Чудо в жизни христианина
план-конспект урока

Урок ОПК по учебнику Кураева.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_no22_.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока  по теме: «Чудо в жизни христианина».

(Модуль ОПК).

Урок  № 20.

                                                                                   

Цель: Формировать у школьников мотив к нравственным поступкам, развивать у детей отношения к истинным и  ложным чудесам, а также развивать духовную безопасность человека.

Задачи:

  • Понимание значения веры в жизни человека и общества
  • Осознавать ценность человеческой жизни
  • понять, что причиной доброделания христиан может быть вера в чудо, как проявление всемогущества Божьего
  • познакомить с источниками чудес

ТСО: энциклопедии, словари, компьютер, раздаточный материал

Ход урока

I.Организационный момент

II.Введение в тему урока.

 Слайд №1.

Посмотрите внимательно на фотографии. Про это событие я вам сейчас расскажу.

Сформулируйте тему урока самостоятельно.

Это событие происходит каждый год накануне православной Пасхи в Иерусалимском храме Воскресения, который накрывает своей громадной кровлей и Голгофу, и пещеру, в которой был положен снятый с креста Господь, и сад, где Мария Магдалина первой из людей встретила Его воскресшего. Храм воздвигнут императором Константином и его матерью царицей Еленой в IV веке, и свидетельства о чуде восходят уже к этому времени.

Вот как оно происходит в наши дни. Примерно в полдень со двора Иерусалимской Патриархии выходит крестный ход во главе с Патриархом. Процессия входит в храм Воскресения, направляется к часовне, возведенной над Гробом Господним, и, трижды обойдя ее, останавливается перед ее вратами. Все огни в храме потушены. Десятки тысяч людей: арабов, греков, русских, румын, евреев, немцев, англичан — паломников со всего мира  в напряженном молчании следят за Патриархом.

Патриарх разоблачается, полицейские тщательно обыскивают его и самый Гроб Господень, ища хоть чего-то, что может произвести огонь, и в одном длинном ниспадающем хитоне предстоятель Церкви входит внутрь. На коленях перед Гробом он молит Бога о ниспослании СВЯТОГО ОГНЯ. Долго длится  иногда его молитва... И вдруг на мраморной плите гроба появляется как бы огненная роса в виде шариков голубоватого цвета. Святейший прикасается к ним ваткой, и она воспламеняется. Этим прохладным огнем Патриарх зажигает лампаду и свечи, которые затем выносит в храм и передает Армянскому Патриарху, а затем и народу. В это же мгновение десятки и сотни голубоватых огней вспыхивают в воздухе под куполом храма.

Трудно представить себе, какое ликование охватывает многотысячную толпу. Люди кричат, поют, огонь передается от одного пучка свечей к другому, и через минуту — весь храм в огне.

В начале Благодатный огонь имеет особые свойства — он не обжигает, хотя у каждого в руке горит пучок из 33 свечей (по числу лет Спасителя). Поразительно наблюдать, как люди умываются этим пламенем, проводят им по бородам и волосам. Проходит еще некоторое время, и огонь приобретает естественные свойства. Многочисленные полицейские заставляют людей тушить свечи, но ликование продолжается.

Дети: Тема сегодняшнего урока «Чудо в жизни христианина» (слайд 2).

III. Работа над новой темой.

1. Определение  понятия «чудо».

(слайд 3)

-Что же такое «чудо»?

-Мечта?

Сказка?

Ответы детей

Слайд 4

2.По словарям Чудо –это…

  • сверхъестественное явление, вызванное вмешательством Божественной, потусторонней силы;
  • нечто поразительное, удивляющее своей необычностью                                                    (Большой энциклопедический словарь).

  •  всякое явленье, которое мы не умеем объяснить, по известным нам законам природы. Богу все чудеса доступны. Христос являл чудеса, исцелял чудесами. |
  • Диво, необычайная вещь или явленье, случай; нежданная и противная предвидимой возможности, едва сбыточное (Толковый словарь живого великорусского языка В.И.Даля).

3.беседа 

Слайд 5,6

  • А вы верите в чудеса?
  • Какие бывают чудеса? (видимые и невидимые, естественные и сверхестественные, чудеса природы)
  • Как Бог творит чудеса?
  •  Чему нас учат чудеса? (Любви к Богу и человеку)

Чудеса природы - беседа

4.Чтение статьи учебника

Прочитаем отрывки из статьи учебника (учебник, раздаточный материал).

Отрывок 1

Слайд 8

Понятно, что единица не может равняться тройке. Но христианин убежден, что для Самого Творца это не так: Он выше наших различений и дробей. Поэтому в Боге Единственность и Троичность едины и совместимы. Христиане верят в Одного, Единого Бога, который тем не менее есть Троица: Отец, Сын (воплотившийся во Христе) и Дух. Объяснить это невозможно, но  Бог свободен от законов школьной арифметики.

Остановка 1

Когда становится возможным то, что колеблются «непоколебимые естественные законы»?

Какое явление трудно постигнуть с точки зрения наших, земных, законов?

Отрывок 2

Слайд 9

Любое чудо не может быть объяснено – иначе оно перестает быть чудом. Поэтому на этом уроке мы просто послушаем Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Патриарх, ныне возглавляющий Русскую Православную Церковь, рассказал об одном из чудес в жизни его семьи: «Голод 1932-1933 годов имел ко мне самое непосредственное отношение. Мой дед около тридцати лет просидел в тюрьмах только за то, что он боролся за сохранение веры Православной. Когда его забирали — а дело было в Поволжье — то бабушка обратилась к нему и сказала: «На кого же ты нас оставляешь? Ты видишь, что голод идет, мы же все погибнем!». Тогда дед сказал: «Я иду страдать за Христа — волос не упадет с вашей головы». И вот когда в доме не осталось ни одного грамма муки, бабушка испекла вечером для семерых детей лепешечки, раздала им и сказала: «Дети, у нас нет ничего, что мы завтра сможем покушать. Мы завтра начнем умирать». А ночью произошло то, что я как верующий человек называю чудом. Раздался стук в окно, и моя бабушка услышала голос: «Хозяйка, выходи, принимай товар». Вышла — никого. А рядом с дверью стоит большой мешок муки. Этот мешок муки спас мою семью и дал возможность родиться мне».

Остановка 2

Какое событие своей жизни Патриарх воспринимает как чудо?

Что, с вашей точки зрения, было чудесного в этом чуде?

Почему главные события  здесь действительно следует считать чудом? Могли ли ждать откуда-то помощи близкие будущего Патриарха, если дело было в голодающем Поволжье, а глава семьи был репрессирован? Откуда же пришло чудо? Кто его совершил?

Отрывок 3

Как видим, для верующих людей чудо – это не обязательно видение ангела. Для христианина чудом может быть неожиданно попавшаяся книга с ответом на давно мучивший вопрос. Встреча с тем человеком, который только и мог помочь в трудной ситуации.

Остановка 3

Подтверждают ли слова учебника ваши выводы о том, кто вершит чудо?

Зачем же Богу угодно вести человека трудным путём?

Отрывок 4 

слайд 10

И главное чудо в восприятии взрослого христианина – это маленький ребенок, чадо. Глядя на него, мама и папа думают: «Неужели еще год назад моего малыша не было на свете? Какое же чудо, что он пришел к нам!».

Остановка 4

 

Знали ли вы о том, что ваши родители восприняли ваше рождение как чудо? А что в вашем рождении чудесного?

Теперь, когда вы знаете, что вы – чудо, какова будет логика вашего поведения:

  1. Я – чудо, и родители должны постоянно дарить мне за это подарки.
  2. Я – чудо, и это возлагает на меня большую ответственность, ведь я должен соответствовать тому, что называется чудом.

IY. Закрепление знаний.

- Итак, что же такое чудо? Напишите 5 существительных, которые, по вашему мнению, соответствуют понятию «ЧУДО». Слайд 11

Определения запишите на лепестках ромашки.

Добродетель, вера, надежда, любовь, добро….

Y.Рефлексия – Как вы считаете, мы ответили на главный вопрос нашего урока?

– Какой момент урока был самым запоминающим для вас?

YI. Домашнее задание дается по группам Слайд12

1группа- Найти пословицы, поговорки, высказывания  о чудесах

2группа- подготовить сообщение о докторе Н.И. Пирогове (Христианские добродетели чудесного доктора)

3группа- нарисовать иллюстрацию , подготовить коллаж, найти  картинки или фото по теме (на выбор)

4группа- Сообщение по теме «Чудо в моей жизни и жизни моих родных»

Спасибо за внимание! Слайд13


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чудо в жизни христианина

Урок в 5 классе по модулю "Основы правосланой культуры"...

«Чудо в жизни христианина». ОРКСЭ (Модуль ОПК).4 класс

Тема: «Чудо в жизни христианина».Цель: Формирование у школьников мотива к нравственным поступкам, отношения к чудесам,а та...

Урок по ОРКСЭ "Чудо в жизни христианина"

Урок по ОРКСЭ "Чудо в жизни христианина" разработан согласно стандартам и требованиям ФГОС...

"Чудо в жизни христианина"

Презентация на тему: "Чудо в жизни христианина". Уникальная презентация, которая подходит для внеклассной работы....

План- конспект урока по курсу ОРКСЭ, 4 класс, модуль «Основы православной культуры». Тема урока: « Чудо в жизни христианина»

План- конспект урока по курсу ОРКСЭ, 4 класс, модуль «Основы православной культуры».Тема урока: « Чудо в жизни христианина»...

Тест по ОРКСЭ "Чудо в жизни православного христианина"

Данная презентаия вкратце расскрывает значение чуда в жизни человека с позиции православного христианина....

План-конспект урока по ОРКСЭ в 4 классе по теме "Чудо в жизни христианина"

План - конспект урока по ОРКСЭ в 4 классе по теме "Чудо в жизни христианина" (модуль "Основы православной культуры")...