

всероссийский

3. Селиверстова Марина

Международная олимпиада по основам наук

2 место

всероссийский

4. Беденко Максим

Международная олимпиада по основам наук

2 место

всероссийский

5. Шлапак Олеся

Международная олимпиада по основам наук

3 место

всероссийский

6. Ризванова Диана

Международная олимпиада по основам наук

3 место

всероссийский

7. Бердникова Виктория

Школьная олимпиада по английскому языку

3 место

всероссийский

6. Логинова Ангелина

Конкурс «Моя лучшая мама» на иностранном языке

призёр

3 место

муниципальный

7. Ищенко Никита

Конкурс «Моя лучшая мама» на иностранном языке

призёр

2 место

муниципальный

8. Смехнева Арина

Конкурс «Моя лучшая мама» на иностранном языке

лауреат

муниципальный

Библиографический список

1.        Букичева О. Дидактические игры и дети.// Учитель. - №1. – 2006. – с. 62-64.

2.   Епанчинцева Н.Д., Моисеенко О.А.  Примерная «сквозная» программа раннего обучения английскому языку детей в детском саду и 1-м классе начальной школы. Белгород 2008

3.       Зимняя И.А. Психология обучения иностранному языку в школе. – М., 1991.

4.       Ильина О.В. Интегрированный подход в формировании и развитии коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка. – Смоленск, 2005.

5.      Каргопольцева О.И. Игра на уроках английского языка как средство развития коммуникативных способностей учащихся. – Боровичи, 2006.

6.       Колесникова О.А. Ролевые игры в обучении иностранным языкам.// Иностранные языки в школе. - №4. – 1989.

7 .       Конышева А.В. Современные методы обучения иностранному языку. – Минск, 2003.

8.        Лапухина Ю.В. Стимулирование и развитие творчества детей на уроках английского языка. – Новгород, 2001.

9.        Матковская И. Ситуация успеха: формирование творческой активности учащихся на уроках иностранного языка посредством конкурсных мероприятий.// Учитель.-№2. - 2006. – с.68-71.

10.      Мильруд Р.П. Организация ролевой игры на уроке.// Иностранные языки в школе. - №3. – 1987.

11.       Назарова Т. Активизация коммуникативной деятельности младших школьников на уроках английского языка.// Учитель. - №6. – 2002. – с. 77-79.

12.       Назарова Т. Формирование эмоционального мира младшего школьника средствами игры на уроках английского языка.// Учитель. - №3. – 2002. – с. 71-72.

13.       Негневицкая Е.И., Шахнарович А.М. Язык и дети. – М., 1981.

14.       Олейник Т.Н. Ролевая игра в обучении диалогической речи шестиклассников.// Иностранные языки в школе. - №1. – 1999.

15.       Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному языку. – М.: Просвещение, 1991

16.        Перкас С.В. Ролевые игры на уроках английского языка.// Иностранные языки в школе. - №4. – 1999.

17.        Салынская Т. Формула успеха.// Учитель. - №4. – 2006. – с. 58-59.

18.        Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка. – М., 1981.

19.        Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры. – М., 1994

20.        Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1978.

21         Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного обучения, Библиотека журнала «Директор школы», Выпуск №7, 2000

Приложение

        

Приложение № 1 – Творческий отчет «Внедрение игровых технологий на уроках английского  языка с целью повышения учебной мотивации, самореализации и самоопределения учащихся на начальном этапе обучения»

     Приложение № 2 – Разработки уроков. 

      Приложение № 3-  Разработки игр, для учащихся 1 классов, вошедших в учебно-методическое пособие « Английский в 1 классе»

elephant

cat

dog

pig

cow

новейшие технологии

индивидуальный подход

творчество учителя

увлекательное обучение

+

+

=

Игровые технологии

Речевые способности     учащихся

Игровое действие

Образы воображения

  Личностно-ориентированный подход

Удовлетворение от побочных результатов

Самооценка удовлетворенности

Развитие

речевых

способностей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Внедрение игровых технологий на уроках английского языка с целью повышения учебной мотивации, самореализации и самоопределения учащихся»

Игровая деятельность стимулирует учебно-познавательную деятельность учащихся. При создании благоприятных морально-психологических условий; при усвоении материала на основе многократной проработки ...

Применение информационных технологий на уроках математики с целью повышения качества обучения

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ        Информационные технологии относятся к классу технологий по...

Применение Сингапурских технологий на уроках математики в целях повышения качества образования

Современный мир меняется и новые приоритеты образования подталкивают учителей к поиску и внедрению таких методик, которые повышают качество образования. Сингапурские технологии - одни из таких.Эта мет...

Статья "Применение игровых технологии на уроках химии с целью повышения повешения качества знаний"

Применение игровых технологии на уроках химии с целью повышения повешения качества знаний....