Конспект урока "Многообразие и значение земноводных"
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему
Урок разработан по теме "Многообразие земноводныхи их значение"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Многообразие земноводных и их значение | 34.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект составил учитель биологии :Чуенкова Нина Владимировна, 1 квалификационная категория
МОУ «Урусовская СОШ»
Открытый урок по биологии в 7 классе на тему « Многообразие и значение земноводных. Охрана земноводных»
Цель урока:
- сформировать представление о многообразии земноводных;
- выяснить значение земноводных в природе и жизни человека.
Задачи урока.
Образовательные:
- расширить кругозор учащихся о многообразии класса земноводных и об их значении в природе и жизни человека.
Развивающие:
- продолжить развитие познавательного интереса к предмету биология
- развивать образное мышление, умение работать в группе, умение анализировать.
Воспитательные:
- привить учащимся экологическое, эстетическое и нравственное воспитание через любовь и бережное отношение к природе.
Педагогические технологии и приемы: индив. работа .работа в парах,игра“Третий лишний”, кроссворд “А знаете ли вы?”, головоломка “Составить слова”.
Ход урока
1. Организационный момент. Введение в тему урока. Слайд №1, 2.
2. Активизация познавательной деятельности учащихся.
Учитель: Сегодня на уроке мы должны познакомиться с многообразием земноводных, вы узнаете насколько богат мир этих животных, а также выясним роль земноводных в природе и жизни человека.
- Какой класс позвоночных животных мы изучаем? (Класс земноводные)
- К какому типу он относится? (К типу хордовые)
- Почему их относят к типу хордовые? (Учащиеся называют признаки хордовых)
Учитель: Эти животные особенные. Особенность этих животных заключена уже в самом названии класса.
- В чем же эта особенность? (Обитатели наземной и водной среды)
Второе название этих животных “амфибии”. Это название было предложено шведским ученным К.Линнеем в 18 веке; в переводе с греческого языка означает “две жизни”. Эти животные получили такое название, потому что часть своей жизни они проводят в воде, а часть – на суше.
- А какими признаками обладают эти животные?
Давайте выполним задание: из предложенного списка признаков выберите признаки, характерные для класса земноводные. Работа по слайду №3.
1. Постоянная температура тела.
2. Температура тела зависит от температуры окружающей среды.
3. Обитают в воде.
4. Обитают на суше и в воде.
5. Имеют 2 круга кровообращения.
6. Дыхание жаберное.
7. Один круг кровообращения.
8. Сердце 2-х камерное.
9. Дыхание легочное и кожное.
10. Сердце 3-х камерное.
11. Кожа сухая, покрыта роговыми чешуйками.
12. Кожа влажная, покрыта слизью.
13. Развитие происходит без превращения.
14. Развитие с метаморфозом.
Теперь давайте проверим, правильно ли вы выбрали признаки земноводных. Идет работа со слайдом № 4
Учитель: Класс земноводные насчитывает около 2400 видов животных. Они объединены в 3 отряда: Хвостатые, Бесхвостые и Безногие.СЛАЙД 5
3. Вызов.
- А теперь давайте попытаемся ответить на вопросы: Слайд №6
1. Кто такиечервяги? Где они обитают?
2. Почему червяги “насиживают” свои яйца?
3. Что такое батрахология?
4. Кто такие жерлянки? Почему хищники не трогают жерлянок?
5. Что такое паротиды?
6. Как квакши передвигаются по ветвям и листьям деревьев?
7. Как отличить тритонов от ящериц?
8. Какой образ жизни ведут тритоны?
9. Зачем тритонам большой кожистый гребень вдоль спины и хвоста?
10. Почему тритоны часто голодают?
11. Что такое неотения?
Учитель: Сейчас мы с вами не можем ответить на все эти вопросы. Как вы думаете почему? Правильно, нам не хватает информации.
Чтобы ответить на все эти вопросы, обратимся к тексту параграфа и дополнительным текстам, которые лежат у вас на столах.
4. Изучение нового материала (осмысление).
Текст параграфа №13 разобьем на отрывки для самообучения.
Учащиеся садятся в группы по 5 человек (это рабочие группы). Каждая группа работает с определенным текстом параграфа и дополнительными текстами. СЛАЙД 7
1 группа: Отряд Хвостатые
2 группа: Отряд Безногие
3 группа: Отряд Бесхвостые
4 группа: “Лягушкины рекорды”
Алгоритм действий учащихся в группах:
1. Каждый учащийся в группе читает текст параграфа.
2. Все вместе учащиеся группы составляют опорный конспект в виде кластера, таблицы, схемы, рисунка, записи отдельных ключевых слов фиксируют главные понятия. Учащиеся работают 15-20 минут.
Этот конспект выполняют на листе ватмана (1 ученик), все остальные – у себя в рабочих тетрадях.
3. Группа выбирает 1 ученика “эксперта” или “специалиста”, который будет выступать со своей презентацией у доски.
4. “Презентация” каждой группы у доски.
Остальные учащиеся могут дополнять ответ “эксперта”.
Этап урока – презентация всех групп у доски
Выходят от каждой пары “специалисты”, вывешивают на доске свои презентационные листы; идет рассказ учащихся новой темы.
Все остальные учащиеся во время презентации делают в своих тетрадях эти опорные конспекты.
По окончании презентаций у всех учащихся в тетрадях должно быть 4 опорных конспекта:
1 конспект “свой”, а 3 - остальных пар.
После окончания презентации каждой группы класс просматривает слайды презентации.
1 пара “Отряд Безногие” Слайд № 8, 9, 10.
2 пара “Отряд Бесхвостые” Слайд №11, 12, 13
3 пара “Отряд Хвостатые” Слайд № 14, 15,
4 пара “Лягушкины рекорды” Слайд № 16,17, 18, 19, 20, 21,
А теперь составим сравнительную характеристику этим трем отрядам земноводных СЛАЙД 22
Соотнеси признаки каждому отряду
Название отрядов | Характерные признаки | Представители |
Имеют прыгательные задние ноги, лишены хвоста во взрослом состоянии | Квакши, жабы.жерлянки, лягушки | |
Тело удлиненное ,хвост сохраняется в течение свей жизни, передние и задние конечности примерно одинаковой длины. | Тритоны, саламандры, амбистоны . протей | |
Тело длинное, червеобразное, ноги и глаза редуцированы | Африканская и кольчатая червяги |
Учитель: А теперь давайте выясним роль земноводных в природе и жизни человека. Выскажите свои точки зрения по этому вопросу. Предполагаемые ответы учащихся.СЛАЙД 23
1. Земноводные служат пищей для многих животных и человека.
2. Слизь кожных выделений земноводных содержит ядовитые вещества; их используют охотники и медики.
3. Лягушек используют домохозяйки для хранения молока, чтобы оно не прокисло в теплом помещении.
4. Земноводные служат объектом для науки, классическими подопытными животными.
5. Многих представителей земноводных содержат в аквариумах и террариумах – для красоты.
6.Индикаторы окружающей среды
7.Пища для человека ( В некоторых странах)
Учитель: Среди добычи земноводных немало насекомых, вредителей садов, огородов, парков. Поедают они и различных переносчиков и промежуточных хозяев паразитов: комаров, москитов, оводов, слепней и их личинок, а также моллюсков. Земноводные гораздо больше, чем птицы, поедают насекомых с неприятным запахом и вкусом, а также обладающих покровительственной окраской. Поэтому эти животные подлежат охране. В настоящее время численность земноводных сокращается. Более 260 видов этих животных занесены в Международную Красную книгу, 9 видов – в Красную книгу России, 3 вида в Красную книгу Саратовской области. Давайте посмотрим на этих животных. Слайд № 24-25 (прослушивание голосов Прудовой лягушки, лягушки- бык, жабы- ага)
Учитель:
Лягушек иногда называют мучениками науки. И это верно. Неприхотливая ,живучая лягушка не одно десятилетие верой и правдой служит ученым. Научные эксперименты с нею позволили сделать столько , что в Париже и Токио лягушке воздвинуты памятники.До сегодняшнего дня в мире существовали только “грустные” памятники лягушкам – жертв медицинских опытов. Еще в 19 веке на территории парижского университета был установлен памятник “ее величеству квакушке”.
Так французские студенты и ученые выразили ей свое почтение и извинились за то, что она часто используется ими во время опытов. В Японии памятник лягушке сооружен на средства студентов местного университета, в честь миллионной лягушки, использованной для изучения медицины.
В Токио памятник есть удивительный!
Просто не знать о таком возмутительно!
Памятник этот поставлен животному
Не птице,не зверю,а земноводному.
Все для людей они сделать готовы!
Верой пи правдой служат ученым. Ведь опыты с нею не ради игрушки
Памятник этот поставлен лягушке!
Давайте посмотрим, какие памятники лягушкам создал человек. Слайд № 27-30
Какие способы вы предложили ,чтобы привлечь зем-ных, жаб в наши сады и огороды?
Создание искусственных укрытий, небольших ямок, покрытые черепицей, шифером, камнями, корой, засыпав сверху такую крышу землей и оставив вход в убежище
Внимание лягушка! СЛАЙД 31
Такой дорожный знак установлен на автостраде в Швейцарии, а недавно в Белоруссии.
Стадия рефлексии
Учитель: А теперь снова попытаемся ответить на вопросы, которые задавались вам вначале урока.
Идет работа по вопросам. Учащиеся теперь легко отвечают на эти вопросы.
Игра “Третий лишний”. Слайд №32-33
Задание: Из каждой группы животных исключите по 2 лишних животных.
1 задание:
Серая жаба
Квакша
Шпорцевая лягушка
Саламандра черная
Червяга
Лишние слова: червяга, черная саламандра.
2 задание:
Тритон
Жерлянка
Саламандра
Амбистома
Чесночница
Лишние слова: жерлянка, чесночница.
Кроссворд “А знаете ли вы?” Слайд № 34
В клетках нужно вписать названия тех земноводных, которые заканчиваются буквой “А”
Ответы: 1. Жаба; 2 Квакша; 3. Лягушка; 4. Жерлянка; 5. Саламандра.
Головоломка “Составить слова”. Слайд № 35
Дано несколько слов. Из букв, входящих в эти слова нужно составить новые слова – названия земноводных животных или их личинок.
Я | ШАГ | ЛУК |
КОЛ | ИВА | СТОГ |
РАНА | САД | МАЛ |
ЖАР | ЯК | ЛЕН |
ВАШ | КАК |
Ответы учащихся:
1. лягушка
2. головастик
3. саламандра
4. жерлянка
5. квакша
Рефлексия
Домашнее задание: творческое задание составить кроссворд “Многообразие земноводных”.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Многообразие и значение земноводных
.Цель урока:- сформировать представление о многообразии земноводных;- выяснить значение земноводных в природе и жизни человека.Задачи урока.Образовательные:- расширить кругозор учащихся о многоо...
Презентация к уроку биологии в 7 классе "Многообразие и значение земноводных".
Презентация к уроку биологии в 7 классе по теме "Многообразие и значение земноводных". Краеведческий компонент урока....
Многообразие и значение земноводных
Урок биологии в 7 классе...
Разработка урока биологии в 7 классе по теме: "Многообразие и значение земноводных Республики Башкортостан"
Урок раскрывает многообразие земноводных в связи с приспособленностью их обитания в различных средах, позволяет выяснить роль земноводных в природных сообществах и жизни человека. Воспитывает любовь к...
Презентация: "Многообразие и значение земноводных Республики Башкортостан".
Презентация к уроку: "Многообразие и значение земноводных Республики Башкортостан"....
План-конспект урока по биологии "Многообразие и значение земноводных" (для слабослышащих детей)
Описаны цели и задачи урока, ход урока...
Конспект урока биологии в 8 классе по теме:"Многообразие земноводных и их охрана. Значение земноводных в природе и жизни человека".
Данный конспект урока биологии для 8 класса полностью соответствует ФГОС ООО. Содержит большой дополнительный материал к уроку, различные дидактические задания и краеведческий материал....