Рабочая программа МДО 7 класс
рабочая программа (7 класс)
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ № 61
ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
ПРИНЯТО | УТВЕРЖДАЮ |
на заседании | ИО директора ГБОУ гимназии № 61 |
Педагогического совета |
|
Протокол №________от ________ | Н. С. Андреева Приказ № ________от ___________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«ТЕХНОЛОГИЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ОБУЧЕНИЯ»
(МДО)
7 КЛАСС
СОГЛАСОВАНО
Председатель МО учителей
Технического цикла
Аксенова Н. В.
Составитель:
Шиковец М.В.
учитель высшей квалификационной категории
Соболева Н. С. Учитель первой категории
2024-2025 уч. год
Санкт-Петербург
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа ориентирована на усвоение обязательного минимума, соответствующего стандартам Министерства образования Российской Федерации. Цель программы сохранение единого образовательного пространства, предоставление широких возможностей для реализации различных подходов к построению учебного курса. Одна из основных задач – организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями. Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительная записка, основное содержание, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки обучающихся, литература и средства обучения, приложение (календарно-тематическое планирование).
1.1. Цели и задачи.
Изучение предмета «Технология. Междисциплинарное обучение» (далее МДО) в 7 классе направлена на достижение следующих целей:
- освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
- овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, самостоятельного и осознанного определения образовательных и жизненных планов;
- развитие познавательных интересов, мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организационных способностей;
- воспитание целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к окружающим и результатам их труда;
- получение опыта применения знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
1.2. Нормативно-правовые документы, на основании которых составлена программа линии «Вентана-Графт».
Данная рабочая программа составлена на основании:
- Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного общего образования) с изменениями (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 года N 1644)
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 (далее – ФГОС среднего общего образования)
(для X классов образовательных учреждений, для XI классов образовательных учреждений, участвующих в апробации ФГОС среднего общего образования в 2024/2025 учебном году); - Авторская программа Шумаковой Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. М.,2004.
- Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской̆ Федерации от 28.12.2018 No 345;
- Приказа Минпровсещения России от 8 мая 2019 г№ 233 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. №345»
- распоряжения Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 16.04.2024 No 988-р «О формировании календарного учебного графика государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2024/2025 учебном году»;
- распоряжения Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 21.04.2024 N 1011-р "О формировании учебных планов образовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2024/2025 учебный год
- Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 No 189 (далее - СанПиН 2.4.2.2821-10).
1.3. Сведения о программе.
Данная рабочая программа по МДО определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта. Курс обучения, построенный на основе глобальной' темы "Сила", и должен обеспечить изучение явлений окружающего мира как элементов системы явлений.Программа обучения детей в 7 классе строится на принципах изложенных изданиях: Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. М.,2004; Одаренный ребенок: особенности обучения. Под ред. Шумаковой Н.Б. М., 2006; Психология и школа, 201 1,№3 и др..
1.4. Обоснование выбора программы.
Гимназия №61 дает углубленное изучение предметов гуманитарного цикла — иностранный язык (основной- английский язык), литература, история. Данное направление требует от школьников не только хорошей памяти, трудолюбия, способностей, но и развитых аналитических, организационных, креативных навыков и умений. Администрация гимназии выбрала авторскую программу московского ученого-психолога Шумаковой Н.Б. Программа апробирована в учебном процессе московской гимназии № 1569 «Созвездие», ряда школ Сибири и Центральной России. Программа обучения детей по технологии МДО начинается в гимназии с 5 класса и строится на стандартах современного российского образования, что дало гимназии стратегическое преимущество во внедрении Федеральных Государственных Образовательных Стандартов.
В соответствии с требованиями ФГОС содержание обучения строится на:
1) глобальном характере тем и проблем для изучения;
2) междисциплинарности;
3) интеграции тем и проблем;
4) высоком уровене насыщенности, сложности и проблемности содержания урока.
Связующим методическим принципом является научный метод познания, широкое использование активных форм проблемно-диалогического обучения и совместной деятельности учащихся.
В 7 классе единой темой для междисциплинарной программы обучения является тема «СИЛА». Выбор данной темы связан с особенностями обязательной общеобразовательной программы для 7-го класса, предусматривающей расширение круга изучаемых дисциплин за счет предметов естественнонаучного цикла (биологии и географии), а также предметов гуманитарного цикла. Все это обеспечивает прочную основу для многогранного рассмотрения понятия «сила»: как физической величины (или материального), так и духовного начала (способности проявления деятельности, власти, могущества).
1.5. Определение места и роли предмета в овладении требований к уровню подготовки обучающихся.
Данный учебный курс по МДО в полном объеме соответствует федеральным государственным образовательным стандартам
1.6. Информация о внесенных изменениях.
