Практическое решение вопросов социального процесса в детском сообществе
статья
Проблема социализации личности является актуальной и приобретает особую значимость в условиях социально-экономической и духовно-нравственной трансформации нашего общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prakticheskoe_reshenie_voprosov_sotsialnogo_protsessa_v_detskom_soobshchestve.docx | 21.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Практическое решение вопросов социального процесса в детском сообществе.
Соколова Ольга Петровна
(Воронежская область, г.Россошь, сош № 6 sokololga69@yandex.ru)
«Личность человека, как и сознание, порождается его деятельностью»
Леонтьев Алексей Николаевич- советский психолог
Проблема социализации личности является актуальной и приобретает особую значимость в условиях социально-экономической и духовно-нравственной трансформации нашего общества.
В федеральном госстандарте школьного образования закреплена обязательная реализация программы воспитания и социализации обучающихся в рамках основной образовательной программы школы.
В Концепции «Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России» говорится о том, что новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества.
Именно в детском коллективе происходит личностное развитие индивидуальных свойств ребенка, формируются социальные нормы, установки, ценности, образцы поведения, саморазвитие и самореализация в обществе. Сущность моей работы, как преподавателю социально-политических дисциплин, заключается не только в том, чтобы обогатить учащихся знаниями по истории России, праву, политологии, но и воспитать в них уважение к историческому прошлому и настоящему своей Родины, развить интерес к его изучению, показать возможность применения этих знаний на практике, способствовать формированию у учащихся политической культуры, активной гражданской позиции, то есть, социализации учащихся. Поэтому для себя Приоритетным направлением я выбрала личностно-ориентированный подход в воспитании учащихся.
К компонентам технологии социализации относятся:
1. Структурные элементы учебного занятия.
2. Вовлечение учащихся во внеурочную деятельность, летний отдых.
3. Особенности становления и развития межличностного общения.
4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
5. Сотрудничество с учреждениями окружающего социума.
Прежде чем привести примеры, вспомним, что воспитательные результаты любого из видов деятельности школьников распределяются по трем уровням:
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
Как же происходит социально-деятельностное развитие ребенка в нашей школе, и к каким результатам мы пришли?
Ярким примером такого развития является межвозростное взаимодействие. В нашей школе с малым количеством ребят есть все условия для такого общения. К работе в пришкольном лагере «Солнышко» мы привлекаем старшеклассников в качестве вожатых, которые совместно разрабатывают план деятельности, организуют отрядные и общелагерные дела. В результате ребята стали ответственнее выполнять задания, научились решать конфликтные ситуации и находить компромиссы, появилась выдержка, такт, пришло умение поддерживать разговор, появился интерес к профессии «учитель». В итоге, в 2016 г наши выпускницы поступили в Россошанский педагогический колледж и Московский педагогический университет.
Ярким примером формирования уверенной личности является отдых ребенка в оздоровительном лагере. Проработав много лет в лагере «Ракета», я научилась решать проблему первых дней пребывания ребенка. Окружив заботой, вниманием подбирала такую деятельность, в результате которой ему становилось комфортно, появлялась уверенность, проходил страх вхождения в новый коллектив.
Определив, что у ребенка хорошие организаторские качества, доверяла подготовку мероприятий, а если, получалось петь, танцевать, но присутствует боязнь сцены, предлагала сначала маленькие роли, эпизоды и к концу лагерной смены мы получали уверенную, заинтересованную личность, которая не боялась выступить с предложениями, включалась в дискуссию. Недаром «лагерные дети» в школе становятся активистами, лидерами и ведут за собой других.
Как в школе продолжить развитие таких качеств?
Включить их в общественную жизнь класса, школы, микрорайона. С этой целью был создан волонтерский отряд учащихся (10-11 классы)- «МЫ».
Они помогают ребятам 1 класса адаптироваться в новых условиях, подружиться, с этой целью проводят игры на переменах, организуют коллективно – творческие дела. Взяв под опеку малышей, чувствуют себя заботливыми старшеклассниками, ответственными за их поведение. Волонтеры оказывают помощь пенсионерам, ветеранам, ухаживают за братской могилой№ 572, участвует в различных акциях «Сирень Победы», «Доброволец года», «Новое поколение за здоровый образ жизни». Во время проведения благотворительной акции «Белый цветок» в 2015г. наш волонтерский отряд (5 человек) помог детям из детского сада № 8 г.Россоши изготовить и распространить цветы. Собранные денежные средства в размере 18 тысяч рублей были переданы в Россошанскую и Острогожскую епархию, которая направила их на лечение онкологически больных детей. В процессе этой деятельности у ребят возникло чувство доверия, справедливости, сострадания и милосердия, любви к ближнему и желание ценить каждую минуту своей жизни, не растрачивать её на мелочность и эгоизм. После проведения акции ребята разработали проект: «В путь за здоровьем», создали и распространили буклеты «Здоровый образ жизни». В этом году желающих ребят участвовать в акции Белый цветок» удвоилось.
