Рабочая программа элективного курса для 10-11 кл. Проектная деятельность
опыты и эксперименты (10 класс)
Рабочая программа расчитана на два года обучения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по элективному курсу
«Проектная деятельность»
10-11классы
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Проектная деятельность» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (в действующей редакции), на основе Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №15.
Программа предназначена для 10-11 классов.
Актуальность данного курса обусловлена потребностью государства в активном, самостоятельном, мобильном, информационно грамотном, компетентном гражданине общества, а также необходимостью формирования учебно-познавательной компетентности учащихся. Так как она занимает особое место в совокупности компетентностей личности, обеспечивает присвоение человеком всего целостного и разнообразного мира культуры.
Общая характеристика курса.
Задачей средней школы является не только обеспечение высокого уровня образования учащихся, но и всестороннее развитие их мышления, умений самостоятельно пополнять свои знания. В процессе изучения предметов школьного цикла можно более качественно развивать навыки и умения учащихся, необходимые для научно – исследовательской деятельности. Одним из наиболее распространенных видов исследовательского труда школьников является метод проектов.
Данный курс «Проектная деятельность» направлен на обеспечение дополнительной теоретической подготовки предметам школьного курса, вовлечение учащихся в проектную и исследовательскую деятельность, а также реализует как межпредметные связи так и надпредметные – сочетание учебных наук с прикладным творчеством.
Целью курса является формирование универсальных учебных действий в процессе проектно-исследовательской деятельности учащихся.
Задачи:
- Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели).
- Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать нужную информацию и правильно ее использовать).
- Развитие умения анализировать (креативность и критическое мышление).
- Развитие умения составлять письменный отчет о самостоятельной работе над проектом (составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии).
- Формирование позитивного отношения к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).
Формы организации деятельности детей разнообразны:
- индивидуальная;
- групповая;
- парная.
Место курса «Проектная деятельность» в учебном плане.
Проектно-исследовательская деятельность учащихся по теме «Проектная деятельность» преподается в 10-11 классах из расчета один час в неделю в течение 35 недель (всего 35 часов) в 10 классе и 35 часов в 11 классе.
Содержание курса
Содержание курса объединено в три образовательных блока: «Теоретические основы проектной и исследовательской деятельности», «Виды сбора информации для написания исследовательской работы», «Виды и формы презентации исследовательских работ учащихся».
Тема 1. Теоретические основы проектной и исследовательской деятельности» |
Объяснение целей и задач курса. Формирование групп по интересам. Понятие проектной и исследовательской деятельности. Их сходства, различия и составные компоненты. |
Типология проектов (на основе классификации Е.С. Полат): -по характеру доминирующей деятельности (исследовательские, творческие, ролевые-игровые, информационные, практико-ориентированные); - по предметно-содержательной области (монопредметные, межпредметные, надпредметные); - по количеству участников; - по продолжительности выполнения |
Структура исследовательских проектов: проблема, тема, актуальность, цель, гипотеза, задачи, литературный обзор, методика исследования, результаты исследования, новизна, выводы, значимость |
Что подразумевается под проблемой, темой и актуальностью. Требования к теме исследования. Обоснование актуальности выбора темы: наличие всеобщей актуальности (из литературы; частной актуальности (для области, района, поселка); конкретной актуальности (для школы, класса и самого исследователя) |
Определение индивидуальных проблем исследования, формирование пар и групп учащихся в соответствии с изучаемой ими проблемой. |
Формулировка индивидуальных проблем, тем исследований и определение актуальности. Определение ошибок в постановке проблем или формулировке тем. |
Объект и предмет исследования |
Выделение учащимися объекта и предмета в своей исследовательской работе |
