Интеграция уроков естественнонаучного направления с другими школьными предметами
статья
В статье доказана эффективность применения интеграции на уроках естественнонаучного цикла.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shevyreva_o.d.-statya_dlya_sayta.doc | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ИНТЕГРАЦИЯ УРОКОВ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО НАПРАВЛЕНИЯ С ДРУГИМИ ШКОЛЬНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ
О. Д. Шевырева
МБОУ Калачеевская СОШ № 6, г. Калач Воронежской обл.
Интеграция – это процесс движения к целостности человеческого сознания, здесь и сейчас, в каждое мгновение потока жизни.
Джим Леонард.
Особенностью современной школы является ее функционирование в условиях стремительного роста объёма образовательных ресурсов. Школьнику уже не всегда удается получить высококачественные образовательные услуги в традиционной системе образования в силу ее ограниченной информационной пропускной способности. На современном этапе научно-технического прогресса, при переходе к информационному обществу, перед школой стоит важная задача – предоставление ученикам условий для реализации своих потенциальных возможностей в различных сферах знаний [1].
Отработка такой системы как нельзя лучше осуществляется при использовании межпредметных связей на уроках. А география является той благодатной, живой и очень динамичной наукой, которая позволяет показать всю многомерность современного мира. Данный учебный предмет пронизан межпредметными связями и предлагает учащимся знания многих областей науки, искусства, культуры, а также реальной повседневной жизни.
Интегрированные уроки естественнонаучного цикла дают возможность показывать взаимосвязь с самыми разными науками, учебными предметами, а следственно сформировать универсальные знания у учащихся, придать им практическую направленность. Н.В. Гоголь говорил, как «велика и поразительна область географии. Где найдутся предметы, сильнее говорящие юному воображению! Какая другая наука может быть прекраснее для детей, может быстрее возвысить поэзию младенческой души их!»
Интегрированный урок даёт возможность сформировать знания, умения и навыки по изучаемой теме с помощью материалов и методами других наук, либо других учебных предметов [2].
Интеграция на уроках естественнонаучного цикла выступает как средство интенсификации урока, высокая форма воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени. Программа этого учебного предмета даёт возможность использовать на уроках и во внеурочной деятельности взаимосвязь с одним или сразу несколькими предметами.
Основная цель проведения интегрированных уроков естественнонаучного цикла: повышение эффективности учебного процесса, за счёт внедрения новых педагогических технологий.
Задачи интегрированных уроков:
- формирование активного и осознанного усвоения учениками учебного материала;
- повышение мотивации в обучении, как следствие развитие любознательности и интереса к учебным предметам;
- формирование синтезированного мировоззрения учащихся, целостного взгляда на разнообразие, различия и сходные черты современного мира.
При подготовке интегрированных уроков необходимо взаимопонимание между учителями – предметниками. Это одна из составляющих успешно проведённых уроков. В интегрированном уроке из нескольких предметов один является ведущим. Структура интегрированного урока отличается от обычного предельной четкостью, компактностью, сжатостью учебного материала, логической взаимообусловленностью, смысловой связанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока, большой информативной ёмкостью учебного материала, используемого на уроке. Преимущества интегрированного урока в том, что идёт развитие потенциала самих учащихся, побуждение к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей [3]. В большей степени, чем обычные, такие занятия способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы, а также снижает перегрузку в учебном процессе.
Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, увлекательна. Для учащихся с девиантным поведением этот опыт является ценным ещё потому, что использование различных видов работы поддерживает внимание на высоком уровне, снимает утомляемость, перенапряжение, что позволяет говорить о развивающей эффективности таких уроков, а методику считать здоровьесберегающей [4].
В прошлом году в МБОУ Калачеевская СОШ была проведена неделя математики, информатики и физики. Для интегрированного урока физики и географии была выбрана тема «Электроэнергетика». Эта тема изучается в программе 9 класса по физике. Были рассмотрены способы получения электроэнергии, как традиционные, так и альтернативные. А на внеклассном мероприятии - викторине «Перекрёстки географии и физики» ученики смогли найти объяснения многим природным явлениям.
В этом году работа продолжается. И для проведения предметной недели выбрана очень интересная область изучения – география и основы безопасности жизнедеятельности человека.
