Организация работы по профилактике асоциального поведения обучающихся в ГБОУ «Балтийский берег»
статья

Для успешного выполнения задач, лежащих в основе профилактики, именно на образовательные учреждения, где с детьми и подростками на протяжении 8-10 лет работают специалисты (педагоги, воспитатели, психологи), ложится ответственность за воспитание подрастающего поколения и принятие необходимых мер для формирования здорового образа жизни, законопослушного поведения, предотвращения правонарушений среди учащихся и коррекции поведения подростков с девиантным и деликвентным поведением, в результате которых несовершеннолетние оказываются на внутришкольном учете и учете в ПНД.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Серебрякова Юлия Михайловна,

методист ГБОУ «Балтийский берег»

Организация работы по профилактике асоциального поведения обучающихся

в ГБОУ «Балтийский берег»

В Законе РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее «Закон №120-ФЗ») понятие «Профилактика» определяется как система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально-опасном положении.

Следовательно, для успешного выполнения задач, лежащих в основе профилактики, именно на образовательные учреждения, где с детьми и подростками на протяжении 8-10 лет работают специалисты (педагоги, воспитатели, психологи), ложится ответственность за воспитание подрастающего поколения и принятие необходимых мер для формирования здорового образа жизни, законопослушного поведения, предотвращения правонарушений среди учащихся и коррекции поведения подростков с девиантным и деликвентным поведением, в результате которых несовершеннолетние оказываются на внутришкольном учете и учете в ПНД.

Справка: Иногда делинквентное поведение смешивается с девиантным поведением. В действительности эти понятия — не совпадающие. Всякое делинквентное поведение является отклоняющимся (девиантным) поведением, но не всякое отклоняющееся поведение можно отнести к делинквентному поведению. К числу делинквентных относятся административные правонарушения, выражающиеся в нарушении правил дорожного движения, мелком хулиганстве (сквернословие, нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам и другие подобные действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан). В качестве административных правонарушений рассматриваются также распитие спиртных напитков на улицах, на стадионах, в скверах, парках, во всех видах общественного транспорта и в других общественных местах; появление в общественных местах в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность. Дисциплинарный проступок как вид делинквентного поведения — это противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей, например, прогулы без уважительных причин занятий учащимися.

Согласно Закону №120-ФЗ, в компетенцию образовательных учреждений входят следующие задачи:

- оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении;

- выявление несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования;

- выявление семей, находящихся в социально-опасном положении;

- обеспечение организации общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних;

- осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на законопослушное поведение.

Факторы и условия, вызывающие асоциальные поступки школьников, требуют модернизации форм работы по профилактике асоциального поведения несовершеннолетних, проектирование и создание системы управления этой работой. В системе управления воспитательной и профилактической работы должна быть весомо представлена общественная составляющая и использованы все ресурсы межведомственного взаимодействия в решении проблем образования.

Опыт работы ГБОУ «Балтийский берег» показывает, что целесообразным является программно-целевое управление профилактической работой с созданием такого звена управления, как «Совет по профилактике негативных проявлений среди несовершеннолетних», а также Службы медиации, которые систематизировали и существенно расширили функции субъектов образовательного процесса.

С января 2019 года в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» и Распоряжением Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 27.12.2018 № 3706-р на базе ГБОУ «Балтийский берег» организованы профилактические смены для обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, а также в развитии и социальной адаптации.

Программа профилактических смен способствует укреплению взаимосвязи и взаимодействия администрации, педагогов, родителей, общественности школы, ЦППМС и других субъектов системы профилактики.