Цель, гипотеза. Основные требования к цели и гипотезе. Основные ошибки, допускаемые при формулировке цели и гипотезы. |
Работа учащихся по формулировке цели и выдвижению гипотезы к выбранной ими теме исследовательской работы. |
Понятие «методы исследования». Виды методов исследования: теоретические, эмпирические. |
Основные направления в проведении исследования: историческое, социальное, технологическое, экспериментальное и т.д. |
Индивидуальная и парная работа. Основные направления в проведении исследования: историческое, социальное, технологическое, экспериментальное и т.д. |
Тема 2. Виды сбора информации для написания исследовательской работы |
Информационные источники: литература, Интернет, социальный опрос. Положительные и отрицательные стороны данных источников информации. |
Как работать со справочной литературой. Выбор нужных книг для проведения исследования. Отбор и сжатие необходимой информации. |
Оформление цитат и списка используемой литературы при написании рефератов. |
Поиск и отбор необходимой информации в Интернете. Правила оформления цитат из интернет-ресурсов. |
Составление анкет. Сбор информации у учащихся школы методом анкетирования. |
Эксперимент как один из методов исследования. Правила постановки эксперимента. Подбор опытов для проведения исследовательской работы. |
Проведение учащимися предложенных ими опытов. |
Виды систематизации полученных данных: диаграммы, графики, схемы, рисунки. Формулировка выводов из полученных результатов. |
Оформление результатов: презентации, газеты, буклеты, рефераты, доклады с использованием таблиц, диаграмм, графиков, схем, рисунков. |
Тема 3. Виды и формы презентации исследовательских работ учащихся |
Постановка новых проблем исследования. |
Разбор ошибок, допускаемых учащимися при написании исследовательских работ. |
Требования к оформлению исследовательской работы: титульный лист, текст, цитаты, выводы, литература, приложения. |
Обсуждение вариантов презентации исследовательской работы: стендовый доклад, газета, презентация, выступление на НПК, детская творческая продукция и.т.д. |
Требования к оформлению доклада. Составление текста выступления. |
Усвоение требований к составлению компьютерной презентации. Индивидуальная и парная работа в составлении компьютерной презентации. Подбор материалов для слайдов. |
Индивидуальная и парная работа в составлении компьютерной презентации. Подбор материалов для слайдов. |
Буклет как форма презентации исследовательской работы. Правила составления буклета. |
Школьная газета как способ демонстрации результатов исследования. Отбор материала для газеты. Оформление материала данным способом. |
Обобщение и рецензирование проектов учащихся. |
Защита исследовательских и проектных работ учащимися. |
Результаты освоения программы
Формирование личностных УУД:
- Формирование позитивной самооценки, самоуважения, самоопределения;
- Воспитание целеустремлённости и настойчивости
Формирование коммуникативных УУД:
- Умение вести диалог, координировать свои действия с партнёром,
- Способность доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать
- Умение выступать перед аудиторией, высказывать своё мнение, отстаивать свою точку зрения
Формирование регулятивных УУД:
- Умение самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество, принимать решения;
- Формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования времени
Формирование познавательных УУД
- Сбор, систематизация, хранение, использование информации
Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Результаты обучения достигаются в каждом образовательном блоке данного курса. В планирование включены занятия-дискуссии, которые проводятся по окончании изучения каждого блока. Программа предусматривает проведение традиционных занятий, чтение лекций, проведение практических занятий, обобщающих уроков, защиту проектов, итоговую конференцию и др.
Курс заканчивается защитой проектов. Каждая учебно-исследовательская работа получает экспертную оценку комиссии (Приложение 1 Оценочный лист). Лучшие проекты получают рекомендации для участия в научно-практических конференциях.
Для эффективного определения интересов и склонностей учащимся в процессе изучения курса предлагается достаточное количество творческих заданий различного содержания и разной степени сложности, расширяя таким образом выбор видов деятельности, которые интересны учащемуся, и таких заданий, которые каждый может выполнить.