Рабочая программа имеет ряд отличий от рабочей программы под редакцией Н.Б.Шумаковой. Данная программа составлена с учетом стратегии внедрения проектной деятельности гимназии. Учащиеся за два года обучения по данной программе, готовы к выполнению коллективного проекта, поэтому в программу вводится тренировка навыков создания учебных коллективных проектов (организация курсов, викторин, классных проектов - с документальным оформлением).
1.7. Информация о количестве учебных часов.
В соответствии с учебным планом, а также годовым календарным учебным графиком рабочая программа рассчитана на 1 учебный час в неделю (34 часа в год).
1.8. Формы организации образовательного процесса.
Основной формой организации образовательного процесса является урок открытия новых знаний, обязательным является групповая проектная деятельность.
1.9. Технологии обучения.
Урок предполагает использование определенных образовательных технологий, т.е. системной совокупности приемов и средств обучения и определенный порядок их применения. На уроках МДО, в соответствии с требованиями Шумаковой Н.Б. (автора программы), используется технология проблемно-диалогического обучения, которая предполагает открытие нового знания самими обучающимися. При проблемном введении материала методы постановки проблемы обеспечивают формулирование учащимися вопроса для исследования или темы урока, а методы поиска решения организуют «открытие» знания школьниками. Кроме этого, это последний год преподавания предмета учащимся. На основании полученных навыков и умений, учащиеся в 8 классе приступают к созданию обязательных проектных работ.
1.10. Механизмы формирования ключевых компетенций.
Междисциплинарная технология дифференциации содержания обучения, предполагающая широкое применение методики исследования, обуславливающей открытие или доказательство обобщений, все больше пронизывает преподавание по предметам.:
- ценностно-смысловая компетенция,
- общекультурная компетенция,
- учебно-познавательная компетенция,
- информационная компетенция,
- коммуникативная компетенция,
- социально-трудовая компетенция,
- компетенция личностного самосовершенствования.
Данные компетенции формируются через УУД.
Ожидаемые результаты в конце 7 класса:
Личностные:
- Осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение её природы; осознание себя членом общества и государства; осознание своей этнической и культурной принадлежности; уважительное отношение к другому мнению, культуре и истории других народов России; способность к самооценке с опорой на знание; установка на безопасный здоровый образ жизни; умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду.
Метапредметные:
- Умение регулировать собственную деятельность, направленную на познание закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни человека; умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья и др.), способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Предметные:
- Умение освоить первоначальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности; овладение базовым понятийным аппаратом, необходимым для получения дальнейшего образования в области естествознания, истории, архитектуры, искусства, литературы, умение наблюдать, фиксировать и исследовать явления окружающего мира; осознание особой роли России в мировой истории и культуре.
Планируемые результаты.
- приводить рассуждения, содержащие аргументированные оценки и прогнозы развития технологий в сферах медицины, производства и обработки материалов, машиностроения, производства продуктов питания, сервиса, информационной сфере;
- овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда;
- овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации;
- формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач;
- развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания;
1.11. Виды и формы контроля.
Согласно уставу ГБОУ Гимназии №61 и локальному акту образовательного учреждения основными видами контроля считать текущий (на каждом уроке), тематический (осуществляется в период изучения той или иной темы), промежуточный (ограничивается рамками четверти, полугодия), итоговый (в конце года).
Формами контроля может быть:
- практическая работа,
- доклады, рефераты, сообщения;
- результат моделирования и конструирования;
- результаты проектной и исследовательской деятельности учащихся;
- рефлексия.
Содержание учебного предмета
Данная программа является продолжением цикла по междисциплинарному курсу, открытого в 5 классе темой "Преемственность" и продолженной в 6 классе темой «Система», а в 7 классе темой «Сила». Как и прежде, курс обучения ориентирован на детей, чья любознательность и потребность в осмыслении мира выходит далеко, за пределы возможностей традиционной программы. Предполагается, что дети уже оперируют такими понятиями как гипотеза, доказательство, критерий, - индукция, дедукция и т.п., у них сформированы навыки исследовательской работы, они умеют вести диалог и решать проблемы в малых группах.
Часть 1. Введение в тему.
Многозначность слова «сила». Понятие «сила» в разных науках. Классификация сил. Сила как источник и причина изменения. Психологический практикум «Познай себя»: умственные, физические и духовные силы личности.
Часть2. Разнонаправленность сил в природе и обществе.
Силы противоположного направления в природе, обществе, культуре: притяжение и отталкивание, разрушение и созидание, добро и зло. Связь между силами противоположного направления. Единство и борьба сил противоположного направления как источник развития. Исследовательская практика в рамках выполнения полевого исследования : прогнозирование состояния системы на основе анализа действующих сил. Роль сил противоположного направления в становлении личности (анализ личности героя литературного произведения).
Часть 3. Взаимодействие и столкновение сил.
Виды взаимодействия и столкновения сил в природе, обществе, культуре (видимые (открытые) и невидимые (скрытые), сильные и слабые…). Конфликт как качество взаимодействия между людьми, выражающееся в противоборстве сторон ради достижения цели.
