РЕАЛИЗАЦИИ МЕТАПРЕДМЕТНОГО АСПЕКТА ИНФОРМАТИКИ В ОБУЧЕНИИ ДРУГИХ ШКОЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ
статья по информатике и икт (5 класс) по теме
В работе рассматривается и реализуется метапредметный аспект школьного курса информатики в обучении других школьных предметов. В качестве примера, рассматривается применение метода моделирования на уроках литературы. Через моделирование устанавливается межпредметные связи курса информатики с литературой, обеспечивающие реализации метапредметного аспекта школьного курса информатики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
realizacii_metapredmetnogo_aspekta_informatiki_v_shkole.docx | 31.7 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕАЛИЗАЦИИ МЕТАПРЕДМЕТНОГО АСПЕКТА ИНФОРМАТИКИ В ОБУЧЕНИИ ДРУГИХ ШКОЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ
Мирзоев М.С.
к.п.н., доцент каф. математической физики МПГУ, учитель информатики ГБОУ СОШ 863
В условиях реализации ФГОС в общеобразовательных школах помимо алгоритмических, технологических и естественнонаучных аспектов курса информатики особую актуальность приобретает ее метапредметний аспект [2]. Характер метапредметности курса напрямую завысить от реализации межпредметные связи учебных предметов. Наиболее успешно реализация межпредметных связей школьных учебных предметов происходит на уроках информатики. Доминирующая роль в реализации метапредметного аспекта курса информатики в изучении других школьных предметов играет метод моделирования.
В таких условиях важное место в освоении каждого учебного предмета занимает формирование и развитие универсальные учебные действий (УУД) [2], поскольку они являются ключом к достижению предметных, метапредметных и личностных результатов каждого учащегося.
В школьном курсе информатики методам моделирования и формализации уделяется серьезное внимание. Представление и реализация содержания школьного курса информатики с позиции методологии информационного моделирования и информационного подхода обеспечивает реализацию метапредметного аспекта данного курса и требований ФГОС в подготовке учащихся.
Действительно, степень проникновения новейших информационных, цифровых, сетевых технологий в гуманитарную сферу напрямую связана с методами и средствами моделирования. Через моделирование происходит понимание, исследование и научное познание реального мира.
В данной работе рассматривается применение метода моделирования в школьном курсе литературы в 5 классе.
Одним из видов знакового моделирования является моделирование вербальное. Это представление информационной модели средствами естественного разговорного языка. Другими словами, мысленная модель, выраженная в разговорной форме, называется вербальной. Примерами являются литературные произведения, литературный жанр, как басня или притча, имеющие непосредственные отношение к понятию модели. Особенности этих жанров состоят в переносе реальных отношений между людьми на отношения между животными, на отношения между предметами, которые обладают человеческими качествами и пр.
Таким образом, любое литературное произведение можно рассматривать как вербальную знаковую модель и представить разными способами. Но можно и сам художественный текст принять за объект-оригинал и создать его модель.
В качестве примера попробуем представить известнейшую басню И.А.Крылова «Ворона и Лисица» в виде модели. При этом в начале урока сам текст басни выводится на экран.
Учитель совместно с учащимся разложит басню на составляющие ее части сюжета по действиям героев и событий, происходящим с ними:
1. у вороны появился кусочек сыра;
2. ворона хочет позавтракать, взгромоздясь на ель;
3. ворона задумалась с сыром во рту;
4. мимо пробегает лиса;
5. лиса остановилась;
6. лиса увидела сыр;
7. лиса пленилась сыром;
8. лиса подходит к дереву;
9. лиса вертит хвостом;
10. лиса внимательно смотрит на ворону;
11. лиса говорит комплименты, восхищается «талантами» вороны, просит ворону спеть;
12. у вороны вскружилась голова ;
13. у вороны перехватило дыханье;
14. ворона каркнула;
15. сыр выпал;
16. лиса завладела сыром.
Теперь можно разделить данные составляющие на группы по принадлежности к композиционному строю басни:
а) 1-3 – завязка произведения,
б) 14-15 – кульминация,
в) 16 – развязка.
Вербальная модель басни:
В простом случае, можно показать через структуру «ветвление», т.е.
- алг.
- нач.
- лиса, ворона, сыр;
- ворона:=сыр;
{мимо пробегает лиса, просит спеть}
- если ворона каркает,
6. то лиса:=сыр;
7. кон.
В общем случае, применяем циклическую структуру, т.е.
- алг.
- нач.
- лиса, ворона, сыр;
- нц.
- ворона:=сыр;
{мимо пробегает лиса, просит спеть}
- если ворона каркает,
- то лиса:=сыр, иначе пункт 5.
- кц.
- кон.
Графическая модель - блок-схемы структура «Ветвление»:
лиса, ворона, сыр
ворона
каркает
да
лиса получает сыр
Графическая модель - блок-схемы структура «Цикл»:
Как мы видим, с помощью метода моделирования литературное произведение можно разложить на составляющие его сюжетные части, определить условно более значимые и менее значимые для композиции моменты, составить модель произведения в удобной форме для формирования ключевых компетенций метапредметного аспекта. Важно отметить, что метод моделирования позволяет рассмотреть одно и тоже литературное произведение в различных его аспектах.
Таким образом, в результате применения метода моделирования в изучении литературного произведения, учащиеся приобретают интегративные знания, умения, позволяющие им самостоятельно представить в виде математической модели другие литературные произведения и реализовать их с помощью компьютера.
Литература
- Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования : проект /[РАО]; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2008. - 36 с. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-019046-6.
- Мирзоев М.С. Три кита школьного курса информатики [Текст] /М.С. Мирзоев /XI Международная конференция //Информатика: проблемы, методология, технологии. – Воронеж: ВГУ, 2012. - С. 64 - 68. - 0,3 п.л.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование ИКТ - компетентности через интеграцию с другими школьными предметами
Статья "Формирование ИКТ - компетентностичерез интеграцию с другими школьными предметами"...
Заседание педагогического совета школы по теме «Реализация требований ФГОС ООО. Достижение метапредметных результатов обучения средствами учебных предметов»
Достижение метапредметных результатов обучения средствами учебных предметов...
ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ ИНФОРМАТИКИ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
В докладе рассматриваются особенности интегрированных уроков, главная цель которых – создание у учащихся целостного представления об окружающем мире, т.е. формирование мировоззрения....
Философско-мировоззренческие и метапредметные аспекты школьного курса информатики в условиях реализации ФГОС
Информация – одна из основных фундаментальных категорий бытия, а информационные процессы, среди которых одним из наиболее практически значимых является процесс управления, протекают во всех обла...
Метапредметный урок как средство реализации метапредметных результатов обучения в рамках ФГОС
Презентация "Метапредметный урок как средство реализации метапредметных результатов обучения в рамках ФГОС"...
Презентация "Интегрирование уроков физики с другими школьными предметами"
В данной презентации отражено обобщение опыта работы учителя по использованию интегрированного обучения....
Интеграция уроков естественнонаучного направления с другими школьными предметами
В статье доказана эффективность применения интеграции на уроках естественнонаучного цикла....
Комментарии
Удачи!
Удачи!
Удачи! Я проголосовала за
Удачи! Я проголосовала за вашу работу!
Достойная конкурсная работа,
Достойная конкурсная работа, удачи!