Учебно - тематический план
№ | Тема занятий | Кол-во часов |
10 класс | ||
1-2 | Понятие проектной и исследовательской деятельности. Их сходства и различия. | 2 |
3-4 | Типология проектов. | 2 |
5-6 | Структура и логика исследовательских проектов | 2 |
7-8 | Определение проблемы и темы, актуальность исследования | 2 |
9-10 | Требования к постановке проблемы в исследовательской работе | 2 |
11-12 | Формулирование проблем и тем исследования | 2 |
13-14 | Что представляют собой предмет и объект исследования | 2 |
15-16 | Выделение объекта и предмета в своей исследовательской работе | 2 |
17-18 | Основные требования к постановке цели и формулировке гипотезы | 2 |
19-20 | Учимся формулировать цель и выдвигать гипотезу | 2 |
21-22 | Выбор и обоснование методов для осуществления исследовательской деятельности | 2 |
23-24 | Планирование исследования и его проведение | 2 |
25-26 | Планирование исследования и его основные направления | 2 |
27-28 | Информационные источники: литература, Интернет, социальный опрос | 2 |
29-30 | Как работать со справочной литературой. | 2 |
31-32 | Правила оформления цитат и списка используемой литературы при написании рефератов. | 2 |
33-34 | Поиск и отбор необходимой информации в Интернете. | 2 |
35 | Социальный опрос как один из способов получения информации | 1 |
11 класс | ||
1-2 | Эксперимент в исследовательской работе. | 2 |
3-4 | Эксперимент в исследовательской работе. | 2 |
5-6 | Сбор, систематизация и анализ полученных данных, корректировка результатов исследования. | 2 |
7-8 | Варианты оформления результатов, их презентации | 2 |
9-10 | Выдвижение новых проблем исследования | 2 |
11-12 | Ошибки, допускаемые учащимися при написании исследовательских работ. | 2 |
13-14 | Требования к оформлению исследовательской работы. | 2 |
15-16 | Варианты презентации исследовательской работы. | 2 |
17-18 | Требования к оформлению доклада. Составление текста выступления. | 2 |
19-20 | Требования к составлению компьютерной презентации. | 2 |
21-22 | Составление компьютерной презентации учащимися по исследуемой теме. | 2 |
23-24-25 | Разработка буклета | 3 |
26-27-28 | Подготовка школьной газеты по выбранной теме. | 3 |
29-30 | Обобщение и рецензирование проектов учащихся. | 2 |
31-32-33-34-35 | Итоговое занятие «Мое творение» | 5 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятий | Формы проведения занятий | Плановые сроки изучения |
10 класс | |||
1. Теоретические основы проектной и исследовательской деятельности | |||
1-2 | Понятие проектной и исследовательской деятельности. Их сходства и различия. | Лекция | |
3-4 | Типология проектов. | Лекция | |
5-6 | Структура и логика исследовательских проектов | Лекция | |
7-8 | Определение проблемы и темы, актуальность исследования | Семинар | |
9-10 | Требования к постановке проблемы в исследовательской работе | Лекция | |
11-12 | Формулирование проблем и тем исследования | Практическая работа | |
13-14 | Что представляют собой предмет и объект исследования | Беседа | |
15-16 | Выделение объекта и предмета в своей исследовательской работе | Практическая работа | |
17-18 | Основные требования к постановке цели и формулировке гипотезы | Лекция | |
19-20 | Учимся формулировать цель и выдвигать гипотезу | Практическая работа | |
21-22 | Выбор и обоснование методов для осуществления исследовательской деятельности | Практическая работа | |
23-24 | Планирование исследования и его проведение | Семинар | |
25-26 | Планирование исследования и его основные направления | Практическая работа | |
2. Виды сбора информации для написания исследовательской работы | |||
27-28 | Информационные источники: литература, Интернет, социальный опрос | Выступления учащихся с сообщениями. | |
29-30 | Как работать со справочной литературой. | Экскурсия в библиотеку (групповые формы работы по выбранным направлениям) | |
31-32 | Правила оформления цитат и списка используемой литературы при написании рефератов. | Практическая работа | |
33-34 | Поиск и отбор необходимой информации в Интернете. | Практическая работа | |
35 | Социальный опрос как один из способов получения информации | Практическая работа | |
11 класс | |||
1-2 | Эксперимент в исследовательской работе. | Семинар | |
3-4 | Эксперимент в исследовательской работе. | Практическая работа | |
5-6 | Сбор, систематизация и анализ полученных данных, корректировка результатов исследования. | Лекция с элементами игровой технологии | |
7-8 | Варианты оформления результатов, их презентации | Семинар с элементами игры | |
3. Виды и формы презентации исследовательских работ учащихся | |||
9-10 | Выдвижение новых проблем исследования | Беседа | |
11-12 | Ошибки, допускаемые учащимися при написании исследовательских работ. | Беседа | |
13-14 | Требования к оформлению исследовательской работы. | Лекция | |
15-16 | Варианты презентации исследовательской работы. | Диспут с элементами игры | |
17-18 | Требования к оформлению доклада. Составление текста выступления. | Беседа с элементами самостоятельной и парной работы | |
19-20 | Требования к составлению компьютерной презентации. | Урок-диалог, практическая работа | |
21-22 | Составление компьютерной презентации учащимися по исследуемой теме. | Практическая работа | |
23-25 | Разработка буклета | Урок-диалог, практическая работа | |
26-28 | Подготовка школьной газеты по выбранной теме. | Урок-диалог, практическая работа по изготовлению газеты | |
29-30 | Обобщение и рецензирование проектов учащихся. | Индивидуальные консультации | |
31-35 | Итоговое занятие «Мое творение» | Конференция |
Используемые источники
- Ширшина Н.В. «Проектная деятельность учащихся», Волгоград, «Учитель», 2007.