Часть 4. Величина и направление силы.
Общие и частные величины, направление и точка приложения. Сила и результат действия силы. Связь величины и направления действия силы с результатом. Способы оценки (определения) величины, направления, точки приложения разных сил.
Решение проблем из разных областей на основе применения знаний о величине и направлении сил.
Часть 5. Основные (базисные) и производные силы.
Основные (базисные, не сводимые к другим) и производные силы. Относительность выделения сил как основных или производных. Значение выделения базисных и производных сил в природе, обществе, жизни человека для развития науки и понимание человеком окружающего мира.
Решение проблем из разных областей на основе выделения основных и производных сил.
Часть 6. Источники существования силы.
Разные источники существования сил. Классификация источников разных сил в природе, обществе, человеке (внешние и внутренние, известные и неизвестные, измеряемые и неизмеримые, духовные и материальные…). Связь особенностей проявления силы с источником ее существования. Психологический практикум «Познай себя»; внешние и внутренние источники личности ( экстравертированный и интровертированный тип личности).
Часть 7. Прямые и косвенные влияния силы.
Прямое и косвенное влияние силы в природе, обществе, культуре. Сравнительный анализ прямого и косвенного влияния одной и той же силы в природе, обществе, культуре по различным параметрам (величина, последствия, значение …). Оценка последствий влияния разных сил.
Решение проблем из разных областей (причинное объяснение и прогнозирование) на основе применения знаний о прямом и косвенном влиянии сил.
Часть 8. Позитивное и негативное использование сил.
Применение человеком разных сил для достижения своих целей и решения проблем. Позитивное и негативное использование силы. Нравственные проблемы, возникающие в связи с различным использованием силы. Нравственный выбор и ответственность человека.
Групповой проект. Разработка комплекса мер по предотвращению негативного использования силы (в природе, обществе, культуре).
Часть 9. Преодолимые и непреодолимые силы.
Преодолимые и непреодолимые силы в природе, обществе, культуре, жизни человека. Относительность оценки разных сил, как преодолимых, так и непреодолимых. Критерии оценки сил. Пути преодоления сил в природе, обществе, культуре. Классический диалог как способ решения дилеммы «преодолимый и непреодолимый».
Решение проблем из разных областей: поиск путей преодоления той или иной силы.
Тематическое планирование
Название темы | Количество часов | Практические работы | Проекты |
1.Введение в тему. | 4 | 1 | 1 |
2.Разнонаправленность сил в природе и обществе. | 5 | 1 | 1 |
3.Взаимодействие и столкновение сил. | 5 | 1 | |
4.Величина и направление силы. | 3 | ||
5.Основные (базисные) и производные силы. | 3 | 1 | |
6.Источники существования силы | 5 | 1 | |
7.Прямые и косвенные влияния силы. | 2 | ||
8. Позитивное и негативное использование сил. | 3 | 1 | |
9. Преодолимые и непреодолимые силы. | 4 | ||
итого | 34 | 3 | 5 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Под тема (название урока) | Времен-ные ресурсы | Содержание (что планируется изучать) | Методы (действия учащихся) | Источники (ресурсы урока) | Самостоя-тельная работа | Плани-руемые сроки |
Тема 1 Сила-причина изменения. 4 часа | |||||||
1 | Введение понятия «сила». | 1час | Многозначность слова «сила». Понятие «сила» в разных науках. Классификация сил. | Групповая работа. Запуск проекта «Я-личность» | Книга для чтения, стр 10; Технология. Индустриальные технологии. 7 класс. Стр 16-21 Интернет ресурс | Проект «Я-личность» Продукт- самоисследование для классного портфолио: 1. Эссе о себе 2. Мои спо- собности 3. Мои пози тивные ка- чества | |
2 | ИНДУКТИВНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ. Сила приводит к изменениям. | 1 час | Сила как источник и причина изменения. | Работа с текстом в мини-группах: анализ информа ции. Графическая схема«Мои пози тивные качества» | Книга для чтения, стр.6-8 https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-samopoznaniya-rasskaz-o-sebe-953479.html | ||
3 | ПРАКТИКУМ Познай себя. | Выявление собственных умственные, физические и духовные силы личности. | Практическая работа №1. Составле ние таблицы «Мои способности» | Авторская подборка психологических, физических, интеллектуальных тестов. | |||
4 | ДЕДУКТИВНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ. Изменение происходит только тогда, когда действует сила. | 1 час | Анализ действия сил и их последствий | Групповая работа эссе о себе (отзывы окружающих) | Книга для чтения, стр 5,9 Технология. Индустриальные технологии. 7 класс. Стр 10 Интернет ресурс https://www.google.com/ | ||
Тема 2. Разнонаправленность сил в природе и обществе. 5 часов | |||||||
