«Проблемное обучение на уроках физики. Педагогические технологии».
материал по физике на тему

Оганян Наталья Амаяковна

Подготовил:   учитель физики  Оганян Н.А.   Выступление на  ШМО  МБОУСОШ №1.

Проблемное обучение на уроках физики .

В одной из распространенных концепций проблемное обучение рассматривается как система правил применения ранее известных приемов учения и преподавания, построенная с учетом логики мыслительных операций и закономерностей поисковой деятельности учащихся. Согласно современной концепции образования выделим некоторые методологические основания нового воспитания:

- отношенческий подход провозглашает основным содержанием воспитания систему отношений к миру и жизни

- деятельностный подход указывает на единственно возможный путь формирования личности - на активную деятельность самого ребенка.

- аксиологическое основание обуславливает ценностную направленность указанного содержания – формирование отношений к наивысшим ценностям жизни. Их формирование предполагает определенные знания детей о мире и умения взаимодействовать с окружающим миром. “Знания”,“умения” и “отношения” как содержательные слагаемые воспитательного процесса не есть сумма равноценных слагаемых, они находятся в определенной взаимосвязи и соподчинении.

Зная о ценностях жизни, умея взаимодействовать с ценностным миром, высоко оценивая этот

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shk._metod.obedeneniya_po_fizike.matemat.odt44.22 КБ

Предварительный просмотр:


АНАЛИЗ

работы ШМО учителей математики, физики и информатики

МБОУ СОШ№ 1

города Королева Московской области за 2014-2015 учебный год.

§1. Общие сведения

         В 2014-2015 уч. году школьное методобъединение работало над темой: «Дифференциация и индивидуализация обучения с учетом интересов, склонностей и способностей учащихся в современных условиях; освоение новых педагогических технологий; совершенствование методики подготовки школьников к ЕГЭ и ГИА; создание условий и переход к системе образования в соответствии с ФГОС».

        2. Перед школьным методическим объединением учителей математики, физики и информатики были поставлены следующие задачи:

1) Осуществить переход к организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС, изучая и внедряя в работу новые педагогические технологии.

2) Продолжить работу по совершенствованию методики  подготовки школьников к ЕГЭ и ГИА. Активизировать работу по повышению мотивации изучения математики и физики в старших классах.

3) Совершенствовать методику внеклассной работы по предметам, уделять внимание как работе с одаренными детьми, так и со слабоуспевающими, мотивируя их познавательную активность

 

4) Продолжать и углублять работу по налаживанию межпредметных связей при изучении курсов математики, физики и информатики.

5) Продолжить работу по повышению профессионального мастерства и обмену опытом учителей через повышение квалификации на разных уровнях, в т. ч. используя интернет-ресурсы, .

                        Над выполнением этих задач работали учителя

Фамилия, имя, отчество учителя.

Категория на конец 2014-2015 уч.г.

Колтакова Ирина Сергеевна

Высшая

Куликова Ирина Николаевна

Высшая

Абрамова Ирина Анатольевна

Первая

Зыкова Наталия Николаевна

Первая

Паршикова Людмила Ивановна

Высшая

Оганян Наталья Амаяковна

Высшая

Казакова Татьяна Юрьевна

Первая

Немухина Надежда Ромуальдовна

Высшая

Усошина Юлия Олеговна

Молодой специалист (1-е полуг.)

Прокопов Михаил Викторович

Молодой специалист (2-е полуг.)

        В течение года было проведено четыре заседания методического объединения по плану:

1. АВГУСТ

  • Анализ работы МО за 2013-2014 уч. год (Зыкова Н.Н.)
  • Обсуждение и утверждение плана работы МО на 2014-2015 уч. год,
  • Изучение нормативных документов. ФГОС второго поколения. О новинках методической литературы и интернет- ресурсов (Куликова И.Н.)
  • Об особенностях календарно-тематического планирования при внедрении новых образовательных стандартов. (Зыкова Н.Н.)
  • Обсуждение и утверждение рабочих программ и элективных курсов на 2014-2015 уч. год, в т.ч. рецензирование измененных.  

