Конспект интегрированного урока русского языка и литературы
план-конспект урока (9 класс)

Лугавцова Оксана Витальевна

Интегрированный урок русского языка и литературы

Тема: «Листая страницы вновь…»

(Сложное предложение в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_integrirovannogo_uroka.docx21.39 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок русского языка и литературы

Тема: «Листая страницы вновь…»

(Сложное предложение в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»)

Дай бог, чтоб в этой книжке ты

Для развлеченья, для мечты,

Для сердца, для журнальных сшибок,

Хотя б крупицу мог найти.

(А.С. Пушкин, «Евгений Онегин»)

Цели:

Образовательные:

  • систематизация и обобщение знаний по произведению А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
  • расширение и углубление знаний учащихся о сложном предложении  

Развивающие:

  • развитие навыков анализа сложного предложения
  • развитие ассоциативного и творческого мышления;                                        
  • развитие речи учащихся

Воспитательные:                                                                                      

  • воспитание любви к русской литературе, стимулирование интереса учащихся к произведениям классической литературы
  • формирование ценностно-ориентационного единства группы;
  • принятие нравственных норм и правил совместной деятельности

Тип урока: интегрированный

Оборудование:

  • портрет А.С. Пушкина
  • иллюстрации к роману, сделанные учащимися
  • презентация
  • видеофрагмент фильма «Евгений Онегин»
  • интерактивная доска, проектор
  • распечатки для учащихся

Ход урока:

  1. Вступительная беседа

Учитель: Незаметно летели дни, недели… И вот уже роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» позади. А хочется вновь перелистать страницы. И именно сегодня, когда мы встречаем гостей, сказать…

Ученики (встают, все хором): Хотите узнать Россию – прочитайте роман Пушкина «Евгений Онегин».

Учитель: А почему?

Ученики (садятся, все хором): Потому что это «энциклопедия русской жизни» на все времена.

Учитель: А кто это сказал?

Ученица: Виссарион Григорьевич Белинский – известный литературный критик 19 века.

Учитель: Да, это энциклопедия жизни и чувства, и герои тоже на все времена, но цель наша сегодня непроста – соединить «стихи и прозу». Поэтому тема нашего урока – «Сложное предложение в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

  1. Образ Евгения Онегина

Учитель: Каков же он, Евгений Онегин?

  • Выходит группа юношей и читает первый отрывок со слов «Друзья Людмилы и Руслана…»
  • Анализ иллюстраций
  • Выступление учеников:
  • «Любимый герой Евгений Онегин»
  • «Любимые страницы, связанные с Евгением Онегиным»
  1. Анализ сложного предложения

Учитель: Это стихи! А проза жизни такова: что знать сегодня нам пора всё-всё о сложно предложении.

  • Повторяем теорию по теме «Сложное предложение» (слайды 6-7)
  • Объяснение постановки знаков препинания (слайд 8)
  • Определение вида придаточного в СПП (слайд 9-10)
  1. Образ Татьяны Лариной

Учитель: Но поистине любимой героиней Пушкина является Татьяна.

  • Выходит группа девушек, читает второй отрывок: «Итак, она звалась Татьяной…»
  • Анализ иллюстраций
  • Выступление учеников:
  • «Любимая героиня Татьяна Ларина»
  • «Любимые страницы, связанные с Татьяной Лариной»
  1. Видеофрагмент из фильма «Евгений Онегин» (слайд 13)
  2. Узнайте текст. Вставьте слова вместо точек (слайды 14-15)
  3. Обобщения по видам сложного предложения (слайды 16-17)
  4. Анализ финала произведения
  5. Чтение любимых строчек из романа
  6. Итог урока. Рефлексия
  7. Домашнее задание (слайд 19)
  8. Заключительное слово учителя

Уходит детство. Что тут удивляться?!

Оно от всех уходит как-то враз…

И хочется и плакать, и смеяться,

И хочется со всеми не прощаться.

И хочется читать роман в который раз.

Приложение

  1. Дидактические материалы:

Хотите узнать Россию - прочитайте роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Потому что это - «энциклопедия русской жизни» на все времена!

«Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.

Москва... как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!

Блажен, кто смолоду был молод,
Блажен, кто вовремя созрел,
Кто постепенно жизни холод
С летами вытерпеть умел;

Я к вам пишу — чего же боле?
Что я могу еще сказать?
Теперь, я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать.

В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа.
Снег выпал только в январе

Случайно вас когда-то встретя,
В вас искру нежности заметя,
Я ей поверить не посмел:
Привычке милой не дал ходу;
Свою постылую свободу
Я потерять не захотел.

Сочинительные союзы

соединяют однородные члены предложения и части сложносочиненного предложения

Подчинительные союзы

соединяют части сложноподчиненного предложения

Соединительные: 

 

и, да (в значении и), не только…но и, также, тоже, и…и, ни…ни, как…так и

Изъяснительные:

что, чтобы, будто и др.

Временные:

когда, лишь, едва и др.

Целевые:

чтобы, дабы, с тем чтобы и др.

Противительные: 

 

а, но, да (в значении но), зато, однако,

однако же, все же

Условные:

если, если бы, раз и др.

Уступительные:

хотя, хоть, пускай и др.

Сравнительные:

как, как будто, словно и др.

Разделительные: 

 

или, или…или, либо, либо…либо, то…то,

то ли…то ли, не то…не то

Причинные:

так как, потому что, ибо и др.

Следственные:

так что

  1. Рефлексия

Продолжить предложение:

  • я считаю, что наиболее удачным на уроке было…
  • мне хотелось бы порекомендовать…
  • я сегодня открыл для себя…
  • я (не) доволен своим результатом…
  • меня порадовало…
  • роман «Евгений Онегин» интересен современному читателю…
  • на мой взгляд, нам удалось соединить «стихи и прозу», потому что…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока русского языка и литературы для 6 класса "Понятие об имени сущестительном, или знакомство с творчеством А.Костюнина"

Урок углубляет знания учащихся об имени существительном, знакомит с группами существительных по значению, с творчеством современного писателя А.Костюнина на примере рассказа "Сострадание", учит добру ...

Наш живой русский язык (по басням И.А. Крылова). Интегрированный урок русского языка и литературы в 5 классе.

Цели: показать на примере басен И.А. Крылова, что русский литературный язык - явление живое; продолжить формированиенавыков исследовательской работы учащихся; развивать навыки работы со словарями; вос...

конспект интегрированного урока русского языка и литературы

Конспект интегрированного урока. Тема «Обращение. Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращении»...

Интегрированный урок русского языка и литературы в 11 классе по теме «Входите! Входите, дети!» Роль литературы в будущем самоопределении молодежи (по рассказу М. Гелприна «Свеча горела»)

Тип урока: урок открытия нового знанияФормы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.Используемые технологии:Тренинговые технологии: технология «Дебаты»Технологии на основе эффективн...

Интегрированный урок русского языка и литературы в 9-м классе: "Повторение синтаксиса сложного предложения" (на примере повести И.С. Тургенева "Первая любовь» Степанова Светлана Викторовна, учитель русского языка и литературы

1).На материале повести И.С. Тургенева “Первая любовь” систематизировать, обобщить и закрепить знания о синтаксисе сложного предложения; помочь учащимся разобраться в нравственных проблема...

Тема урока: «Бессоюзные сложные предложения, 9 класс (интегрированный урок русского языка и литературы)»

Интегрированный урок – особый урок, для проведения которого привлекаются знания, умения и результаты анализа материала из других наук, учебных предметов. Опора на межпредметные связи уроков лите...