5 | ИНДУКТИВНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ. Существуют силы разного направления. | 1 час | На примере классификации сил по физике, создать классификацию базовых духовных сил | Групповая работа. Схематический конспект | Книга для чтения, стр 15; Технология. Индустриальные технологии. 7 класс. Стр. 28,38,63 https://infourok.ru/proekt-po-fizike-klass-po-teme-sili-vokrug-nas-663196.html | Проект «Экологическая ситуация в микрорайоне школы» | |
ИНДУКТИВНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ. Существуют силы разного направления. | 1 час | Связь между силами противоположного направления. | Анализ экологи ческой ситуации в микрорайоне шко лы. Аналитичес кая справка | Книга для чтения, стр 13,14; Интернет ресурсы | Продукт - фотостенд | ||
7 | ИНДУКТИВНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ. Противоположно направленные силы находятся в единстве и борьбе. | 1 час | Единство и борьба сил противоположного направления как источник развития. | Формирование кретериальной шкалы и система тизация материа лов анализа. | Книга для чтения, стр 17; Технология. Индустриальные технологии. 7 класс. Стр 91-97 Интернет ресурсы | ||
8 | ПОЛЕВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ. Силы противоположного направления на местности. | 1 час | Исследовательская практика в рамках выполнения полевого исследования : прогнозирование состояния системы на основе анализа действующих сил. | Выход на школь ный участок. Практическая работа №2. Краиведческий компонент.Сбор фотоматериалов. | |||
9 | СТЕНДОВЫЙ ДОКЛАД (по результатам полевого исследования). | 1 час | Роль сил противополож ного направления в фор мировании экологической ситуации микрорайона. | Обсуждение доклада и уровня проделанной работы. | |||
Тема 3. Взаимодействие и столкновение сил. 5 часов | |||||||
10 | ДЕДУКТИВНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ. Появление нового при водит к возникновению нового соотношения, нового взаимодействия и столкновения сил. | 1 час | Креативность. Сущность. Область действия. | Групповая работа. Работа с текстами. Заполнение рабочих листов. | Технология. Индустриальные технологии. 7 класс. Стр 132 Интернет ресурсы | Проект «Не творческий креативный проект» Продукт - плакат | |
11 | ДЕДУКТИВНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ. Появление нового приводит к возникно- вению нового соотно- шения, нового взаимо- действия и столкно- вения сил. | 1 час | Креативные технологии различных типов (креативный прыжок,ассоциации, аналитика, матрица …) | Групповая работа . Интеллект карта. | Книга для чтения, стр 27,32; Технология. Индустриальные технологии. 7 класс. Стр 6 Интернет ресурсы | ||
12 | ИНДУКТИВНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ. Взаимодействие и столкновение сил могут быть открытыми и скрытыми | 1 час | Шаги по формированию продукта проекта. Распределение ролей в проекте , функции ролей. | Групповая работа. Оформление технической карты продукта. | Технология. Индустриальные технологии. 7 класс. Стр 7; Интернет ресурсы | ||
13 | ИНДУКТИВНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ. Взаимодействие и столкновение сил могут быть открытыми и скрытыми | 1 час | Работа над документацией проектного продукта. | Групповая работа по оформлению папки документов проекта. | Интернет ресурсы | ||
14 | УРОК ПРИМЕНЕНИЕ. | 1 час | Практикум . Представление проектов групп. | Представление проектов групп | |||
Тема 4: Величина и направление силы. 3 часа | |||||||
15 | ДЕДУКТИВНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ. Величина и направление определяют результат действия силы. | 1 час | Общие и частные величины, направление и точка приложения. Сила и результат действия силы. | Заполнение таблицы "Сравнение физических сил», разбор басни «Лебедь, Рак и Щука» | Книга для чтения, стр 37-42; Интернет ресурсы | Представление басни с позиции разных сил | |
16 | ДЕДУКТИВНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ. Величина и направление определяют результат действия силы. | 1 час | Связь величины и направления действия силы с результатом. Способы оценки (определения) величины, направления, точки приложения разных сил. | Групповая работа рабочие листы по теме: Конфликт | Книга для чтения, стр 45; Интернет ресурсы | мини-проект | |
17 | УРОК ПРИМЕНЕНИЕ. | 1 час | Решение проблем из разных областей на основе применения знаний о величине и направлении сил. | Командная игра «Решение проблем» | Решение проблемных задач | ||
Тема 5:Основные (базисные) и производные силы. 3 часа | |||||||
18 | ДЕДУКТИВНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ. Существуют базисные (основные) силы и их производные. | 1 час | Основные (базисные, не сводимые к другим) и производные силы. Относительность выделения сил как основных или производных. | Групповая работа рабочие листы по теме: Силы и их производные. | Книга для чтения, стр 48,50; Интернет ресурсы | Проект Класс -будущего Продукт - дизайн класса. | |
19 | ИНДУКТИВНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ. Выделение базисных и производных сил носит относительный характер. | 1 час | Значение выделения базисных и производных сил в природе, обществе, жизни человека для развития науки и понимание человеком окружающего мира. | Групповая работа с текстами. | Книга для чтения, стр 52,54; Интернет ресурсы | ||