2. НОЯБРЬ

  • Об итогах школьной и муниципальной олимпиад по математике и перспективах участия в других олимпиадах и конкурсах. (круглый стол)
  • Обучение школьников функционально-графическому методу решения уравнений. (Колтакова И.С.)
  • Технологическая карта урока. Из опыта работы (Зыкова Н.Н.)
  • Методика обучения решению уравнений и наравенств в 8 классе.(Абрамова И.А.)  

3. ФЕВРАЛЬ

  • Организация дифференцированного обучения с использованием разноуровнего подхода при изучении физики в старших классах. (Оганян Н.А.)
  • Организация контроля качества знаний в соответствии с ФГОС в 5-х классах (Куликова И.Н.)
  • Технология проблемного обучения. Из опыта работы (Колтакова И.С.)
  • Использование дистанционных технологий при обучении информатике (Паршикова Л.И.)

4. АПРЕЛЬ

  • Анализ динамики уровня обученности и качества знаний учащихся по результатам проведенных диагностических работ.
  • Об изменениях в положениях об ОГЭ и ЕГЭ.
  • Из опыта работы по стимулированию познавательной активности обучающихся во внеурочной деятельности (Зыкова Н.Н.)

        Особенное внимание на заседаниях уделялось вопросам подготовки к государственным экзаменам, а также созданию условий для реализации ФГОС в 5-х классах.

        В течение 2014-2015 учебного года учителя повышали свою квалификацию в различной форме: самообразование, очные и дистанционные курсы, заседания методобъединений по предметам.

Повышение квалификации на курсах:

Фамилия, имя, отчество

учителя.

Тема курса

Кол-во

часов

Наименование

учебного

заведения.

Форма

обучения

Абрамова И.А.

Решение уравнений и неравенств в школьном курсе математики

72

"1-е сентября»

Дистанционная

Абрамова И.А.

Актуальные проблемы

развития

профессиональной

компетентности

учителя математики

(в условиях реализации ФГОС)

72

АСОУ

Очно-дистанционная

Колтакова И.С.

Решение уравнений и неравенств в школьном курсе математики

72

"1-е сентября»

Дистанционная

Куликова И.Н.

Актуальные проблемы

развития

профессиональной

компетентности

учителя математики

(в условиях реализации ФГОС)

72

АСОУ

Очно-дистанционная

         Следует отметить, что в прошедшем учебном году все учителя нашего методобъединения продолжали активно совершенствовать опыт использования электронных образовательных ресурсов как в работе с учениками, обучающимися дистанционно, так и при подготовке и проведении уроков в школе, а также при организации внеклассной работы по предметам.

        У большинства учителей есть свои сайты и страницы на образовательных порталах, где они периодически делятся опытом работы по преподаваемым предметам и классному руководству. Так в 2014-2015 учебном году Колтакова И.С. опубликовала на http://videouroki.net/ урок «Однородные тригонометрические уравнения» и презентацию к нему http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98701350 , http://lk.videouroki.net/catalog?utm_source=videouroki&utm_medium=banner&utm_campaign=titlebunner&utm_content=lkcatalog&utm_term=matematika ; Зыкова Н.Н. на своем мини-сайте в Социальной сети работников образования http://nsportal.ru/ — сценарий внеклассного мероприятия «Математическое соревнование между 8-ми классами Игра Что? Где? Когда? (математический брейн-ринг)»: http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2015/04/19/matematicheskoe-sorevnovanie-mezhdu-8-mi-klassami-igra ; на этом же ресурсе свой мини-сайт ведет Оганян Н.А. Также учителя нашего методобъединения периодически  участвуют в пополнении материалов сайта школы и активно используют ресурсы электронного дневника.      

        

§2 Диагностические работы

        В течение года традиционно проводились и анализировались административные диагностические работы по предметам, что позволило скорректировать  работу в классах, особенно при организации обобщающего повторения и подготовке к экзаменам.

        Согласно плану работы методобъединения, такие работы проводились в сентябре (в 5, 7, 9, 10 классах), декабре и мае. (см. приложения)

        Особое место в ряду диагностических работ заняли муниципальные административные контрольные работы по математике в 9-х и 11-х  классах по итогам I полугодия, которые показали, что с модулем геометрия не справились 15%  девятиклассников (большинство из которых даже не приступали к выполнению некоторых заданий части 1), а в 11-х классах около 10% обучающихся не выполнили задания базового уровня, допустив множество вычислительных и логических ошибок. На методобъединении, а затем и в классах был проведен подробный анализ допущенных в работах ошибок, были проведены дополнительные индивидуальные консультации с обучающимися,   дополнительные проверочные работы.             

        Кроме того, в рамках реализации долгосрочной целевой программы Московской области «Развитие образования в Московской области на 2013-2015 годы», в октябре в 5-х и 6-х классах были проведены диагностические работы по математике по материалам РЦОИ, результаты которых показали высокий уровень математической подготовки, особенно в 5Б, 5Г, 6В и 6Г классах (учителя Куликова И.Н., Колтакова И.С. и Зыкова Н.Н.):

Класс

Процент решаемости

Средний общий балл

В классе

Средние по городу

Средние по региону

В классе

Средние по городу

Средние по региону

67,41

60,89

58,63

13,48

12,18

11,73

74,67

60,89

58,63

14,93

12,18

11,73

65,76

63,54

60,45

18,41

17,79

16,93

72,22

63,54

60,45

20,22

17,79

16,93

         В течение учебного года динамика успеваемости и качества знаний в этих классах была положительной, и к концу года достигла следующих результатов:

Класс

Качество знаний

Уровень обученности

100%

96,77%

100%

93,1%

100%

78,79%

            Особое место в ряду диагностических работ заняли муниципальные административные контрольные работы по математике в 9-х и 11-х  классах по итогам I полугодия, которые показали, что с модулем геометрия не справились 15%  девятиклассников (большинство из которых даже не приступали к выполнению некоторых заданий части 1), а в 11-х классах около 10% обучающихся не выполнили задания базового уровня, допустив множество вычислительных и логических ошибок. На методобъединении, а затем и в классах был проведен подробный анализ допущенных в работах ошибок, были проведены дополнительные индивидуальные консультации с обучающимися,   дополнительные проверочные работы.  

        Результаты экзаменационных работ        

        

4. Динамика качества знаний и уровня обученности за 1 и 2 полугодия:

§3 Внеклассная работа

        Впервые в этом году школьный тур предметных олимпиад был проведен без объявления победителей и призеров, по сути явившись лишь отборочным для муниципального. Как обычно, наибольшее число обучающихся приняли участие в  олимпиаде по математике:

5 классы — более 100

6 классы — 24

7 классы — 23

8 классы —  9

9 классы — 15

10 классы — 7

11 классы — 8

        На муницапальном этапе предметных олимпиад призерами в этом году стали:

        - математика:

 ученицы 6 класса Асташкина Ульяна и Кулешова Екатерина (учитель Зыкова Н.Н.);

        - физика:  

ученик 7 класса Крымов Александр (учитель Оганян Н.А.);

        - информатика:

ученик 7 класса Крымов Александр (учитель Паршикова Л.И.).

         Несомненным достижением в этом году является тот факт, что команда нашей школы наконец стала победителем в олимпиаде по базовому курсу информатики. Команду  семиклассников подготовила учитель информатики и ИКТ  Паршикова Л.И.

        Отметим также, что в прошедшем учебном году наши учащиеся успешно принимали участие в различных интернет-олимпиадах и конкурсах. Так ученица 6г класса Асташкина Ульяна стала победителем Открытой интернет-олимпиады Физтех-лицея по  математике (диплом 1 степени) и призером всероссийского математического конкурса «Золотой ключик» (диплом 2 степени).  

        Участие нашей школы в международном математическом конкурсе-игре «Кенгуру» было как обычно массовым - в этот раз в количестве 350 человек. Результаты учащихся среднего звена в этом году оказались достаточно высоки:        

  • Марков Александр. 5 класс, 92 балла (2 место в округе), учитель Зыкова Н.Н.
  • Гаевская Лариса, 5 класс, 82 балла (5 место в округе),  учитель Зыкова Н.Н.
  • Асташкина Ульяна. 6 класс. 91 балл (13 место в округе), учитель Зыкова Н.Н.
  • Никаноров Юрий, 6 класс, 76 баллов (39 место в округе), учитель Колтакова И.С.
  • Синицын Никита, 7 класс, 62 балла (29 место в округе), учитель  Колтакова И.С.
  • Никаноров Александр, 7 класс, 57 баллов (40 место в округе), учитель Колтакова И.С.
  • Попова Виктория, 8 класс, 84 балла (16 место в округе), учитель Зыкова Н.Н.
  • Барсукова Виктория, 8 класс, 77 баллов (28 место в округе), учитель Абрамова И.А.
  • Жаркова Софья, 9 класс, 54 балла (31 место в округе); учитель Зыкова Н.Н.
  • Герасимова Ирина, 10 класс, 55 баллов (10 место в округе), учитель Куликова И.Н..

                 

        В марте-апреле в рамках месячника математики, физики и информатики были проведены следующие мероприятия:

  1. Подведение итогов конкурса тематических презентаций по математике, физике и информатике по всем параллелям.
  2. Подведение итогов конкурса тематических докладов по математике, физике и информатике по всем параллелям.
  3. Проведение конкурса тематических газет и кроссвордов  в 5-8 классах.
  4. Подготовка и проведение игры «Что? Где? Когда?» по математике между учащимися 8-х классов. (отв. Абрамова И.А. и Зыкова Н.Н.)
  5. Проведение игры-конкурса «Здравствуй, физика!» в 7-х классах (отв. Оганян Н.А.)
  6. Турнир «Знатоки информатики» в 9 классах. (отв. Паршикова Л.И.)

  1. Подведение итогов конкурса проектных работ по физике по темам:
  • «Рассчет пути и времени движения» - 7 классы
  • «Агрегатные состояния вещества» - 8 классы;
  • «Законы термодинамики» - 10 классы;
  • «Релятивистская механика»; «Законы оптики» - 11 классы.

  1. Игра «Математические соревновашки» силами 10А класса для начальной школы (отв. Колтакова И.С.)
  1. Игра-конкурс «Здравствуй, физика!» для 7-х классов (отв. Оганян Н.А.)
  2. Подведение итогов конкурса открытых уроков со следующими участниками:

ФИО учителя

Тема урока

Класс

Колтакова И.С.

Однородные тригонометрические уравнения

10А

Куликова И.Н.

Сложение и вычитание десятичных дробей

Оганян Н.А.

Урок-игра «Господин трение»

7 кл.

Абрамова И.А.

Решение рациональных уравнений

Зыкова Н.Н.

Рациональные уравнения как математические модели реальных ситуаций

        Победитель Колтакова Ирина Сергеевна.

        

§4 Выводы:

        1. В следующем 2014-2015 учебном году основной темой работы методобъединения принять:  «Дифференциация и индивидуализация обучения с учетом интересов, склонностей и способностей учащихся в современных условиях; освоение новых педагогических технологий; совершенствование методики подготовки школьников к ЕГЭ и ГИА; создание условий и переход к системе образования в соответствии с ФГОС».

2. Перед школьным методическим объединением учителей математики, физики и информатики поставить следующие задачи:

1) Продолжать осуществление перехода к организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС, изучая и внедряя в работу новые педагогические технологии.

2) Продолжить работу по совершенствованию методики  подготовки школьников к ЕГЭ и ОГЭ. Активизировать работу по повышению мотивации изучения математики и физики в старших классах.

3) Совершенствовать методику внеклассной работы по предметам, уделять внимание как работе с одаренными детьми, так и со слабоуспевающими, мотивируя их познавательную активность

 

4) Продолжать и углублять работу по налаживанию межпредметных связей при изучении курсов математики, физики и информатики.

        5) Продолжить работу по повышению                 профессионального           мастерства и обмену опытом учителей        через повышение         квалификации на разных уровнях, в т. ч.         используя интернет-        ресурсы,

План работы методического объединения учителей математики, физики и информатики на 2015-2016 учебный год

  1. Август.
  • Заседание №1 методического объединения.
  1. Сентябрь.
  • Выбор/сообщение тем для будущих проектных работ
  • Вводные диагностические работы
  • Научная конференция по физике среди 8-х классов
  1. Октябрь.
  • Подготовка и участие в школьных турах всероссийских предметных олимпиад         
  1. Ноябрь.
  • Заседание №2 методического объединения.
  • Подготовка и участие в муниципальных турах всероссийских предметных олимпиад
  1. Декабрь.
  • Проведение и анализ диагностических работ за 1-е полугодие
  • Подготовка и участие в муниципальных турах всероссийских предметных олимпиад
  1. Январь.
  • Выбор/сообщение тем для будущих проектных работ, консультативные работы с уже выполняемыми
  1. Февраль.
  • Заседание №3 методического объединения.
  1. Март.
  • Подготовка к месячнику математики, физики и информатики в школе.
  1. Апрель.
  • Месячник математики, физики и информатики
  1. Май.
  • Проведение и анализ диагностических работ за 1-е полугодие
  • Заседание №4 методического объединения.
  • Подведение итогов конкурсов открытых уроков и проектных работ по математике, физике и информатике.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАСЕДАНИЙ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ МОУСОШ № 1 НА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД

1. АВГУСТ

  • Анализ работы МО за 2014-2015 уч. год (Зыкова Н.Н.)
  • Обсуждение и утверждение плана работы МО на 2015-2016 уч. год
  • Изучение нормативных документов. ФГОС второго поколения. О новинках методической литературы и интернет-ресурсов (Куликова И.Н.)
  • Об изменениях в календарно-тематическом планирования при внедрении новых образовательных стандартов в 5 и 6 классах. (Зыкова Н.Н.)
  • Обсуждение и утверждение рабочих программ и элективных курсов на 2015-2016 уч. год, в т.ч. рецензирование измененных.  

2. НОЯБРЬ

  • Об итогах школьного тура олимпиад по математике, физике и информатике и перспективах участия в муниципальных турах , а также других олимпиадах и конкурсах. (круглый стол)
  • Технология деятельностного подхода в обучении математике в старших классах. (Колтакова И.С.)
  • Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физики (Оганян Н.А.)
  • Формирование личностных универсальных учебных действий на уроках математики в 5 классе.(Абрамова И.А.)  

3. ФЕВРАЛЬ

  • Организация дифференцированного обучения с использованием разноуровнего подхода при изучении информатики в старших классах. (Паршикова Л.И.)
  • Проектная и исследовательская деятельность как средства формирования УУД обучающихся (Куликова И.Н.)
  • Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках математики в 5-6 классах (Зыкова Н.Н.)

4. МАЙ.

  • Анализ динамики уровня обученности и качества знаний учащихся по результатам проведенных диагностических работ.
  • Об изменениях в положениях об ОГЭ и ЕГЭ.
  • Подведение итогов конкурсов открытых уроков и проектных работ по математике, физике и информатике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология проблемного обучения на уроках физики как реализация деятельностного подхода в соответствии с требованиями ФГОС.

Обобщение опыта работы по теме: "Технология проблемного обучения на уроках физики как реализация деятельностного подхода в соответствии с требованиями ФГОС"....

Особенности применения технологии проблемного обучения на уроках физики

   Проблемное обучение  предоставляет большие возможности для развития внимания, наблюдательности, активизации мышления, активизации познавательной деятельности учащихся; оно раз...

"Использование технологии проблемного обучения на уроках физики"

В данной презентации показано, как используется технология проблемного обучения на уроках физики в современной школе....

Применение технологии проблемного обучения на уроках физики

Применение технологии проблемного обучения на уроках физики...

Технология проблемное обучения на уроках физики (из опыта работы учителя) физики Журавлева С.Е. МБОУ «Бужаниновская СОШ» Сергиево-Посадский ГО

Технология проблемное обучения на уроках физики (из опыта работы учителя) физики Журавлева С.Е. МБОУ «Бужаниновская СОШ» Сергиево-Посадский ГО...

Технология проблемного обучения на уроках физики.

Современный социальный заказ системе образования связан с формированием у выпускников личностных качеств, которые позволили бы ему реализовать свои способности, достичь поставленных жизненных целей....