С другой группой ребят, создали школьную агитбригаду «Вперед». Участвуя в различных форумах, акциях, поднимаем вопросы социальной значимости: здоровый образ жизни против вредных привычек; мир против экстремизма и террора. Чтобы найти информацию и донести её до слушателей, ребятам приходится сердцем прочувствовать всю боль и тяжесть последствий их проявления. В результате начинают увлекаться спортом, следить за здоровьем членов семьи, школьного коллектива, с этой целью проводят спортивные праздники, соревнования в школе и в микрорайоне. Представили исследовательскую работу о выпускниках нашей школы,
которые добились больших успехов в спорте, став мастерами, чемпионами России, тренерами ДЮСШ.
Процесс социализации ребенка проходит намного продуктивнее, если происходит тесное взаимодействие двух социальных институтов: школы и семьи. Существует много форм этой работы, я бы хотела остановиться на субботниках, в которых участвуют как учащиеся, так и их родители. В результате акции «БУНТ» (большая уборка нашей территории) ребята научились беречь свой труд, территория долго остается чистой, а во время ее проведения у них возникает чувство единения, целостности, гордости, развитие трудолюбия. Выпускают плакаты на экологическую тему, вместе с родителями за круглым столом поднимают вопросы чистоты микрорайона, находят выходы их решения.
В этом году мы с учащимися нашей школы участвовали в проекте «Я гражданин – России!». Желание помочь родителям в организации досуга младших детей, а для братиков и сестричек подобрать удобное и безопасное место для игр, побудило нас добиться строительства детской площадке по улице Заводской. Работа была проведена большая: ребята составили план действий, собрали подписи жильцов в доказательство нужности строительства этого объекта, обратились за помощью к директору ЖКХ «Локомотив» и, получив разрешение, оказали посильное участие в строительстве детской площадки. Результат этих действий превзошел все ожидания, на детскую площадку приходят семьями не только жители этого дома, но и всего микрорайона. Теперь мы горды тем, что внесли большой вклад в развитие нашего микрорайона, мальчишки и девчонки поддерживают чистоту, следят за состоянием оборудования, перекапывают песок, и составляют планы, чтобы вновь послужить на благо своей малой Родины.
В основном в своем докладе я остановилась на одном из компонентов социализации учащихся посредством развития творческого потенциала во внеурочное время. Это лишь несколько примеров из моей практики того, как происходит социально – деятельностное развитие ребенка.
Но мы не должны забывать, что главной формой в общеобразовательном процессе остается урок. Где мы используем различные технологии обучения, воспитания и социализации личности ребенка.
Дирижёром этого процесса выступает учитель. Лучшее обучение и воспитание – это обучение личным примером. Недаром Сухомлинский утверждал: «Учитель, педагог – это лицо нации».
Всем здоровья, всех земных благ, мира на Земле.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Методика развития базовых музыкальных способностей ребенка в процессе занятий детского фольклорного ансамбля (на примере детского фольклорного ансамбля «Рябинушка»)»
развитие певческих навыков...
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К РЕШЕНИЮ ВОПРОСА ПРОФИЛАКТИКИ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА В МОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №16» ГОРОДА СЕРПУХОВА Елена Валерьевна Затравкина, преподаватель ОБЖ, руководитель отряда ЮИД МОУ «Средняя общеобразова
Рост числа автомобилей, мощности их двигателей, увеличение средней скорости транспортных потоков, нарушения правил дорожного движения и ошибки людей объясняю...
Посная Г.В. Профессиональное самоопределение как фактор социальной адаптации выпускников детских домов. Материалы научно-практической конференции.Соц. воспитание детей, подростков ,молодежи
Посная Г.В. Профессиональное самоопределение как фактор социальной адаптации выпускников детских домов. Социальное воспитание детей, подростков, молодежи: проблемы формирования социального интеллекта ...
Проблема формирования социальной компетентности и приобретения социального опыта воспитанниками детского дома
Проблема формирования социальной компетентности и приобретения социального опыта воспитанниками детского дома...
Статья : Практическое применение технологий социально-культурной деятельности в работе социального педагога
Статья о выборе технологий социально-культурной деятельности в общеобразовательной средней школе, которые может использовать социальный педагог в практической работе....
Презентация для родительского собрания "Поведение детей в социальных сетях и Интернет-сообществах"
Презентация для родительского собрания "Поведение детей в социальных сетях и Интернет-сообществах" из-за выявленных проблем в общении между одноклассниками...