Главная задача обучения ОБЖ – формирование современного диалектического стиля мышления. Синтез наук происходит в процессе исследования фундаментальных объектов познания: природа, общество, человек, труд, техника, наука. Установление связей между учебными предметами в ходе занятий по ОБЖ – необходимое условие развития системы знаний, овладения основами наук.
Согласованность учебно-воспитательного процесса по всем предметам, в том числе и по ОБЖ позволяет достигать большего эффекта в общем развитии учащихся, гармонично развивать все сферы их умственной, эмоциональной и физической деятельности.
В итоге целенаправленного воспитания, обучения и развития, основанного на реализации межпредметных связей в обучении ОБЖ, формируется способность учащихся целостно воспринимать окружающий мир, умение самостоятельно устанавливать существенные причинно-следственные связи между предметами и явлениями, что в свою очередь отражается на качестве обучения.
Проведение предметной недели покажет, что ОБЖ и географию удачно можно интегрировать и при изучении других тем. Составлен возможный вариант планирования интеграции уроков географии и ОБЖ в 8 классе:
Тема урока по географии | Тема урока по ОБЖ | |
1. | Реки. | Наводнения. Последствия наводнений. |
2. | Человек и вода | Меры по защите населения от наводнений |
3. | Современное развитие рельефа. | Оползни, селевые потоки, обвалы. Общие понятия. |
4. | Закономерности циркуляции воздушных масс | Ураганы, бури и смерчи. Общие понятия |
5. | Распределение температур и осадков | Грозы и молнии. Град и засуха |
6. | Климат и человек | Защита населения при угрозе и во время ураганов, бурь и смерчей. |
7. | География лесов России | Борьба с лесными пожарами. |
8. | Болота. | Последствия торфяных пожаров. |
Работа по данной педагогической технологии, показала, что интегрированные уроки делают разнообразной методику преподавания географии, вызывают повышенный интерес у учащихся и влияют на качество полученных знаний. Стало понятно, что нужно продолжать эту работу и в будущем спланировать её с другими школьными предметами: уроками английского языка, биологии, химии, экологии.
В своей педагогической практике на уроках я использую несколько интегративных связей [5].
Простейшим из них является последовательный тип интеграции. Урок этого типа подчинён тематическому планированию одной предметной области, а «интердисциплинарные» связи решают поставленные на нём цели и задачи. Материал, относящийся к разным отраслям знаний, организую в своеобразные блоки. Например: ОБЖ – физика – география - ОБЖ.
Схема №1
По такой схеме я разработала урок в 9 классе «Электроэнергетика», урок - исследование, который включает в себя разработку моделей приборов для получения разных видов электроэнергии: солнечной, ветровой, падающей воды и др.
Второй тип интеграционных связей на уроках – параллельная связь разных предметов, которые изучаются синхронно на каждом этапе урока. По своей структуре такой урок значительно сложнее предыдущего, так как требует более высокого уровня синтеза. На нём разные отрасли знаний, взаимопроникая и взаимодополняя друг друга, создают целостное представление о каком-либо явлении, картине мира, его законах. А интеграция с практической направленностью позволяет применять теоретические знания в практической деятельности. Формирует навыки анализа чрезвычайной ситуации и принятия решения в экстремальной ситуации.
Схема №2
Этапы урока
ОБЖ
География
В качестве одного из уроков с параллельной интеграционной связью я хочу представить урок по теме «Ориентирование на местности» в 6 классе на уроках ОБЖ и географии. Урок включает в себя несколько этапов:
1 этап – актуализация. Вспоминаем с учащимися, что такое карта, компас, азимут.
2 этап – терминологический диктант. При этом учащиеся определяют масштаб карты. Взаимопроверка по ключу.
3 – этап – объяснение нового материала. Выступление одного из учеников по теме «История компаса». Объяснение учителя «Ориентирование на местности».
4 - этап – составление памятки «Определение своего местонахождения и направления движения на местности».
5 этап – закрепление материала с отработкой практических навыков в микрогруппах по работе с компасом.
Третий тип - урок со смешанным типом интеграционных связей характеризуется тем, что может включать в себя как последовательную, так и параллельную интегративную связь [6]. Смешанный тип интеграции чаще всего распространен на практике, так как он обладает более гибкой структурой и позволяет комплексно привлекать разные отрасли знаний.