Наиболее важным в организации данной профилактической работы является ориентация на то, что ребенок в этом процессе – активный участник, а не пассивный объект образовательной деятельности. Специалисты (педагог-психолог, социальный педагог, воспитатель) и педагоги – предметники, педагоги дополнительного образования - весь педагогический коллектив общеобразовательной школы-интерната участвует в воспитательном процессе и задействованы в профилактической работе. Применение творческих подходов в этой работе, личной заинтересованности в том, чтобы из учащихся, их родителей (законных представителей) сделать равноправных партнеров образовательного процесса, опора на ученическое самоуправление, взаимодействие с другими органами и учреждениями системы профилактики способствуют успеху в этой работе.

Остановимся на наиболее важных аспектах программы профилактических смен.

1. Ликвидация пробелов в знаниях учащихся является важным компонентом в системе профилактики правонарушений и формировании здорового образа жизни. В классах с малой наполняемостью (до 20 человек) ежедневный контроль за успеваемостью со стороны учителей предметников и воспитателей позволяют принять меры к ликвидации пробелов в знаниях путем проведения дополнительных занятий и индивидуальной работы с такими учащимися.

У обучающихся снимается психологический дискомфорт, от того, что они не усваивают учебный материал, подростки больше не ощущают себя ненужными на уроке, им не скучно, и они не ищут понимания у дворовых ребят, «друзей с улицы», где, в конечном итоге, они могут стать добычей преступной среды.

2. Борьба с прогулами занятий является вторым важным звеном в воспитательной и учебной работе, обеспечивающим успешную профилактику правонарушений.

Необходимо учитывать, что у ученика, прогулявшего хотя бы один день занятий, если не принять к нему своевременных мер, появляется чувство безнаказанности, которое подтолкнет его на повторные прогулы и в конечном итоге превратит в злостного прогульщика. Он станет проводить время в игротеках, на рынках, вокзалах. В погоне за легким заработком он может приобщиться к бродяжничеству и попрошайничеству. Такого подростка легко вовлечь в наркоманию и преступную деятельность.

В условиях школы-интерната это исключено, обучающиеся сопровождаются на уроки воспитателем и в его же присутствии занимаются. Такая система организации занятий в подавляющем большинстве случаев дает положительные результаты.

3. Организация досуга учащихся, широкое вовлечение учащихся в занятия спортом, художественное творчество - одно из важнейших направлений воспитательной деятельности,

способствующее развитию творческой инициативы, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения.

В данной деятельности участвуют специалисты структурных подразделений ГБОУ «Балитйский берег»: тренеры-преподаватели СДЮСШОР, педагоги дополнительного образования ГЦ ПДДТТиПБ, воспитатели ОШИ. Разработаны модульные дополнительные общеразвивающие образовательные программы, к занятиям по которым вовлечены все обучающиеся.

Организация спортивных соревнований, конкурсов, выставок, привлечение к ним подростков не только в качестве участников, но и болельщиков, зрителей, организаторов, помогает удовлетворить потребность ребят в общении, организует их активность в школе, значительно ограничивая риск мотивации на асоциальное поведение.

4. Пропаганда здорового образа жизни исходит из потребностей подростков и их естественного природного потенциала.

Исследования ученых показали, что в возрасте 13-15 лет приоритетным для детей являются знания о вредных привычках, их последствиях для здоровья, о здоровом питании, рисках сексуальных отношений, о предотвращении экологических катастроф. Поэтому к программе формирования здорового образа жизни, профилактике вредных привычек привлечены не только специалисты (медики, психологи и спортсмены), но и широко используется потенциал социально-полезной деятельности. Пропаганда здорового образа жизни не носит навязчивого характера, начинается с неформальных бесед, не регламентируется строго время проведения, в процессе выясняются привычки, наклонности обучающихся, используются различные формы проведения: от разговоров, диспутов до инсценировок.

Решение проблемы кроется в оказании доверия подросткам.

5. Правовое воспитание. Широкая пропаганда среди учащихся, их родителей (законных представителей) правовых знаний – необходимое звено в профилактике асоциального поведения.

