Конспект урока и слайдовая презентация по курсу ОДНКНР по теме "Духовно-нравственные ценности российского народа"
план-конспект урока (5 класс)

Материал урока разработан в соответствии в новой Федеральной программой основного общего образования по учебному курсу "Основы духовно-нравственной культуры народов России".

Тематический блок 4. "Культурное единство России"

Тема 23. Духовно-нравственные ценности россиского народа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основы духовно-нравственной культуры народов России

Разработка урока по теме:

«Духовно-нравственные ценности российского народа»

Урок 23

                                                                         Выполнила: учитель                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

                                                       истории и обществознания                                                                                                  

                                                                ГБОУ «Школа 2120» г. Москвы                                                                      

                                                                  Переберина Наталья Викторовна

Москва 2023

Урок 23

Тема: Духовно-нравственные ценности российского народа

Цель: развитие представлений о значении духовно-нравственных ценностей, формирование патриотизма как формы гражданского самосознания, воспитание уважительного и бережного отношения к историческому и культурному наследию народов Российской Федерации.

Планируемые результаты                                                                                                                                        Предметные: умение объяснять суть и значение понятий «патриотизм», «патриот», «богатырь», «былина», служение Отечеству и ответственность за его судьбу, единство народов России.                                                                                                                             Метапредметные:                                                                                                  *познавательные  – овладение навыками работы с информацией;                        *коммуникативные   – сотрудничество с педагогом и сверстниками; *регулятивные   – осуществление контроля своей деятельности в процессе достижения результата.                                                                                        Личностные: осознание российской гражданской идентичности, уважение к культурному наследию народов России.

Ресурсы: презентационное сопровождение урока (среда POWER POINT), учебник, пословицы и поговорки народов России о Родине.

ТСО: интерактивная доска, проектор, компьютер.

Ход урока:

1. Организационный момент (1-2 мин.)

      Здравствуйте, ребята! Сегодня наш разговор пойдёт о любви к Родине. Уже наши предки, которые жили в эпоху постоянных войн, выработали житейские представления о патриотизме. (слайд 1)

2. Актуализация знаний (4-5мин.)

      У всех народов России есть множество пословиц и поговорок о любви к Родине. В них наши далёкие прародители рассказывали о том, что защищать свою страну в опасные дни – значит быть патриотом. Вот некоторые из них. (слайд 2)

• Кто Родину любит, того и Родина бережет (карельская).
• Если Родина сильна, душа радости полна (башкирская).
• Гвоздь подкову спасёт, подкова - коня, конь - храбреца, храбрец – Родину (татарская).
• Орла без Родины и ворона не замечает (чеченская).
• Свою Родину прекрасную никогда не забывай, места, где ты родился, никогда не обходи (бурятская).                                                                                                                                                                            • Человек без Родины, что соловей без песни (русская).                                                                                                                                                                    

     А как вы, ребята, понимаете слово патриот?                                                                          (мнения детей)  (слайд 3)                                                                                                                               

3. Знакомство с темой (1-2 мин.)                                                                                                            

    Как вы поняли, что сегодня речь пойдет о защитниках Отечества. (слайд 4)                                                                                                                            4. Определение целей урока с помощью учителя (4-5 мин.)                                       

      Предать Родину, не встать на её защиту считалось позорным. В древних преданиях, священных книгах прославлялись подвиги воинов, защищавших свою землю. Образы былинных богатырей всегда были примером для народа.    Читая или слушая предания о героях – защитниках родной земли, человек проникался чувством глубокого уважением к ним. И ему самому хотелось поступать также, как его далёкие предки, самому творить добро и противостоять злу. Так воспитывались нравственные идеалы народов земли русской.                                                                                                                                                                                                                              

     Ребята, как вы думаете, чему мы должны сегодня научиться? Какова цель нашего урока?  (обсуждение)                                                                                              

     Сегодня мы познакомимся с происхождением слова «богатырь», а также со сказаниями о богатырях – былинами.                                                                                                              

5. Первичное усвоение новых знаний (5-7мин.)                                                                                

     Происхождение слова «богатырь» (слайд 5)                                                                                          

     Считается, что русское слово «богатырь» восходит к  древнетюркскому «багатур»  – «герой, доблестный воин». Оно известно также в формах: багхатур, багадур, батур, батыр, батор.                                                               

     Однако есть и противники этого мнения: они исходят из того положения, что багадур слово не татарское, а образовано от санскритского baghadhara (то есть «обладающий счастьем, удачливый»), и что поэтому русское слово богатырь тоже восходит к праарийскому началу.                                                                

    Учёные Щепкин и Буслаев выводили «богатырь» из слова «Бог» через слово «богатый».                                                                                                               

     Крупнейший советский этимолог П.Я. Черных утверждал, что слово богатырь не только тюркское. В бурятском и монгольском языках есть слово баатар — «витязь, герой».                                                                                                                        6. Первичная проверка понимания (4-5 мин.)                                                                                                                                                