Схема №3
Примером такого типа интегрированного урока служит урок по теме «Аварии на радиационно-опасных объектах и их возможные последствия. Обеспечение радиационной безопасности населения», разработанный в виде ролевой игры. Особенностью этого урока является то, что его можно провести как в курсе предмета ОБЖ при изучении темы «Чрезвычайные ситуации техногенного характера и безопасность населения», так и в курсе предмета географии при изучении влияния антропогенного фактора на окружающую среду, а так же при изучении ряда тем по химии, физике и биологии.
При подготовке к уроку я обычно использую технологию проектной деятельности.
Таким образом, в профессиональной деятельности учителя всегда есть простор для поиска, педагогического творчества и уже не на уровне традиционной методики, а на уровне интеграции знаний по предметам и технологий обучения.
Современные интегрированные уроки невозможны без применения компьютерных технологий. Все надо оценивать в контексте времени. Интерактивная доска, доступ к сети Интернет и к коллекциям образовательных ресурсов, электронные учебники, обучающие диски, презентации, видеоматериалы – все это качественно новые возможности обучения, позволяющие выбирать оптимальные формы и методы работы с классом. Я считаю, что разные формы работы на уроках, организация творческой работы школьников повышают интерес к исследованию и творческому поиску.
Новые компьютерные технологии расширяют возможности участия детей в мероприятиях областного, всероссийского уровня. Мои ученики постоянные участники научно-практических конференций на базе ВГПУ, ВГУ, ВГАУ.
Я считаю, что разные формы работы на уроках и во внеурочной деятельности, организация творческой работы школьников, повышают интерес к исследованию и поиску, что в свою очередь сказывается на учебных показателях и дальнейшем.
Стремление сделать процесс обучения интересным для каждого ребенка заставляет меня быть в постоянном творческом поиске. Интеграция предметов естественнонаучного цикла – не самоцель, а средство достижения определенных образовательных целей, в постепенном воспитании культуры мышления и обучения. При интегрированном подходе к обучению ученики смогут глубже вникнуть в суть изучаемого ими материала и понять практическую значимость знаний, умений и навыков широкой направленности.
ЛИТЕРАТУРА
- Воронина Т.П. Образование в эпоху новых информационных технологий. – М.: АМО, 2008. – 147 с.
- Жилин В.С. Игровая ситуация: интегрирование дисциплин / В.С.Жилин // Учитель. – 2002. – № 8. – С. 22
- Максимов Г.К. К дискуссии об интеграции школьных предметов / Г.К.Максимов. – М.: Педагогика. – 1996. – С. 114-115.
- Максимова Б.Н. Межпредметные связи в процессе обучения / Б.Н.Максимова. – М.: Просвещение, 1988. – С. 191.
- Плишкина Р.М. Межпредметный урок / Р.М.Плишкина // Открытая школа. – 2005. № 2. – С. 29.
- Сенникова В.И. Интегрированные связи в обучении / В.И.Сенникова. – М.: АСТпресс, 2005. – С. 3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование ИКТ - компетентности через интеграцию с другими школьными предметами
Статья "Формирование ИКТ - компетентностичерез интеграцию с другими школьными предметами"...
РЕАЛИЗАЦИИ МЕТАПРЕДМЕТНОГО АСПЕКТА ИНФОРМАТИКИ В ОБУЧЕНИИ ДРУГИХ ШКОЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ
В работе рассматривается и реализуется метапредметный аспект школьного курса информатики в обучении других школьных предметов. В качестве примера, рассматривается применение метода моделировани...
Разработка урока английского языка по теме "Школьные предметы"по ФГОС 5 класс
предлагаю разработку урока английского языка по теме "Школьные предметы"по ФГОС 5 класс...
урок английского языка по теме "Школьные предметы" в 5 классе
Данную презентацию можно использовать как на уроках, так и самостоятельно для изучения темы «Школьные предметы». Материал предназначен для учащихся 5 классов, разработан на основе УМК «Spotlight» 5 кл...
План-конспект урока английского языка на тему «Школьные предметы»
Данный урок предназначен для проведения урока в разновозрастной группе 3-4 класса...
Технологическая карта урока английского языка 5 класс Школьные предметы. Артикль a/an..
Предмет: английский языкУМК: «Spotlihgt» Ю. Е. Ваулиной, В. Эванс, Д. Дули, О. Е. Подоляко, Москва, «Просвещение», 2016г.Класс: 5 классДата:_______Место урока в системе у...
Презентация "Интегрирование уроков физики с другими школьными предметами"
В данной презентации отражено обобщение опыта работы учителя по использованию интегрированного обучения....