20 | ЭМПЕРИЧЕСКОЕ ИНДУКТИВНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ. Выделение базисных и производных сил помогает понять суть процесса… | 1 час | Решение проблем из разных областей на основе выделения основных и производных сил. | Представление дизайн-решения класса. | Технология. Индустриальные технологии. 7 класс. Стр 168 | ||
Тема 6. Источники существования силы. 5 часов. | |||||||
21 | ИНДУКТИВНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ. Сила может иметь несколько источников существования | 1 час | Разные источники существования сил. Классификация источников разных сил в природе, обществе, человеке. | Групповая работа.Классификация сил (1.внешние и внутренние, 2.известные и неизвестные, 3.измеряемые и неизмеримые, 4.духовные и материальные) | Книга для чтения, стр 55; Интернет ресурсы | Составление схем на систематизацию материала | |
22 | ИНДУКТИВНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ. Сила может иметь несколько источников существования | 1 час | Связь особенностей проявления силы с источником ее существования. | Работа в мини-группах. Работа с текстами. | Технология. Индустриальные технологии. 7 класс. Стр 163 Интернет ресурсы | Анализ текста | |
23 | ЭМПЕРИЧЕСКОЕ ИНДУКТИВНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ. Познай себя. | 1 час | Психологический практикум «Познай себя»; внешние и внутренние источники личности ( экстравертированный и интровертированный тип личности). | Практическая работа № 3 | Авторская подборка психологических, физических, интеллектуальных тестов. | Выполнение тестов | |
24 | УРОК ПРИМЕНЕНИЕ. | 1 час | Применение полученных знаний для реализации творческого задания. | Мини-проект.Сказка | Творческая работа | ||
25 | ИНДУКТИВНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ – СРАВНЕНИЕ. Особенности проявления сил зависят от типа источников существования. | 1 час | Анализ источников базовых сил и построение схемы особенностей их проявления | Групповая работа и составление схем в группах. | Интернет ресурсы | Построение структуризированных схем | |
Тема 7. Прямые и косвенные влияния сил. 2 часа | |||||||
26 | ДЕДУКТИВНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ. Любая сила неизбежно оказывает не только прямое, но и косвенное влияние. | 1 час | Прямое и косвенное влияние силы в природе, обществе, культуре. Сравнительный анализ прямого и косвенного влияния одной и той же силы в природе, обществе, культуре по различным параметрам (величина, последствия, значение …). Оценка последствий влияния разных сил. | Групповая работа. Построение логических схем. | Е.А.,Чуракова ОВ «Основы проек тной деятельнос ти школьника», с.132 Интернет ресурсы | Построение логических схем | |
27 | УРОК ПРИМЕНЕНИЕ. | 1 час | Решение проблем из разных областей (причинное объяснение и прогнозирование) на основе применения знаний о прямом и косвенном влиянии сил. | Работа в парах. Создание комиксов. | Творческая работа | ||
Тема 8. Позитивное и негативное использование силы. 3 часа | |||||||
28 | ИНДУКТИВНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ. Сила может быть использована человеком как позитивно, так и негативно. | 1 час | Применение человеком разных сил для достижения своих целей и решения проблем. Позитивное и негативное использование силы. | Работа в группах «Формы общения.Диалог.Монолог» | Е.А.,Чуракова ОВ «Основы проек тной деятельнос ти школьника», с.162-176, Интернет ресурсы | Групповой проект «Как предотвратить негативное применение сил» Продукт — интеллект карта | |
29 | Решение проблем с помощью диалога. | 1 час | Нравственные проблемы, возникающие в связи с различным использованием силы. Нравственный выбор и ответственность человека. | Тренинг «Общение. Как строить вопрос » | Интернет ресурсы | ||
30 | Урок применения. | 1 час | Разработка комплекса мер по предотвращению негативного использования силы (в природе, обществе, культуре). | Систематизация приобретенных знаний в интелекткарту | Интернет ресурсы | ||
Тема 9. Преодолимые и непреодолимые силы.4 часа | |||||||
31 | ДЕДУКТИВНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ. Сила может быть преодолимой и непреодолимой. | 1 час | Преодолимые и непреодолимые силы в природе, обществе, культуре, жизни человека. Относительность оценки разных сил, как преодолимых, так и непреодолимых. | Составление критериальной карты | Е.А.,Чуракова ОВ «Основы проек тной деятельнос ти школьника», с.27, 75 Интернет ресурсы | Работа над критариальной картой | |
32 | Критериальная оценка- применение. | 1 час | Критерии оценки сил. Пути преодоления сил в природе, обществе, культуре. Классический диалог как способ решения дилеммы «преодолимый и непреодолимый». | Тренинг «Диалог как способ реше ния дилеммы «преодоли мый и непре одолимый». | Е.А.,Чуракова ОВ «Основы проек тной деятельнос ти школьника», с.147 Интернет ресурсы | Практичесая работа по применению полученных знаний | |
