Олимпиада задания по биологии, 10-11 класс
олимпиадные задания (10, 11 класс)
Олимпиада задания по биологии, 10-11 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
olimpiada_zadaniya_po_biologii_10-11_klass.docx | 29.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Задания для школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии в 2011-2012 учебном году.
10-11 класс
На выполнение заданий отводится 90 минут.
Задание 1. Задание включает 34 вопроса, к каждому из них предложено 4 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным. Около индекса выбранного ответа поставьте знак "+". В случае исправления знак "+" должен быть продублирован.
1. Дрожжи, развиваясь без доступа кислорода на сахаристых средах, вызывают брожение:
а) молочнокислое;
б) маслянокислое;
в) спиртовое;
г) уксуснокислое.
2. Мицелий гриба рода Пеницилл:
а) неклеточного строения;
б) одноклеточный одноядерный;
в) одноклеточный многоядерный;
г) многоклеточный.
3. Для взрослых листьев всех растений характерно наличие:
а) черешка и листовой пластинки;
б) прилистников и листовой пластинки;
в) основания и листовой пластинки;
г) только листовой пластинки.
4. Формула цветка крестоцветных:
а) Ч4Л4Т6П(2)
б)*Ч4Л4Т4П(2);
в) *Ч2+2Л4Т2+4П(2);
г) *Ч4Л4Т8П(2).
5. Клеточная оболочка отсутствует у:
а) корненожек;
б) жгутиконосцев;
в) инфузорий;
г) всех простейших.
6. Основной хозяин малярийного плазмодия:
а) человек;
б) личинка малярийного комара;
в) малярийный комар;
г) отсутствует, т. к. малярийный плазмодий не является паразитом.
7. Заражение дизентерией происходит:
а) через укус насекомого, переносчика заболевания;
б) при употреблении в пищу плохо прожаренного мяса больного животного;
в) воздушно-капельным путем;
г) при заглатывании цист дизентерийной амебы с пищей или водой.
8. У кишечнополостных медуза и полип являются:
а) различными стадиями бесполого размножения;
б) соответственно личинкой и взрослым животным;
в) проявлением чередования поколений;
г) различными видами кишечнополостных.
9. По образу жизни и характеру питания кишечнополостные являются водными:
а) автотрофами;
б) всеядными животными;
в) фильтраторами;
г) хищниками.
10. Основная часть мезодермы плоских червей приходится на:
а) кожный покров;
б) мускулатуру;
в) нервную систему;
г) паренхиму,
11. Кровеносная система кольчатых червей:
а) незамкнутая;
б) замкнутая, пульсирует спинной сосуд;
в) замкнутая, пульсирует брюшной сосуд;
г) замкнутая, пульсируют кольцевые сосуды в передней части тела.
12. У дождевого червя кровь:
а) не содержит специальных пигментов;
б) содержит свободный гемоглобин;
в) содержит эритроциты с гемоглобином;
г) отсутствует, т.к. дыхание осуществляется всей поверхностью тела.
13. Четырехжаберными головоногими моллюсками являются:
а) каракатицы;
б) осьминоги;
в) кальмары;
г) наутилусы.
14. Из перечисленных членистоногих брюшные конечности развиты у:
а) ракообразных;
б) паукообразных;
в) насекомых;
г) многоножек.
15. В эндосперме Покрытосеменного растения может быть:
а) 14 хромосом;
б) 24 хромосомы;
в) 34 хромосомы;
г) 44 хромосомы.
16. Ядовитые железы паука находятся:
а) у основания хелицер;
б) у основания ног;
в) в передней части брюшка;
г) в задней части брюшка.
17. Из названных насекомых конечности роющего типа имеет:
а) комнатная муха;
б) постельный клоп;
в) медведка;
г) рыжий муравей.
18. Из названных насекомых ротовой аппарат грызущего типа имеет:
а) стрекоза;
б) мясная муха;
в) комар звонец;
г) жук плавунец.
19. Рабочие пчелы являются:
а) самками, отложившими яйца и приступившими к уходу за потомством;
б) самками, у которых на развиты половые железы;
в) молодыми самками, способными через год отложить яйца;
г) самцами, развившимися из неоплодотворенных яиц.
20. Ланцетники живут:
а) только в теплых морях;
б) только в теплых пресных водоемах;
в) в холодных морях высокой солености;
г) в болотах и на отмелях пресных водоемов.
21. От желудочка сердца пресмыкающихся отходит:
а) только одна дуга аорты;
б) только две дуги аорты;
в) одна дуга аорты и легочная артерия;
г) две дуги аорты и легочная артерия
22. В отличие от костных рыб у хрящевых отсутствует:
а) чешуя;
б) печень;
в) кишечник;
г) плавательный пузырь.
23. Температура тела тритона зависит от:
а) характера пищи;
б) содержания жира в тканях тела;
в) содержания воды в тканях тела;
г) температуры окружающей среды.
24. Самым важным фактором регуляции такой сезонной миграции птиц как перелет является:
а) изменение среднесуточной температуры окружающей среды;
б) уменьшение обилия кормовой базы;
в) изменение длины светового дня;
г) образование брачной пары.
25. Мышечная ткань образована:
а) только одноядерными клетками;
б) только многоядерными мышечными волокнами;
в) плотно прилегающими друг к другу двуядерными волокнами;
г) одноядерными клетками или многоядерными мышечными волокнами.
26. Сухожилия, при помощи которых мышцы соединяются с костями, образованы соединительной тканью:
а) костной;
б) хрящевой;
в) рыхлой волокнистой;
г) плотной волокнистой.
27. Передние корешки спинного мозга образованы аксонами нейронов:
а) двигательных;
б) чувствительных;
в) только вставочных;
г) вставочных и чувствительных.
28. Эритроциты, помещенные в физиологический раствор поваренной соли:
а) сморщиваются;
б) набухают и лопаются;
в) слипаются друг с другом;
г) остаются без внешних изменений.
29. В организме человека белки непосредственно могут превращаться в:
а) жиры и нуклеиновые кислоты;
б) углеводы и аммиак;
в) жиры и углеводы;
г) углекислый газ и воду.
30. Поверхностный комплекс клетки не включает:
а) плазмалемму;
б) гликокаликс;
в) кортикальный слой цитоплазмы;
г) матрикс.
31. В клетке транспорт веществ осуществляет:
а) аппарат Гольджи;
б) клеточный центр;
в) эндоплазм этическая сеть;
г) ядрышко.
32. Расхождение хроматид в процессе митоза происходит в:
а) профазу;
б) метафазу;
в) анафазу;
г) телофазу.
33. РНК-содержащий вирус, с двумя нитями нуклеиновой кислоты:
а) вирус гриппа;
б) вирус оспы;
в) ВИЧ;
г) вирус герпеса.
34. Примером ароморфоза является:
а) теплокровность;
б) волосяной покров млекопитающих;
в) наружный скелет беспозвоночных;
г) роговой клюв у птиц.
Задание 2. Задание включает 12 вопросов, с несколькими вариантами ответа (от 0-я до 5-ти). Около индексов выбранных ответов поставьте знаки "+". В случае исправлений знак "+" должен быть продублирован.
1. Элементарное соцветие колосок в метелке:
а) пшеницы;
б) ячменя;
в) риса;
г) овса;
д) камыша.
2. К характерным признакам кишечнополостных можно отнести:
а) радиальную симметрию;
б) трёхслойность;
в) наличие гастральной полости;
г) ганглинозный тип нервной системы;
д) хищнический образ жизни.
3. Развитие кровеносной системы паукообразных зависит от:
а) величины тела;
б) развития и строения дыхательной системы;
в) величины сердца;
г) формы сердца;
д) объема крови.
4. Представители типа моллюсков по способу размножения могут:
а) быть раздельнополыми;
б) быть гермафродитами;
в) быть партеногенетическими самками;
г) изменять свой пол в течение жизни;
д) размножаться неполовым путем (отрывом частей тела).
5. Четырехкамерное сердце имеют:
а) ящерицы;
б) черепахи;
в) крокодилы;
г) птицы;
д) млекопитающие.
6. Мозжечок хорошо развит у:
а) рыб и амфибий;
б) рыб и птиц;
в) амфибий и рептилий;
г) рептилий и млекопитающих;
д) птиц и млекопитающих.
7. Всегда отсутствуют клыки в зубной системе у:
а) грызунов;
б) хоботных;
в) парнокопытных;
г) зайцеобразных;
д) непарнокопытных.
8. В состав среднего уха входит:
а) молоточек;
б) слуховая (евстахиева) труба;
в) полукружные каналы;
г) наружный слуховой проход;
д) стремя.
9. К плоским костям скелета человека относят:
а) надколенник;
б) лопатку;
в) грудину;
г) тазовую кость;
д) позвонки.
10. Эволюция организмов приводит к:
а) естественному отбору;
б) разнообразию видов;
в) адаптации к условиям существования;
г) обязательному повышению организации;
д) возникновению мутаций.
11. Какие из факторов эволюции впервые были предложены Ч. Дарвином:
а) естественный отбор;
б) дрейф генов;
в) популяционные волны;
г) изоляция;
д) борьба за существование.
12. Из перечисленных методов селекции в XX веке появились:
а) межвидовая гибридизация;
б) искусственный отбор;
в) полиплоидия;
г) искусственный мутагенез;
д) клеточная гибридизация.
Задание 3. Задание на определение правильности суждений. Поставьте знак "+" рядом с номерами правильных суждений. (15 суждений).
1.В основном веществе цитоплазмы растений преобладают полисахариды.
2.Зрение у медоносной пчелы такое же цветное и объемное, как и у млекопитающих.
3.Для всех осетровых рыб характерны нерестовые миграции.
4.Исчезновение хвоста у головастиков лягушки происходит вследствие того, что отмирающие клетки перевариваются лизосомами.
5.Органы боковой линии имеются у всех хордовых животных, постоянно обитающих в воде.
6.Эпителиальные ткани делят на две группы: покровные и железистые.
7.Железы внешней секреции выделяют гормоны.
8.Человек, получающий часть крови для переливания, другие ткани или орган для пересадки - реципиент.
9.Каждая природная популяция всегда однородна по генотипам особей.
10.Все биоценозы обязательно включают автотрофные растения.
11.Все инфекционные агенты содержат молекулы нуклеиновых кислот.
12.Актин и миозин встречаются не только в мышечных клетках.
13.Гемоглобин синтезируется на рибосомах шероховатого ЭПР.
14.Гомологичные органы возникают в результате конвергенции.
15.Усики гороха и усики огурца - гомологичные органы.
Задание 4. Сопоставьте болезнь и переносчика возбудителя.
1) чума
2) туляремия
3) малярия
4) эпидемический сыпной тиф
5) бешенство
A) собаки, шакалы, летучие мыши
Б) комары
B) клещи
Г) вши
Д) блохи
Болезни | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Переносчик возбудителя |
10-11 класс [max 61 балл]
Задание 1 [max. 34 балла, по 1 баллу за каждый правильный ответ]:
1-в, 2-г, 3-в, 4-в, 5-а, 6-в, 7-г, 8-в, 9-г, 10-г, 11-г, 12-6, 13 – г, 14 – а, 15-б, 16-а, 17-в, 18-г, 19-б, 20-а, 21-г, 22 – г, 23 – г, 24 – в, 25 – г, 26 – г, 27 – а, 28 – г, 29-в, 30-г, 31-в, 32-в, 33-в, 34-а.
Задание 2 [mах 12 баллов, каждая ошибка минус 1 балл]:
1 - в, г д; 2 - а, в, д; 3 - а, б; 4 - а, б; 5 - в, г, д; 6 - б, д; 7 - а, б, г; 8-а, б, д; 9-6, в, г; 10-6, в; 11-а, д; 12-в, г, д.
Задание 3 [max 10 баллов, каждая ошибка минус 2 балла]:
Правильные суждения - 1, 4, 6, 8, 12.
Задание 4 [max 5 баллов, по 1 баллу за каждый правильный ответ]:
Болезни | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Переносчик возбудителя | Д | В | Б | Г | А |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задания для проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии в 6 классе
Данный материал содержит текст заданий для проведения школьного этапа Всероссийской предметной олимпиады школьников по биологии в 6 классе. Рассчитан на эрудицию детей, проявление повышенного интереса...
Тестовое задание по биологии в 8 классе по теме"Строение и значение кожи""
Предложенное тестирование можно провести в конце изученной темы "Строение и значение кожи" в 8 классе....
Интерактивное задание по биологии для 7 класса " Культурные и дикорастущие рстения"
Интерактивное задание по биологии для 7 класса может использоваться при изучении темы "Многообразие растений"...
Интерактивное задание по биологии для 8 класса по теме "Развитие комнатной мухи" для коррекционной школы 8 вида
Интерактивное задание по биологии для 8 класса по теме "Развитие комнатной мухи"" может использоваться на этапе закрепления. ...
Тестовые задания по биологии для 6 класса
Контрольная работа за 2 четверть...
технологические карты и система заданий по биологии для 8 класса по технологии В.М.Монахова
данные технологические карты могут быть использованы в работе учителя биологии, работающего с использованием технологии В.М.Монахова и по учебнику 8 класса УМК Пономаревой И.Н....
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по биологии в 6 классе
Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии в 6 кл....