Программа для 5-7 классов Метакурс «Сравнение»
методическая разработка
Программа для 5-7 классов Метакурс «Сравнение»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа Метакурса "Сравнение для 5-7 классов" | 88 КБ |
Предварительный просмотр:
Частное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат № 22
среднего общего образования открытого акционерного общества
«Российские железные дороги»
Программа для 5-7 классов
Метакурс «Сравнение»
ГудинаАнна Викторовна
Учитель изобразительного искусства
Высшей категории
Улан-Удэ
2020 г.
1. Пояснительная записка
«Под метапредметным содержанием образования понимается деятельность, не относящаяся к конкретному учебному предмету, а, напротив, обеспечивающая процесс обучения в рамках любого учебного предмета». (Ю.В. Громыко)
Актуальность разработки данного метакурса и внедрения его в образовательный процесс - социальная необходимость. Учащиеся должны обладать «надпредметными» умениями в применении полученных знаний и сформированных способов умственных действий. Метакурс «Сравнение» разработан на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования РФ №1897 от 17.12.2010 г.). Разработанный метакурс конкретизирует требования Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. Данная программа ориентирована на становление личностных характеристик выпускника в соответствии с требованиями, предъявляемыми Стандартом ("портрет выпускника основной школы").
В системе внеурочной деятельности метакурс «Сравнение» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Задача обучения детей способам работы с таким понятием как сравнение определяется важностью этого понятия и деятельности в системе обучения. Сравнение является необходимым элементом, который учащиеся способны воспринимать при условии целенаправленной работы по исследованию способов группировки данных от простейших к сложным и многоуровневым.
Содержание, используемое в результате сравнения, не дано в некоторой натуральной вещной форме, его надо еще уметь интеллектуально «узреть», «увидеть». К сожалению, способность интеллектуально видеть, понимать содержание, стоящее за сравнением, не рождается вместе с человеком и не появляется в нем естественным образом. Этому надо учиться. Все эти обстоятельства послужили причиной для разработки нового образовательного метакурса «Сравнение».
Способность ученика находить объекты для сравнения, выделять признаки предметов, выделять основания для сравнения зависит от уровня развития у него навыков сравнения, обобщения, группированию по аналогии, а также возможности ориентироваться в пространстве, мыслить абстрактно и структурно. Метакурс «Сравнение» позволяет отрабатывать логические приемы обработки информации; искать, рассматривать, моделировать и анализировать формы сгруппированных данных;
в ходе постепенно усложняющейся практической работы со структурированными данными ученик приобретает возможность ориентироваться в сложной многоуровневой системе сравнительного анализа. Он неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует систематизации деятельности учащегося, применении на практике полученных способов действия, что будет способствовать успешной реализации в жизнедеятельности учащегося.
Цель изучения метакурса «Сравнение»:
- Формирование у школьников умения работать с поставленными задачами и информацией, способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
2. Перевести сравнение у учащихся с интуитивного уровня на уровень осмысления (сравнение как культурная операция).
2. Создать универсальный алгоритм сравнения.
3. Вывести каждого учащегося на обдумывание своего собственного пути сравнения.
4. Используя сравнение, приблизиться к пониманию сущности объектов, то есть выйти на формирование понятийного мышления.
6. Показать ребятам возможность успешной работы при кооперировании, взаимодействии.
2. Общая характеристика метакурса
Метакурс «Сравнение» обеспечивает организационно-методические условия для реализации системно-деятельностного подхода, положенного в основу ФГОС ООО, с тем, чтобы сформировать у учащихся основной школы способности к самостоятельному учебному целеполаганию и учебному сотрудничеству.
Кроме того, метакурс «Сравнение» способствует преемственности и усвоению особенностей программы развития универсальных учебных действий при переходе от начального к основному общему образованию.
Метапредметный подход при изучении курса обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности.
Анализ имеющихся ресурсов обучения показал, что большим потенциалом для формирования различных универсальных учебных действий обладает такой вид деятельности как сравнительный анализ. В соответствии с новыми требованиями по развитию у учащихся навыков смыслового чтения курс позволяет освоить различные способы работы с текстом и любой информацией, научить выделять главное в тексте и в любой деятельности и систематизировать необходимую информацию в том числе и в табличную форму. В результате сравнительной деятельности создается специальная ситуация, в которой эффективно формируются регулятивные, познавательные и коммуникативные учебные действия. При изучении метакурса учащиеся смогут овладеть необходимыми навыками работы с информацией, овладеть навыками смыслового чтения.
3. Метакурс «Сравнение» рассчитан на учащихся 5-6 классов, по 1 часу в неделю в течении 5 недель.
4. Требования к уровню подготовки учащихся:
1. Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
2. Онеуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
3. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей.
4. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
5. Преобразовывать информацию из одного вида в другой.
6. Вычитывать все уровни текстовой информации.
7. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Критериями овладения приёмом сравнения могут служить:
- объем сравнения (количество сравниваемых признаков),
- владение правилами сравнения,
- глубина сделанного вывода,
- самостоятельное использование сравнения при изучении различного по содержанию учебного материала, в том числе в различных предметах.
Показатель сформированности приёма сравнения – умение школьников самостоятельно использовать приём сравнения для решения различных заданий без указания «Сравните», «Укажите признаки», «В чём сходство и различие».
Универсальные учебные действия:
Личностные:
- способность к самооценке.
Регулятивные:
- выделение и осознание того, что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Познавательные:
- общеучебные действия – умение осознанно и произвольно строить высказывание в устной форме,
- логические действия – анализ объектов с целью выделения признаков; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.
Коммуникативные:
- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
«Линии сравнения», то есть характеристики, по которым учащиеся сравнивают различные явления, объекты и прочее, формулируют сами ученики, определяют наиболее важные критерии сравнения.
5. Содержание курса
1. Введение. Сравнение многозначный термин. Что значит сравнивать.
Метод сравнения применяется для сравнения версий разных учеников, их версий с культурно-историческими аналогами, которые формулировали великие ученые, философы, богословы, при сравнении различных аналогов между собой. Для обучения данному методу ученикам предлагаются вопросы: Что значит сравнить? Всегда ли и все можно сравнивать? Укажите, что, на ваш взгляд, не подлежит сравнению, и попытайтесь всё же сравнить несравнимое.
Сравнение - познавательная операция, лежащая в основе суждений о сходстве или различии объектов, при помощи которой выявляются количественные и качественные характеристики предметов, признаки, детерминирующие возможные их отношения.
Сравнение - метод обучения, заключается в выявлении сходства и различий между предметами.
Метод сравнения применяется для сравнения версии разных учеников, их версии с культурно–историческими аналогами, которые формулировали великие ученые, философы, богословы, при сравнении различных аналогов между собой. Для обучения данному методу ученикам предлагаются вопросы: Что значит сравнить? Всегда ли и все можно сравнивать? Укажите, что, на ваш взгляд, не подлежит сравнению, и попытайтесь все же сравнить несравнимое.
Метод сравнения предусматривает такие действия: определение объектов сравнения, выявления основных признаков; сопоставления; нахождения сходства или различия; знаковое оформления результатов сравнения (составление в таблицы, плана, схемы или модели) Сравнение используют, когда необходимо научить учащихся анализа и синтеза, требующие формирования умений раскладывать объекты на составляющие, выделять определенные стороны объекта, изучать каждую часть (сторону) отдельно как элемент единого целого, соединять части в единое целое. Этот метод часто используется для выделения в сравниваемых объектах существенных и одинаковых признаков. Все познается в сравнении", как гласит известная мудрость. Иначе как узнал бы человек о возможностях своего развития, о том, как живут другие люди и народы, какие условия он может создать, чтобы усовершенствовать свою жизнь? Сравнение присутствует во всех проявлениях существования человека. И не только в обыденной жизни. Наука давно использует сравнение как один из основных способов получения информации о мире. Называется он сравнительный метод оценки взаимосвязей, схожести и различий между исследуемыми объектами. Этот метод - более узкое понятие, нежели сравнение в житейском понимании.
Сравнительный метод. Характеристика сравнительного метода: Сравнительный метод в научном познании используется для сопоставления более двух исследуемых объектов с целью выявления в них общего и различного, построения классификаций и типологий. К таким объектам могут относиться различные идеи, результаты исследований, явления, процессы, качественные характеристики предметов и прочее. Данный метод относится к общенаучным эмпирическим, позволяет получить теоретические знания и является универсально используемым. Он позволяет на основании отличительных признаков объектов создавать их группы. Эти классификации используются в последующих изучениях как основа.
2.Что значит сравнивать. Примеры сравнительного метода могут быть проиллюстрированы на основании его форм:
1.сравнительно-сопоставительный метод выявляет различия в природе изучаемых объектов (например, в христианской и мусульманской религиозной культуре);
2.историко-типологическое сравнение, позволяющее выделить общие признаки в несвязанных между собой явлениях при одних условиях развития (например, родство разных языков);
3. историко-генетическое сравнение показывает сходство между объектами, объединенными общим происхождением и условиями развития, и их взаимовлияния (например, развитие психики животного и человека).
Формирование умения пользоваться приёмом сравнения осуществляется в тесной связи с изучением конкретного материала. Обучение сравнению – длительный и поэтапный процесс.
Разные виды сравнения различаются своими операционными составами. Наиболее важные виды: сопоставление, противопоставление, полное и неполное, поскольку охватывают все основные операции;
Приемы формирования операции сравнения:
1)подражание – это такой вид деятельности, при котором учащиеся повторяют, подражают действиям учителя.
2)работа по образцу – такой вид деятельности, который располагает самостоятельным проведением сравнения, используя анализ записи образца.
3)пооперационные указания– перечень указаний по выполнению операций, входящих в тот или иной вид сравнения, для осуществления заданного сравнения.
4)метод алгоритмических предписаний – перечень тех действий, которые ученик должен выполнить, желая сравнить данные предметы или явления. Этот прием тесным образом связан с предыдущим приемом (пооперационные указания) и отличается лишь названием действий учащихся (в данном приеме используется слово “действия”, а в предыдущем приеме – “операционные действия”).
Все приемы взаимосвязаны между собой.
2.Выделение признаков у объектов
Сравнение – сопоставление предметов с целью выявления признаков сходства или различия между ними (или того и другого вместе).
Сравнить – это значит найти, выявить, чем похожи и чем отличаются данные предметы.
Сравнение должно осуществляться в отношении однородных предметов.
Основания для сравнения – такие признаки (свойства, качества, особенности), по которым предметы могут быть сопоставлены (эти признаки соответствуют друг другу). Успех сравнения зависит от того, насколько правильно выбраны основания для сравнения. Сравнение производится по существенным признакам. Его необходимо проводить последовательно, сохраняя от начала до конца основание, выбранное для сравнения. Следует избегать одностороннего сравнения (неполного, по одному признаку). Достоверным суждением будет то, которое получено по многостороннему поиску (полному, по всем признакам). Полноценное сравнение дает отчетливое представление, как о сходстве, так и о различии.
3. Необходимые признаки или же существенный признак.
Существенный признак – такой признак, который необходимо принадлежит предмету при всех условиях, без которого данный предмет существовать не может, который выражает коренную природу предмета и тем самым отличает его от других родов и видов. Существенный признак для рассказа – это наличие плана. Например, рассказ про любое живое существо в такой последовательности: название, размер, цвет, среда обитания, питание.
4.Сравнение по аналогии.
Аналогия – сходство в каком-нибудь отношении между предметами, явлениями, понятиями. Продолжи игровой ряд и поясни его. Использование аналогии в обучении математике. Использование аналогии в устной речи. Аналогии в повседневной жизни.
5. Сравнение объектов, явлений, процессов. Операционный состав действия сравнения:
Выделить предметы (объекты, явления, процессы и т.д.), подлежащие сравнению.
Выяснить, можно ли сравнивать данные предметы заданному основанию. Если основание для сравнения не задано, то его надо выделить среди сопоставимых существенных признаков.
Установить существенные признаки выделенных предметов.
Установить несущественные признаки этих же предметов.
Сопоставить предметы и их части по данному основанию, установить признаки сходства. Для поиска признаков сходства можно противопоставить сравниваемые предметы какому-либо другому предмету (предметам).
Сопоставить предметы и их части по данному основанию, установить признаки различия.
Сформулировать вывод о сходстве и различии предметов, о том, что нового установлено о данных предметах. Объяснить выявленные при сравнении отношения сходства и различия.
Предметы и явления познаются в сравнении не так, как при их изолированном рассмотрении: в процессе сопоставления и противопоставления выступают их свойства, которые иначе могли бы остаться незамеченными, непознанными. Сравнение помогает углублять и уточнять изучаемый материал, «открывать» в нем новые признаки. Таким образом, изучаемые предметы познаются более полно, чем при изолированном рассмотрении.
6. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема | Содержание урока | Ко-во часов |
1.Введение. Сравнение многозначный термин. Что значит сравнивать. | Сравнение — процесс количественного или качественного сопоставления разных свойств (сходств, отличий, преимуществ и недостатков) двух объектов. Упражнения "Сравнение понятий","Лишнее число", "Сравнение пословиц по смыслу", "Что в нем нового?" Подберите к названному в теме объекту (предмету, явлению) подходящее сравнение (метафору | 1 |
2.Выделение признаков у объектов | Признаки, которые в обязательном порядке есть у всех предметов данного класса, называются необходимыми. Отсутствие этих признаков приводит к тому, что предмет оказывается не относящимся к данному классу предметов. Сравнение предполагает умение выполнять следующие Сравнение может идти как по качественным характеристикам того или иного свойства (например, цвету, форме), так и по количественным характеристикам: больше - меньше, длиннее - короче, выше - ниже и т. д. При количественном сравнении необходимо наличие единого образца (меры), с помощью которой и производится сравнение. Такое сравнение называется непосредственным. На его основе формируется сравнение опосредованное. Особенность этого вида сравнения состоит именно в том, что сравнение предметов происходит не непосредственно, а с помощью меры - опосредованно. предметы по длине сравниваются с помощью меры длины, по весу - с помощью меры веса. | 1 |
3.Необходимые признаки или же существенный признак. | Существенные признаки – это признаки, которые необходимо принадлежат предмету, выражающие его сущность. | 1 |
4.Сравнение по аналогии. | Продолжи игровой ряд и поясни его. Использование аналогии в обучении математике. Использование аналогии в устной речи. Аналогии в повседневной жизни. | 1 |
5.Сравнение объектов, явлений, процессов. Операционный состав действия сравнения: | Тренировочные упражнения: Задание 1: Вы идёте в гости к знакомым, зная, что в семье есть ребёнок. Подберите подходящий мяч для него в подарок. Задание 2: Ученики 7 класса решили сходить в поход в выходные дни. Помогите им выбрать день и время, наиболее благоприятные для похода. Аргументируйте свой ответ. Задание 3: Три подруги решили сходить в Интернет-кафе, чтобы отметить праздник. Одна из них работает в библиотеке, вторая в арт-студии, а третья в выставочном зале. Определите то время, в которое они смогут все вместе встретиться в Интернет-кафе. Действия сравнения: 1) выделение признаков у объектов; 2) установление общих признаков; 3) выделение основания для сравнения (одного из существенных признаков); 4) сопоставление объектов по данному основанию. | 1 |
7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Литература для учителя:
Антохина Н.В., Мартынова Н.А., Васильева А.Л., Рахманова А.Т., Соколова Е.М. Погружение в сравнение в 6-ых классах // Школа самоопределения. Шаг второй / Сост. и ред. А.Н.Тубельский. — М.: АО “Политекст”, 1994. — С. 277-299
Гузеев В. В. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии. — М.: НИИ школьных технологий, 2004.
“Погружение” в сравнение или межпредметное “погружение” Ступень обучения (класс): основное общее образование , 6А,Б,В классы //Составитель: Савченко А.В. (учитель английского языка ВКК)
Сравнительные подходы в преподавании истории и обществознания как...// uchmet.ru/library/material/.
Смирнова Е. С. Интеллект и творчество: Развивающий курс. 5—7 классы/Е. С. Смирнова. — М.: УЦ «Перспектива», 2004.
Тубельский А.Н. Школа самоопределения // Новые ценности образования. Вып. 3. Десять концепций и эссе / Ред. Н.Б.Крылова, С.А.Ушакин. — М.: Инноватор, 1995. — С.75-83.
Учебное пособие на тему Педагогическая психология Талызина Н ФПрием сравнения предметов | Педагогическая психология - Талызина Н....
univer5.ru/pedagogika/...
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2011. – 159 с
Хуторской А. В. Развитие одарённости школьников: Методика продуктивного обучения: пособие для учителя /А. В. Хуторской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
. .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Степени сравнения прилагательных. Сравнительная степень сравнения»
«Степени сравнения прилагательных. Сравнительная степень сравнения»...
тема урока: «Сравнение отрезков. Длина отрезка», урок 12. класс: 5 общеобразовательный.программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович А.Г.
Эпиграф к уроку:"Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!»Д. Пойа программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович ...
Урок русского языка (7 класс) по теме "Степени сравнения наречий" по программе С.И. Львовой.
Презентация к уроку русского языка (7 класс) по теме "Степени сравнения наречий" по программе С.И. Львовой....
Контрольная работа по английскому языку (Кауфман, раздел 2) по темам «Степени сравнения имен прилагательных, абсолютная форма притяжательных местоимений, сравнение прилагательных с помощью союзов as…as, not as….as.
Контрольная работа по английскому языку (Кауфман, раздел 2) по темам«Степени сравнения имен прилагательных, абсолютная форма притяжательных местоимений, сравнение прилагательных с помощью союзов as…a...
Сравнение настоящего, будущего и прошедшего времён через выполнение заданий на сравнение трёх времён.
Сравнение настоящего, будущего и прошедшего времён через выполнение заданий на сравнение трёх времён.Цель: сравнить времена глагола по единому плану:1. Название по-русски и по-английски2. Дать о...
Степени сравнения прилагательных.Типы сравнения. Лексико-грамматический практикум, Подготовка к ЕГЭ по английскому языку.
Степени сравнения прилагательных. Типы сравнения. Лексико-грамматический практикум.Подготовка к ЕГЭ по английскому языку....
Сравнение. Виды сравнений. Проба «пера»: создание текстов с разными средствами выразительности (разные виды сравнений, эпитеты, метафоры)
Цель: актуализация знаний о сравнении и его видах.Задачи: 1. Ознакомиться с разными видами сравнений.2. Научиться различать разные виды сравнений.3. Закрепить полученные знания путем создания творческ...