Методическая разработка урока "Право в системе социальных норм" для учащихся 10 (общеобразовательного) класса с презентацией
презентация к уроку по обществознанию (10 класс) по теме

Марченко Елена Сергеевна

 

Урок по обществознанию на тему «Право в системе социальных норм»

10 класс (общеобразовательный)

Цель урока:

-сформировать представления о сути, значении права, его становлении и развитии;

- рассмотреть институт права в системе социальных норм

В результате изучения темы учащиеся должны знать определение права, понятия источник права, принципы права, система и отрасли права, институты права;

понимать основополагающие принципы российского права, правила действия нормативно-правовых актов;

уметь характеризовать признаки и особенности права, отличать правовые нормы от иных социальных норм, решать задачи практического характера.

Тип урока: изучение нового материала с практическим применением знаний, с использованием ИКТ, проблемного подхода..

Оборудование: компьютерная презентация, тексты с учебными ситуациями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 19
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД АРМАВИР

Методическая разработка урока по обществознанию по теме

«Право в системе социальных норм»

для учащихся 10 класса

(общеобразовательный)

подготовила учитель обществознания

МАОУ – СОШ№19 г.Армавира

Марченко Е.С.

2013 год

Урок по обществознанию на тему «Право в системе социальных норм»

10 класс (общеобразовательный)

Цель урока: 

-сформировать представления о сути, значении права, его                       становлении и развитии;

- рассмотреть институт права в системе социальных норм

В результате изучения темы учащиеся должны знать определение права, понятия источник права, принципы права, система и отрасли права, институты права;

понимать основополагающие принципы российского права, правила действия нормативно-правовых актов; 

уметь характеризовать признаки и особенности права, отличать правовые нормы от иных социальных норм, решать задачи практического характера.

Тип урока: изучение нового материала с практическим применением знаний, с использованием ИКТ, проблемного подхода..

Оборудование: компьютерная презентация, тексты с учебными ситуациями.

План урока

  1. Понятие «право». Признаки права.
  2. Естественное и позитивное право.
  3. Формы позитивного права.
  4. Принципы и источники права.
  5. Функции и значение права.
  6. Отличия права от других социальных норм.
  7. Система и отрасли права. Институты права.
  8. Публичное и частное право.

Ход урока.

  1. Сообщение темы и цели урока.
  2. Активизация учебной деятельности.

Презентация «Право» (слайд 1.)

                Почему люди не могут обойтись без права? Откуда право берет силу? Почему право называют минимумом морали? Как устроено право?

На эти вопросы мы постараемся ответить на сегодняшнем уроке.

А также рассмотрим следующие вопросы (слайд 2)

  1. Изложение программного материала.

В Древней Греции говорили так: «Право – искусство справедливости и добра» (древнеримское изречение)

  1. Право в системе социальных норм: (слайд3):

В современном правоведении существует несколько подходов к определению права:

1.Нормативно-правовой подход.

Право – исходящая от государства система общеобязательных норм, которая обеспечивает юридическое (т.е. предусмотренное нормами права) регулирование общественных отношений и охраняется силой государства.

Позитивное (положительное) право – исходящее от государства право, оформленное в виде государственных законов и иных правовых документов, представляет собой конкретную юридическую реальность, существование которой зависит от воли людей.

2.Естественно-правовой подход.

Естественное право – право, которое возникло объективно, из самой природы человека, общества, не является творением людей. Вид права выражает объективно присущее человеку притязание на свободу и проявляется в неотчуждаемых (неотъемлемых), принадлежащих человеку от рождения, правах: праве каждого на жизнь, на свободное определение своей судьбы, на личное достоинство и личную неприкосновенность, на свободу мысли и слова, и т.д. По отношению к позитивному праву естественное право выступает в качестве идеала, критерия свободы и справедливости, выступает как императив (повеление, требование), стоящий выше государства и его законов.

3.Интегративный подход.

Синтезирование разных подходов к праву и его определению. (слайд 4)

«Право» в современной науке используется в нескольких значениях:

1) Право, как социально-правовые притязания людей (естественное право).

2) Право – официально признанные возможности, которыми располагает человек (субъективное право).

3) Право – система юридических норм (объективное право).

4) Право – правовая система.

2. Основные признаки права –(слайд 5) 

1) Нормативность – формирование типичного правила поведения

2) Формальная определенность – официальное закрепление

3) Проявление воли и сознания людей

4) Обеспеченность возможностью государственного принуждения

5) Системность.

3. Социальные нормы (слайд 6) Человек в своей деятельности, своём поведении должен придерживаться определённых норм, правил поведения. Правила поведения, принятые в обществе называют социальными нормами.   

Понятие норма в переводе с латыни означает «руководство, правило, образец». Норма устанавливает границу (меру) возможного и должного. Там, где есть общество, должны быть и правила общежития. Складываются они объективно, в результате совместной жизнедеятельности людей. Это касается всех правовых норм – и правовых и неправовых.

Конкретный социальный порядок устанавливается в результате действия разнообразных факторов. Например, природных и социальных, возникших в процессе культурного развития. Это и есть социальные нормы.

Выделяют целый ряд признаков социальных норм: – (слайд 7)

4. Признаки социальных норм: 

1. Социальные нормы представляют образец (стандарты) поведения, типичного для данного времени и среды;

2. Нормы определяют границу (меру) возможного и должного  поведения;

3. Они служат средством контроля за поведением людей.

4. Не имеют конкретного адресата и действуют непрерывно во времени

5. Возникают связи с сознательной деятельностью людей

6. Направлены на регулирование общественных отношений

7. Содержание соответствует типу культуры и характеру социальной организации общества.

5.  Какие виды социальных норм вам знакомы?

Социальные нормы многообразны. Что связано с предметом их регулирования.

Виды социальных норм: – (слайд 8)

Социальные нормы можно классифицировать по: - сферам действия (экономические, политические и пр.)

- механизму регулирования (мораль, право, обычай, норма поведения)

Обычаи:

Относятся к числу самых ранних социальных норм. Обычай – правило, которое возникло в результате постоянного повторения данного образа поведения и вошло в привычку людей. Предполагает воспроизведение самого поведения и отсутствие необходимости принуждения.

Правовые нормы могут поддерживать обычаи, или вытеснять их, могут быть безразличны к обычаям.

                        Социальные нормы

- нормы права;                                           - религиозные нормы;

- нормы морали;                                        - корпоративные нормы;

- нормы традиций и обычаев;                  - деловые обыкновения;

- политические нормы.

Давайте подробнее остановимся на некоторых видах социальных норм. , (слайд 9)

Политические нормы – правила поведения разнообразных субъектов политики, политических отношений.

Корпоративные нормы – правила, которые регулируют деятельность общественных, негосударственных организаций (профсоюзов, клубов, союзов, политических партий и т.д.)

Нормы морали – это правила поведения. которые складываются на основе представлений о добре и зле, совести и долге. Чести и достоинстве и т.д.

Нормы традиций и обычаев – правила поведения, которые складываются в результате их многократного повторения.

6. Отличия права и морали: (слайд 10)

Имеют общие черты, присущие всем социальным нормам.

Правовые нормы возникли в процессе судебной и законодательной практики, а мораль не связана со структурной организацией общества.

1) Право закрепляется государством, а мораль возникает стихийно

2) Право существует в письменных источниках, а мораль – в сознании людей

3) Право регулирует отношения, подконтрольные государству, а мораль – и подконтрольные, и неподконтрольные

4) Право обеспечивается государством, а мораль – силой общественного воздействия.

7. Характерные черты права и морали: (слайд 11):

   

Нормы морали

Нормы права

Исходят от общества

Создаются и санкционируются государством

Носят неофициальный характер, не нуждаются в официальном оформлении

Закреплены в форме государственных и международных правовых документах

Формы обеспечения: поддерживаются силой общественного мнения

Поддерживаются мерами государственного принуждения

Санкция за нарушение: осуждения со стороны общества

Санкции: от замечания и предупреждения до лишения свободы.

А теперь давайте определим

  1. общие черты норм морали и норм права (слайд 12):.

Общие черты:

  1. Единая цель – способствовать общественному согласию, гармонизации отношений в обществе;
  2. Идейная основа: основываются на общечеловеческих принципах (равенство, свобода, жизнь);
  3. Обеспечение справедливости.
  4. Воспитательное воздействие, формирование внутренних убеждений.

А теперь давайте определим, насколько близки такие понятия как право и мораль. Какая сфера регулирования шире, правовая или моральная?

Действительно, это наиболее близкие социальные регуляторы. Не случайно крупнейшие русские мыслители В.С. Соловьёв и И.А. Ильин подчёркивали, что право – это моральный минимум, или юридически оформленная мораль.

Что же касается сферы регулирования, то, безусловно, моральные нормы проникают в такие сферы, которые неподвластны праву, например, межличностные отношения дружбы, любовь, взаимопомощь.

  1. Понятие «Право» (слайд 13) 

А теперь подробнее поговорим о праве как виде социальных норм. Что же такое право?

В юридической науке существует немало различных определений норм права. Прежде чем сформулировать определение, предлагаю ознакомиться с некоторыми  из основных признаков этого понятия.

-Система общеобязательных, формально определенных правил поведения, устанавливаемых и охраняемых государством.

Норма права - конкретное правило, это первичная клеточка права, его исходный элемент.

  1.  Признаки (слайд 14)Первый признак мы уже определили:

- право- это система норм, правил поведения;

- второй признак – выражение воли и интересов общества;

- сформулированы в специальных государственных документах;

- охраняются от нарушений мерами государственного принуждения.

А теперь попытайтесь самостоятельно сформулировать определение понятия «право».

  1. Право существует в разных формах. (слайд 15)

Выделяют позитивное и естественное право. В чём их различие?

Позитивное право- это право в виде закона, установленного государственной властью.

Естественное право – это право как идеал, образец. («Всеобщая декларация прав человека»).

  1.   Функции права: (слайд 16)

- организующая: определение структуры государства, формирование органов власти;

- охранительная: охрана от правонарушений;

- воспитательная: воздействие на сознание и поведение людей.

13.  Принципы права: (слайд 17) это его основные положения.

- принцип справедливости. Он имеет моральное правовое содержание, обеспечивает соотношение между правами и обязанностями, преступлением и наказанием.

- принцип гуманизма. Закон гарантирует неприкосновенность личности: никто не может быть подвергнут аресту или незаконному содержанию под стражей иначе как на основании судебного решения; лишённые свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение их достоинства.

- принцип правосудия: ответственность за вину, право на защиту своих прав.

 - принцип равноправия  (ст. 19 Конституции РФ).

14.Структура правовой нормы. (слайд 18)  

Правовая норма – регулятор общественных отношений, правило, определяющее, как следует (или не следует) поступать в той или иной ситуации.

 В правовой норме можно выделить три составные части:

 Гипотеза- указание на условия, при которых возникают права и  обязанности (время, место, состав участников).

Диспозиция – указание на сами права и обязанности, правила поведения, согласно которым должны или не должны действовать субъекты права.

Санкция – указание на неблагоприятные последствия, наступающие при нарушении нормы (последствия).

(слайд 19)  Структура правовой нормы

Несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет (гипотеза), может быть объявлен полностью дееспособным (диспозиция), если он работает по трудовому договору (продолжение гипотезы)

(слайд 20)  Например, «если заключён договор о залоге (гипотеза), то он должен быть совершён в письменной форме (диспозиция), а в противном случае договор является недействительным (санкция).

Необходимо отметить, что не каждая представленная в статье закона норма содержит все три структурных элемента. Вы встретите различные варианты.

А теперь попытайтесь самостоятельно определить составные части в следующих нормах права.

  1. Граждане РФ, достигшие 18 лет, имеют право избирать; лица препятствующие осуществлению этого права, привлекаются к административной ответственности.
  2. За осуществление экстремистской деятельности граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в установленном законодательством РФ порядке».
  3. «Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является её многонациональный народ».

15. Виды правовых норм (слайд 21).

С целью более полного изучения, а также выявления практических возможностей применения правовой нормы принято классифицировать. Одной из наиболее распространённых классификаций является подразделение правовых норм по характеру содержащихся предписаний.

- управомочивающие (предоставляют возможность поступать тем или иным образом);

- обязывающие (предписание субъекту совершать строго определённые действия);

- запрещающие (запрет совершать те или иные действия).

Определите, к какому виду правовых норм относится:

А) уплата налогов;     б) хищение;     в) предпринимательская деятельность.

16. Система права. (слайд 22)

Право – это единство взаимодействующих элементов, определённая система. Система права -  это его внутреннее строение, которое выражается в разделении права на относительно самостоятельные части.

Из каких частей (элементов) состоит право?

Первичным элементом системы права является норма права, сущность и строение которой вам уже известны. Также элементами системы права являются отрасли права и институты права.

Система права, основные отросли, институты, отношения:

Система права – внутренняя структура права, отражающая объединение и дифференциацию юридических норм.

23. Отрасль права (слайд 23) – это относительно самостоятельное подразделение системы права, состоящее из правовых норм, регулирующих определённых вид общественных отношений.

24. Какие отрасли права вам известны? Отрасли права. (слайд 24, 25) Схема отраслей

Право делится на отрасли (т.е. группы норм, которые регулируют определенный комплекс общественных отношений):

1) Конституционное или гражданское право

2) Административное

3) Гражданское

4) Уголовное

5) Уголовно-процессуальное

6) Гражданско-процессуальное

7) Семейное

8) Финансовое

9) Трудовое

10) Международное.

25. Институт права(слайд 26)  - группа однородных юридических норм, регулирующих отдельные стороны общественных отношений. Например, отрасль права – гражданское право, институт гражданского права – отношения собственности; трудовое право (институт увольнения, рабочего времени, трудовой договор); уголовное право (институт преступлений против собственности, экологических преступлений и т.д.).

26. Публичное и частное право. (слайд 27) 

Вам уже известно из курса основной школы, что существует деление права на частное и публичное.

Публичное право – нормы, закрепляющие порядок деятельности государственной власти и управления. Оно состоит из отраслей конституционного, административного, уголовного и пр. права. Регулирует отношения между государством и гражданами.

Частное право – система юридических норм, охраняющая и регулирующая отношения частных лиц. Состоит из отраслей: гражданского, трудового, семейного, финансового и пр. права. Регулирует отношения между субъектами права (люди, коллектив)

27. Сравнение публичного с частным правом(слайд 28) 

28. Закрепление: Выполнение теста(слайд 29,30) 

Выполните задание (взаимопроверка).

За каждое задание определена сумма баллов, максимум – 80 баллов.

«5» - 71 – 80 баллов

«4» - 61 – 70 баллов

«3» - 51 – 60 баллов

«2» - 50 и менее баллов.

29.Выполнение теста(слайд 30) 

 

2 вариант

Баллы

1.Источник права - …

  1. Право – это…

10

2. Принципы права -…

  1. Виды правовых норм…

15

3. Отметьте источники права:

А) Конституция РФ

Б) Гражданский кодекс

В) Приказ директора школы

Г) Международный пакт «О гражданских и политических правах»

  1. Отметьте источники права

А) Закон РФ «Об образовании»

Б) решение сельского схода

В) Указ Президента

Г) Постановление Правительства

20

4.Укажите, какие из ниже перечисленных признаков относятся к нормам морали (+) или нормам права (-)

А) регулируют наиболее важные общественные отношения, затрагивающие существенные интересы людей и общества;

Б) закреплены в законах;

В) за их нарушение следует ответственность в виде осуждения обществом, группой.

4. Укажите, какие из ниже перечисленных признаков относятся к нормам морали (+) или нормам права (-)

А) регулируют общественные и личные отношения в сферах: «человек – человек», «человек – общество», «человек – группа».

Б) складываются постепенно в общественном сознании;

В) за их нарушения следует ответственность в виде государственного принуждения.

15

5.Определите, к каким отраслям права относятся следующие правовые институты.

А) институт заработной платы;

Б) институт государственной службы;

В) институт брака;

Г) институт страхования.

5.Определите, к каким отраслям права относятся следующие правовые институты.

А) институт уголовного наказания;

Б) институт основ конституционного строя;

В) институт купли – продажи;

Г) институт трудового договора.

20

30.Домашнее задание:(слайд 31)

§25, выучить определения, ответить на вопросы с.283, 

поработать с документом Б.Н.Чичерина, ответить на вопросы с.282


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока ИЗО « ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА» Для учащихся 5 класса

Золотая Хохлома- яркое, самобытное явление русского народного декоративно-прикладного искусства. Этот традиционный художественный промысел имеет более чем трехсотлетнюю историю. Мир, в котором мы живе...

Методическая разработка учебного занятия по биологии для учащихся 7 класса. Тема "Экологические группы амфибий, черты приспособленности к среде обитания" (моделирование учебного занятия (2 урока) в режиме педагогической мастерской)

Учебное занятие в курсе  биологии для учащихся 7 класса по  теме "Экологические группы амфибий, черты приспособленности к среде обитания" (моделирование учебного занятия (2 урока) в режиме п...

Методическая разработка сценария концерта ко Дню матери в общеобразовательной школе с презентацией и фильмами детей

Данный сценарий содержит описание подготовки, стихи, написанные для матерей, песни, презентации и фильмы детей, ответные письма матерей....

Методическая разработка урока математики «Упрощение выражений» для учащихся 5 класса

Тема урока: Упрощение выраженийТип урока: обобщение темы «Упрощение выражений »Цели урока:обучающие:выработать навык в использовании распределительного свойства при нахождении значений числовых выраже...

Методическая разработка. «Заочно-зачетная система оценки знаний учащихся по химии для профессий и специальностей технического профиля. 1курс.»

Данная разработка позволяет заочно оценивать знания учащихся  1 курса НПО по химии, обучающихся по профессиям и специальностям технического профиля....

Методическая разработка. Рабочая программа по «Социально бытовой -ориентировке». 6 класс, VIII вида. Индивидуальное обучение

Рабочая программа курса «Социально-бытовая ориентировка» в 6 классе СКОУ VIII вида составлена для индивидуального обучения на дому (очно-заочная форма) в соответствии с программой В.В. Вор...

Методическая разработка. Рабочая программа по «Социально бытовой -ориентировке».7 класс, VIII вида. Индивидуальное обучение

Рабочая программа курса «Социально-бытовая ориентировка» в 7 классе СКОУ VIII вида составлена для индивидуального обучения на дому в соответствии с программой В.В. Воронковой (Программы сп...