33 | Решение проблем. Пути преодоления сил. | 1 час | Решение проблем из разных областей: поиск путей преодоления той или иной силы. | Работа в группах. Факторный подход в прогнозировании | Е.А.,Чуракова ОВ «Основы проек тной деятельнос ти школьника», с.75,90 Интернет ресурсы | Прогнозирование | |
34 | Школьная конференция. | 1 час | Представление лучшего классного проекта. |
Приложение 1
Учебно-методичический комплекс на 2024- 2025 учебный год
Класс | Название учебного курса | Основной учебник | Дидактические материалы для учащегося | Дополнительная литература для учителя | Медиаресурсы |
7 класс | Технология. Междисциплинарное обучение. | Технология. Индустриальные технологии. 7 класс М,«Вентана-Графт», 2015. | Книга для чтения. Собрание 7, 3-е издание под редакцией Н.Б.Шумаковой, М., 2012 | Методическое пособие к курсу «Одаренный ребенок»М.ФГНУ ПИ РАО, 2013 Голуб ГБ Перелыгина Е.А.,Чуракова ОВ «Основы проектной деятельности школьника»(методические рекомендации под редакцией Е.Я.Когана) Учебная литература, Самара,2006 | Интернет ресурс |
Приложение 2
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ОЦЕНКА УСТНОГО ОТВЕТА
Отметка «5»
- ответ полный и правильный на основании изученного материала;
- материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;
- ответ самостоятельный.
Отметка «4»
- ответ полный и правильный на основании изученного материала;
- материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «3»
- ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.
Отметка «2»
- при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.
Отметка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Отметка «5»
- ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
Отметка «4»
- ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»
- работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.
Отметка «2»
- работа выполнена менее чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.
Таблица 1. Критериальное оценивание проекта.
Баллы | Критерии и уровни |
Целеполагание и планирование | |
0 | Цель не сформулирована |
5 | Определена цель, но не обозначены пути её достижения |
10 | Определена и ясно описана цель, и представлено связное описание её достижения |
Сбор информации, определение ресурсов | |
0 | Большинство источников информации не относится к сути работы |
5 | Работа содержит ограниченное количество информации из ограниченного количества подходящих источников |
10 | Работа содержит достаточно полную информацию, использован широкий спектр подходящих источников |
Обоснование актуальности выбора, анализ использованных средств | |
0 | Большая часть работы не относится к сути проекта, неадекватно подобраны используемые средства |
5 | В работе в основном достигаются заявленные цели, выбранные средства относительно подходящие, но недостаточны |
10 | Работа целостная на всём протяжении, выбранные средства использованы уместно и эффективно |
Анализ и творчество | |
0 | Размышления описательного характера, не использованы возможности творческого подхода |
5 | Есть попытка к размышлению и личный взгляд на тему, но нет серьёзного анализа, использованы элементы творчества |
10 | Личные размышления с элементами аналитического вывода, но анализ недостаточно глубокий, использован творческий подход |
15 | Глубокие размышления, собственное видение и анализ идеи, и отношение к ней |
Организация письменной части | |
0 | Письменная работа плохо организована, не структуирована, есть ошибки в оформлении |
5 | Работа в основном упорядочена, уделено внимание оформлению |
10 | Чёткая структура всей работы, грамотное оформление. |
Анализ процесса и итогового результата | |
0 | Обзор представляет собой простой пересказ порядка работы |
5 | Последовательный обзор работы, анализ целей и результата |
10 | Исчерпывающий обзор работы, анализ цели, результата и проблемных ситуаций |
Личная вовлечённость и отношение к работе | |
0 | Работа шаблонная, мало соответствующая требованиям, предъявляемым к проекту |
5 | Работа отвечает большинству требований, в основном самостоятельная |
10 | Полностью самостоятельная работа, отвечающая всем требованиям. |
Таблица 2. Критериальное оценивание доклада
Баллы | Критерии и уровни |
Качество доклада | |
0 | Композиция доклада не выстроена, работа и результаты, не представлены в полном объёме. |
1 | Композиция доклада выстроена; работа и её результаты представлены, но не в полном объёме. |
2 | Композиция доклада выстроена; работа и её результаты представлены достаточно полно, но речь неубедительна. |
3 | Выстроена композиция доклада, в нём в полном объёме представлена работа и её результаты; основные позиции проекта аргументированы; убедительность речи и убеждённость оратора. |
Объём и глубина знаний по теме | |
0 | Докладчик не обладает большими и глубокими знаниями по теме; межпредметные связи не отражены |
1 | Докладчик показал большой объём знаний по теме, но знания неглубокие; межпредметные связи не отражены. |
