Дни воинской славы России «Сталинградская битва»
проект

Сочнева Ольга Алексеевна

Данное внеклассное мероприятие разработано согласно плану мероприятий  Дни воинской славы.  Подготовка  и проведение  организованно классным руководителем и учителем истории, совместно с учащимися 7 «А» класса. Внеклассное мероприятие  проводилось для учащихся 5 – 7 классов школы. Для участия в данном мероприятии ученики должны иметь начальное представление о Великой Отечественной войне, знать какими для нашей страны были первые месяцы войны, понимать историческое значение победы в битве под Москвой. Новые исторические факты о Сталинградской битве, ее героических защитниках, подобранные по теме стихи, которые ученики рассказывают наизусть, песни военных лет, которые они исполняют, военные фотографии и плакаты  расширяют кругозор учеников, воспитывают уважительное отношение к нашей истории, создают почву для формирования чувства патриотизма и любви к Родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stalingradskaya_bitva_-_rabota_na_konkurs_19.05.19.docx1005.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Белоярская средняя общеобразовательная школа №1»

Верхнекетского района Томской области

Конкурсе методических разработок и исторических сочинений

«Уроки Памяти»

Дни воинской славы России

      «Сталинградская битва»

Сценарий внеклассного мероприятия.

       

Авторы сценария:

учитель истории Домнина Галина Олеговна,

учитель музыки Сочнева Ольга Алексеевна.

Белый Яр  

2019

Пояснительная записка

Данное внеклассное мероприятие разработано согласно плану мероприятий  Дни воинской славы.  Подготовка  и проведение  организованно классным руководителем и учителем истории, совместно с учащимися 7 «А» класса. Внеклассное мероприятие  проводилось для учащихся 5 – 7 классов школы. Для участия в данном мероприятии ученики должны иметь начальное представление о Великой Отечественной войне, знать какими для нашей страны были первые месяцы войны, понимать историческое значение победы в битве под Москвой. Новые исторические факты о Сталинградской битве, ее героических защитниках, подобранные по теме стихи, которые ученики рассказывают наизусть, песни военных лет, которые они исполняют, военные фотографии и плакаты  расширяют кругозор учеников, воспитывают уважительное отношение к нашей истории, создают почву для формирования чувства патриотизма и любви к Родине.

Цель: знакомство с важной исторической битвой Великой Отечественной войны, славным героическим прошлым города-героя Волгограда.

Задачи:

  1. Уточнить и расширить знания учащихся о Сталинградской битве, ее значении в ходе Великой Отечественной войны.
  2. Способствовать формированию патриотизма, стремления знать историю своей страны в период 1941 – 1945 годов.
  3. Воспитать любовь к Родине, уважительное отношение к исторической памяти народа, чувство гордости за свою страну на примере героических поступков людей в военное время, воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, памятникам войны.


Методы достижения целей и решения задач.

Подготовительная работа предусматривает реализацию комплекса мероприятий, осуществляемых по следующим направлениям:

  • Использование метода «Мозаичный класс», что снижает предубежденность и позволяет строить отношения, основанные  понимании, учит детей ставить себя на место других, сопереживать.
  • Деятельностный метод.
  • Инсценирование.
  • Метод сбора информации и мозговой штурм.
  • Метод «проживания»  определенной роли.
  • Метод оценки.

Планируемые результаты (предметные): читают выразительно и наизусть стихи, прозу, исполняют песни военных лет.

  • Личностные результаты: знают основные моральные нормы.
  • УУД (метапредметные):
  • Регулятивные: оценивают результаты деятельности своей, чужой.
  • Познавательные:  работают с информацией, используя различные способы поиска; сравнивают, сопоставляют, обобщают, классифицируют.
  • Коммуникативные: умеют договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Оформление:  хроника военных лет в Сталинграде (Волгограде), презентация, аудиозаписи и видеозаписи о войне, проектор,  фонограммы песен военных лет.

Область применения:

уроки Мужества

- внеклассные часы

- внеклассные мероприятия на военно – патриотическую тему

Возраст учащихся: ученики 5 - 7 классов.

Материально – техническое обеспечение:

  • Компьютер
  • интерактивная доска
  • проектор
  • презентация по теме «Сталинградская битва»
  • фонограммы песен – «На Мамаевом кургане тишина» (муз. А. Пахмутовой, стихи В. Бокова), «От героев былых времен» (без слов) (муз. Е. Агранович, стихи  Р. Хозак), «За тебя, Родима-мать» (без слов) (автор музыки и слов И. Матвиенко), «Журавли» (муз. Я. Френкеля, стихи Р. Гамзатова)

Подготовительная работа

- распределить материал информационного блока (9 учеников);

       - поручить 2-3 ученикам сделать презентация по теме «Сталинградская битва»

Оформление: нарисовать плакаты.

Внеклассное мероприятие.

Дни воинской славы. Сталинградская битва

1 слайд

Учитель: Здравствуйте, уважаемые коллеги, здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня на нашем уроки присутствуют гости: учителя нашей школы и обучающиеся 6 «В» класса

Фонограмма №1  «На Мамаевом кургане тишина»

 (муз. А. Пахмутовой, стихи В. Бокова)

(1 куплет громко, затем убираем для фона)

Выходят ведущие.                        (приложение1)

Филимонова П: Открытые степному ветру,

Дома разбитые стоят.

На шестьдесят два километра

В длину раскинут Сталинград

Коршунов И: Как будто он по Волге синей

В цепь развернулся, принял бой.

Встал фронтом поперек России –

И всю ее прикрыл собой.

Филимонова П: Здравствуйте, уважаемые педагоги, гости нашего урока.

Коршунов И: Мы продолжаем серию уроков «Дни воинской славы».

Филимонова П: Ребята, как вы думаете, о каком событии пойдет речь на этом уроке?

Дети: Сталинградская битва.

Ведущие вывешивают плакаты «Дни воинской славы», «Сталинградская битва»

Фонограмма смолкает

Коршунов И: Что такое уличный бой,

Мы, ровесник, не знаем с тобой.

Но у деда спроси, у отца,

И ответят, суровость лица

В разговоре нелёгком храня:

Это бой кирпича и свинца,

Это бой, где бетон и броня –

Все обрушивалось на меня.

Филимонова П: Это бой, где по окнам плюёт

Озверевший вконец пулемёт,

Где дерутся этаж на этаж –

Верхний наш, а нижний не наш,

Где из фляги глоток вина

Ты отпить товарищу дашь…

Бой на улице – это война,

Где спасенье и смерть – стена…

Коршунов И: Что такое уличный бой,

Мы, ровесник, узнаем с тобой

По рассказам, по книгам, кино,

И далёких событий звено

Мы увидим в окраске иной.

Для меня это было давно.

А для тех, кто повенчан с войной

Окружений, блокады кольцом,

Кто суров и сегодня лицом,

Кто в атаки ходил на ура,

Это было недавно. Вчера.

Не смолкает в их сердце война.

Они знают, какая цена

Есть у жизни…

Ведущие садятся за стол учителя, контролируют по сценарию ход всего урока

Выходят  Родикова А. и Лисименко Д. с презентацией

(Приложение 2)

(По щелчку появляются слова …Сталинградская битва)

Ведущий: Сталинградская битва. Страницы истории…    

2 слайд

Ведущий: Самая суровая и жестокая битва. Она продолжалась 200 дней и ночей. Мир ещё не знал подобных сражений. В битве принимали участие 1,5  миллиона человек,  2 тысячи танков, 2 тысячи самолетов.

3 слайд

Ведущий: Основным источником нефти для страны был Кавказ, а по Волге "черное золото" поступало в центр страны. По Волге переправляли и донской хлеб. Поэтому, не считаясь с потерями, гитлеровцы основные удары летом 1942 года направили на Сталинград.

4 слайд

Ведущий: Со стороны СССР силам Германии противостоял Сталинградский фронт. Он был создан 12 июля 1942 г.

5 слайд

Ведущий: Началом Сталинградской битвы можно считать 17 июля, когда возле рек Чир и Цимла передовые отряды   62-й и 64-й армий Сталинградского фронта встретились с  отрядами 6-й немецкой армии

6 слайд

Ведущий: 23 августа 1942 г. немецкие танки подошли к Сталинграду. За один день противник совершил более 2000 вылетов. Город был превращен в руины, погибло свыше 40 тысяч мирных жителей.

23 августа 1942 года - самая скорбная дата в истории города.

Ведущий: 75 тысяч человек ушли добровольцами на фронт. Мужество сталинградцев не имело себе равных. Просто жить в городе было нельзя –  нужно было бороться, чтобы победить.

7 слайд

Ведущий: В боях прошло начало осени, середина ноября. К ноябрю почти весь город, несмотря на сопротивление, был захвачен немцами. Только небольшая полоска суши на берегу Волги еще удерживалась нашими войсками.

8 слайд

Ведущий: Немцы не знали, что Советское командование уже имело план разгрома немецких войск, который начал разрабатываться еще в разгар боев, 12 сентября. Разработкой наступательной операции «Уран» занимался маршал Г.К. Жуков.

9 слайд

Ведущий: Почему  наше контрнаступление 19 ноября для немцев стало  неожиданным?

Ответ ученика: При подготовке  этой военной операции соблюдались все меры скрытности и секретности, были запрещены даже почтовые сообщения. Даже командующих армиями наша Ставка не посвящала в свои замыслы. Командующий 62-й армии Чуйков  лишь по косвенным данным догадался - готовится крупная операция.

(Приложение 3)

10 слайд

Ведущий: Уничтожение окруженной группировки вражеской армии было поручено войскам Донского фронта  (командующий - генерал К.К. Рокоссовский).

Ведущий: Рокоссовский Константин Константинович   командующий – генерал.  Один из крупнейших полководцев Второй мировой войны.   Командовал: 4 армией и

16 армией

11 слайд

Ведущий: Танковая группировка под командованием генерала Гота 12 декабря 1942 года переходит в наступление. К 19 декабря в наступлении уже участвовало свыше 300 немецких танков.  

Но благодаря мужеству и стойкости советских войск наступление удалось отбросить от Сталинграда на 200 км.

12 слайд

Ведущий: 31 января войска 64-й армии взяли в плен Паулюса вместе со штабом. Мощные удары советских войск подавили последние очаги сопротивления

13 слайд

Ведущий: 2 февраля 1943 года последняя вражеская группировка была ликвидирована, что и считается датой окончания битвы.

14 слайд

Ведущий: Местом ожесточенных боев была каждая улица, каждый дом. Легендой овеяна оборона дома Павлова. Кто может рассказать об этом доме?

Ответ ученика (Степанов Д.): В середине сентября 1942 года создалась угроза прорыва противника к Волге в районе площади имени 9 Января. Было принято решение превратить в опорные пункты два четырехэтажных дома. Первая группа состояла из четырех воинов – трех рядовых и сержанта Якова Павлова. Они выбили из первого дома немцев и закрепились в нем. Вторая группа – взвод лейтенанта Николая Заболотного – захватила второй дом.  Во всех полковых сводках и донесениях новые позиции так и назывались – «дом Павлова» и «дом Заболотного»

15 слайд

Ведущий: Самые жестокие бои шли за  Мамаев курган. А что вы о нём знаете?

Ответ ученика (Прудников Д.): Местом самых ожесточенных боев в Сталинграде стал Мамаев курган. На военных картах он обозначался как высота 102 и имел важное стратегическое значение: с его вершины хорошо просматривалась и простреливалась прилегающая территория, переправа через Волгу. Именно он стал ключевой позицией в борьбе за волжские берега. Удержать эту высоту для 62-ой армии было вопросом жизни и смерти.