- Пособие «Основы проектной деятельности школьника» (Авторы Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В., Самара, 2016).
- http://www.researcher.ru - портал исследовательской деятельности
- учащихся. Методология и методика. Исследовательские работы.
- http://www.irsh.redu.ru – сайт научно-мтодического и информационно- публицистического журнала «Исследовательская работа школьников».
- http://www.iteach.ru – сайт программы Intel «Обучение для будущего».
- Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. - М.: Народное образование, 2001. - 272
- Интернет-ресурсы по проблемам проектной и исследовательской деятельности http://schools.keldysh.ru/labmro - Методический сайт лаборатории методики и информационной поддержки развития образования МИОО www.researcher.ru - Портал исследовательской деятельности учащихся при участии: Дома научно-технического творчества молодежи МГДД(Ю)
Оценочный лист исследовательской (проектной) деятельности учащихся
Дата
Тема:
Участники:
Критерии оценки | Показатели | Качество выполненного элемента | |
Оценка оформления проекта (исследования) | |||
1. Соответствие стандартам оформления | Наличие титульного листа и его оформление | ||
Оформление оглавления | |||
Нумерация страниц | |||
Наличие введения и заключения | |||
Библиография | |||
2. Качество оформления | Дизайн страниц (выравнивание по ширине, межстрочный интервал, красная строка, размер шрифта) | ||
Целостность текста, продуманная система выделения, отступы между пунктами | |||
Оценка защиты работы | |||
1. Качество доклада | Логичность: проблема, тема, актуальность, цель, гипотеза, задачи, методы исследования. | ||
Соответствие целей и задач, целей и задач теме работы | |||
Краткость, чёткость, ясность формулировок | |||
2. Ответы на вопросы | Понимание сущности вопроса и адекватность ответов | ||
Полнота, содержательность, но при этом краткость ответов. | |||
Выводы, основанные на собственных исследовательских данных, соответствие выводов проблемному вопросу или гипотезе. | |||
Аргументированность, убедительность | |||
3. Личностные проявления докладчика | Уверенность, владение собой Настойчивость в отстаивании своей точки зрения Культура речи, поведение Удержание внимания аудитории Импровизационность, находчивость Эмоциональное окрашенность речи | ||
Оценка презентации | |||
1. Оформление слайдов | Соблюдение единого стиля оформления Использование контрастного цвета для фона и текста Использование традиционного шаблона | ||
2. Представление информации | Минимальное количество текста на слайде Рисунки, чертежи, фотографии сопровождаются подписями Текст должен быть читаемым Анимационные эффекты не отвлекают, а усиливают внимание на содержание информации | ||
Всего баллов |
Особое мнение членов жюри:
Методика работы с оценочным листом
Напротив каждого из показателей в графе «Качество выполненного элемента» ставится оценочный балл (3б — высокое, 2б — среднее, 1б — удовлетворительное, 0б - неудовлетворительное).
Далее суммируются все баллы. Затем подсчитывается общая сумма баллов, выводится среднее арифметическое.
Оценка работы:
30 — 36 — отличная
23 — 29 — хорошая работа
16 — 22 — удовлетворительная
Менее 16 — слабая работа (неудовлетворительная)
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по элективному курсу
«Проектная деятельность»
10-11классы
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Проектная деятельность» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (в действующей редакции), на основе Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №15.
Программа предназначена для 10-11 классов.
Актуальность данного курса обусловлена потребностью государства в активном, самостоятельном, мобильном, информационно грамотном, компетентном гражданине общества, а также необходимостью формирования учебно-познавательной компетентности учащихся. Так как она занимает особое место в совокупности компетентностей личности, обеспечивает присвоение человеком всего целостного и разнообразного мира культуры.
