Чудо в жизни христианина
план-конспект урока
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока по теме: «Чудо в жизни христианина».
(Модуль ОПК).
Урок № 20.
Цель: Формировать у школьников мотив к нравственным поступкам, развивать у детей отношения к истинным и ложным чудесам, а также развивать духовную безопасность человека.
Задачи:
- Понимание значения веры в жизни человека и общества
- Осознавать ценность человеческой жизни
- понять, что причиной доброделания христиан может быть вера в чудо, как проявление всемогущества Божьего
- познакомить с источниками чудес
ТСО: энциклопедии, словари, компьютер, раздаточный материал
Ход урока
I.Организационный момент
II.Введение в тему урока.
Слайд №1.
Посмотрите внимательно на фотографии. Про это событие я вам сейчас расскажу.
Сформулируйте тему урока самостоятельно.
Это событие происходит каждый год накануне православной Пасхи в Иерусалимском храме Воскресения, который накрывает своей громадной кровлей и Голгофу, и пещеру, в которой был положен снятый с креста Господь, и сад, где Мария Магдалина первой из людей встретила Его воскресшего. Храм воздвигнут императором Константином и его матерью царицей Еленой в IV веке, и свидетельства о чуде восходят уже к этому времени.
Вот как оно происходит в наши дни. Примерно в полдень со двора Иерусалимской Патриархии выходит крестный ход во главе с Патриархом. Процессия входит в храм Воскресения, направляется к часовне, возведенной над Гробом Господним, и, трижды обойдя ее, останавливается перед ее вратами. Все огни в храме потушены. Десятки тысяч людей: арабов, греков, русских, румын, евреев, немцев, англичан — паломников со всего мира в напряженном молчании следят за Патриархом.
Патриарх разоблачается, полицейские тщательно обыскивают его и самый Гроб Господень, ища хоть чего-то, что может произвести огонь, и в одном длинном ниспадающем хитоне предстоятель Церкви входит внутрь. На коленях перед Гробом он молит Бога о ниспослании СВЯТОГО ОГНЯ. Долго длится иногда его молитва... И вдруг на мраморной плите гроба появляется как бы огненная роса в виде шариков голубоватого цвета. Святейший прикасается к ним ваткой, и она воспламеняется. Этим прохладным огнем Патриарх зажигает лампаду и свечи, которые затем выносит в храм и передает Армянскому Патриарху, а затем и народу. В это же мгновение десятки и сотни голубоватых огней вспыхивают в воздухе под куполом храма.
Трудно представить себе, какое ликование охватывает многотысячную толпу. Люди кричат, поют, огонь передается от одного пучка свечей к другому, и через минуту — весь храм в огне.
В начале Благодатный огонь имеет особые свойства — он не обжигает, хотя у каждого в руке горит пучок из 33 свечей (по числу лет Спасителя). Поразительно наблюдать, как люди умываются этим пламенем, проводят им по бородам и волосам. Проходит еще некоторое время, и огонь приобретает естественные свойства. Многочисленные полицейские заставляют людей тушить свечи, но ликование продолжается.
Дети: Тема сегодняшнего урока «Чудо в жизни христианина» (слайд 2).
III. Работа над новой темой.
1. Определение понятия «чудо».
(слайд 3)
-Что же такое «чудо»?
-Мечта?
Сказка?
Ответы детей
Слайд 4
2.По словарям Чудо –это…
- сверхъестественное явление, вызванное вмешательством Божественной, потусторонней силы;
- нечто поразительное, удивляющее своей необычностью (Большой энциклопедический словарь).
- всякое явленье, которое мы не умеем объяснить, по известным нам законам природы. Богу все чудеса доступны. Христос являл чудеса, исцелял чудесами. |
- Диво, необычайная вещь или явленье, случай; нежданная и противная предвидимой возможности, едва сбыточное (Толковый словарь живого великорусского языка В.И.Даля).
3.беседа
Слайд 5,6
- А вы верите в чудеса?
- Какие бывают чудеса? (видимые и невидимые, естественные и сверхестественные, чудеса природы)
- Как Бог творит чудеса?
- Чему нас учат чудеса? (Любви к Богу и человеку)
Чудеса природы - беседа
4.Чтение статьи учебника
Прочитаем отрывки из статьи учебника (учебник, раздаточный материал).
Отрывок 1
Слайд 8
Понятно, что единица не может равняться тройке. Но христианин убежден, что для Самого Творца это не так: Он выше наших различений и дробей. Поэтому в Боге Единственность и Троичность едины и совместимы. Христиане верят в Одного, Единого Бога, который тем не менее есть Троица: Отец, Сын (воплотившийся во Христе) и Дух. Объяснить это невозможно, но Бог свободен от законов школьной арифметики.
Остановка 1
Когда становится возможным то, что колеблются «непоколебимые естественные законы»?
Какое явление трудно постигнуть с точки зрения наших, земных, законов?
Отрывок 2
Слайд 9
Любое чудо не может быть объяснено – иначе оно перестает быть чудом. Поэтому на этом уроке мы просто послушаем Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Патриарх, ныне возглавляющий Русскую Православную Церковь, рассказал об одном из чудес в жизни его семьи: «Голод 1932-1933 годов имел ко мне самое непосредственное отношение. Мой дед около тридцати лет просидел в тюрьмах только за то, что он боролся за сохранение веры Православной. Когда его забирали — а дело было в Поволжье — то бабушка обратилась к нему и сказала: «На кого же ты нас оставляешь? Ты видишь, что голод идет, мы же все погибнем!». Тогда дед сказал: «Я иду страдать за Христа — волос не упадет с вашей головы». И вот когда в доме не осталось ни одного грамма муки, бабушка испекла вечером для семерых детей лепешечки, раздала им и сказала: «Дети, у нас нет ничего, что мы завтра сможем покушать. Мы завтра начнем умирать». А ночью произошло то, что я как верующий человек называю чудом. Раздался стук в окно, и моя бабушка услышала голос: «Хозяйка, выходи, принимай товар». Вышла — никого. А рядом с дверью стоит большой мешок муки. Этот мешок муки спас мою семью и дал возможность родиться мне».
Остановка 2
Какое событие своей жизни Патриарх воспринимает как чудо?
Что, с вашей точки зрения, было чудесного в этом чуде?
Почему главные события здесь действительно следует считать чудом? Могли ли ждать откуда-то помощи близкие будущего Патриарха, если дело было в голодающем Поволжье, а глава семьи был репрессирован? Откуда же пришло чудо? Кто его совершил?
Отрывок 3
Как видим, для верующих людей чудо – это не обязательно видение ангела. Для христианина чудом может быть неожиданно попавшаяся книга с ответом на давно мучивший вопрос. Встреча с тем человеком, который только и мог помочь в трудной ситуации.
Остановка 3
Подтверждают ли слова учебника ваши выводы о том, кто вершит чудо?
Зачем же Богу угодно вести человека трудным путём?
Отрывок 4
слайд 10
И главное чудо в восприятии взрослого христианина – это маленький ребенок, чадо. Глядя на него, мама и папа думают: «Неужели еще год назад моего малыша не было на свете? Какое же чудо, что он пришел к нам!».
Остановка 4
Знали ли вы о том, что ваши родители восприняли ваше рождение как чудо? А что в вашем рождении чудесного?
Теперь, когда вы знаете, что вы – чудо, какова будет логика вашего поведения:
- Я – чудо, и родители должны постоянно дарить мне за это подарки.
- Я – чудо, и это возлагает на меня большую ответственность, ведь я должен соответствовать тому, что называется чудом.
IY. Закрепление знаний.
- Итак, что же такое чудо? Напишите 5 существительных, которые, по вашему мнению, соответствуют понятию «ЧУДО». Слайд 11
Определения запишите на лепестках ромашки.
Добродетель, вера, надежда, любовь, добро….
Y.Рефлексия – Как вы считаете, мы ответили на главный вопрос нашего урока?
– Какой момент урока был самым запоминающим для вас?
YI. Домашнее задание дается по группам Слайд12
1группа- Найти пословицы, поговорки, высказывания о чудесах
2группа- подготовить сообщение о докторе Н.И. Пирогове (Христианские добродетели чудесного доктора)
3группа- нарисовать иллюстрацию , подготовить коллаж, найти картинки или фото по теме (на выбор)
4группа- Сообщение по теме «Чудо в моей жизни и жизни моих родных»
Спасибо за внимание! Слайд13
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Чудо в жизни христианина
Урок в 5 классе по модулю "Основы правосланой культуры"...
«Чудо в жизни христианина». ОРКСЭ (Модуль ОПК).4 класс
Тема: «Чудо в жизни христианина».Цель: Формирование у школьников мотива к нравственным поступкам, отношения к чудесам,а та...
Урок по ОРКСЭ "Чудо в жизни христианина"
Урок по ОРКСЭ "Чудо в жизни христианина" разработан согласно стандартам и требованиям ФГОС...
"Чудо в жизни христианина"
Презентация на тему: "Чудо в жизни христианина". Уникальная презентация, которая подходит для внеклассной работы....
План- конспект урока по курсу ОРКСЭ, 4 класс, модуль «Основы православной культуры». Тема урока: « Чудо в жизни христианина»
План- конспект урока по курсу ОРКСЭ, 4 класс, модуль «Основы православной культуры».Тема урока: « Чудо в жизни христианина»...
Тест по ОРКСЭ "Чудо в жизни православного христианина"
Данная презентаия вкратце расскрывает значение чуда в жизни человека с позиции православного христианина....
План-конспект урока по ОРКСЭ в 4 классе по теме "Чудо в жизни христианина"
План - конспект урока по ОРКСЭ в 4 классе по теме "Чудо в жизни христианина" (модуль "Основы православной культуры")...