(Приложение 4)

Ответ ученика (Десятсков К.):  Когда на Мамаевом кургане в самый напряженный момент боя прекратилась связь, рядовой связист 308-й стрелковой дивизии Матвей Путилов пошел ликвидировать разрыв провода. При восстановлении поврежденной линии связи ему осколками мины раздробило обе руки. Теряя сознание, он крепко зажал зубами концы провода. Связь была восстановлена. За этот подвиг Матвей Путилов был посмертно награжден Орденом отечественной войны 2 степени.

16 слайд

Ведущий.  Ребята,   вам было дано задание, найти  о Сталинградской битве исторические факты, которые  вам показались интересным или которые тронули вас .

Ответ ученика (Степанов Д.): Во время уличных боев советское командование использовало новую тактику — постоянно держать фронтовые линии настолько близко к противнику, насколько это физически возможно (как правило не более 30 метров). Таким образом, немецкой пехоте приходилось сражаться, полагаясь на себя самих, без поддержки артиллерии и авиации

17

слайд

Ответ ученика (Солодова  Л.): Сражения за завод Красный Октябрь, тракторный завод и артиллерийский завод «Баррикады» стали известны на весь мир. Пока советские солдаты продолжали защищать свои позиции, ведя огонь по немцам, рабочие заводов и фабрик ремонтировали повреждённые советские танки и оружие в непосредственной близости от поля боя, а иногда и на самом поле боя.

(Приложение 5)

18 слайд

Ответ ученика (Захарова П.): В дни контрнаступления совершила свой подвиг санинструктор из 214-й стрелковой дивизии Марионелла Королева (близкие люди звали ее Гулей).. 23 ноября 1942 года во время ожесточенного боя за высоту 56,8  под огнем противника оказала медицинскую помощь и вынесла с поля боя 50 тяжело раненых бойцов. К исходу дня, когда наступление наших бойцов захлебнулось, Гуля подняла бойцов в атаку, первой ворвалась в окопы противника, несколькими бросками гранат уничтожила 15 вражеских солдат и офицеров. Несмотря на тяжелое ранение, оказавшееся смертельным, стреляла из автомата по врагу до тех пор, пока оружие не выпало у нее из рук. Гуля  была награждена орденом Красного Знамени посмертно.

19

слайд

 Ответ ученика(Лысенко Р.):  В плен были взяты более 2500 офицеров и 24 генерала 6-й армии. Всего же были взяты в плен свыше 91 тыс. солдат и офицеров вермахта. Трофеями советских войск стали 5762 орудия, 1312 миномётов, 12701 пулемёт, 156 987 винтовок, 10 722 автомата, 744 самолёта, 1666 танков, 261 бронемашина, 80 438 автомашин, 10 679 мотоциклов, 240 тракторов, 571 тягач, 3 бронепоезда.

Ответ ученика(Родикова Арина):  Я знаю, что участниками  Сталинградской битвы были одиннадцать верхнекетцев.

Андропов Архип Егорович, ему было 25 лет, когда его в 1941 году призвали на фронт.

Барышев Артемий Константинович, ушел на фронт в 30 лет.

 Басаргин Иван Климентьевич, начал воевать, когда ему едва исполнилось 20 лет.

 Волков Иван Алексеевич, 19 летним мальчишкой ушёл на фронт.

Володькин Андрей Емельянович, воевал с 1942 по 1945 годы. Награждён многими орденами и медалями.

Комаров Василий Иванович, воевал в действующей армии с 1941 по 1942 годы в составе 66-й морской бригады, участвовал в обороне Сталинграда. Был тяжело ранен. Комиссован по инвалидности. В нашей школе учится его правнук.

Криулько Павел Иванович, воевал за Сталинград,   когда ему было 19 лет.

 Мальцев Иван Иванович, Осколков Владимир Николаевич, Панов Николай Варфоломеевич, Пупов Иван Егорович, все они защищали Сталинграда. После войны вернулись в Верхнекетье.

К сожалению сейчас в живых нет ни одного ветерана- СТАЛИНГРАДЦА.

20

слайд

Видео №1 Воспоминание  ветерана о бомбёжке Сталинграда. https://www.youtube.com/watch?v=INEmBIjg_a0

Видео №2 «На безымянной высоте…» - 1 куплет,

https://www.youtube.com/watch?v=Lz5FQFRJR_I

звук убираем , изображение остается

Смольников И: «Радость моя, как мне хочется видеть вас, обнять, прижать близко к сердцу, поцеловать свою радость, своего близкого друга жизни.

       Милая моя Зиночка, ты не представляешь, какая во мне сейчас радость – я получил небольшую открытку, которую писала рука самого близкого, самого любимого человека, писала милая жена. Милая Зиночка пиши хоть каждый час, твои слова в письмах пока будут ободрять меня на подвиги в борьбе против банд фашизма. Милая, живи спокойно, смотри за собой и детьми, люби их, уважай маму. Поцелуй их за меня и скажи, что так велел их папа. Они, наверное, подросли, потому что их мать любит и ни в чем не отказывает, хотя сейчас очень трудно. Милая, жалей маму, она тебе много в чем помогает. Поцелуй ее, скажи, что это целую ее я».

(Приложение 6)

Бугрова К.: Здравствуй, дорогая мамочка!

Посылаю, Вам, самый горячий привет… Получила вашу посылку с хлебом и семечками. Надо же, дошла посылочка. Как,  Вы, там?

Мало пишите о себе. Пишите, что сильно Марья болеет , жалко её , совсем ведь девочка. Да сейчас то и здоровых нет, всех калечит война проклятая., Никого не жалеет ни старого, ни малого, каждый день жизни уносит. А у нас тут бои не прекращаются . Продовольствия и боеприпасов не хватает. Лекарств тоже мало. Ты, мамочка, спрашиваешь, страшно ли мне? Страшно, ещё как страшно. Сегодня одним снарядом сразу пять мальчишек положило, совсем юные были. А ведь где-то их ждут, надеются. Немец так и прёт, наступает, но мы не сдаёмся. Нельзя нам назад. Раненых много, третий день без сна и отдыха , но отдыхать сейчас нельзя, людей не хватает. Подлатаем солдатиков и снова в бой. Откуда у них силы только берутся. Но, Вы, не бойтесь за нас, слёз не лейте. Пока ждёте нас и верите в нас будем стоять. Вы бы мне фото-карточку прислали, чтобы смотреть на Вас изредка.                                                                                   Крепко обнимаю Вас и целую. Передавайте привет т.Тоне, д. Василию. Обязательно пишите. Ваша Надюша.

21

слайд

Звучит фонограмма №2  Юрий Левитан об окончании Сталинградской битвы.  https://ipleer.fm/q/левитан+окончание+войны/

22 слайд

Победа Советских войск в Сталинградской битве имела большое влияние на дальнейший ход Второй мировой.

-Она активизировала борьбу с фашистами во всех странах Европы.

-В результате этой победы немецкая сторона перестала доминировать.

-Итог этой битвы вызвал замешательство в странах Оси (гитлеровской коалиции).

 -Наступил кризис профашистских режимов в странах Европы.

23

слайд

Филимонова П: А теперь, ребята, давайте споем песню «От героев былых времен»

(Ученики встают со своих мест и выходят к доске, строятся в два ряда)

(Приложение 7)

Фонограмма №3  песни (минус) «От героев былых времен» 

(муз. Е. Агранович, стихи  Р. Хозак)

  1. От героев былых времён не осталось порой имён.

Те, кто приняли смертный бой, стали просто землёй и травой.

Только грозная доблесть их поселилась в сердцах живых.

Этот вечный огонь, нам завещанный одним, мы в груди храним.

2.. Погляди на моих бойцов, целый свет помнит их в лицо.

Вот застыл батальон в строю, снова старых друзей узнаю.

Хоть им нет двадцати пяти, трудный путь им пришлось пройти.

Это те, кто в штыки поднимался, как один, те, кто брал Берлин.

Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой,

И глаза молодых солдат с фотографий увядших глядят.

Этот взгляд, словно высший суд, для ребят, что сейчас растут.

И мальчишкам нельзя ни солгать, ни обмануть, ни с пути свернуть.

(Ученики проходят к своим местах и садятся)

24 слайд

Видео №3 Воспоминания участников Сталинградской битвы https://www.youtube.com/watch?v=FPI1qP2D4BU

25 слайд

Сразу фонограмма №4  громко,

пока выходит Лисименко Д.,

затем звук убавляем и на фоне музыки  Д. Лисименко читает стихотворение  А. Дементьев

Баллада о матери

Постарела мать за тридцать лет,

А вестей от сына нет и нет.

Но она все продолжает ждать,

Потому что верит, потому что мать.

И на что надеется она…

Много лет, как кончилась война,

Много лет, как все пришли назад,

Кроме мертвых, что в земле лежат.

Сколько их в то дальнее село

Мальчиков безусых не пришло.

Раз в село прислали по весне

Фильм документальный о войне.

Все пришли в кино и стар, и мал,

Кто познал войну и кто не знал.

Перед горькой памятью людской

Разливалась ненависть рекой.

Трудно было это вспоминать.

Вдруг с экрана сын взглянул на мать.

Мать узнала сына в тот же миг

И пронесся материнский крик.

Алексей, Алешенька, сынок

Словно сын ее услышать мог.

Он рванулся из траншеи в бой,

Встала мать прикрыть его собой.

Все боялась — вдруг он упадет,

Но сквозь годы мчался сын вперед.

Алексей, кричали земляки,

Алексей, просили, добеги.

Кадр сменился, сын остался жить,

Просит мать о сыне повторить

И в атаку снова он бежит

Жив, здоров, не ранен, не убит.

Алексей, Алешенька, сынок

Словно сын ее услышать мог.

Дома все ей чудилось кино,

Все ждала вот-вот сейчас в окно

Посреди тревожной тишины

Постучится сын ее с войны…

26 слайд

Стихотворение М. Агашиной читает Абрамян А.

Не  перечислить всех героев,                                                                                                                                                 Оставшихся  навеки  там,                                                                                                                                                                    Где и поныне пахнет  кровью

Земля  с  железом  пополам.

Пройдут  года, потом  тысячелетия,

И вечно будет  помнить  вся  земля

Великую победу в сорок  третьем,

Тот зимний  день – второе  февраля.

27 слайд

 (после того, как Анна прочитает, ученики выходят на финальную песню)

Фонограмма (минус) №5 песни «Песня Родина-мать» )

 (автор музыки и слов И. Матвиенко)

Через тернии к звездам, через радость и слезы

Мы проложим дорогу, и за все слава Богу.

И останутся в песнях наши лучшие годы,

И останется в сердце этот ветер свободы.

Припев:

Чашу огня в небо поднять, за тебя - Родина-мать!

Мы до конца будем стоять, за тебя - Родина-мать!

Мы будем петь, будем гулять, за тебя - Родина-мать!

И за страну - трижды "Ура!" За тебя - Родина-мать!

Я люблю тебя, мама. Со мною прошла ты этот путь.

Ты ведь верила, знала - терпение и воля все перетрут.

Мама, как ты учила -я верил, я бился, я шел до конца.

Мама, мы победили! Я верил, знал, что так будет всегда.

Через тернии к звездам, через радость и слезы

Гордо реет над нами нашей Родины знамя.

Припев:

Головы вверх гордо поднять, за тебя - Родина-мать!

Мы до конца будем стоять, за тебя - Родина-мать!

Мы будем петь, будем гулять, за тебя - Родина-мать!

И за страну - трижды "Ура!" За тебя - Родина-мать! 

После 2 припева звук плавно убавляем

РЕФЛЕКСИЯ.

Филимонова П: Ребята, сегодня мы провели четвёртый урок из цикла «Дни воинской славы». Очень хорошо, что вы серьезно отнеслись к подготовке урока, вами была проделана большая работа.

Коршунов И:        Мы предлагаем оценить сегодняшний урок . На доске мы разместили три бумажных кармана разных цветов, на нашем столе лежат жетоны, возьмите каждый по одному и поместите в тот карман, который отражает ваше мнение.

Филимонова П: Если «Урок был познавательным и понравился», то поместите жетон в карман желтого цвета

Коршунов И: Если вы думаете, что «Урок  не дал  новых знаний, но было интересно», то поместите жетон в карман розового цвета.

Филимонова П: Если «Урок был не интересным», то поместите жетон в карман синего цвета.

Учитель: Что ж подведем итог, совершенно очевидно, что урок был познавательным и вам понравился.

Я прошу ребят 6 «В» класса  заполнить Анкету.

(заполнение анкет)

(Приложение 8)

Учитель: Спасибо, ребята, всем, кто принял участие в подготовке и проведении урока, спасибо гостям за внимание.

28 слайд

Фонограмма №6 М. Бернес «Журавли» 

(муз. Я. Френкеля, стихи Р. Гамзатова)

Дети уходят под музыку

Статья Бугровой Ксении «Не забывать уроков истории» в газете Верхнекетского района Томкой области «Заря Севера» №35 (10742) от 02.05.2018 г.

Список используемой литературы:

1. Василевский, А. М. Воспоминания об исторической битве: Сталинградская эпопея / А. М. Василевский. - М. : Политиздат, 1988. - 422 с

2. Жуков, Г. К. Воспоминания и размышления / Г. К. Жуков. - М. : Просвещение. 1994. - 311 с.

3. Конев, И. С. Воспоминания / И. С. Конев // Знамя. - 1987. - № 12. - С. 4-7. 

Интернет ресурсы:

http://ote4estvo.ru/srazheniya-velikoj-otechestvennoj-vojny/153-stalingradskaya-bitva.html

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B1%D0%B8%D1%82%D0%B2%D0%B0

https://ria.ru/spravka/20170717/1498490812.html

Видео материалы:

1.Воспоминание  ветерана о бомбёжке Сталинграда. https://www.youtube.com/watch?v=INEmBIjg_a0

2.Воспоминания участников Сталинградской битвы https://www.youtube.com/watch?v=FPI1qP2D4BU

Плакаты.

1.Кукрыниксы. Военные плакаты Великой Отечественной войны.

http://kotindom.ru/art/11-kukryniksy-voennye-plakaty-velikoy-otechestvennoy-voyny.html

                                                                                                                                                                       сайт История.  РФ  (Учителям. Материалы к урокам) Материалы для подготовки Урока Мужества (к 75-й годовщине разгрома немецко-фашистских войск под Сталинградом)

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

День воинской славы России. Курская битва.

Методическая разработка для учащихся 8-9 классов Основные задачи: воспитывать интерес к истории своей страны, ответственность за её судьбу, уважительное отношение к памяти погибших; воспитывать чувств...

День воинской славы России. Куликовская битва.

Методическач разработка классного часа для учащихся 8-9 классов. Основные задачи: расширить представление воспитанников о Куликовской битве; развивать чувство патриотизма и гражданственности, гор...

День воинской славы России. Сталинградская битва.

Методическая разработка классного часа патриатической направленности для учащихся 8-9 классов. Основные задачи: познакомить учащихся со Сталинградской битвой, воспитывать чувство патриотизма, гордости...

2 февраля День воинской славы России. Сталинградская битва

Классный час, посвящённый   Сталинградской битве...

2 февраля День воинской славы России. Сталинградская битва

Презентация к классному часу по теме: "2 февраля День воинской славы России. Сталинградская битва"....

Дни воинской славы России «Московская битва»

Данное внеклассное мероприятие разработано согласно плану мероприятий  Дни воинской славы. В нашей школе каждый год проводятся Ломоносовские дни. В этот день осуществляется погружение по выбранно...