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Наш выбор», использующая различные формы образовательной деятельности (игровые оболочки; игры-переживания, включающие игры-драмы, деловые игры; психологические акции, ситуационные и шоу-игры) предусматривает: 1) разъяснительную работу о видах ответственности за те или иные противоправные поступки, характерных для подростковой среды видах преступлений, понятиях об административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности несовершеннолетних и их родителей, 2) создает мотивацию на ответственность за свои действия.

Целесообразность программы состоит в акцентировании внимания учащихся не только на карательных, наказуемых, но и защитных функциях правовых норм.

К такой работе целесообразно привлекать сотрудников правоохранительных органов, приглашать для проведения консультаций правоведов, психологов и других специалистов, имеющих опыт работы с преступностью несовершеннолетних.

6. Профилактика наркомании и употребления ПАВ.

Одним из направлений антинаркотической пропаганды в школе является предостережение учащихся о последствиях различных зависимостей, посредством различных форм работы.

7. Предупреждение вовлечения учащихся в экстремистские организации. К участию в массовых беспорядках, хулиганских проявлениях во время проведения спортивных мероприятий, распространению литературы, пропагандирующей межнациональную, межрелигиозную рознь, идеи фашизма все чаще стали привлекаться обучающиеся старших классов. В воспитательном процессе особо акцентируется внимание на формировании у подростков толерантного сознания, веротерпимости и обучение культурному диалогу, с привлечением школьных психологов, социальных педагогов, инспекторов подразделений по делам несовершеннолетних («ПДН») по правовым вопросам и разрешению конфликтных ситуаций в семье и школе.

8. Проведение индивидуальной воспитательной работы. В концепции российского образования декларируется необходимость «обеспечения детей с проблемами асоциального характера обязательным индивидуальным психолого–педагогическим сопровождением».

Одним из важнейших направлений профилактической деятельности является контроль обучающихся с асоциальным поведением и разработка для них индивидуальных коррекционных маршрутов. Эта работа начинается с формирования информационного блока.

Обязательными компонентами информационного блока, который подготавливается в образовательном учреждении перед направлением обучающегося на профилактическую смену, являются:

-психолого - педагогическая диагностика;

-заключение школьного психолога, которое должно содержать проблемы формирования и развития психических функций, эмоционально-волевой и мотивационной сфер, особенности общения;

-заключение медиков, определяющих особенности физического развития;

-полная информация о семье, которая может быть: 1. педагогически благополучной семьей (эмоциональная атмосфера семьи положительная, родители владеют культурой воспитания); 2. педагогически несостоятельной, отличающейся нарушением детско-родительских отношений (отсутствует единство требований, ребенок безнадзорен, низкая осведомленность об интересах и поведении ребенка вне школы); 3. конфликтной (в семье неблагополучная эмоциональная атмосфера, между родителями постоянные ссоры, разногласия); 4. асоциальной, имеющей антиобщественные установки и ориентиры (праздный образ жизни, алкоголизм, наркомания); 5. криминальной (родители имеют судимость, ведут аморальный образ жизни, склонны к правонарушениям, воспитанием детей не занимаются).

Обязательно отмечаются: состав семьи, материальные условия жизни семьи, образовательный уровень родителей, род занятий, а также характер взаимоотношений родителей с ребенком: диктат, гиперопека, гипопротекция, попустительство или сотрудничество.

В информационный блок включаются сведения о группе ребят, в которую входит подросток, его положение в этой группе, (лидер, предпочитаемый, принятый, отвергаемый), его отношения в классном коллективе, с кем из класса наиболее близок, характер взаимного влияния. Поскольку педагогический диагноз должен быть симметричным, то есть включать в себя как определение доминанты отклонений от нормы, так и положительные черты личности, на которые можно опереться при коррекционной работе, то чрезвычайно важными являются сведения о направленности интересов ребенка, например: проявляет интерес к деятельности: физический, умственный труд, творчество; какие имеет увлечения, наклонности: художественные, информационно-технические, музыкальные, спортивные, общественно- политические и другие; как проводит свободное время (предпочитает сидеть дома, много гуляет и т.д.); каковы читательские интересы, какие любит фильмы, музыкальные группы, кому подражает, кто является идеалом для подражания.

