Интегрированный урок биология + алгебра в 7классе "Разнообразие и значение земноводных"
методическая разработка (7 класс)
Прелдагаю вашему вниманию интегрированный урок, на котором встречаются две науки биология и алгебра. На этапах урока, связанных с математикой, перед учащимися ставится задача - показать, как они знают формулы сокращенного умножения, умеют их применять при решении уравнений, а также для вычислений значений выражений наиболее рациональным способом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.doc | 119 КБ |
prezentatsiya1.ppt | 1.41 МБ |
Предварительный просмотр:
Учитель математики Шабанова Е.В.
Учитель биологии Ельшаева Е.А.
Интегрированный урок биология + алгебра в 7а классе
Тема урока: Разнообразие и значение земноводных.
Цели урока: по биологии: формирование понятия о многообразии и значении земноводных в природе и жизни людей; умение работать с текстом учебника с дополнительной литературой; развивать познавательный интерес; воспитывать бережное отношение к природе.
по алгебре: способствовать формированию практического опыта применения формул сокращенного умножения в вычислениях и преобразованиях многочленов, воспитание внимания, тренировка памяти, развитие сообразительности, находчивости, чувства локтя, товарищества; воспитание воли и настойчивости для достижения конечных результатов.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация к уроку, видеоролик «Амфибии»
Ход урока
- Организация учащихся на работу.
- Сообщение темы и целей урока.
Учитель математики - Здравствуйте, ребята!
Учитель биологии - Здравствуйте!
Учитель математики - Сегодня урок проведём мы:
Учитель биологии – Елена Викторовна
Учитель математики – и Елена Алексеевна
Учитель биологии – а значит, опять встречаются две науки:
Учитель математики – математика
Учитель биологии – и биология
Учитель математики
Слайд 1. Французский писатель 19 столетия Анатоль Франс однажды заметил: "Учиться можно только весело. Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом". Так вот, давайте сегодня на уроке будем следовать этому совету писателя, будем активны, будем поглощать знания с большим желанием, ведь они пригодятся вам в дальнейшей жизни.
Сегодня у нас, как вы догадались, не совсем обычный урок. На этапах урока, связанных с математикой, перед вами стоит задача - показать, как вы знаете формулы сокращенного умножения, умение их применять при решении уравнений, а также для вычислений значений выражений наиболее рациональным способом.
Слайд 2.
Но вначале поработаем устно. Решите задачу:
На болоте живут цапли и лягушки. У них вместе 22 головы и 78 лапок. Сколько всего лягушек?
Решение: поставим всех лягушек на задние лапки, тогда лапок будет 2*22=44, 78-44=34 лапы у лягушек, 34/2=17 лягушек
Учитель биологии:
а теперь внимание на экран, мы посмотрим небольшой видеоролик.
(Просмотр видеоролика «Амфибии. Познавательный фильм для детей и не только». 1,5 – 2 мин)
Учитель биологии – Мы решили задачу, посмотрели видеоролик. А теперь давайте подумаем, о чём мы сегодня узнаем на уроке?
Ответы учащихся.
Учитель биологии – И так, сегодня на уроке мы узнаем много нового о загадочных существах, научимся решать математические задачи. А тема урока звучит так: (Слайд 3) «Разнообразие и значение земноводных».
- Изучение нового материала по биологии.
Учащиеся записывают тему урока в тетрадях.
Учитель биологии – Сегодня на уроке мы будем работать по группам. Каждая группа работает над определённой темой. И затем представляет свой проект. Каждая группа имеет своё название:
Слайд 4.
1. «Учёные» Они делают акцент на изложении фактов, находят необходимую научную информацию,
2. «Оптимисты». Они делают акцент на плюсах, то есть на исследование возможных выгод и положительных сторон
3. «Критики». Предостерегают и заставляют думать критически, например, что может случиться плохого или произойдёт не так.
4. «Художники, поэты, композиторы». Проявляют свои чувства, эмоции.
5. «Креативщики». Они фокусируются на новых возможностях и идеях, делают акцент на нетрадиционных решениях
(работа вгруппах)
Сообщения учащихся.
1. «Учёные» Они делают акцент на изложении фактов, находят необходимую научную информацию,
Слайд 5. Класс Земноводные насчитывает около 5000 современных видов, объединённых в три отряда: Хвостатые, Бесхвостые и Безногие.