    Русские богатыри – это не просто история. Они отражают сущность русского человека, его отношения к Родине. Они боролись с бесчисленными врагами нашего народа, оберегая и защищая простых людей.                                          

    «Кто за Родину сражается, защищает дело правое, тот бессмертен в доброй памяти», – говорит герой фильма-сказки А.Роу «Финист  – ясный сокол».    А когда ему предлагают перейти на сторону врага, то Финист с гордостью отвечает: «Не бывало на Руси богатырей – предателей…»                                                                          (просмотр фрагмента сказки «Финист – ясный сокол»)              

       Образы богатырей – это народный эталон мужества, справедливости, патриотизма и силы. Недаром один из первых русских самолётов, обладавший по тем временам исключительной грузоподъёмностью, был назван «Илья Муромец». (слайд 6)                                            

       Богатыри в самый трудный для страны час вставали на её защиту, не щадя своих жизней. (слайд 7)                                                                                            

7. Первичное закрепление (2-3мин.)                                                                            

       История создания рассказов о богатырях уходит в далёкое прошлое. Это героический эпос, воспетый певцами-сказителями, о важном событии старины. (слайд 8)                                                                          

       Былины в народе так и называли – «старинами», то есть сказаниями о реальных эпизодах истории. Только в 1839 году термин «былина» ввёл в активное использование известный русский археолог и фольклорист-этнограф Иван Петрович Сахаров. (слайд 9)      

      Илья Муромец - самый популярный герой былин, могучий богатырь.                       Эпос не знает его молодым, он – старик с седой бородой. Как ни странно, Илья Муромец появился позже своих былинных младших товарищей Добрыни Никитича и Алеши Поповича. Родина его – город Муром, село Карачарово.                                                                                                                                                          

     Крестьянский сын, больной Илья «сидел сиднем на печи 30 лет и три года». Однажды в дом пришли странники, «калики перехожие». Они исцелили Илью, наделив его богатырской силой.                                                                                

     Отныне он – герой, которому предначертано служить городу Киеву и князю Владимиру. На пути в Киев Илья побеждает Соловья-разбойника, кладет его в «тороки» и везет к княжескому двору. Из других подвигов Ильи стоит упомянуть его победу над Идолищем, осадившим Киев. (слайд 10)                                        

     Жители Мурома считают, что Илья по прозвищу Муромец был реальным человеком.  В благодарность его героическим подвигам потомки  возвели памятник Илье в городе Муроме. Автором является замечательный русский скульптор Вячеслав Михайлович Клыков, который создал монументы в десятках российских городов. Например, знаменитый памятник маршалу Победы – Георгию Константиновичу Жукову на Манежной площади в Москве.                                                                                                                          

     1 августа 1999 года на месте бывшего Кремля, рядом с живописной Муромской набережной, состоялось торжественное открытие памятника. На монументе имеется надпись: « Русь, храни веру православную. Встань за веру, Русская земля!». (слайд 11)

8. Обобщение и систематизация знаний (4-5 мин.)                                                                                                

      Ребята, а каких богатырей и былины знаете вы?  (обсуждение)                                                                                                                                                                                                                                                                          9. Рефлексия (2-3 мин.)                                                                                                                                        

      Итак, подведём итоги. Что нового вы сегодня узнали на уроке? (обсуждение)                                                                                                                           10. Домашнее задание (3-4 мин.)                                                                                                      

     Россия многонациональное государство. На территории нашей страны проживает более 190 народов. И у каждого есть свои герои-богатыри. Предлагаю вам в качестве домашнего задания приготовить сообщение о национальном герое-богатыре или создать презентацию, используя материалы художественной литературы и Интернет. (слайд 12)                        

На этом наш урок окончен. Благодарю за внимание! (слайд 13)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Духовно-нравственные ценности российского народа

Слайд 2

Пословицы и поговорки народов России о Родине • Кто Родину любит, того и Родина бережет (карельская). • Если Родина сильна, душа радости полна (башкирская). • Гвоздь подкову спасёт, подкова – коня , конь – храбреца, храбрец – Родину (татарская). • Орла без Родины и ворона не замечает (чеченская). • Свою Родину прекрасную никогда не забывай, места, где ты родился, никогда не обходи (бурятская). • Человек без Родины, что соловей без песни (русская).

Слайд 3

Патриотичный человек, тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины. Любовь к Родине, земле, на которой родился и вырос, гордость за исторические достижения народа, готовность подчинить личностные интересы общим, самоотверженно служить стране и защищать ее. Патриотизм Патриот

Слайд 4

Виктор Михайлович Васнецов картину «Богатыри» писал почти двадцать лет Богатыри – главные герои былин

Слайд 5

Происхождение слова «богатырь» Откуда происходит само слово «богатырь »? Считается, что русское слово «богатырь» восходит к древнетюркскому « багатур » – «герой, доблестный воин». Оно известно также в формах: багхатур , багадур , батур , батыр, батор . Ученые (Щепкин, Буслаев) прямо выводили «богатырь» из «Бог» через «богатый»

Слайд 6

Образы богатырей – народный эталон мужества, справедливости, патриотизма и силы. Недаром один из первых русских самолетов, обладавший исключительной по тем временам грузоподъемностью, был назван - «Илья Муромец»

Слайд 7

Богатырь - герой русских былин, защитник земли русской , отличающийся необычной силой, удалью, мужеством и умом. В суровые дни Великой Отечественной войны с немецко-фашистскими извергами воины Красной Армии , достойные потомки своих великих предков, покрыли себя неувядаемой славой. Сейчас это слово употребляется в переносном значении : человек большого роста и крепкого телосложения , очень сильный. Во имя Родины, вперед Богатыри! Былины А и сильные, могучие богатыри на славной Руси! Не скакать врагам на нашей земле! Не топтать их коням землю Русскую! Не затмить им солнце наше красное! Век стоит Русь – не шатается! И века простоит – не шелохнётся !

Слайд 8

Былина от слова "быль", т.е действительно, то, что произошло и осталось в памяти народной. Былины – удивительные сказания о богатырях- появились в глубокой древности. В них русский народ воспевали подвиги любимых героев. Что такое былина?

Слайд 9

БЫЛИНА – фольклорная эпическая песня, жанр, характерный для русской традиции. Основой сюжета былины является героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины – «старина», «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идет речь, имело место в прошлом). Термин «былина» в научный обиход был введен в 40-х годах XIX в. фольклористом И.П.Сахаровым (1807–1863).

Слайд 10

Илья Муромец – самый популярный герой былин, могучий богатырь. Эпос не знает его молодым, он – старик с седой бородой. Как ни странно, Илья Муромец появился позже своих былинных младших товарищей Добрыни Никитича и Алеши Поповича. Родина его – город Муром, село Карачарово . Крестьянский сын, больной Илья «сидел сиднем на печи 30 лет и три года». Однажды в дом пришли странники, «калики перехожие». Они исцелили Илью, наделив его богатырской силой. Отныне он – герой, которому предначертано служить городу Киеву и князю Владимиру. На пути в Киев Илья побеждает Соловья-разбойника, кладет его в « тороки » и везет к княжескому двору. Из других подвигов Ильи стоит упомянуть его победу над Идолищем, осадившим Киев .

Слайд 11

ПАМЯТНИК ИЛЬЕ МУРОМЦУ В ГОРОДЕ МУРОМЕ Бронзовый памятник Ильи Муромца был установлен в 1999 году и сразу же стал одним из самых узнаваемых символах города. Автор памятника – московский скульптор В.М. Клыков. На памятнике надпись : « Русь, храни веру православную. Встань за веру, Русская земля!»

Слайд 12

Домашнее задание Россия многонациональное государство. На территории нашей страны проживает более 190 народов. И у каждого есть свои герои-богатыри. Предлагаю вам в качестве домашнего задания приготовить сообщение о национальном герое-богатыре из легенд и преданий народов России, используя материалы Интернет и художественной литературы.

Слайд 13

Презентацию выполнила: учитель истории и обществознания ГБОУ «Школа 2120» г. Москвы Переберина Наталья Викторовна Благодарю за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Масленница". Презентация по курсу ОДНКНР

Презентация  "Масленница"  по  курсу  "Основы  духовно-нравственной  культуры  народов  России"  рассказывает  об  одном...

"Нравственные ценности российского народа"

Материал статьи посвещен такому важному вопросу в формиовании патриотизма у обучающихся как духовно-нравственным ценностям народа, и  может быть использован как на уроках обществознания, так и на...

"Святки". Презентация по курсу ОДНКНР

Презентация  рассказывает  о  традициях  и  обрядах  рождественских  праздников  в  России. Используется  во  внеклассной  работе  по...

"Страстная неделя и Радуница". Презентация по курсу ОДНКНР

Презентация  рассказывает  о  пасхальных  торжествах, их  обрядах  и  традициях. Используется  во  внеурочной  работе  по  ОДНКНР...

Духовно-нравственные ценности российского народа

рабочий лист по теме: "Духовно-нравственные ценности российского народа"...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА "Мой успешный урок (конспект урока в технологической карте на иностранном языке)" на тему "Семейные ценности"

Данный урок составлен для учащихся 9го класса общеобразовательной школы. Главной задачей является вспомнить и активизировать лексику по теме "Семейные ценности", развить и совершенствовать к...

Всероссийский фестиваль «Воспитатели России: познавательное развитие детей» Тема практики: использование технологии «Река времени» для приобщения детей к ценностям российского народа.

Федеральный этап профессионального конкурса в рамках марафона «В авангарде детства»     Всероссийский фестиваль«Воспитатели России: познавательное развитие д...