Собранная информация анализируется на заседании психолого-педагогической комиссии, с целью выявления характера асоциальных проявлений (эпизодически, систематически) и вида проступков: грубость, драки, прогулы, опоздания на уроки, нарушения дисциплины в классе, отказ от требований, поручений, не работает на уроках. Комиссия выносит заключение: сформировались ли проступки в асоциальное поведение, с устойчивым проявлением отклонений от социальных норм и дает рекомендации по проекту индивидуальной воспитательно-образовательной программы.

На следующем этапе заключение комиссии рассматривается на расширенном заседании Совета профилактики, куда приглашаются родители, классный руководитель, педагоги и председатель психолого-педагогического консилиума. Решение Совета профилактики о постановке на внутришкольный контроль обучающегося, подписанное директором школы является основанием для направления подростка для участия в профилактической смене.

При поступлении подростка на профилактическую смену, осуществляется входная психологическая диагностика обучающегося. На основании этих данных и данных психолого-педагогических характеристик, полученных из образовательного учреждения, в ОШИ ГБОУ «Балтийский берег» строится индивидуальный коррекционный маршрут.

Наиболее эффективно индивидуальная работа с подростками данной категории возможна при совокупности взаимосвязанных модулей: диагностического, базово-инвариантного, вариативно-личностного, коррекционно-развивающего.

Диагностический модуль определяет особенности и проблемы в развитии учащегося.

Вариативный модуль проектирует условия для развития способностей обучающегося через изучение учебных предметов, внеурочную работу по ним, занятия в системе дополнительного образования, а также определяет конкретный план действий по формированию ключевых компетенций в соответствии с нормативными потребностями.

Коррекционно-развивающий модуль проектируется с целью решения проблем развития, здоровья, социализации, учебной деятельности.

Профилактическая работа с обучающимися – процесс сложный, многоаспектный, продолжительный по времени, включающий преодоление школьных и семейных репрессий в отношении запущенных подростков, разрешение конкретных ситуаций, преодоление обструкции по отношению к ним со стороны сверстников, а также восстановления их в статусе субъекта учебной деятельности и общения в условиях обучения и воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Профилактика асоциального поведения обучающихся"

Данная программа была разработана мною в соавторстве с заместителем директора по воспитательной работе....

Система профилактики асоциального поведения обучающихся профессионального образования на примере Красногвардейского филиала

Вся профилактическая работа нашего филиала направлена на единство педагогических требований в системе целостного педагогического процесса по становлению личности высокой квалификации и больших духовны...

Методические рекомендации по организации работы по профилактике асоциального поведения среди несовершеннолетних в образовательной организации

Методические рекомендации предназначены для зам. директоров по воспитательной работе, социальных педагогов общеобразовательных организаций...

«Системный подход в работе по профилактике асоциального поведения подростков».

Педсовет «Профилактика асоциального поведения детей».11.01.2019 г.Выступление воспитателя Башкайкиной Е.Н«Системный подход в работе по профилактике асоциального поведения подростков...

Организация работы по профилактике асоциального поведения у воспитанников детского дома

laquo;Что бы о тебе ни думали, делай то, что ты считаешь справедливым» Пифагор...

Программа социально-педагогической деятельности по профилактике асоциального поведения обучающихся

Программа социально-педагогической деятельности по профилактике асоциального поведения обучающихся является частью общей программы развития образовательного учреждения «Программы  воспитани...

«Профилактика асоциального поведения обучающихся» «Понять, принять, помочь»

Работа по профилактике асоциального поведения способствует формированию навыков сотрудничества, стремлению к самореализации, воспитанию трудолюбия, толерантности, развитию способности к адекватной сам...