Слайд 6. Из хвостатых амфибий в нашей стране широко распространены 2 вида: гребенчатый тритон и обыкновенный.
Слайд 7. Самое крупное земноводное (около 1,5 м длиной) – исполинская саламандра – живёт в гонных речках Восточного Китая и Японии.
Слайд 8. Представители отряда Безногие ведут подземный образ жизни. В связи с этим ноги и глаза у них редуцированы (слабо развиты или отсутствуют) Типичный представитель – червяга.
Слайд 9. К отряду Бесхвостые земноводные относятся лягушки, жабы, квакши. Жабы имеют сухую бугристую кожу. Летом они живут в лесах, садах, огородах.
Слайд 10. Самая большая в мире жаба – это жаба ага, ее вес может достигать более двух килограммов. Помимо того, жаба ага – одна из самых ядовитых среди жаб и лягушек. Самая маленькая в мире жаба имеет длину всего 2,4см.
Слайд 11. Квакши отличаются небольшими размерами, тонким телом и лапами с присосками на концах пальцев. Присоски позволяют квакшам удерживаться на листьях и стволах деревьев.
Слайд 12. Среди лягушек есть чемпионы. Самая маленькая и самая крупная – лягушка.
Учитель биологии – Но о них мы подробно узнаем когда решим математические задачи.
- Тренировочные упражнения (алгебра).
Учитель математики
Слайд 13.
- Ребята, описано около 5000 видов земноводных, 88% из них представители отряда бесхвостые. Посчитайте, сколько видов бесхвостых земноводных описано?
Учитель математики
Слайд 14. Диаграмма Земноводных
Слайд 15.
- А знаете ли вы, какая лягушка самая крупная? Давайте разгадаем кроссворд, и мы узнаем ответ на этот вопрос.
1. Линия, дающая наглядное представление о характере изменения (график)
2. Произведение чисел, переменных, возведенных в степень с натуральным показателем (одночлен)
3. Функция y=kx+b (линейная)
4. Множество действительных чисел, удовлетворяющих неравенству a
5. Переменная величина (аргумент)
6. Закон, по которому каждому значению переменной величины ставится в соответствие некоторая определенная величина (функция)
Слайд 16.
Голиаф- самая крупная лягушка.
Слайд 17. А теперь давайте найдем значение выражения и узнаем вес этого вида лягушек.
Ответ: 3.
Лягушка весит более 3 кг и может делать прыжок на3 м вперед.
- А теперь предлагаю вам решить уравнение, корень которого вам расскажет о длине этого вида.
Слайд 18.
Ответ: 90 (см) Слайд 19.
Слайд 20.
-Каков же "рост" самой маленькой лягушки? Давайте решим задачу и узнаем:
Одну пару противоположных сторон квадрата уменьшили на 6
мм каждую, а другую пару увеличили на 2 мм каждую. В результате получили прямоугольник, площадь которого на 48 мм2 меньше, чем площадь квадрата. Найдите сторону квадрата.
Ответ: 9 мм. Слайд 21.
Учитель биологии. Слово предоставляется оптимистам.
2. «Оптимисты». Они делают акцент на плюсах, то есть на исследование возможных выгод и положительных сторон)
Слайд 22. Основной пищей лягушкам, жабам, квакшам служат насекомые, слизни, пауки, многоножки, черви.
Одна лягушка за сезон (май-сентябрь) съедает в среднем 1260 насекомых.
Одна жаба за сезон съедает 1000 вредителей сада и огорода, столько, сколько за это время съедают 2 синицы.
В сутки лягушка или жаба съедает 7 насекомых.
Слайд 23. Сами земноводные являются важным звеном в цепи питания, становясь добычей аистов, цапель, барсуков, енотовидных собак, ежей, змей.
Слайд 24. Земноводные могут служить своеобразными индикаторами. Дело в том, что тонкие влажные покровы земноводных очень чувствительны к загрязнению. Если в водоёме есть земноводные, значит, вода в нём чистая. Отсутствие земноводных – один из признаков неблагополучия в водоёме, его загрязнения.
Слайд 25. Зеленая жаба откладывает 13 000 икринок, из них превращаются во взрослых особей всего лишь 2%.
Слайд 26. Учёные используют лягушек для опытов в лабораториях.
Слайд 27. Для амфибий, как и для многих других животных, характерна удивительная способность к предчувствию изменений погоды. Например, даже цвет кожи у лягушки меняется: перед дождём она приобретает сероватый оттенок, а к ясной погоде - желтеет.
Слайд 28. Лягушки пересекают оживлённые магистрали, рискуя быть раздавленными. Только в России под колёсами автомобилей гибнет около 10 миллионов лягушек и жаб.
Слайд 29. Поэтому в некоторых странах для них строят переходы, тоннели, перед которыми ставятся специальные знаки «Осторожно, лягушки!»
Слайд 30. Многие виды амфибий стали очень редкими и нуждаются в строгой охране. В Красную книгу России внесены камышовая жаба, кавказская крестовка, малоазиатский тритон и уссурийский когтистый тритон.
Физкультминутка
Учитель биологии. – а сейчас слово критикам
3. «Критики». Предостерегают и заставляют думать критически, например, что может случиться плохого или произойдёт не так.)
Слайд 31. Собакевич – литературный герой из произведения Гоголя «Мёртвые души» говорил: «Мне лягушку хоть сахаром облепи, не возьму её в рот!».
Однако в некоторых странах люди используют в пищу лягушек и крупных саламандр. Во Франции, в США их разводят на специальных фермах. Франция ввозит съедобных лягушек из других стран, так как численность собственных резко сократилась.
Не все виды лягушек безобидны. Например, лягушки, обитающие в джунглях Южной Америки, в Колумбии, были признаны самыми ядовитыми сухопутными животными на нашей планете. Яд одной этой лягушки в тысячи раз сильнее цианистого калия и в 35 раз сильнее яда среднеазиатской кобры. Длина этой лягушки 2 – 3 см, а вес 1 грамм.
Учитель математики
– А теперь решим задачу и узнаем как называется эта лягушка.
Слайд 32. Задача.
Заполните таблицу и узнаете.
1)
2) 512=2601
3) при x= -2 (16)
4) Квадрат суммы чисел 10 и 7 умножьте на разность квадратов 5 и 4 (2601)
5) p=-1 (13)
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||||||||||
к | о | к | о | а | ||||||||||
к | а | о | р | и | м | |||||||||
16 | 24 | 2601 | 8 | 13 | 2321 |
Слайд 33. Лягушка Кокои
Учитель биологии – А сейчас слово предоставляется художникам, поэтам, композиторам»
4. «Художники, поэты, композиторы». Проявляют свои чувства, эмоции.)
Как много художественных произведений, в которых лягушка является главным героем! Это всем знакомые с детства сказки «Лягушка – путешественница», «Царевна – лягушка», «Две лягушки в молоке» и даже существут песни стихи и загадки про лягушек и жаб. Во всех произведениях образ лягушки очень различный. Это и веселый, и мудрый и терпеливый, а иногда и глупый персонаж. И все же каждое произведение нас чему-то учит.
Слайд 34. Например, в сказке «Царевна – лягушка» описано явление линьки. Действительно, лягушка линяет каждые 3-4 года. Но кожу свою не кидает, а съедает.
Слайд 35. В сказке «Две лягушке в молоке» описано свойство кожи.
Слайд 36. Из сказки «Лягушка – путешественница» мы узнаем, что каждое земноводное приспособлено к своей среде обитания и перемещение в другие ареалы может привести к гибели.
Слайд 37. В песне о лягушке и кузнечике показана роль лягушки в цепи питания. Она – хищник, питается насекомыми, тем самым регулирует их численность.
Сказка «Лягушиный король» напоминает нам о превращениях лягушек – из головастика во взрослую особь.
Слайд 38. В сказке «Серая звёздочка» Бориса Заходера написано о пользе жаб.
Слайд 39. Марк Твен написал рассказ «Знаменитая скачущая лягушка из Калавераса», где описаны соревнования лягушек по прыжкам в длину.
Слайд 40. Эти соревнования и сейчас популярны в США. На одном из них лягушке-быку удалось прыгнуть на 6м 55см.
Слайд 41. О них сочиняют загадки и стихи.
Слайд 42. В Японии лягушек считают символом удачи и везения.
Слайд 43. Лягушкам поставлены памятники. Первый памятник лягушке был поставлен во Франции на территории Парижского университета еще в XIX веке в честь того, что лягушки послужили студентам-медикам..
Слайд 44. В хорватском городе Локве открылся уникальный Музей лягушки, где собрано более тысячи экспонатов: сувениров, изделий народных промыслов, произведений искусства на тему лягушек.
Слайд 45. В Государственном Дарвиновском музее есть интересный экспонат: бронзовая скульптура лягушки, которая начинает квакать, если её погладить.
Несмотря на то, что они такие разные, порой для кого неприятные на вид, все приносят пользу не только человеку, но и природе.
Слайд 46. Лягушки и жабы занимают значимое место в мифологии. Так как они означают переход от стихии земли к стихии воды и обратно.
Несмотря на то, что лягушки такие разные, порой для кого – то неприятные на вид, все они приносят пользу не только человеку, но и природе. В большинстве люди издавна понимали положительное значение лягушек в природе, а потому убийство лягушек считалось приметой скорого заболевания.
Учитель биологии - Слово предоставляется креативщикам.
5. «Креативщики». Они фокусируются на новых возможностях и идеях, делают акцент на нетрадиционных решениях)
Слайд 47. Знаете ли Вы о том, что наши предки, почему в старину бросали лягушку в ведро с молоком? А для чего это делали? Дело в том, что холодильников в ту пору не было, а у лягушки влажная кожа обладает бактерицидными свойствами, именно поэтому молоко с лягушкой никогда не скисало.
Учёные установили, что земноводные успешно защищены особыми компонентами кожной секреции от вредных микроорганизмов, нападения комаров, клещей, пиявок. На их коже никогда не бывает наружных паразитов, а также поражений, вызванных микробами, вирусами или патогенными грибками! Возможно, вскоре учёные сумеют изобрести новые лекарства.
Учитель биологии
Учитель математики
Подводят итоги. И говорят о том что нового мы узнали на уроке.
- Домашнее задание: по алгебре - повторить формулы, тест
по биологии - §38, сообщения «Интересные факты о земноводных, о памятниках земноводных о музеях земноводных.
- Подведение итогов урока
- Слайд 48. Определите, по каким направлениям земноводных, можно занести в книгу рекордов живых организмов
Слайд 49.
- Составление синквейна
1 существительное
2 прилагательных
3 глагола
4 слова (фраза, главное)
Одно слово (восклицание!)
На этом наш урок закончен. До свидания!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
На болоте живут цапли и лягушки. У них вместе 22 головы и 78 лапок. Сколько всего лягушек?
Тема урока: «»
г р а ф и к ф у н к ц и я л и н е й н а я и н т е р в а л а р г у м е н т о д н о ч л е н
Найдите значение выражения :
Решите уравнение:
Одну пару противоположных сторон квадрата уменьшили на 6мм каждую, а другую пару увеличили на 2 мм каждую. В результате получили прямоугольник, площадь которого на 48 мм 2 меньше, чем площадь квадрата. Найдите сторону квадрата.
Ноблела
к а о р и м 16 13 2601 8 24 2321
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка интегрированного урока "Число. Имя числительное.Слова со значением числа"
Интегрированный урок русского и английского языка на тему: "Число. Имя числительное. Слова со значением числа. Употребление их в речи" проведен в 6 классе. Урок следует проводить после изучения ...
Многообразие и значение земноводных
.Цель урока:- сформировать представление о многообразии земноводных;- выяснить значение земноводных в природе и жизни человека.Задачи урока.Образовательные:- расширить кругозор учащихся о многоо...
Презентация к уроку биологии в 7 классе "Многообразие и значение земноводных".
Презентация к уроку биологии в 7 классе по теме "Многообразие и значение земноводных". Краеведческий компонент урока....
Конспект урока "Многообразие и значение земноводных"
Урок разработан по теме "Многообразие земноводныхи их значение"...
Разработка урока биологии в 7 классе по теме: "Многообразие и значение земноводных Республики Башкортостан"
Урок раскрывает многообразие земноводных в связи с приспособленностью их обитания в различных средах, позволяет выяснить роль земноводных в природных сообществах и жизни человека. Воспитывает любовь к...
План-конспект урока по биологии "Многообразие и значение земноводных" (для слабослышащих детей)
Описаны цели и задачи урока, ход урока...
Конспект урока биологии в 8 классе по теме:"Многообразие земноводных и их охрана. Значение земноводных в природе и жизни человека".
Данный конспект урока биологии для 8 класса полностью соответствует ФГОС ООО. Содержит большой дополнительный материал к уроку, различные дидактические задания и краеведческий материал....