2 | Докладчик показал большой объём знаний по теме. Знания глубокие; межпредметные связи не отражены. |
3 | Докладчик показал большой объём знаний по теме, знания глубокие; отражены межпредметные связи. |
Педагогическая ориентация | |
0 | Докладчик перед аудиторией держится неуверенно; регламент не выдержан, не смог удержать внимание аудитории в течение всего выступления; использованные наглядные средства не раскрывают темы работы. |
1 | Докладчик держится перед аудиторией уверенно, выдержан регламент выступления; но отсутствует культура речи, не использованы наглядные средства. |
2 | Докладчик держится перед аудиторией уверенно, обладает культурой речи, использовались наглядные средства, но не выдержан регламент выступления, не удалось удержать внимание аудитории в течение всего выступления. |
3 | Докладчик обладает культурой речи, уверенно держится перед аудиторией; использовались наглядные средства; регламент выступления выдержан, в течение всего выступления удерживалось внимание аудитории |
Ответы на вопросы | |
0 | Не даёт ответа на заданные вопросы. |
1 | Ответы на вопросы не полные, нет убедительности, отсутствуют аргументы. |
2 | Докладчик убедителен, даёт полные, аргументированные ответы, но не стремиться раскрыть через ответы сильные стороны работы, показать её значимость. |
3 | Докладчик убедителен, даёт полные, аргументированные ответы на вопросы, стремится использовать ответы для раскрытия темы и сильных сторон работы. |
Деловые и волевые качества докладчика | |
0 | Докладчик не стремится добиться высоких результатов, не идёт на контакт, не готов к дискуссии. |
1 | Докладчик желает достичь высоких результатов, готов к дискуссии, но ведёт её с оппонентами в некорректной форме |
2 | Докладчик не стремиться к достижению высоких результатов, но доброжелателен, легко вступает с оппонентами в диалог. |
3 | Докладчик проявляет стремление к достижению высоких результатов, готов к дискуссии, доброжелателен, легко идёт на контакт. |
Таблица 3 Критериальное оценивание компьютерной презентации.
Баллы | Критерии и уровни |
Информационная нагрузка слайдов | |
0 | Не все слайды имеют информационную нагрузку |
1 | Каждый слайд имеет информационную нагрузку |
Соблюдение последовательности в изложении | |
0 | Не соблюдается последовательность в изложении материала |
1 | Соблюдается последовательность изложения материала |
Цветовое оформление слайдов | |
0 | В оформлении слайдов используется большое количество цветов |
1 | Количество цветов, использованных для оформления слайда, соответствует норме (не более трёх) |
Подбор шрифта | |
0 | Величина шрифта, сочетание шрифта не соответствует норме |
1 | Величина шрифта, сочетание шрифта соответствует норме |
Таблицы и графики | |
0 | Таблицы и графики содержат избыток информации. Плохо читаемы |
1 | Таблицы и графики содержат необходимую информацию, хорошо читаемы |
Карты | |
0 | Отсутствует название карты, не указан масштаб, условные обозначения |
1 | Карта имеет название, указан масштаб, условные обозначения |
Иллюстрации | |
0 | Иллюстрации, фотографии не содержат информацию по теме |
1 | Иллюстрации, фотографии содержат информацию по теме |
Анимация | |
0 | Мешает восприятию информационной нагрузки слайдов |
1 | Усиливает восприятие информационной нагрузки слайдов |
Музыкальное сопровождение | |
0 | Мешает восприятию информации |
1 | Усиливает восприятие информации |
Объём электронной презентации | |
0 | Объём презентации превышает норму – 7Мб |
1 | Объём презентации соответствует норме |
Все группы навыков, представленные в таблицах – это неслучайный набор, а элементы системы. Если исключить хотя бы один элемент, система учебной деятельности рассыплется, и, следовательно, проект не может быть выполнен.
Количество набранных учащимися баллов соотносим с «5» бальной шкалой оценок:
- 86 - 100 баллов - «5»
- 70 - 85 баллов - «4»
- 50 - 69 баллов –«3»
В соответствии с механизмом критериального оценивания неудовлетворительная оценка учебного проекта должна быть выставлена в следующих случаях:
-отказ от исполнения проекта;
-нет продукта (= нет технологической фазы проекта);
-нет отчёта (= нет рефлексии);
-нет презентации (= нет коммуникации);
-проект не выполнен к сроку (= нет организационных навыков);
-проект выполнен без учёта имеющихся ресурсов («хромают» организационные навыки);
-отказ от работы в группе (= нет коммуникации).
Оценивание учебных проектов с помощью методики критериального оценивания позволяет снять субъективность в получаемых оценках. После того, как баллы за проект выставлены, ученику следует дать возможность поразмышлять. Что лично ему дало выполнение этого учебного задания, что у него не получилось и почему (непонимание, неумение, недостаток информации и т.д.); если обнаружились объективные причины неудач, то как их следует избежать в будущем; если всё прошло успешно, то в чём залог этого успеха. Важно, что в таком размышлении учащиеся учатся адекватно оценивать себя и других.
