Конспект интегрированного урока русского языка и литературы
план-конспект урока (9 класс)
Интегрированный урок русского языка и литературы
Тема: «Листая страницы вновь…»
(Сложное предложение в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_integrirovannogo_uroka.docx | 21.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок русского языка и литературы
Тема: «Листая страницы вновь…»
(Сложное предложение в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»)
Дай бог, чтоб в этой книжке ты
Для развлеченья, для мечты,
Для сердца, для журнальных сшибок,
Хотя б крупицу мог найти.
(А.С. Пушкин, «Евгений Онегин»)
Цели:
Образовательные:
- систематизация и обобщение знаний по произведению А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
- расширение и углубление знаний учащихся о сложном предложении
Развивающие:
- развитие навыков анализа сложного предложения
- развитие ассоциативного и творческого мышления;
- развитие речи учащихся
Воспитательные:
- воспитание любви к русской литературе, стимулирование интереса учащихся к произведениям классической литературы
- формирование ценностно-ориентационного единства группы;
- принятие нравственных норм и правил совместной деятельности
Тип урока: интегрированный
Оборудование:
- портрет А.С. Пушкина
- иллюстрации к роману, сделанные учащимися
- презентация
- видеофрагмент фильма «Евгений Онегин»
- интерактивная доска, проектор
- распечатки для учащихся
Ход урока:
- Вступительная беседа
Учитель: Незаметно летели дни, недели… И вот уже роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» позади. А хочется вновь перелистать страницы. И именно сегодня, когда мы встречаем гостей, сказать…
Ученики (встают, все хором): Хотите узнать Россию – прочитайте роман Пушкина «Евгений Онегин».
Учитель: А почему?
Ученики (садятся, все хором): Потому что это «энциклопедия русской жизни» на все времена.
Учитель: А кто это сказал?
Ученица: Виссарион Григорьевич Белинский – известный литературный критик 19 века.
Учитель: Да, это энциклопедия жизни и чувства, и герои тоже на все времена, но цель наша сегодня непроста – соединить «стихи и прозу». Поэтому тема нашего урока – «Сложное предложение в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
- Образ Евгения Онегина
Учитель: Каков же он, Евгений Онегин?
- Выходит группа юношей и читает первый отрывок со слов «Друзья Людмилы и Руслана…»
- Анализ иллюстраций
- Выступление учеников:
- «Любимый герой Евгений Онегин»
- «Любимые страницы, связанные с Евгением Онегиным»
- Анализ сложного предложения
Учитель: Это стихи! А проза жизни такова: что знать сегодня нам пора всё-всё о сложно предложении.
- Повторяем теорию по теме «Сложное предложение» (слайды 6-7)
- Объяснение постановки знаков препинания (слайд 8)
- Определение вида придаточного в СПП (слайд 9-10)
- Образ Татьяны Лариной
Учитель: Но поистине любимой героиней Пушкина является Татьяна.
- Выходит группа девушек, читает второй отрывок: «Итак, она звалась Татьяной…»
- Анализ иллюстраций
- Выступление учеников:
- «Любимая героиня Татьяна Ларина»
- «Любимые страницы, связанные с Татьяной Лариной»
- Видеофрагмент из фильма «Евгений Онегин» (слайд 13)
- Узнайте текст. Вставьте слова вместо точек (слайды 14-15)
- Обобщения по видам сложного предложения (слайды 16-17)
- Анализ финала произведения
- Чтение любимых строчек из романа
- Итог урока. Рефлексия
- Домашнее задание (слайд 19)
- Заключительное слово учителя
Уходит детство. Что тут удивляться?!
Оно от всех уходит как-то враз…
И хочется и плакать, и смеяться,
И хочется со всеми не прощаться.
И хочется читать роман в который раз.
Приложение
- Дидактические материалы:
Хотите узнать Россию - прочитайте роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
Потому что это - «энциклопедия русской жизни» на все времена!
«Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.
Москва... как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!
Блажен, кто смолоду был молод,
Блажен, кто вовремя созрел,
Кто постепенно жизни холод
С летами вытерпеть умел;
Я к вам пишу — чего же боле?
Что я могу еще сказать?
Теперь, я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать.
В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа.
Снег выпал только в январе
Случайно вас когда-то встретя,
В вас искру нежности заметя,
Я ей поверить не посмел:
Привычке милой не дал ходу;
Свою постылую свободу
Я потерять не захотел.
Сочинительные союзы соединяют однородные члены предложения и части сложносочиненного предложения | Подчинительные союзы соединяют части сложноподчиненного предложения |
Соединительные:
и, да (в значении и), не только…но и, также, тоже, и…и, ни…ни, как…так и | Изъяснительные: что, чтобы, будто и др. |
Временные: когда, лишь, едва и др. | |
Целевые: чтобы, дабы, с тем чтобы и др. | |
Противительные:
а, но, да (в значении но), зато, однако, однако же, все же | Условные: если, если бы, раз и др. |
Уступительные: хотя, хоть, пускай и др. | |
Сравнительные: как, как будто, словно и др. | |
Разделительные:
или, или…или, либо, либо…либо, то…то, то ли…то ли, не то…не то | Причинные: так как, потому что, ибо и др. |
Следственные: так что |
- Рефлексия
Продолжить предложение:
- я считаю, что наиболее удачным на уроке было…
- мне хотелось бы порекомендовать…
- я сегодня открыл для себя…
- я (не) доволен своим результатом…
- меня порадовало…
- роман «Евгений Онегин» интересен современному читателю…
- на мой взгляд, нам удалось соединить «стихи и прозу», потому что…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного урока русского языка и литературы для 6 класса "Понятие об имени сущестительном, или знакомство с творчеством А.Костюнина"
Урок углубляет знания учащихся об имени существительном, знакомит с группами существительных по значению, с творчеством современного писателя А.Костюнина на примере рассказа "Сострадание", учит добру ...
Наш живой русский язык (по басням И.А. Крылова). Интегрированный урок русского языка и литературы в 5 классе.
Цели: показать на примере басен И.А. Крылова, что русский литературный язык - явление живое; продолжить формированиенавыков исследовательской работы учащихся; развивать навыки работы со словарями; вос...
конспект интегрированного урока русского языка и литературы
Конспект интегрированного урока. Тема «Обращение. Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращении»...
Интегрированный урок русского языка и литературы в 6 классе (урок с использованием здоровьесберегающих технологий)
Тема урока:...
Интегрированный урок русского языка и литературы в 11 классе по теме «Входите! Входите, дети!» Роль литературы в будущем самоопределении молодежи (по рассказу М. Гелприна «Свеча горела»)
Тип урока: урок открытия нового знанияФормы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.Используемые технологии:Тренинговые технологии: технология «Дебаты»Технологии на основе эффективн...
Интегрированный урок русского языка и литературы в 9-м классе: "Повторение синтаксиса сложного предложения" (на примере повести И.С. Тургенева "Первая любовь» Степанова Светлана Викторовна, учитель русского языка и литературы
1).На материале повести И.С. Тургенева “Первая любовь” систематизировать, обобщить и закрепить знания о синтаксисе сложного предложения; помочь учащимся разобраться в нравственных проблема...
Тема урока: «Бессоюзные сложные предложения, 9 класс (интегрированный урок русского языка и литературы)»
Интегрированный урок – особый урок, для проведения которого привлекаются знания, умения и результаты анализа материала из других наук, учебных предметов. Опора на межпредметные связи уроков лите...