Общая характеристика курса.
Задачей средней школы является не только обеспечение высокого уровня образования учащихся, но и всестороннее развитие их мышления, умений самостоятельно пополнять свои знания. В процессе изучения предметов школьного цикла можно более качественно развивать навыки и умения учащихся, необходимые для научно – исследовательской деятельности. Одним из наиболее распространенных видов исследовательского труда школьников является метод проектов.
Данный курс «Проектная деятельность» направлен на обеспечение дополнительной теоретической подготовки предметам школьного курса, вовлечение учащихся в проектную и исследовательскую деятельность, а также реализует как межпредметные связи так и надпредметные – сочетание учебных наук с прикладным творчеством.
Целью курса является формирование универсальных учебных действий в процессе проектно-исследовательской деятельности учащихся.
Задачи:
- Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели).
- Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать нужную информацию и правильно ее использовать).
- Развитие умения анализировать (креативность и критическое мышление).
- Развитие умения составлять письменный отчет о самостоятельной работе над проектом (составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии).
- Формирование позитивного отношения к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).
Формы организации деятельности детей разнообразны:
- индивидуальная;
- групповая;
- парная.
Место курса «Проектная деятельность» в учебном плане.
Проектно-исследовательская деятельность учащихся по теме «Проектная деятельность» преподается в 10-11 классах из расчета один час в неделю в течение 35 недель (всего 35 часов) в 10 классе и 35 часов в 11 классе.
Содержание курса
Содержание курса объединено в три образовательных блока: «Теоретические основы проектной и исследовательской деятельности», «Виды сбора информации для написания исследовательской работы», «Виды и формы презентации исследовательских работ учащихся».
Тема 1. Теоретические основы проектной и исследовательской деятельности» |
Объяснение целей и задач курса. Формирование групп по интересам. Понятие проектной и исследовательской деятельности. Их сходства, различия и составные компоненты. |
Типология проектов (на основе классификации Е.С. Полат): -по характеру доминирующей деятельности (исследовательские, творческие, ролевые-игровые, информационные, практико-ориентированные); - по предметно-содержательной области (монопредметные, межпредметные, надпредметные); - по количеству участников; - по продолжительности выполнения |
Структура исследовательских проектов: проблема, тема, актуальность, цель, гипотеза, задачи, литературный обзор, методика исследования, результаты исследования, новизна, выводы, значимость |
Что подразумевается под проблемой, темой и актуальностью. Требования к теме исследования. Обоснование актуальности выбора темы: наличие всеобщей актуальности (из литературы; частной актуальности (для области, района, поселка); конкретной актуальности (для школы, класса и самого исследователя) |
Определение индивидуальных проблем исследования, формирование пар и групп учащихся в соответствии с изучаемой ими проблемой. |
Формулировка индивидуальных проблем, тем исследований и определение актуальности. Определение ошибок в постановке проблем или формулировке тем. |
Объект и предмет исследования |
Выделение учащимися объекта и предмета в своей исследовательской работе |
Цель, гипотеза. Основные требования к цели и гипотезе. Основные ошибки, допускаемые при формулировке цели и гипотезы. |
Работа учащихся по формулировке цели и выдвижению гипотезы к выбранной ими теме исследовательской работы. |
Понятие «методы исследования». Виды методов исследования: теоретические, эмпирические. |
Основные направления в проведении исследования: историческое, социальное, технологическое, экспериментальное и т.д. |
Индивидуальная и парная работа. Основные направления в проведении исследования: историческое, социальное, технологическое, экспериментальное и т.д. |
Тема 2. Виды сбора информации для написания исследовательской работы |
Информационные источники: литература, Интернет, социальный опрос. Положительные и отрицательные стороны данных источников информации. |
Как работать со справочной литературой. Выбор нужных книг для проведения исследования. Отбор и сжатие необходимой информации. |
Оформление цитат и списка используемой литературы при написании рефератов. |
Поиск и отбор необходимой информации в Интернете. Правила оформления цитат из интернет-ресурсов. |
Составление анкет. Сбор информации у учащихся школы методом анкетирования. |
Эксперимент как один из методов исследования. Правила постановки эксперимента. Подбор опытов для проведения исследовательской работы. |
Проведение учащимися предложенных ими опытов. |
Виды систематизации полученных данных: диаграммы, графики, схемы, рисунки. Формулировка выводов из полученных результатов. |
Оформление результатов: презентации, газеты, буклеты, рефераты, доклады с использованием таблиц, диаграмм, графиков, схем, рисунков. |
Тема 3. Виды и формы презентации исследовательских работ учащихся |
Постановка новых проблем исследования. |
Разбор ошибок, допускаемых учащимися при написании исследовательских работ. |
Требования к оформлению исследовательской работы: титульный лист, текст, цитаты, выводы, литература, приложения. |
Обсуждение вариантов презентации исследовательской работы: стендовый доклад, газета, презентация, выступление на НПК, детская творческая продукция и.т.д. |
Требования к оформлению доклада. Составление текста выступления. |
Усвоение требований к составлению компьютерной презентации. Индивидуальная и парная работа в составлении компьютерной презентации. Подбор материалов для слайдов. |
Индивидуальная и парная работа в составлении компьютерной презентации. Подбор материалов для слайдов. |
Буклет как форма презентации исследовательской работы. Правила составления буклета. |
Школьная газета как способ демонстрации результатов исследования. Отбор материала для газеты. Оформление материала данным способом. |
Обобщение и рецензирование проектов учащихся. |
Защита исследовательских и проектных работ учащимися. |
Результаты освоения программы
Формирование личностных УУД:
- Формирование позитивной самооценки, самоуважения, самоопределения;
- Воспитание целеустремлённости и настойчивости
Формирование коммуникативных УУД:
- Умение вести диалог, координировать свои действия с партнёром,
- Способность доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать
- Умение выступать перед аудиторией, высказывать своё мнение, отстаивать свою точку зрения
Формирование регулятивных УУД:
- Умение самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество, принимать решения;
- Формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования времени
Формирование познавательных УУД
- Сбор, систематизация, хранение, использование информации
Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Результаты обучения достигаются в каждом образовательном блоке данного курса. В планирование включены занятия-дискуссии, которые проводятся по окончании изучения каждого блока. Программа предусматривает проведение традиционных занятий, чтение лекций, проведение практических занятий, обобщающих уроков, защиту проектов, итоговую конференцию и др.
Курс заканчивается защитой проектов. Каждая учебно-исследовательская работа получает экспертную оценку комиссии (Приложение 1 Оценочный лист). Лучшие проекты получают рекомендации для участия в научно-практических конференциях.
Для эффективного определения интересов и склонностей учащимся в процессе изучения курса предлагается достаточное количество творческих заданий различного содержания и разной степени сложности, расширяя таким образом выбор видов деятельности, которые интересны учащемуся, и таких заданий, которые каждый может выполнить.
Учебно - тематический план
№ | Тема занятий | Кол-во часов |
10 класс | ||
1-2 | Понятие проектной и исследовательской деятельности. Их сходства и различия. | 2 |
3-4 | Типология проектов. | 2 |
5-6 | Структура и логика исследовательских проектов | 2 |
7-8 | Определение проблемы и темы, актуальность исследования | 2 |
9-10 | Требования к постановке проблемы в исследовательской работе | 2 |
11-12 | Формулирование проблем и тем исследования | 2 |
13-14 | Что представляют собой предмет и объект исследования | 2 |
15-16 | Выделение объекта и предмета в своей исследовательской работе | 2 |
17-18 | Основные требования к постановке цели и формулировке гипотезы | 2 |
19-20 | Учимся формулировать цель и выдвигать гипотезу | 2 |
21-22 | Выбор и обоснование методов для осуществления исследовательской деятельности | 2 |
23-24 | Планирование исследования и его проведение | 2 |
25-26 | Планирование исследования и его основные направления | 2 |
27-28 | Информационные источники: литература, Интернет, социальный опрос | 2 |
29-30 | Как работать со справочной литературой. | 2 |