Приложение 3
Контрольно-измерительные материалы
Вводный контроль
1. Дать определение системы.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ .
2. Трансформируйте текс в схему.
Текст и их типы
Текст «Текст и их типы» | Схема |
ТЕКСТ - это речевое произведение, которое является результатом речевой деятельности человека, это основная коммуникативная единица, которая им используется во время речевой деятельности. Текст характеризуется единством темы, замысла, основной мысли и смысловой законченностью. У текста также есть определённая композиция (внутренняя структура). Она состоит из зачина (вступления), основной части и заключения. Наличие в тексте основной части обязательно, вступления и заключения - факультативно. Во всех частях последовательно раскрывается содержание текста. По функционально-смысловым особенностям выделяют следующие коммуникативные типы речи:
Тексты относятся к какому-нибудь из стилей речи. В зависимости от этого выделяют тексты:
|
3. Составьте объявление о наборе в кружок «Умелые руки» на базе гимназии.
Итоговый тест.
1. Что такое проект?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ .
2. Заполните пропущенные элементы схемы.
3. Решите практическую задачу.
К Вам приезжает брат(сестра), который(ая) никогда не был(а) в Санкт-Петербурге и очень хочет посмотреть город.
Составьте план знакомства брата (сестры) с нашим городом.
1__________________________________________________________________2_________________________________________________________________3__________________________________________________________________4_________________________________________________________________5____________________________________________________________________6___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ .
4. Сформулируйте вывод, исходя из понимания понятия креативность.
Вывод: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ .
5. Работа с текстом.Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
«Патриотизм» — широкое понятие. Всё зависит от того, какое конкретное содержание вкладывается в это слово. Просвещённый патриотизм — это чувство, которым можно и следует гордиться. Оно предполагает деятельную любовь к родине, проявляющуюся в конкретных делах, приносящих пользу людям.
Патриотом может быть простой человек, бескорыстно сделавший добро ближним и дальним. Патриотом является творческий деятель, возвеличивший своим трудом свою страну и, тем самым, всё человечество. Безусловные патриоты — защитники Родины от иноземных захватчиков, тем более отдавшие за неё жизнь.
Иными словами, патриот — это не тот, кто постоянно напоминает о своём патриотизме, а тот, кто плодотворно трудится на благо общества, помогает обездоленным, лечит больных и воспитывает детей, создаёт новые знания и умения, борется с насилием, выступает против эксплуатации и рабства, содействует прогрессу общества. И, напротив, не может считаться патриотом тот, кто подавляет граждан и осложняет их существование, живёт не для людей, а за их счёт, унижает иностранцев и тех, кого он считает «инородцами», консервирует отжившие порядки, навязывает ложные идеи и цели обществу.
Подлинный патриот вправе не только гордиться своей страной, но и испытывать за неё стыд, когда совершаются неправомерные поступки. Часто такой стыд и такая боль порождают глубоко нравственные поступки, подвижничество людей.
(адаптировано по ст. В. Б. Славина)
План.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 4
Классификация тем
Систематизации учебных исследований способствует классификация по тематикам. Она не
является догмой и может быть расширена или сокращена. Но важно, чтобы в наших исследовательских
опытах существовала система. Она позволит яснее увидеть достижения и новые ориентиры.
Общие направления исследований:
1. Живая природа.
2. Человек.
3. Общество.
4. Культура.
5. Земля.
6. Вселенная.
7. Наука.
8. Техника.
9. Экономика.
Основные науки и виды деятельности:
Живая природа: зоология, ботаника, генетика, природопользование (сельское хозяйство).
Человек: происхождение человека, развитие человеческого организма, медицина, психология
человека, деятельность, выдающиеся мыслители.
Общество: цивилизации, государства и страны, история, демография, государственные деятели.
Культура: язык, религия, искусство, образование.
Земля: география, климат, строение Земли.
Вселенная: галактики, Солнце, звезды, инопланетные цивилизации.
Наука: математика, физика, химия, астрономия, история науки.
Техника: траспорт, промышленность, техническое конструирование и дизайн, строительство.
Экономика: финансы и производство, деньги и торговля, банки.
Возможно и, безусловно, полезно и более дробное деление. Например: наука, математика, число,
измерение, основные законы и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа (7 классы, по программе Р.Р.Нигъматуллиной)
Рабочая программа для учителей, работающих в 7 классах русских школ...
Рабочая программа 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова
тематическое и поурочное планирование 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова...
Рабочая программа 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака
Тематическое и поурочное планирование 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака...
Рабочая программа 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака
Тематическое и поурочное планирование 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Москва «Просвещение», 2008г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Мос...
Рабочая программа 1 класс музыка по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС
Рабочая программа 1 класс по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС...