Дни воинской славы России «Московская битва»
проект

Сочнева Ольга Алексеевна

Данное внеклассное мероприятие разработано согласно плану мероприятий  Дни воинской славы. В нашей школе каждый год проводятся Ломоносовские дни. В этот день осуществляется погружение по выбранной теме. Нами, педагогами,  была выбрана тема для погружения «Битва за Москву».  Подготовка  и проведение  было организованно классным руководителем, учителем истории и учителем ОБЖ совместно с учащимися 7 «А» класса. Внеклассное мероприятие  проводилось для учащихся 5 – 7 классов школы. Для участия в данном мероприятии ученики должны иметь начальное представление о Великой Отечественной войне, знать какими для нашей страны были первые месяцы войны, понимать историческое значение победы в битве под Москвой. Новые исторические факты о битве за Москву, ее героических защитниках, подобранные по теме стихи, которые ученики рассказывают наизусть, фронтовые письма, видео с воспоминаниями участников Московской битвы, песни военных лет, которые они исполняют, военные фотографии и плакаты  расширяют кругозор учеников, воспитывают уважительное отношение к нашей истории, создают почву для формирования чувства патриотизма и любви к Родине.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_bitva_za_moskvu.docx468.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Белоярская средняя общеобразовательная школа №1»

Верхнекетского района Томской области

Всероссийский Конкурс педагогического мастерства

 «ФГОС: внеурочная деятельность, дополнительное образование»

Дни воинской славы России

« Московская битва»

Сценарий внеклассного мероприятия.

       

C:\РАБОЧИЙ СТОЛ\Битва за Москву\Wallpaper_4002_Battle_For_Moscow.jpg

Авторы сценария:

учитель истории Домнина Галина Олеговна,

учитель музыки Сочнева Ольга Алексеевна.

Белый Яр  

2018

Пояснительная записка

Данное внеклассное мероприятие разработано согласно плану мероприятий  Дни воинской славы. В нашей школе каждый год проводятся Ломоносовские дни. В этот день осуществляется погружение по выбранной теме. Нами, педагогами,  была выбрана тема для погружения «Битва за Москву».  Подготовка  и проведение  было организованно классным руководителем, учителем истории и учителем ОБЖ совместно с учащимися 7 «А» класса. Внеклассное мероприятие  проводилось для учащихся 5 – 7 классов школы. Для участия в данном мероприятии ученики должны иметь начальное представление о Великой Отечественной войне, знать какими для нашей страны были первые месяцы войны, понимать историческое значение победы в битве под Москвой. Новые исторические факты о битве за Москву, ее героических защитниках, подобранные по теме стихи, которые ученики рассказывают наизусть, фронтовые письма, видео с воспоминаниями участников Московской битвы, песни военных лет, которые они исполняют, военные фотографии и плакаты  расширяют кругозор учеников, воспитывают уважительное отношение к нашей истории, создают почву для формирования чувства патриотизма и любви к Родине.  

Цель: воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну; прививать чувство любви к Родине; расширять представления учащихся о военных годах, героизме народа; воспитывать уважительное отношение к старшему поколению.

Задачи:

- формирование у учеников чувства любви к Родине и гордости за свою страну, уважительного отношения к славному военно-историческому прошлому;

- воспитание заботливого, бережного отношения к старшему поколению россиян, желание оказать ему необходимую помощь и поддержку;

- формирование у молодого поколения готовности к защите Отечества и службе к российской армии;

- доведение до учеников боевых традиций Советской Армии, примеров мужества и героизма защитников Родины в годы Великой Отечественной войны;

- сохранение памяти о минувших годах и героизме советского народа.
Методы достижения целей и решения задач.

Подготовительная работа предусматривает реализацию комплекса мероприятий, осуществляемых по следующим направлениям:

-Использование метода «Мозаичный класс», что снижает предубежденность и позволяет строить отношения, основанные  на понимании, учит детей ставить себя на место других, сопереживать.

-Деятельностный метод.

-Инсценирование.

-Метод сбора информации и мозговой штурм.

-Метод «проживания»  определенной роли.

-Метод оценки.

Планируемые результаты обучения: 

Познавательные УУД:

-усвоение учащимися целей, содержания и значения действий руководящего состава на начало войны;

-понимание учащимися причин неудач Красной армии на начальном этапе войны;

Коммуникативные УУД:

-реализация и формирование умения участвовать в дискуссии, аргументированно высказывать свое мнение, слушать оппонента, даже если не согласны с его точкой зрения;

-подвести итоги исследовательской работы учащихся с документами при подготовке к дискуссии.

Личностные УУД:

-воспитание толерантности, т.е. уважительное, терпимое отношение к противоположной точке зрения;

-адаптация учащихся к современной жизни в конкурентной среде, где так важно отстаивать собственную точку зрения, позицию, не причиняя ущерба окружающим людям.

Основные понятия:  план «Барбаросса», блицкриг, рейх, вермахт, тактика, стратегия, мобилизация, эвакуация, ГКО, СНК.

Метапредметные связи:  история, обществознание,  аналитика, ОБЖ, география, информатика, музыка и ИКТ.

Ресурсы:  

-пакет  документов  для групп;

-мультимедийная презентация

-видеофильм Воспоминания  ветеранов Великой Отечественной войны о Московской битве

-карта: «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.»

-плакат «За нами Москва»

Используемые технологии:

-технология критического мышления;

-метод проблемного обучения;

-ИКТ.

Оформление:  хроника военных лет о Москве, презентация, аудиозаписи и видеозаписи о Московской битве, проектор,  фонограммы песен военных лет.

Область применения:

- уроки Мужества

- внеклассные часы

- внеклассные мероприятия на военно – патриотическую тему

Возраст учащихся: ученики 5 - 7 классов.

Оборудование:

  • Компьютер
  • интерактивная доска
  • проектор
  • презентация по теме «Битва за Москву»

Подготовительная работа:

- распределить материал информационного блока (9 учеников);

       - поручить 2-3 ученикам сделать презентация по теме «Битва за Москву»

Оформление: нарисовать плакаты.

Время реализации: 2 часа 40 минут.

Ход мероприятия.

Звучит фонограмма песни «В землянке»(музыка К. Листова, стихи А. Суркова)

Сочнева О.А (классный руководитель): Здравствуйте, ребята. Сегодня мы начинаем наш урок в непривычной обстановке.

Нас приветливо встретила хозяйка районного краеведческого музея  Колеватова Ангелина Александровна.

Сегодня с нами работает старший специалист муниципального архива Верхнекетского района Насонова Елена Борисовна. Вместе с вами мы сегодня пролистаем страницы очень важного события в истории нашей страны, мы будем говорить о битве. Посмотрите на эту фотографию и попробуйте предположить тему нашей встречи. (Демонстрация фотографии Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года)

Примерные ответы учеников:

-Московская битва

- Битва за Москву

- Сражение за Москву

Учитель: Да, сегодня мы будем говорить о Битве за Москву.

Ученик: В 2017 году исполнилось 76 лет со времени начала Московской битвы. Великая Отечественная война все дальше от нас.  Мы стал меньше интересоваться историей этой войны.

        В последнее время за рубежом сознательно принижается значение этой великой битвы и того вклада, который внес Советский Союз в победу над фашистской Германией.

Поэтому сегодня мы ответим на вопрос: какую роль сыграла Битва под Москвой во Второй мировой войне?

Рефлексия (начало)

Учитель: Сейчас, ребята,  вы получите бланки с вопросами, заполните, пожалуйста, графу №1 (учащиеся заполняют)

А теперь, я прошу вас, закрыть глаза и представить, что перед вами бой, бой кровопролитный, опишите, что вы видите в графе №2 (учащиеся заполняют)

(Приложение №1,2 )

Тема нашего урока «Московская битва». Что вы ожидаете от урока? Заполните графу №3 (учащиеся заполняют)

Ученик: Битва за Москву – это одно из самых крупных сражений Второй мировой войны как по численности участников сторон, так и по территории, на котором оно происходило.

Учитель: Но, прежде, чем говорить о самой битве, давайте разберемся, что же происходило далеко от границы, в глубине страны, а конкретно в нашем районе.

(Приложение №3 )

Насонова Е.Б. (архив): Сегодня, опираясь на архивные документы, мы попробуем заглянуть в прошлое и, посмотреть, как жили верхнекетцы в военные годы, увидеть, какой ценой досталась им  Великая Победа.

         (Презентация. Слайд №1)

Для начала давайте представим, как выглядел  район на начало войны.

(Слайд №2)

Наш район образован в июне 1939 года. На территории района было образовано 4 сельских Советов: Широковский, Верхнекетский, Орловский и Моховский. К 1940 году население района составляло 7646 человек.

1 сентября 1941 года в 13 школах ( 8-начальных, 4 неполные-средние, 1 средняя в с.Белый Яр) училось 1156 учеников.

Из медицинских учреждений в районе работала 1 амбулатория в Белом Яре, 3 больницы и 4 медпункта.

В 40-е годы наш район считался сельскохозяйственным, на территории находилось 33 колхоза и промартели, которые занимались выращиванием овощей, сеяли пшеницу, просо, гречиху, горох. Занимались разведением крупнорогатого скота, лошадей, овец.

Лесозаготовками занималось единственное в районе предприятие - Нибегинский мехлесопункт.

Белый Яр находился далеко от тех мест, где шли ожесточенные бои, здесь не гудели самолеты с черными крестами на крыльях, не разрывались бомбы, может именно поэтому в архивных документах за июнь-август 1941 года редко встречается слово «война». Возможно, было мало информации, т.к. газеты приходили с опозданием. А возможно, многие думали, что это ненадолго, наша армия быстро справится с врагом и скоро все закончится, что их это не коснется. Но уже с сентября 1941 года началась повальная мобилизация мужского населения в армию и люди стали осознавать, какая беда к ним пришла.

(Слайд №3)

В соответствии с приказом №134 от 05.09.1941г из Нибегинского мехлесопункта в один день уволено сразу 17 человек в связи с мобилизацией в Красную Армию.

(Слайд №4)

Листая похозяйственные книги того времени, можно увидеть, что практически из каждой семьи мужчины уходили на фронт. Например, в семье Прозоровых было 5 детей. Старшего сына Романа, ему было всего 21 год, призвали 9 сентября 1941 года. 17 мая 1943г ушел на фронт глава семьи Михаил Степанович, который погиб в 1945 году.

Как мы видим, война отрывала от мирного труда наиболее трудоспособную  часть района. Им на смену встали старики, женщины, дети.

Пример: семья Прозоровых:

Сазон 16 лет с января 1943г – рыбак

Зинаида 14 лет с июля 1943г – сторож

(Слайд №5)

В организациях стал ощущаться кадровый голод, т.к. самые грамотные и квалифицированные работники ушли на войну.

(Слайд №6)

Финансирование предприятий было приостановлено, как видно из переписки секретаря исполкома и заведующего общего отдела Нарымского Окрисполкома в сентябре 1941 года появились проблемы по обеспечению бумагой.

Фронту и стране необходимо было продовольствие, поэтому в колхозах был увеличен минимум трудодней, очередные отпуска были отменены, стали обязательными сверхурочные работы, широкий размах получило социалистическое соревнование.

(Слайд №7)

Постановление о награждении

(Слайд №8)

Решение №229 о мобилизации

В колхозах не хватало рабочих рук, для того, чтобы вырастить и собрать урожай проводилась мобилизация трудоспособного населения на сельскохозяйственные работы. Мобилизации подлежали лица мужского пола от 14 до 55 лет и лица женского пола от 14 до 50 лет. Учащиеся 6-10 классов направлялись на сельхозработы вместе с учителями, в зависимости от характера работ рабочий день устанавливался от 6 до 8 часов.

(Слайд №9)

Колхозам района стали доводиться плановые задания по вылову рыбы. Несмотря на то, что многие колхозы до войны этим не занимались, вылов рыбы в отношении к довоенному уровню увеличился в 3,8 раза. На фронт шла мороженая, вяленая, копченая рыба.

(Слайд №10)

За годы войны охотники нашего района сдали пушнины государству на 1 млн.рублей. Наравне со взрослыми в тайгу шли и дети. В ноябре 1944 были занесены на местную доску почета: Ивигина Мария (13 лет),Лихачев Илья  (13 лет), Лихачев Яков ( 10лет)

                                           (Слайд №11)                                 ( Приложение №4)

Несмотря на сложности военного времени, население нашего района приняло активное участие в различных компаниях по сбору средств для Красной Армии.

Верхнекетцами было собрано теплых вещей 15 тыс.штук. Колхозники нашего района  дали государству и фронту 99726 пудов хлеба, 19487 пудов мяса, 75724 пуд молока, 442 пуда шерсти, 858 пудов льна-семян, 597 пудов льна-волокна. Помогали наши земляки и освобожденным от немецких аккупантов районам, так колхозникам Воронежской области было передано 312 голов крупнорогатого скота.

(Слайд №12)

При этом сами труженики тыла жили впроголодь, не имели теплых вещей и обуви.

Из переписки  Верхнекетского райисполкома с председателями колхозов:

(Слайд №13)

Даже в самые тяжелые времена советские воины были уверены в безраздельной поддержке тыла, в том, что в них верят и ждут от них победу. На передовую шел поток писем, из которых черпали поддержку и веру солдаты.

(Слайд №14)

Вот письмо учителей, написанное на районной учительской конференции 20 августа 1943 года:

«Дорогой товарищ!

Близится час окончательного разгрома немецко-фашистских захватчиков, вероломно напавших на нашу священную землю. Вы с оружием в руках смело идете на врага, идете на запад, очищая каждую пядь нашей родной земли от гитлеровских мерзавцев. Но вы, товарищ, не один. Пусть мы сегодня еще в глубоком тылу, но вся наша жизнь отдана фронту и борьбе за завоевания Октября. Сегодня на районной конференции учителей школ Верхнекетского района подведены итоги нашей работы за 1942-1943 год. Можем и мы сказать с гордостью, что в победах, одержанных Вами на фронте Отечественной войны, есть и наша доля борьбы. Все учителя и учащиеся принимают активное участи в выполнении хоз-политических задач. Многие учителя являются уполномоченными в колхозах, политруками в рыболовецких бригадах. Учащиеся за 1942 год выработали в колхозах более 15 тысяч трудодней, собрали ягоды более 10 тонн, сдали рыбы в фонд Красной Армии более 35 центнеров. Во многих школах добились высокой успеваемости, а в Палочкинской  н/с школе по русскому языку 100% успеваемость.

В настоящем 1943-1944 учебном году берем на себя обязательства, во-первых, иметь по району 100% охват детей всеобучем, наивысшей успеваемости учащихся, еще больше принимать участие в общественной жизни села. Никогда не забудем и о помощи фронту. Всегда поддержим наступление Красной Армии.

Привет, дорогой товарищ! Желаем Вам здоровья и победы над врагом. Скорей возвращайтесь домой.

По поручению конференции РОНО и лучшие учителя района»

10 подписей»                                                                        (Ф.4.Д.20.л.64)

Великая Отечественная война советского народа против немецко-фашистских агрессоров и их союзников длилась 1418 дней. За это время население нашего района уменьшилось на 1928 человек.

(Слайд №15)

На 1 января 1945 года проживало 5718 человек, из них 3438 женщины. Из 2280 мужчин всего 810 человек были старше 18 лет…

(Слайд №16)

        Пожелтевшие страницы архивных документов свидетельствуют о том, что население Верхнекетского района в годы войны, проявляя стойкость, самопожертвование обеспечивало фронт и тыл всем необходимым. Верхнекетцы делали все, что было в их силах, во имя победы над врагом.

Учитель: Спасибо большое Елена Борисовна за столь познавательный рассказ о годах лихолетья на нашей Верхнекетской земле.

А теперь, ребята, мы пройдем с вами в зал Воинской славы музея.

Колеватова А.А.(музей): В боях Великой Отечественной войны особое место занимают сибиряки. Сибирские дивизии и полки сражались на всех участках громадного советско-германского фронта. В первые дни войны сибиряки вместе с другими воинами Красной Армии приняли на себя удар врага и насмерть стояли на рубежах родной страны. Двадцать сибирских дивизий и бригад участвовало в битве под Москвой. Они сражались на Бородинском поле и под Истрой, под Волоколамском, Серпуховом и Тулой. Вместе с великим русским народом против фашизма сражались все сибирские народы: якуты, буряты, хакасы, алтайцы, тувинцы, эвенки. Воины-сибиряки не раз проявляли смекалку и находчивость в самых сложных боевых ситуациях. Отвага и стойкость, подкрепленные смекалкой и военной хитростью, помогали найти выход из самого безнадежного положения. Рассказывали, что  солдаты-сибиряки имели навык использования стрелкового оружия. Многие из них с малых лет были охотниками-любителями Поэтому солдатская азбука выживания пополнялась наработанным опытом из охотничьей практики. Они умели наблюдать за местностью и противником. Практика показала, что для результативного выстрела нужно знать расстояние до цели, максимальное количество демаскирующих признаков, обладать хорошей зрительной памятью и умением оставаться незамеченным.                                                                                                            (Приложение № 5,6,7)

Очень холодной зимой 1941 года сибиряки в перерывах между боями спасались от морозов, зарывшись в глубокий рыхлый снег (не секрет, что многие новобранцы из центральных областей умерли от переохлаждения). Температура в снегу постоянная, и люди не замерзали долгое время. (Рассказ  об учителях и учениках Белоярской средней школы №1, участниках Великой Отечественной войны)                      (Приложение № 22)                 

Учитель: Спасибо за возможность прикоснуться к нашей истории…

Ученик: 30 сентября 1941 года вермахт приступил к осуществлению операции «Тайфун». Началось одно из величайших сражений в военной истории, которому суждено было оказать крупнейшее влияние на весь последующий ход Второй мировой войны. Это сражение вошло в историю как «Битва за Москву»

Ученик: Уже вблизи его войска

Гремят броней стальною,

Уже видна ему Москва

С Кремлевской стеною.

И воют бомбы не впервой

Над славным городом Москвой

И над Москвой-рекою.

Уже слова: «Моя Москва»

По-русски враг заучивал.

Нет, ты возьми ее сперва,

Потом усы покручивай.

(Александр Твардовский, фрагмент «Баллада о Москве»)

Домнина Г.О: (Учитель истории)          

Битва за Москву, началась в сентябре 1941 года, была одна из самых кровопролитных сражений времен Великой Отечественной войны. За три месяца войска гитлеровской Германии успели вплотную подойти к столице. Операция по захвату города имела название «Тайфун», которая началась 30 сентября.

Первый этап битвы за Москву 30.09.1941 - 5.12.1941г носил оборонительный характер. Второй этап 5.12.1941 - 20.04.1942г это контрнаступление Советской Армии, а с января 42 года и вовсе мощное наступление на врага.

19 октября 1941 года город был переведен в осадное положение. Битва за Москву была в самом разгаре. Наступление противника было остановлено 30 октября. Взять столицу, Германия планировала к 7-му ноября. В этот день, начиная с 1918 года, в СССР отмечали Октябрьскую революцию.

Под Москвой была великая битва. Город защищало три фронта, но численность немецких сил все равно была больше. Людей у немцев было больше на четверть, танков и артиллерии в два раза, самолетов тоже.

Часть защитников Москвы, на дальних подступах к ней была окружена и разбита под Вязьмой. Несколько дней смогла продержаться вторая линия обороны, в районе Можайска. Положение было критическим.

Руководить обороной города поручили Георгию Константиновичу Жукову. После принятия командования, Жуков соединил три фронта обороны в один – Западный.

С востока, к осажденному городу подтягивались войска из Сибири и Дальнего Востока. До подхода подкрепления нужно было держаться всеми силами. Для обороны столицы, на фронт ушло 50 тысяч москвичей добровольцев, которые вступали в ряды народного ополчения и Красной армии.

7 ноября, на Красной площади прошел парад советских войск, принимал парад маршал Буденный. С парада бойцы сразу уходили на фронт. Немцы тем временем были все ближе и ближе…    Германские войска подошли к Москве на расстояние 30 километров. Гитлер торопил своих генералов, призывая как можно быстрее захватить город.

Стойкость русского человека, его мужество, храбрость, сила и стремление к самопожертвованию на благо Родины не позволили немцам осуществить свои коварные планы.  Битва под Москвой овеяна человеческим подвигом, людей совершенно разных чинов и званий.

В декабре в Битве наметился перелом. Русские войска перешли в наступление и, при поддержки авиации,  несколько отодвинули немцев от города. Немцы бежали, бросая военную технику. В тыл бегущим, советское правительство засылало лыжников, парашютистов и кавалеристов, которые наносили немцам большой урон. 3 января Гитлер приказал своим генералам цепляться за каждый метр земли, держаться до последнего боеприпаса. Приказ не был выполнен.

В битве под Москвой немцы потеряли 500 тысяч солдат, 1,5 тысячи танков, 2500 орудий, 15 тысяч машин. Потери Красной Армии были сопоставимы…     В Битве под Москвой русским войнам удалось разгромить большую немецкую группировку войск «Центр» и заставить неприятеля отойти на несколько сот километров от Москвы. Победа под Москвой имела и психологическое значение. Был развеян миф о непобедимости немецкой боевой машины. После победы в Битве под Москвой, Англия, США и еще 26 стран объявили о создании антигитлеровской коалиции.

(Приложение № 8,9,10,11)

Просмотр фрагмента видеофильма                                                          (Приложение 12)

 Рефлексия (окончание)

Учитель: А сейчас, ребята, вам предстоит заполнить оставшиеся строки Опросного листа. Мы говорили о значении битвы под Москвой.

Закройте глаза и снова представьте бой. Опиши, увиденное в графе №4 (учащиеся заполняют)

Оправдались ли твои ожидания? (графа №5) (учащиеся заполняют)

 (Приложение №13,14)

В графе №6 напиши, что нового ты узнал на уроке? (учащиеся заполняют)                                                     (Приложение №15)

1 ученик: Вот здесь он шел. Окопов три ряда.

Цепь волчьих ям с дубовою щетиной.

Вот след, где он попятился, когда

Ему взорвали гусеницы миной.

2 ученик: Но под рукою не было врача,

И он привстал, от хромоты страдая,

Разбитое железо волоча,

На раненую ногу припадая.

3 ученик: Вот здесь он, все ломая, как таран,

Кругами полз по собственному следу

И рухнул, обессилевший от ран,

Купив пехоте трудную победу.                (Константин Симонов)

Сочнев Ю.В. (преподаватель ОБЖ): Сегодня мы поговорим с вами о гордости советского танкостроения, знаменитой Т-тридцатьчетверке.                  (Приложение №16)

1 ученик: Танк Т-34 оказал огромное влияние на исход войны и на дальнейшее развитие мирового танкостроения. Немецкие войска не ожидали такой мощной техники у СССР.

2 ученик: Благодаря совокупности своих боевых качеств Т-34 был признан многими специалистами и военными экспертами одним из лучших танков Второй мировой войны.

3 ученик: При его создании советским конструкторам удалось найти оптимальное соотношение между основными боевыми, тактическими, защитными, эксплуатационными, ходовыми и технологическими характеристиками.

Учитель: Но это все о танке 1943 года выпуска. А вот Т-34, который воевал в начале войны, имел конструктивные недостатки, восполняемые мужеством и героизмом советских воинов-танкистов.

1 ученик: В целом, Т-34 был очень сложен в управлении, требовал высокой натренированности и физической выносливости от механика-водителя. За время длительного марша механик-водитель терял в весе 2...3 кг - это был тяжелейший труд.

2 ученик: В более совершенных танках Т-34-85 переключать скорости часто помогал стрелок-радист. Таких сложностей с управлением не было у немецких танков, при выходе из строя механика-водителя его мог заменить любой член экипажа.

3 ученик: Т-34 имели зеркальные перископы у механика-водителя и в башне танка. Такой перископ - это простейший короб с установленными под углом зеркальцами вверху и внизу, причем зеркальца были не стеклянными, а из полированной стали! Качество изображения было отвратительным. Такие же примитивные зеркальца были в перископах на бортах башни, являвшихся одним из основных средств наблюдения у командира танка.

1 ученик: Гильза после выстрела падает вниз на боеукладку. Её не возьмешь, она горячая. Дыма, гари, как в газовой камере, экипаж угорал во время стрельбы т.к. вентилятор в танке был очень слабый.

2 ученик: Люки в бою по уставу требовалось закрывать. Но многие не закрывали, т.к. потерять ориентировку было очень легко. Время от времени надо было высовывать голову из люка, смотреть, намечать ориентиры. Механик-водитель, как правило, оставлял люк приоткрытым на ладонь.

Учитель: Не смотря на это, танкисты проявляли чудеса владения техникой. Известен бой аса-танкиста Дмитрия Лавриненко против 8 немецких танков (тип этих танков выяснить не удалось).

3 ученик: 19.11.1941 года в деревне Гусенево старший лейтенант Дмитрий Лавриненко был свидетелем гибели командира 316-й стрелковой дивизии генерала И.В. Панфилова. Его Т-34 находился неподалеку от КП Панфилова. В этот момент на шоссе у села появилось 8 немецких танков. Танк Лавриненко на максимальной скорости помчалась навстречу немецким танкам. Перед самой колонной он резко свернул в сторону, остановился и начал стрелять. Лавриненко бил в упор, с близкого расстояния. Первым же выстрелом был уничтожен головной танк. Остальные встали. Это помогло Лавриненко стрелять без промаха. Семью снарядами он уничтожил семь танков! На восьмом выстреле заело спусковой механизм орудия, и последнему немецкому танку удалось скрыться...

1 ученик: Дважды Герой Советского Союза генерал армии Д. Д. Лелюшенко в своей книге «Заря Победы» рассказал об одном из приемов, который применил Лавриненко в боях под Мценском:

2 ученик: «Запомнилось мне, как лейтенант Дмитрий Лавриненко, тщательно замаскировав свои танки, установил на позиции бревна, внешне походившие на стволы танковых орудий.

И не безуспешно: фашисты открыли по ложным целям огонь. Подпустив гитлеровцев на выгодную дистанцию, Лавриненко обрушил на них губительный огонь из засад и уничтожил 9 танков, 2 орудия и множество гитлеровцев».

Учитель: Танк Т-34 является самым известным советским танком и одним из самых узнаваемых символов Второй мировой войны. До настоящего времени сохранилось большое количество этих танков различных модификаций в виде памятников и музейных экспонатов.

3 ученик: Знайте Советские люди, что вы потомки воинов бесстрашных!

Знайте, Советские люди, что кровь в вас течет великих героев,

Отдавших за Родину жизни, не помыслив о благах!

Знайте и чтите Советские люди подвиги дедов, отцов!

Учитель: Следующая часть нашего урока – это выпуск Боевого листка

( Из учеников класса формируются:

-  4 группы для выпуска Боевых листков,

- 1 аналитическая группа для подведения итогов, и озвучивания результатов заполнения Опросных листков. )                             (Приложение №17,18,19 )

Вспомогательный материал для Боевого листа (Приложение №20)

Ученик из аналитической группы: Победа под Москвой окончательно похоронила немецкий план «блицкрига». Союзница Германии – Япония – воздержалась от вступления в войну. Начался подъем антифашистского  сопротивления в Западной Европе. Молниеносная война превратилась в затяжную, на ведение которой у Германии и ее союзников не было достаточных материальных ресурсов.

Учитель: А теперь, давайте проверим, сбылись ли ваши ожидания?

Аналитическая группа озвучивает результат.

Сводный Опросный лист – приложение № 21

Звучит фонограмма песни «Враги сожгли родную хату…»

(музыка М. Блантера, стихи М. Исаковского)

Дети уходят под музыку

Приложение №22 - Информация об учителях и учениках Белоярской средней школы №1

Приложение № 23 - Статья в районной газете «Заря Севера» от 10.01.2018 № № (10710)

Литература, интернет-ресурсы, используемаые при подготовке к мероприятию:

А. Твардовский,  «Баллада о Москве». М.: 1998

К. Симонов,  «Танк». Изд. «Военная литература», М.: 1989

И.Кротов «Танки и трагедия 1941-го года», Москва   https://igor155.livejournal.com/1319.html

Личный подвиг Дмитрия Фёдоровича Лавриненко и героического экипажа его танка  http://artyushenkooleg.ru/wp-oleg/archives/2934

Используемые сайты:

https://gistory.livejournal.com/145198.html

https://www.youtube.com/watch?v=EWxD0fEhFVc (видео)

http://ote4estvo.ru/srazheniya-velikoj-otechestvennoj-vojny/152-bitva-za-moskvu.html

https://igor155.livejournal.com/1319.html

http://artyushenkooleg.ru/wp-oleg/archives/2934


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

День воинской славы России. Курская битва.

Методическая разработка для учащихся 8-9 классов Основные задачи: воспитывать интерес к истории своей страны, ответственность за её судьбу, уважительное отношение к памяти погибших; воспитывать чувств...

День воинской славы России. Куликовская битва.

Методическач разработка классного часа для учащихся 8-9 классов. Основные задачи: расширить представление воспитанников о Куликовской битве; развивать чувство патриотизма и гражданственности, гор...

День воинской славы России. Сталинградская битва.

Методическая разработка классного часа патриатической направленности для учащихся 8-9 классов. Основные задачи: познакомить учащихся со Сталинградской битвой, воспитывать чувство патриотизма, гордости...

2 февраля День воинской славы России. Сталинградская битва

Классный час, посвящённый   Сталинградской битве...

2 февраля День воинской славы России. Сталинградская битва

Презентация к классному часу по теме: "2 февраля День воинской славы России. Сталинградская битва"....

Дни воинской славы России «Сталинградская битва»

Данное внеклассное мероприятие разработано согласно плану мероприятий  Дни воинской славы.  Подготовка  и проведение  организованно классным руководителем и учителем истории, совме...

Дни воинской славы России «Курская битва»

Данный урок разработан согласно плану мероприятий  «Дни воинской славы».      Подготовка  и проведение  организованно классным руководителем и учите...