31-32 | Правила оформления цитат и списка используемой литературы при написании рефератов. | 2 |
33-34 | Поиск и отбор необходимой информации в Интернете. | 2 |
35 | Социальный опрос как один из способов получения информации | 1 |
11 класс | ||
1-2 | Эксперимент в исследовательской работе. | 2 |
3-4 | Эксперимент в исследовательской работе. | 2 |
5-6 | Сбор, систематизация и анализ полученных данных, корректировка результатов исследования. | 2 |
7-8 | Варианты оформления результатов, их презентации | 2 |
9-10 | Выдвижение новых проблем исследования | 2 |
11-12 | Ошибки, допускаемые учащимися при написании исследовательских работ. | 2 |
13-14 | Требования к оформлению исследовательской работы. | 2 |
15-16 | Варианты презентации исследовательской работы. | 2 |
17-18 | Требования к оформлению доклада. Составление текста выступления. | 2 |
19-20 | Требования к составлению компьютерной презентации. | 2 |
21-22 | Составление компьютерной презентации учащимися по исследуемой теме. | 2 |
23-24-25 | Разработка буклета | 3 |
26-27-28 | Подготовка школьной газеты по выбранной теме. | 3 |
29-30 | Обобщение и рецензирование проектов учащихся. | 2 |
31-32-33-34-35 | Итоговое занятие «Мое творение» | 5 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятий | Формы проведения занятий | Плановые сроки изучения |
10 класс | |||
1. Теоретические основы проектной и исследовательской деятельности | |||
1-2 | Понятие проектной и исследовательской деятельности. Их сходства и различия. | Лекция | |
3-4 | Типология проектов. | Лекция | |
5-6 | Структура и логика исследовательских проектов | Лекция | |
7-8 | Определение проблемы и темы, актуальность исследования | Семинар | |
9-10 | Требования к постановке проблемы в исследовательской работе | Лекция | |
11-12 | Формулирование проблем и тем исследования | Практическая работа | |
13-14 | Что представляют собой предмет и объект исследования | Беседа | |
15-16 | Выделение объекта и предмета в своей исследовательской работе | Практическая работа | |
17-18 | Основные требования к постановке цели и формулировке гипотезы | Лекция | |
19-20 | Учимся формулировать цель и выдвигать гипотезу | Практическая работа | |
21-22 | Выбор и обоснование методов для осуществления исследовательской деятельности | Практическая работа | |
23-24 | Планирование исследования и его проведение | Семинар | |
25-26 | Планирование исследования и его основные направления | Практическая работа | |
2. Виды сбора информации для написания исследовательской работы | |||
27-28 | Информационные источники: литература, Интернет, социальный опрос | Выступления учащихся с сообщениями. | |
29-30 | Как работать со справочной литературой. | Экскурсия в библиотеку (групповые формы работы по выбранным направлениям) | |
31-32 | Правила оформления цитат и списка используемой литературы при написании рефератов. | Практическая работа | |
33-34 | Поиск и отбор необходимой информации в Интернете. | Практическая работа | |
35 | Социальный опрос как один из способов получения информации | Практическая работа | |
11 класс | |||
1-2 | Эксперимент в исследовательской работе. | Семинар | |
3-4 | Эксперимент в исследовательской работе. | Практическая работа | |
5-6 | Сбор, систематизация и анализ полученных данных, корректировка результатов исследования. | Лекция с элементами игровой технологии | |
7-8 | Варианты оформления результатов, их презентации | Семинар с элементами игры | |
3. Виды и формы презентации исследовательских работ учащихся | |||
9-10 | Выдвижение новых проблем исследования | Беседа | |
11-12 | Ошибки, допускаемые учащимися при написании исследовательских работ. | Беседа | |
13-14 | Требования к оформлению исследовательской работы. | Лекция | |
15-16 | Варианты презентации исследовательской работы. | Диспут с элементами игры | |
17-18 | Требования к оформлению доклада. Составление текста выступления. | Беседа с элементами самостоятельной и парной работы | |
19-20 | Требования к составлению компьютерной презентации. | Урок-диалог, практическая работа | |
21-22 | Составление компьютерной презентации учащимися по исследуемой теме. | Практическая работа | |
23-25 | Разработка буклета | Урок-диалог, практическая работа | |
26-28 | Подготовка школьной газеты по выбранной теме. | Урок-диалог, практическая работа по изготовлению газеты | |
29-30 | Обобщение и рецензирование проектов учащихся. | Индивидуальные консультации | |
31-35 | Итоговое занятие «Мое творение» | Конференция |
Используемые источники
- Ширшина Н.В. «Проектная деятельность учащихся», Волгоград, «Учитель», 2007.
- Пособие «Основы проектной деятельности школьника» (Авторы Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В., Самара, 2016).
- http://www.researcher.ru - портал исследовательской деятельности
- учащихся. Методология и методика. Исследовательские работы.
- http://www.irsh.redu.ru – сайт научно-мтодического и информационно- публицистического журнала «Исследовательская работа школьников».
- http://www.iteach.ru – сайт программы Intel «Обучение для будущего».
- Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. - М.: Народное образование, 2001. - 272
- Интернет-ресурсы по проблемам проектной и исследовательской деятельности http://schools.keldysh.ru/labmro - Методический сайт лаборатории методики и информационной поддержки развития образования МИОО www.researcher.ru - Портал исследовательской деятельности учащихся при участии: Дома научно-технического творчества молодежи МГДД(Ю)
Оценочный лист исследовательской (проектной) деятельности учащихся
Дата
Тема:
Участники:
Критерии оценки | Показатели | Качество выполненного элемента | |
Оценка оформления проекта (исследования) | |||
1. Соответствие стандартам оформления | Наличие титульного листа и его оформление | ||
Оформление оглавления | |||
Нумерация страниц | |||
Наличие введения и заключения | |||
Библиография | |||
2. Качество оформления | Дизайн страниц (выравнивание по ширине, межстрочный интервал, красная строка, размер шрифта) | ||
Целостность текста, продуманная система выделения, отступы между пунктами | |||
Оценка защиты работы | |||
1. Качество доклада | Логичность: проблема, тема, актуальность, цель, гипотеза, задачи, методы исследования. | ||
Соответствие целей и задач, целей и задач теме работы | |||
Краткость, чёткость, ясность формулировок | |||
2. Ответы на вопросы | Понимание сущности вопроса и адекватность ответов | ||
Полнота, содержательность, но при этом краткость ответов. | |||
Выводы, основанные на собственных исследовательских данных, соответствие выводов проблемному вопросу или гипотезе. | |||
Аргументированность, убедительность | |||
3. Личностные проявления докладчика | Уверенность, владение собой Настойчивость в отстаивании своей точки зрения Культура речи, поведение Удержание внимания аудитории Импровизационность, находчивость Эмоциональное окрашенность речи | ||
Оценка презентации | |||
1. Оформление слайдов | Соблюдение единого стиля оформления Использование контрастного цвета для фона и текста Использование традиционного шаблона | ||
2. Представление информации | Минимальное количество текста на слайде Рисунки, чертежи, фотографии сопровождаются подписями Текст должен быть читаемым Анимационные эффекты не отвлекают, а усиливают внимание на содержание информации | ||
Всего баллов |
Особое мнение членов жюри:
Методика работы с оценочным листом
Напротив каждого из показателей в графе «Качество выполненного элемента» ставится оценочный балл (3б — высокое, 2б — среднее, 1б — удовлетворительное, 0б - неудовлетворительное).
Далее суммируются все баллы. Затем подсчитывается общая сумма баллов, выводится среднее арифметическое.
Оценка работы:
30 — 36 — отличная
23 — 29 — хорошая работа
16 — 22 — удовлетворительная
Менее 16 — слабая работа (неудовлетворительная)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса "Проектная учебная деятельность"
Изменения в Российском образовании и преобразования в обществе требуют от школьного педагога нового подхода к процессу обучения. В современных условиях жизни не достаточно просто владеть набором знани...
Рабочая программа элективного курса "Проектная деятельность по информатике"
Элективный курс "Проектная деятельность по информатике" в 10 классе. Срок реализации - 2015/2016 уч.годКоличество часов всего - 34, 1 час в неделю...
Рабочая программа элективного курса "Проектная деятельность по экономике"
Рабочая программа элективного курса "Проектная деятельность по экономике"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА “УЧЕБНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ”
Данная Программа учебно-исследовательской и проектной деятельности направлена на формирование у обучающихся универсальных учебных действий и основ культуры исследовательской и проектной...
Рабочая программа элективного курса по проектной деятельности 10 класс
Рабочая программа элективного курса по проектной деятельности 10 класс...
Рабочая программа элективного курса по проектной деятельности 11 класс
Рабочая программа элективного курса по проектной деятельности 11 класс...
Рабочая программа элективного курса «Проектная деятельность» для 9 классов
Приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарт.Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориенти...